Социальные группы и общности

24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

Социальные группы и общности – это такие объединения людей, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий.

Люди осознанно объединяются, реально понимая, что совместными усилиями они добьются больших результатов, нежели каждый в отдельности. В любом обществе есть много таких групп и общностей. Есть три основных признака, определяющих суть этих объединений:

1) группы и общности – это органически целостный механизм;

2) устойчивость и определенность границ таких объединений – стабильность существования;

3) в группах и общностях существуют определенные социальные отношения, которые определяют социальные ценности определенных масс людей. Но все же необходимо разграничивать понятия «социальная группа» и «социальная общность».

Социальные группы более стабильны и устойчивы, сплоченны и однородны, нежели социальные общности. Для социальных общностей характерны неустойчивость состава, неопределенность границ. По количественному составу они могут быть от двух и до бесконечности числа людей; по продолжительности существования – от нескольких минут и до столетий; по сплоченности – от аморфных образований до коллектива. Примером социальных общностей являются политические движения, спортивные, любительские объединения.

Можно сделать вывод, что не любое сплочение и объединение людей можно назвать социальной группой. Поэтому такие объединения – кратковременные, неустойчивые (толпа, очередь) – называют квазигруппами.

Разные социологи рассматривали социальные группы, Р. Мертон выделял три важных признака социальной группы:

1) взаимодействие людей в этом объединении;

2) понимание людьми своей принадлежности к определенной группе;

3) признание принадлежности других людей к этой группе.

Социальные группы (общности) по численности бывают: малые (2-15 человек) и большие. Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют процент совпадения норм и ценностей. Большие социальные группы носят и непосредственный, и опосредованный характер (территориальные, национальные). Можно сказать, что размер группы влияет на их функционирование.

Также существуют первичные (семья, друзья) и вторичные (политические, экономические) социальные группы. Первичные характеризуются межличностным взаимодействием, а вторичные – безличностным, которое направлено на достижение конкретных целей этой группы людей.

И хотя в современном мире все больше возрастает господство вторичных групп, первичные все равно играют очень важную роль.

По социальному положению различают следующие социальные группы:

1) социально-классовые;

2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители и т. д.);

3) этносоциальные (нации, племена);

4) социально-территориальные (город, деревня);

5) социально-профессиональные и др.

В некоторых обществах большую роль играют религиозные группы.

Существует великое множество социальных групп и общностей, и их особые свойства проявляются при взаимодействии с другими элементами общественной структуры – социальными институтами и организациями.

Социа́льнаяо́бщность — сов-ть людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями, отношениями и рядом общих признаков.

Под социальными общностями понимаются структуры, объе­диняющие ее членов по признаку принадлежности кобъеди­няющему их критерию. Таким критерием может выступать род занятий (производственная ячейка, воинское подразделение); профессиональный критерий; общность религиозных верова­ний, политическихвзглядов, а также и общность совместного проживания, проведения досуга, занятия спортом, искусством.

Группа- сов-ть людей, имеющая общий социальный признак и выполняющих определенную функцию.

Согласно классического определения Р. Мертона, социальная группа -совокупность людей, которые:
— определенным образом взаимодействуют;

— осознают свою принадлежность к группе;
— считаются ее членами с точки зрения других людей.

Классификация социальных групп.

По критерию величины выделяют

— малые- в кот. общественные отношения выступают в качестве непосредственных личных контактов. Отличительные признаки малых групп: близость субъектов; интенсивность их взаимодействий; устойчивость и продолжительность функционирования развития; высокая степень совпадения общих ценностей, правил и норм поведения.

— большие- связи и отношения носят не только непосредственный, но и опосредованный характер.

По способу и характеру организации:

— формальные- присущи правила организации, действия, запреты, санкционированные обществом. Здесь отношения в полном смысле слова оформлены.

— неформальные- не имеет нормативно закрепленных оснований функционирования ее членов, их поведение не регламентировано. Но не означает отсутствия порядка и организованности. Диапазон неформальных групп огромен: от друзей, любителей искусства, обществ милосердия, защитников природы и культур нации или иной этнической общности.

— первичные — это малые группы, образующиеся по следующим причинам: брачно-семейные связи, симпатия, эмоциональная привязанность т.д..

— вторичные- включают в себя некоторое количество первичных групп. Скажем, академическая студенческая группа, спортивная команда всегда внутренне разделены на меньшие группы лиц, контакты между которыми чаще, имеют эмоциональный характер.

Социальная структура общества.

Социальная структура в широком смысле представляет собой строение общества в целом, систему связи его элементов.


Социальная структура- внутреннее устройство общества, упорядоченная совокупность социальных общностей, групп и отношений между ними.

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям.

Социальные институты-организ. система связей и соц-х норм, кот. объединяет значимые общие ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.

Социа́льнаяо́бщность — сов-ть людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями, отношениями и рядом общих признаков.

Группа- сов-ть людей, имеющая общий социальный признак и выполняющих определенную функцию. (Виды групп: формальные-неформальные, большие-малые(диады,триады), первичные-вторичные).

Социальные классы- большие группы людей, различающихся:

— по месту в системе обществ.пр-ва

— по отношению к средствам производства

— по роли в обществ.организ. труда.

Социальные слои- промежуточные или переходные группы людей, не имеющих ярко выраженного специфич. Отношения к средствам производства и следовательно не обладающие признаками класса.

Социальная дифференциация.

