Специальная психология и педагогика

КОРРЕКЦИОННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

КАК ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ:

предмет, задачи, основные понятия.

Коррекционная и специальная педагогика – неотъемлемая часть системы педагогических знаний.

Специальная педагогика– это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно.

Название «специальная педагогика» используется как международный педагогический термин, т.к. согласуется с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования.

В советский период эта наука в нашей стране называлась «дефектология». В настоящее время становится понятным, что в педагогической и социальной сфере медицинские термины неприемлемы как диагнозные, некорректные, ущемляющие достоинство детей и взрослых. Применительно к человеку, речь может идти не о коррекции дефектов, а только о педагогической помощи, специальных образовательных услугах, которые общество обязано предложить нуждающимся в них гражданам.

Объектом специальной педагогики являются дети с серьезными дефектами развития. Предметом специальной педагогики является теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических и психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма.

Цель специальной педагогики – достижение максимально возможной самостоятельности и независимости жизни человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Для достижения указанной цели специальная педагогика решает систему задач:

— изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

«Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, иными средствами, и для педагога важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка», — писал Л.С. Выготский.

— изучает закономерности специального образования, существующие педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями;

— разрабатывает научные основы содержания образования, принципы, методы, технологии специального образования;

— разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки лиц с ограниченной трудоспособностью и др.

Согласно существующей статистике 40% всех нарушений развития у детей в мире составляют образовательные затруднения. В этом случае дефект неярко выражен, а аномалии в развитии имеют негрубые формы, т.е. недостаток находится в пограничной зоне между нормой и патологией. Такому ребенку нужно не специальное медицинское лечение, не активное вмешательство дефектолога, а коррекция его познавательных возможностей, изменение условий общего и семейного воспитания, частичное исправление его поведения и т.д. Коррекционная педагогика выделилась из дефектологии относительно недавно и взяла на себя ответственность за дезадаптационные проблемы развивающегося человека.

Коррекционная педагогика – это теория и практика педагогической помощи детям, имеющим трудности в обучении и освоении соответствующих возрасту социальных ролей в общеобразовательной школе.

Объектом коррекционной педагогики являются дети с незначительными отклонениями в психофизиологическом (сенсорно-двигательном, соматическом, интеллектуальном) развитии, имеющие четыре «Д», т.е. дети, имеющие неярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию, в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию и проявляющие девиацию в поведении.

Предметом коррекционной педагогики является определение наиболее эффективных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у детей и подростков.

Целью коррекционной педагогики является преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и интеграции в социум.

Понятие «коррекция» относится, по современным педагогическим представлениям, не к личности ребенка, а к той социальной и образовательной среде, которая является для него дискомфортной.

Под педагогической коррекцией понимают комплексную деятельность по исправлению таких особенностей ребенка, которые не соответствуют идеальной модели развития на данной возрастной ступени.

Ведущие направления коррекции:

— корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами;

— коррекционная направленность учебного процесса;

— коррекция средствами воспитательной работы;

— психогигиена семейного воспитания.

Задачи коррекционной педагогики:

1. изучить педагогические закономерности обучения, воспитания и развития детей в условиях дезадаптации;

2. обеспечить педагогов и родителей знаниями о характере и возможных причинах возникновения ситуаций и состояний риска дезадаптации у детей;

3. разрабатывать средства профилактики и диагностики отклонений развития;

4. разрабатывать научные основы содержания коррекционно-развивающего образования, принципы, методы, технологии педагогической помощи детям группы риска;

5. создать необходимую научно-методическую базу для подготовки учителей к коррекционно-педагогической работе с детьми группы риска.

Так как и коррекционная и специальная педагогика являются составной частью педагогики, то они пользуются большинством общепедагогических терминов. В то же время эти науки имеют свой понятийный аппарат, который складывался под влиянием медицины и психологии. В настоящее время произошло переосмысление понятийного аппарата этих наук с гуманистических позиций. Так в правовом поле России общепринятым является термин «инвалид», в дефектологии использовались слова «аномальный ребенок, ребенок с дефектом развития», сейчас чаще говорят «ребенок с ограниченными возможностями, с особыми образовательными потребностями».

Абилитация – первоначальное формирование каких-либо способностей.

Реабилитация – комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мер по восстановлению утраченных человеком способностей.

