Спорт как социальное явление

Физическая культура как социальный институт

Для современного социума характерно понимание общественной и личностной ценности феноменов физической культуры, составляющей важную часть общей культуры общества. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой. Интенсивно развиваются процессы интеграции физической культуры в экономику, культуру здравоохранение, религию, экологию и другие виды социальной жизни. В то же время с переходом на новое политическое устройство, в результате которого произошло резкое расслоение населения по уровню доходов, функционированием физической культуры значительно изменяется. Как «встраивается» современная физическая культура в российское общество, какое место она занимает сегодня в социальных структурах и какие специалисты отрасли будут востребованы для ее дальнейшей эффективной интеграции в культуру социума – эти вопросы должны стать предметом усиленного внимания философов и социологов. От осмысления социальных аспектов проблемы соотнесения социальной практики, физической культуры и образа жизни людей зависит многое в жизни общества.

Физическая культура в 21 веке – это мощный социальный феномен, влияющий на формирование как социальной реальности, так и личности. Неслучайно в последние годы мы все чаще говорим о физической культуре как об устойчивой характеристике личности. В позициях современных ученых, с одной стороны, заметны тенденции к разделению понятий физической культуры и спорта, а с другой – активно ведутся поиски путей их сближения на основе реализации социальных функций, переноса высоких спортивных технологий в практику физического воспитания. Современные тенденции развития культуры свидетельствуют об усилении культурного и образовательного подходов к спортивной практике и организации физического воспитания. С учетом этого изменяются требования общества к сфере физической культуры.

Социальная структура — это устойчивая связь элементов в социальной системе, где элементами являются люди, объединения, общности, группы, слои. Эту связь реализуют социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации жизни людей. Понятие «институт» связывается с характеристикой упорядочения, формализации, стандартизации.


В социологии социальные институты определяются как относительно стабильные интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни (семья, религия, образование, экономика, управление).

Можно выделить пять фундаментальных социальных институтов. Они связаны с потребностями:

ü в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

ü в безопасности и социальном порядке (политические институты и государство);

ü в добывании средств существования (экономические институту, производство);

ü в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, наука, культура, спорт);

ü в решении духовных проблем, определении смысла жизни (институт религии).

Процесс образования социального института называют процессом институционализации. Он выступает как процесс замены спонтанного, стихийного поведения социальных групп на ожидаемое, регулируемое путем создания в соответствии с нормами и правилами четкой статусно — ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса и содействующей удовлетворению некоторой общественной потребности.

Предпосылками к созданию социальных институтов являются:

ü возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

ü формирование общих целей;

ü появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

ü появление связанных с нормами и правилами процедур и их практическое применение;

ü установление системы санкций для поддержания норм и правил;

ü создание общей системы статусов и ролей.

Характеризуя процесс становления физической культуры как социального института, выделяют как минимум четыре его составляющие.

Учреждение норм, правил и уставов, их кодификация и изложение в виде долгосрочных формулировок, что позволяет предсказывать деятельность будущих спортсменов.

Создание официальных объединений и административных органов, наделенных властью и уполномоченных принимать решения относительно таких вопросов, как расписание спортивных мероприятий, количество планируемых спортивных встреч, продолжительность спортивного сезона, правила соревнований.

Охват широкого и относительно стабильного слоя участников спортивной деятельности разных специалистов – организаторов, тренеров, ученых.

Учет исторического фактора – обычаев, правил, архивных материалов и т.п.

Физическая культура как социальный институт представляют собой определенную систему, включающую в себя все организации в обществе, которые направляют и контролируют деятельность человека в этой сфере. Элементами системы являются такие организации, как спортивные клубы, спортивные команды, государственные руководящие органы в области физической культуры и спорта, а также фитнесклубы, фирмы по производству спортивного оборудования, спортивной формы и одежды, издательства спортивных журналов и т.д.

Физическая культура выполняет важные социальные функции, речь о которых пойдет далее, имеет свою развитую инфраструктуру, материальную базу (спортивные залы, стадионы, бассейны, специальные учебные заведения и и т.д.).

В этой области социальной жизни ведется подготовка собственных профессиональных кадров (тренеров, преподавателей физкультуры и физического воспитания и др.). Это свидетельствует о том , что в настоящее время процесс институционализации физической культуры активно совершенствуется и развивается.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Спорт как социальное явление

Термин «физическая культура» очень часто сочетается с термином «спорт», когда гово­рят «физическая культура и спорт». Спорт в большой части входит в состав физической куль­туры, а именно в той части, которая включает боль­шинство современных видов спорта, являющихся высо­коактивными видами двигательной деятельности, при­водящей при определенных условиях к выдающимся показателям физического совершенства индивида. Но спорт в целом не поглощается понятием «физическая культура». Не поглощается уже потому, что спорт вклю­чает, кроме двигательно-активных видов спорта, и ряд видов спорта совсем иного типа, которые непосредственно не сопряжены с повышенной двигательной активно­стью (например, шахматный спорт и другие виды спорта, в состязаниях по которым доминирует абстрактно-логи­ческое противоборство соперников). Причем число по­следних довольно стремительно возрастает. Это значит, что понятия «физическая культура» и «спорт» соотно­сятся друг с другом в соотношении, известном в логике как отношения частичного совпадения (Л.П.Матвеев, 2003).

