Социология в парето

Эссе на тему:

«Социология Вильфредо Парето»

Василишин В.В.

204 группа

Вильфредо Парето (1848 — 1923), известный итальянский социолог, родился в Париже в знатной семье. С детства, свободно разговаривал на обоих языках, но при этом все же ощущал себя гораздо больше итальянцем, чем французом. Парето получает классическое среднее образование, как гуманитарное, так и техническое. Учится в Политехническом университете в Турине и получает диплом инженера. В 1869 г. Защищает диссертацию на тему «Основные принципы равновесия твердых тел». Впоследствии понятие равновесия станет одним из центральных в его социологических и экономических работах. В 1889г. Парето женится на Александре Бакуниной, русской по происхождению. Но в 1901г.

жена оставляет его и уезжает в Россию. В 1902г. он связывает свою личную жизнь с Жанной Режи. Именно ей Парето посвятил главный труд своей жизни – «Трактат по общей социологии». В 1897г. Парето начал читать курс социологии в Лозаннском университете параллельно с преподаванием политэкономии. В 1902г. в Париже была издана книга «Социалистические системы». В начале 1920-х годов социолог публикует несколько важных и интересных работ. Одна из них – «Трансформация демократии». В некоторых трудах социолог сочувствует итальянскому фашизму и выражает ему идеологическую поддержку. Как известно итальянский ученый достаточно поздно, будучи уже совсем взрослым и широко известным специалистом в области политэкономии, обратился к социологии. Он проявляет интерес к новой модели человека и новым объяснениям социальных процессов. Этот интерес оказался реализованным в полной мере в «Трактате по общей социологии». На его социологические взгляды большое воздействие оказали идея Н. Макиавелли, Г. Лебона, Г. Тарда, французского социолога Ж. Сореля и итальянского политического мыслителя Г. Моски. Также следует учитывать эволюцию взглядов самого итальянского социолога – от демократических, либеральных, гуманистических убеждений молодости и начального периода периода зрелости до разочарования в прежних идеалах. Пессимизм и цинизм прочно входят в мировоззрения мыслителя, усиливая негативистский настрой и желание разоблачать все и вся. Социология превращается у Парето в средство именно такой деятельности. Как полагает Парето, человек сначала совершает действия, а затем объясняет их, стремясь к правдоподобности и обоснованности собственных интерпретаций. Собственно говоря, на этом базируется одна из основных концепций Парето – теория нелогического действия. Он стремится усилить рационализм за счет «ультрарационализма», включая в дискурс, в систему рассуждений не только логику, но и эксперимент и наблюдение для того, чтобы разоблачать иллюзии, с помощью которых люди обманывают себя и других, скрывая действительные мотивы своих действий и поступков. Это дает основания считать Парето сторонником позитивизма, хотя и непоследовательным, поскольку у него связан с волюнтаризмом, отрицающим объективный характер законов общественного развития.

Основные концепции В. Парето, касающиеся его трактовки общества, понимания предмета социологии как науки, теорий нелогического действия и элиты. Для итальянского социолога общество – это социальная система, находящаяся в состоянии динамического равновесия. «Общественный порядок – он писал, — никогда не бывает совсем неподвижным: он находится в непрерывном движении. Но превращения могут происходить с разной скоростью».

Применяя понятие системы к обществу, Парето рассматривает последнее скорее как механизм, чем организм. Основными факторами, влияющими на состояние системы общества той или иной конкретный период его существования, итальянский социолог считал внешние природные условия, внешние социальные условия, внутрисистемные социальные условия. Все элементы социальной системы у Парето взаимосвязаны и взаимозависимы на основе действия многофакторных влияний, что обеспечивает достижение равновесия в обществе. Эта идея была заимствована Парето из экономической теории Л. Вальраса, а также из химии и механики, которыми социолог много занимался в молодом возрасте. Равновесие, о котором пишет социолог, — не статистическое, а динамическое, поскольку общество постоянно эволюционирует. Кроме того, динамизм равновесия определялся, согласно его позиции, тем, что изменения, приходящие в одной части системы, передаются немедленно другой ее части. Идеи Парето о системном подходе к обществу находились в русле тех социологических традиций, в соответствии с которыми главной задачей социального организма было обеспечение стабильности социальной системы и порядка в ней. Наиболее подробно и детально итальянский социолог проанализировал такую подсистему общества, как экономика. Это и понятно: ведь Парето был профессиональным экономистом, прошедшим серьезную школу итальянской политэкономии и оставившим свой след в этой области знания, причем именно в теории равновесия экономической жизни. По мнению Парето, экономическая подсистема общества включает в себя в качестве основных элементов индивидов, ставящих конкретные экономические цели и действующих на основании экономических потребностей и интересов, в основе которых лежат определенные чувства людей.

