Создатель формальной логики

Создатель формальной логики

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 19Следующая ⇒

а) Аристотель

б) Платон

в) Демокрит

г) Сенека

Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему:

а) человека

б) первоначала

в) Бога

г) счастья

Античный философ, сфокусировавший философствование на проблеме человека под девизом «Познай самого себя»

а) Фалес

б) Гераклит

в) Сократ

г) Аристотель

Философское направление, к которому можно отнести учение Платона:

а) материализм,

б) объективный идеализм,

в) субъективный идеализм,

г) агностицизм.

Представитель диалектической традиции в античной философии:

а) Фалес.

б) Гераклит.

в) Демокрит.

г) Эпикур.

Представитель атомизма:

а) Аристотель.

б) Гераклит.

в) Демокрит.

г) Платон.

Автор апорий «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия», «Стадион» и др.:

а) Гераклит.

б) Зенон Элейский.,

в) Сократ.

г) Аристотель.

В учении о бытии Аристотеля выделялось четыре первопричины всего существую-щего: материальная, формальная, действующая; целевая.

Укажите недостающую в этом перечне первопричину.

«Добродетель есть знание. Дурные поступки порождаются незнанием», — считал:

а) Платон

б) Сенека

в) Эпикур

г) Сократ

«Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.» Такое умозаключение называется

а) апорией

б) антиномией

в) софизмом

г) диалектикой

Высказывание «Все есть число» выражает суть философского учения

а) Фалеса

б) Платона

в) Пифагора

г) Аристотеля

Высказывание: «Покорного судьба ведет, а непокорного — тащит» выражает пози-цию

а) скептицизма

б) платонизма

в) стоицизма

г) атомизма

Проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы, раз-работал:

а) Платон.

б) Сократ.

в) Эпикур.

г) Аристотель.

Учения античных философов Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена принято объеди-нять под названием «школы»

а) Милетской

б) Элейской

в) Афинской

г) Стоической

Высказывание «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют» приписывают

а) Гераклиту

б) Сократу

в) Аристотелю

г) Протагору

Философский реализм – это философское направление:

а) адекватно воспроизводящее реальность

б) утверждающее, что реальным существованием обладает только общее, а не единичные вещи

в) утверждающее, что реальны только единичные вещи

г) отстаивающее материалистическую позицию

Проблема, лежащая в основании спора номиналистов и реалистов:

а) соотношение веры и разума;

б) создание мира Богом;

в) универсалий;

г) двойственности природы человека (божественной и земной)

Какая пара философских направлений получила преимущественное развитие в эпоху Средневековья?

а) эмпиризм и рационализм;

б) диалектика и метафизика;

в) реализм и номинализм;

г) скептицизм и агностицизм.

В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве:

а) человека

б) космоса

в) Бога

г) природы

Номинализм — это философское направление:

а) утверждающее, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие;

б) утверждающее принцип гармонии веры и разума;

в) отрицающее возможность познания внешнего мира;

г) рассматривающее вопрос о сотворении мира Богом.

Одной из центральных для средневековой философии проблем была проблема соотношения веры и:

а) разума

б) чувства

в) интуиции

г) долга

Какое философское направление являлось господствующим в эпоху Средневековья?

а) материалистическое;

б) идеалистическое;

в) диалектическое;

г) агностическое.

Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано:

а) искусством

б) наукой

в) мифологией

г) религией

Философ XVII в., рассматривавший естественное состояние общества как «войну всех против всех»:

а) Монтескье

б) Локк

в) Макиавелли

г) Гоббс

Пантеизм – это отождествление:

а) Бога и человека

б) Бога и природы

в) человека и природы

г) науки и религии

Понятие общественного договора, использовавшееся в философии XVII-XVIII вв. означает:

а) заключение международных соглашений

б) заключение двухсторонних государственных соглашений

в) возникновение общества

г) переход общества от естественного состояния к государственному через согла-шение между людьми

Характерная черта философствования в эпоху Возрождения:

а) теоцентризм,

б) антропоцентризм,

в) космоцентризм,

г) геоцентризм.

