Социально философская драма

На дне как социально-философская драма Горького сочинение 11 класс

Пьеса «На дне» М. Горького – одно из лучших произведений автора, оно поражает своей глубиной и драматизмом. Это произведение успешно прошло испытание временем, оно до сих пор популярно как в России, так и за границей.

Пьеса Горького и по сей день вызывает бурю споров и рассуждений по поводу философского смысла и характеров героев. Пьесу «На дне» называют новаторской, так как Горький впервые поднял такие философские вопросы о простом человеке, а именно: какова его роль в мире, где его место, что для него важно, что нужнее. Горький – творец совершенно нового типа социальной драмы. Ему удалось нарисовать среду обитателей ночлежки убедительно, реально и правдиво. Он изобразил особую категорию людей, которые сильно разнятся своими личными трагедиями и судьбами.

Герои пьесы обитают в грязной ночлежке, похожей на пещеру. Речь в произведении идет о людях, которые оказались по тем или иным причинам на самом дне общества. Здесь есть и проститутка, вор и шулер. Хозяева такого заведения тоже далеки от соблюдения моральных принципов, у них отсутствуют нравственные ценности.

Жизнь ночлежки будто выпадает из общего течения событий, происходящих в мире, здесь будто все замерло. Герои произведения, сначала принадлежавшие к совершенно разным слоям общества, теперь находятся в одном положении, у них нет будущего, нет перспектив, у них развилась апатия к жизни, они чувствуют, что бессильны изменить свою жизнь.

Речь героев у всех индивидуальна, связано это с их происхождением. Так Актер часто разговаривает различными цитатами из литературы. Речь Сатина полна иностранных слов. Странника Луку отличает размеренная, тихая речь.

Пьеса насыщена обилием конфликтов и сюжетных линий. Они идут параллельно. Мы наблюдаем за конфликтами в сознании людей и с обстоятельствами. Несмотря на то что подробных сведений о каждом герое мы не находим, мы все равно знаем достаточно о каждом из них.

Некоторые герои с рождения попали на самое дно общества, это Настя, Пепел, другие попали туда из-за стечения обстоятельств – это Актер, Сатин. Интересно, что здесь нет главных героев, все находятся почти в одинаковых позициях.

Тут нет места состраданию и помощи, все привыкли, отсутствуют хоть какие-то связи между людьми. Для обитателей ночлежки жизнь уже кончена, они ни к чему не стремятся, ничего не хотят, они смирились и сдались.

Но герои поднимают и глубокие философские вопросы. Горький словно спрашивает у читателей, что полезнее для человека: сладкая ложь, способная дать утешение, или же горькая действительность. Идею сострадания продвигает Лука, он всех утешает. Лука осознает, что вера очень важна для человека, она способна дать ему силу на борьбу, она дает надежду на будущее. Ключевым событием является рассказ Луки о спасении беглых каторжников. Горький подводит читателей к мысли, что только добром можно спасти человека. Контрастная точка зрения на философский вопрос есть у Сатина. Он выступает за правду, ложь – для рабов. Монологи Сатина – это крик отчаяния, это мечта о будущем.

Пьеса Горького поднимает острые социальные вопросы, которые необходимо решать обществу. Помимо этого в пьесе имеет место быть и вопросам философским, вечным, на которые каждый человек ответит по-своему.

Сочинение На дне как социально-философская драма

В замечательной работе Горького “На дне” поднимаются темы, которые до сих пор будоражат умы многих людей, даже далёких от литературы и прочих вещей.

В произведении нам повествуют о нелёгкой судьбе группы человек, которые по той или иной причине попали туда, где они находятся на момент повествования. Все эти люди объединены тем, что в прошлом у них было не очень честное прошлое. Кто-то занимался воровством, кто-то разбоем, а кто-то и убийствами. Все они рассуждают над смыслом жизни, рассказывают о том, что с ними произошло. Кто-то из них смирился со своим положением, а кто-то отчаянно борется за своё будущее. Но всё-таки всех их в конце ждёт только одно – забвение. В размышлениях об этом проходит почти всё произведение.

