Способы воздействия в процессе общения

ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф.КАТАНОВА

Институт непрерывного педагогического образования

Психолого-педагогический факультет.

Специальность «031000-педагогика и психология».

Контрольная работа по Социальной психологии:

«Психологические способы воздействия в процессе общения (внушение, подражание, заражение, манипуляции)».

Выполнил: студент 3 курса ППФ

ФАТЕЕВ И.С.

Руководитель: Мицукова В.В.

АБАКАН-2007

ПЛАН

Введение

1. Теория социально-психологического воздействия

1.1 Сущность социально-психологического воздействия

1.2 Характеристика социально-психологического воздействия

Выводы

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Традиционно к социально-психологическим способам влияния относили внушение, заражение, подражание, убеждение. На самом деле к их числу также относятся слухи, рэкет, захват заложников, публичные террористические акты, аварии, эпидемии, митинги, демонстрации, голодовки, стачки, забастовки, акты самосожжения, использование средств массовой информации, модификация поведения, религия, мода, реклама, психотропное оружие. При этом способы влияния могут быть правовыми и анти правовыми, стихийными и умышленными.

Внушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

Подражание – осознанное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

Манипуляции — это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений.

Вопрос о средствах и механизмах социальных влияний выходит за рамки социальной психологии, так как это междисциплинарная проблема. Она может быть решена только при координации усилий психологов, физиков, медиков, гигиенистов и других специалистов. Психотерапевтическое вмешательство предполагает позитивные изменения личностной и групповой роли посредством применения тренингов, психодрамы.

Говоря о социально-психологическом воздействии, нельзя не сказать о технике его применения. Вообще психотехника как научное направление имеет давнюю историю. Своими корнями она уходит в 20-е годы, историю психологии труда. Здесь следует отметить наличие частных теорий, связанных с разработкой рекламы, применением средств массовой информации и т. п. Но об общей теории техники социально-психологического воздействия вести речь не приходится. Между тем далеко продвинулись разработки в области «модификации поведения», направленные на манипулирование массовым поведением, формирование общественного мнения, установок. При этом все большее распространение приобретает техника гуманистической психологии, в частности ненасильственного общения, разрабатываемая научными центрами, расположенными в Швейцарии и США.

История психологии воздействия как самостоятельной научной отрасли дает отчасти некоторые основания для скептического отношения позитивистов к научным возможностям психологического знания, поскольку данная дисциплина стала разрабатывать свой предмет прямо в противоположной логической схеме. С начала становления этой области предпринимались попытки решения, прежде всего практических задач в целях управления психологическими, социально-психологическими, социальными явлениями. Известная книга Аристотеля «Риторика», написанная приблизительно в 350 г. до н.э., специально была посвящена искусству психологического воздействия на других людей. В ней содержатся некоторые основные принципы социального влияния и убеждения. С точки зрения Аристотеля, успех убеждающего воздействия зависит от того, кто говорит, что говорит и кому говорит. Интересно отметить, что данная, ставшая классической формула убеждающего воздействия систематическую и всестороннюю экспериментальную апробацию прошла лишь в середине XX века благодаря знаменитой серии так называемых Йельских исследований, проведенных Карлом Ховландом и его учениками.

Однако эмпирические наблюдения и отдельные исследования в области психологии убеждающего воздействия и социального влияния, естественно, зафиксированы намного раньше. Психология в силу своей практической направленности всегда являлась сферой самого пристального интереса (как житейского, так и научного).

Число научных концепций психологического воздействия (общих и специальных), разработанных различными психологическими школами, на сегодня составляет несколько десятков. Объем же конкретных эмпирических исследований и публикаций просто не поддается охвату.

1. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1.1 Сущность социально-психологического воздействия

Психология воздействия — одно из самых традиционных направлений социально-психологического знания. Однако, несмотря на это, проблематика психологического воздействия и сегодня продолжает оставаться, пожалуй, наиболее популярной и интригующей сферой исследовательских и практических интересов психологии. Такая ситуация связана в первую очередь с тем, что данная предметная область напрямую выходит на раскрытие механизмов, способов и методов управления психическими явлениями; определяет общую логику развития и основную «сверхзадачу» социальной психологии как научно-практической дисциплины, указывает на наиболее проблемные узлы соприкосновения психологической науки и общественной практики, социального заказа.

