Социальный статус личности

Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор паук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно найдется главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно — через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом (бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным, профессиональный следователь делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей, русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем, и наоборот).

Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые. К первой категории относится национальность, место рождение, социальное происхождение и т.п., ко второй – профессия, образование и др. Отдельные статусы являются престижными, другие – наоборот.

Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

  1. реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
  2. системы ценностей, характерных для данного общества.

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение.

Социальная роль личности – это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующим им образцов поведения.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус.

Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.

Каждый индивид имеет возможность выбрать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности.

Личным статусом называют положение индивида в социальной группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в системе межличностных отношений.

Социальные нормы — предписанные правила поведения — характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова “динамическая”, “поведение”, “норма” указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить.

  • Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;
  • Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;
  • Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

Социальная роль невозможна без таких условий, как:

  • ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом;
  • социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Таким образом, роль — индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. Статус у человека в каждой конкретной ситуации один, но вести он может себя по-разному.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Социальный статус личности

Социальный статус личности представляет собой показатель того, насколько высокое положение в обществе, занимает какой-либо человек. Это не обязательно должностная характеристика: статус человека может меняться в зависимости от его пола, возраста, семейного положения или профессии. Эта позиция на социальной лестнице не только указывает на место человека, но и наделяет его определенными правами и обязанностями. Для каждого общества они могут быть разными.

Как определить социальный статус?

Не стоит думать, будто бы за каждым закреплен один-единственный социальный статус человека. У каждого из нас одновременно несколько положений, которые зависят от системы, к которой они относятся. Например, социальный статус женщины может быть многоликим: она, например, и жена, и мать, и дочь, и сестра, и сотрудник компании, и христианка, и участник какой-либо организации (кроме этого существует еще масса примеров социального статуса). Совокупность этих положений называют статусным набором. Из приведенного примера видно, чем определяется социальный статус: это и семейное положение, и религиозные взгляды, и профессиональная деятельность, и личные интересы и т.д.

Как правило, свой главный социально-психологический статус определяет сам человек, однако на это влияет и то, с какой группой его в первую очередь отождествляют и другие люди. Кроме этого, возможно и изменение социального статуса личности: так, например, мы меняем свой статус, когда получаем высшее образование, создаем семью, находим новую работу и т.д.

Виды социальных статусов

Существует два основных вида позиций человека на социальной лестнице: приобретенный и предписанный (прирожденный) социальный статус. Первый из них характеризуется тем, что человек обретает в течение жизни: уровень образования, политические взгляды, профессия и т.д. Предписанный социальный статус – это то, что дано человеку от природы: национальность, язык, место рождения и т.д.

При этом не все социальные статусы женщины и мужчины одинаково оцениваются окружающими. Некоторые из них являются престижными, а некоторые – наоборот. Иерархия престижа зависит от таких положений, как реальная полезность той или иной социальной функции и система ценностей, действующая в этом конкретном обществе.

Кроме этого существует еще несколько типов социальных статусов: личный и групповой. Личный статус – это статус на уровне небольшой группы людей, с которой человек взаимодействует постоянно. Например, этой группой может выступать семья, трудовой коллектив или компания друзей. Как правило, он определяется чертами характера и различными личностными качествами.

Групповой статус характеризует человека как участника той или иной крупной социальной группы. Сюда относятся статус человека как представителя определенного класса, профессии, нации, пола, возраста и т.д.

В зависимости от социального статуса, человек корректирует свое поведение. Например, дома мужчина – отец и муж, и он ведет себя соответственно. А на работе он – профессор и преподаватель, и, соответственно, вести он себя будет совершенно иначе. В зависимости от того, насколько человек успешно соответствует тем или иным своим статусам, говорят об его способности к выполнению своей социальной роли. Именно поэтому существуют такие выражения, как «хороший специалист», «плохой отец», «отличный друг» — все это характеризует именно этот показатель. Причем один и тот же человек может по-разному справляться со своими социальными ролями, отчего он может быть «плох» с одной точки зрения и «хорош» с другой.

Социальный статус личности

Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).
Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует.
Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом.
Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые. К первой категории относится национальность, место рождение, социальное происхождение и т.п., ко второй – профессия, образование и др.

Отдельные статусы являются престижными, другие – наоборот.
Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
системы ценностей, характерных для данного общества.
Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение.
Социальная роль личности – это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующим им образцов поведения.
Каждый индивид имеет возможность выбрать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности.
Личным статусом называют положение индивида в социальной группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в системе межличностных отношений.
Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.
Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;
Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;
Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

1) распределения власти;

2) распределения материальных богатств;

3) общественного разделения труда;+

4) упорядочения социальных отношений.

