Социальное поведение и социализация личности

Социализация личности. Социальные процессы, просоциальное и асоциальное поведение человека

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Социализация – процесс усвоения индивидом культурных норм и освоения социальных ролей.

Важную роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами социализации.

Различают первичные и вторичные агенты социализации.

Первичные агенты – те, которые эмоционально связаны с ребенком (семья, близкие родные). Вторичные агенты многочисленные и условно подразделяются на несколько ступеней:

ü люди, принимающие на себя функции первичных агентов;

ü сверстники;

ü общественные агенты (представители администрации школы,

университета, предприятия, армии);

ü вынужденное взаимодействие (пассажиры в метро, трамвае).

В процессе социализации выделяют следующие элементы: агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, отвечающие за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей (родители, друзья, учителя, сотрудники и т.т.). Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (семья, детский сад, школа, армия, трудовой коллектив и т.д.).

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы:

— дотрудовая,включающая весь период жизни человека до нача­ла трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступле­ния его в школу; юношеская социализация, включающая обуче­ние в школе, техникуме, вузе и т.д.

— трудовая, охватывающая период зрелости человека. Однако де­мографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека.

— послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с пре­кращением трудовой деятельности.

Факторы социализации и формирования личности.

Социализация протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, влияющих на развитие людей. Эти действующие на людей условия называются факторами. Они не все выявлены, а выявленные – не все достаточно изучены.

А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

1) макрофакторы (космос, страна, общество), которые влияют на социализацию всех жителей пла­неты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

2) мезофакторы (мезо — «средний, промежуточный») — условия социализации больших групп людей, выделяемых по националь­ному признаку; по месту и типу поселения; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации.

3) микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей — семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществля­ется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, общественные и др.

Механизмы социализации.Социализация не является прямым результатом того, что человек видит и слышит. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, а с другой – отношением индивида ко всему этому. Социальное влияние на личность осуществляется посредством определенных механизмов, наиболее значимыми из которых являются импритинг, экзистенциальный нажим, идентификация,рефлексия.

Импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Преимущественно работает в младенчестве, раннем детстве, хотя может быть и на более поздних этапах.

Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами (приспосабливаемость).

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу (один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта).

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества.

Девиантное поведение.На протяжении своей длительной эволюции человечество вырабатывает определенные нормы, правила, стандарты поведения людей в определенных ситуациях. Эти правила закрепляются в обычаях, традициях, а затем и в законодательных актах, становятся социальной нормой. Но в действительности, далеко не все люди и не всегда руководствуются принятыми в обществе нормами.

Более тог, нельзя найти человека, который бы хоть один раз не нарушил какую-либо норму.

Девиантное поведение – это отклонение в поведении индивида от существующей в обществе нормы. Отклонение в поведении от нормы может быть как в положительную (просоциальное поведение), так и в отрицательную сторону (асоциальное поведение).

Просоциальное поведение — поведение человека среди людей, бескорыстно направленное на их благо. Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки) до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Просоциальное, поведение можно определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение.

Асоциальное поведение- тип поведения, характеризующийся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе. Примеры асоциального поведения: отказ матери от ребенка, различные нравственные пороки, пьянство, алкоголизм, наркомания, коррупция, ограбление кража, воровство, уклонение от налогов, проституция, терроризм, торговля людьми, самоубийство и т.д.

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ПРЕДЛОЖИТЬ ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ

Мариняк О.А.обсуждениеМариняк О.А.Процесс социализации ребенка является непрерывным. Поэтому, школа и педагоги обязаны способствовать успешной социализации школьников на уроках и во внеурочное время. Будучи учителем русского языка и литературы, считаю, что на занятиях педагогу необходимо создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, включать его в процесс, применять индивидуальный подход. На мой взгляд, на уроках необходимо ставить задачей работы воспитание толерантности, то есть воспитывать уважительное отношение к мнению других школьников, а также проявлять и реализовывать свою позицию. Думаю, во время занятий можно применить различные методы: метод стимулирования, взаимопомощь (создание проекта),групповая работа над заданием, использование сюжетно-ролевых игр, использование новых технологий (просмотр фильмов на уроке, походы в театр). Все эти методы должны оказывать положительное влияние на эмоциональное состояние школьников. Учителю необходимо проявить наблюдательность, выявить тип личности каждого ребенка. В зависимости от этого, грамотно подобрать применение того или иного метода.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский

На мой взгляд — методы, способы, приёмы педагога и родителей ребенка перекликаются друг с другом. Так как родители и учитель ставят перед собой единую цель- получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, формирование высоких моральных ценностей.