Общество для Парето – это не просто социальная система, включающая соотносимые и взаимодействующие части. Это прежде всего система взаимодействия людей. Каждый индивид осуществляет действие наблюдаемое извне. Общественной основной этого действия Парето считает психическое состояние человека, поскольку оно дано человеку изначально независимо от его желаний, чувств, эмоций, стремлений, и т.д. Парето критиковал своих предшественников, в первую очередь О. Конта и Г. Спенсера, за то, что они совершенно не учитывали психическое состояние индивидов как объективную базу их деятельности, а тем самым и функционирования общества в целом. Социолог, считает Парето, не в состоянии раскрыть и проанализировать сущностный, необходимый характер связей между социальными фактами, поскольку это ему не дано в тех методах, которые он использует. Будучи сторонником позитивизма, итальянский ученый критиковал априорные суждения и понятия в социологии, которыми увлекались многие его предшественники и современники. Социология, считал он, должна давать эмпирически обоснованное знание. Главное в этой науке – описание социальных фактов, поскольку именно оно дает знание об обществе. Что касается законов социологии, то их задача – усиливать функциональные зависимости между фактами. По мнению Парето, подлинное социологическое исследование должно быть связано с выявлением и изучением психических установок и психического склада людей, определяющих подавляющее большинство их действий и взаимодействий. Поскольку общество представляет собой, сточки зрения Парето, систему взаимодействия индивидов, а для последних типичными и характерными являются нелогические действия, поскольку социология выступает наукой, прежде всего об этих действиях. Само же социальное действие трактуется социологом преимущественно на психологическом уровне и уровне чувств. Именно чувства являются движущими силами человеческой истории, основным механизмом ее изменения. Социолог писал: «Выражение чувств и интересов могут быть различны, как различаются их логические последствия. Эти выражения и последствия обычно служат предметом изучения для историков. Среди современных отраслей истории те, которые занимаются происхождением государственных и общественных структур, очень высоко ценятся» . И далее «…история в действительности никогда не повторяется. Бесконечное число сочетаний может рождаться из составляющих их человеческих поступков, а история ведет не только хронику этих сочетаний»

Приоритет, отданный чувствам и иррациональной индивидуальной деятельности, — такова одна из основных особенностей социологии Парето. Не случайно именно в этом подходе итальянского социолога к трактовке социальной системы и источников ее движения многие его исследователи и критики усматривали психологический и даже биологический редукционизм.

Специфика понимания социологии как науки, ее характеристика изложены В.Парето в теории нелогического действия. Под социологией он понимал науку, дающую и обеспечиваю эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача – описывать факты и формулировать законы, характеризующие функциональные зависимости между этими фактами. В качестве основных фактов, описываемых социологией, выступают действия, поступки людей, отражающие их социальное поведение. Эти действия имеют как логический, так и не логический характер. Большинство имеет нелогический характер, они – то и выступают предметом и содержание социологической науки. Главная концепция Парето получила название теории нелогического действия. Нелогическими являются такие действия, которые основаны не на научном методе и принципах рационального мышления, а на чувствах. Итальянский социолог писал: «Чувства и интересы постояннее всего, и потому они – самые важные составляющие сущности явлений» В нелогических действиях людей есть тоже своя логика – логика чувств. Эту логику и сами нелогические действия изучает социология.

