Социология основные понятия

4. Термин «социология» появился в … конце ХVIII века античности начале

4. Термин «социология» появился в …
конце ХVIII века
античности
начале ХХ века
первой половине ХIХ века (*ответ к тесту*)
5. Суть позитивизма как социологического метода заключается в …
признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества
утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды
отрицании основных принципов негативизма
признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла (*ответ к тесту*)
6. Признанный основоположник социологического позитивизма
Ф. Энгельс
Г. Спенсер
О. Конт (*ответ к тесту*)
Э. Дюркгейм
7. Эволюция, по Г.Спенсеру — это …
интеграция материи с переходом из неопределенного состояния в определенное
процесс плавного, постепенного накопления количественных изменений в состоянии материи
процесс быстрого, скачкообразного перехода материи из одного состояния в другое
синоним прогресса (*ответ к тесту*)
8. Огюст Конт утверждает, что элементарной структурной единицей общества является …
малая группа (*ответ к тесту*)
личность
род
семья
9. Если изменения в обществе постепенно и естественно вырастают из существующих в нём исторических условий, то имеет место…
эволюция (*ответ к тесту*)
реформа
революция
10. Главное предназначение социальных институтов
обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость
удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность (*ответ к тесту*)
гарантировать человеку права и свободы
обеспечивать всех членов общества
Ответов: 1 | Категория вопроса: Гуманитарные дисциплины

Имеются 8 монет. Одна из них фальшивая (отличается от других по

За 2 дня зубр съедает центнер зелёной массы. Сколько килограммов зелёной

На схеме «Моё человечество» подпиши исторические эпохи в правильной последовательности: от

Паша пустился догонять Борю, когда тот отбежал от него на 360

Прочитайте. Озаглавьте текст. Сентябрьское утро. Иду по л..слой тр..пинке.

Тр..ва в

Чем греческие боги отличались от богов Египта?

Резюме — это документ, который является копией трудовой книжки: (*ответ*) нет,

У девочек 39 карандашей, из них у Ани 12 карандашей, у

По графику скорости, изображенному на рисунке 5, определите: а) начальную скорость

Если на конкурсе задача решена правильно, за неё дают 3 очка.

При виготовленні деталі із заготовки, маса якої дорівнює 20 кг, у

Если у организации имеется определенный набор клиентов, отработаны технологии производства и

Рассчитайте абсолютную и относительную погрешности прямого измерения дальности полёта шарика. Результат

_ — это теория мотивации, созданная в конце 1950-х годов Ф.

Як бы вы ахарактарызавалі яго змест і гучанне: сумнае, балючае, журботнае,

Какой вклад в развитие русской науки и техники внесли нижеперечисленные исторические

ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

III ЧАСТЬ:

1.культура-специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных институтов, нормах и ценностях, всей совокупности связей и отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии культура фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах развития общества, этнических общностей (напр., античная культура, культура майя и др.). Культура характеризует также особенности форм жизнедеятельности, поведения, сознания людей (производственная, управленческая, политическая культура).

2. Обычаи-стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.

3. нравы -обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «»нравы»»характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

4. Традиции- -элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.

5. язык -естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением.

6. субкультура- 1. Система ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля к.-л. социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. 2. Совокупность некоторых, негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества.

7. контркультура —специфический вид субкультуры.

С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.

8. этнокультура – это средство развития и воспитания личности, овладения ценностями окружающей социоприродной среды, главное условие гармонизации отношений с окружающим миром и самим собой посредством присвоения социально-исторического опыта, фиксированного в форме исторически сложившихся предметов культуры, воплощенного в отобранных этносом духовно-нравственных идеях-ценностях и осваиваемого в деятельности.

9. этноцентризм —это общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные и превалирующая.

10. ксенофобия- Навязчивый страх перед иностранцами, неприязненное восприятие любой этнического взаимодействия и влияния как угрозы.

11. культурный релятивизм — (1) Метод, представляющий собой попытку объективного анализа различных обществ или культур без использования ценностей одной культуры для вынесения суждений о другой. Предпочтительный способ достижения этой цели — описание практик данного общества с точки зрения его членов. (2) В более широком смысле — понимание того, что идеи не существуют независимо от конкретного общества и не могут сравниваться с идеями, распространенными в других обществах, вне этого контекста.

12. космополитизм —космополит, гражданин мира, (человек космоса — вселенной) — идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.

13. кросскультурный анализ- это опровержение (фальсификация) какой-нибудь гипотезы путем установление отсутствия связи между какими-либо показателями.

14. культурный конфликт- 1. Конфликт, возникающий у человека или группы, когда сталкиваются два или более противоречащих друг другу культурных стандарта, оба из которых частично приемлемы, и следование обоим приводит к конфликту. 2. Фактический конфликт между группами, возникающий в результате различия стандартов и практики. Обычно подразумевается значение 1 -конфликт, происходящий внутри человека, столкнувшегося с проблемой.

