Социологический тип правопонимания

Естественно-правовой тип правопонимания.

Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей.

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основы­вается именно на требованиях естественного права (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). По­нятие естественного права включает в себя представления о прирожден­ных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.

Естественное право это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам отно­сятся: права человека на жизнь, свободу, собственность, общение с себе подобными, продолжение рода, нормальные условия человеческого су­ществования, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.

С точки зрения естественно-правовой теории в цивилизованном обществе нет оснований для противопоставле­ния естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечелове­ческую систему правового регулирования общественных отношений.

Теория естественного права получила распространение в XVII-XVIII вв. Ее главными авторами были Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтес­кье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Суть теории естественного права в том, что:

• право и закон – не одно и то же;

• законы (писаное, «позитивное» право) созданы законодателями (людь­ми) и приняты государственными органами;

• право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

• право – совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

• фактически право и мораль едины;

• не всегда законы соответствуют естественному праву;

• права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

Достоинствами теории являются:

• прогрессивность;

• признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

• допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости).

К основным недостаткам теории естественного права относятся:

• прямое отождествление права и морали;

• противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естествен­ного) права, то есть конкретных формально-определенных юридичес­ких норм и абстрактных идей;

• преувеличение роли неписаного права;

• различное понимание людьми идей справедливости.

Понятие и признаки права.

Слово «право» – многозначно. Оно употребляется в смыслах:

Система норм и общеобяз правил поведения устан государством

1) как субъективное право — это мера юридически возможного поведения лица. Это определяет правовую возможность конкретного субъекта. Оно принадлежит личности и зависит от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.); 2)право в объектив. Смысле — это система норм, установленных (санкционированных) государством. Имеет смысл упомянуть 3 трактовку права — когда его понимают в общесоциологическом смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.). Рассматривая право в широком смысле (как объективное), его можно определить как систему общеобязательных, формально определенных юридических норм, выраженных волю общества, установленных и обеспеченных государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки:

1) волевой характер (право-проявление воли и сознания людей, государства;

2) общеобязательность(распространяется на всех субъектов);

3) нормативность (оно состоит из норм, т.е.

общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений);

4) связь с государством (право принимается, обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм);

5) формальная определенность (нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, д.б. точно определены);

6) системность (оно представляет собой внутренне согласованный упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место, взаимосвязанных, расположенных определенным иерархическим образом, сгруппированных по отраслям и институтам).

29.Сущность, принципы и функции права.

СУЩНОСТЬ ПРАВА — обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения социальных групп населения, отдельных индивидов согласованный интерес или общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженный в законе либо иным способом признаваемым государством, и выступающий вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Согласованный интерес есть сущностное проявление, первооснова права.

Сущность права — внутренний смысл права как регулятора общественных отношений, который выражается в единстве общесоциальных и узкоклассовых (групповых) интересов через формальное (государственное) закрепление меры свободы, равенства и справедливости.

Принципы права – это основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

1. Общеправовые принципы:действуют во всех без исключения отраслях права.

— справедливость;

— формально-юридическое равенство граждан;

— гуманизм;

— демократизм;

— единство прав и обязанностей;

— сочетание убеждения и принуждения.

2. Межотраслевые:

— принцип неотвратимости юридической ответственности;

— принцип состязательности и гласности судопроизводства;

— принцип недопущения обратной силы закона.

3. Отраслевые:

-принцип равенства сторон в имущественных отношениях – в гражданском праве;

-презумпция невиновности — в уголовном процессе;

-презумпция виновности — в гражданском процессе и т.д.

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, в рамках которых выражается социально-юридическая природа права.

Функции права тесно связаны с его целями и задачами.

Цель в праве представляет собой идеальное выражение объективной закономерности и является ближайшей причиной определенного направления этого поведения.

Задача права – это внешний (определяющий) по отношению к функции права фактор, в соответствии с которым осуществляется ее реализация. Цели и задачи права конкретизируются в его функциях.

Функции права:

Общесоциальные

· Ценностная функция -определение и закрепление при помощи права наиболее значимых для общества ценностных критериев (жизнь, здоровье, стабильность, собственность).

· Познавательная функция — использование юридических средств и методов в процессе познания окружающей действительности. В данном случае знакомство с правом позволяет уяснить содержание общезначимых правил поведения, с тем, чтобы в дальнейшем уметь их правильно реализовать.

· Информативная функция — мощнейшая информационная системе содержащей в себе сведения самого различного плана и, прежде всего информацию о правилах возможного, должного, недопустимого поведения.