Чтобы преодолевать домыслы и предубеждения людей, она должна стать логико-экспериментальной наукой. Парето пишет: «Люди смотрят на факты сквозь собственные предубеждения. …Больше того, для них естественно высказывать домыслы о том, почему и как что-то происходит. Логическая экспериментальная наука позволяет нам отвечать на вопросы в определенных рамках. Но люди презирают случайности и отказываются принимать такие рамки. С тех пор как люди стали редко изучать общества экспериментальным путем, настоящую науку заменяет псевдонаука в поисках абсолютных ответов, которых страстно желают люди. Толкование фактов определяется чувствами, желаниями, предрассудками и интересами, которые очень часто незаметно для человека мотивируют его действия»

Парето (ParetoPareto) Вильфредо (15.07.1848, Париж-20.08.1923, Селиньи, Швейцария) — итальянский социолог и экономист, изложивший свою теоретическую социологическую концепцию в «Трактате всеобщей социологии». Пафос позитивистской по своей сущности методологии Парето состоял в критике априорных, метафизических суждений и понятий в социологии, в сведении ее к эмпирически обоснованному знанию об обществе, базирующемуся на описании фактов, и формулированию законов, выражающих функциональные зависимости между фактами.
Парето постулировал также математическое выражение этих зависимостей.

Исходным пунктом социологической теории Парето была концепция нелогического действия. Отказавшись от рационализма философии Просвещения, Парето подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения, отчетливо проявляющийся, по его мнению, в ходе истории. Врожденные психические предиспозиции толкают индивида к определенного рода поведению, истинные мотивы которого он маскирует при помощи псевдоаргументов, составляющих сущность всех без исключения общественных теорий. Любые теоретические построения, любые идеологии являются, по Парето, оправданием действия и имеют целью придать последнему внешне логический характер, скрыв его истинные мотивы.
Парето назвал идеологические системы, обладающие ложным содержанием, деривациями, т. е. производными от чувств (названных им «остатками»), коренящихся в иррациональных пластах человеческой психики. Они являются внутренними биологическими импульсами, детерминирующими социальное поведение человека. На основе шести главных классов «остатков», подразделенных на множество подгрупп, Парето пытался объяснить все многочисленные варианты человеческого поведения. К классам «остатков» Парето относит: инстинкт комбинаций, лежащий в основе всех социальных изменений; постоянство агрегатов, выражающее тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи; стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках; чувства социальности, собственности и, наконец, половой инстинкт. «Нелогические» действия, совершаемые на основе «остатков», рассматривались им как главная клеточка общественной жизни, определяющая собой ход циклических изменений и возвращений к прошлому.
В основе концепции действия социального Парето лежала определенная концепция человека. Подчеркивая иррациональную природу человека, он считал, что специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях. В проблеме соотношения чувств и разума Парето отдавал приоритет чувствам, считая их истинными движущими силами истории. Исторические закономерности он сводил к закономерностям иррациональной психической жизни отдельных индивидов, а идеологии называл «языками чувств». Поскольку психика человека, ее черты и особенности истолковывались вне и независимо от социально-экономического контекста, а эмоции полагались основой динамизма социальной системы, под последнюю подводился биологический фундамент. Утвердив основополагающую роль сфер человеческой психики, Парето выводил из них теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит. Противопоставляя деривации (идеологии) истине, Парето вместе с тем подчеркивал, что их логическая несостоятельность вовсе не уменьшает их социального значения, их ценности для общества в целом и для отдельных действующих лиц. Так, он подчеркивал активную роль идеологий в обществе, их мобилизующую силу, раскрывал механизм манипулирования массовым сознанием. Подчеркивая роль неосознанных элементов человеческой психики, Парето сформулировал некоторые идеи психологии подсознания, хотя и не был знаком с трудами Фрейда.
Разоблачая, демистифицируя различные деривации, Парето показывает, что юридические теории являются не обоснованием действительного применения законов, а всего лишь использованием ложных аргументов в соответствии с корыстными целями. Моральные деривации служат сокрытию аморальных целей, религиозные — прикрывают низменные чувства, общие всем эпохам и народам. В разоблачительном пафосе Парето чувствуется влияние борьбы Маркса с идеалистическими идеологическими конструкциями, деформирующими действительность. Но у Парето нет объяснения, в силу каких причин ненаучные идеологии искажают действительность.
Парето рассматривает общество как систему, находящуюся в состоянии динамического равновесия, придает детерминирующее значение «остаткам», лежащим в основе как дериваций, так и деления общества на элиту («лучшие») и неэлиту. Социальная гетерогенность обосновывается биологически, т. е. наличием определенных биопсихологических качеств индивидов. Деление на способную к управлению элиту и неэлиту Парето считает существенной чертой всех человеческих обществ, а «круговорот» элит, т. е. их стабилизацию и последующую деградацию, — движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения «остатками», т. е. предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана («лисы») или способностью применения насилия («львы»), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчерпания соответствующих «остатков» с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. Если правящая элита не противодействует этому путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой, по Парето, заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки — элиты общества.
В области хозяйственной деятельности «львам» и «лисам» соответствуют типы «спекулянтов» и «рантье», прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность — робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе «рантье» — свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание «спекулянтов» предопределяет развитие в социальной и экономической жизни. Чередование экономических и политических циклов связано в концепции социального равновесия Парето с циклами духовного производства — интеллектуального, религиозного, художественного и т. п. Здесь происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе которых в конечном счете лежат «остатки» первого и второго классов.
Теория «круговорота элит» строится Парето на основе исследования врожденных биопсихологических свойств индивидов. Однако политические, идеологические и экономические изменения не являются простым следствием изменений в личном составе правящего меньшинства. Процесс циркуляции элит выражает глубокие общественные процессы, прежде всего социально-экономического характера. Политические изменения происходят тогда, когда правящие группировки не в состоянии разрешить социально-экономические проблемы, возникающие в ходе общественной практики, и вынуждены прибегнуть к политическому маневрированию. Парето ценил некоторые социологические концепции Маркса, в частности деления общества на классы, ведущей роли классовой борьбы в истории. Однако в целом он был противником научного социализма и резко критиковал исторический материализм, неправомерно отождествляя его с «экономическим материализмом». Он ставил перед собой задачу «превзойти» марксизм при помощи «более широкой» социологической концепции, построенной не на экономическом, а на психологическом фундаменте, который казался Парето более универсальным. Многие идеи Парето заимствованы структурным функционализмом. Среди западных политологов популярна его концепция идеологий как теоретических построений, призванных маскировать эмоции и предрассудки. Большое влияние имеет и его теория элит, послужившая отправным пунктом для исследований механизмов власти с различных теоретических позиций.
Соч.: 1) Trattato di sociologia generale. Mil., 1964. V. 1-2. 2) Scritti sociologici. Torino, 1966. 3) Complendio di sociologia generale. Torino, 1978.

