Сознание как отражение

Психические явления как отражение действительности

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Многочисленные предметы и явления действительности воздействуют на его органы чувств и, отражаясь его мозгом в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств, стремлений, вызывают ответную реакцию — те или иные действия человека. Это отражение действительности человеческим мозгом в виде различных психических явлений есть субъективный мир человека, представляющий собой отражение, образ объективного мира, существующего вне нас и независимо от нашего сознания. «Вне нас существуют вещи, — писал В. И. Ленин. — Наши восприятия и представления — образы их».

Образы вещей — это как бы копия их, изображение предметов, сходное с отображаемыми предметами и явлениями, но не самые предметы или явления.

Начальным моментом отражения действительности являются ощущения. Они представляют собой отражение отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, действующих непосредственно на органы чувств (ощущение цвета, звука, запаха й т. д.). В восприятии предметы и явления отражаются уже в многообразии своих свойств. Рассматривая предмет, мы видим не просто его цвет, форму и величину отдельно друг от друга, а воспринимаем его как целое (дом, стол, карандаш и т. д.).

Образы предметов и явлений могут воспроизводиться после действия раздражителей в виде представлений, т. е. образов ранее воспринятых предметов или явлений.

Ощущения, восприятия и представления являются наглядными образами предметов. Это чувственное отражение действительности. Оно дает знание о внешних, непосредственно воспринимаемых свойствах предметов и об их внешних связях друг с другом.

Далеко не все свойства предметов и не все предметы непосредственно воспринимаются. Мы, например, не видим непосредственно атомы, не слышим ультразвуки, хотя их существование достоверно известно. В этих случаях знания достигаются опосредствованно — путем сравнений, обобщений, умозаключений, выполняя которые, человек исходит, однако, из того, что дано ему непосредственно в ощущениях и восприятиях. Такое опосредствованное и обобщенное отражение действительности называется мышлением.

Мышление неразрывно связано с языком и осуществляется при помощи языка. Слово, язык — это звуковая, материальная оболочка мысли, вне которой мысль вообще не существует.

Ощущение и мышление — неразрывные звенья единого процесса отражения действительности. Исходным является чувственное, наглядное познание предметов и явлений действительности. Но, ощущая, воспринимая или наглядно представляя что-либо, человек всегда так или иначе анализирует, объединяет, обобщает, т. е. мыслит то, что дано в ощущениях и восприятиях.

Ощущения, восприятия, представления, мысли — все это познавательные процессы, познавательная сторона отражения действительности.

Отражение действительности мозгом не исчерпывается только познавательной деятельностью людей.Внешний мир отражается в голове человека не только в виде наглядных образов предметов или мыслей о них, но и в виде того или иного отношения к предметам и явлениям действительности. Мы всегда так или иначе относимся к тому, что воздействует на нас, и то или иное наше отношение к нему определяется как особенностями самих воздействующих предметов и явлений, так и всем нашим предшествующим опытом, особенностями нашей личности. В зависимости от особенностей того, что воздействует на нас, и особенностей нашей личности, сложившихся под влиянием прежних воздействий предметов и явлений действительности, мы испытываем те или иные потребности и интересы, чувства и желания, осуществляем волевые действия. Все это опять-таки различные формы отражения предметов и явлений действительности. Все это ответные реакции на действие предметов и явлений объективного мира, на те особенности, которые характерны для них.

Отражением действительности являются и все черты личности, прежде всего способности и характер человека, формирующиеся под воздействием условий жизни, в зависимости от тех обстоятельств, в которых протекает деятельность человека.

Все эти различные формы отражения реального мира неразрывно связаны между собой. Чувства и желания всегда зависят от того, что познается в предметах и явлениях, какие качества, свойства, особенности их выделяются нами. Вместе с тем познание объективной реальности в свою очередь само зависит от наших потребностей и интересов, от чувств и желаний, испытываемых нами, от волевых действий, от черт характера, которые сложились у нас, от всех особенностей личности.