Поэтому среди методов можно выделить следующие:

— убеждение- доказательство ребенку необходимого поведения (учитель-через литературные произведения, беседы (например, «Аленький цветочек», басни, библию), родители- приведя пример из жизни;

— методом споров, где каждый приводит свои доказательства по той или иной, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

— коррекция поведения(создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми). Личностный пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. У каждого ребёнка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, высоконравственные установки, которые позже не позволят вести себя аморально.

— Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, проведение сочинений, создание презентаций («Моя семья», «Моя родословная», «Как трудятся мои родители» и другие подобные темы).

Так же необходимо подбирать игры для преодоления застенчивости, замкнутости, нерешительности. Проводить тренинги, касающиеся личностных качеств; по преодолению агрессии, конфликтных ситуаций.

Реализация каждого метода воспитания. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов. Педагогических приёмов очень много. Я выбрала те, которые наиболее часто использую в своём классе:

-приём «Взаимопомощь». Организовать так деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.( работа над социальным проектом ) -приём «Акцент на лучшее». В разговоре с детьми стараемся подчеркнуть лучшие черты каждого, опираясь на конкретные факты.

-приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом нужно, чтобы слова были обращены людям другой национальности, бывшим врагам и т.д.)

Беседы на тему «Не всё такое, каким кажется» Объяснить, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Кто хочет стать миллионером»

Данная работа даст результат, если сам педагог и родители являются примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывают положительный образец гуманного взаимодействия с обществом. —Светлана Альбертовна (обсуждение) 18:24, 26 ноября 2013 (MSK)

Как учитель-предметник я использую на уроках интерактивные технологии для социализации учащихся. К интерактивным технологиям я отношу метод дискуссии, кейс-стади, ролевые и имитационные игры, метод проектов и т.д. Интерактивное обучение основанно на формировании и применении собственного опыта участников занятий, обучающиеся побуждаются к целенаправленной деятельности, которая требует самостоятельного поиска информации, принятия решений, межличностного и межгруппового взаимодействия, коммуникативных навыков и навыков сотрудничества. Роль преподавателя при этом меняется, варьируясь от организатора и наставника до равноправного участника деятельности или даже наблюдателя. Практически любая интерактивная технология «провоцирует» социальную и познавательную активность. Кроме того, общение, групповое взаимодействие, выявление, анализ и решение проблем — часть непрерывного процесса пересмотра установок, ценностей и убеждений, снятия стереотипов. (Инновационные педагогические технологии: Активное обучение/ А. П. Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2012. — С.24)Астахова А.А.

§ 7.2. Социальное поведение и социализация личности

Для обозначения поведения человека в обществе одним из основоположников научной социологии — М. Вебером (1864—1920) было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы.

Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения — последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта — является уже «социальным действием». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий.

Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

Нравы — такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек. Это своего рода социально предписанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «так поступают все». Как правило, нравы — особо оберегаемые и почитаемые в обществе массовые образцы действий.

Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как средство социализации человека, передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению, выполняя функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности.

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, называют социализацией. Она охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например средства массовой информации, другие — на отдельных стадиях жизни.

В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. При этом человек развивает качества, нужные для эффективного функционирования в обществе. Многие социальные психологи выделяют две основные стадии социализации. Первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение ее видов, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е.

выделение главного в ней, ее осмысление и т. д. В сфере общения происходит обогащение круга общения человека, углубление его содержания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Благодаря активности человека его жизненный путь, отражение его социально-психологической реальности, превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и социальной жизни. Сложный процесс взаимовлияния друг на друга и являются источником развития и становления индивида.

С точки зрения социальной психологии активность индивида обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, воспринимать, оценивать и осмысливать его, идентифицировать себя со своим народом, конкретной социальной группой. На стадии перехода взаимоотношений и связей стереотипные требования группы к поведению индивида побуждают его к выработке соответствующей линии поведения личности и выбора конкретного ее варианта.

Итак, основа социально-психологического понимания социализации личности основывается на характеристике социально-психологического типа личности как специфического образования, обеспечения социально-психологического отражения социальной жизни, социальных отношений.

Социально-психологическая реальность, социально-психологические явления возникают как отражение различных форм общения. Но формирование социально-психологического типа происходит прежде всего при помощи собственного опыта общения в непосредственных социальных контактах, где человек испытывает влияние микросреды, а через него — и макросреды, культуры, социальных норм и ценностей.

