Способы покрытия бюджетного дефицита

Жидких Е.А. гр.ЭМ-092

Эссе по теме: «Способы покрытия бюджетного дефицита в России»

Превышение расходов бюджета над его доходами приводит к бюджетному дефициту. В экономической литературе обсуждаются две точки зрения на существование бюджетного дефицита: его недопустимость и возможность существования бюджетного дефицита.

Сторонники первой теории считают, что дефицит бюджета ведет к росту государственных долгов со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономическими последствиями.

Сторонники второй точки зрения согласны с Дж. Кейнсом, обосновывающим возможность опережающего роста государственных расходов над государственными доходами с целью реализации определенных программ правительства. Они считают, что для состояния национальной экономики дефицит бюджета не может представлять собой опасности, т.к. все бюджетные расходы осуществляются на территории данного государства и способствуют развитию экономики.

Существуют следующие основные способы покрытия бюджетного дефицита:

1. Монетизация бюджетного дефицита:

«+»: — рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса;

— быстрота исполнения;

«-«: ведет к увеличению уровня инфляции.

2. Внутреннее долговое финансирование путем выпуска государственных ценных бумаг.

«+»: — в краткосрочном периоде это не инфляционный способ финансирования;

— это достаточно оперативный способ;

«-«: — по долгам надо платить;

— в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию;

— присущ эффект вытеснения частных инвестиций;

3. Внешнее долговое финансирование.

«+»: — возможности получения крупных сумм в условиях, если другие способы покрытия по каким-либо причинам нецелесообразны.

«-«: — необходимость возвращения долга и обслуживания долга;

— необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания;

— возможность истощения золотовалютных резервов страны.

4. Увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета, например, за счет увеличения налогов или сокращение размеров расходных статей бюджета.

В России с 1990 – 1994 гг. для покрытия бюджетного дефицита в основном использовалась эмиссия денег, что послужили мощным инфляционным фактором, который в свою очередь привел к снижению уровня жизни населения.

С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется.

В 1995-1996 гг. главными источниками покрытия бюджетного дефицита стали внутренние заимствования.

Затем внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета стали замещаться внешними. Так, уже в 1998 г. внешних займов было привлечено на сумму, превышающую сумму внутренних займов на 6,3 млрд. руб. (91,4 млрд. руб. и 85,1 млрд. руб. соответственно). Заимствования на внешнем рынке привели к росту госдолга, который в свою очередь негативно сказывается как на имидже страны, возникла финансовая зависимость от иностранных субъектов.

Постепенно дефицит государственного бюджета был преодолен, но проблема внешнего государственного по-прежнему оставалась актуальной.

С 2001 года бюджет выполнялся с профицитом. Однако сложившаяся в экономике кризисная ситуация привела к тому, что в 2009 году бюджет не только не был профицитным, но и вовсе оказался дефицитным. Так доходы составили всего 6 трлн 713,8млрд рублей, а расходы 9 трлн 931,4 млрд рублей, дефицит бюджета за 2009 год составил 3 трлн 217,6 млрд рублей. Таким образом, поступившие доходы не смогли в полной мере покрыть произведенные расходы.

На покрытие бюджетного дефицита в 2009 году были направлены средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые были созданы на основе Стабилизационного фонда. Но средств этих фондов явно недостаточно для покрытия дефицита бюджета. Т.к. когда правительство создало Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, никто не думал, что их придется потратить в течение двух лет. Предполагалось, что резервы будут тратиться по чуть-чуть. На практике же сложилось, что резервы расходуются намного быстрее. Таким образом, средства этих Фондов покроют лишь часть дефицита бюджета.