Компенсация — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков.

Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социального или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.

Знание основ коррекционной и специальной педагогики необходимо учителю для дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей, испытывающих трудности в общеобразовательной школе.

? 1.Что изучает специальная педагогика, коррекционная педагогика?

2. Сравните цели и задачи коррекционной и специальной педагогики.

3. Перечислите основные направления коррекционной работы с детьми.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 3211 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Понятие. Спец. педагогика – это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии

⇐ Предыдущая12

Спец. педагогика – это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно.

Дефектология– наука о психофизических особенностях развитии детей с физическими и психическими недостатками.

Дефектология содержит ряд разделов:

-специальная педагогика

-специальная психология

-тифлотехника

-сурдотехника

Объект спец. пед.- специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический …

Субъект изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования,- человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий следствие этого особые образовательные потребности.

Предмет – теория и практика специального образования, включающая изучение особенности развития и образования человека с ОВЗ и жизнедеятельности, особенности становления и социализации его как личности, нахождение наилучших путей, средств, условий, обеспечивающих коррекцию психофизических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и его образования в целях социальной адаптации, интеграции в общество и обеспечение ему возможности максимально независимой жизни.

Цель – определение условий обучения и воспитания, адекватно учитывающие особенности развития ребенка с ВОЗ и максимально способствующие преодолению имеющихся у него отклонений.

При подборе системы и методов обучения ребенка с отклонениями развития учитываются:

-возраст

-время возникновения дефекта

-глубина поражения

-место поражения

Разделы:

Сурдопедагогика – наука о закономерностях развитии, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабовидящих, оглохших).

Тифлопедагогика – наука о закономерностях развития, …с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих).

Логопедия — …детей с нарушениями речи при сохранном слухе.

Олигофрения — …детей с умственной отсталостью

Связь с другими науками.

1. с педагогикой

2. психологией

3. физиологией

4. дефектологией

5. специальной психологией

6. социологией

7. невропатологией

8. патологической анатомией

9. патофизиологией

10. общая и медицинская генетика

11. психопатология

12. детская психиатрия

13. отоларингология

14. патопсихология

Задачи:

— выявление и учет детей с проблемами в развитии

— разработка методов ранней диагностики аномалии развития, системы профилактической, коррекционной =, реабилитационной работы, по предупреждению аномалии детства

— изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченной возможностей жизнедеятельности

— определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта

— определение, обоснование и построение педагогических классификации аномалии.

— изучение закономерности специального образования лиц с ограниченными возможностями

— разработка коррекционных и реабилитационных программ, а так же форм, методов, средств специального обучения и воспитания

— изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования.

— исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений.

Методы:

— наблюдение

— обследование

— беседа

— эксперимент

— анализ результатов деятельности детей

— социологические и психологические методы исследования

К аномальным (от греч. Anomalus – неправильный)

Относят детей, у которых физические или психические отклонения приводят к общему нарушению развития.

Дефект (от латинского defectus– недостаток)

Психические и или физические недостаток одной или несколько функции, нарушающее развитие ребенка только при определенных обстоятельствах.

Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития.

Аномальных считается дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающегося в специальном обучении и воспитании.

Принципы:

1. п. коррекционной направленности, обучения и воспитания.

2. п. комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.

3. п. ранней медико-сихолого-пед. коррекции нарушенных функции.

4. п. достижения уровня общеобразовательной проф-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.

5. п. дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.

6. п. непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.

Специальная психология

– раздел психологии посвященный изучению психологических особенности детей с различными отклонениям в развитии, нарушения в развитии у которых связны с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы.

СП изучает закономерности псих. Развития нормального и аномального ребенка:

— определенная последовательность стадии развития психики.

— наличие сензитивных периодов в развитии псих функций

— последовательность развития всех псих. Процессов

— роль деятельности в псих развитии

— роль речи в формировании высших псих функции

-ведущая роль обучения в псих развитии

Объект – психика человека, механизмы псих. Развития человека, находящегося под воздействием различных групп патогенных факторов, а так же закономерности протекания компенсаторных и коррекционных процессов

Семинар — образование детей с ограниченными возможностям

1. принципы специального образования

2. методы обучения

3. методы воспитания

4. формы организации специального образования. Дополнительные формы, вспомогательные формы.

