Совесть как категория этики

Совесть как этическая категория.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть — самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность — люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» т. п. Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен. Совесть способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному как собственное совершенство. Является нравственным регулятором.

32. Деонтология как раздел этической науки.

Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых в конечном счете направлена деятельность.

Деонтология — раздел этики, в котором рассматриваются проблемы Долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Моральное сознание как специфическая форма общественного сознания отражает объективную социальную необходимость, потребности людей, общества, исторического развития — в особой субъективной форме — в виде представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрения, насколько они оправданны в силу своего нравственного достоинства. Из представлений о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требования выступают как его обязанности; последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории и являются предметом изучения особого раздела этики — деонтологии.

33. Современная этика.

Новые научные открытия и новые технологии дали мощный всплеск развитию прикладной этики. В XX в. было разработано множество новых профессиональных кодексов морали, получила развитие этика бизнеса, биоэтика, этика юриста, работника средств массовой информации и т.д. Ученые, врачи, философы стали обсуждать такие проблемы, как пересадка органов, эвтаназия, создание трансгенных животных, клонирование человека. Человек в гораздо большей степени, чем ранее, почувствовал свою ответственность за развитие всего живого на Земле и стал обсуждать эти проблемы не только с точки зрения своих собственных интересов выживания, но и с точки зрения признания самоценности факта жизни, факта существования как такового (Швейцер, моральный реализм).

Профессиональная этика выступает как этика правил и работает на уровне создания деонтологических принципов поведения для тех, кто принадлежит к данной профессии. Она составляет значительную область прикладной этики.

Но есть и другие области. Это корпоративная этика, в которой кодексы и организации, следящие за их исполнением, создаются для членов определенных корпораций. К области прикладной этики также относится то, что связано с общественными угрозами глобального характера. Для предотвращения этих угроз проводятся гуманитарные экспертизы, отрабатываются механизмы демократических процедур принятия важных общественных решений.

Еще одна характерная черта современной морали это невероятное расширение публичной сферы, т.е. сферы, где представлены интересы больших групп людей, где поступки оцениваются с точки зрения совершенства выполнения определенных общественных функций. В этой сфере мы сталкиваемся с деятельностью политиков, лидеров политических партий, хозяйственных руководителей, с механизмом принятия глобальных решений. Оказалось, что традиционная этика во многом не применима для этой сферы, ведь ясно что, скажем, адвокат не может относиться к прокурору как к самому себе. Во время судебного заседания они действуют как противники.

Поэтому теоретиками ставится вопрос о разработки новой этики, связанной с принятием честных правил определенной игры, новым пониманием справедливости, в том числе включением в это понятие вопросов международной справедливости, отношения к будущим поколениям, отношения к животным, отношения к инвалидам с рождения и т.д.

· Характерные особенности предэтики.

Представители: Гомер, Гесиод, 7 мудрецов. Гомер выступил воспевателем геройской морали. До нас дошло 2 произведения Гомера – «Илиада», «Одессея», в которых носила отражение коллективная мораль (это мораль замкнутой социальной группы, нравственные требования не распространяются на представителей иных социальных групп).

Гомер («Антипсихологизм») – не описывает мотивацию своих персонажей, указывая лишь их действия. Другая особенность fatum – судьба. Отсюда Гомер делает вывод о том, что положение человека в обществе предрешено, общественный долг выше частных интересов. Так как Боги так же живут по фатуму, есть 5 вариаций соотношения божественной и человеческой воли: 1) Бож. и чел-кая совпадают ( и чел и Бог желают одинаково); 2) Воля Бога указывается, но отсутствует чел-кая воля; 3) указывается чел-ка, а Бога – нет; 4) Воли противоречат друг другу и божественная подавляет человеческую; 5) Воли противоречат и это приводит к борьбе, в которой зачастую побеждает человек.