· Коммуникативная функция — связующий элемент, при помощи которого осуществляется общение между людьми, общественными организациями, государствами.

Интегративный тип правопонимания.

Интегративная концепция права — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как единстве правовых идей, норм и отношений (действий), в которых идеи и нормы реализуются и воспроизводят себя. Это право, выраженное в принципах (идеях), получивших законодательное признание и подтверждение (осуществление) в правовой деятельности. Опасность одностороннего подхода к праву — узконормативного или широкого — сейчас очевидна. И ныне, каких бы взглядов на право ученые-юристы не придерживались, все — против такой односторонности.

Господствующая тенденция современного развития правоведения — углубление представлений о праве (правовых идеях, принципах, нормах, отношениях, действиях) как едином целом. Задача заключается в том, чтобы восстановить на более широкой теоретической основе расчлененное анализом единство всех сторон права, с помощью синтеза (интеграции) представить его как целое, показав суть и взаимодействие отмеченных сторон, место и меру каждой из них. Этой задаче отвечает интегративный подход, способ теоретического познания и практического освоения социально-правовой действительности, позволяющий «собрать» воедино, объединить на общей основе все компоненты права — идеи, нормы, правовые представления и чувства, отношения (действия), отобразив тем самым естественно-правовую природу права, его нормативность, обязательность, восприимчивость индивидуальным и массовым правосознанием и его деятельностный характер. C позиции интегративного подхода в праве все в одинаковой мере важно. Право, с этой точки зрения, есть правовая идея, воплощенная в норме (законе), интериоризированная сознанием и реализующаяся (экстериоризированная) в фактических правомерных действиях и отношениях — в правовом порядке. В таком аспекте право предстает системой общественного порядка, реальной силой общества, противостоящей произволу и беспорядку.

Интегративный подход позволяет точнее подойти к оценке объективного и субъективного в праве, осмыслить роль фактической правомерной деятельности в правообразовательном процессе, а следовательно, и природу так называемого фактического права, не отторгая и не относя к «предправовым» факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами. Утверждение интегративного подхода к праву имеет важное мировоззренческое значение, ориентируя массовое и профессиональное правосознание на понимание того, что правовое регулирование отношений и поступков возможно лишь там, где объективно существует доказуемость и исполнительность правоотношений средствами юридического процесса (О. Э Лейст), что действие права предполагают определенные условия, требует необходимые ресурсы, наличие специальных структур, способных принять право и при необходимости принуждать к его исполнению.

В рамках интегративного подхода каждое из проанализированных выше типов правопонимания — естественно-правовое, нормативное, социологическое и психологическое — выступает не только противовесом иному, но и представлено как усиление, дополнение к другому. Тем самым становится возможным не только исключить абсолютизацию какого-то одного взгляда на право, но и связать право с реальным бытием человека, его ценностями и интересами.

Интегративный подход представляет собой методологическую платформу для сближения различных концепций права, позволяет максимально учесть требования полноты и всесторонности научного анализа в оценке природы права, определении источников, механизмов и закономерностей его действия в обществе. Он не разводит по разным полюсам естественно-правовой, нормативный, социологический и психологический подходы к праву, но на общей методологической основе синтезирует их достоинства.

Стержнем интегративного правопонимания, его системообразующим началом является идея действия (действующего) права, синтезирующая своим содержанием все сущностные правовые характеристики и формы проявления (бытия) права в социальном пространстве: 1) право как идея, принцип; 2) право как институционализированная совокупность норм (позитивное право, законодательство); 3) право как элемент сознания, психики человека; 4) право в общественных отношениях (право как социальный порядок) (см.Действие права).

С учетом этого право есть объективно обусловленная, отвечающая требованиям социальной справедливости, поддерживаемая авторитетом и силой государственной власти система нормативной регуляции, представленная взаимосвязанными, реально действующими правовыми принципами и установлениями, или правовым порядком.

Вопрос 6 — Естественно-правовой тип правопонимания

Юснатурализм – естественное ( природное) право.

Восходит еще к греческим софистам. Теории естественного права придерживались и Платон, и Аристотель и стоики. В основе юснатурализма – человек как часть природы.

Классическая теория естественного права (индивидуалистическая, «третья редакция» естественного права ) сформировалась в 17-18 веках и исходила из посылки, что человек по природе свободен, разумен и равен всякому другому индивиду ( отсюда выводились нормы: уважать чужую собственность, семья, возмещать ущерб и т.д.).