Философ XVII в., положивший в основу своего учения суждение: «Мыслю, следовательно, существую»:

а) Бэкон,

б) Декарт,

в) Спиноза,

г) Локк.

Европейский мыслитель XVII в. — основоположник эмпиризма:

а) Бэкон,

б) Декарт,

в) Спиноза,

г) Лейбниц.

Европейский мыслитель XVII в. — основоположник рационализма:

а) Бэкон,

б) Декарт,

в) Спиноза,

г) Лейбниц.

Образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности:

а) гуманизм,

б) антропоморфизм,

в) антропология,

г) пантеизм.

Мыслитель эпохи Возрождения, автор трактата «Государь»:

а) Петрарка

б) Кузанский

в) Макиавелли

д) Бруно

Представитель философии французского Просвещения:

а) Гольбах,

б) Гегель

в) Декарт

г) Спиноза

Гельвеций сравнивал процесс познания с судом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут прояснить истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, что он забыл судью. Что они имели в виду:

а) Бога,

б) разум,

в) интуицию,

г) общественное мнение.

Представитель философии французского Просвещения:

а) Гольбах,

б) Гегель

в) Конт

г) Декарт

Ложные представления, связанные со слепой верой в авторитеты, по Бэкону:

а) идолы рода;

б) идолы пещеры;

в) идолы рынка;

г) идолы театра

Представитель рационализма:

а) Бэкон,

б) Гоббс,

в) Локк,

г) Спиноза.

Социально-политические концепции Локка и Руссо объединяет идея:

а) разделения властей,

б) общественного договора,

в) ликвидации частной собственности,

г) определения политики экономикой.

Французские просветители (Дидро, Даламбер, Гольбах и др.) получили прозвище “энциклопедистов”:

а) за демонстрируемый энциклопедический объем знаний;

б) за составление “Энциклопедии наук, искусств, ремесел”;

в) за привычку сочинять пухлые тома по простым вопросам

г) за введение в лексикон понятия «энциклопедия».

Французские просветители предлагали преобразовать общество на основе принципов:

а) веры и разума

б) разума и справедливости

в) любви и долга

г) веры и интуиции

Универсальный метод истинного познания в философии Бэкона – это …

Философ XVII в., рассматривавший естественное состояние общества как «войну всех против всех»:

а) Монтескье

б) Локк

в) Макиавелли

г) Гоббс

Позиция, преобладающая в философии французского Просвещения:

а) материалистическая,

б) идеалистическая,

в) диалектическая,

г) скептическая.

Философская позиция, выраженная в суждении: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»:

а) сенсуализм,

б) рационализм,

в) номинализм,

г) агностицизм.

Гегель – представитель:

а) объективного идеализма,

б) субъективного идеализма,

в) метафизического материализма,

г) диалектического материализма.

Представитель немецкой классической философии — сторонник материализма:

а) Фейербах

б) Кант

в) Фихте

г) Гегель

Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы:

а) развития

б) познания

в) бытия

г) морали

Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях «мирового разума», «абсолютной идеи»:

а) Кант,

б) Фихте,

в) Гегель,

г) Фейербах.

Характерная черта философии Гегеля, которую отражает следующее его высказывание: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий — критерий заблуждения»:

а) скептицизм,

б) рационализм,

в) материализм,

г) диалектика.

Диалектический механизм развития любого объекта, по Гегелю, включает в себя непременно три ступени, кратко обозначаемые им: тезис — антитезис — … .

Кантовское понятие «априори» означает:

а) неразрешимое противоречие;

б) опытное знание;

в) внеопытное знание;

г) отрицание возможности познания мира.

Положение, соответствующее гегелевскому пониманию источника развития:

а) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а значит, оно имеет логическую, духовную природу.

б) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, действие внешних сил на тело.

в) Источником развития является борьба противоположных сторон, тенденций, свойственных материальным образованиям.

г) Конечным источником всякого развития является Бог — «неподвижный перво-двигатель».