Показывая нам этих персонажей, Горький рассуждает над теми же темами, над которыми рассуждают персонажи. Он говорит о теме жизни и смерти, правды и лжи, добра и зла. Через некоторых персонажей он проносит либо что-то хорошее, либо что-то плохое, из-за чего у читателя есть время поразмыслить над той или иной вещью. Показывая нам как страдают эти люди, он показывает к чему может привести такая распутная жизнь, которую вели некоторые герои произведения.

Также Горький говорит о намерении персонажей что-то изменить, но, несмотря на огромное желание, они не в силах справиться с гнётом окружающего мира и его давлением. Каждый окружающий их человек старается сбить их с истинного пути, что у них неплохо получается. Именно схождением с пути Горький объясняет смерть моральную и этическую. Он говорит о том, что если человек изменяет своим идеалам, то от этого умирает та часть человека, которая преследовала эти идеалы. Такой моральную смерть видел Горький.

Он хотел, чтобы читателю стало жалко его героев из-за их ничтожности и невозможности ничего изменить.

В своём сочинении я анализировал произведение Горького “На дне” пытаясь раскрыть тему трагедии и философема в произведении. Из произведения видно, что автор достаточно размышлял на философские темы, описывая их в своих произведениях. Это моё субъективное мнение, оно основано на личных убеждениях и не претендует на право называться истинно верным.

Для 11 класса

Также читают:

← Романтизм в рассказах Горького← Пейзаж и его роль в рассказе Челкаш ГорькийЧелкаш и Гаврила сравнительная характеристика →Образ и характеристика Актера из пьесы На дне →

План-конспект урока литературы
по теме » Пьеса М.Горького «На дне» — социально-философская драма,
суровая и беспощадная правда о жизни «низов»

  1. Организационный момент

-приветствие,
-проверка посещаемости,
-объявление темы урока, постановка цели и задач.
1) определить особенности жанра, композиции и конфликта в пьесе Горького «На дне»
2) показать посредством анализа драматического произведения новаторство писателя,

3) рассмотреть решение социальных проблем в произведении
4) выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовав их образы,
5) развивать монологическую речь студентов,
6) воспитывать культуру общения студентов, качества как милосердие, доброта, сострадание, человечность.
-речевая разминка
Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
Ля-ля-ля
Ли-ли-ли
Лы-лы-лы
Ол-ол-ол
…………
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  1. Вступительное слово учителя.

-Ребята, мы с вами продолжаем знакомство с творчеством М.Горького. Сегодняшний урок я предлагаю посвятить вопросу поиска правды жизни. Я надеюсь, что данное произведение, которое было написано более ста лет назад, не потеряло своей актуальности и по сей день, и мы с вами, думаю, в этом убедимся. Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока и запишите его в тетрадь. Какое здесь ключевое слово? Это слово «правда». Да, сегодня речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. И мы сегодня поговорим о последней. Хочу, чтобы вашими помощником стал не только художественный текст – сама пьеса, но и такие слова – милосердие, доброта, сострадание, человечность.
Прошу вас обратить внимание на план анализа пьесы (печатный материал на рабочих столах). На учебном занятии нам также будут помогать мультимедийные материалы.
План анализа пьесы М. Горького «На дне»

  • Жанр художественного произведения. Сюжет произведения. Особенности композиции пьесы.
  • История создания пьесы М.Горького «На дне».
  • Смысл названия произведения.
  • Герои пьесы М. Горького «На дне». Обитатели ночлежки, их жизненная позиция, мечта и реальность героев.
  • Конфликт художественного произведения, виды конфликта в пьесе.
  • Правда в пьесе Горького «На дне». Спор в произведении. Проблема веры в пьесе.
  • Жизненная философия героев пьесы (Лука, Сатин, автор).
  • Драматургическое мастерство М.Горького: своеобразие диалога и монолога, афористичность. Новаторство писателя.
  • Проблематика пьесы: гуманизм в произведении, нравственный выбор человека, милосердие, доброта, сострадание, человечность.

  1. Работа над темой урока.