В дальнейшем взгляды ведущих экономистов России расходятся, когда встает вопрос об использовании других источников финансирования бюджета. Так, одни придерживаются мнения, что необходимо совершить суверенный заем на внешнем рынке, т.к. тамсложилась вполне благоприятная конъюнктура для заимствований. Это связано с тем, чтоРоссия, значительно сократившая в предыдущие годы свои внешние долговые обязательства (до 2% ВВП), расчистила себе площадку для осуществления новых займов. К тому же внешний вектор заимствований в нынешних условиях выглядит предпочтительным, тогда как внутренний рынок было бы неправомерно еще более напрягать, к тому же для займов на внутреннем рынке (уровень монетизации которого достиг 30% ВВП) просто нет средств.

Другие придерживаются мнения, что займы на внутреннем рынке выглядят предпочтительнее, т.к. внешние заимствования негативно сказываются на имидже страны, а также являются, как правило, более дорогими источниками покрытия бюджетного дефицита. К тому же выходить на рынок внешних заимствований надо было еще в середине 2009 года, тогда бы удалось получить деньги под меньший процент. Ведь инвесторы всегда смотрят на состояние бюджета, резервов. А они существенно уменьшились за соответствующий период.

Кроме того, по словам председателя совета директоров МДМ-банка Олега Вьюгина,у отечественных банков скопился немалый объем ликвидности. Это утверждение звучит несколько сомнительно в связи с тем, что по результатам проведенных исследований больше всего пострадала от кризиса как раз банковская сфера.

Также для сокращения дефицита бюджета в сложившихся условиях необходимо сокращать государственные расходы и увеличивать доходы.

Последние несколько лет в стране активно растут пенсии и социальные выплаты и на ту же сумму сокращаются инвестиции и текущие расходы бюджетной системы, не связанные с выплатами населению. Правительство считает, что в условиях кризиса правильно сокращать инвестиции и увеличивать пенсии.

Как правило, решение о том, какую часть расходов бюджета сократить, зависит от поставленных Правительством задач. Так, если ставится задача поддержать социальную стабильность и добиться успеха на выборах, то необходимо увеличивать социальные выплаты, в первую очередь пенсионерам. Если стоит задача об улучшении экономической ситуации, о выходе из кризиса и росте, то деньги надо направлять на инвестиции, создавать бюджетный спрос, чтобы государство покупало больше товаров и экономика шевелилась. Если же государство хочет превратиться в Зимбабве с инфляцией в миллиарды процентов, можно финансировать все и ничего не сокращать. Все это — вопрос политического выбора.

Другой способ покрытия бюджетного дефицита – увеличение доходной части бюджета. Но в условиях экономического кризиса, не смотря на то, что и наблюдается некоторый подъем в экономике, сделать это довольно проблематично. Это связано с тем, что основными источниками дохода бюджета являются налоговые поступления, а они в последнее время сократились.

В первую очередь, конечно, упали поступления от экспортных пошлин на нефть и налога на прибыль — и то, и другое практически в два раза, почти на четверть снизился НДС на импортные товары.

По некоторым данным, чтобы увеличить поступления в бюджет, Минфин предлагает поднять для этого налог на добычу полезных ископаемых на газ, экспортные пошлины на газ, нефтепродукты и ряд других товаров, а также акцизы на алкогольную продукцию и табак. Но увеличение налогов также не является основным способом покрытия дефицита, и рассматривается лишь как вариант.

Кроме того, для пополнения бюджета, можно продавать и госсобственность, которой теоретически в стране очень много. Государство также может уже сейчас приобретать и дешевеющие акции частных компаний, чтобы в 2010-2011 годах их продать.

Таким образом, на сегодняшний день для покрытия дефицита бюджета можно использовать любой из приведенных способов. Но наиболее оптимальным является использование этих методов в комплексе: например, снизить расходы бюджета, не ухудшая при этом общую экономическую ситуацию, использовать собственные резервы (как это сейчас и происходит), добиться стабильного поступления налогов в бюджет (по крайней мере в размерах не меньше прошлого года), привлечь дополнительные средства путем приватизации части госсобственности, обратиться к внешним заимствованиям либо в период, когда «дно» еще не достигнуто, либо при малейших изменениях в экономике в лучшую сторону. Необходимо точно определить период, когда ставки по привлеченным финансовым ресурсам не будут максимальными и в то же время экономика все еще будет нуждаться в деньгах. И лишь на самый крайний случай следует оставлять способ финансирования бюджета за счет дополнительной эмиссии денег.