15. человек —это единица той или иной социальной группы, а также участник различных социальных процессов

16. индивид —отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

17. личность -Отдельный человек как индивидуальность, как субъект отношений и сознательной деятельности, в процессе которой он создает, воспроизводит и изменяет социальную реальность, Содержанием понятия «личность» является относительно устойчивая система социально значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида, формирующаяся в процессе социализации и являющаяся продуктом индивидуального опыта и социального взаимодействия.

18. социальный тип личности — это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

19. права человека– это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков.

20. социализация —это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

21. адаптация-1. Приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. 2. В теории Т. Парсонса — вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных условий существования соц. системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.

22. итериоризация -процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности.

23. ролевая теория личности –это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе.

24. Деятельность- процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

25. поведение-1. Процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. П. различают на биологическом, психологическом и социальном уровнях. 2. В бихевиоризме — совокупность двигательных и сводимых к ним вербальных ответов (реакций) живых существ на воздействия (стимулы) внешней среды.

26. потребности- актуальная для жизнедеятельности субъекта (индивида, группы) зависимость от условий, объектов, процессов реальности, которые являются необходимыми условиями его существования. Различают потребности первичные, вторичные, биологические, социальные; по объекту — материальные и духовные, этические, эстетические и т. д.; по их функциональной роли — доминирующие и второстепенные (периферийные), устойчивые и ситуативные; по субъекту — индивидуальные, групповые, коллективные, общественные. Абрахам Маслоу выделяет витальные (пища, жилище, отдых, предохранение от неблагоприятных воздействий и т.д.), экзистенциальные — потребности в безопасности (хорошее здоровье, отсутствие насилия, уверенность в завтрашнем дне, социальная стабильность), социальные — потребности в принадлежности (дружба, привязанности, любовь, принадлежность к сообществу, общение, участие в организациях), престижные — потребности в уважении (стремление к служебному росту, получению более высокого статуса, признания, оценки и пр.) и духовные потребности — потребность в самоактуализации (например, в самовыражении через творчество).

27. интересы —положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

28. ценностные ориентации -элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.

29. социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

30. социальная девиация —социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе.

31. конформизм- некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания и поведения, традициям, авторитетам, принципам, установкам.

32. нонконформизм -Несогласие, неприятие норм, ценностей, целей, доминирующих в данной группе, обществе, следование собственным групповым субкультурным ценностям и нормам.

33. социальный конфликт -столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

34. консенсус (единогласно) —способ принятия решений при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц, принятие решения или текста договора на международных конференциях и в международных организациях на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против него не выступает ни один из участников данного форума, либо исключении мнения нескольких несогласных участников.

35. Европоцентризм- научная тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходства образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории.

36. евразийство —русское философско-политическое движение, выступающее за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции с центральноазиатскими странами.

37. модернизация — усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

38. конвергенция-1. В социологии — процесс постепенного сближения противоположных обществ, систем. 2. В биологии — возникновение в ходе эволюции сходного строения и функций неродственных организмов вследствие их приспособления к одинаковым условиям обитания.

Лекция 1. Социология как наука.

  1. Социология и ее место в системе современных наук.

  2. Предмет и объект социологии.

  3. Возникновение социологии как науки.

  4. Структура социологического знания.

  5. Методы социологического исследования.

Социология – одна из социальных наук, изучающих совместную жизнь людей в обществе. Общество изучает и политология, и экономика, история, педагогика.

Особенность социологии ( от лат. societas – общество +греч. Logos – слово, учение) в том, что она исследует общество в целом, всю социальную жизнь людей во всем ее многообразии.

Социология – наука о закономерностях развития и функционирования общества как единой системы, его структуре, организации, поведении людей в нем.

Социология – наиболее обобщенное знание о социальной реальности. Поэтому она с одной стороны, выступает методологической основой наук об обществе. С дугой стороны – она оказывается и фундаментом любой успешной управленческой деятельности. Поэтому курс читается в вузах.

«Социологическое видение» – это комплексное знание, включающее элементы психологии, социальной психологии, экономики, политологии и т.п. Экономист сильнее социолога в профессиональных вопросах, но социологи с экономической ориентацией видит предмет шире.

«Социологический стиль мышления» означает: внося изменения в ту или иную сферу общественной жизни, необходимо предвидеть, как это скажется на другой, часто весьма отдаленной области, которая непосредственно не является объектом управленческого решения.

ПР. о занятости женщин

Мыслить социологически – значит уметь соотнести частную реальность личности с социальной макрореальностью. Социология сосредоточена на проблемах, которые превосходят жизнь отдельного индивида.