-Вы дома работали со справочной литературой, давайте вспомним, что такое пьеса, в чём её особенности, что характерно для драматического произведения???
— Сюжет художественного произведения – это его сердцевина. Давайте вспомним сюжет данного произведения (пересказ В. Варфоломеева).
Слово учителя:
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие люди». Написанная в 1902 г. пьеса «На дне» и изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти — неизлечимы. «

— Всех обитателей ночлежки мы условно можем поделить на хозяев и ночлежников. Давайте проанализируем обстановку, в которой происходит действие пьесы. (выступление Кусаинова Б.)
Слово учителя:
Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев — грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам — нары. Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки — все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные.
Все обитатели ночлежки вытолкнуты «хозяевами» на дно жизни, но в них не растоптано все человеческое. В этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства.
Слово учителя:
Пьеса А. М. Горького «На дне» была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Горький вводит в русскую литературу нового героя — босяка. Но рассказывает о нем по-новому. Тема людей дна не нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровский обращались к этой теме.
Сам Горький отмечал, что пьеса явилась итогом его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей».
Выступление студентов по теме «История создания произведения» (Мельникова Н. Черкасов Ю.)
Смысл названия произведения (зачитываем значение слова «дно» из толковых словарей, высказываем своё мнение по данному пункту).
Слово учителя:
Известно, что М. Горький отверг первоначальные названия пьесы — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
Афиша действующих лиц в пьесе.

Кто он, герои ночлежки????

  • Клещ
  • Барон.
  • Актер.
  • Женские образы в пьесе.
  • Васька пепел.
  • Бубнов.
  • Сатин.
  • Лука.

Слово учителя:
-Всмотритесь внимательно в сборный пункт сирот, горемык, маргиналов (людей
с обочины жизни), собранных на тесную площадку подвала-пещеры в первом акте.
Или в «пустырь» — «засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место»
в акте третьем. Вы сделаете любопытное открытие: эта площадка, в сущности, разбита
на ячейки, на микропространства, норы, в которых раздельно и даже отчужденно живут «бывшие» люди, лишенные дела, прошлого, живут со своей бедой, даже близкой
к трагедии.
Конфликт художественного произведения, виды конфликта в пьесе.
-Давайте вспомним, что такое конфликт художественного произведения???
— Какие виды конфликта вы выделили в пьесе?
-Охарактеризуем их.
Любовный конфликт (выступление О.Рыльциной).
Социальный конфликт (выступление Маскалёва Г. Брит Е.)
Слово учителя:
— В драме разворачиваются два основных конфликта. Первый, социальный — между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский , затрагивающий основные вопросы бытия , разворачивается между обитателями ночлежки. Он- то и является основным. Мир ночлежки — это мир “бывших людей”. Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы. Как вынести тяжесть жизни?

Правда в пьесе Горького «На дне». Спор в произведении. Проблема веры в пьесе.
-Давайте прочтём значение слов правда, вера, спор. (зачитывают).
-Выступление студентов Чужаева М, Иванов В, Бова К.)
Драматургическое мастерство М.Горького: своеобразие диалога и монолога, афористичность. Новаторство писателя.
Что значит афоризм?
Примеры афоризмов из пьесы. Зачитываем и рассуждаем.
Новаторство писателя-драматурга. (записи в тетради).
Слово учителя:
– Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Обратите внимание на слайд. Что вы увидели??? Что можете сказать??? (ответы студентов).
— Чтение наизусть отрывка из пьесы. (выступление студента Мухлаева Максима)
Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумываемся над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам.
Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это — энциклопедия предреволюционной России, история, запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не только к прошлой, но и к нынешней жизни.
Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей “на дно”. Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек !
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем “милость к падшим”, пьеса Горького обретает иное значение. Это не только исторический документ, не просто выдающееся творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.
Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя. Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. И вас будут всегда сопровождать такие качества как милосердие, доброта, сострадание, человечность.
Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия.
Доброта – душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.
Сострадание – сочувствие, жалость, вызываемые чьим-либо страданием, несчастьем.
Человечность – внимательность, отзывчивость и чуткость к другим людям.
— Рефлексия (работа с опросником)

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Пьеса «На дне» как социально-философская драма