Нужно учесть в связи с этим, что спорт на уровне высших достижений приобретает характер экспериментальной деятельности, в ходе развертывания ко­торой спортсмен продвигается по новым, неизведанным путям к высотам человеческих возможностей, путям, не свободным от риска, в том числе риска травм и функцио­нальных нарушений. И хотя научно-методическое и ме­дицинское обеспечение спортивной деятельности стре­мится нивелировать этот риск, полностью устранить его практически не удается. Для основных же видов физ­культурной деятельности такой риск неприемлем. Что­бы яснее стали представления о спорте, обратимся к ото­бражающим его строгим определениям.

Термин «спорт» не однозначен. Первоначально он означал нечто вроде забав и развлечений, сочетаемых с отдыхом и включавших элементы состязания. Постепен­но под мощным воздействием возрождения олимпийских игр и развития других упорядоченных форм состязатель­ной деятельности понятие «спорт» приобретало строгую определенность.

В совре­менной специальной терминологии различают узкое и широкое его определение. В узком смыс­ле спорт представляет собой собственно соревнователь­ную деятельность.

Это есть деятельность, исторически сложившаяся преимущественно в сфере физической куль­туры и выделившаяся в форме состязаний как особый тип достиженческой активности, которая выявляется в условиях четко регламентированного соперничества и направлена к максимальной реализации достиженческих возможностей индивида (его сил, способностей, умений) в упорядоченной форме с объективизированной оценкой достигаемых результатов (Л.П.Матвеев, 2003).

Сформулирован­ное узкое понимание спорта как собственно соревнова­тельной деятельности не исчерпывает, разумеется, всей его сути и черт как многогранного социального феноме­на, включенного в разветвленную систему межличност­ных, межколлективных и глобальных межчеловеческих отношений. Полнее его отображает расширенное поня­тие, принятое наряду с узким.

В широком смысле понятие «спорт» охватывает собственно соревнователь­ную деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отноше­ния, возникающие на основе этой деятельности (Л.П.Матвеев, 2003).Но и такое, расширенное понимание спорта, естественно, не исчерпывает всего богатства его конкретных проявлений в обществе. Его значи­мость и распространенность в современном мире поистине незаурядны.

Система подготовки спортсмена –представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:

— систему отбора и спортивной ориентации;

— спортивную тренировку;

— систему соревнований;

— внетренировочные и внесоревновательные факторы опти­мизации тренировочно-соревновательного процесса.

Спортивная тренировка –является основной формой подготовки спортсмена, которая пред­ставляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управ­ление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловли­вающий его готовность к достижению высших результатов.

Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и ме­тод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как спе­циальная сфера, в которой осуществляется деятельность спорт­смена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

В практике спорта широко распространены понятия «спортив­ная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга.

Спортивная деятельностьесть упорядочен­ная организация деятельности по обеспечению максимального оз­доровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее ос­новные принципы и формы определяются социальными условия­ми функционирования спорта в обществе.

Соревновательная деятельность – это специфическая двигательная активность человека, осуществляе­мая, как правило, в условиях официальных соревнований на пре­деле психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов.

Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количе­ственным или качественным уровнем показателей в спорте.

Спортивное достижение— это показатель спортивного мастер­ства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных ре­зультатах.

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях после­днего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достиже­ний) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движе­ние— это социальное течение, спортивная практика в сфере мас­сового спорта и спорта высших достижений.

Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 214;

Социальные институты как формы организаций физической культуры и спорта

В социологической энциклопедии социальный институт определяется как исторически сложившаяся, относительно устойчивая форма организации и регулирования различных сфер общественной жизни. Понятие «социальный институт» вводится функционалистами для исследования общественных образований, обеспечивающих интеграцию индивидов в общество, сохранение культуры, социальных ценностей и социального порядка (В. Харчева).

По своей сути социальный институт в сфере физической культуры и спорта является специфическим социальным образованием, призванным обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества в физической активности, организации досуга и некоторых других.

Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию, в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт – это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов.

Деятельность социального института в сфере физической культуры и спорта определяется:

– набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения (например, правила спортивных соревнований, контракты спортсменов и т.д.);

– интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность;

– наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение возложенных на него функций.