53. Исторически первой системой социальной стратификации являются:

1) страты;

2) касты;+

3) классы;

4) сословия.

54. Примером восходящей социальной мобильности является:

1) увольнение по сокращению штатов;

2) смена гражданства;

3) вступление в брак;

4) повышение в должности.+

55. Примером горизонтальной мобильности является:

1) увольнение по сокращению штатов;

2) смена гражданства;

3) вступление в брак с представителем своей социальной группы;+

4) повышение в должности.

56. Личный (личностный) статус — это позиция, занимаемая индивидом:

1) в общественном транспорте;

2) в производственном коллективе;

3) в первичной малой группе;+

4) в большой социальной общности.

57. Социальный статус — это позиция, занимаемая индивидом:

1) в семье;

2) в школьном классе;

3) в первичной малой группе;

4) в большой социальной общности.+

58. Что можно отнести к эмпирически измеряемым параметрам экономической стратификации:

1) уровень квалификации;

2) ранг в государственной иерархии;

3) место в организации труда;+

4) подчиненность одних профессий другим.

59. Системообразующим признаком в марксистской теории социальной классификации является:

1) емкость рынков труда;

2) наличие или отсутствие собственности на средства производства;+

3) распределение объема политической власти;

4) уровень образования и квалификации.

60. Для немарксистских социологических подходов характерно выделение в структуре современных обществ:

1) трех основных классов;

2) четырех основных классов;+

3) пяти основных классов;

4) шести основных классов.

61. Согласно подходам западной социологии, низшие классы (under-class) состоят из:

1) представителей неквалифицированных и «полуквалифицированных» (semi-qualified) представителей индустриального и сельскохозяйственного рабочего класса;

2) обитателей городских трущоб;

3) женщин и представителей этнических меньшинств, занятых в наименее оплачиваемых, наименее безопасных и наиболее не приятных профессиях;+

4) деклассированных элементов.

62. Уровень образования индивида является важнейшим параметром при определении его места в системе:

1) экономической стратификации;

2) политической стратификации;

3) профессиональной стратификации;+

4) социальной стратификации.

63. Примером горизонтальной социальной мобильности можно считать:

1) переезд в другой город;

2) изменение предмета, преподаваемого учителем;+

3) получение прибавки к жалованью;

4) увольнение по сокращению штатов.

64. Теории социальной мобильности органически связаны с:

1) концепциями социальной стратификации;+

2) теориями социального господства;

3) теориями демографических изменений;

4) концепциями институциональной социологии.

65. Важнейшим каналом социальной мобильности в современном обществе является:

1) институт армии;

2) институт церкви;

3) институт политики;+

4) брачно-семейный институт.

67. Репродуктивные функции в обществе осуществляют:

1) политические институты;

2) экономические институты;

3) правовые институты;

4) брачно-семейные институты.+

68. Брачно-семейные институты включают в себя:

1) только предписанные статусы;

2) только достигаемые статусы;

3) и те и другие;+

4) ни те ни другие.

69. Когда человеческое общество смогло дать всем желающим полноценное среднее образование:

1) в Античности;

2) в эпоху Средневековья;

3) в XIX в.;

4) в XX в.+

70. На 1990-1996 гг. приходится пик экономического кризиса российского общества, роста числа богатых людей и разгула преступности. Но именно на тот же период выпадает пик установки укрепляемых дверей. Все больше людей стали укреплять старые либо ставить новые металлические двери. Это происходит прежде всего потому, что люди… (отметьте то, что вы считаете самым важным в социологическом смысле):

1) боятся роста преступности, в том числе квартирных краж;

2) стали жить богаче (установка двери стоит 2-3 среднемесячных оклада);

3) перестали надеяться на милицию;

4) подражают другим.+

71. Малая социальная группа представляет собой:

1) любое кратковременное скопление людей, в котором они тем или иным образом взаимодействуют друг с другом;

2) совокупность индивидов, связанных между собой кровно-родственными узами;

3) некоторое число людей, вступающих между собой в постоянные непосредственные контакты;+

4) группу индивидов, имеющих одинаковые или близкие социальные статусы.

72. Вторичная социализация — это:

1) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек по падает в среду с иными условиями жизни;

2) период социализации, совпадающий с получением формального образования;

3) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе
первичной социализации;+

4) социализация, протекающая за рамками классной комнаты.

73. Вторичная группа играет господствующую роль:

1) в родоплеменной общине;

2) в традиционном обществе;

3) в современном обществе;+

4) в формальной организации.