Отражение действительности происходит в процессе деятельности людей: человек отражает мир, воздействуя на него, выполняя те или иные действия, оперируя вещами. Практика, деятельность людей — источник познания предметов и явлений действительности и того или иного отношения к ним. Человек не пассивно отражает действительность, он — активный деятель в окружающем мире. В процессе труда, осуществляя практическую деятельность, он изменяет и преобразует среду в интересах удовлетворения постоянно растущих общественных и личных потребностей. В процессе труда, указывает Маркс, человек не только «изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять
СВОЮ ВОЛЮ».

Наличие у человека как активного деятеля сознательных целей играет важнейшую роль в отражении объективной действительности, делает ее отражение целенаправленным, сознательно избирательным. Из всего многообразия того, что его окружает, из всех обстоятельств жизни человек прежде всего выделяет то, что имеет для него особенное значение, то, что отвечает сознательным целям и задачам деятельности, осознанным им потребностям общественной жизни и его личным потребностям.

Практическая деятельность, оперирование вещами, значительно расширяет познавательные возможности человека, уточняет его знания, обогащает их. Вместе с тем практика является и критерием правильности или ошибочности отражения действительности. Действуя в соответствии с возникающими у нас образами, мы проверяем, правильны ли они или ошибочны.

Являясь активным деятелем, человек в процессе деятельности накапливает жизненный опыт, и это играет важную роль в отражении им объективной реальности. Опыт людей различен; он зависит от природных и общественных условий, в которых живет человек, от условий воспитания и обучения, профессиональной деятельности, от влияния окружающих людей, от всех многообразных общественных воздействий, которым человек подвергается. Все это существенно влияет на отражение им объективной действительности.

Являясь активным деятелем общественно-исторического развития, человек в процессе деятельности изменяет не только внешнюю, природную и общественную, среду, но и свою собственную физическую и духовную природу, психический склад своей личности. В процессе деятельности не только делаются все более’ тонкими и точными ощущения и восприятия человека, развивается наблюдательность, мышление, воображение, но и формируются его чувства, волевые качества, навыки и привычки, развиваются’ способности, возникает музыкальный слух, художественный вкус, пробуждаются интересы, склонности, складывается характер.

Таким образом, объективные, внешние воздействия, являясь исходными и определяющими в отражении человеком реального’ мира, детерминируют, причинно обусловливают всю психическую деятельность человека, все черты личности, но не прямо, не автоматически, а через взаимодействие человека с объективной действительностью в процессе деятельности, направленной на изменение среды, и в зависимости от того, какое место те или иные условия среды занимают в его жизни и деятельности. Именно этим и объясняется, что одни и те же общие внешние условия, одна и та же внешняя среда оказывают разное влияние на разных людей, равно как и на одного и того же человека в разные периоды его жизни. Из-этого следует также, что внешние условия жизни никогда не предопределяют роковым образом, фатально, дальнейшего психического развития человека.

Отражение человеком действительности является неразрывным единством объективного и субъективного. Оно объективно по содержанию, так как является отражением внешних вещей и явлений и детерминируется внешними воздействиями. Оно объективно и потому, что является реальным нервным процессом и выражается в различных внешних действиях и поведении человека.

Но оно субъективно потому, что всегда является отражением реального мира определенным человеком, субъектом, всегда преломляется через накопленный им личный опыт, через все особенности личности.

Из всего сказанного очевидна огромная жизненная роль психической деятельности человека. Как отражение объективной действительности, она является необходимым условием воздействия человека на мир, изменения им действительности. Ориентируя людей в объективном мире, психическая деятельность дает им возможность переделывать воздействующую на них среду. Человек изменяет действительность в соответствии с тем, как он ее отражает. Вне отражения действительности не может быть и деятельности человека. «Даже за еду и питье, — говорит Энгельс, человек принимается под влиянием отразившихся в его голове ощущений голода и жажды, а перестает есть и пить потому, что в его голове отражается ощущение сытости»

Эта жизненно важная роль психической деятельности обусловлена тем, что психика есть верное отражение объективной действительности. Она правильно ориентирует человека в окружающем мире, и именно благодаря этому возникает наука, создаются искусство и техника как орудие высшей ориентировки человека в окружающей действительности и преобразования ее в интересах человечества.