В. Парето был ученым-экономистом, свою социологическую концепцию он изложил в многотомной работе «Трактат по общей социологии».

Согласно В. Парето, социология представляет собой синтез различных дисциплин: права, политической экономии, общей истории и истории религии. Будучи приверженцем использовании в социологии естественной методологии, он назвал свой метод «логико-эмпирическим», подчеркнув, тем самым решающую роль наблюдения и эксперимента, результаты которых представлены в математической форме.

Представление об обществе как социальной системе выгодно отличалось от примитивных механистических аналогий мыслителей XIX века. Он полагал, что на современном этапе знаний об обществе невозможно дать строгое системное описание всех входящих в него элементов в количественной, математической взаимосвязи. Поэтому он считал возможным ограничиться анализом пяти наиболее важных факторов: 1)»резидуй», 2)»дериватов», 3) экономических факторов, 4) гетерогенности человеческих существ и социальных групп, 5) социальной мобильности и циркуляции элит.

Основу социальных действий людей образуют бессознательные психо-биологические импульсы, называемые им «резедуй» (остатки), имеющие врожденный характер. Люди не осознают присущих им «резедуй» и стремятся их замаскировать различными моральными учениями, общественными теориями, религиями и т.д.

Так возникают «дериваты», которые он обозначает как производные от резедуй «псевдологические теории и аргументы», составляющие суть различных идеологических доктрин.

Большое внимание уделялось им анализу социальной гетерогенности (неравенства и связанных с ней процессов социальной мобильности и циркуляции элит. В социальной структуре общества он выделяет две основные группы: элитарный слой, состоящий из наиболее талантливых и грамотных людей и низший слой, управляемую массу, живущую чувствами и предрассудками.

Внутри правящей элиты он выделяет две основные группы, которые попеременно приходят к власти: это «лисы», действующие посредством хитрости и обмана, и «львы», отличающиеся решительностью и силой.

Жизнеспособность политических элит зависит от открытости общества, которое должно предоставить возможность перехода в правящую элиту наиболее талантливым и энергичным представителям низшего слоя. Благодаря вертикальной мобильности правящий класс постоянно обновляется, предохраняя себя от деградации и вместе с тем препятствует осуществлению революции.