Гесиод («Труды и дни», «Теология») – представитель демоса, воспевателем простых жизненных ценностей. Работа труды и дни посвящена тому, как важно трудиться, отличительной чертой является трагизм. Его мораль называют моралью земледельцев – для человека интересы его семьи и друзей должны быть сильнее интересов общества.

7 мудрецов – это собирательный образ и в разное время это были разные люди. Люди приходили за советом и мудрость заключалась в коротких и ёмких фразах.

В этот период не было четкого понятия «этики», требования этики носили иносказательный характер и были бессистемны.

34. Характерные особенности античной этики.

Классический этап в развитии античной этики начался с деятельности Демокрита (5 – 4 вв. до н.э.), который первым начал выражать философские и этические идеи в системе специальных понятий. Главной его заслугой является попытка сформулировать критерий, по которому можно разделить добро и зло. В качестве такого критерия он выделил удовольствие – не в обиходном смысле слова, – а удовольствие как философский термин. Под удовольствием Демокрит понимал спокойное состояние души после совершённого поступка. Нужда, по его мнению, заставляет человека трудится, преобразует его из дикого состояния. «Труд сделал человека». Демокрит большое внимание уделил процессу воспитания. Воспитание, по мнению Демокрита, без принуждения невозможно. Нельзя научится письму и счёту, если не осваивать прописи и арифметику. Принуждение может быть внешним (физическое и моральное) или внутренним.

Софисты считали, что мораль носит относительный, необязательный характер, у каждого своя мораль. С этой позицией был не согласен Сократ, который выдвинул принцип нравственного рационализма – нравственность исходит из знания и разума.

Платон исходит из того, что во вселенной параллельно существует 2 мира (идей и вещей). Также исходил из идеи метампсихоза – переселения душ. Нравственность носит врожденный характер.

Эпикур (древнегреческий философ) – певец удовольствия, создатель концепции гедонизма. Эпикур впервые сформулировал положение о разумности, рациональности человеческих потребностей. Все потребности он разделил на три группы:

Естественные и необходимые (сон, еда, и т.д.);

Естественные, но не необходимые (вкусно есть, сладко спать, красиво одеваться и т.д.);

Неестественные и не необходимые (жажда богатства, любовь к славе, стремление к памятникам и почестям при жизни и т.д.)

В процессе воспитания каждый человек должен пройти через систему ограничения потребностей, тогда он будет знать, что для полноценного, достойного существования нужно очень немного, и оно вполне достижимо собственным трудом. Тогда, если человек лишится возможности удовлетворять 2 последние группы потребностей, – это не будет для него трагедией. Это положение Эпикура взято на вооружение всеми элитными школами (Смольный институт и др.) – холодные обливания, простая одежда и т.д.

35. Характерные особенности Средневековой этики.

Суть средневековой этики состоит в том, что она стала религиозной. Ее исторические судьбы на многие столетия оказались сопряженными с христианством.Моральная концепция христианства замкнута на идею Бога, который создал мир, весь мир развивается из него, он его непосредственный управитель. Все остальные создания существуют благодаря и для бога. Высшая цель — служить богу. Человек подобен богу, но не более. Он изначально греховен. Греховность человека непреодолима его собственными силами. Это достигается прямым и непосредственным участием бога. Выражением такого божественного вмешательства, призванного указать путь к спасению, является приход Христа. Первая, высшая и, в сущности, единственная заповедь этики Христа есть заповедь любви к богу, что требует всего человека целиком, все его мысли и дела.

