Современная экономическая система России

Типы экономических систем

Традиционная экономическая система является самой давней и была основана на нравственном контроле и отсутствии рынка. Собственность на ресурсы в этой системе чаще всего является коллективной, т.е. охотничьи угодья, пастбища, пашни и луга принадлежат всему племени или общине. В самом общем виде традиционную экономику можно охарактеризовать как способ организации экономической жизни, базирующейся на самой простой (примитивной) технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики, строгом следовании традициям и обычаям хозяйственной жизни, а также на примитивных эквивалентах стоимости (денежные знаки либо отсутствуют, либо существуют в очень упрощенном виде).

Рыночная экономическая система – это форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Одним из главных отличительных признаков рыночной экономики является частная собственность на средства производства. Право частной собственности позволяет построить экономический контроль внутри фирмы (компании, корпорации), иметь возможность процветать или разориться в результате рыночной конкуренции. Конкуренция заставляет частного собственника проявлять хозяйственную инициативу, экономить ограниченные ресурсы, рисковать или проявлять осторожность в расходовании средств, искать источники получения прибыли и избегать бесполезных расходов. К основным принципам рыночной экономики относятся: свободная предпринимательская деятельность; многообразие форм собственности на средства производства; рыночное ценообразование; договорные отношения между хозяйствующими субъектами; ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Командная (централизованная, плановая) система сформировалась в ХХ в. в обществах с жесткими политическими режимами. Командная система – это способ организации экономики, при котором земля и капитал находятся в государственной собственности, а распределение ресурсов находится в руках государственных центральных органов в соответствии с государственными планами; способ ориентации и управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности. Таким образом, экономический контроль осуществляется не рынком, согласно принципу «спрос-предложение», а государством.

К характерным чертам плановой экономики относятся:

  • избыточное огосударствление экономики;
  • избыточная централизация производства (свыше 90 % предприятий – это государственная собственность);
  • диктат производителя;
  • бюрократизация аппарата управления.

Такой тип экономики существовал в СССР до 1989 года.

Рыночная, командная и традиционная экономические модели в чистом виде в современном мире, практически, не существуют. Экономические системы большинства развитых стран сегодня носят смешанный характер. В смешанной экономической системе основой экономики является частная собственность, хотя существует и достаточно крупный государственный сектор. Например, в России в таких компаниях, как ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и целом ряде других, более 50 % акций принадлежит государству, но эти компании не получают государственных планов, подчиняются законам рынка и вынуждены конкурировать с частными предприятиями. В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право иметь в собственности или оперативном управлении средства производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников, и фактически являются равноправными игроками рынка. Деятельность государства финансируется за счет налогов и акцизов, но главным образом за счет его собственной экономической деятельности, обеспечивающей ему необходимую финансовую самостоятельность и имеющей своей целью как раз обеспечение базовых его функций.

Ряд жизненно важных для общества услуг и элементов общегосударственной инфраструктуры финансируются или частично субсидируются за счет бюджета, либо напрямую принадлежат государству: юридические услуги, библиотеки, дороги, школы. Больницы и поликлиники, силовые структуры, сельское хозяйство и связанное производство продуктов питания первой необходимости, топливно-энергетический сектор, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. Государство также осуществляет: регулирование (трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное); защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей, окружающей среды, протекционизм и многое другое.

Модели смешанной экономической системы

Существует несколько моделей смешанной экономики.

Американская модель. Основу американской модели составляет система всемерного поощрения предпринимательства, достижения личного успеха, обогащения наиболее активной части населения. Задача социального равновесия граждан при этом остро не ставится, а прямое государственное вмешательство в экономику является незначительным и охватывает такие вопросы, как определение правил игры на рынке, использование бюджетной системы, перераспределение доходов через налоговые механизмы и другое.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры по контролю за имущественным расслоением.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство располагает всего четырьмя основными фондами, зато более половины государственных расходов направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.

Германская модель: в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Выполняя определенные функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции.

Российская модель экономической системы

8 февраля 2008 г. Президент В.В. Путин на заседании Государственного совета отметил, что «Россия вернулась на мировую арену как сильное государство – государство, с которым считаются и которое может постоять за себя».

Утверждение «Россия – сильное государство» отнюдь не преувеличение, а констатация серьезных изменений, произошедших в стране с начала ХХI века. В частности, за последние годы накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику вырос в несколько раз. Капитализация фондового рынка по отношению к 1999 г. выросла в 22 раза. Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в пять раз. До начала мирового экономического кризиса Россия достигла самого большого прироста ВВП за последние семь лет – 8,1 %, а по итогам 2007 г. – опередила такие страны «большой восьмерки», как Италия и Франция, по объему ВВП, рассчитанному по ППС, вошла в семерку крупнейших экономик мира.

В настоящее время по объему ВВП по ППС Россия является пятой экономикой мира, а по номинальному объему ВВП Россия занимает 9 или 10 место (в зависимости от используемого для пересчета курса доллара).