Известный итальянский социолог и экономист. Вильфредо. Парето (1848-1923) был первым признанным мыслителем-социологом новейшей эпохи в. Италии. Его место в истории социологии слишком своеобразное. По оригинальнис во и нетрадиционность мыслей, которые не были восприняты тогдашними представителями социологической науки, его иногда сравнивают с. Марксом,. Ницше,. Фрейдом.

В. Парето был ярким представителем психологического направления в социологии. Характерной особенностью его социологической ориентации было сосредоточение внимания на психологических, преимущественно иррациональных аспекта ах социальной жизни: чувствах, инстинктах, эмоциях и др.. Его научные взгляды формировались в русле достижений точных и прикладных наук. Об определении роли социологии в познании социальной действительности. Парето выводит ее от философских представлений и определяет ее метод (который хорошо себя зарекомендовал в астрономии, физике, химии, биологии) как логико-экспериментальный. Этот метод требует систематического спос тереження явлений и раскрытия их возникновения, а также с помощью логических операций распространение полученного знания на области (процессы, явления), которые не были предметом непосредственного наблюденияження.

Одной из основных методологических принципов. Парето был тезис о противоречии между нелогичным характером большинства человеческих поступков и логическим характером научного знания о них. По мнению ученого, люди способность тные действовать логично, рационально, но в основном этого не делают в связи с тем, что в основе человеческой природы заложены инстинкты. При этом логику, рациональные соображения они используют для ис довування или сокрытия своих истинных намерений. Как считает. В. Парето, большинство социологов, не понимая этой истины, стремятся найти в человеческих действиях логику, рациональность, когда только необходимо четко в указать людям на нелогичность их поведения и изучать ее такой, какой онана є.

Важное место в социологической концепции. Парето принадлежит анализу»лингвистической»(словесной) действия людей на их поведение в социальной сфере. Ученого интересовало,»влияют слова на социальное поведение, и и каким образом одни люди могут благодаря общению навязывать свою волю другим? иступають элементами его методологический инструментарийю.

Деривация — это своего рода средства псевдологичного, псевдорациональные лингвистического оформления человеческих интересов и чувств, одним словом, формы вербальных действий убеждения, верования, теории

Остатки — это основные типы этих интересов и чувств. Они — основа чувств, эмоций, страстей, инстинктов, психических состояний, являются внутренними биологическими импульсами, которые определяют поведение у человека. На основе их. Парето стремился объяснить многочисленные варианты человеческого поведения. По мнению ученого, абсолютное большинство человеческих»влиятельных»действий, которые трансформированы в словесные формы-выражения, за клыки, идеологические лозунги — это манифестации интересов, чувств, где рациональный фактор хоть и присутствует, однако подчинен настроения и иллюзияіям.

Выводы. Парето имели важное значение для разработки базовых понятий социологии политики и социологии массовых коммуникаций

Исследуя общество как социальную систему, проблемы социальной структуры и социальных перемещений,. Парето уделял основное внимание элите и массам — социальным классам, которые сосуществуют в противоборстве в в любом конкретно-историческом обществе. Парето — один из известных теоретиков элитизма, по которому история общества рассматривается как история преемственности властвующих элит, которые формируются и ведут борьбу за власть друг с другомю.

Борьба противодействующих элит («львы»и»лисы») порождает циркуляцию последних или круговорот элит в обществе, и является одним из механизмов социальной мобильности

О социологической наследия. Парето, то, по мнению ученых, он один из тех, кто совершил своего рода переворот в социологической науке, направив ее действия на изучение глубинных механизмов социальных взаимодействий действия люди.

Контрольный вопрос:

1. Методологические основы социологии. В. Парето

Рекомендуемая литература (к теме 2):

Арон. Р. Етапы развития социологической мысли -. М, 1992

Волков. Ю,. Мостовая. И. В. Социология -. М, 1998

Гофман. А. Б. Семь лекций по истории социологии -. М, 1997

Захарченко. М,. Погорелый. О. История социологии (от античности до начала XX в) -. К 1993

Зборовский. В,. Орлов. Г. Введение в социологию -. М, 1991

История социологии /. Под ред. А. Н. Елсуков,. А. А. Грицанов,. Г. Н. Соколова,. Т. Г. Румянцева -. Минск, 1997

История буржуазной социологии. В 2-х кн -. М, 1979

История теоретической социологии. В 3-х кн /. Отв ред и сост. Ю. Н. Давыдов -. М, 1997

Ручка. А. А,. Танчер. В. В. Очерки истории социологической мысли -. К, 1992

Ручка. А. О,. Танчер. В. В. Курс истории теоретической социологии -. К, 1995

Современная западная социология: словарь -. М, 1990

Социология /. Под ред проф. В. П. Андрущенко, проф. В I. Горлача -. К, 1998

Социология /. Под ред. Макеева. С. О -. К, 1999

Социология. Курс лекций /. Под ред. Пичи. В. М -. К, 1996

Социология /. Под ред проф. В. Н. Лавриненко -.