ПР. Безработица. Когда в городе со стотысячным населением один безработный, это его проблема, а что бы помочь ему, надо посмотреть на его характер, квалификацию и доступные ему возможности трудоустройства. Но когда в государстве с 40 миллионами, 10 – безработные – это уже проблема, которую, ориентируясь на индивида, не решить.

ПР. Развод. Любая пара может разойтись, но если из 1000 пар разводятся 250 – это уже проблема, связанная с институтом брака и семьи.

Возникновение социологии.

Возникновение социологии связывают с именем французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввел в употребление сам термин «социология». Он противопоставил социологию философии. По его наука должна отказаться от изучения того, что невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные наблюдению. Социология должна была стать позитивной наукой. Сам же Конт является родоначальником позитивизма (от лат. – положительный), который признавал только знания, полученные в результате опыта (наблюдения, эксперимента). Идеалом научности того времени были естественные науки (науки о природе) за их точность, доказательность. Общество рассматривалось как продолжение природы, поэтому и должно было изучаться такими же методами.

Конт выделил социологию из других наук и обозначил предметное поле ее изучения.

Уточняет предмет социологии Э. Дюркгейм. Он считал, что социология должна изучать социальные факты и объяснять все явления социальной жизни исключительно социальными причинами.

Социальные факты – особые общественные явления, порожденные объединенными действиями людей и их коллективным сознанием (моральные нормы, традиции, привычки). При рождении индивид находит их уже в готовом виде. Они существуют объективно, до индивида и оказывают на него давление, принуждают к определенному действию.

Социология возникла как ответ на новые потребности общества. Время ее возникновения, это время бурных изменений.

В современном обществе социология выполняет определенные функции. Это наука демократического общества, обеспечивающая и способствующая коммуникации общества и власти.

Функции социологии:

  • Познавательная (описательная и объяснительная) исследования с целью получения нового научного знания, прирост знания

  • Просвещенческая (популяризация социологического знания)

  • Прикладную (практически-преобразовательную, конструктивную) Прикладное социологическое исследование ориентировано на практически значимый эффект, исполняет «социальный заказ». Цель использовать полученное знание на практике.

  • Идеологическую (мобилизирующую, воспитательную, ориентирующую на выполнение совместных действий).

В самом общем виде социология – наука об обществе. Ее знание в настоящее время очень востребовано, так как развитие общества требует грамотного социального управления, социального предвидения, умелого воздействия на экономическое, политическое, правовое поведение человека. Рыночной системе необходимы маркетологи, исследователи сегментов рынка, формирования покупательских потребностей. Социология – наука демократического общества. Политическая система в условиях демократии требует знаний об электоральном поведении, общественном мнении, социальных технологиях. Социологи необходимы в системе управления. Социология является обязательным предметом изучения в вузах, так как обществу нужны компетентные люди, способные самостоятельно оценивать социальные явления и сознательно принимать участи в общественной жизни, комплексно оценивать последствия тех или иных управленческих решений.

Современное социологическое знание имеет сложную структуру.

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

В социологическом знании можно выделить несколько уровней.

  1. Общая социологическая теория («общая социология»)

Дает абстрактно-обобщенный анализ социальной реальности в ее целостности, сущности и истории развития; фиксируется структура и общие закономерности функционирования и развития социальной реальности.

  1. Частные социологические теории или теории «среднего ранга» (уровня) (Р. Мертон)

Изучают относительно самостоятельные области общественной деятельности, явления и процессы. Эти теории доступны эмпирической проверке.

ПР. теория относительной обездоленности. Согласно ей, оценка людьми обстоятельств своей жизни зависит от того, с чьими условиями жизни они сравниваются. Так чувство обездоленности несвязанно непосредственно с уровнем материального положения. Семья, проживающая в маленьком домике в бедном районе, где каждый живет в похожих условиях, будет чувствовать себя не такой бедной как та, которая живет в таком же доме, но в окружении больших и богатых домов.

Специальные теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов (процессов, общностей, институтов) собственно социальной сферы общественной жизни, понимая последнюю как относительно самостоятельную область общественной деятельности, ответственную за непосредственное воспроизводство человека и личности.

ПР. социология пола, возраста, семьи, города, образования. Каждая из них, исследуя особый класс социальных явлений, выступает, прежде всего, как общая теория этого класса явлений.

Отраслевые теории исследуют социальные аспекты классов явлений, принадлежащих к другим сферам общественной жизни – экономической, политической.

ПР. социология труда, политики, культуры, организации, управления.

Теории «среднего уровня» – посредники между «большой теорией» общей социологии и третьим уровнем предметного типа исследования

  1. Конкретное социологическое исследование – социография.

Анализ и описание социально единичного во всей конкретности его существования. Это, как правило, – эмпирическое исследование. Оно направлено на познание внешних проявлений социальной реальности, получение точных описаний фактов и их взаимозависимости.