Маркс и Энгельс опирались в своей философии на диалектику:

а) Сократа

б) Фихте

в) Ленина

г) Гегеля

Разработчик трудовой теории антропогенеза:

а) Маркс,

б) Энгельс,

в) Плеханов,

г) Ленин.

Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает:

а) Уровень развития производительных сил.

б) Степень демократичности политического режима.

в) Уровень развития научных знаний.

г) Степень нравственного совершенства человека.

Маркс и Энгельс видели отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала:

а) объективной;

б) рационалистической;

в) материалистической;

г) исторической.

Общественно-экономическая формация, по Марксу, — это:

а) общество в целом, взятое на определенном этапе своего развития, специфику которого определяет особый способ производства;

б) экономическая сфера жизни общества;

в) определенная стадия в развитии материального производства;

г) буржуазное общество.

Общественные отношения, которые рассматриваются в марксистской философии как основные, определяющие развитие всех других:

а) классовые;

б) национальные;

в) экономические (производственные);

г) политические.

Философским открытием марксизма является:

а) материалистическое понимание истории;

б) формулировка принципов правового государства;

в) создание идеалистической диалектики;

г) формулировка категорического императива.

Ответ на сформулированный в марксизме основной вопрос философии разделил мыслителей на два лагеря:

а) материалистов и идеалистов

б) агностиков и скептиков

в) сторонников диалектики и сторонников метафизики

г) сторонников рационализма и сторонников эмпиризма

Кредо марксистской философии выражено в знаменитом тезисе К.Маркса: “Фило-софы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы …”:

а) понять его;

б) подвергнуть его разумной критике;

в) изменить его;

г) сохранить его.

Тезис, выражающий суть материалистического понимания истории в марксистской философии:

а) Историческое развитие носит субъективный характер.

б) Общественное бытие определяет общественное сознание.

в) Вся человеческая история (кроме первобытной) была историей борьбы классов.

г) Развитие общества подобно развитию любого живого организма и, следовательно, носит естественный характер.

Основоположник русского космизма:

а) Соловьев,

б) Бердяев,

в) Федоров,

г) Данилевский.

Почвенничество продолжает в русской философской мысли традицию:

а) славянофильства;

б) философии всеединства;

в) либерального западничества;

г) радикального западничества.

Основоположник «философии всеединства»:

а) Бердяев,

б) Хомяков,

в) Соловьев,

г) Чаадаев.

Date: 2016-05-25; view: 525; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

В развитии логики принято выделять два основных этапа:

— первый этап с 1У века до н.э. по Х1Х век. Это период возникновения и развития формальной (или традиционной, или аристотелевской) логики;

— второй этап с конца Х1Х века по настоящее время. Это период возникновения и развития современной (или символической, или математической) логики, которая представлена классической и неклассической логиками.

Таким образом, логика имеет давнюю историю, неразрывно связанную с развитием общества и, прежде всего, с развитием языка и науки.

Возникновение логики как науки в европейской культуре связано с периодом античности. Основными причинами возникновения логики было зарождение и развитие науки, то есть такого знания о мире, которое основывается на теоретическом доказательстве, а также развитие ораторского искусства и искусства вести спор.

Основателем логики как науки принято считать Аристотеля.

Именно с его работы «Органон», что в переводе с греческого языка означает «орудие», «инструмент», ведет свое начало логика как наука. Справедливости ради, и на это указывал сам Аристотель, следует отметить, что и в трудах других античных философов (Демокрита, софистов) можно найти систематическое изложение логических проблем. Заслуга Аристотеля состоит в том, что он создал теорию дедуктивных умозаключений и доказательства; дал

классификацию категорий и суждений; сформулировал три основных закона мышления. Труды Аристотеля по логике стали всеобъемлющим обобщением предшествующей практики рационального мышления.

В средние века (У – Х1У вв.) логика, впрочем, как и вся духовная жизнь общества, в значительной степени была подчинена интересам богословия. Но в бесконечных схоластических спорах оттачивались приемы доказательств, определения понятий, анализ суждений. До сих пор сохраняется в логике латинская терминология, введенная в эпоху Средних веков. Большой вклад в развитие логики внесли представители арабского (мусульманского) средневековья, такие как Аль-Фараби (10 в.) и Ибн-Сина (11 в.).

