Социальное рыночное хозяйство

Экономический идеал В. Еукена — социальное свободное рыночное хозяйство, основными принципами которого является свобода личности, торговли, свободные цены и свободное ценообразование, свободная конкуренция. А. Мюллер-Армак в книге «Управление экономикой и рыночное хозяйство» (1964 г.) впервые концептуально изложил идею сочетания принципа «свободы рынка» и справедливого распределения по принципу «социального выравнивания», а также впервые использовал термин «социальное рыночное хозяйство». Он писал, что смысл социального рыночного хозяйства заключается в том, что принцип свободы рынка сочетается с принципом социального выравнивания. «Социальное выравнивание» решает проблему одностороннего рыночного образования доходов частично с помощью социальных расходов государства, но главным образом — через проведение определенной налоговой политики. Социальное рыночное хозяйство отнюдь не идентично свободной рыночной экономике, для которой не свойственна такая функция, как выравнивание, сглаживание острых социальных различий и конфликтов. Разработки в этом направлении продолжили В. Репке, Л. Ергард и др. К тому же о создании модели «социального рыночного хозяйства» в качестве основной задачи экономической политики страны объявил сам канцлер ФРГ К. Аденауэр в предисловии к книге В. Репке «правильная Ли немецкая экономическая политика?» (1950 г.).

В соответствии с концепцией В. Репке, «социальное рыночное хозяйство» — это путь к экономическому гуманизма. В книге «Гуманное общество» он писал, что этот тип хозяйства противопоставляет коллективизма — персонализм, концентрации власти — свободу, централизма — децентралізм, организации — спонтанность и т.д. Соглашаясь с мнением. Репке, Л. Ергард в 1957 г. констатировал начало второго этапа «социального рыночного хозяйства» в ФРГ. Впоследствии в одной из своих публикаций начале 60-х годов Л. Ергард отмечал, что именно «свободная конкуренция является, прежде всего, основным элементом социального рыночного хозяйства».

Модель социального рыночного хозяйства своей популярностью обязана эффективной экономической политике Ергарда, что обеспечила достаточно высокие темпы роста. Это была политика, направленная на устранение противоречий, на поддержку предпринимательства, создание условий для повышения жизненного уровня средних слоев.

Конкретные меры правительства, ужесточавшие регулятивная деятельность государства, означало отход от теоретической программы Еукена и его коллег, но концепция и практика «глобального регулирования», как и ранее, подавались под привычными, достаточно популярными лозунгами неолибералов. Интеграция Восточной Германии в экономическое пространство ФРГ также осуществлялась в соответствии с принципами социального рыночного хозяйства.

Следовательно, социально-экономическая программа и конкретная модель западногерманской экономики отличаются от теоретической концепции неолибералов. Однако неоспоримым является то, что реформа Ергарда опиралась на теоретические разработки Еукена, а теория Еукена, которую сначала неоклассики встретили неприветливо, получила широкое признание благодаря «экономическому чуду» в послевоенной Германии, которое было осуществлено с участием руководства Ергарда.

Основными элементами структуры социального рыночного хозяйства являются:

— конкурентный порядок, который основан на частной собственности на средства производства; конкуренция способствует экономическому росту, повышению производительности, техническому прогрессу. Конкуренция может выполнять и социальную функцию, являясь инструментом обеспечения самостоятельности хозяйствования, стимулом поиска оптимальных решений;

— рынок, который выступает как координирующий механизм и регулятор хозяйственной деятельности;

— домашние хозяйства, промышленные, сельскохозяйственные, банковские, торговые и другие предприятия выступают как субъекты хозяйствования;

— государство, которое с помощью политики укрепления конкурентной строя обеспечивает и контролирует общие условия функционирования рыночной системы и способствует социальному выравниванию, обоснование особой роли государства.