Дифференциация — это деление общества на общности, фрагментация человеческой жизнедеятельности на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных занятий. Другими словами, социальная дифференциация — это процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда.

Современная социология выделяет четыре группы факторов, определяющих социальную дифференциацию людей:

1. Антропологические- подразумевают формирование рас, а в их границах — этносов, наций, национальностей, народов. Группы, на которые делится общество, объединяются по естественным признакам.


2. Демографические- деление людей по полу и возрасту, что также происходит естественным образом, т. к. в природе есть два различных пола: мужской и женский. Также естественно и возрастное разделение на группы: младенцев, детей, подростков, молодежь, зрелое поколение, пожилых людей и стариков.

3. Профессионально-технологические- разделение труда (работники умственного и физического труда), возникновение разнообразных профессий, специальностей и специализаций. По этим основаниям люди делятся не только естественным образом, но и при помощи силы, влияния, благосостояния и т. п.

4. Социально-экономические- разделяется на касты, сословия, классы и т. п. Здесь имеют место также и естественные, и социальные различия. Основания, по которым общество делится на группы, определяются богатством, доходом, социальным статусом каждого отдельного индивида. Все общество представляет собой как бы некую пирамиду, разделенную по горизонтали на части. Верхушка — это элита, как правило, самый малочисленный слой населения. Низ пирамиды — это люди (сословия, касты, классы и т. п.), живущие в нищете, за чертой бедности. Ну а середина — это, соответственно, средний класс населения.

Социальная стратификация — это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе в определенный исторический отрезок времени.

Социальное неравенство.

Социальное неравенство-неравномерное распределение дефицитных ресурсов (социальных благ) – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами или слоями населения.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.

Критерии неравенства

Макс Вебер выделил три критерия неравенства:

• Богатство.

• Престиж- это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

• Власть -возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

Б. Барбер добавил ещё три менее важных критериев неравенства:

• Уровень образования — комплекс знаний, полученных в учебных заведениях.

Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа — 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

• Степень религиозной или ритуальной чистоты при кастовом строе в Индии.

• Ранжирование по родственным и этническим группам.

Фигуры неравенства

• Пирамида.

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют из себятакие объединœения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

Социальная группа — ϶ᴛᴏ совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделœения труда и деятельности. Социальные группы характеризуются:

-​ устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

-​ относительно высокой степенью единства и сплоченности;

-​ четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всœем членам группы;

— возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает крайне важно сть в их классификации по определœенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. Учитывая зависимость отхарактера взаимодействия — первичные и вторичные.

Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинœено достижению определœенной цели и носит формальный, безличный характер.
В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определœенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. Учитывая зависимость отспособа организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные.

Формальная группа — ϶ᴛᴏ обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на базе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединœения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. Учитывая зависимость отпринадлежности к ним индивидов – ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа — ϶ᴛᴏ группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как ʼʼмояʼʼ, ʼʼнашаʼʼ (к примеру, ʼʼмоя семьяʼʼ, ʼʼмой классʼʼ, ʼʼмоя компанияʼʼ и т.д.).

Аутгруппа — ϶ᴛᴏ группа, к которой данный индивид не принадлежит и в связи с этим оценивает ее как ʼʼчужуюʼʼ, не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной.

По этой причине социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой ʼʼшкале социальной дистанцииʼʼ Богардуса.

Референтная группа — ϶ᴛᴏ реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений ʼʼличность — обществоʼʼ выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. Учитывая зависимость отколичественного состава и формы осуществления связей – малые и большие.

Малая группа — ϶ᴛᴏ непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединœенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются ʼʼдиадаʼʼ и ʼʼтриадаʼʼ, их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединœением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

-​ малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 15 человек);

-​ пространственная близость членов группы;

-​ устойчивость и длительность существования:

-​ высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

-​ интенсивность межличностных отношений;

-​ развитое чувство принадлежности к группе;

-​ неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа — ϶ᴛᴏ многочисленная по своему составу группа, которая создается для определœенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. К примеру, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой всœе жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

-​ сочетание интересов индивида и общества;

-​ общность целœей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

-​ предметную — решение той задачи, ради которой он создается;

-​ социально-воспитательную — сочетание интересов индивида и общества.

5. Учитывая зависимость отсоциально значимых признаков – реальные и номинальные.

Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

-​ пол — мужчины и женщины;

-​ возраст — дети, молодежь, взрослые, пожилые;

-​ доход — богатые, бедные, зажиточные;

-​ национальность — русские, французы, американцы;

-​ семейное положение — женатые, холостые, разведенные;

-​ профессия (род занятий) — врачи, экономисты, управленцы;

-​ место жительства — горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населœения (к примеру, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие ʼʼквазигруппаʼʼ.

Квазигруппа — ϶ᴛᴏ неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определœенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория — это социальная общность, объединœенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

Толпа — временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединœенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

-​ внушаемость — люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;

-​ анонимность — индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно ʼʼвычислитьʼʼ;

-​ спонтанность (заражаемость) — люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;

-​ бессознательность — индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, в связи с этим его действия ʼʼпропитываютсяʼʼ коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

Учитывая зависимость отспособа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

-​ случайная толпа — неопределœенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);

-​ конвенциональная толпа — относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определœенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);

-​ экспрессивная толпа — социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);

-​ действующая (активная) толпа — производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища — эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы -группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

Добавить комментарий

Закрыть меню