5. характеристика специальных школ с 1 – 8 вид.

Субъект – дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно -соц. Развитии а так же лица старшего возраста имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.

Направления:

— псих. – умственно отсталых – олигофренопсихология

— псих. Глухих и слабослышащих – сурдопсихология

— психология слепых и слабовидящих – тифлопсихология

— псих. Детей с недостатками речи

— псих. Детей с ЗПР

— псих. Слепоглухих

— психология лиц с недостатками ОДА

Спец. психология связана с областями психологии:

— детская, возрастная, педагогическая психология

-психофизиология

— нейропсихология

— общая психология

Патопсихология – изучает изменения псих.

Деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных псих. Или соматическими заболеваниями, в то время как специальная психология имеет дело с устойчивыми аномальными состояниями вызванными не текущими болезненными процессом а отдаленными последствиями органических повреждений или нарушений формирования псих функции в результате крайне неблагоприятных социальных условий.

Клиническая психология – имеет дело с психологической проблемой, связанной с текущими заболеваниями. Она занимается псих аспектами профилактики заболеваний, диагностикой псих болезней и вызванных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, псих коррекции, способствующей выздоровлению.

Психиатрия — область клинической медицины, изучающая проявления, причины и механизм развития псих болезней, разрабатывает методы из лечения, профилактики и организации помощи больным.

Задачи:

1. изучение закономерностей и особенностей псих развития детей и взрослых с различными псих физ недостатками в разных условиях, и в условиях коррекционного обучения.

2. создание методов и средств псих диагностики нарушений развития

3. разработка средств псих коррекции недостатков развития

4. псих обоснование содержание и методов обучения и воспитания в системе спец образовательных учреждений

5. псих оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях

6. псих изучение социальной адаптации лиц с недостатками

7. псих коррекция дезадаптации

8. разработка диагностических методик (актуальная задача)

Методы:

-индивидуальный групповой лабораторный псих эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создание условий, выявляющих какой-либо псих факт.

— наблюдение – целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получение суждений о псих явлениях.

— изучение продуктов деятельности

— анкетирование – группа психодиагностических методик, где задания представлены виде вопросов или утверждений и предназначены для получение данных со слов обследуемого.

— проективные методики – предназначены для диагностики личности.

— обучающий эксперимент – это форма естественного эксперимента, который характерезуется тем что изчение псих проессов происходит при их целенаправленном формировании.

— условно — рефлекторные методики

Основные категории:

— специальное образование

-коррекционно-воспитательная работа

— специальное обучение

— реабилитация

— абилитация

— лица с ограниченными возможностяим

— аномальные дети

— дефект

— коррекция

— компенсация

— деривация

Специальная психология — область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения.

Становление СП происходило в рамках дефектологии — интегративной области научного знания, органично соединившей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

В этих рамках СП исходно воспринималась как прикладная дисциплина, создающая обеспечение оптимального разрешения задач коррекционного педагогического процесса и, прежде всего, методы психологической диагностики, определяющие особенности психического развития ребенка, потребности в особых условиях (обходных путях) обучения.

Исторически первыми возникли такие направления СП как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология) людей. За свою почти столетнюю историю СП значительно расширила область своих исследований и практического применения. Теперь она обращена и к детям с задержкой психического развития, с нарушениями речи, с ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями, со сложной структурой дефекта и др.

В СП аккумулируются теоретические знания и методы практической работы необходимые для развития других областей психологии. Изучение психических особенностей разных категорий детей с грубыми аномалиями развития способствует пониманию закономерностей психического онтогенеза в норме. Помогая преодолевать тяжелые проблемы обучения и воспитания детей с грубыми аномалиями развития, СП накопила средства разрешения трудностей обучения детей, не имеющих столь выраженных нарушений.

До середины ХIХ века исследования в области психологии детей и взрослых с аномалиями развития носили эпизодический характер, сообщения об их результатах изредка появлялись в медицинских, философских и психологических изданиях главным образом в связи первыми успешными попытками воспитания и обучения слепых, глухих, слепоглухих людей.