На общеметодологическом уровне социально-психологической теории психологическое воздействие выступает в качестве системообразующей категории психологии, которая во многом определяет целевую перспективу (т.е. поиск законов управления психическими явлениями) и прикладной потенциал, общественное лицо этой науки, обусловленное реальной дееспособностью выявленных в ней законов и концепций, их применимостью в социальной практике. На более конкретном уровне методологического обобщения именно категория психологического воздействия и должна представлять собой основное понятие отсутствующей пока в отечественной науке прикладной методологии. Предназначение последней — перекинуть надежный мост между социально-психологической наукой и социальной практикой, воссоединить абстрактную научную мысль и живую человеческую реальность в целях научно обоснованного управления ею.

Структуру социально-психологического воздействия или социальных влияний можно представить следующим образом: субъект, объект, способы влияния, средства, механизм.

В качестве субъектов социальных влияний могут выступать как человек, отдельная личность, так и общности. По мере осложнения социальной обстановки характер субъектов воздействия меняется. Например, в условиях чрезвычайного положения управление в социальной сфере переходит к военным органам.

Объектом социальных влияний выступают самые разнообразные социально-психологические явления: личность, общности, их образ жизни, стратификация общества, конфликты, социальная напряженность групп, толпа и пр. Что же касается способов социальных влияний, то здесь можно условно выделить как силовые административные приемы (применение военной силы), так и не силовые (увольнение, система наказания), а также социально-психологические и психотерапевтические.

Вместе с тем в этой уже достаточно обширной исследовательской области одно направление претендует на системный охват взаимоотношений человека и среды в рамках психологического знания — это так называемая психология среды или экологическая психология.

За последние 20-25 лет в мировой психологии возникло несколько принципиально новых концептуальных подходов, пытающихся изучать целостные взаимосвязи между человеком и его окружением. Эти направления, будучи междисциплинарными, по характеру, получили различные наименования в зависимости от своих предметных пристрастий (в качестве примера можно назвать поведенческую экологию, психологию архитектуры, социальную экологию, психогеографию и т.п.).

Центральным понятием экологической психологии является понятие «место поведения», или «поведенческая ситуация». Место поведения — это определенным образом организованные и ограниченные во времени и в пространстве характеристики среды поведения, в рамках которой конкретная деятельность и поведение человека унифицированы и циклично повторяются, например, унифицированное ролевыми предписаниями и характеристиками конкретной средовой обстановки поведение людей в аптеке, гараже, школьном классе, на баскетбольной площадке и т. п.

Место поведения, объединяющее физические свойства ситуации и социальной нормы, однозначно детерминирует и определенные паттерны поведения людей в данной конкретной ситуации. Иными словами, специфическое поведение, которое должно возникнуть, скорее можно предсказать или спровоцировать исходя из организации специфической ситуации, чем на основе индивидуальных различий между людьми. Так «ведет себя» не столько сам индивид, сколько вся экологическая система (индивид и среда), которая изменяется во времени и в пространстве.

Довольно впечатляющим примером работы такой целостной системы, места поведения в ее воздействии (в данном случае отрицательном) на психологические характеристики людей могут служить результаты тюремного эксперимента, организованного американским психологом Ф. Зимбардо. Поведенческая ситуация эксперимента оказала настолько сильное дегуманизирующее влияние на испытуемых (обычных студентов), что эксперимент пришлось прекратить значительно раньше первоначально планируемого срока. Испытуемые слишком сильно стали идентифицировать себя как с физической средой (обстановкой тюремного заключения), так и с предписанными им ролями (либо заключенных, либо надзирателей), личностно отождествляться с соответствующими этим ролям специфическими моделями поведения и взаимодействия между собой.

К числу средств воздействия можно отнести, в частности, современные методы психологической конверсии и индокринации, психопрограммирования и психологического контроля и так называемые активные методы социального обучения и т.п. Отличительной чертой этих методов и техник является то, что для достижения кардинальных психологических эффектов при использовании большинства из них преднамеренно и достаточно тонко варьируется целостный комплекс параметров как физического, так и социального окружения, а также учитываются индивидуальные характеристики объектов воздействия.

В качестве современного примера использования целого комплекса методов психологического воздействия в целях личностной конверсии (обращения в новую идеологию) в зарубежной литературе часто приводится случай с Патрицией Херст. Этот случай не только вызвал большой резонанс у американской общественности, но и получил всестороннюю научную интерпретацию в качестве классической модели личностно-преобразующего воздействия.

