Создание акционерного общества

5 способов реорганизации АО

  1. Способ слияния общества. Появление нового коммерческого объединения путем передачи ему обязанностей в полной мере 2-х или более обществ с приостановлением деятельности последних. Создается по соответствующему договору, по передаточному акту. Так, на Западе слияние осуществляют также приобретением (поглощением) организации.
  2. Способ присоединения общества. Несколько обществ или только одно прекращают свою деятельность и передают все права и обязанности другой организации. Происходит реорганизация по договору, в соответствии с актом.
  3. Способ разделения общества. Общество прекращает свою деятельность и передает все права и обязанности вновь создаваемым организациям. Процесс производится с учетом разделительного баланса.
  4. Способ выделения общества. Создание нескольких (одного) обществ дополнительно с передачей им некоторых прав и обязанностей общества, которое реорганизуется, без прекращения деятельности последнего. Процесс осуществляется с учетом разделительного баланса.
  5. Способ преобразования общества. АО переходит в народную организацию (это предприятие с ограниченной ответственностью), либо преобразуется в производственный кооператив. Причем общество имеет право по согласию всех акционеров перейти в партнерство некоммерческого плана. Все права и обязанности вновь созданного общества принадлежат новому юридическому лицу. Процедура преобразования осуществляется на основе учредительной документации.

В случае если условия передаточного акта и разделительного баланса затрудняют процесс правопреемника вновь преобразованного общества, новые юридические лица, несут полную ответственность АО перед кредиторами по обязательствам.

Акционерные общества — универсальный инструмент аккумулирования немалого числа денежных средств, которые необходимы для организации всего производства.

Кроме того, они достаточно удобны и учредителям, так как они в случае банкротства подвергаются риску лишь вложенными в ценные бумаги средствами.

3 основных этапа учреждения АО

Процесс учреждения АО происходит в несколько этапов.

1-й этап — обоснование создания АО или ПАО с экономической точки зрения.

2-й этап — организация АО. Нужно провести следующие мероприятия:

  1. Заключить договор. Учредители обязуются выполнять все условия по учреждению АО. Соответствующая документация не представляет собой учредительный документ АО, а является вариантом договора обычного товарищества, который заключается между учредителями. Данная коммерческая организация ответственна перед учредителями, которые связаны с созданием общества, при одобрении их действий собранием акционеров.
  2. Провести собрание учредителей. При голосовании на общем собрании принимают решения об учреждении АО, предлагается и утверждается устав, оценивается имущество, которое вносят учредители в уплату акций. Собрание определяет и органы управления обществом. Выбор органов управления АО осуществляется учредителями большинством голосов (если точнее — в три четверти).
  3. Сформировать уставной капитал. Он определяется суммарной номинальной стоимостью акций общества, которые приобретают акционеры. Не менее пятидесяти акций общества требуется оплатить в течение 3-х месяцев со времени регистрации АО, а остальную часть — в течение всего года после проведения.

3-й этап — проведение государственной регистрации созданного АО. Любое акционерное общество считается созданным, если оно прошло государственную регистрацию.

Учреждение АО регистрируется в ЕГРЮЛ — едином государственном реестре юридических лиц. Для этого требуется следующая документация (решение владельцев акций о создании АО, также устав организации, договор, квитанции с подтверждением уплаты уставного капитала). Их отправляют в регистрационную палату. Здесь документы проходят проверку на соответствие законам, далее решается — подлежит ли регистрации данное общество или нет.

Выводы:

  • Акционерное общество можно создать путем его учреждения и реорганизации.
  • Создание акционерного общества за счет реорганизации осуществляется путем его слияния, разделения, выделения, преобразования и т.д. Учреждение акционерного общества производится решением его учредителей на общем собрании. Они заключают договор о создании АО, также определяют размер уставного капитала, род и порядок выполнения обществом своей деятельности, количество акций, обязанности учредителей и т.д.
  • Акционерное общество считается созданным с момента государственной регистрации.