Пьеса «На дне» как социально-философская драма

В 1902 году великий русский писатель М. Горький написал пьесу “На дне”. В ней автор поставил вопрос, который остается актуальным до сих пор — это вопрос о свободе и назначении человека. М. Горький был хорошо знаком с жизнью низших слоев общества, и вид страдания, несправедливости вызывал в нем чувство острого неприятия действительности. Всю свою жизнь он искал образ идеального Человека, образ Героя. Он пытался найти ответы на свои вопросы в литературе, философии, истории, в жизни. Горький говорил, что ищет героя там, “где нет обыкновенно людей”. В пьесе “На дне” автор показал образ жизни и мышление именно тех людей, кого уже считают пропащими, бесполезными для общества. Автор много раз менял название пьесы: “Дно”, “Без солнца”, “Ночлежка”. Все они- безрадостные, унылые. Хотя по-другому и нельзя: содержание пьесы требует мрачных красок. В 1901 году писатель сказал о своей пьесе: “Это будет страшно…”
Пьеса по своему содержанию довольно неоднозначна, но исказить или не понять ее основной смысл нельзя.
По литературному жанру пьеса “На дне” является драмой. Для драмы характерны сюжетность и конфликтность действия. На мой взгляд, в произведении четко обозначены два драматических начала: социальное и философское.
О наличии в пьесе социального конфликта говорит даже ее название -“На дне”. Ремарка, помещенная в начале первого действия, создает унылую картину ночлежки. “Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой… Везде по стенам- нары”. Картина не из приятных- темно, грязно, холодно. Далее идут описания жильцов ночлежки, точнее, описания их занятий. Чем они занимаются? Настя читает, Бубнов и Клещ заняты своей работой. Создается впечатление, что они работают нехотя, от скуки, без энтузиазма. Все они — нищие, жалкие, убогие создания, живущие в грязной дыре. В пьесе присутствует и другой тип людей: Костылев, содержатель ночлежки, его жена Василиса. На мой взгляд, социальный конфликт в пьесе заключается в том, что обитатели ночлежки чувствуют, что они живут “на дне”, что они оторваны от мира, что они лишь существуют. У них у всех есть заветная цель (например, Актер хочет вернуться на сцену), есть своя мечта. Они ищут в себе силы, чтобы противостоять этой уродливой действительности. И для Горького само стремление к лучшему, к Прекрасному — это замечательно.
Все эти люди поставлены в ужасные условия. Они больны, плохо одеты, часто голодны. Когда у них появляются деньги, в ночлежке немедленно устраиваются праздники. Так они пытаются заглушить в себе боль, забыться, не вспоминать о своем нищенском положении “бывших людей”.
Интересно то, как автор описывает занятия своих героев в начале пьесы. Квашня продолжает спор с Клещом, Барон привычно насмехается над Настей, Анна стонет “каждый божий день…”. Все продолжается, все это длится уже не первый день. И люди постепенно перестают замечать друг друга. Кстати, отсутствие повествовательного начала является отличительной чертой драмы. Если прислушаться к высказываниям этих людей, то поражает то, что все они практически не реагируют на замечания окружающих, говорят все одновременно. Они разобщены под одной крышей. Обитатели ночлежки, на мой взгляд, устали, устали от действительности, которая их окружает. Бубнов недаром говорит: “А ниточки-то гнилые…”.
В таких социальных условиях, в которые поставлены эти люди, обнажается сущность человека. Бубнов замечает: “Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется”. Жильцы ночлежки становятся, как считает автор, “философами поневоле”. Жизнь заставляет их задумываться над общечеловеческими понятиями совести, труда, правды.
Наиболее ярко в пьесе противопоставлены две философии: Луки и Сатина. Сатин говорит: “Что такое прав да?.. Человек — вот правда!.. Правда- бог свободного человека!” Для странника Луки такая “правда” неприемлема. Он считает, что человек должен слышать то, от чего ему будет легче и спокойнее, что для блага человека можно и солгать. Интересны точки зрения и других обитателей. Например, Клещ считает: “…Жить нельзя… Вот она- правда!.. Будь она проклята!”
Оценки Лукой и Сатиным действительности резко расходятся. Лука вносит в жизнь ночлежки новый дух — дух надежды. С его появлением что-то оживает — и люди начинают чаще говорить о своих мечтах и планах. Актер загорается идеей найти лечебницу и вылечиться от алкоголизма, Васька Пепел собирается податься в Сибирь с Наташей. Лука всегда готов утешить и подарить надежду. Странник считал, что с действительностью надо примириться и смотреть на происходящее вокруг спокойно. Лука проповедует возможность “приспособиться” к жизни, не замечать ее истинных сложностей и своих собственных ошибок: “Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…”
Совсем иная философия у Сатина. Он готов обличать пороки окружающей действительности. В своем монологе Сатин говорит: “Человек! Это -великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… Не унижать его жалостью…