Т.о. естественное право отождествляется с правами и свободами человека, которые непосредственно вытекают из его природы.

Мера свободы не исходит от Государства, а определяется самой природой человека.

Раз все люди по природе равны, разумны, свободны, то право – есть право равенства свободных индивидов.

И.Кант рассматривал человека как моральное существо и сам человек способен понять – что хорошо, что плохо и способен определять нормы существования, нормы поведения и свободен выбирать веру, мораль и т.п.

«Мера свободы – мера должного поведения, которая коренится в природе самого человека и свободна от самой природы.»

Законодатель должен закрепить основные права человека.

Естественное право противопоставляется — позитивному.

«+»сама идея прав человека; верховенство права над Государством.

«-» смешение права и морали ( т.е. справедливость не как юридическая, а как моральная категория).

Представители юснатурализма: Софисты, Гуго Гроций ( голланд.), Дж. Локк ( англ., сформировал систему прав и свобод человека, теория разделения властей), Ш. Монтескье, И.Кант, в 20-м веке Ж.Маритен.

Ответ на вопрос 6:

Естественно-правовой тип правопонимания или юснатурализм – естественное природное право, которое рассматривается как право, изначально принадлежащее человеку (в ранних редакциях – всему сущему, в т.ч. и неодушевленному). Естественное право противопоставляется позитивному праву.

Можно различить несколько редакций юснатурализма:

1. Право — разумный закон природы, законы вселенной, которому подчиняется все живое. Восходит ее к греческим софистам. Его придерживались Платон, Аристотель, Цицерон, стоики.

2. Право – божественный закон, это воля Бога, которая находит свое отражения в человеческом разуме и священном писании.

Формируется в средневековье. Последователь, великий мыслитель – Фома Аквинский.

3. Право – совокупность прав и свобод человека (индивидуалистическая интерпретация). Такое видение свормировалось в Новое время (17-18 века). Человек здесь по своей природе свободен, разумен и равен всякому другому индивиду. Мера свободы не исходит от Государства, а исходит из самой природы человека. И. Кант рассматривал человека как моральное существо, где сам человек способен понять, что есть хорошо, что плохо и самостоятельно способен определять для себя нормы поведения. Данная интерпретация соответствует классическому типу научной рациональности и доминирует в правосознании Запада и сейчас.

4. Естественное право – это идеал, на который необходимо равняться позитивному праву, т.е. государству, устанавливающему нормы. Данная интерпретация появилась в конце 19 века и представляет неклассический тип научной рациональности. Здесь идеал понимается как набор нравственных требований к действующему в государстве праву. Данный подход доминирует в международном праве.

Плюсы: идея прав человека, которые доминирует на волей властных субъектов, Государства;

Минусы: происходит смешение моральных норм и права, т.е. справедливость здесь понятие нравственное, а не юридическое. Нет систематизации норм права и их взаимодействия.

Последователи: Софисты, Дж. Локк (сформировал систему прав и свобод человека, принцип разделения властей), Ш. Монтескье, И. Кант и др.

План

1. Сущность правопонимания и основные подходы к его классификации.

2. Основные типы правопонимания и правовые теории.

Литература

1. Бережнов А.Г. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права // Вестник Московского университета (далее — ВМУ). Сер.

11. Право. – 1999. — № 4.

2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.,1999.

3. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов.

– М., 2000.

4. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1996.

5. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

6. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.

7. Четвернин ВА Понятие права и государства: Учебное пособие. – М., 1997.

1. Важнейшие типы правопонимания

Право является одним из сложнейших и уникальных феноменов. Интерес к нему возник еще в Античном мире и с тех пор не только не ослаб, но даже усилился. Это означает, что проблема правопонимания относится к числу вечных.

Авторы учебника «Теория государства и права» под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова (М., 1997. – С. 217) считают, что правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Как следует из определения, субъектом правопонимания является конкретная личность. Это может быть рядовой гражданин, обладающий минимальными правовыми знаниями, профессиональный юрист, способный толковать и применять правовые нормы или ученый – правовед, занимающийся изучением права. Таким образом, правопонимание субъективно и оригинально, но оно может совпадать у представителей определенных социальных групп, что позволяет его изучать и классифицировать.

Объектом правопонимания может быть право вообще, право конкретного общества в конкретную эпоху, отрасль или институт права, отдельные правовые нормы.