В эпоху Возрождения (ХУ – ХУ1 вв.) логика переживает кризис. Её рассматривают как «искусственное мышление», оторванное от эмпирического познания. В это время бурно развиваются естественные науки, математика, механика.

В Новое время (ХУП – Х1Х вв.) логика опять начинает бурно развиваться, так как именно она могла обеспечить доказательность и строгость научных теорий. Большой вклад в развитие логики в этот период внесли: Ф.Бэкон, Р.Декарт, А.Арно, П.Николь, Б.Паскаль, Г.Лейбниц, И.Кант, Г.Гегель.

Второй период развития логики связан с Х1Х и ХХ веками. В это время возникает и развивается символическая или математическая логика. Её основоположником считается Г.Лейбниц, однако только в Х1Х веке его идеи получили интенсивное развитие в работах Д.Буля, Э.Шрёдера, П. Порецкого, Г.Фреге, С.Джевонса, Ч.Пирса и других.

Многие ученые считают математическую логику разделом математики. Математическая логика имеет много направлений. Принято делить её на классическую и неклассическую логику. Классическая логика включает в себя, прежде всего, логику высказываний и логику предикатов, а также и другие разделы. Неклассическая логика представлена большим количеством направлений, таких как многозначная, конструктивная, интуиционистская, позитивная, модальная, паранепротиворечивая, релевантная и другие логики.

Итак, логика – одна из самых древних наук. Её богатая событиями история насчитывает две с половиной тысячи лет. На рубеже Х1Х – ХХ веков в логике произошла научная революция и сегодня логика — одна из наиболее динамически развивающихся наук, образец строгости и точности даже для математики.

Тестовые задания 2014

Идеализм – это:

а) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;

б) признание идеального начала первичным, определяющим материальное;

в) стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству;

Материализм – это:

а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц — атомов, молекул и т.п.;

б) практический, здравый взгляд на вещи;

в) признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания;

г) признание самостоятельного, независимого от божественного вмешательства существования мира.

Философское направление, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека – это субъективный идеализм.

Философское учение, утверждающее равноправие материального и духовного первоначал мира –это дуализм .

Философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального – это идеализм .

Философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального – это материализм .

Философское направление, постулирующее не только первичность идеального начала, но и его независимость от сознания человека – это объективный идеализм.

Учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение противоречий – это:

а) материализм,

б) идеализм,

в) диалектика,

г) метафизика.

Философское учение о ценностях – это:

а) онтология,

б) гносеология,

в) аксиология,

г) антропология.

Представитель материалистического направления в античной философии:

а) Пифагор.

б) Гераклит.

в) Сократ.

г) Платон.

Огонь первоначалом сущего считал:

а) Фалес

б) Анаксимандр

в) Зенон Элейский

г) Гераклит

Создатель формальной логики

а) Аристотель

б) Платон

в) Демокрит

г) Сенека

Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему:

а) человека

б) первоначала

в) Бога

г) счастья

Античный философ, сфокусировавший философствование на проблеме человека под девизом «Познай самого себя»

а) Фалес

б) Гераклит

в) Сократ

г) Аристотель

Философское направление, к которому можно отнести учение Платона:

а) материализм,

б) объективный идеализм,

в) субъективный идеализм,

г) агностицизм.

Представитель диалектической традиции в античной философии:

а) Фалес.

б) Гераклит.

в) Демокрит.

г) Эпикур.

Представитель атомизма:

а) Аристотель.

б) Гераклит.

в) Демокрит.

г) Платон.

Автор апорий «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия», «Стадион» и др.:

а) Гераклит.

б) Зенон Элейский.,

в) Сократ.

г) Аристотель.