Человек присоединяется к той или иной группе зачастую именно ради того, чтобы стать ее частью, понять чувства «Мы» и чувства «Я» среди «Мы», что избавляет от одиночества, дает ощущение силы и уверенности, побуждает к влиянию на социальную жизнь в группе в процессе межличностных контактов, способствует приобретению индивидуального опыта.

Итак, двусторонний процесс социализации предполагает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизведение этих связей. То есть человек не только адаптируется к условиям социума, элементам культуры, норм, которые формируются на различных уровнях жизнедеятельности общества, но и превращает их в собственные ценности, ориентации, установки благодаря собственной активности.

Истоки современной концепции социализации находим в работах А.Бандуры, Г. Тарда, Т. Парсонса. Изучение процессов социализации в наше время сводится к широкому и узкому пониманию этого понятия.

Социализация в широком понимании — это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез.

Социализация в узком смысле — это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.

Первый определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения.

Социализация как единичный процесс связана с индивидуализацией личности, выработкой ею собственной линии поведения, приобретением личного жизненного опыта и как результат — становлением индивидуальности.

Хоть бы какая отрасль научного знания исследовала феномен социализации, в нем постоянно раскрывают новые качества, что лишь подчеркивает многогранность данного понятия, а не означает каждый раз новое его толкование. Ведь любая наука, которая изучает данный процесс, раскрывает только те его стороны, которые относятся к предмету ее изучения.

Сказанное позволяет выделить философский, социологический, психологический, социально-психологический, психолого-педагогический аспекты социализации.

С точки зрения социально-психологического подхода социализация заключается в формировании социального опыта индивида, которое осуществляется в процессе его взаимодействия со своей ближайшей средой и окружением.

Пользуясь случаем, следует отметить, что наиболее полную и объективную характеристику социализации можно получить лишь в результате междисциплинарного исследования этого процесса, проведение которого требует соблюдения основных методологических принципов: социальной детерминации (социально-экономическое развитие общества детерминирует условия существования ближайшего окружения и влияет на процесс социализации); самодетерминации (индивид в процессе социализации рассматривается как активное начало в преобразовании материальных и духовных ценностей); действенного опосредования (основным способом усвоения индивидом социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, которое осуществляется в процессе общения и деятельности); двустороннего процесса социализации — вхождения индивида в систему межличностных отношений и одновременное воспроизведение этих отношений, которое реализуется в структуре семейных, школьных, товарищеских и других связей).

Междисциплинарный подход к изучению процесса социализации предусматривает выделение и разделение в нем двух взаимосвязанных направлений: содержательной и функциональной, где первый представлен личностными достояниями и образованиями, а второй характеризует то, как и под действием каких социально-психологических механизмов происходит их формирование.

Т. Парсонс в роли основного механизма социализации определяет адаптацию. Большинство исследователей утверждают, что адаптацию можно рассматривать как составляющую социализации и как ее механизм.

Поэтому различается два вида адаптации — психофизиологическая и социально-психологическая, находящихся во взаимосвязи. При этом социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли во время вхождения в новую социальную ситуацию, это — конкретный процесс социализации.

Адаптация является лишь одним из элементов социализации наряду с другим, не менее важным — активностью личности, ее творческим выборочным отношением к среде, активным воспроизводством социального опыта, преобразованием имеющихся социальных условий и форм.

Итак, социализация предстает как единство адаптации и активности личности: усвоение норм и ценностей социальной среды происходит во взаимозависимости и взаимосвязи с активностью индивида.

Относительно понятия «формирование», то до недавнего времени в педагогике доминировали явления о формировании человека как совокупность процессов взаимодействия личности и общества, при которых индивиды развивают в себе те или иные качества.

В таком широком смысле данное понятие приравнивалось с социализацией и между ними признавалось определенное равенство. Причем воспитание здесь выступало как часть этого процесса, а именно – осознанное , целенаправленное влияние на индивида.

Узкое толкование понятия «формирование» сводилось к копированию индивидом внешних организованных воздействий. При любых условиях, при всей широте понятия «формирование» (интересна его этимология: формировать — значит предоставлять форму чему-либо или кому-то, устойчивость, законченность, определенный тип), оно уже социализировано и часто не воспроизводит очень важного своего аспекта — активности индивида, избирательности его собственных реакций на воздействия, идущие извне.

Именно поэтому формирование личности и ее социализация могут направляться по траекториям, которые не совсем совпадают. Ведь социализация осуществляется как под воздействием целенаправленных усилий, так и в результате непосредственного воздействия среды, что имеет элементы стихийности, неорганизованности.