Начало систематических исследований в области СП в России, как и в странах Западной Европы и в Америке, было связано с принятием законов о всеобщем образовании и с началом создания государственных систем специального образования, ядро которых исходно составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей. Возникшие в связи с этим потребности в научном обосновании необходимости и возможности массового обучения аномальных детей стимулировали разработку теоретических основ и психологического инструментария для дифференциации нормального и аномального развития, изучение различных проявлений и психологической природы детской дефективности, обсуждение проблем коррекции и компенсации нарушений в развитии, поиск психологических условий оптимизации обучения детей в специальных школах разных типов

Первая в России лаборатория психологии аномального детства была открыта в 1926 г. Л.С.

Выготским при руководимой в то время В.П. Кащенко Медико–педагогической Станции Наркомпроса. Исследования в области психологии аномального детства были продолжены в созданном на ее базе в 1929 г. Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).

История создания теоретических основ СП и методологии экспериментальных исследований в этой области тесно связана с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского.

В 20-е годы прошедшего столетия он на основе создаваемой им в этот период культурно-исторической теории развития высших психических функций сформулировал и обосновал современные представления о природе и сущности аномального развития.

Утверждая, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам, обусловленным культурно-историческим происхождением высших психических функций и специфически человеческих способностей, Л.С. Выготский главную причину детской дефективности видел в «социальном вывихе». Таким образом, он подчеркивал значение выпадения аномального ребенка из исторически сложившейся, социальной по своей природе системы трансляции общественно — исторического опыта, «настроенной» на нормальный тип развития.

Отмечая существенное расхождение между траекториями биологического и культурного развития аномального ребенка, вызванного такими «социальными вывихами», Л.С. Выготский обосновал необходимость и раскрыл широкие возможности социальной компенсации дефекта за счет построения «обходных путей» решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Идеи Л.С. Выготского, развитые и подтвержденные его учениками и последователями Л.В. Занковым, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьевым, Н.Г. Морозовой, Ж.И. Шиф, и др. (см. Музей Института коррекционной педагогики), послужили научной основой кардинального изменения сложившихся в России в дореволюционный период подходов к обучению, воспитанию и социальной адаптации аномальных детей, создание в стране системы специального образования.

Развитие СП внесло значительный вклад и в создание общих теоретических основ отечественной психологии. Известно, что многие важные положения культурно-исторической психологии были первоначально сформулированы в работах, посвященных проблемам аномального развития. Представляется, что именно психологическая составляющая дефектологии, в период ее становления, в наибольшей степени отражает самобытность отечественной психологии.

Она проявляется прежде всего в постулате единства законов психического развития человека, реализуемого в самых разных условиях. Восприятие психики как живой развивающейся системы отражено в стремлении к выявлению целостной, иерархически организованной картины аномалии развития, где биологическое неблагополучие лишь создает первичные предпосылки отклонения развития, которое проявляется во вторичных и третичных событиях, происходящих в психологической и социо-культурной реальности.

Развитие СП в послевоенный период было обусловлено необходимостью восстановления, развития и дифференциации системы специального образования. Поскольку именно дифференциация системы специального образования вплоть до 90-х годов рассматривалась как магистральный путь совершенствования психолого-педагогической помощи разным категориям детей с нарушениями развития, усилия психологов в этот период были направлены прежде всего на изучение особенностей обучения и развития детей (главным образом когнитивной сферы) внутри ранее выделенных типов аномального развития.

Такой подход, способствуя дифференциации обучения слепых и слабовидящих, глухих и слабослыщащих, умственно отсталых и детей с задержкой психического развития и др., способствовал накоплению знания во всех областях СП, развитию теоретических основ и методов дифференциальной диагностики, но, в то же время, обусловил сохранение относительной изолированности и, по преимуществу, прикладного характера разных направлений СП.

Переосмысление в 90-е государством и обществом ценностей специального образования, в соответствии с ценностями открытого общества, ориентированного на интеграцию людей с различными проблемами в единое сообщество при достижении каждым человеком максимально высокого уровня качества жизни, потребовало изменения приоритетов и в развитии СП.

В связи с этим, актуальными становятся разработка и реализация методов специальной психологической поддержки ребенка, подростка, взрослого человека на всех этапах его взросления. Одной из важнейших задач становится гармонизация отношений между обучением и развитием, встает вопрос об обеспечении специальным образованием социально-эмоционального развития ребенка, поддержки его семьи и ближайшего социального окружения.