74. Главным агентом первичной социализации является:

1) семья;+

2) детский сад;

3) школа;

4) компания друзей.
75. Конформность — это:

1) неподчинение социальным нормам;

2) проявление инновативного поведения;

3) принятие социально одобряемых целей и средств их достижения;+

4) один из типов девиантного поведения.

76. Социальный характер является продуктом:

1) уровня развития общества;+

2) национальной культуры;

3) особенностей природно-географической среды;

4) индивидуального воспитания.

77. Кратковременное скопление людей, не имеющих ничего общего, кроме одновременного физического присутствия в одном и том же месте, именуется:

1) клан;

2) группа;

3) толпа;+

4) очередь.

78. Какое из приведенных ниже высказываний применимо к социализации:

1) она присуща не только человеку, но и животным;

2) это кумулятивный процесс накопления социальных навыков;+

3) это теоретическое овладение правами и обязанностями своего статуса;

4) это психофизиологический процесс укрепления организма.

79. Девиантное поведение — это не что иное, как:

1) типичное поведение правонарушителя (делинквента);

2) преступное поведение;

3) отклонение от формального закона;

4) любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.+

80. Девиация чаще всего наблюдается:

1) у пожилых людей;

2) у людей, озабоченных прежде всего личными интересами;+

3) у женщин;

4) у молодых.

81. Социальные предписания — это:

1) средства наказания;

2) средства поощрения;

3) запрет или разрешение сделать что-либо;+

4) формальные негативные санкции.

82. К макросоциологическим понятиям относятся:

1) малая группа;

2) социализация;

3) цивилизация;+

4) взаимодействие.

83. К микросоциологическим понятиям относятся:

1) малая группа;+

2) цивилизация;

3) мировая система;

4) государство.

84. К числу динамических процессов в малой группе относится:

1) собрание группы;

2) ссора между членами группы;

3) структурирование;+

4) совместный отдых.

85. Типичным представителем малой группы является:

1) очередь в магазине;

2) участники забега на короткую дистанцию;

3) группа посетителей музея, сопровождаемая экскурсоводом;

4) нуклеарная семья.+

86. Первичной называется малая группа:

1) образующая ядро вторичной группы;

2) отличающаяся наиболее высокой частотой и плотностью контактов между ее членами;+

3) формирующаяся раньше вторичной по времени;

4) система ценностей и норм которой является для ее членов свое образным эталоном.

87. Тип социального характера, преобладающего в современных развитых обществах, называется:

1) нерыночный;

2) ориентированный на себя;

3) ориентированный на традицию;

4) ориентированный на других.+

88. Важнейшей социальной функцией первичной группы является:

1) удовлетворение потребности ее членов в общении;

2) выработка оптимальных норм поведения;

3) успешная социализация ее членов;+

4) эффективное разделение труда.

89. Социальным конформистом можно назвать;

1) законопослушного человека;+

2) хитрого приспособленца;

3) человека, не имеющего собственного мнения;

4) того, кто одевается модно и элегантно.

90. Малая группа, система ценностей и норм которой являются для индивида эталоном, называется:

1) эталонной;

2) идеальной;

3) референтной;+

4) когерентной.

91. Согласно принятой в современной социологии классификации обществ, они подразделяются на:

1) примитивные;

2) традиционные;+

3) индустриальные;+

4) постиндустриальные.+

92. Какое из приведенных ниже исторических преобразований может быть отнесено по своему характеру к социальной революции:

1) столыпинские реформы;

2) горбачевская перестройка;

3) коллективизация и индустриализация 1930-х гг.;+

4) отмена крепостного права в России.

93. В индустриальном обществе главным объектом собственности является:

1) земля;

2) капитал;+

3) люди;

4) знания.

94. Самой продолжительной по времени своего развития является:

1) аграрная революция;+

2) индустриальная революция;

3) научно-техническая революция;

4) информационная революция.

95. Сущность социальной революции заключается в:

1) переходе к иному типу мировоззрения;

2) изменении способа политического устройства общества;

3) коренном перевороте в большинстве сфер общественной жизнедеятельности и образе жизни населения;+

4) усовершенствованиях, происходящих в какой-либо сфере общественной жизнедеятельности.

Понятием «социальная модернизация» обозначают:

1) переход общества от родоплеменного устройства к государственному;

2) возникновение письменности;

3) переход от традиционной цивилизации к индустриальной;+

4) переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной.

97. На смену раннему периоду социальной эволюции (протообществу) приходит:

1) община собирателей и охотников;

2) общество скотоводов (пастухов) и земледельцев;+

3) промышленная цивилизация;

4) теократическое общество.