3 февраля 1974 г. 19-летняя Патриция Херст, дочь одного из самых влиятельных газетных магнатов Америки, была похищена из дома в г. Геркли (Калифорния) группой молодых людей, назвавших себя «Объединенной свободной армией» (ОСА). Своей основной задачей эта организация провозгласила борьбу за свободу всех угнетаемых капиталистической системой. В качестве выкупа за Патрицию ОСА потребовала от семьи Херстов обеспечение продовольственными товарами калифорнийских бедняков на сумму в несколько миллионов долларов.

Психологические способы воздействия в процессе общения

Совместная деятельность людей предполагает их воздействие друг на друга. Можно выделить ряд способов такого воздействия:

1. Убеждение- способ целенаправленного аргументированного воздействия на сознание партнера через обращение к его критическому суждению. Основу убеждения составляет аргументация — это доказательство мыслей, снабжение их «пробивной» силой через логическое упорядочение фактов и выводов. Аргументация строится на законах логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Убеждение обращено к разуму партнера, а не к его чувствам. Это воздействие при­обретает максимальную силу, когда учитываются психологические тонкости аргументации, снимающие эмоциональные, гносеологические и другие барьеры.

Например, когда используются точные и понятные партнеру термины, учитывается его эмоциональное состояние, особенности темперамента, характера и т.п.

2. Заражение- это неосознаваемый или малосознаваемый процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому вне смыслового воздействия или дополнительно к нему. За счет обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции.

Заражение может выступать дополнительным фактором сплочения до тех пор, пока не превысит определенного предела интенсивности. Тогда обоюдное заражение приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур в группе и вырождению ее в толпу.

3. Внушение- это целенаправленное, неаргументированное прямое или косвенное воздействие, ориентированное на программирование поведения человека. Внушение опирается на некритическое восприятие и отсутствие понимания. Внушенному воздействию присущ навязчивый характер, и оно с трудом поддается осмыслению и коррекции.

Внушение имеет историю исследования. В.М. Бехтерев изложил свою концепцию в книге «Внушение и его роль в общественной жизни» (1903 г.). Б.Ф. Поршнев рассматривал внушение как вид заражения, а Б.Д. Парыгин считал, что заражение и внушение отличаются друг от друга по следующим при­знакам:

1) при заражении переживание передается массе людей, где «все заражают всех», а при внушении процесс носит односторонний характер;

2) внушение чаще носит вербальный характер, а при заражении большое значение имеют невербальные сигналы (мимика, восклицания, вздохи).

3) Внушение отличается и от убеждения, поскольку оно логически необоснованно и бездоказательно.

Факторы, повышающие внушаемость: 1) возраст; 2) физическое ослабление; 3) авторитет суггестора; 4) личность суггеренда; 5) реклама, пропаганда.

В зависимости от способов внушающего воздействия можно выделить следующие виды внушения: вербальное и невербальное; прямое (императивное) и косвенное; преднамеренное и непреднамеренное.

При прямом и преднамеренном внушении суггестор использует специальные «словесные формулы», которые внедряются в сознание и становятся его элементами, проявляясь в поведении. При косвенном внушении его содержание включается в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется непроизвольностью и неосознанностью усвоения.

В зависимости от состояния суггеренда выделяют такие виды внушения: 1) внушение в бодрствующем состоянии; 2) внушение в гипнозе; 3) внушение в естественном сне; 4) постгипнотическое внушение. Внушающее воздействие можно представить в виде схемы (см. рис 6).Эффективность внушения определяется:

1) свойствами суггестора (социальный статус, обаяние, интеллектуальное превосходство и т.п.);

2) особенностями суггеренда (степень внушаемости, эмоциональное состояние и т.п.);

3) отношениями, складывающимися в процессе внушения (доверие, враждебность, зависимость и т.п.).

Внушение — это обычный компонент общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации. На внушении отчасти основано воздействие некоторых средств массовой информации, рекламы, моды, формирования обычаев, веры и т.п. Внушение широко применяется в медицинской практике и в педагогике.