Как возникла и как развивалась логика

Первой из наук можно считать, что появилась философия, которая занялась накоплением и научным анализом окружающего мира. Затем от неё начали отделяться другие науки: антология (наука о бытии), логика, гносеология (о знании). Основоположником логики был Аристотель. Слово «логика» происходит от логос- мысль, речь, слово, понятие, разум. Логика – относящееся к мышлению, слову, разуму; смысловое. Слово логика в употребление ввёл Демокрит.

Причины выделения логики в отдельную ветвь знания: анализируя познавательный процесс древнегреческие философы пришли к выводу, что достоверность результатов различных по содержанию умозаключений зависит не только от истинности исходных положений, но от отношения между ними в ходе рассуждения, от способа их соединения. Второе обстоятельство было связано с тем, что в связи с развитием городов-полисов, и следовательно демократии, у древних греков возник огромный интерес к публичным выступлениям. Появилась группа софистов, которые обучали людей побеждать в словесных дискуссиях. Их точка зрения основывалась на концепции «человек – мера всех вещей». Но их ошибка заключалась в том, что они учили не способу постижения истины, а методам победы в споре, даже если победивший придерживается неправильной точки зрения. Наряду с Аристотелем изучением логики занималась школа стоиков. Её представителем Хризипп. Они видели в логике серьёзный инструмент познания действительности.

Подобный подход к изучению логики сохранился и в средние века. Логика входила в первый этап обучения в тогдашних университетах (трипиум). Первые учебники по логике повились в 17 веке, авторы Арно и Николь «Логика или искусство мыслить». Изначально современную логику называли аналитикой. В

Новый этап развития логики связан с эпохой нового времени. Фрэнсис Бэкон написал «Новый органон». Органон это инструмент познания… В роботе Аристотеля большое внимание уделялось силлогизму – способ умозаключения, основанный на дедуктивном методе. Бэкон предложил иной метод познания – индукцию, метод исследования, основанный на постижении от частного к общему. Вклад в логику внесли Гегель, Лейбниц, который видел развитие логики в направление использования различных символов, её математизации.

Определение: Логика – наука об общезначимых, интеллектуальных операциях разного рода рассматриваемых со стороны их формальной корректности и практической результативности.

Это наука об основных формах, операциях и законах правильного мышления

Категория: Новости. Дата публикации: 6 Март, 2010.

История развития математической логики.

Ло́гика (др.-греч. λογική — «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о правильном мышлении. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Выводное знание, полученное с помощью применения законов логики и методов логического мышления, — цель любого логического действия, нацеленного на достижение истины и применение полученного знания для более глубокого познания явлений и событий окружающего мира.

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Логика служит одним из инструментов почти любой науки.

Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов рассуждения получила основательное развитие изначально только в трёх традициях: в китайской, индийской и греческой. Хотя точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трёх культурах в IV веке до н.

э.. Современная логика, разработанная формально изощрённо, происходит в конечном счёте из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята не напрямую, а при посредничестве и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских логиков. Можно выделить следующие исторические и региональные формы логики (приведены также их имена, исторически существовавшие и принятые в литературе по истории формальной логики):

· Древнекитайская логика:

· Индийская логика

· Европейская и ближневосточная логика: традиционная логика (в широком смысле)

o Античная и раннесредневековая логика: диалектика

o Средневековая логика

§ Арабская и еврейская средневековая логика

§ Восточнохристианская (византийская, грузинская, армянская) средневековая логика

§ Западноевропейская средневековая логика: схоластическая логика, диалектика

o Логика европейского Возрождения; диалектика

o Логика Нового времени: традиционная логика (в узком смысле), формальная логика

· Современная логика (общемировая, со второй половины XIX века): математическая логика, символическая логика, логистика (последнее — как правило, в западной литературе).

Логика в своём развитии прошла три порога:

· порог формализации рассуждений (во всех трёх традициях)

· введение условных (символических, буквенных и числовых) обозначений (только европейская традиционная логика)

· научная революция, с которой началась современная логика, — математизация (внесение в логику математических методов).