Характерные особенности средневековой этики мы рассмотрим на примере двух ее наиболее характерных представителей: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.Августин Блаженный считал, что бог — это начало, средоточие и цель всего, он — отец блаженства и добра. Божественные заповеди нужно принимать не потому, что они истинны и гуманны, а потому, что они божественны, божественность ихпроисхождения является залогом их истинности и гуманности. Поскольку все создано богом, то вес есть добро, зла не существует. Зло — это свойство ангелов и людей, которые отказались от бога и сосредоточились на собственном бытии. «Радуйся богу, но не пользуйся им, пользуйся земными благами, но не радуйся им», таков основной этический мотив Августина. По утверждению Августина, греховны все люди. Однако некоторых из них бог отмечает своей милостью. Кроме того, в день страшного суда, когда бог призовет всех для произнесения окончательного приговора, он одних обречет на вечные муки, а других — на вечное блаженство, одних -низвергнет в ад, других — вознесет в небеса. Критерий, на котором основывается бог, принимая свои решения – это тайна бога.Несколько иные взгляды присущи Фоме Аквинскому, который заимствует содержание этики у Аристотеля, но придает ей религиозную форму, переосмысливает ее через призму христианства. Человек, по его мнению, представляет собой такую ступень совершенства, когда он может отступить от своей благости, его деятельность будет сопряжена в этом случае со злом. Все это становится препятствием на пути к блаженству. Человеку свойственно лишь частичное несовершенное блаженство, да и оно оказывается неустойчивым, подрывается болезнями и прочими несчастьями. В своем чистом виде блаженство возможно лишь в загробном мире. Фома Аквинский пытается дать рациональный ответ на вопросы, которые по существу противоразумны. Он рассуждает о том, что едят ангелы, могут ли быть воскрешены одновременно тела людоеда, который питался человеческим мясом и его жертв и т.д., пытался дать однозначные ответы на все частные вопросы брачных отношений, воспитания детей и т.д.Если античная этика исходила из убеждения, что нравственное совершенство человека доступно ему самому, что нравственность это совокупность добродетелей человека, то нравственные требования средневековой этики выступают как заповеди бога.

36. Характерные особенности этики Нового Времени.

Эммануил Кант является философом данного времени. Он считал, что нравственные нормы следует соблюдать в силу их существования. Категорический императив должен лечь в основу поведения. Человек должен поступать нравственно, основываясь на чувстве долга, а не стремясь получить какие-либо удовольствия.

Людвиг Вингенштейн – австрийский ученый, основатель этики молчания. Он считал, что социальный язык неизбежно искажает мысли людей. Выражение мыслей возможно посредством искусства.

Зигмунд Фрейд – выделил в структуре 3 начала: Эго, супер эго, я. Он сводил роль личности к лавированию между живыми инстинктами и нравственными требованиями.

37. Оценочная функция морали.

Мораль рассматривает мир, явления и процессы с позиции их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно ϶ᴛᴏму она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При ϶ᴛᴏм конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем ϲʙᴏе отношение к миру, ϲʙᴏю позицию.

38. Оценочная функция морали.

Мораль рассматривает мир, явления и процессы с позиции их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно ϶ᴛᴏму она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При ϶ᴛᴏм конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем ϲʙᴏе отношение к миру, ϲʙᴏю позицию.

Рекомендуемые страницы:

Вся сфера нравственности оправдывает себя лишь тогда и постольку, когда и в какой степени руководство морального сознания, нравственные понятия и доказательства переходят во внутренние правила, ориентиры, характеристики человека. Как уже отмечалось, именно внутреннее отношение к любым явлениям жизни отличает нравственность от других форм регулирования человеческой жизнедеятельности. Среди таких нравственных характеристик человека, обозначаемых соответствующими категориями этики, на первом плане находится совесть.

Совесть — основа нравственного бытия человека.

Как этическая категория совесть характеризует способность, на основе сложившихся моральных обязанностей, осуществлять нравственный самоконтроль и самооценку. Итак, совесть выступает как внутренний контрольный механизм сознания. Глубинный смысл понятия «совесть» означает общее видение, возможность посмотреть на свои поступки глазами других людей или с позиции высоких моральных императивов.