уважать надо!” Но уважать, по-моему, надо человека, который работает. А обитатели ночлежки будто чувствуют, что у них нет шансов выбраться из этой нищеты. Поэтому они так тянутся к ласковому Луке. Странник удивительно точно выискивает что-то сокровенное в сознании этих людей и разукрашивает эти мысли и надежды в яркие, радужные тока.
К сожалению, в тех условиях, в которых обитают Сатин, Клещ и дру гие обитатели “дна”, подобное противопоставление иллюзий и реальное ти имеет печальный итог. В людях пробуждается вопрос: как и чем жить дальше? И в этот момент Лука исчезает…Он не готов, да и не желает отвечать на этот вопрос.
Постижение истины завораживает обитателей ночлежки. Наибольшей зрелостью суждений отличается Сатин. Не прощая “ложь из жалости ”, Сатин впервые поднимается до осознания необходимости совершенствования мира.
Несовместимость иллюзий и реальности оказывается очень мучительной для этих людей. Актер обрывает свою жизнь, Татарин отказывается молиться Богу… Уход из жизни Актера — шаг человека, не сумевшего осознать подлинную правду.
В четвертом действии определяется движение драмы: в сонной душе “ночлежки” пробуждается жизнь. Люди оказываются способными чувствовать, слышать друг друга, сопереживать.
Скорее всего, столкновение взглядов Сатина и Луки нельзя назвать конфликтом. Они идут параллельно. На мой взгляд, если объединить обличающий характер Сатина и жалость к людям Луки, то получился бы тот самый идеальный Человек, способный возродить жизнь в ночлежке.
Но такого человека нет — и жизнь в ночлежке остается прежней. Прежней внешне. Внутри происходит какой-то перелом — люди начинают больше задумываться о смысле и цели жизни.
Пьесе “На дне” как драматическому произведению присущи конфликты, отражающие общечеловеческие противоречия: противоречия во взглядах на жизнь, в образе жизни.
Драма как литературный жанр изображает человека в остроконфликтных, но небезысходных ситуациях. Конфликты пьесы действительно небезысходны — ведь (по замыслу автора) все-таки побеждает активное начало, отношение к миру.
М. Горький, писатель, обладающий удивительным талантом, в пьесе “На дне” воплотил столкновение различных взглядов на бытие и сознание. Поэтому эту пьесу можно назвать социально-философской драмой.
В своих произведениях М. Горький часто раскрывал не только обыденность жизни людей, но и происходящие в их сознании психологические процессы. В пьесе “На дне” писатель показал, что соседство доведенных до жизни в нищете людей с проповедником терпеливого ожидания “лучшего человека” обязательно приводит к перелому в сознании людей. В ночлежниках М. Горький запечатлел первое, робкое пробуждение человеческой души — самого прекрасного для писателя.

Беру!

Горький м. — Пьеса м. горького на дне как социально-философская драма

Пьеса М. Горького “На дне” по праву является одним из лучших драматических произведений писателя. Об этом говорит невероятный успех ее на протяжении длительного времени в России и за рубежом. Пьеса вызвала и до сих пор вызывает разноречивые толкования по поводу изображенных характеров и своей философской основы. Горький в драматургии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно.

“Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?”, — это слова самого М. Горького. Невероятному успеху и признанию пьесы “На дне” способствовала также удачная постановка ее на сцене МХТ в 1902 году. В. Н. Немирович-Данченко писал М. Горькому: “Появление “Дна” одним ударом проложило целые пути театральной культуре… Имея в “На дне” образец подлинно народной пьесы, мы считаем этот спектакль гордостью театра”.
М. Горький выступил как создатель нового типа социальной драмы. Он верно, правдиво изобразил среду обитателей ночлежки. Это особая категория людей со своими судьбами и трагедиями.
Уже в первой авторской ремарке мы встречаем описание ночлежки. Это “подвал, похожий на пещеру”. Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает, что речь идет о самом “дне” общества. Сначала пьеса называлась “На дне жизни”, но потом Горький поменял название — “На дне”. Оно полнее отражает идею произведения. Шулер, вор, проститутка- представители изображенного в пьесе общества. Хозяева ночлежки также находятся на “дне” моральных правил, они не имеют в душе никаких нравственных ценностей, несут в себе разрушительное начало. Все в ночлежке происходит вдали от общего течения жизни, событий в мире. “Дно жизни” это течение жизни не захватывает.
Персонажи пьесы ранее принадлежали к разным слоям общества, но сейчас всех их объединяет одно — их настоящее, бесперспективность, неспособность изменить свою судьбу, да и какое-то нежелание это сделать, пассивное отношение к жизни. На первых порах от них отличается Клещ, но после смерти Анны и он становится таким же — он утрачивает надежду вырваться отсюда.
Различное происхождение определяет поведение, речь героев. Речь Актера содержит цитаты из литературных произведений. Речь бывшего интеллигента Сатина насыщена иноязычными словами. Слышится негромкая, неторопливая, успокаивающая речь Луки.
В пьесе множество различных конфликтов, сюжетных линий. Это отношения Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагические судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Но все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами — это было необычно для русского зрителя.
Автор не рассказывает подробно историю каждого ночлежника, и все же мы имеем о каждом из них достаточно сведений. Жизнь одних, их прошлое, например, Сатина, Бубнова, Актера, драматична, сама по себе достойна отдельного произведения. Обстоятельства вынудили их опуститься на “дно”. Другие, такие как Пепел, Настя, с рождения познали жизнь этого общества. В пьесе нет главных героев, все занимают примерно одинаковое положение. В перспективе же у них нет никакого улучшения в жизни, которая удручает своим однообразием. Все привыкли, что Василиса бьет Наташу, все знают об отношениях Василисы и Васьки Пепла, все устали от страданий умирающей Анны. Никто не обращает внимания на то, как живут другие; связей между людьми нет; никто не способен прислушаться, посочувствовать, помочь. Не зря Бубнов повторяет, что “ниточки-то гнилые”.
Люди уже ничего не хотят, ни к чему не стремятся, считают, что все на земле лишние, что их жизнь уже прошла. Они презирают друг друга, каждый считает себя выше, лучше других. Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое существование и начать жить. А причина этого в том, что они привыкли и смирились.
Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, герои спорят также о смысле человеческой жизни, о ее ценностях. Пьеса “На дне” является глубокой философской драмой. Люди, выброшенные из жизни, опустившиеся на “дно”, спорят о философских проблемах бытия.
М. Горький поставил в своем произведении вопрос о том, что полезнее человеку: правда реальной жизни или утешительная ложь. Этот-то вопрос и вызвал столько споров. Проповедником идеи сострадания, лжи служит Лука, который всех утешает, всем говорит добрые слова. Он уважает*^ каждого человека (“ни одна блоха не плоха, все черненькие”), видит в каждом доброе начало, считает, что человек все может, если захочет. Наивно пытается пробудить в людях веру в себя, в свои силы и возможности, в лучшую жизнь.
Лука знает, насколько важна для человека эта вера, эта надежда на возможность и реальность лучшего. Даже просто доброе, ласковое слово, слово, поддерживающее эту веру, способно дать человеку опору в жизни, твердую почву под ногами. Вера в свою способность изменить, улучшить собственную жизнь примиряет человека с миром, так как он погружается в свой выдуманный мир и живет там, прячась от пугающего его реального мира, в котором человек не может себя обрести. И в реальности этот человек бездеятелен.
Но это касается только слабого, потерявшего веру в себя человека.
Поэтому такие люди и тянутся к Луке, слушают его и верят ему, потому что его слова — чудодейственный бальзам на их измученные души.
Анна слушает его потому, что он один посочувствовал ей, не забыл про нее, сказал ей доброе слово, которого она, может быть, никогда и не слышала. Лука вселил в нее надежду на то, что в другой жизни она не будет страдать.
Настя тоже слушает Луку, потому что он не лишает ее иллюзий, из которых она черпает жизненные силы.
Пеплу он дает надежду на то, что тот сможет начать жизнь заново там, где никто не знает ни Ваську, ни его прошлого.
Актеру Лука говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, в которой тот сможет вылечиться и снова вернуться на сцену.
Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: “Человек может добру научить…”
Другим обитателям ночлежки не нужна философия Луки, поддержка несуществующих идеалов, потому что это более сильные люди. Они понимают, что Лука лжет, но лжет из сострадания, любви к людям. У них возникают вопросы о необходимости этой лжи. Все рассуждают, и у каждого есть своя позиция. Все ночлежники участвуют в споре о правде и лжи, но не очень серьезно относятся друг к другу.
В противовес философии странника Луки Горький представил философию Сатина и его суждения о человеке. “Ложь — религия рабов и хозяев… Правда- бог свободного человека!” Произнося монологи, Сатин не рассчитывает в чем-либо убедить окружающих. Это его исповедь, итог его долгих размышлений, крик отчаяния и жажда действия, вызов миру сытых и мечта о будущем. Он с восхищением говорит о могуществе человека, о том, что человек создан для лучшего: “человек — это звучит гордо!”, “человек выше сытости”, “не жалеть…, не унижать его жалостью… уважать надо”. Этот монолог, произносимый среди оборванных, опустившихся обитателей ночлежки, показывает, что вера в подлинный гуманизм, в правду не угасает.
Пьеса М. Горького “На дне” является острой социально-философской драмой. Социальной, так как в ней представлена драма, вызванная объективными условиями жизни общества. Философский же аспект драмы каждым поколением переосмысливается по-новому. Образ Луки долгое время оценивался однозначно отрицательно. Сегодня, ввиду исторических событий последнего десятилетия, образ Луки прочитывается во многом иначе, он стал гораздо ближе к читателю. Я считаю, что однозначного ответа на вопрос автора нет. Все зависит от конкретной обстановки и исторической эпохи.