Список используемой литературы:

1. Стручиневский А.А. Эксперты рассуждают о том, как покрыть дефицит бюджета)// – Режим доступа: http://www.strana.ru/ — Дата доступа: 07.04.2010

2. Миронов В.В. С газа по нитке Минфин ищет дополнительные доходы/ / – Режим доступа: http://www.rg.ru/ — Дата доступа — 07.04.2010

3. Алексашенко С.В. Режут все, кроме военных заказов// – Режим доступа: http://www.ogoniok.com/ — Дата доступа — 07.04.2010

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы любой страны. Он представляет собой финансовый план государства на весь год и приравнивается к законодательному акту .

Государственный бюджет состоит из двух частей, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга:

  1. Доходная часть, в которой отражаются источники поступления средств, предназначенных для финансирования государственной деятельности,
  2. Расходная часть – в ней указываются цели, для которых предназначены данные государственные средства.

Чаще всего встречаются 2 варианта государственного бюджета:

  1. Нормальное, сбалансированное состояние, при котором расходы государства равны доходной части госбюджета,
  2. Дефицит – при этом расходы государства превышают размер доходной части.

Руководство каждой страны стремится к тому, чтобы достичь «баланса дохода», т.е. такой ситуации, при которой расходная и доходная части бюджета равны между собой.

Однако на этот баланс влияют самые разные факторы – политические, экономические, природные, в результате чего доходная часть госбюджета не может покрыть все расходные статьи.

Именно такая ситуация и называется бюджетным дефицитом.

Иными словами, бюджетный дефицит это превышение расходов над получаемыми доходами. Естественно, что все страны стараются свести к минимуму риски возникновения подобной ситуации, поскольку такое состояние госбюджета нежелательно для страны – из-за бюджетного дефицита происходит рост государственного долга и инфляция.

Существует и третий вариант госбюджета – его профицит, т.е. превышение доходов государства над его расходами. Однако встречается такая ситуация нечасто.

В разные периоды своего существования, а особенно во время экономического кризиса практически каждое государство вынуждено сталкиваться с дефицитом госбюджета. Так, к самым распространенным причинам образования дефицита госбюджета являются:

  • Чрезвычайные и форс-мажорные ситуации – стихийные бедствия, катастрофы, массовые беспорядки и войны и т.п.;
  • Несовершенство налогового законодательства и политики в сфере налогообложения;
  • Коррупция в государственных органах;
  • Спад производства;
  • Увеличение расходов на оборону в связи с неспокойной ситуацией в мире;
  • Низкая эффективность финансовой системы страны;
  • Уменьшение доходов госбюджета в периоды экономического кризиса.

Как отмечают экономисты и политологи, если показатель дефицита государственного бюджета не превышает 3% внутреннего валового продукта (ВВП), вероятность его преодоления высока, а сам дефицит называют временным.

Если дефицит госбюджета колеблется в пределах 3-10%, он считается допустимым, однако при показателях более 20% дефицит называют критическим.

В Российском законодательстве для бюджетов различных уровней предусматривается определенный допустимый уровень дефицита, который считается приемлемым, неопасным состоянием и не требует вмешательства государства. Например:

  • Дефицит местного бюджета не может превышать 10%,
  • Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не более 15%,
  • Дефицит федерального бюджета не должен быть больше суммарного объема расходов на обслуживание государственного долга страны и бюджетных инвестиций.

Естественно, что уровень дефицита, зависящий от множества факторов, влияющих на экономику страны, не может быть величиной постоянной . Как правило, он определяется по отношению к ВНП, ВВП или утвержденным Правительством затратам госбюджета.

Исходя из этого бюджетный дефицит подразделяется на:

  • Активный, стимулирующий дальнейшее развитие экономики страны и вызывающий рост капитала,
  • Пассивный, напрямую зависящий от процессов инфляции, происходящих в государстве.