Феномен совести с точки зрения своего определения и структуры является одним из самых сложных для этики. Как только не трактовали совесть в истории этики! — Здесь были такие различные подходы: это и врожденная человеческое качество, которое не подлежит изучению, это и божественное озарение, которое ссылается грешник, это и внутренний голос человека (вспомним «даймонион» Сократа, «внутренний голос» Сковороды), это и » часовой «человеческой души, это и» святилище «человека (так была названа совесть на втором Балканского соборе), и тому подобное. Интересные образы совести подавали некоторые философы: «совесть — это моральный светильник, освещающий хороший путь» (Гегель), «совесть — микроскоп, который увеличивает вещи для того, чтобы сделать их четкими и заметными для наших притупленных чувств» (Л. Фейербах) и т.д.

Возникновение совести обусловлено целым рядом факторов, среди которых первостепенное значение, как отмечают этнографы и психологи, имеет формирование потребности находиться в неравнодушному отношению «к другим», способность к сочувствию (Дильтей писал об умении поставить себя на место другого человека), а также потребность человека определиться в амбивалентной природе своих чувств, для которых в определенной степени выступает характерными несогласованность, противоречивость, неустойчивость, когда, например, человек одновременно испытывает и любовь, и ненависть, и сочувствие, и иронию. Безусловным условием формирования совести является способность человека прислушиваться к своим душевных процессов, ее внутренняя чувствительность и наблюдательность, хотя угрызения совести могут действовать и тогда, когда человек хочет сознательно от чего-то уйти, забыть что-то. В какой-то мере таинственность совести объясняется тем, что она существует и действует не только на уровне сознательного, но и на уровне бессознательного, то она указывает на то, в какой мере моральные принципы, нравственные нормы и идеалы превратились в действительно органические факторы внутреннего регулирования человеческого поведения. Поэтому для формирования и развития совести нужны гарантии свободы, дает и обеспечивает личности общество, богатство его внутреннего мира, осмысления ею общечеловеческих ценностей, высокие моральные требования к себе, развита способность самопознания.

Совесть является реальным проявлением характерной для того или иного общества определенной социально-исторической императивности, показателем того, насколько глубоко такая императивность укоренена во внутренний мир личности. Совесть формируется в процессе социализации и воспитания, где сначала действуют факторы и запрета внешнего авторитета, которые постепенно становятся интимно-личностным регуляторами человеческого поведения (или человеческими моральными саморегулятора).

Этику как науку о морали интересуют различные проявления совести. Разновидности совести могут быть определены на основе определенных признаков: по содержанию (формальная совесть, настоящая совесть), по форме обнаружения (коллективная, индивидуальная), по интенсивности проявлений (активная, приглушенная, страдальческая). Диапазон форм, в которых реально проявляется действие совести, достаточно широк: это вопрос, болезненные колебания, муки совести, покаяние, исповедь, упрек, самоирония, стыд и т.п.. Каждая из них по своему пробуждает, развивает чувство совести, но довольно часто чувство стыда играет здесь решающую роль.

Санкт-Петербургский государственный университет

философский факультет

кафедра прикладной этики

Совесть как этическая категория

Курсовая работа студентки 9 группы

Нырковой Ирины Сергеевны

Научный руководитель

Доцент кафедры этики /Овчинникова Е.А./

Оценка

Санкт-Петербург

Введение 3

Раздел 1. Понятие совесть 4

1.1 Возникновение совести 4

1.2 Определение понятия совесть 6

Раздел 2. Различные взгляды на совесть 9

2.1. Античность 9

2.2. Средние века 13

2.3. Эпоха реформации 14

2.4. Эпоха просвещения 14

2.5. Новейшая философия 15

Раздел 3.Совесть среди других этических понятий 17

3.1. Стыд и вина как этапы становления совести 17

3.2. Соотношение совести с другими этическими категориями 18

Заключение 21

Список литературы 22

Введение

Этика как наука изучает социальные отношения, в основе которых лежит нравственность. Нравы человека определяют его поведение в обществе, так как здесь он тесно связан с другими людьми. Ему приходится корректировать собственные поступки, принимая во внимание общепринятые нравственные нормы. Так происходит в силу того, что нравственные ценности требуют практического воплощения. Это не просто указания, выполняемые или невыполняемые по усмотрению личности, это требования совершения определенных действий. Таким образом, следование нравственным ценностям является долгом каждого человека. Неисполнение долга – вина, осознаваемая и переживаемая человеком. Подобные переживания выражаются в так называемых муках совести.