  • Язык и мышление

    Взаимосвязь между языком и мышлением. Понятие и основа наглядно-чувственного мышления. Сущность языка как системы словесного выражения мыслей. Противоположные точки зрения разных исследователей-лингвистов на степень взаимоотношения языка и мышления.
    реферат , добавлен 09.12.2010

  • Активизация речевого взаимодействия учащихся в процессе обучения иноязычному общению

    Характеристика интерактивного аспекта общения. Психологические особенности организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Метод активизации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка: роль учителя, приёмы.
    дипломная работа , добавлен 26.11.2007

  • Средства невербальной коммуникации в изучении иностранного языка (на примере немецкого языка)

    Невербальное общение и его роль в коммуникации. Невербальные компоненты коммуникации. Жесты.

    Зоны и территории. Обучение невербальным средствам коммуникации в процессе изучения иностранного языка. Комплекс упражнений по обучению.
    дипломная работа , добавлен 28.08.2007

  • Проектная методика на уроках английского языка

    Проект–творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям. Метод проектов в процессе изучения иностранного языка в школе. Задача учителя в организации проектных занятий на уроках иностранного языка.
    статья , добавлен 02.12.2007

  • Роль иностранного языка на современном этапе

    Оценка необходимости и важности изучения иностранного языка, его значение в интеллектуальном и культурно-моральном развитии личности. Практические аспекты и выгоды приобретения знаний в данной области: информация, образования, студенческие программы.
    реферат , добавлен 05.08.2014

  • Профессионально-коммуникативная подготовка учителя иностранного языка

    Совершенствование у будущих учителей английского языка умений профессионального иноязычного речевого общения с учащимися на занятиях кружка. Методики и формы коммуникативной подготовки, формирование навыков: дидактическая речь учителя иностранного языка.
    дипломная работа , добавлен 25.11.2011

  • Литературный язык как высшая форма русского языка

    Положение русского языка в современном мире. Характер восприятия устной и письменной речи. Территориальные и социальные диалекты, просторечие, жаргоны. Признаки, нормы и особенности, характеризующие функционирование литературного языка в начале XXI века.
    курсовая работа , добавлен 19.05.2015

  • Значение наглядности в процессе обучения английского языка

    Особенности применения принципа наглядности в процессе изучения иностранного языка. Методика использования наглядности обучения при аудировании и формировании лексических навыков говорения. Значение мультимедийного сопровождения уроков английского языка.
    дипломная работа , добавлен 12.05.2010

  • Язык как отражение национального мышления

    Язык, как стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных звуковых знаков, предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Соотношение языка и мышления.
    реферат , добавлен 12.07.2011

  • Знаковая природа языка

    Понятие языкового знака и знаковой системы. Знаковый характер человеческого языка. Лингвистическая разработка сущности знаковой репрезентации естественного языка. Принципы и положения знаковой теории Соссюра. Наиболее типичные определения языка.
    реферат , добавлен 10.06.2010

  • Основные формы отражения действительности в общественном сознании. Различия между научным и художественно-образным отражением действительности?

    Основные формы отражения действительности в общественном сознании:

    1) Мораль –совокупность норм, правил, принципов поведения. Соблюдение моральных норм носитдобровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля.

    2) Религия – отражение, основанное на вере в сверхъестественное и проявляющееся в виде иллюзий. Проявляется в религиозной психологии, основанной на эмоциях, и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру.

    3) Искусство – это средство отражения мира в форме художественных образов, деятельность общества по производству художественных ценностей. Специфическая функция искусства – эстетическая.

    4) Наука – отражение действительности в рациональной форме, в виде системы знаний о природе, обществе и человеческом мышлении.

    5) Философия– научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира и направлена на постижение наиболее общих закономерностей бытия и на формирование целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

    6) Политическое сознание- идеи, отражающие интересы больших социальных групп, их отношения друг к другу и к политическим институтам общества.