Этот вывод является достаточным и для разграничения понятий «социализация» и «воспитание» (под воспитанием понимается целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс влияния на личность всего общества и его социальных институтов с целью организации и стимулирования активной деятельности личности). Социализация шире воспитания, она является как организованным, так и стихийным, не всегда осмысленным процессом.

Есть взаимосвязь между понятиями «социализация», «становление» и «развитие». Если в социализации личности понимают процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, которые необходимы ему для жизнедеятельности в обществе, то в таком понимании социализация — это процесс развития человека как социального существа, становление его как личности.

С другой стороны, развитие личности, приравнивая к социализации, подают как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней в результате этого процесса.

Сужает понятие социализации ограничения этого процесса определенным возрастным периодом, приближая его к понятию «рост». Характеризуя реальные биологические, социальные, моральные и другие процессы, следует рассматривать что-то одно (развитие или становление) в качестве приоритетного, ведущего.

Так, с точки зрения физиологического роста индивида, этот процесс рассматривается прежде всего как развитие — моменты становления новообразований здесь выступают как второстепенные, как таковые, с помощью которых осуществляется физиологическое развитие; вместе с тем процесс преобразования человеческого индивида в личность является процессом становления, а потом уже развития. Следовательно, физически человеческий индивид преимущественно развивается, личностно — преимущественно становится.

Такая логика изложения материала может быть приемлема и в рассмотрении соотношения дефиниций «социализация» и «развитие». Если в качестве приоритетного , рассматривать развитие личности, то данное понятие можно считать несколько шире по смыслу, поскольку оно охватывает не только социально-моральные, но и психофизиологические характеристики.

Развитие — это процесс непрерывных изменений в психике и организме человека, что происходит не только под влиянием социальных факторов, но и по четкой обусловленности биологическими факторами: закономерностями созревания, функционирования и старения организма.

Таким образом, общим признаком социализации и развития является их обусловленность социальными, внешними факторами, а различия заключаются в том, что для развития свойственно еще и наличие внутренних движущих сил (противоречий, которые возникают на границе внутреннего и внешнего мира индивида, за несоответствия потребностей и возможностей , ожидаемого и получаемого, желаемого и реального т.п.) и психофизиологических изменений.

В целом понятие «социализация» и «развитие» не противопоставляются и не отождествляются, а взаимно дополняются друг другом: именно психологические особенности развития детерминируют процесс избирательности личности к разного рода взаимодействиям с окружением; знание этих особенностей помогает успешно осуществлять процессы обучения, воспитания и формирования социально зрелой личности .

Что касается самого понятия «становление», то оно широко используется учеными в современной философской, исторической, социологической, социально-психологической и психолого-педагогической литературе. Так, в философской справочной литературе оно представлено как единство бытия и небытия, возникновения и уничтожения.

Выражая состояние незавершенности существования, становление раскрывает переход возможности в действительность и может рассматриваться как промежуточное звено между ними. Данное определение опирается на достижения предшествующей философской мысли.

Другое значение становления, имеет конкретное содержание, связанное с обозначением развития таких явлений, феноменов, качеств, образований, процессов отличающихся от определенного начального состояния относительно завершенности. Именно такое понимание становления используется в этике, социальной психологии, социологии, педагогике и т.д.

Характеризуя процесс направления становления, акцент делается прежде всего на том, что это — процесс диалектического взаимодействия человеческого индивида, наделенного определенными задатками и способностями, с социальным окружением, с учетом его саморазвития, самодвижения.

Происходит индивидуальная трансформация социального опыта, культуры человечества, которая проявляется двояко: с одной стороны, человек, опираясь на конкретные условия жизни, личные качества, по-разному усваивает социальный опыт, а с другой — своеобразие, индивидуальность которую приобретает этот опыт у каждой личности , становятся одним из источников изменения привычных схем поведения и отношений, которые сложились.

Такое понимание данной дефиниции снимает в принципе всякую разницу между понятиями «социализация» и «становление». Одновременно в рамках общего процесса социализации становления выступает как более частичный момент, составными компонентами которого является воспитание, формирование и развитие.

Целенаправленное воспитание в идеале предполагает максимально управлять процессом социализации. Однако полное устранение стихийного начала из процесса социализации личности представляется невозможным, а установка на возможность этого — ошибочной и иллюзорной, ведь развитие и становление общества и его членов всегда сохраняет особенности природно-исторического процесса, который включает в себя сложную диалектику сознательного и стихийного.