Вслед за Л.С. Выготским рассматривая образование как специфически человеческий способ передачи индивиду опыта рода, как один из основных механизмов трансляции общественного опыта и важнейшую культурно-историческую форму становления и развития сущностных сил человека, современная СП видит свои главные задачи:

  • в выявлении особых образовательных потребностей людей, по тем или иным причинам выпадающих из системы его воздействий, ориентированных на нормальный тип развития;
  • в определении психологических условий реализации этих особых потребностей в различных формах обучения и воспитания, включающих и специальную индивидуальную помощь, и поддержку при интеграции в социум.

Таким образом, в центре внимания специалистов находится теперь уже не особенности психического развития детей с теми или иными аномалиями, а потребности конкретного ребенка с особенностями в развитии в создании оптимального индивидуального образовательного маршрута, позволяющего и сохранить ребенка в семье, максимально интегрировать в сообщество обычных сверстников, и обеспечить ему адекватную специальную психологическую поддержку.

СП, таким образом, становится не только теоретической или прикладной (обслуживающей реализацию целей коррекционной педагогики), но и самостоятельной практической дисциплиной. Задачи развития специальной психологической практики начинают требовать массовой подготовки кадров не только для исследовательской, диагностической, но и для психологической коррекционной работы.

Дефектология и специальная психология

Специальная психология и коррекционная педагогика.

Введение

В 60-70 годы прошлого столетия шла интенсивная акселерация детей и подростков. С середины 70-х годов до середины 80-х этот процесс стабилизировался, а с 90 года отмечается ретардация или «децелерация». Выявляется больше детей с задержкой физического развития, поздним половым созреванием. Двигательные качества подростков 90-х годов значительно ниже, чем у сверстников 60-х годов.

За последние 35 лет число практически здоровых школьников (I и II группы здоровья) снизилось в первых классах с 61% до 46%, в восьмых классах с 60% до 48%.

80% школьников испытывают стрессовые перегрузки, которые нарушают саморегуляцию физиологических функций и способствуют хронизации заболеваний.

На съезде психиатров России (ноябрь 1995) также констатировалось увеличение пограничной нервно-психической патологии у детей и подростков, доходящей у школьников города и села до 70-80%.

53% подростков с девиантным и делинквентным поведением имели психические аномалии и только половина из них находилась под наблюдением психиатра до правонарушения.

По материалам коллегии министерства образования РФ, посвященной здоровью школьников, 12.05.95 года, можно считать, что в настоящее время снизилось физическое и психическое развитие учащихся. Уже в 1-м классе 15% детей с хронической патологией (3-4 группы здоровья), а 80% с морфо-функциональными отклонениями (2группа здоровья).

За годы обучения в 5 раз снижается количество здоровых школьников. 30% школьников имеют нервно-психические отклонения.

В начальной школе 30% детей со слабым типом ВНД вследствие недоношенности, физиологической незрелости, перинатальной патологии (период с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного). По своему поведению и работоспособности эти учащиеся могут напоминать нервных детей.

Особую тревогу вызывает факт, что 70% учителей – невротики. Педагог становиться фактором риска для нервно-психической дезадаптации ученика.

В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии – около 10%.

Имеются в виду такие существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь – родителей, требуют комплексного вмешательства специалистов – врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопрос о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (детских садах и школах) или классах, а в отдельных случаях и индивидуально в домашних условиях или специальных интернатах.

Дефектология и специальная психология

Изучением аномалий развития психики детей занимаются три основные дисциплины: 1. Дефектология; 2. Детская патопсихология; 3. Детская психиатрия.

Дефектология (от лат. defectus – недостаток и греч.logos – учение, наука) – наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной (коррекционной) педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Дефектология изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, а также со сложными дефектами. К дефектологии относятся сурдотехника и тифлотехника, разрабатывающие технические средства коррекции и компенсации сенсорного дефекта.

В тесной связи с развитием дефектологии в нашей стране развивалась и оформилась специальная психология.

Специальная психология(психология аномальных детей) представляет собой сложную отрасль психологии, состоящую из отдельных дисциплин, каждая из которых изучает психологические особенности определенной категории аномальных детей и ход развития этих детей в условиях воспитания и обучения. В зависимости от специфики дефекта выделяют психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи и др.