3. Подражание — это следование некоторому примеру, копирование действий, принятых у других, и воспроизведение образцов демонстрируемого поведения (мода, сленг и т. п.). Подражание играет решающую роль в присвоении общественного опыта, в усвоении социальных норм и в приобретении тех личностных качеств, которые необходимы для жизни в обществе. Подражание встречается на всех возрастных этапах, но имеет различные механизмы. В своей «теории подражания» Г. Тард отмечал, что подражание — фундаментальный принцип развития общества, «мировой закон повторения», а социальные конфликты происходят из-за подражания различным направлениям.

Можно выделить следующие виды подражания: логическое и нелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри класса и подражание другому классу.

Сформулированы законы подражания: 1) подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (подражание духу раньше подражание обряду); 2) низшие слои подражают высшим (провинция — центру, дворяне — королю).

Конечно, Г. Тард абсолютизировал подражание, тем не менее, его теория заслуживает пристального внимания. Особенно интересны его исследования подражания в детском возрасте, где оно имеет иное значение и иную модель.

5. Манипулирование- это воздействие, в основе которого лежат модели зафиксированных действий. Характерная особенность этих действий — повторяющийся способ их выполнения. В результате многократных повторений, действия автоматизируются, а сознательный контроль снижается. Человек чаще всего попадает в стандартные ситуации, поэтому автоматические действия преобладают в его поведении, экономя его силы (навык письма, приветствия, обращение с просьбой и т.п.). По этому поводу британский философ А. Уайтхед указывал, что «цивилизация движется вперед путем увеличения числа операций, которые мы можем осуществлять, не раздумывая над ними».

Автоматические модели поведения в большинстве случаев целесообразны и полезны, но могут использоваться окружающими для несвоевременного «проигрывания». Человека, использующего в собственных целях автоматические модели поведения другого, называют манипулятором. Такие профессионалы-манипуляторы хорошо знают пусковой механизм («нужную кнопку»), которым «включается» автоматическое поведение другого и присваивают себе силу этого автоматизма, при этом сам почти не затрачивают сил.

Манипулятор не будет заставлять другого что-либо делать, он нажимает на «пусковую кнопку», и у его партнера возникает желание это сделать. Например, используя мыслительные стереотипы «хорошие вещи стоят дорого» или «импортные вещи более качественные», продавец может спровоцировать покупателя на необоснованные траты.

В тех же целях создается ситуация дефицита, поскольку ценность чего-то или кого-то увеличивается по мере того, как растет возможность его утраты. Многие авантюристы — виртуозы манипулирования, они используют для «включения» автоматизмов атрибуты власти, могу­щества, солидарности (военную форму, дорогие автомобили, проживание в шикарных отелях, демонстрируют знакомства и родственные связи с политиками, актерами и т. п.). Существует много приемов манипулирования, которые можно объединить в шесть основных принципов: «взаимный обмен», «благорасположение», «обязательство и последовательность», «социальное доказательство», «авторитет», «дефицит».

Основные способы психологического воздействия в общении

Психологическое влияние – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли, поступки людей.

Основные способы психологического воздействия:

ü Психическое заражение.

ü Подражание.

ü Внушение.

ü Убеждение.

ü Манипуляция.

ü Конформизм.

Психическое заражение – это самый простой способ психологического влияния на партнера по общению, т.к. он не требует усилий ни со стороны субъекта, ни со стороны объекта. Это невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям, т.е. эмоциям, которые испытывают окружающие его люди. Это эмоциональное воздействие.

Основные условия успешности психического заражения:

1. Большая неорганизованная группа людей (болельщики, например). Механизмом психического заражения является процесс многократного отражения.

Непосредственное общение одного человека с другим в диаде. Механизмом является механизм идентификации (отождествление себя с другим человеком).

Степень психического заражения зависит от личностных особенностей объекта воздействия: уровня развития самосознания, уровня развития интеллекта и критичности в целом.

Подражание – это воспроизведение отдельных черт или образцов демонстрируемого поведения. Специфика подражания заключается в том, что субъект воздействия может занимать как активную, так и пассивную позицию. Активную позицию в процессе подражания занимает только объект. Чтобы использовать этот способ влияния, достаточно стать для других образцом для подражания.

Внушение – это целенаправленное речевое неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. Это эмоционально-волевое воздействие. Внушение обычно осуществляется при некритическом восприятии информации. С позиции социальной психологии всякий говорящий внушает. В основе внушения лежит неограниченное ничем доверие к партнеру. Поэтому внушить что-либо можно только тогда, когда тебе доверяют и принимают твои слова на веру.