Как же можно покрыть дефицит госбюджета? Для этого существуют 3 способа:

  1. Долговое финансирование.

Данный способ осуществляется путем выпуска доходных государственных облигаций, обращающихся на фондовом рынке. Естественно, что при этом увеличения денежной массы не наблюдается. После окончания заранее оговоренного периода обращения ценные бумаги погашаются государством.

Покрывается долговое финансирование дефицита госбюджета за счет внешних (вне страны) и внутренних (внутри страны) заимствований, что в итоге приводит к появлению или росту внешнего и внутреннего государственного долга.

В тех случаях, когда государство использует исключительно данный вариант пополнения бюджетного дефицита, последний возрастает настолько, что финансировать его становится невозможно и в результате единственным выходом становится эмиссионное финансирование.

  1. Монетизация дефицита бюджета.

Являясь традиционным способом уменьшения бюджетного дефицита, монетизация заключается в дополнительной эмиссии денежных средств, т.е. увеличении денег в обращении. При этом у государства появляется доход, возникающий благодаря печатанию денежных знаков – так называемый «сеньораж» (от фр. seigneuriage).

Главным недостатком этого варианта решения проблемы бюджетного дефицита является инфляция.

  1. Корректировка налоговой политики в сторону роста налогообложения.

Ещё один вариант пополнения госбюджета и сокращения дефицита – введение дополнительных видов налогов и повышение налоговых ставок.

Однако у такого решения также есть недостатки – это снижение предпринимательской активности в стране, уменьшение доходности инвестиций, а в итоге – косвенное стимулирование теневой экономики и спад производства.

В соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2015-2017 года» :

  • В 2015 году расходы госбюджета составят 15 триллионов 215 миллиардов руб., а доходы – 12 триллионов 539 миллиардов 700 миллионов руб.,
  • В 2016 году расходы ориентировочно составят 16 триллионов 271 миллиард 800 миллионов рублей, а доходная часть государственного бюджета будет равна 15 триллионов 795 миллиардов 500 миллионов руб.,
  • В 2017 году доходы госбюджета будут равны 16 триллионам 547 миллиардам 800 миллионам руб., а расходы – 17 триллионов 88 миллиардов 700 млн.руб.

Исходя из этих данных, дефицит государственного бюджета в 2015 году составит 3,66% от ВВП или 2675,3 млрд. руб., в 2016 году – 0,57% от ВВП или 476,3 млрд. руб. и в 2017 году – 0,6% от ВВП или 540,9 млрд. руб.

Двумя годами ранее, в 2013 году Россия рассчитывала решить проблему с дефицитом госбюджета в течение 24 месяцев с условием, что цена на нефть составит не менее 100 долл.США за 1 баррель. Однако в результате западных санкций в отношении РФ стоимость барреля нефти составила всего 50 долл. США – именно поэтому и дефицит госбюджета возрос до 2675,3 млрд.руб. В дальнейшем ожидается снижение размера бюджетного дефицита.

Также в планы Правительства РФ входит снижение уровня инфляции и сокращение государственных расходов. При этом стоит отметить, что реформа «Сколково», подготовка к Чемпионату мира по футболу, который будет проводиться в 2018 году, Универсиаде-2019 в Красноярске и многим другим крупным мероприятиям приведут к увеличению статьи государственных расходов.

Какие бы меры ни принимались для преодоления дефицита госбюджета, все они в итоге направлены на сокращение расходов и увеличение доходных статей, а сбалансировать бюджет страны помогут продуманное законодательство и действующие механизмы выполнения принятых законов.

Пронькина Н.В., Фирсов Д.В. Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского

Методы покрытия бюджетного дефицита

На сегодняшний день каждая страна сталкивается с проблемой покрытия бюджетного дефицита. В условиях мирового экономического кризиса данная проблема приобретает большую актуальность и обращает внимание многих ученых и практиков, таких как А. Пасхавер, И.Колено, В.Хруцкий, А. Крамаренко.