Содержание правопонимания – это знание субъекта о своих правах и обязанностях, общих или конкретных правовых дозволениях или запретах, а также их оценка и отношение к ним как справедливым и несправедливым.

С учетом многообразия представлений о праве, их нужно и можно типологизировать на основе определенных критериев. Так, если в основе классификации лежит особенность решения основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания, то выделяются идеалистический и материалистический типы правопонимания. Первый тип представлен теологическими учениями о праве, второй — различными научными теориями.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования – человеческая природа или государство – различают естественно-правовой и позитивистскийтипы правопонимания. Первый основывается на идее естественных, неотъемлемых прав человека, различении права и закона, естественного и позитивного права. Второй основывается на идее субъективного права, являющегося производным от объективного права, установленного государством, а также на отождествлении права и закона.

В зависимости от того, в чем усматривается основа права – в норме права, в правосознании или в правоотношении – выделяют нормативистский, психологический и социологический типы правопонимания. Нормативизм основан на представлении о том, что право – это совокупность норм, выраженных в законах и иных позитивных актах; что нормы права – издаются государством и в них выражается государственная воля, возведенная в закон; что от норм права зависит возникновение правоотношений, правосознание и правовое поведение.

Для психологического типа правопонимания характерно признание конкретной психической реальности – правовых эмоций человека, которые подразделяются на: а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Последнее выступает регулятором поведения человека и поэтому рассматривается как реальное право.

Для социологического типа характерно понимание права, как эмпирического явления, которое нужно искать не в норме права или психике человека, а в реальной жизни. В основу понятия права в этом случае положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона и правосознания не отрицаются, но и не признаются правом Они являются только признаком права, а само право – это порядок в общественных отношениях.

В зависимости от того, отождествляют или различают субъекты правопонимания право и закон, В.С. Нерсесянц и его последователи выделяют позитивистский и непозитивистский типы правопонимания. Позитивисты считают правом любые законы и иные нормативные акты, которые защищаются государством и обеспечиваются силой его принуждения. Субъекты непозитивистского правопонимания различают право и закон, обосновывают приоритет права перед законом.

2.1. Позитивистский тип правопонимания. Классический легистский позитивизм.

Теория классического позитивизма была разработана в конце XIX в., но и поныне сохраняет свое влияние в юриспруденции. Ее создателями были Остин (Англия), Лабанд и Бергмом (Германия), Шершеневич (Россия).

Основные идеи теории:

1) право в научном, а не в идеологическом понимании – это закон; законы содержат абстрактные, общеобязательные нормы, т.е. правила поведения, подкрепленные принудительной силой государства;

2) государство первично, право вторично; право есть продукт законодательной деятельности государства;

3) правоотношения (т.е. отношения, урегулированные правом) возникают только после принятия закона; не может быть дозаконо-творческих правоотношений;

4) отрицание естественных и неотчуждаемых прав человека, признание только основных прав и свобод граждан, установленных (дарованных) законодателем.

Достоинства теории:

— подчеркивает важное значение формально-юридических свойств права;

— обращает внимание на приоритетную роль государства в регулировании важных общественных отношений.

Слабые стороны:

— признает правовыми любые законы, в том числе и нарушающие права и свободы человека и гражданина;

— не признает правовыми отношения, урегулированные договорами частных лиц, при отсутствии соответствующего закона;

— ставит человека в зависимое положение от государства и его аппарата.

2.2. Нормативистская теория права

Эта теория права была разработана в ХХ в. Ен основоположником является Г. Кельзен, австриец по происхождения, создатель первого в мире австрийского конституционного суда, долгое время проживавший в США, где он спасался от нацистов.

Основные идеи теории:

1) право это система (пирамида) норм, на самом верху которой находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем (конституция), и где каждая низшая форма черпает свою законность в норме с большей юридической силой;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования все сферы норм долженствования. Поэтому юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые относятся к праву и должны соответствовать основной норме.

Достоинства теории:

— она верно подчеркивает такое определяющее свойство права как нормативность и убедительно доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

— она органически связывает нормативность с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями, сформулированными в юридических актах;

— она признает большие возможности государства влиять на общественное развитие, так как государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны теории:

— чрезмерное внимание формальной стороне права, игнорирование его содержательной стороны и связи с социально-экономическими и политическими факторами;

— преувеличение роли государства в установлении эффективных норм.

2.3. Социологическая теория права

Эта теория была разработана в ХХ в. Ее основные представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.