Основные направления в истории логики

Первоначально логика зародилась и развивалась в недрах философии – единой науки, которая объединяла всю совокупность знаний об объективном мире и о самом человеке и его мышлении. На этом этапе исторического развития логика имела преимущественно онтологический характер, т.е. отождествляла законы мышления с законами бытия.

Вначале законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства – одного из средства воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности того или иного поведения. Так было в Древней Греции и Древнем Риме, Древней Индии и Древнем Китае, средневековой России. Но в искусстве красноречия логический аспект выступает еще как подчиненный, поскольку логические приемы служат не столько цели достижения истины, сколько цели убеждения аудитории.

Развитие логической науки на протяжении ряда столетий протекало по двум направлениям, обособленным и не связанным между собой. Одно из них зародилось в Древней Греции (один из примеров логика Аристотеля). На основе этого направления развивалась логика в Древнем Риме, затем в Византии, Грузии, Армении, арабоязычных странах Ближнего Востока, Западной Европе и России. Другое направление имело своим истоком индийскую логику, на основе которой развивалась логика в Китае, Тибете, Монголии, Корее, Японии, Индонезии, на Цейлоне.

Основные этапы истории логики. Возникновение различных логик. Имена ученых, внесших существенный вклад в развитие логики.

Как самостоятельная наука логика сложилась в IV в. до н.э. Ее основателем по праву считается древнегреческий философ Аристотель (348 – гг. до н.э.). В своих научных трудах, посвященных логике, Аристотель впервые дал ее систематическое изложение и назвал “традиционной” формальной логикой. Традиционная формальная логика включала в то время такие разделы, как понятие, суждение, законы (принципы) правильного мышления, умозаключения (дедуктивные, индуктивные, по аналогии), логические основы теории аргументации, гипотеза. Основными работами Аристотеля по логике являются: “Первая аналитика”и “Вторая аналитика”, в которых дана теория силлогизмов, определение и деление понятий, теория доказательства; “Топика” –содержит учение о вероятных “диалектических” доказательствах; “Категории”, “Об опровержении софистических аргументов”, “Об истолковании”. Позже византийские логики объединили все перечисленные работы Аристотеля под общим названием “Органон” (орудие познания). Законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего – Аристотель изложил в своем главном произведении “Метафизика”.

Законы мышления Аристотель рассматривал первоначально как законы бытия, а логические формы истинного мышления считал отображением реальных отношений. Для Аристотеля истина есть соответствие мысли действительности. Истинным он считал суждение, в котором понятия соединены между собой так, как связаны между собой вещи в природе. А ложным – суждение, которое соединяет то, что разъединено в природе, или разъединяет то, что связано в ней. Аристотель, опираясь на эту концепцию истинны, создал свою логику. В “Аналитиках” Аристотель довольно основательно разработал модальную логику. Аристотель видел в логике орудие, или метод исследования. Основным содержанием аристотелевской логики является теория дедукции. В логике Аристотеля содержаться элементы математической(символической) логики, в его работах прослеживаются начала исчисления высказываний, а его учение о силлогизме составило основу логики предикатов – одного из направлений современной математической логики.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков(Зенон, Хрисип и др.), именно она дополнила аристотелевскую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений. Логика стоиков считается основой другого направления математической логики – логике высказываний. Среди других античных мыслителей, развивавших и комментирующих логическое учение Аристотеля, следует назвать Галена, именем которого названа 4-я фигура категорического силлогизма;Порфирия, известного разработанной им наглядной схемой, отображающей отношения подчинения между понятиями (“дерево Порфирия”); Боэция, сочинения которого дли тельное время служили основными логическими пособиями.

Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики.

Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф. Бэконом (1561– гг.).Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить методом научных открытий. Таким методом должна быть индукция, принципы которой изложены в его сочинении “Новый Органон”(в отличие от старого, аристотелевского “Органона”). Разработка индуктивного метода – огромная заслуга Бэкона, однако он неправомерно противопоставил его методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Дж.С.Миллем(1806– 1873 гг.). Таким образом, основателями индуктивной логики по праву считаются Ф.