Покрытие бюджетного дефицита подразумевает собой поиск денежных средств для финансирования превышения бюджетных расходов над бюджетными доходами. Если необходимые средства не будут найдены, правительство не сможет рассчитаться по своим обязательствам, и возникнет просроченная задолженность перед экономическими субъектами (по заработной плате, пенсиям, дотациям, по оплате государственных закупок и т.д.). Целью данной работы является рассмотрение методов покрытия бюджетного дефицита.

Методы покрытия бюджетного дефицита можно разделить на три категории: методы монетизации, методы стимуляции потока поступлений в бюджет и сокращение государственных расходов.

Среди методов монетизации выделяют следующие:

1. Кредитно – денежная эмиссия как способ увеличения количества денег в обращении. Сопровождается непосредственной эмиссией денежных средств, а также государственными внутренними и внешними займами и носит компенсационный характер. На сегодняшний день НБУ активно скупает на вторичном рынке государственные ценные бумаги, тем самым осуществляя непрямое кредитование Правительства в комплексе с получаемыми кредитами от МВФ . Поскольку данный способ связан с увеличением массы денег в обороте, то он неизбежно приводит к развитию инфляционных процессов (особенно в Украине, когда полученные правительством деньги направляются не в реальный сектор экономики, а для покрытия своих текущих расходов).

2. Увеличение налогообложения и сокращение льготных и субсидиарных программ. Данный метод усиливает налоговое давление на предприятия и фирмы государства, тем самым способствуя сокращению их деловой активности и развитию теневого сектора экономики, что, например, наблюдалось при сокращении свободных экономических зон в 2005 году .

3. Приватизация государственной собственности. Так, на момент 1.01. 2010г. на продажу выставлены 1582 объекта государственного имущества .Однако реализация подобных программ слабо влияет на процесс монетизации бюджетного дефицита, т.к. приватизируемое имущество в большинстве случаев не обладает высокой стоимостью.

4. Реализация на внутреннем и внешнем рынках государственных ценных бумаг. Положительная сторона этого метода – в оперативной аккумуляции свободных денежных средств. Отрицательная — определенные риски в долгосрочной перспективе при постоянном или слишком большом по отношению к ВВП дефиците: с одной стороны – это роста государственных расходов на обслуживание государственных займов (за счет роста ставки по обязательствам), что еще больше усугубит ситуацию, с другой — к ухудшению ликвидности экономических субъектов, прежде всего банков, поскольку в их портфелях активов чрезмерно увеличатся запасы государственных ценных бумаг. Чтобы не допустить банковского кризиса, центральный банк вынужден будет усилить скупку государственных ценных бумаг на вторичном рынке, что повлечет рост предложения денег и совокупного спроса на товарных рынках. Усилится угроза подрыва устойчивости денег.

К методам сокращения бюджетного дефицита отнесем методы, способствующие увеличению потока поступления денежных средств в бюджет за счет:

1. Изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждой вложенной единицы валюты, сокращение расходов на социальные выплаты. Правительство Украины действует вопреки данному методу: в ходе предвыборной кампании приоритет отдается увеличению социальных выплат населению (вместо внедрения высокорентабельных инвестиционных программ), тем самым лишь увеличивая темп инфляции.

2. Более широкое использование финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать специфические особенности хозяйствования и стимулируют рост общественного производства. К примеру, в Украине получили развитие 11 СЭЗ: «Азов», «Донецк»; «Закарпатье»; «Яворов», «Автопорт «Краковец»» как часть специальной экономической зоны «Яворов»; «Славутич»; «Курортополис «Трускавец»; «Порто-Франко»; «Рени»; «Порт Крым»; «Интерпорт Ковель»; «Николаев». Однако в 2005 году их развитие было приостановлено: в марте 2005 года парламент принял предложенные Кабмином изменения в госбюджет-2005, предусматривающие отмену льгот, ранее предоставленных для СЭЗ .