Традиционные либералы выступали против любого вмешательства государства в экономическую жизнь. Неолибералы не только допускают, но и считают необходимым такое вмешательство. Это можно объяснить рядом причин. В основе хозяйственной системы должна быть свободная рыночная экономика, конкурентный рынок. Но условия конкуренции не реализуются автоматически, требуется создание определенных предпосылок. Экономический строй, утверждал Еукен, не вводится сам собой, не навязывается экономической действительностью. Этот экономический строй должна установить государство. Экономическая политика нуждается функционирующего государства, а определенная политика экономического строя нужна для того, чтобы сделать государство функционирующей.

Обосновывая принципы экономической политики, Еукен утверждал: политико-экономическая деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономического строя, а не на регулирование экономического процесса.

В. Еукен отрицал объективность законов экономического развития. Он писал о том, что «мы не знаем законов, по которым развивалась история». Экономист при выработке экономической политики считал приоритетными интересы человека, его культурно-духовные запросы. «Мысли человека, — писал он, — ее духовное состояние является для направления экономической политики гораздо важнее, чем сами хозяйственные факты». И далее: «Не из экономических фактов следует хозяйственная политика, а прежде всего из мнений людей о экономические факты».

Эти высказывания В. Еукена должным образом аргументируют основы неолиберальной хозяйственной политики в конкретных условиях послевоенной Германии. В то же время они служат материалом для характеристики экономического мировоззрения одного из ведущих представителей Фрайбурзької научной школы.

Осознавая невозможность автоматического функционирования «свободного рыночного хозяйства», В. Репке и Л. Ергард признавали необходимым противопоставить любом проявления анархии производства соответствующие меры государственного вмешательства, которые обеспечили бы «синтез между свободным и социально обязательным общественным строем». Для классического либерализма характерна концепция государства «ночного сторожа»: ее функции — охрана спокойствия и имущества граждан. Роль государства в соответствии с мнимой иллюстрацией Репке — Ергарда, сравнивается с обязанностями судьи (арбитра) на футбольном поле, который строго наблюдает за действиями футбольных команд в соответствии с определенными правилами, но не имеет права непосредственно участвовать в игре. Иначе говоря, государство для обеспечения существования «социального рыночного хозяйства» как «идеального типа» свободного рыночного хозяйства должна следить за соблюдением правил свободной конкуренции («честной игры»), контролировать условия ценообразования и препятствовать попыткам ввести монопольные цены, гарантировать охрану и приоритетное значение частной собственности в товарно-денежном хозяйстве без монополий. Некоторые неолибералы, например, Александр Рюстов (1885-1963) предполагали даже национализации монополий.

Важной предпосылкой выполнения государством его функций есть наработки и проведения четкой экономической политики, в том числе специфической социальной политики, направленной на достижение экономического, социального и политического строя, ибо они тесно взаимосвязаны.

По анализу экономического механизма и закономерностей его функционирования, то неолибералы не предложили новых теоретических конструкций. Модель социального рыночного хозяйства включает в себя лишь положение достаточно общего характера: частная собственность как предпосылка конкуренции, свободная конкуренция как ограничитель негативных моментов, что порождает частная собственность и рынок без монополистов как регулятор производства через механизм свободного ценообразования.

Условия макроэкономического развития неолибералы связывают со стабильностью денежного обращения. Причины экономических кризисов сторонники социального рыночного хозяйства ищут в ложной денежно-кредитной политике.

Колебания конъюнктуры, по мнению Еукена, может нейтрализовать «денежный стабилизатор». Неолибералы основную опасность для экономики видят в инфляции. Они выступают против кейнсианской концепции регулирования экономики путем дефицитного финансирования. Вообще, утверждением неолибералов, обеспечения экономического роста не является непосредственной задачей государственной политики. Она должна быть направлена на создание и сохранение условий свободной конкуренции, которая сама собой приведет к экономическому росту. Отвергая инвестиционную деятельность государства как противоречащую принципам свободного рыночного хозяйства, неолибералы не связывают экономическое равновесие с полной занятостью населения. Требования финансово-экономической политики, что выходят из теоретических положений неолиберализма, сводятся к обеспечению стабильности денежного обращения, сбалансированности государственного бюджета и ровности платежного бюджета.