Бэкон и Дж. Милль, позднее в рамках этой логической теории были построены многочисленные дедуктивные теории для исследования логической проблематики.

Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона-Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительного времени была обязательным элементом европейской системы образования и составляет основу логического образования в настоящее время. Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее также называюттрадиционной (или аристотелевской) логикой.

Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдающихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др. Французский философ Р. Декарт (1569–1650гг.) выступил с критикой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении “Правила для руководства ума”. В 1662 г. в Париже вышла книга “Логика, или Искусство мыслить”, написанная последователями Декарта А. Арно иП. Николем, известная также под названием “Логика Пор-Рояля” (так как авторы были членами религиозной корпорации, обосновавшейся в монастыре Пор-Рояль). Эта книга оказала заметное влияние на всю последующую историю развития логики. Крупный вклад в исследование логических проблем внесли немецкий философ Г.Лейбниц (1646–1716 гг.), сформулировавший закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX-XX вв.; немецкий философ И. Кант (1724– гг.) и др. западно-европейские философы и ученые.

Отметим, что учитывая европейские традиции, в русле которых в основном развивалась логика в России, мы не останавливаемся здесь на формировании и развитии логических учений в странах Востока, где сложились оригинальные концепции таких мыслителей, как Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс) и др.

Значительны заслуги в развитии логики русских философов и ученых. Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов (1711–1765 гг.), А.Н. Радищев (1749–1802 гг.), Н.Г. Чернышевский (1828–1889 гг.). Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключений русские логики М.И. Каринский (1804–1917 гг.) и Л.В. Рутковский(1859–1920 гг.). Одним из первых начал развивать логику отношений философ и логикС.И.Поварнин (1807–1852 гг.). Во второй половине XIX в. подлинную революцию в логике совершило широкое применение разработанных в математике методов: алгебраических, аксиоматического метода, метода формализованных языков, исчислений и формальных семантик. Это направление разрабатывается в трудах Дж. Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я. Лукасевича и других математиков и логиков. Теоретический анализ-дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков получил названиематематической (или символической) логики. Однако при всех новациях предмет логического анализа в основном оставался прежним.

Символическая логика – интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество разделов, или, как их принято называть, “логик” (например, логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и так далее). Большое внимание уделяется разработке многозначной логики, в которой помимо принятых в традиционной логике двух значений истинности – “истинно” и “ложно” – допускается много значений истинности. Отметим, что в связи с двузначностью традиционной логики ее еще называют пропозициональной логикой. В разработанной польским логиком Я. Лукасевичем (1878– гг.) трехзначной логике вводится третье значение – “возможно” (“нейтрально”). Им же построена система модальной логики со значениями “возможно”, “невозможно”, “необходимо”и т.п., а также четырехзначная ибесконечнозначная логики. Перспективными являются такие разделы, каквероятностная логика, исследующая высказывания, принимающие множество степеней правдоподобия – от 0 до 1, временная логика и другие. Особое значение для правоведения имеет раздел модальной логики, получивший название деонтической логики, исследующий структуры языка предписаний, т.е. высказываний со значением “обязательно”, “разрешено”, “запрещено”, “безразлично”, которые широко используются в правотворческой и правоохранительной деятельности.

Исследование процессов рассуждения в системах символической логики оказало заметное влияние на дальнейшее развитие формальной логики в целом. Вместе с тем символическая логика не охватывает всех проблем традиционной формальной логики и не может полностью заменить ее. Это два направления, две ступени в развитии формальной логики. Особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика, впервые в развернутом виде представленная в объективно-идеалистической философской системеГегеля (1770–1831) и с материалистических позиций переработанная в философии марксизма.

Диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления, а также методологические принципы и требования, которые формируются на их основе. К ним относятся объективность и всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и др. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект – человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Это значит, что диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.

Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей.

Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность. Поэтому изучения мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной логики, где основным средством изучения выступает некоторый формальный язык, позволяющий своими средствами формализовать для исследований законы и формы мышления.

Добавить комментарий

Закрыть меню