3. Создание благоприятного климата для иностранных инвестиций. Так, с 2000г рост положительного сальдо платежного баланса, который воспринимается аналитиками как рост привлекательности, конкурентоспособности и устойчивости роста экономики страны, обеспечил Украине значительный приток иностранных инвестиций. Сегодня же, в условиях политического кризиса, и как следствие, экономического и социального, по рейтингу экономически и политически нестабильных стран мира по версии журнала The Economist мы занимаем 16 место на ряду с Анголой и Доминиканской Республикой .

4. Гибкая налоговая и кредитная политика, стимулирующая рост производства и его эффективность. Следует отметить, что в Украине в связи с постоянной конфронтацией политических сил проблема несовершенства налоговой системы является одной из наиболее острых: 180 место из 181 в рейтинге Paying Taxes 2009, подготовленном компанией PricewaterhouseCoopers, Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией .

5. Усиление налоговой дисциплины, сужение теневого сектора экономики.

6. Усиление антимонопольного и антидемпингового контроля. Шагом вперед в данной сфере можно считать Закон Украины «Об усилении правовой защиты экономической конкуренции» № 2596-IV от 31.05. 2005г.

Что же касается планируемых действий правительства по поводу монетизации бюджетного дефицита то согласно ст. 18 и ст. 19 проекта закона «О бюджете Украины на 2010 год» источниками финансирования бюджетного дефицита являются: Аккумуляция средств посредством внутренних и внешних займов. Доходы по размещенным депозитам. Ссуды, которые получило государство от международных организаций. Доходы от приватизации государственного имущества, а так же средства, которые поступят от уплаты штрафов, пени и неустоек за невыполнение владельцами приватизированных объектов условий договоров их покупки-продажи. Поступления от целевого размещения государственных ценных бумаг. Изменения остатков Стабилизационного Фонда.

Как можно заметить из предложенных правительством методов, планируется использовать узкий спектр методов монетизации с акцентом на расширении долговых обязательств, неспособных в полном объеме погасить нехватку денежных средств.

Таким образом, рассмотрев методы покрытия бюджетного дефицита, следует отметить, что методы монетизации связанны с определенными как экономическими так и социальными рисками (инфляция, сокращение деловой активности, накопление государственных займов и т.п.) и являются эффективными только в краткосрочной перспективе при небольшом размере бюджетного дефицита относительно его доходной части и объема ВВП страны. Более эффективными являются методы сокращения бюджетного дефицита за счет реального роста объема ВВП. Не смотря на то, что они не приносят сиюминутного положительного эффекта, они рассчитаны на долгосрочную стабилизационную перспективу. Еще большую эффективность принесет грамотное сочетание предложенных методов в комплексе мер по ликвидации бюджетного дефицита.

Литература Закон Украина » О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и к некоторым другим законодательным актам Украины» от 25. 03.2005 № 2505-IV ВР Украины. Фонд государственного имущества Украины .- Электронные текстове данные (26440 байт). — Режим доступа URL: http://www.spfu.gov.ua Чернуха И. С миру по рейтингу – имидж Украине// Корреспондент; гл. редактор В.Сыч. – К: ООО КП-Пабликейшнс, 2009. – еженед. — №30(369), 14.08.2009.

Жидких Е.А. гр.ЭМ-092

Эссе по теме: «Способы покрытия бюджетного дефицита в России»

Превышение расходов бюджета над его доходами приводит к бюджетному дефициту. В экономической литературе обсуждаются две точки зрения на существование бюджетного дефицита: его недопустимость и возможность существования бюджетного дефицита.

Сторонники первой теории считают, что дефицит бюджета ведет к росту государственных долгов со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономическими последствиями.

Сторонники второй точки зрения согласны с Дж. Кейнсом, обосновывающим возможность опережающего роста государственных расходов над государственными доходами с целью реализации определенных программ правительства. Они считают, что для состояния национальной экономики дефицит бюджета не может представлять собой опасности, т.к. все бюджетные расходы осуществляются на территории данного государства и способствуют развитию экономики.