В исследованиях по специальной психологии пользуются методом сравнительного изучения нормальных и аномальных детей, страдающих определенным дефектом; это позволяет выявить общие для всех детей закономерности развития и типичные для каждой из категорий аномальных детей.

Изучая особенности, типичные для определенной категории детей, психологи исследуют, как под влиянием воспитания и обучения развивается аномальный ребенок, как корригируются вызванные дефектом особенности и формируются положительные стороны его личности.

В процессе изучения применяется метод наблюдения, широко используются естественный и обучающий эксперимент, проводятся лабораторные эксперименты, осуществляется психологический анализ уроков и ознакомление с результатами разных видов деятельности детей. Имеются также исследования, основанные на длительных наблюдениях за детьми в условиях специально организованного направляющего педагогического воздействия.

В зависимости от изучаемой проблемы каждая из ветвей специальной психологии в различных сочетаниях использует совокупность указанных методов исследования.

Разрабатывая свои теоретические позиции, специальная психология учитывает достижения детской и педагогической психологии, с которыми тесно связана.

Опыт педагогической работы с аномальными детьми и психологическое изучение этих детей показывает, что успехи в их развитии еще в большей мере, чем успехи в развитии нормальных детей, зависят от характера их воспитания и обучения.

Истории дефектологии хорошо известны случаи, когда заброшенные глухие, слепые, а тем более умственно отсталые дети оставались на крайне низком уровне развития из-за того, что не осуществлялось необходимого воспитания и обучения. И, напротив, работа специальных школ показывает, какого высокого уровня достигают помещенные в благоприятные для их развития условия глухие, слепые, слепоглухие, как успешно удается подготовить к трудовой деятельности умственно отсталых детей, если их обучение направлено на формирование личности ребенка в целом.

Итак, положение о ведущей роли обучения в развитии является одним из отправных положений не только детской, но и специальной психологии.

Выдающийся вклад в изучение аномалий развития сделал Л.С. Выготский, который на модели умственной отсталости сформулировал ряд общетеоретических положений, оказавших фундаментальное влияние на все дальнейшее изучение аномалий развития.

К ним, прежде всего, относится положение, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка.

Л.С. Выготский выдвинул положение о первичном дефекте, наиболее близко связанном с повреждением нервной системы, и ряде вторичных дефектов, отражающих нарушения психического развития в условиях первичного дефекта. Им было показано значение этих вторичных дефектов для прогноза развития и возможностей психолого-педагогической коррекции.

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций ЦНС, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей.

Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Возможно и их сочетание – при повреждении подкорковых образований возникает недоразвитие со стороны коры. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога.

Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т.д.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

Механизм возникновения вторичных дефектов различен.

Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глухих, конструктивного праксиса (от греч. praxis – действие; организованное, координированное сознательное действие) при детском церебральном параличе.

Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. В результате этого разные вредности могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сенситивном периоде развития находится произвольная моторика. Поэтому различные вредности (перенесенный менингит, травма черепа и т.д.) могут привести к явлениям задержки в формировании этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.

Важнейшим фактором возникновения вторичного недоразвития является социальная депривация (от лат. deprivatio – лишение). Дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков.

Направление вторичного недоразвития чаще отмечается от элементарных функций к более сложным. Так, недоразвитие функций восприятия и памяти при некоторых органических поражениях головного мозга приводит к задержке в развитии интеллекта. Но возможно и противоположное направление формирования вторичного дефекта. Так, например, при олигофрении недоразвитие мышления способствует и вторичному недоразвитию потенциально более сохранного праксиса.

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личностного реагирования.

Игнорирование – часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений связана с особенностями детского возраста. Пропущенные сенситивные периоды в обучении и воспитании приводят к усугублению явлений недоразвития в подростковом возрасте.

Если у ребенка отмечается невозможность усвоения обычной программы при обучении в младших классах, весьма мала вероятность самостоятельной компенсации этого состояния в дальнейшем. Трудности в обучении детерминируют не только педагогическую запущенность, но и стойкое отрицательное отношение к школе, приводят к отклонениям в поведении.

В подростковом возрасте часто уже не сам первичный дефект, а явления вторичного недоразвития и личностные реакции на это состояние приводят к выраженным нарушениям социальной адаптации.

Добавить комментарий

Закрыть меню