Однако этого мало в сравнении с тем, как развиваются гиганты мировой экономики и с тем, какие амбиции есть у нас. Опережающий рост качественных характеристик продукции и услуг, улучшение на этой основе пропорций обмена являются для России единственной возможностью осуществить прорывной сценарий развития. Результаты экономического развития России последних лет позволяют утверждать, что возможности для реализации такого сценария в России, в принципе, имеются. Более того, период выбраковки неэффективных производств, практически, завершен, а трансформационные факторы роста рыночного качества продукции в российской экономике практически исчерпаны. Именно поэтому главной составляющей качественных приращений российской экономики в перспективе является технологический прогресс, именно поэтому у России нет других инструментов обеспечения высокой динамики производства и экономического прорыва в будущее кроме науки и инвестиций. Только вкладывание средств в наукоемкие технологии и производства способно обеспечить выход России из сырьевой зоны. Пока же ситуация очень неоднозначная, но отчаиваться не стоит. Надо много работать, в том числе и над собой.

В целом модель российской экономической системы может быть названа социально-ориентированной, т.к. развивающаяся в стране система направлена на создание экономических условий для максимально удовлетворения общественных потребностей, социальных запросов населения, повышения качества и уровня жизни.

Определение типа экономической системы России

На текущий период времени сложно с точностью сказать, к какому типу экономических систем принадлежит современная Россия. Отечественные экономисты выдвигают различные теории на этот счёт. Ни для кого не секрет, что в конце 20-го века в экономической жизни России произошли кардинальные перемены. Командно-административная экономическая система, приверженцем которой являлась наша страна с начала прошлого века, стала пережитком прошлого, уступив место рыночной системе западного образца. Стимулом тому послужил ряд причин:

тотальное государственное регулирование экономики. Официальное отсутствие рыночных отношений существовало одновременно с развитой теневой экономикой;

существование нерыночной экономики в течение большого промежутка времени, что привело к ослаблению экономической активности населения, а также ориентации на принятие решений государством, т. е. необоснованному преувеличению тотальной социальной функции государства;

перекос отраслевой структуры национальной экономики в сторону доминантной позиции военно-промышленного комплекса (ВПК). Одновременно с этим было снижено значение легкой промышленности, а также отраслей, которые непосредственным образом обеспечивают качество жизни населения;

отсутствие конкурентной способности товаров, произведенных в сфере национальной экономики, на уровне мировой экономики.

На настоящий момент можно с полной уверенностью сказать, что Россия полностью отошла от командно-административной системы. Но можно ли назвать её с полной уверенностью «страной с рыночной экономикой»?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к определению рыночной экономики, приведённому ранее: «Рыночная система — это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения».

Руководствуясь данным определением, можно увидеть, что первое время после распада СССР, в России господствовала рыночная экономика, когда вся собственность государства была приватизирована или выкуплена частными лицами. Однако, в настоящее время наша страна по своему состоянию приближается к тому, что называется смешанной экономикой. Свидетельством тому является деятельность государства за последние 5-10 лет. Во-первых, указы Президента РФ и законы, принимаемые государственной думой, стимулируют малый и средний бизнес, тем самым увеличивая количество предпринимателей на рынке и стараясь создать здоровую конкуренцию.

Вместе с этим, государство увеличивает свою значимость на рынке, путём контроля мирового лидера по добыче и транспортировке природного газа ОАО «Газпром» и покупая активы некоторых компаний внутри страны. На основании этого, можно с полной уверенностью сказать, что Россия отошла от рыночной системы хозяйствования и движется в сторону более прогрессивной смешанной экономики.

Если руководствоваться формационным подходом в определении типа экономической системы России, можно однозначно заметить, что наша страна идёт по пути капитализма, так как преобладающую часть российской экономики составляет частный сектор, а также преобладают рыночные отношения. Если брать в рассмотрение цивилизационный подход, то встаёт вопрос о том, к какой классификации отнести российскую экономическую действительность. Разные последователи данного подхода вкладывали в понятие цивилизации нечто своё. Являясь сторонником теории локальных цивилизаций, я считаю, что Россия, так как она развивалась по своему пути, отстающем от западноевропейской экономики, не может быть отнесена ни к одной из широко известных экономических общностей. Можно лишь отнести её к развивающейся цивилизации, лишь добивающейся стабильности.

Другие материалы …

Национальная экономика основные результаты функционирования и их измерение
национальная экономика сбалансированность модернизация Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны, является стимулирование экономического роста, поддержание его на стабильном и оптимальном уровне. Для этого необходимо им …

Общая характеристика деятельности кафе В Гости
Общественное питание — отрасль народного хозяйства, которая была, есть и будет самой рыночной сферой деятельности. В нашем современном и динамичном мире развитие массового питания играет огромную роль. Питание — одно из важнейших условий существования человека …

Организационные формы оптовой торговли КСУП Комбинат Восток
Организационно-технологическая (производственная) практика является важнейшей частью учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства республики в области коммерческой деятельности . Целью производственной практики яв …

К какой категории относится экономика России

Мировая экономическая наука различает страны по достигнутому уровню экономического развития, относя их к одной из трех групп (табл. 16-1):