Существуют следующие основные способы покрытия бюджетного дефицита:

  1. Монетизация бюджетного дефицита:

«+»: — рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса;

— быстрота исполнения;

«-«: ведет к увеличению уровня инфляции.

  1. Внутреннее долговое финансирование путем выпуска государственных ценных бумаг.

«+»: — в краткосрочном периоде это не инфляционный способ финансирования;

— это достаточно оперативный способ;

«-«: — по долгам надо платить;

— в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию;

— присущ эффект вытеснения частных инвестиций;

  1. Внешнее долговое финансирование.

«+»: — возможности получения крупных сумм в условиях, если другие способы покрытия по каким-либо причинам нецелесообразны.

«-«: — необходимость возвращения долга и обслуживания долга;

— необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания;

— возможность истощения золотовалютных резервов страны.

  1. Увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета, например, за счет увеличения налогов или сокращение размеров расходных статей бюджета.

В России с 1990 – 1994 гг. для покрытия бюджетного дефицита в основном использовалась эмиссия денег, что послужили мощным инфляционным фактором, который в свою очередь привел к снижению уровня жизни населения.

С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется.

В 1995-1996 гг. главными источниками покрытия бюджетного дефицита стали внутренние заимствования.

Затем внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета стали замещаться внешними. Так, уже в 1998 г. внешних займов было привлечено на сумму, превышающую сумму внутренних займов на 6,3 млрд. руб. (91,4 млрд. руб. и 85,1 млрд. руб. соответственно). Заимствования на внешнем рынке привели к росту госдолга, который в свою очередь негативно сказывается как на имидже страны, возникла финансовая зависимость от иностранных субъектов.

Постепенно дефицит государственного бюджета был преодолен, но проблема внешнего государственного по-прежнему оставалась актуальной.

С 2001 года бюджет выполнялся с профицитом. Однако сложившаяся в экономике кризисная ситуация привела к тому, что в 2009 году бюджет не только не был профицитным, но и вовсе оказался дефицитным. Так доходы составили всего 6 трлн 713,8млрд рублей, а расходы 9 трлн 931,4 млрд рублей, дефицит бюджета за 2009 год составил 3 трлн 217,6 млрд рублей. Таким образом, поступившие доходы не смогли в полной мере покрыть произведенные расходы.

На покрытие бюджетного дефицита в 2009 году были направлены средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые были созданы на основе Стабилизационного фонда. Но средств этих фондов явно недостаточно для покрытия дефицита бюджета. Т.к. когда правительство создало Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, никто не думал, что их придется потратить в течение двух лет. Предполагалось, что резервы будут тратиться по чуть-чуть. На практике же сложилось, что резервы расходуются намного быстрее. Таким образом, средства этих Фондов покроют лишь часть дефицита бюджета.

В дальнейшем взгляды ведущих экономистов России расходятся, когда встает вопрос об использовании других источников финансирования бюджета. Так, одни придерживаются мнения, что необходимо совершить суверенный заем на внешнем рынке, т.к. там сложилась вполне благоприятная конъюнктура для заимствований. Это связано с тем, что Россия, значительно сократившая в предыдущие годы свои внешние долговые обязательства (до 2% ВВП), расчистила себе площадку для осуществления новых займов. К тому же внешний вектор заимствований в нынешних условиях выглядит предпочтительным, тогда как внутренний рынок было бы неправомерно еще более напрягать, к тому же для займов на внутреннем рынке (уровень монетизации которого достиг 30% ВВП) просто нет средств.

Другие придерживаются мнения, что займы на внутреннем рынке выглядят предпочтительнее, т.к. внешние заимствования негативно сказываются на имидже страны, а также являются, как правило, более дорогими источниками покрытия бюджетного дефицита. К тому же выходить на рынок внешних заимствований надо было еще в середине 2009 года, тогда бы удалось получить деньги под меньший процент. Ведь инвесторы всегда смотрят на состояние бюджета, резервов. А они существенно уменьшились за соответствующий период.

