Сознание и познание кратко

Познание и сознание

Сознание и познание являются одними из наиболее актуальных проблем философии. Познать собственное сознание невозможно, даже если попытаться отделиться от него. Из него невозможно «выйти», поэтому философия рассматривает сознание через призму его отношения к чему-либо.

Сознание и познание в философии и психологии

Сознание позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде. Каждый предмет во Вселенной наделен своим значением. Человек задействует свое сознание через познание. Сознание помогает нам отражать окружающий мир, поэтому мы испытываем эмоции, размышляем и пытаемся познать действительность. По утверждениям философов, сознание подчиняет человека его желаниям и целям. Очень большой вклад в эту область привнес Зигмунд Фрейд. Он считал, что неврозы, панические приступы и тревога возникают на фоне желаний, которые по каким-то причинам не были реализованы, но остались в сознании. Таким образом «Я» зажимается между желаниями и установками, принятыми в обществе. К примеру, религию Фрейд считал одной из форм общественного невроза.

Активность сознания направлена на познание. Человек наделен познавательной потребностью. Каждый из нас стремится понять неизвестное и объяснить непонятное. На этом фоне возникают различные идеи и теории. Многое люди пытаются выразить через творчество.

Именно сознание и познание подталкивают человека к творчеству, что также способствует личностному развитию.

Способ познания человеком своего создания отыскать пока не удалось. Мы можем пытаться строить теории, но на данном этапе эволюции люди не могут познать свое сознание. Для этого необходимо выйти за его пределы, что чревато большими осложнениями.

Многие восточные мудрецы и шаманы научились выходить за эти границы собственного сознания, но эти способы не подходят для обычных неподготовленных людей, поэтому очень важно заниматься духовными поисками и практиками. По утверждению мудрецов, именно такие методы расширяют сознание и помогают найти ответы на возникшие вопросы.

Сознание и познание.

Сознание.Оказывается, что сознание в чистом виде — «абсолютное Я» (которое одновременно есть центр потока сознания человека) — как бы конструирует мир, внося в него «смыслы». Объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, просто нет. А сознание объясняется из самого себя, обнаруживает себя как феномен. Сознание человека свободно, его воля определяет его жизненный путь. Сознание нельзя «вытащить» из его содержательной связи с миром и человеком одновременно, потому что вне этой связи оно не существует.Однако сознание есть не просто знание, но знание плюс то состояние, в котором это знание становится возможным.»Чистое сознание», освобожденное от всех человеческих установок, доопытное, становится доступным пониманию при помощи «редукции» (сведения) мыслительной операции, которая позволяет сначала перейти от рассмотрения предметов к осмыслению их чистой сущности, а затем перейти к постижению фундамента всего существующего — «абсолютного Я».См. 34 вопрос.

Познание.Познание — это отражение внешнего мира, действительности в голове человека, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть вне человеческого сознания, обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.Данный процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе социально-исторической практики, т.е. изменения действительности.Кроме того, общая теория познания должна быть теорией всего знания в его единстве, взаимодействии и развитии.Теория познания (гносеология) — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы. Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками как онтология — учение о бытии как таковом, и диалектика — учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой и методологией. Поскольку субъектом познания является человек, то она все более широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии, феноменологии и других наук о человеке. Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из этих этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо одной форме.Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной «переработкой» природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д.Познание есть активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального — того, чего раньше не было. В этом процессе «задействованы» все способности познающего субъекта — его органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция и др. — в их единстве и взаимодействии. Творческое познание — это всегда непрерывный, активный, целенаправленный поиск новых подходов, выводов и результатов, а его фундаментальная характеристика — мысленное прогнозирование будущего.Рациональное познание — это моделирование реальности в форме логико-понятийных конструкций с помощью логических средств мышления.Реальный процесс познания не осуществляется как чисто рациональный: он всегда переплетается с нерациональными формами. К иррациональному относятся предрассудки, эмоции, подсознательные влечения, интуиция, мистические озарения и т.д. По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм. Формы рационального познания: 1) понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства предмета; 2) суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, суждение отражает связи, существующие между предметами; 3) умозаключение – это рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение (вывод). Умозаключения формируются на базе понятий и суждений.Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Органы чувств — это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Формы чувственного познания: 1) ощущения – отражение отдельных свойств, признаков предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств; 2) восприятие – дает целостное отражение предметов в многообразии их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств; 3) представление – обобщенный образ предмета, воздействующий на органы чувств в прошлом, но не воспроизводящийся в данный момент. Познавательная деятельность человека представляет собой непрерывное единство эмпирического и теоретического, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. В действительности любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон – чувственного и рационального.

Познание состоит из: цели (достижение истины) и результата (знание). В процессе познания человек использует также различные логические приёмы (анализ и синтез, дедукцию, индукцию и т.д.)

Уже на ранних этапах истории человечества существовало обыденно-практическое познание, «поставлявшее» элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении и т.д. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практика людей. Одна из исторически первых форм – игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания. Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное познания. Познание можно разделить на научное и ненаучное, а последнее – на донаучное, обыденное и вненаучное. Познание – это прежде всего процесс духовного освоения мира, направленный на поиск истины.

Билет №8.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Добавить комментарий

Закрыть меню