Теоретическое исследование ориентировано на познание внутренних сущностей социальной реальности, т.е. законов ее управляющих, дается причинное объяснение фактов и обобщений.

(Факт (сделанное, свершившееся) это знание установленное научным способом)

Эмпирическое исследование – исследование, базирующееся на фактах.

Теория – попытка объяснения конкретных событий или явлений (теория самоубийства, протестантская этика).

Фундаментальное («чистое») познание –, а не получение практически значимого результата.

Т.е. фундаментальность не следует здесь понимать как основательность, важность, а также как теоретичность. Фундаментальным по содержанию будет и любое эмпирическое исследование, преследующее чисто научные цели.

Прикладной вид. Прикладным может быть и обще-, и частносоциологическое знание.

Приступая к изучению новой науки, уместно вспомнить, что наука – это обобщенное, систематизированное и подтвержденное фактами знание. Наука – это особый способ получения знания.

(Знание – выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира.)

ПР. знание можно получать и из астрологических прогнозов или гадания цыганки, проповеди священнослужителя, художественного произведения.

Специфика науки в том, что она применяет специальные методы исследования, анализа данных, теоретического мышления и логической оценки аргументов для организации знания о предмете.

Признаки науки:

-цель науки – получение объективного знания (свободного от субъективности и предвзятости);

-особые методы и средства (анализ и синтез, наблюдение, эксперимент, измерение и др.)

Объективный – соответствующий действительности, независимо от индивидуального сознания и воли.

Субъективный – свойственный только данному лицу (субъекту), личный; односторонний, предвзятый, необъективный.

Но иногда субъективная реальность вполне реальна. То, во что люди верят – реально по своим последствиям.

ПР. сумасшедший, который убивал тех, кто «бубнил» себе под нос.

Методы социологического исследования.

НАБЛЮДЕНИЕ или «полевое исследование».

Наблюдение – метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах.

Особенность: объект исследуется в естественных условиях. Не создается искусственная ситуация.

Невключенное наблюдение – наблюдение, которое ведется со стороны

Включенное наблюдение – это наблюдение, при котором исследователь включен в изучаемый объект, является членом исследуемой общности, принимает участие в ее деятельности. Для изучения труднодоступных общностей.

ПР. Алексеев 8 лет работал рабочим на Ленинградском заводе полиграфических машин.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

Документ (documentum лат. «доказательство») – материальный объект, содержащий в зафиксированном виде по установленным формам и правилам информацию, необходимую для научных или практических целей.

Метод анализа документов – метод исследования, при котором источником информации служат текстовые сообщения.

Типичные документы:

личные документы (дневники, письма)

визуальные документы (фотографии,фильмы и видеофильмы,неодушевленные предметы (мединструмент у Глейзера и Страуса, история вещей, дома)

Виды: традиционный и контент-анализ.

ОПРОС: анкетирование и интервью. Используется для получения информации, носителем и источником которой является человек.

Анкета – опросный лист с заранее сформулированными вопросами.

Вопросы могут быть открытыми (требуется в свободной форме выразить свое мнение) и закрытыми (нужно выбрать один из вариантов ответов из предложенных).

Интервью (от англ. беседа) – устная форма опроса. Интервьюер и респондент.

ФОКУС-ГРУППА – метод сбора информации, который представляет собой групповое, проходящее в специально оборудованном помещении, ориентированное на получение мнений участников по определенной проблеме.

Цель – получение спектра мнений.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Направлен на изучение изменений, вызванных использованием новых принципов организации и управления. Сравнение процессов, протекающих в экспериментальной и контрольных группах.

СОЦИОМЕТРИЯ для изучения структуры межличностных отношений в небольших группах. Создатель – Дж. Морено психиатр.

Для чего надо быть знакомым с социологией.

Можно извращенно представлять графическую информацию через:

    • перенесение исходной точки линии, изображенной на графике ближе к началу оси координат некоторое увеличение масштаба по оси Y;

    • отсутствие числовых делений на оси Y;

    • увеличение масштаба единиц по оси Y и уменьшение по оси Х

    • тенденциозный подбор данных

При подачи социологической информации обязательно должно быть указано количество опрошенных, кого и где и когда опрашивали.

ПР. В газете “Новий погляд” опубликованы данные социологического исследования о праве на аборт. В опросе приняли участи студенты 18-19 лет. Опрошено 24 человека. Даны проценты: 96% считают, что свобода сексуальных отношений должна быть ограничена, если партнеры не имеют контрацептивной защиты, 4% – не согласны с этим. Но тут 4% = 0,96 человек. В выводах: «современная молодежь негативно относится к явлению аборта как такового». Но тождественны ли «молодежь» и «студенты», которых опросили.

Добавить комментарий

Закрыть меню