ГК РФ Статья 98. Создание акционерного общества

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Учредители акционерного общества заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные об акционерных обществах.

Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества.

Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

3. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.

Устав акционерного общества должен содержать сведения о фирменном наименовании общества и месте его нахождения, условия о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве, о размере уставного капитала общества, правах акционеров, составе и компетенции органов общества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставе акционерного общества также должны содержаться иные сведения, предусмотренные законом.

(в ред.

Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Порядок совершения иных действий по созданию акционерного общества, в том числе компетенция учредительного собрания, определяется об акционерных обществах.

5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

6. Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц.

Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено .

(п. 6 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Главная | Коммерческое право >Количество акционеров ОАО Число акционеров открытого акционерного общества — не ограниченно.

Органы управления ОАО

Высшим органом управления в ОАО является Общее собрание акционеров общества. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом (статья 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам не отнесенным к его компетенции Законом.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (например Генеральный директор) или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (например директор и дирекция либо правление). Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

Совета директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных Законом к компетенции общего собрания акционеров. В обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее пятидесяти устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия (ревизора) общества. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления общества. Акции принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора. Общее собрание акционеров утверждает аудитора. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Учредительные документы ОАО

Учредительным документом ОАО является Устав.

В Уставе общества должно быть указано:

  • полное и сокращенное фирменное наименование общества;
  • сведения о месте нахождения общества;
  • тип общества (открытое или закрытое);
  • количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
  • права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);
  • сведения о структуре и компетенции органов управления общества и порядок принятия ими решений;
  • порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления обществом квалифицированным большинством голосов или единогласно;
  • сведения о размере уставного капитала общества;
  • сведения о филиалах и представительствах общества;
  • сведения о размере дивиденда и (или) стоимость выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа;
  • сведения о порядке конвертации привилегированных ценных бумаг.

Права и обязанности акционеров ОАО

Права акционеров — владельцев обыкновенных акций:

  • участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции в порядке, установленном Законом;
  • право на получение дивидендов;
  • в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества.

Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру её владельцу одинаковый объем прав.

Права акционеров — владельцев привилегированных акций:

  • право на получение дивидендов;
  • если предусмотрено уставом общества — право на получение части имущества общества в случае его ликвидации;
  • если предусмотрено уставом общества право требовать конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов;
  • право участия в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества.

Акционеры имеют право на доступ к документам общества, к таким как договор о создании, устав, документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе, внутренние документы общества, годовые отчеты и другие в соответствии с п. 1 ст. 89 ФЗ «Об акционерных обществах». К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право акционеры (акционер) имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

Акционеры вправе продать свои акции, однако другие акционеры пользуются преимущественным правом приобретения этих акций. Уставом может быть предусмотрено преимущественное право приобретения акций самим обществом.

Особенности ОАО

Открытое акционерное общество — форма ведения довольно крупного бизнеса. Это связано и с тем что легче привлекать крупные капиталы, и с тем что довольно сложная форма отчетности. Так же, есть необходимость проводить собрания акционеров, а в случае, когда акционеров сотни и тысячи это может создать некоторые трудности с обеспечением всех формальных моментов. Подобную организационно-правовую форму удобно выбирать при ведении крупного бизнеса.

Актуальность информации: 20.09.2010

наверх версия для печати

Индивидуализация акционерного общества

Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках. Фирменное наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму данного юридического лица (акционерное общество), его тип (открытое или закрытое), а также название, индивидуализирующее общество, например «Заря». Фирменное наименование регистрируется путем включения общества под ним в государственный реестр юридических лиц. Зарегистрированное фирменное наименование относится к исключительным правам общества и защищается в установленном законом порядке. Только правообладатель вправе использовать фирменное наименование на вывесках, бланках, упаковке, в рекламе, при заключении сделок и т.д. другими лицами фирменное наименование может быть использовано только с согласия правообладателя путем заключения соответствующего договора.

Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяется решение многих вопросов, например, место исполнения обязательств, подсудность споров, место уплаты налогов, В соответствии со ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Место нахождения юридического лица может определяться либо местом нахождения его органов, либо местом нахождения его основной деятельности. Общество должно иметь свой почтовый адрес и обязано уведомлять о его изменении органы, осуществляющие его государственную регистрацию, а также иные органы, предусмотренные законодательством.

Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований Федерального закона «Об акционерных обществах» и иных федеральных законов.

Филиалом общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его функции, в том числе функции представительства, или их часть.

Представительством общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества, представляющее интересы общества и осуществляющее их защиту.

Филиал и представительство не являются юридическими лицами, действуют на основании утвержденного обществом положения. Филиал и представительство наделяются создавшим их обществом имуществом, которое учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе общества.

Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются обществом и действуют на основании доверенности, выданной обществом.

Руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен, если это предусмотрено выданной ему доверенностью. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их общество.


Различие между филиалом и представительством состоит в объеме и характере функций того и другого. Функции филиала шире, он может включать и функции представительства.

Создание филиалов и открытие представительств акционерного общества относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета ) общества.

Закон предусматривает уведомительный порядок внесения изменений в устав в связи с созданием филиалов и открытием представительств. Указанное требование закона может быть исполнено путем отправления заказного почтового отправления в адрес регистрирующего органа. Порядок уведомления о внесении изменений в устав акционерного общества определен ст. 19 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»

В соответствии с данным законом, юридическое лицо представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное заявителем уведомление о внесении изменений в учредительные документы. решение о внесении изменений в учредительные документы и изменения. При внесении изменений в учредительные документы юридического лица регистрирующий орган в срок не более чем 5 дней с момента получения указанного уведомления вносит соответствующую запись в государственный реестр, о чем в письменной форме сообщает юридическому лицу.

Порядок создания организации (предприятия)

Создание коммерческой организации представляет совокупность действий, направленных на приобретение статуса субъекта хозяйствования. Существует три порядка образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

Распорядительныйпорядок означает, что юридическое лицо создается по распоряжению собственника. Например, приказом министерства создается государственное унитарное предприятие.

Разрешительный порядок состоит в том, что юридическое лицо создается по инициативе граждан или юридических лиц после получения на это разрешения соответствующего государственного органа (например, создание дочерних предприятий).

Явочно-нормативный(заявительный) порядок означает, что специального разрешения на создание юридического лица не требуется, так как его создание разрешено законом. Юридические лица и граждане образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка (например, Указ Президента №302 дает индивидуальным предпринимателям ряд преференций при регистрации унитарных предприятий. В частности, впервые в Беларуси используются заявительный принцип и принцип одного окна.

Порядок создания юридического лица регулируется законодательством Республики Беларусь, согласно которому установлены два основных учредительных документа: устав и учредительный договор. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).Учредительный договор представляет собой документ, в котором договариваются стороны (граждане, юридические лица и др.) об условия создания организации, размере первоначального взноса в уставный фонд, долю каждого учредителя и другие вопросы. Устав представляет собой свод правил, регулирующих деятельность организации и ее взаимоотношения с другими хозяйствующими субъектами и гражданами, ее права и обязанности в определенной сфере хозяйственной деятельности.

В учредительных документах в обязательном порядке должны определятся:

– наименование юридического лица и местонахождение;

– цели и виды деятельности;

– участники организации и их доля в уставном фонде;

– уставный фонд и порядок его формирования;

– порядок образования имущества и распределения доходов;

– права и обязанности участников;

– порядок реорганизации и ликвидации и др.

Каждое предприятие, как юридическое лицо, действует на основе устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

В перечисленных документах указывается вид деятельности организации в соответствии с «Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности».

Начало деятельности предприятия определяется в соответствии с ГК Республики Беларусь, где указывается, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в местных органах. Данные госрегистрации, фирменное наименование включаются в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сущность государственной регистрации состоит в том, что государственный орган проверяет соответствуют ли учредительные документы юридического лица требованиям закона. Деятельность юридического лица без регистрации запрещена.