Способность критически оценивать собственные поступки, мысли и желания, выявляя в них несоответствие должному и беспокоясь об этом, можно назвать совестью.

Это своего рода нравственный регулятор человека, ограждающий от дурного и порочного. Он имеет весомую эмоциональную силу, которая становится необходимой в момент нравственного выбора личности, когда внешний контроль со стороны общества (общественное мнение) отсутствует или затруднён. Безусловно, человек не свободен от мнения окружающих, основанного не на силе приказа или закона, а на авторитете, моральном воздействии. Однако нельзя смело утверждать о том, что общественное мнение, как мнение большинства, всегда верно и более истинно, чем мнение отдельного индивида. Часто общество пытается сохранить устаревшие, неактуальные нормы, традиции, привычки.

В этике совести отдано место одной из высших нравственных категорий. Это обеспечивает ей пристальное внимание со стороны мыслителей всех времен: с античности по наши дни.

Целью работы является изучение понятия совесть как категории этики.

Задачи, решения которых помогут достигнуть поставленной цели:

  • рассмотреть возникновение совести;

  • рассмотреть взгляды различных мыслителей на совесть;

  • рассмотреть совесть в соотношении с другими категориями этики

Раздел 1. Понятие совесть

1.1. Возникновение совести

Многочисленные точки зрения на проблему происхождения совести, в конечном счете, сводятся к двум противоположным теориям: эволюционизму и интуитивизму1.

Эволюционизм объясняет развитие совести, исходя из психологических и социологических условий человеческой жизни.

Согласно этой теории, те действия, в основе которых лежит эгоизм, вызывают порицание, а те, что несут альтруистический характер, получают одобрение. С течением времени связи между эгоизмом и порицанием, альтруизмом и одобрением прочно скрепляются (с детства, благодаря поощрению и наказанию, устанавливаются ассоциации эгоизм, зло – порицание; альтруизм, добро — одобрение). Вследствие этого, эгоизм порицается сам по себе, равно как и альтруизм безотносительно одобряется. Благодаря прочным ассоциативным связям, людям кажется, что так было всегда и по-другому быть не может.

Однако следует помнить, что альтруистическое действие и одобрение его имеют различные источники. Альтруизм есть нечто унаследованное человеком от животных предков, живущих в племени (идентификация себя со своей группой, помощь «своим»). Одобрение же – это вошедший в привычку благодаря наследственности плод культурного развития человечества.

Эгоизм также есть врожденное. Порицание его возникло одновременно с одобрением альтруистического действия и точно так же вошло в привычку.

Невольно одобрение альтруизма и порицание эгоизма других переносится на собственные действия, вызывая различные чувства: самоудовлетворения, раскаяния, угрызения. Причем, самоудовлетворен-ность будет непосредственно сопряжена с альтруистическим действием, в то время как муки последуют за уже совершенными эгоистическими поступками. Таким образом, возникают и развиваются явления, называемые совестью.

Эволюционизм рассматривает совесть как чисто человеческий принцип, который выходит за пределы индивида лишь в поисках источников нравственности у предшествующих поколений. Получается, что теория рассматривает нравственность, а, следовательно, и совесть как нечто изменчивое, относительное.

Интуитивизм связывает совесть с объективным добром. Не отрицая развития совести, теория считает её природным свойством человека, основным свойством человеческого духа. В рамках данной теории, совесть выступает как непосредственное выражение в человеке нравственного мирового порядка. То есть принципы нравственности и совесть для данной теории абсолютны и объективны. Вполне логично возникшей трудностью для интуитивизма является вопрос о ложной совести. Если совесть абсолютно объективна, то, каким образом объяснить бессовестное поведение людей, кажущееся или действительное отсутствие совести у преступников и т.д.?