Кроме того, по словам председателя совета директоров МДМ-банка Олега Вьюгина, у отечественных банков скопился немалый объем ликвидности. Это утверждение звучит несколько сомнительно в связи с тем, что по результатам проведенных исследований больше всего пострадала от кризиса как раз банковская сфера.

Также для сокращения дефицита бюджета в сложившихся условиях необходимо сокращать государственные расходы и увеличивать доходы.

Последние несколько лет в стране активно растут пенсии и социальные выплаты и на ту же сумму сокращаются инвестиции и текущие расходы бюджетной системы, не связанные с выплатами населению. Правительство считает, что в условиях кризиса правильно сокращать инвестиции и увеличивать пенсии.

Как правило, решение о том, какую часть расходов бюджета сократить, зависит от поставленных Правительством задач. Так, если ставится задача поддержать социальную стабильность и добиться успеха на выборах, то необходимо увеличивать социальные выплаты, в первую очередь пенсионерам. Если стоит задача об улучшении экономической ситуации, о выходе из кризиса и росте, то деньги надо направлять на инвестиции, создавать бюджетный спрос, чтобы государство покупало больше товаров и экономика шевелилась. Если же государство хочет превратиться в Зимбабве с инфляцией в миллиарды процентов, можно финансировать все и ничего не сокращать. Все это — вопрос политического выбора.

Другой способ покрытия бюджетного дефицита – увеличение доходной части бюджета. Но в условиях экономического кризиса, не смотря на то, что и наблюдается некоторый подъем в экономике, сделать это довольно проблематично. Это связано с тем, что основными источниками дохода бюджета являются налоговые поступления, а они в последнее время сократились. В первую очередь, конечно, упали поступления от экспортных пошлин на нефть и налога на прибыль — и то, и другое практически в два раза, почти на четверть снизился НДС на импортные товары.

По некоторым данным, чтобы увеличить поступления в бюджет, Минфин предлагает поднять для этого налог на добычу полезных ископаемых на газ, экспортные пошлины на газ, нефтепродукты и ряд других товаров, а также акцизы на алкогольную продукцию и табак. Но увеличение налогов также не является основным способом покрытия дефицита, и рассматривается лишь как вариант.

Кроме того, для пополнения бюджета, можно продавать и госсобственность, которой теоретически в стране очень много. Государство также может уже сейчас приобретать и дешевеющие акции частных компаний, чтобы в 2010-2011 годах их продать.

Таким образом, на сегодняшний день для покрытия дефицита бюджета можно использовать любой из приведенных способов. Но наиболее оптимальным является использование этих методов в комплексе: например, снизить расходы бюджета, не ухудшая при этом общую экономическую ситуацию, использовать собственные резервы (как это сейчас и происходит), добиться стабильного поступления налогов в бюджет (по крайней мере в размерах не меньше прошлого года), привлечь дополнительные средства путем приватизации части госсобственности, обратиться к внешним заимствованиям либо в период, когда «дно» еще не достигнуто, либо при малейших изменениях в экономике в лучшую сторону. Необходимо точно определить период, когда ставки по привлеченным финансовым ресурсам не будут максимальными и в то же время экономика все еще будет нуждаться в деньгах. И лишь на самый крайний случай следует оставлять способ финансирования бюджета за счет дополнительной эмиссии денег.

Список используемой литературы:

  1. Стручиневский А.А. Эксперты рассуждают о том, как покрыть дефицит бюджета)// – Режим доступа: http://www.strana.ru/ — Дата доступа: 07.04.2010

  2. Миронов В.В. С газа по нитке Минфин ищет дополнительные доходы/ / – Режим доступа: http://www.rg.ru/ — Дата доступа — 07.04.2010

  3. Алексашенко С.В. Режут все, кроме военных заказов// – Режим доступа: http://www.ogoniok.com/ — Дата доступа — 07.04.2010

Добавить комментарий

Закрыть меню