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты, играющие различные роли в обеспечении физической культуры и спорта:

— институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения; здесь закладываются основы физической активности ребенка и происходит приобщение его к регулярным занятиям физическими упражнениями;

— экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, в том числе и в сфере физической культуры и спорта, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (производства, банки, торговая система, спортивные центры);

— политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества, выработки политики государства в сфере физической культуры и спорта (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.);

— социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (вузы, общества, детские спортивные школы и др.).

Такая типология социальных институтов является в некоторой степени условной, так как в реальной жизни их функции тесно переплетены. Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения.
А институт семьи фактически является пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, права, религии, культуры и т.д.).

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождения его функций в символическую, ритуальную деятельность, лишенную рациональных целей. Примером может служить деятельность руководства Российского Футбольного Союза (РФС), который не в состоянии грамотно решать проблемы отечественного футбола как внутри страны, так и на международной арене.

Социальный опыт современного российского общества показывает, что появление дисфункций, особенно скрытых, в деятельности целого ряда социальных институтов ведет не только к росту напряженности в обществе, но и чревато дезорганизацией социальной системы в целом.

Федеральное агентство по образованию

Пермский Государственный Политехнический Исследовательский Университет

Кафедра социологии и политологии

Курсовая работа по курсу

Общая социология

Спорт как социальный феномен

Выполнила:

Студентка С-01-09

Бронникова Елена

Проверил:

ст. преподаватель

Широян С.Ш.

Пермь, 2010 г.

Введение

В последнее время спорту уделяется особое внимание: по случаю праздников проводятся спортивные мероприятия, например, массовые забеги, соревнования по уличному баскетболу и т.д. Важно, что спорт присутствует в общественной жизни и играет немаловажную роль. Сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной техники, методов преподавания, но и как социальное явление. С осознанием этого появляется множество вопросов: как спорт влияет на социализацию личности, какую социальную функцию выполняет. На эти и другие вопросы хотелось бы ответить в этой работе.

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой и спортом. Интенсивно развиваются процессы интеграции физической культуры и спорта в экономику, культуру, здравоохранение, религию, экологию и другие виды социальной жизни. От осмысления социальных аспектов проблемы соотнесения социальной практики, спорта и образа жизни людей зависит многое в жизни общества.

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей1.

Феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.

Спорт изучается разными отраслями научного знания, каждая из которых создает свое представление о нем, как предмете исследования. Однако социологическое изучение спорта, особенно социальные процессы управления спорта, остается недостаточно исследованным. Интерес к ее решению определяется многими обстоятельствами, в том числе и тем, что спорт оценивается как неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда становится понятным стремление современных исследователей выявить потенциал спорта как социального института, найти его внутренние резервы и новые возможности управления им2.

Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач, начиная с укрепления здоровья населения, отвлечения молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворения спроса на зрелищные услуги, экономических стимулов, защиты чести страны, формирования патриотизма и т.д.

В данной работе хотелось бы рассмотреть, во-первых, чем физическая культура отличается от спорта, во-вторых, как спорт может влиять на воспитание, культуру, и, в-третьих, рассмотреть современное состояние спорта в России на примерах нескольких знаменитых спортсменов.

1. Спорт как социальный феномен

1.1 Физическая культура и спорт

Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английского слова “de sporte” что означает «развлечение, увеселение, забава». Ныне содержание понятия спорт лишь отчасти соответствует этому определению, в настоящее время доминирует – результат, сравнение результатов в соревновании, хотя для зрителей первоначальный смысл сохраняется и спорт остается зрелищем.

По меткому определению И. М. Быховской, физическая культура – это не область непосредственной работы с «телом», хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как всякая сфера культуры, культура физическая – это, прежде всего работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром3.

Содержание понятия «физическая культура» наиболее часто употребляется в двух значениях:

Физическая культура выступает как составная часть общей культуры, как компонент социального образа жизни.

2.Физическая культура рассматривается преимущественно как специфическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями особого вида культуры, называемой культурой физической.

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья.

Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результат которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение. т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спорт – часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт – это соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Соревновательный метод занятий и принципы тренировки широко используются при занятиях физкультурной деятельностью. Поэтому, когда говорят о занятиях спортом, то имеют в виду использование различных физических упражнений, чтобы укрепить здоровье и работоспособность. В социологии при анализе общества, его процессов и отношений руководствуются понятиями «общественный» и «социальный». Понятия «общественный», «общественные отношения» используются, как правило, когда речь идет об обществе в целом, о взаимодействии его сторон – экономической, культурной, политической. Когда же речь идет о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к условиям их жизнедеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то используется понятие «социальное» и соответственно «социальные отношения».

Социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействие) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени. Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их отношении и взаимодействии. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями места и роли в конкретных общественных структурах. Поэтому спорт можно рассматривать как социальное явление.