Эти затруднения не могут, однако, пошатнуть интуитивизма. О них можно сказать то же, что Фридрих Паульсен говорит об эволюционизме, отрицая мысль, что психологическое исследование возникновения совести лишает предписания её святости: «Исчезновение обязательности предписаний совести не представляется мне ни логическим следствием, ни необходимым психологическим результатом антропологического объяснения. Я не вижу здесь логической связи: как могли бы нравственные законы утратить своё значение из-за того, что люди признают эти законы выражением опыта, постепенно приобретаемого знания, что полезно и что вредно. Напротив, что может служить в подобных вещах доводом более сильным, чем наследственная мудрость народа? Совесть представляется нам отражением объективного порядка природы, присущего нравственной жизни, как он проявился в нравах и праве… и народ, который совершенно утратил бы то, что мы называем совестью, не прожил бы ни одного дня»2. Точно так же и априорное происхождение совести нисколько не лишало бы её объективного характера и обязательности.

Эволюционизм объясняет ошибки совести нравственным недоразвитием, неблагоприятной социальной средой или отсутствием воспитания. Для разъяснения данного вопроса в рамках интуитивизма, необходимо разделить совесть на трансцендентную и эмпирическую. Первая представляет собой общее для всех людей духовное свойство. Вторая – зависимую от внешних и внутренних условий, подверженную законам развития совесть, которая и может ошибаться.

Данная точка зрения – рассмотрение возникновения совести с позиции эволюционизма и интуитивизма – обобщенна. Более подробное изучение в частности вопроса происхождения понятия совесть представлено в разнообразных философских направлениях, встречающихся при обращении к истории этики. Попытка обозначить некоторые из них и выявить их отношение к совести предпринята в разделе данной работы «Различные взгляды на совесть».

1.2. Определение понятия совесть

Моральное сознание включает в себя, помимо поиска ответов на важнейшие вопросы человеческого существования, побуждения чувствовать, мыслить и действовать в определенном направлении, заданном высшими моральными ценностями, которые являются нравственными нормами. Это побуждающее свойство морали особенно хорошо просматривается при обращении к такому понятию нравственного сознания, как долг, который, как писал И. Кант, «есть необходимость совершения поступка из уважения к закону» 3. Здесь речь идёт о тех поступках, что совершаются не по принуждению, а добровольно, сознательно. На эти поступки главным образом влияют моральные обязанности и ответственность, которую человек несет перед другими и перед самим собой.

Данный этап позволяет провести чёткое разделение между понятиями долга и совести. В отличие от сознания долга, где на первый план выходит ответственность за совершаемые действия перед обществом, в совести доминирует ответственность перед самим собой. Идеальное «я» человека (каким он хочет сам себя видеть) придирчиво оценивает реальное «я», зачастую совершающее множество ошибок. Совесть проводит анализ мыслей, чувств и поступков человека сквозь призму высших нравственных ценностей. «Настойчивый голос совести – мощнейшее орудие нравственно­сти, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешне­го контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, су­ществующим в обществе»4. Руководствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего же имени. Таким образом, совесть – внутренний судья человека. Разговор с собственной совестью всегда предельно откровенен, ведь от неё невозможно ничего скрыть даже при большом желании: она всегда с тобой и её не обманешь.

Проявление совести происходит не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний. В критической ситуации мы должны знать, что подвигло нас на совершение конкретного поступка, т.е. было до, и что мы ощущаем после него. Не случайно в русском языке само слово «совесть» происходит от «себя ведать» («себя знать»). Также и в европейских языках связанное с совестью слово «самосознание» уходит к «совместному знанию». Можно предположить, что речь идёт о том, что совесть есть знание о переживаниях, происходящих в нас и до, и во время, и после совершения какого-либо действия. В этом и состоит специфика совести: сознание мотива поступка на основе представлений об его эмоциональной ценности.