М 1998

Социология /. Под ред проф. Э 8. Тадевасяна-М, 1995

Философский энциклопедический словарь -. М, 1983

Черныш. Н. Социология. Курс лекций. Вып 2 -. Львов, 1996

Дополнительная литература

Вебер. М. Избранные произведения -. М, 1990

Гайденко. П. Л. Давыдов. Ю. Н. История и рациональность -. М, 1991

Давыдов. Ю. Н. Маркс и. Конт: социология или утопия?

Дюркгейм. Э.. Социология и социальные науки / /. Философская и социологическая мысль — 1992, № 5-С 113-127

История философии. Учебное пособие /. Под ред. В. Кириллова -. М, 1998

История философии в кратких изложении /. Пер с чеш. И. Богу за -. М, 1995

Овчаренко. В. И,. Грицанов. А. А. Социологический психологизм: критический анализ. Минск, 1990

Спенсер. Г. Изучение социологии / /. Философская и социологическая мысль — 1992 — № 1 -. С 105-121

«Трактат по общей социологии» и последние годы

В 1916 году увидел свет большой труд Парето «Трактат по общей социологии». Он был хорошо принят европейским научным сообществом. Парето считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для львов характерно использование силовых методов правления, консерватизм. Лисы же предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они слывут мастерами политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. По мнению Парето, правление лис эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Однако лисы неспособны применять насилие, когда это становится необходимым, и им на смену приходит элита львов, которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества. Каждый тип элиты имеет определенные преимущества, которые постепенно перестают соответствовать потребностям управления обществом. В связи с этим обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой.

Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители потенциальной элиты (контрэлиты) наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Постепенно правящая элита начинает неэффективно управлять обществом и вырождаться, и тогда активизируется контрэлита, имеющая притязания на власть. Вместе с тем, чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и посредством которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс циркуляции элит повторится вновь и вновь. Парето полагал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, по убеждению Парето, представляют лишь борьбу элит, смену правящей и потенциальной элиты.

С изданием этого труда у Парето появилось ощущение выполненного долга. Он был удовлетворен своей работой, которую считал завершенной, и в дальнейшем занимался преимущественно ее верификацией. Все текущие события и процессы он рассматривал сквозь призму собственных теорий и испытывал гордость, всякий раз получая новые доказательства их правильности. После опубликования «Трактата» вышло немало статей ученого, которые были призваны убедить научную общественность в правоте «логико-экспериментальной» методологии этого труда.

В последующие годы внимание Парето было приковано к ситуации, сложившейся в Европе и особенно на его исторической родине после окончания Первой мировой войны. Наиболее значимым итогом анализа ученым событий тех лет стал опубликованный в 1921 году сборник статей «Трансформация демократии». Европейская демократия, на его взгляд, оказалась беспомощной в условиях революционных потрясений. Распадались государственные устои, буржуазная элита погрязла в пороке. В соответствии с теорией Парето, в Европе наступил очередной цикл смены или циркуляции элит.

В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам Муссолини, считали себя учениками профессора. В связи с этим в 1923 году он был удостоен звания сенатора Италии, которое, однако, не принял. В целом он настороженно относился к новому режиму. Парето хотел перемен в обществе, которые мог привнести дуче, используя силовые методы, но его не покидало чувство тревоги, так как Муссолини мог перейти к злоупотреблению властью и установить диктатуру.

Умер Парето 20 августа 1923 года на своей вилле в Селиньи. Там же он и был похоронен.

Лозаннский университет сохранил память о своем выдающемся профессоре. Его имя носит один из лекционных залов.

Здесь можно увидеть и бюст Парето. На доме в Париже, где родился Вильфредо Парето, в 1960 году была открыта мемориальная доска. Однако самым внушительным памятником ученому остается, несомненно, его «Трактат по общей социологии».

Добавить комментарий

Закрыть меню