1.2 Спорт как социальный институт

Социальный институт – это образование, которое способствует поддержанию стабильности и устойчивости общества. Предпосылкой этой стабильности является наличие общеразделяемой системы ценностей – общего языка, общих идеалов, ценностей, верований, моральных норм и т.д4. В процессе социализации индивид усваивает эти нормы и таким образом успешно интегрируется в социальную систему. Социальный же институт выступает в качестве механизма, который обеспечивает интеграцию индивида и сохранение норм. Таким образом, социальные институты – это ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре и семье и т.д.

Спорт – уникальный социальный институт развития. Общепризнанно связывать спорт с соперничеством, состязательностью, под которыми понимается борьба между людьми, между человеком и природными явлениями или человека с самим собой. Ключевым в определении понятия является и то, что спорт выступает как средство и форма выявления социального признания высших психических и духовных способностей индивида и команды.

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок5.

Поведение человека в спортивной жизни можно рассмотреть на примере концепции социального действия М.Вебера. М.Вебер выделяет четыре типа социального действия:

1) целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия;

2) ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности;

3) аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей;

4) традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями.

Положив в основу своей теории социального действия рациональность, Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными, социальными.

Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип социального действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

В спорте в последнее время преобладает этот тип социального действия. Спортсмен знает свои возможности перед соревнованиями (уровень подготовки, состояние здоровья и т.п.), тренер знает возможности спортсмена. Всё заранее просчитывается. В связи с этим они ставят цели, которые по силам достичь. Также это может быть цель проиграть, если так надо.

Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты.

Такое поведение человека встречается сейчас реже, но всё же есть. Спортсмен хочет принести победу своей стране, считает это долгом, и в тоже время знает, что это будет социально-одобряемо и он может из этого извлечь какую-то прибыль. На первом месте у спортсмена ценность победы, на втором рациональность.

В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке.

Поведение спортсмена в ту или иную ситуацию может зависеть от собственных его убеждений, от требований тренера, от федерации спорта и т.д. Не всегда спортсмен решает сам.

Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив — это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для юного спортсмена тренер играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны — ровесники, а с другой — родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях. Тренер в данном случае усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.

Спорт как социальное явление (определение, типы и виды спорта; функции спорта; соревнования и их классификация).

Спорт как многогранное общественное явление является сфе­рой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельнос­ти, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важ­ных средств этического и эстетического воспитания. Специфическим для спорта является то, что конечной его це-1ью является физическое совершенствование человека, реализуе­мое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществ-1яется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц.desport — «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л. П. Мат­веев, 1977):

1-я группа — виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявле­нием физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возмож­ностей спортсмена.

К данной группе относится большинство ви­дов спорта;

2-я группа — виды спорта, операционную основу которых со­ставляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и каче­ством его изготовления;

3-я группа — виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специально­го оружия (стрельба, дартс);

4-я группа — виды спорта, в которых сопоставляются результа­ты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамо­дели, автомодели и др.);

5-я группа — виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логичес­кого обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);

6-я группа — многоборья, составленные из спортивных дис­циплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).Социальные функции спорта.Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определен­ные потребности личности и общества.

К ним относят Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть кото­рой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих воз­можностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании. Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием че­ловеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения.

Функции спорта можно условно подразделить на специфиче­ские(свойственные только ему как особому явлению действитель­ности и общие социально-общественные )прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эсте­тического, интеллектуального и трудового воспитания. Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в обще­ственную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимаю­щихся опыта социальных отношений. На этом основана его важ­ная роль в процессе социализации личности. Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положи­тельном влиянии спорта на состояние и функциональные воз­можности организма человека. Особенно это ярко выражено в дет­ском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоце­нимо. Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявля­ющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, гра­ничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и худо­жественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертыва­ния международных связей, взаимопонимания и культурного со­трудничества народов, упрочения мира на земле. Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные враз­витие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособнос­ти, продлении жизни человека.

Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям :общедоступный спорт (массовый);( школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физ-культурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

спорт высших достижений.( супердостиженческий (любительский) спорт;профессиональный спорт;профессионально-коммерческий спорт:

достиженческо-коммерческий спорт;зрелищно-коммерческий спор)

Классификация соревнований:- по цели: основные (главные), подводящие, отборочные (для формирования сборных команд), коммерческие;- по составу соревновательной деятельности соперников (плавание, легкая атлетика, волейбол и т.д.);

— по включенности в соревновательную деятельность (личностные, командные, командно-личные);

— по масштабу (школьные, институтские, городские, районные, областные и т.д.);

— по способу ведения соревновательного противоборства (контактные – единоборства, баскетбол и т.п., бесконтактные – волейбол, теннис и т.д.);

— по типу судейства (субъективная оценка – гимнастика, фигурное катание, объективная – лыжи, метание, прыжки и т.д.).

Добавить комментарий

Закрыть меню