    7) Право– совокупность взглядов, установок, убеждений, отражающих жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общественных отношений и представляющих собой одну из важнейших форм регуляции взаимоотношений людей в обществе.

    8) Экологическое сознание – совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающая процесс соотношения общества и природы и направленная на сохранение и совершенствование природной среды как важнейшего фактора жизнедеятельности общества.

    Различия между научным и художественно-образным отражением действительности:

    Научное отражение действительности ради познания сущности предмета исключает из восприятия все его характеристики, которые не представляют первостепенной важности.

    В художественно-образном отражении определенная степень абстракции сочетается с сохранением конкретно-чувственных, индивидуальных, зачастую неповторимых черт отражаемого объекта.

    Различия между научным и стихийно-эмпирическим познанием?

    Научное познание

    Познавательную деятельность осуществляют специально подготовленные группы людей.

    Формой её осуществления и развития является научное исследование.


    2. Научные знания фиксируются не только в естественном языке, но и в специально создаваемых знаковых и символьных системах (химия, физика, математика).

    3. Применяются специальные средства познания: математические, логические, моделирование, создание теорий, гипотез, экспериментирование.

    4. Носит систематический характер.

    Стихийно-эмпирическое познание

    1. Первичное. Получение знаний не отделено от общественно-практической деятельности людей. Знание такого рода получает и учитель в процессе практической работы.

    2. Знания фиксируются на естественном языке в виде разнообразных суждений и утверждений, пословиц и поговорок. Не существует специальных критериев для формулирования и проверки знаний.

    3. Не существует специальных средств познания.

    4. Познавательная деятельность не носит систематического и целенаправленного характера.

    Соотношение между объектом исследования и его предметом. Требования к гипотезе и формулированию защищаемых положений.

    Необходимо различать весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, то есть – объект, а с другой – то, относительно чего он обязуется получить новое знание – предмет его научной работы.Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании, этим ученым. Так, в объекте, каким является умственное воспитание учащихся в процессе обучения, выделяется предмет: исследовательский и эвристический методы обучения как средство умственного воспитания учащихся.

    Требования к гипотезе:

    1. Гипотеза должна относиться к тому, что рас­сматривается в данной работе, то есть к объекту исследования

    2. Самым существенным признаком научной гипоте­зы является нестандартность или не очевидность


    3. В гипотезе должны отражаться устойчивые и необходи­мые связи, присущие изучаемым явлениям

    4. Гипотеза должна содержать целевые установки на обнаружение нового в объекте исследования

    5. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой

    6. Гипотеза должна относиться к тому, что рас­сматривается в данной работе, то есть к объекту исследования

    Требования к формулированию защищаемых положений:

    1. Оригинальность, новизна в изложенных положениях наиболее существенных результатов исследования

    2. Реальная эффективность и продуктивность, которую следует доказать в ходе защиты

    3. Не совсем очевидный характер представленных положений

    4. Системное обоснование их своеобразия

    5. Подтверждение значимости и результативности исследования

    Основные формы отражения действительности в общественном сознании. Различия между научным и художественно-образным отражением действительности?

    Основные формы отражения действительности в общественном сознании:

    1) Мораль –совокупность норм, правил, принципов поведения. Соблюдение моральных норм носитдобровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля.

    2) Религия – отражение, основанное на вере в сверхъестественное и проявляющееся в виде иллюзий. Проявляется в религиозной психологии, основанной на эмоциях, и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру.

    3) Искусство – это средство отражения мира в форме художественных образов, деятельность общества по производству художественных ценностей. Специфическая функция искусства – эстетическая.

    4) Наука – отражение действительности в рациональной форме, в виде системы знаний о природе, обществе и человеческом мышлении.

    5) Философия– научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира и направлена на постижение наиболее общих закономерностей бытия и на формирование целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

    6) Политическое сознание- идеи, отражающие интересы больших социальных групп, их отношения друг к другу и к политическим институтам общества.