Возвращаясь к разумному проявлению совести, необходимо отметить, что её деятельность наступает лишь после того как человек познаёт моральные нормы, усваивает их и сформировывает собственную систему индивидуальных нравственных ценностей в жизни. До этого времени говорить о самостоятельной оценке индивидуумом своего поведения не приходится. Для появления волнений по поводу несоответствующего поведения нужно знание о нормах и собственное принятие их. В этом смысле совесть и связана с разумом.

Последний, однако, не всегда солидарен с предметом моего исследования и зачастую производит различные оправдания ненормального поведения. Это обнаруживается при отступлении человека от повелений морали в виде типичных отговорок: «не смог», «не успел бы», «не додумался», «мои усилия не принесли бы результат», т.е. разум ищет практические аргументы, которые рационально объясняют, разрешают и сглаживают все несовершенства.

Именно здесь на первый план выходит совесть, которая не позволяет человеку обмануть самого себя. Игнорируя все разумные доводы, оправдывающие недолжные поступки, и длинные доказательства невиновности, совесть выступает на сверхразумном уровне, приходя к человеку укоряющим чувством. Она неотступно упрекает, заставляя говорить себе правду. В результате индивид вынужден либо исправлять сложившуюся ситуацию, либо терпеть постоянные напоминания о недостойном поведении.

Совесть как этическая категория

«Создание внутреннего судилища в человеке…

есть совесть»

Иммануил Кант

Человек в жизни руководствуется определенными моральными принципами, законами, в соответствии с которыми он поступает в той или иной жизненной ситуации. Человек стремится следовать этим моральным, неписанным законам, порой даже вопреки своим желаниям.

Моральные ценности всегда ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.

Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Главная функция совести — самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. Совестливый человек никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести — мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и человек, предоставленный самому себе, мог бы действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая является предостережением и укором со стороны собственного «Я». Совесть тревожит человека, не дает ему морально уснуть, заставляет его корректировать свои поступки согласно ценностям и установкам, существующим в обществе.

Совесть — феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения.

Будучи по своей природе эмоциональной, совесть выступает в каком-то смысле как сверхразумная. Что это значит? Конечно, совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он их не знает и «морально невинен», то совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от ценностей, нужно их знать и принимать душою. В этом смысле совесть связана с разумом. Когда человек отступает от повелений морали, он обычно говорит себе: «я не мог», «я не успевал», «мои страдания все равно не дали бы результата», т. е. Ищет рациональные, практические аргументы, которые обосновывают собственное несовершенство. Вот здесь и вступает в силу сверхразумная природа совести. Совесть игнорирует рациональные аргументы, многословные рассуждения и доказательства. Она приходит к человеку чувством, которое без слов говорит: «Ты лжешь себе, ты мог повести себя по-другому». Совесть упрекает молча, но неотступно. Она заставляет людей говорить самим себе правду и в конце концов прилагать реальные усилия для исправления ситуации, если это, конечно, возможно.

Всегда ли права совесть? Парадоксальность, внутренняя противоречивость совести издавна хорошо знакомы ученым, исследовавшим этот вопрос. Многие из них утверждают, что помимо «правильной» есть и «ложная» совесть, которая искажает, утрирует, превращает зло в добро и наоборот.

Совесть — чувство ответственности за конкретно понятый долг, это внутренний самоотчет за выполнение совершенно определенных моральных обязанностей, которые не всегда совпадают с обязанностями человека и могут от них уклоняться. Человек может считать своим долгом совершение кровной мести и мучиться упреками совести за то, что не мог ее совершить. В подобных случаях всегда возникают вопросы: является ли истинным то добро, перед которым мы держим ответ? Тем ли идеалам мы служим? И здесь совесть неизбежно возвращается к разуму, без которого человек не может совершить верный выбор в сложной ситуации.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность — люди нередко обращаются к собственной совести и совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» и т. п.

Добавить комментарий

Закрыть меню