Социализация человека разворачивается по конкретным условиям жизнедеятельности индивида.

Этот процесс охватывает все аспекты приобщения личности к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых человек приобретает способность участвовать в общественной жизни.

Успешной социализации способствует действие таких факторов, как ожидание, изменение поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Приобщаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет свою социальную сущность, формирует социальные качества, приобретает личный жизненный опыт. Объективно, формируя и развивая собственное «Я», человек не может существовать без общения и деятельности.

Следовательно, основными сферами социализации можно считать деятельность, общение и самосознание. В деятельности человек выражает себя как общественный индивид, проявляет личностные качества, самостоятельность, инициативу, творчество и профессионализм, усваивает новые виды проявления собственной активности.

В сфере общения происходит углубленное понимание себя и других участников коммуникативного процесса, обогащению содержания взаимодействия и восприятия людьми друг друга. Сфера самосознания предполагает становление «Я-концепции» индивида, осмысления своего социального статуса, освоение социальных ролей, формирование социальной позиции, моральной ориентации человека.

Под способами социализации ученые преимущественно понимают конкретные виды взаимодействия индивида со средой, с помощью которых он активно приобщается к общественной жизни и усваивает социальный опыт. Способы зависят как от особенностей самой личности, так и от социальной ситуации, в которой индивид оказывается.

Вышесказанное позволяет говорить о внешнем и внутреннем проявлении отношения личности к условиям жизнедеятельности, которые не всегда совпадают, т.е. содержание социализации не будет полным, если его оценивать только по внешним признакам. Речь идет также о внешних и внутренних критериях процесса социализации.

Среди критериев социализированности личности выделяют:

  • содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира; адаптируемость личности, ее типичное поведение, образ жизни;
  • социальная идентичность, независимость личности, уверенность, самостоятельность.

В условиях демократических форм взаимодействия возможны такие способы социализации, как : индивидуализация; актуализация «Я»; самореализация (проявление собственного «Я», превращения потенциальных возможностей в актуальные, удовлетворение потребности в самореализации, уверенность в высказывании мнений, самостоятельность в решении проблем, инициативность ); интеграция (приобщение личности к нормам и ценностям сообщества, мировых социальных институтов и к цивилизации за счет развития и обогащения национальной культуры); конструктивное взаимодействие (усвоения индивидом идеалов, ценностей социальной жизни путем саморазвития и воспитания и содействия прогрессу социального окружения).

При тоталитарных условиях жизнедеятельности человека наблюдаются, по мнению Э. Фромма, такие способы социализации, как мазохизм (моральное унижение, подчинение, садизм (обретение над другими неограниченной власти), деструкция (человек избавляется от чувства собственного бессилия путем разрушения окружающей среды), конформизм ( отказ от собственного «Я», унификация «Я»).

Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность, связано с понятием социализация.Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, становление его как полноценного «общественного существа». Социализация включает в себя:

  • обучение и воспитание индивида;
  • взаимодействие с другими людьми;
  • освоение культурных ценностей и норм общества;
  • приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
  • освоение видов совместной общественной деятельности;
  • нахождение своего места в обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.Процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация . Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация . Ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утерей трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из полноценного трудового процесса.Процесс социализации осуществляется через «помощников». Это — люди и учреждения, которые оказывают значимое влияние на социализацию. Данных «помощников» называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.В период первичной социализации главным агентом выступает семья. В период от 3 до 8 лет круг агентов социализации значительно расширяется. Это образовательные и дошкольные учреждения, друзья, другие люди, окружающие ребенка. Исключительно важным агентом социализации является школа.

В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывать навыки нахождения в общественной структуре управления (подчинение учителям, завучу, директору и т.д.).Наряду с «официальными» организациями, агентами социализации для детей и подростков являются группы сверстников, чье влияние часто перевешивает влияние семьи. Так, отдельные лица в окружении ребенка могут обладать большим авторитетом, чем родители. Огромное значение в качестве агента социализации в современном обществе имеют средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющее и тиражирующее все новые и новые образцы для подражания (герои кино, звезды «шоу-бизнеса», персонажи рекламы и т.д.). Телевидение навязывает определенные стандарты поведения, стили жизни и жизненные цели. Часто такое воздействие деформирует сознание ребенка, оказывает отрицательное влияние на его жизненные приоритеты, приводит к конфликтам со старшим поколением.


.2. Политическая элита.

БИЛЕТ 9.

ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ

В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).


Добавить комментарий

Закрыть меню