Основные факторы, влияющие на эффективность внушения:

Особенности субъекта воздействия – сугестера:

o Авторитет выполняет функцию косвенной аргументации. Авторитет подпитывается социальным статусом, уровнем компетентности личности и принадлежностью человека к той социальной группе, членами которой мы являемся.

Особенности объекта воздействия – сугерена:

o Возраст.

Маленькие дети более внушаемы.

o Пол. Женщины более внушаемы и доверчивы.

o Тип нервной системы. Более податливы к внушению лица со слабым типом нервной системы.

o Тип темперамента. Меланхолики более внушаемы.

o Уровень развития интеллекта. Развитие образного мышления (воображения) способствует внушению.

o Тревожность. Тревожные личности более внушаемы.

o Низкая самооценка.

o Психическое состояние. В состоянии утомления человек больше поддается внушению.

Содержание внушаемой информации. Прежде всего, мы верим тому, что соответствует нашим актуальным потребностям.

Убеждение – это интеллектуальное воздействие на партнера.

Убеждение – это целенаправленное речевое и аргументированное воздействие на индивида или группу, осуществляемое на основе критического восприятия информации с их стороны.

Убеждение направлено на изменение системы установок, взглядов, ценностей или принципов объекта воздействия, побуждающих его вести себя в соответствии с ними. Убеждение оказывает более глубинное влияние на другого человека. Посредством убеждения оказывается влияние на глубинные структуры личности – систему ценностей. Потребность в контроле при убеждении снижается. Убедить – значит побудить другого принять определенную точку зрения или следовать определенным нормам, оценкам путем логического обоснования предлагаемого суждения. В основе убеждения лежит система доказательств. При убеждении и субъект, и объект занимают активную позицию: субъект должен выстроить систему доказательств, при этом объект воспринимает слова влияющего критически, высказывает свои контраргументы.

В основе эффективности убеждения лежит умение субъекта логически обосновать свою позицию. Для того чтобы убедить, необходимо владеть техникой убеждающего воздействия.

Техника аргументации:

o Аргументы должны быть субъективно значимыми для объекта воздействия. Для этого нужно хорошо знать человека, которого необходимо убедить.

o Аргумент должен быть основан на реальных и неопровержимых фактах: научных данных, статистических данных.

o Аргументы должны содержать как позитивную, так и негативную апелляцию. Аргументы с позитивной апелляцией указывают на положительные последствия согласия с определенной точкой зрения. Аргументы с негативной апелляцией указывают на негативные последствия несогласия.

o Действенными аргументами являются аргумент с двойной аргументацией: человек, который пытается убедить других, выдвигает аргументы за и против своей позиции, но при этом аргументов «за» должно быть больше, они должны быть более сильными по содержанию в сравнении с аргументами «против».

Компоновка аргумента:

o Наиболее важные аргументы (аргументы «за») нужно помещать в начало и в конец, а слабые аргументы (аргументы «против») — в середину.

Манипуляция – это особый специфический вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого принуждения другого лица к определенному действию.

Специфические характеристики манипуляции:

Тайный характер намерений субъекта.

Односторонний выигрыш.

Часть информации, расходящаяся с желаниями субъекта, утаивается.

Ограничение свободы выбора при сохранении иллюзии этой свободы.

Приемы манипулятивного воздействия:

  1. Провокация.
  2. Обман.
  3. Интриги.
  4. Намеки.
  5. Лесть.

Манипуляция всегда осуществляется в корыстных целях, поэтому манипулятор относится к другим людям, как к средствам достижения своей цели (как к неодушевленным предметам).

Типы манипуляторов:

ü Активный манипулятор использует все возможные приемы, чтобы достичь своей цели.

ü Пассивный манипулятор на первый взгляд не прибегает к приемам, но добивается своей цели. Он жалуется или призывает к сочувствию.

Конформизм – это психологическое давление группы на индивида, побуждающее его вести себя так, как принято в данной группе. Субъектом воздействия является группа.

Основные условия проявления конформизма:

1. Организованность, сплоченность группы.

Применяются санкции, если поведение индивида не соответствует нормам группы.

В основе конформизма лежит боязнь индивида оказаться в изоляции, быть отвергнутым группой.