Государственную регистрацию коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей производят облисполкомы, которые имеют право делегировать часть своих полномочий горисполкомам, а они – соответствующим администрациям районов в городах.

Для государственной регистрации юридические лица представляют следующие документы:

1) письменное заявление учредителей;

2) анкета установленного образца, предоставляемая каждым учредителем;

3) решение о создании юридического лица (копия приказа собственника, протокол собрания учредителей), утвержденное собственником;

4) учредительные документы (копии устава и (или) учредительного договора);

5) сведения об учредителях – физических лицах (копия трудовой книжки либо копия пенсионного удостоверения, либо справка от органа занятости). Указанные сведения не представляются при создании ОАО;

6) документ, подтверждающий формирование уставного фонда и установленной платы за регистрацию организации (в сумме, эквивалентной 60 евро, а за внесение в его устав изменений – 15 евро);

7) документ, подтверждающий право на размещение коммерческой организации по месту нахождения.

В настоящее время вступили в силу новые нормативные акты во многом изменяющие процедуру регистрации и порядок создания субъектов хозяйствования.

Первая группа изменений связана с процедурой регистрации: уменьшен срок госрегистрации с месяца до двадцати дней; введение принципа «одного окна»; в течение десяти рабочих дней выдается разрешение на право изготовления печати, документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики и др.

Ко второй группе относятся изменения, связанные с определенной регламентацией деятельности субъектов хозяйствования:

– запрещается осуществление производственной деятельности в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в судебном порядке в доход государства;

– введены дополнительные основания, при которых регистрирующие органы могут принимать решения о ликвидации коммерческой организации, если она в течение трех месяцев подряд выплачивает заработную плату в размере менее месячной минимальной зарплаты, установленной законодательством; систематическое грубое нарушение законодательства о труде.

Введение закона РБ «О хозяйственных обществах», который начал действовать с августа 2007г. внес следующие изменения. Во-первых, закон ввел максимальное количество учредителей (участников) ООО и ОДО – не более пятидесяти. Во-вторых – изменилась процедура создания общества. Если раньше проводилось одно общее собрание учредителей, то теперь, кроме общего собрания учредителей, необходима организация и проведение учредительного собрания учредителей общества.

Значительно расширен перечень сведений, которые должны содержаться в учредительных документах обществ. В то же время из закона убрана норма о нотариальном заверении учредительных документов обществ: отныне это право, а не обязанность учредителей. В связи с этим экономия на нотариальном заверении учредительных документов обществ составляет 850-900 тыс. руб. В-третьих – введены ограничения по вкладам учредителей. Вносимое в уставный фонд общества имущество должно быть необходимым и пригодным для использования в деятельности этого общества.

Третья группа изменений связана с утверждение «Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности» (указ Президента РБ №302). В данном Положении определяется временный порядок создания индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными до 1 января 2007г., коммерческих организаций в форме частного унитарного предприятия. Для госрегистрации унитарного предприятия (УП) индивидуальный предприниматель (ИП) должен не позднее 10 ноября 2007 года обратиться в регистрирующий орган и представить все необходимые документы. Перечень их значительно сокращен. Представляются следующие документы:

1) заявление с обязательным указанием, что ИП обращается за госрегистрацией УП;

2) справка Министерства юстиции о согласовании наименования УП;

3) устав ИП и две его нотариально засвидетельствованные копии;

4) копию свидетельства о государственной регистрации ИП (ксерокопию);

5) документ, подтверждающий размещение УП по юридическому адресу. Следует отметить, что размещение предприятия возможно только в квартире частного жилого дома, а размещение юридического адреса в домах государственного жилого фонда не допускается;

6) эскизы печатей в двух экземплярах.

Представление иных документов для госрегистрации по Указу №302 не требуется. Для оформления уставного фонда создаваемого УП предусмотрен льготный срок (установлен годичный срок с момента регистрации предприятия). К тому же оплата регистрационных сборов при обращении за регистрацией предприятия не производится.

Добавить комментарий

Закрыть меню