  • промышленно развитые страны (в эту группу входят США, Япония, Германия и другие богатейшие державы мира, объединенные в Организацию экономического сотрудничества и развития — ОЭСР). Эти страны завершили индустриализацию, создали мощные экономические механизмы, обладают высокоразвитыми системами образования, здравоохранения, научно-технического обеспечения и т. д. А главное — здесь высокий уровень благосостояния большей части граждан;
  • новые индустриальные страны (в эту группу входят прежде всего «азиатские драконы» — Тайвань, Сингапур, Южная Корея). Эти страны за последние десятилетия создали мощную современную промышленность и сформировали высокоразвитые экономические механизмы. Сейчас здесь идет процесс развития образования, здравоохранения, быстро растет прежде низкий уровень благосостояния граждан;
  • развивающиеся страны. Эти страны еще только проходят этап индустриализации, формируют транспортные сети и систему связи, создают современные экономические механизмы, строят национальные системы образования, здравоохранения и культуры. Граждане этих стран имеют очень низкий уровень жизни: во многих странах Африки до сих пор тысячи людей умирают от голода и эпидемий, распространяющихся на фоне крайней нищеты и отсталости здравоохранения.

Таблица 16-1

Группы стран по уровню экономического развития Типы экономических систем
Традиционная Командная Рыночная Смешанная
Промышленно развитые страны США, Япония, Германия и др. страны ОЭСР
Новые индустриальные страны Тайвань, Сингапур, Южная Корея
Развивающиеся страны Некоторые страны Африки Куба, Северная Корея Некоторые страны Латинской Америки, Африки и Азии Индия, Мексика, Бразилия, Чили, Китай

К какому типу экономических систем, к какой категории стран относится Россия?

Поиск ответа на эти вопросы вызвал в последние годы острую дискуссию в среде экономистов и политиков, пытающихся определить наилучшие варианты реформирования экономики нашей страны. Действительно, к категории развивающихся стран Россию отнести нельзя, так как наша страна обладает сегодня:

  • мощной, хотя и устаревшей, промышленностью;
  • огромной, хотя и изношенной, транспортной сетью и обширной, хотя и устаревшей, системой связи;
  • высокоразвитой культурой и системой общего образования;
  • большим числом научных и технических разработок.

Вместе с тем уровень жизни в России (если оценивать его, как принято в мировой практике, по величине ВВП в расчете на душу населения) довольно низок (рис. 16-1). Кроме того, многие важнейшие экономические механизмы в нашей стране сейчас либо отсутствуют вообще, либо находятся в зачаточном состоянии. А потому и к группе экономически развитых стран Россию нельзя отнести в полной мере.


Рис. 16-1. Соотношение стран мира по уровню доходов
(в числителе — величина ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, долл. США; в знаменателе — ВВП на душу населения в % к США)

Что касается экономической системы, то в России она имеет ряд особенностей.

С одной стороны, в России ликвидирована система директивного планирования, а бывшие государственные предприятия в массовом порядке принудительно преобразованы в частные фирмы (приватизированы), с другой — все отрасли и регионы постоянно чего-то требуют от правительства, и оно вынуждено вмешиваться в решение даже простейших хозяйственных задач (например, подготовка к отопительному сезону).

В конце концов экономисты сходятся во мнении, что Россию, равно как и страны Восточной Европы, правильнее всего отнести к совершенно особой категории — постсоциалистическим странам с экономикой переходного типа, поскольку они обладают совершенно уникальным набором признаков и решают задачи, отличные от задач промышленно развитых и развивающихся стран.

Экономические системы общества изменяются в процессе исторического развития. Они, рождаясь, развиваясь и затем, отмирая, переходят из одной в другую. Такие системы ограничены во времени и пространстве, имеют только ей присущий набор признаков и механизмов взаимодействия между всеми ее субъектами. Как правило, главное отличие одной системы от другой, помимо культурных и технологических, заключается в способе распределения ресурсов. Существуют различные подходы к периодизации экономической истории человечества (марксистский, цивилизационный и т. д.). В соответствии с неоклассической теорией выделяют четыре основных типа экономических систем:

  • традиционная экономика
  • плановая (административно-командная) экономика
  • рыночная экономика
  • смешенная экономика

За последний век Россия дважды пережила смену одной системы другой. В начале века этот процесс прошел насильственным путем, когда над целым народом был поставлен эксперимент, закончившийся неудачей. Он показал несостоятельность системы с плановой экономикой и насильственным распределением ресурсов, которое пытались привить приверженцы коммунистических идей, поэтому закономерным стал процесс смены системы.

В начале 90-х годов в России начался резкий переход к рыночной экономике. Старая структура общества и общественных отношений разрушилась, а на ее остатках начала возводится новая. В 2003 году ЕС и США признали рыночный характер экономики России.

Но формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов. Характеризуя модель рыночной экономики в России, следует учитывать особую геополитическую роль страны. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:
• огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;
• неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;
•отсутствие автономного от государства гражданского общества:
•неразрывную связь власти и собственности;
• слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.

Сложившаяся российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности. Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета. Также в России не возникает взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики.

Добавить комментарий

Закрыть меню