Типы конформизма:

  1. Целесообразный конформизм – внешний конформизм. Человек подчиняется групповым нормам только тогда, когда находится внутри группы.
  2. Внутренний конформизм – истинный конформизм. Индивид усваивает полностью нормы и ценности группы до тех пор, пока они не станут его собственными.

Конформизм как способ воздействия возникает в случае конфликта между группой и индивидом. Это один из способов разрешения конфликта.

Условия эффективности конформного воздействия:

4) Характеристики группы:

a. Объем группы. Чем больше группа, тем сильнее групповой нажим, до тех пор, пока группа остается контактной.

b. Сплоченность группы. Чем группа сплоченнее, тем сильнее влияние.

c. Отношение группы к тому человеку, на которого она хочет оказать влияние. Если группа заинтересовано в том, чтобы человек оставался в группе, то давление будет сильным.

5) Особенности личности:

a. Социальный статус или положение индивида в структуре группы.

b. Отношение личности к группе. Если группа является авторитетной, то человек идет навстречу групповым требованиям.

c. Мера конформности личности. Конформность – особое свойство личности, которое определяет меру податливости групповому нажиму. Конформность зависит от ряда психологических качеств человека:

i. Особенности интеллектуальной сферы личности: уровень развития интеллекта в целом, ригидность мышления.

ii. Особенности эмоционально-волевой сферы: уровень развития волевых качеств, высокий уровень тревожности.

iii. Особенности самосознания личности: низкая самооценка, неуверенность в себе.

iv. Особенности межличностной сферы личности: заинтересованность в сохранении контактов, потребность в одобрении, озабоченность мнением о себе других людей.

Девиз конформиста: «Как все, так и я!»

6) Содержание групповых норм и ценностей: если содержание мало расходится с личностными ценностями человека, то он легко поддается влиянию группы.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 8; Нарушение авторских прав

Психологическое воздействие

Что греха таить, мы все недолюбливаем психологов, объясняя это нежеланием раскрываться перед чужим человеком. А кроме того, у многих существует страх перед психологическим воздействием в процессе общения со специалистом, кто знает какие установки он способен внедрить в сознание? И в какой-то мере это опасение обоснованно, так как речь является мощнейшим инструментом воздействия, другое дело, что психологу незачем производить какие-либо внушения без ведома пациента. Но умение распознать признаки психологического воздействия могут пригодиться в массе других случаев. Так давайте разберемся с этим вопросом, чтобы не стать игрушкой в руках недоброжелателей.

Психологическое воздействие в процессе общения

Человек не живет в вакууме, поэтому влияние на него оказывают не только близкие люди и врачи, но и мимолетные знакомые, художественная литература и СМИ. Последние особенно часто используют психологические модели убеждающего воздействия, которое приносит свои плоды – множество людей (особенно это касается старшего поколения) слепо верят всему, что транслируется центральными телеканалами. Но кроме убеждения существуют и другие способы влияния, использование которых в правильных пропорциях может привести к ошеломляющим результатам. Рассмотрим подробнее каждую технику психологического влияния.

  1. Убеждение. Самый действенный метод при работе с интеллектуалами. Смыслом процесса является привлечение оппонента на свою сторону путем приведения веских аргументов. Для достижения результата может использоваться спор, в котором заинтересован каждый участник.
  2. Заражение. Здесь ставка делается на эмоции. Давно замечено, что люди, обладающие сильной энергетикой, легко передают свое настроение другим. При общении с жизнерадостным человеком быстрее создается атмосфера дружелюбия и доверия, а значит, и доводы будут звучать убедительнее.
  3. Внушение. Этот способ представляет собой некий синтез двух предыдущих, факты здесь могут быть менее подчинены логике, а эмоции – не такими яркими. В этом случае больше внимания уделяется особому построению беседы, тщательно выверенным аргументам, которые позволят удерживать беседу в русле, нужном оратору.

Для лучшего психологического воздействия могут использоваться особые звуки, цвета, запахи. Сами по себе эти приемы не смогут оказать сильного влияния, но могут поспособствовать созданию более приятной атмосферы, что значительно упростит задачу манипулятору. К примеру, психологическое воздействие цвета очень активно используется маркетологами, которые окрашивают товары в наиболее привлекательные для покупателя оттенки. К сожалению, назвать общий признак, говорящий о влиянии такого рода невозможно, требуется рассматривать каждую ситуацию отдельно.

Добавить комментарий

Закрыть меню