Целевой установкой социального рыночного хозяйства является задача достижения высокого уровня благосостояния для подавляющего большинства членов общества в условиях экономической свободы и на почве конкурентного порядка. С этой точки зрения концепция социального рыночного хозяйства является пока что найобґрунтованішим и проверенными на практике синтезом либерализма и государственного регулирования в интересах социально-экономического прогресса.

В 1965 г. Л. Ергард объявил о завершении в ФРГ программы создания «социального рыночного хозяйства», которая превратила эту страну на «сформировано общество».

Согласно этой концепции общество в своем развитии проходит три стадии: классовое общество, плюралистическое общество и сформировано общество. В статье 12 тезисов к «сформированного общества» немецкие экономисты В. Рийк, Л. Шютце и Г. Вильгельм отмечают, что сложившееся общество основано на свободной взаимодействия всех групп и интересов в подчинении общим общественным целям. Доктрины «сформированного общества», согласно с мнением Ергарда, — это поиск лучшего природного экономического строя, которого можно достичь, создав «социальное рыночное хозяйство». В ней категорически отрицаются марксистские идеи о пяти форм (типов) общественного строя и производственных отношений и о антагонизм классов. Она основывается на утверждении В. Еукена о том, что человеческому обществу присущи только два типа экономики. «Сформировано общество», отмечают неолибералы, может развиваться двумя путями: демократическим и авторитарным.

Концепция социального рыночного хозяйства: формирование и развитие.

Концепция СРХ была на практике применена в Западной Германии в 1940-е гг. Весомый вклад в разработку и практическое воплощение этой модели внесли Людвиг Эрхард, Альфред Мюллер-Армак, Вильгельм Репке и др. Особо следует выделить Вальтера Ойкена, которого считают духовным отцом «социального рыночного хозяйства» и наиболее значительным немецким экономистом этого столетия.

По своей сути СРХ является специфической разновидностью либеральной модели «свободной рыночной экономики» с присущими ей чертами: 1)гарантированием индивидуальных свобод и прав частной собственности;

2) децентрализацией экономических решений;

3) свободным ценообразованием и свободной конкуренцией;

4) открытостью внутреннего рынка вовне.

Основные отличительные черты социального рыночного хозяйства как теоретической основы социально-экономической программы:1)особая роль государства. В отличие от классического либерализма основатели концепции «социального рыночного хозяйства» не предусматривали самоустранения государства в вопросах экономической и социальной политики. По словам Ойкена, экономический порядок не устанавливается сам по себе, не навязывается самой экономической действительностью. Этот экономический порядок должно быть способно установить государство. При этом деятельность государства должна быть направлена исключительно на создание форм экономического порядка, а не на регулирование экономического процесса;

2) особая социальная политика.

Взгляды Л. Эрхарда на социальную политику:

а) рыночная система позволяет человеку проявить инициативу, раскрепостить творческую энергию. Социальность присуща рынку в том смысле, что ему свойственна состязательность, которая обеспечивает экономический прогресс и позволяет главным образом потребителю, т. е. всему народу, пользоваться преимуществами более высокой производительности труда;

б) эффективность социальной политики государства не определяется размерами социальной благотворительности и перераспределения. Большая часть доходов должна оставаться в руках получателей, а не изыматься в виде налогов на социальные нужды;

в) государство должно гарантировать каждому возможность получить образование, профессию, возможность накопить деньги, получив независимость от «социального попечительства»;

г) по мере роста богатства общества и жизненного уровня его граждан потребность в системе социального всепомоществования отпадет. Государство должно помогать только бедным, которые не могут обеспечить себе прожиточный минимум;

3) конкуренция – самый главный элемент социального рыночного хозяйства. Ойкен был глубоко убежден в том, что свободу и достоинство человека обеспечит только такая экономика, которая базируется на конкуренции, хотя в реальной действительности чистая, совершенная конкуренция недостижима. Развитие конкуренции требует определенных институциональных предпосылок. Эти предпосылки поддерживаются посредством борьбы с монополизмом, содействия мелкому и среднему предпринимательству, создания каждому человеку условий для проявления способностей, творческих потенций.