    7) Право– совокупность взглядов, установок, убеждений, отражающих жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общественных отношений и представляющих собой одну из важнейших форм регуляции взаимоотношений людей в обществе.

    8) Экологическое сознание – совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающая процесс соотношения общества и природы и направленная на сохранение и совершенствование природной среды как важнейшего фактора жизнедеятельности общества.

    Различия между научным и художественно-образным отражением действительности:

    Научное отражение действительности ради познания сущности предмета исключает из восприятия все его характеристики, которые не представляют первостепенной важности.

    В художественно-образном отражении определенная степень абстракции сочетается с сохранением конкретно-чувственных, индивидуальных, зачастую неповторимых черт отражаемого объекта.

    Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составленные сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

    Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями – прежде всего способностью отражать в материальных формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

    Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи и сознания, отношение сознания к материальному миру.

    Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг.

    Сознание существуют не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной материи систем.

    Материи присуще свойство, сходное с сознанием – отражение. Отражением обладает все материальные образования. Оно является моментом любого взаимодействия. Отражение – это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения – отпечатки, следы и т.п.

    Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму психики.

    Таким образом, подводя итог можно выделить следующие аспекты, связанные с проблемой сознания.

    Сознание человека есть продукт всей всемирной истории, результат многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание и самосознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию – развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека.

    Без этой эволюции появление человеческого сознания и самосознания было бы просто чудом.

    Сознание, являясь идеальным, существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. Нет языка без мышления, мышления – без языка. Однако, структура мышления и структура языка различны. Ведь законы мышления едины для всех, а язык национален.


    Сознание человека творчески активно. Животные лишь воспроизводят в психических образах предметный мир, а сознание человека в идеальной форме создает образы того, что в материально-предметном мире не могло эволюционно возникнуть.

    Сознание человека конструктивно. Психическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а сознание человека ориентировано на преобразование мира, его реконструкцию.

    Сознание человека целесообразно. Животные реализуют в своей психической деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретенный опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение идеально сформулированной цели. Сознание человека обладает самосознанием. Животные не способны обращать психику на самих самого. Реализуя программу своей жизнедеятельности, они не анализируют свои действия, и не дают им оценок. У человека в процессе развития деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на себя как на индивидуального и социального субъекта.

    А15. Сознание идеально, а это значит, что

    1) еознание находится в ином измерении, нежели весь остальной

    2) сознание есть поток душевных переживаний

    3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой на­
    шей жизни

    4) сознание лишено телесности и чувственной осязаемости

    81. Какому понятию соответствует следующее определение?

    «Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последова­тельности, оценка результатов действий, способы действий».

    Ответ:

    Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделенный
    рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, тру­
    диться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общест­
    ва, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства — это
    …».

    Ответ: _____________________

    ВЗ. Вставьте пропущенное слово: «… — это самые простые заученные движения, выполнение которых не требует специальных усилий». :

    Ответ:

    84. Какому понятию соответствует следующее определение?

    «Психические свойства, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности»

    Ответ: _____________________

    85. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обес­
    печивает возможность творческого выполнения какой-либо деятель­
    ности», называется … к данной деятельности

    Ответ: _______________

    В9. Вставьте пропущенное слово:

    «Познание — это … отражение или воспроизведение действительно­сти в сознании человека».

    Ответ: __________________________ _________________

    В10. Закончите фразу:

    «Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в ка­ком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, называется …».

    С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и про­иллюстрируйте каждое на примерах.

    С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только дейст­виями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Гете)

    X) О каком познании ведет речь Гете?

    Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?

    2) Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое чело­
    век»?

    Сб. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему. «Наиболее зна­чительным событием в науке XX века является чувство конца нау­ки… В начале XX века еще возникали новые концепции, которые переворачивали представление о мире (квантовая механика, теория относительности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного не произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

    1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца
    науки» в XX веке?

    2) В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с
    автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах.

    3) Что такое концепция в науке? Дайте определение.

    4) Согласны ли вы с мнением актора, что *спутники и компью-

    ваука* а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном

    Добавить комментарий

    Закрыть меню