98. Определяющим фактором развития индустриального общества является:

1) банковско-финансовая система;

2) информатика и сфера обслуживания;

3) политические институты;

4) промышленное производство.+

99. Понятие социальной модернизации:

1) в переводе на русский язык означает «движение вперед»;

2) относится к революционному переходу от индустриального общества к постиндустриальному;

3) основано на социальных изменениях, происходящих прежде всего в общественном сознании;

4) включает в себя растущую грамотность, урбанизацию и упадок
традиционной авторитарности.+

100. Социальная революция представляет собой:

1) основную причину групповой мобильности;+

2) смену религиозного вероисповедания большинством членов общества;

3) изменение гражданства для большинства членов общества;

4) приход к государственной власти более компетентных людей.

101. Социальная мобильность в современном обществе чаще всего имеет
место:

1) в демографической сфере;

2) в религиозной сфере;

3) в культурной сфере;

4) в экономической сфере.+

102. Научно-технические изобретения и открытия оказывают наиболее
сильное воздействие на социальные изменения:

1) в примитивном обществе;

2) в традиционном обществе;

3) в индустриальном обществе;

4) в информационном обществе.+

103. По мере перехода от индустриального общества к постиндустриальному:

1) увеличивается число функционально грамотных людей;

2) возрастает доля работоспособного населения, занятого в сервисном секторе;+

3) усиливается нравственный потенциал общества;

4) повышается уровень политического сознания.

104. Связь социальной мобильности с уровнем развития общества выражается в том, что:

1) по мере повышения уровня развития общества открывается все
больше каналов горизонтальной мобильности;

2) чем выше уровень развития общества, тем больше возможностей информационного обеспечения каждого из его членов;

3) чем выше уровень развития общества, тем большие возможности оно открывает для социальной мобильности, одновременно все более нуждаясь в ней;+

4) по мере повышения уровня развития общества усиливается индивидуальная мотивация к социальному продвижению.

105. На протяжении 20-90-х гг. XX в. одним из наиболее социально мобильных обществ был:

1) Китай;

2) СССР;+

3) Уругвай;

4) Египет.

106. Стержневой основой (вокруг которой выстраиваются все социальные отношения) индустриального общества является:

1) индивидуализм;

2) вера в высшее предназначение человеческой личности;

3) частная собственность на капитал;+

4) повышение роли интеллигенции.

107. «Утечка мозгов» как социальное явление в наибольшей степени характерна для:

1) постиндустриального общества;+

2) индустриального общества;

3) традиционного общества;

4) примитивного общества.

108. Прогрессивная сущность исторической смены общественно-экономических формаций прежде всего проявляется:

1) в совершенствовании орудий труда и технологических процессов;

2) в накоплении общего объема знаний о природе и обществе;

3) в повышении степени свободы живого труда;+

4) в гуманизации социальных отношений.

109. Национальные государства с четко обозначенными территориальными границами возникают:

1) при первобытно-общинном строе;

2) при рабовладельческой общественно-экономической формации;

3) при феодальной формации;

4) при капитализме.+

110. Наибольшая кровно-родственная группа людей, связанных единством происхождения, — это:

Процессы социализации и адаптации индивидов и изменение социального статуса личности.

Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы окружающего его общества, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе, таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.

Социализация происходит как стихийно (за счет инстинкта подражания, а также за счет восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием».

Одним из результатов социализации является то, что человек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению.

В процессе своего становления (социализации) человек сначала усваивает средства общения между людьми (учится говорить), потом у него вырабатываются навыки различной деятельности (от умения держать ложку до освоения профессий).

Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, также общепринятую в его социальной общности систему ценностей. Но даже после того как человек стал взрослым, связь его с обществом не обрывается. На уже сформировавшуюся личность продолжают оказывать воздействие по меньшей мере две системы отношений, во-первых, на производстве, а, во-вторых, в семье.

Стадии-социализации.

1. Первичная стадия социализации или стадия адаптации: длится от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает окружающим).

2. Стадия индивидуализации: у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. Стадия интеграции: она проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, период его трудовой деятельности. Человек усваивает социальный опыт, и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его следующим поколениям.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение.

Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).

1. В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители).

2. Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, — множественность и взаимонезависимость агентов социализации.

социальная адаптация

Одной из стадий социализации является социальная адаптация.

Слово «адаптация» происходит от латинского «adapto» — приспособляю.

Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного, совместного труда. Такие «раки-отшельники» — частые персонажи литературных произведений.

Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно.

Показателями степени адаптации может служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом.

Социологи и психологи различают два типа адаптации.

Первый тип характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.

Второй тип адаптации — это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Поведение человека в данном случае называют конформным (в переводе с латинского — подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.

Добавить комментарий

Закрыть меню