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ № 7. РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Социальное рыночное хозяйство как экономическая основа социального государства (по Калашников С.В. Очерк теории социального государства. /С.В. Калашников М.: Изд-во Экономика, 2006)

2. Социальная ответственность бизнеса как фактор социального государства (по Калашников С.В. Очерк теории социального государства. /С.В. Калашников М.: Изд-во Экономика, 2006)

С концептом социального государства связано также понятие социально ориентированной экономики и его синонимы – социальная рыночная экономика, социальное рыночное хозяйство. И хотя некоторые авторы исходя из того, что экономическая деятельность в целом направлена на удовлетворение потребностей людей, считают, что ʼʼпонятие социально-ориентированной экономики тавтологично и бессодержательно, как понятие мокрой водыʼʼ (Т.И.Заславская, 1997), особая целœенаправленная социальная ориентация экономических процессов является важным условием деятельности социального государства.

Введенное в научный оборот Альфредом Мюллер-Армак и представителями Фрайбургской экономической школы и получившее развитие после Второй мировой войны, прежде всœего в Германии, понятие социально ориентированной рыночной экономики стало определяющим для обозначения государственной регуляции рынка в социальных целях. По сути это был компромисс между демократическим социализмом и неолиберализмом в целях общественного блага и предотвращения социальных конфликтов.

Аналогичные идеи в США и Англии развивались в рамках теории ʼʼэкономики благосостоянияʼʼ (С.Браун, Р.Джексон, Дж.Стиглиц и др.). В России концепция социально ориентированной экономики стала популярной в условиях перестройки.

При этом многие российские экономисты и политологи считают, что социальная направленность экономики состоит в её направленности ʼʼна удовлетворение интересов определœенных социальных групп, классов, сил. В этом смысле любая экономика является социально ориентированной и, напротив, нет экономик социально нейтральных, то есть таких, развитие, рост которых не укреплял бы позиции тех или иных социальных силʼʼ. Водораздел между таким пониманием социальной ориентации экономики и общепринятым состоит по сути в том, что в последнем случае речь идет о достижении целœей всœего общества, и прежде всœего наименее социально защищенной его части. В выше цитированной работе А.Бутенко, отвечая на вопрос: во имя каких целœей возможна социальная ориентация экономики? – говорит: ʼʼЧаще всœего это оказывается возможным, в случае если социальные цели, во имя которых осуществляется переориентация, носят общий характер, связанный с интересами всœего государстваʼʼ.

Социальная рыночная экономика предполагает согласование и учет интересов всœех социальных групп населœения при выработке и реализации государственной макроэкономической политики, ориентацию на потребительский спрос деятельности корпораций и предприятий. Её суть состоит в обеспечении экономического роста и подъема производства за счёт подчинœения экономики задачам социального развития общества. Повышение доходов и уровня жизни, улучшение условий жизни и структуры потребления товаров и услуг, разнообразие потребительского спроса и высокие требования к качеству продуктов питания, промышленных товаров и услуг приводят к устранению монополизма, повышению конкуренции производителœей, ориентации на потребителя и другим формам активизации хозяйственной жизни. В то же время в условиях социально ориентированной рыночной экономики такие социальные факторы, как благоприятные условия труда, развитая система стимулирования труда и условия оплаты, социальные гарантии и социальное обслуживание наемных работников, корпоративные принципы управления начинают играть существенную роль в подъеме производства.

Появление после Второй мировой войны модели социально ориентированной экономики, безусловно, не было случайным. Данная модель явилась закономерным следствием постиндустриального общества и эволюции производственных отношений, итогом развития идей неолиберализма и социального государства, которые в социально ориентированной экономики нашли свое воплощение. Х.Ламперт по этому поводу пишет: ʼʼСоциально ориентированная экономика …

направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целœей – свобода и справедливость – отражается в понятии ʼʼсоциальное рыночное хозяйствоʼʼ.