Основные идеи теории:

1) разделяет право и закон, но в связи с тем, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной теории – теория «живого» права;

3) «живое» право формулируют прежде всего судьи. Они «наполняют» законы правом, выступают субъектами правотворчества.

Достоинства теории:

— ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

— обоснованно отмечает приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

— хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

— если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неравномерного, так как реализация может быть как законной, так и противозаконной;

— в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентности и откровенного произвола со стороны должностных лиц.

2.4. Психологическая теория права

Данная теория была разработана в ХХ в. Ее основателями являются Петражицкий, Росс, Рейснер и др.

Основные идеи теории:

1) психика людей – этой фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право и государство;

2) понятие и сущность права выводятся не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей;

3) все правовые переживания людей делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть и не связано с первым. Интуитивное право выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право.

Достоинства теории:

— обращено внимание на психологические процессы, которые являются такой же реальностью, как экономические, политические и др. отношения. Отсюда, вывод, что нельзя издавать законы без учета социальной психологии и нельзя применять их без учета психологических особенностей людей;

— повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

— источник прав человека выводится не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

— слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим, от которых также зависит природа права;

— в связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данной теории отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного поведения.

2.5. Естественно-правовая теория

Одной из основных правовых теорий ХХ в. является естественно-правовая теория или теория естественного права. Свою завершенную форму она получила еще в XVII-XVIII вв., в период буржуазных революций. Ее виднейшими представителями были Гоббс, Локк, Радищев и др.

Основные идеи теории:

1) разделяются право и закон, «неписанное», т.е. естественное и позитивное право, т.е. законы, принимаемые государством;

2) отождествляются право и мораль. Такие абстрактные нравственные ценности как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», приобретается от рождения, либо от бога.

Достоинства теории:

— это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, а в настоящее время – переход от тоталитаризма и авторитаризма к современной демократии;

— в ней верно подмечено, что законы могут быть неправовыми;

— она провозглашает источником прав человека природу или бога, и тем самым «выбивает» теоретическую почву произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны:

— понимание права как абстрактных нравственных ценностей «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется критерий законного и противозаконного, т.к. определить это с позиций справедливости, представления о которой могут быть разными у разных людей, весьма непросто;

— такое правопонимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть различным у разных людей.

Правопонимание и теория государства и права.

правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

субъектом правопонимания является конкретная личность. Это может быть рядовой гражданин, обладающий минимальными правовыми знаниями, профессиональный юрист,

Объектом правопонимания может быть право вообще, право конкретного общества в конкретную эпоху, отрасль или институт права, отдельные правовые нормы.

Содержание правопонимания – это знание субъекта о своих правах и обязанностях, общих или конкретных правовых дозволениях или запретах, а также их оценка и отношение к ним как справедливым и несправедливым.

1. Естественно-правовая концепция. (Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев)

Наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории верно указывается на то, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. На первое место в праве выдвигаются такие оценочные понятия, как свобода, равенство, справедливость и др.

качества.

2. Историческая школа права. (Гуго, Савиньи, Пухта и др.).

Эта школа возникла как антитеза естественно-правовому учению. Представители этого направления рассматривают право как историческое явление, которое развивается постепенно, Право здесь выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного. Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права. Историческая школа права отрицает категорию прав человека и обращает прежде всего внимание на национально-культурные и исторические особенности права.

3. Нормативистская теория права. (Новгородцев, Штаммлер, Кельзен и др.)

В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме.

4. Марксистская теория права. (Маркс, Энгельс, Ленин и др)

. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества. Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. В содержательном аспекте происходит четкое разделение правомерного и неправомерного. и. Таким образом, в праве прежде всего классовая воля получает государственно-нормативное выражение.

5. Психологическая теория права. (Росс, Рейснер, Петражицкий и др.)

Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится не через деятельность, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма).

6. Социологическая теория права. (Эрлих, Жени, Муромцев, Котляревский)

Она основывается на эмпирических исследованиях, связана с развитием и функционированием правовых институтов. Под правом здесь понимаются прежде всего юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок. Таким образом, право выступает как порядок общественных отношений, выраженный в деятельности субъектов правоотношений.

7. Современное правопонимание связано прежде всего с двумя распространенными подходами к пониманию права: в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах. В рамках узконормативного подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.. В понятие права включаются такие правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права. Источником и целью права признаются общественные отношения, соответствующие естественно-правовым принципам справедливости. Оба подхода сходятся в понимании права, как совокупности норм, установленных и охраняемых государством.

Добавить комментарий

Закрыть меню