Дуализм социальных и рыночных целœей, когда одни из них являются механизмом достижения других, когда социальные показатели достигаются за счёт экономических и наоборот, и есть суть социально ориентированной экономики. Л.Эрхард по этому поводу писал: ʼʼСущность социального рыночного хозяйства только тогда можно считать полностью достигнутой, когда соответственно с растущей производительностью одновременно понижаются цены, обеспечивая подлинное повышение реальной заработной платыʼʼ. Другими словами, социально ориентированная экономика или, иначе, социальная рыночная экономика, — это ʼʼособая высокоразвитая форма рыночной экономики. Она позволяет наиболее полно сочетать принцип свободного рыночного хозяйствования с принципом социальной справедливости, ʼʼсоциального выравниванияʼʼ. Цель функционирования ʼʼсоциальной рыночной экономикиʼʼ сводится к тому, что на базе конкурентного хозяйства соединить свободу и инициативу с социальным прогрессом, обеспеченным рыночными методами хозяйствованияʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, смысл социальной рыночной экономики заключается, по определœению К.Микульского, в ʼʼподчинœении производства потребителю, удовлетворение в конечном счете массовых потребностей населœенияʼʼ.

Социальность рыночного хозяйства, свойственная практически всœем индустриально развитым странам, проявляется и в том, что социальные приоритеты, механизмы согласования и даже конкретные параметры для экономических систем задаются законодательно. Помимо законодательного стимулирования социальной ориентации экономики важным фактором ʼʼсоциализацииʼʼ целœей производства — моральный климат общества, навязывающий хозяйствующим субъектам принцип социально ответственного бизнеса.

Концепция СРХ была на практике применена в Западной Германии в 1940-е гг. Весомый вклад в разработку и практическое воплощение этой модели внесли Людвиг Эрхард, Альфред Мюллер-Армак, Вильгельм Репке и др.

Особо следует выделить Вальтера Ойкена, которого считают духовным отцом «социального рыночного хозяйства» и наиболее значительным немецким экономистом этого столетия.

По своей сути СРХ является специфической разновидностью либеральной модели «свободной рыночной экономики» с присущими ей чертами: 1)гарантированием индивидуальных свобод и прав частной собственности;

2) децентрализацией экономических решений;

3) свободным ценообразованием и свободной конкуренцией;

4) открытостью внутреннего рынка вовне. Основные отличительные черты социального рыночного хозяйства как теоретической основы социально-экономической программы: 1)особая роль государства. В отличие от классического либерализма основатели концепции «социального рыночного хозяйства» не предусматривали самоустранения государства в вопросах экономической и социальной политики. По словам Ойкена, экономический порядок не устанавливается сам по себе, не навязывается самой экономической действительностью. Этот экономический порядок должно быть способно установить государство. При этом деятельность государства должна быть направлена исключительно на создание форм экономического порядка, а не на регулирование экономического процесса;

2) особая социальная политика.

Взгляды Л. Эрхарда на социальную политику:

а) рыночная система позволяет человеку проявить инициативу, раскрепостить творческую энергию. Социальность присуща рынку в том смысле, что ему свойственна состязательность, которая обеспечивает экономический прогресс и позволяет главным образом потребителю, т. е. всему народу, пользоваться преимуществами более высокой производительности труда;

б) эффективность социальной политики государства не определяется размерами социальной благотворительности и перераспределения. Большая часть доходов должна оставаться в руках получателей, а не изыматься в виде налогов на социальные нужды;

в) государство должно гарантировать каждому возможность получить образование, профессию, возможность накопить деньги, получив независимость от «социального попечительства»;

г) по мере роста богатства общества и жизненного уровня его граждан потребность в системе социального всепомоществования отпадет. Государство должно помогать только бедным, которые не могут обеспечить себе прожиточный минимум;

3) конкуренция – самый главный элемент социального рыночного хозяйства. Ойкен был глубоко убежден в том, что свободу и достоинство человека обеспечит только такая экономика, которая базируется на конкуренции, хотя в реальной действительности чистая, совершенная конкуренция недостижима. Развитие конкуренции требуетопределенных институциональных предпосылок. Эти предпосылки поддерживаются посредством борьбы с монополизмом, содействия мелкому и среднему предпринимательству, создания каждому человеку условий для проявления способностей, творческих потенций.

Добавить комментарий

Закрыть меню