В творческой работе М. Горького «На дне» поднят достаточно актуальный вопрос, который часто задают и в наши дни. Автор размышляет над тем, в чем же призвание человека, в чем проявляется свобода личности? И в своей пьесе М. Горький пытается найти на нее ответ.
Он был достаточно хорошо знаком с низшей прослойкой общества, он видел, как живет беднота, как существуют те люди, про которых уже давно забыли. Поэтому, именно такие герои с потерянными судьбами и представлены перед читателем в пьесе «На дне». Ее можно определить только к одному литературному жанру – к драме. В тексте пьесы мы знакомимся с трагическими судьбами людей, которые жилы безрадостной и мрачной жизнью.
Социальной проблемой, которая торжествовала в обществе в то время, пропитана вся работа, от начала и до конца. Только название «На дне» говорит о том, что речь пойдет про тех людей, которые скатились глубоко в яму, из которой достаточно сложно выбраться.

Описание строений, домов, ночлежки, в которой обитают герои, наводит ужас, и мурашки бегут по телу. Все рушится, грязь и паутина заполонили комнаты. Жители ночлежки плохо одеты, в большинстве случаев голодны и больны. Конечно, у каждого из них есть своя светлая мечта, но, до нее очень далеко, она практически не реальна. Социальное положение, бедность и нищета дают понять, что герои находятся в ужасных условиях, они практически смирились со своей судьбой и могут только размышлять о хорошем.
В тексте пьесы мы знакомимся с двумя философскими мыслями. Странник Лука проповедует радостные идеи, которые должны вернуть человека к жизни, а Сатин говорит о том, что нельзя жалеть человека, ведь это будет унижать его достоинство.
Конечно, практически все жители ночлежки тянуться к сладким словам Луки. Ведь их жизнь состоит из сплошного ужаса. Но, реальность и выдуманные иллюзии не сопоставимы. Ведь после веры в ложь, жизни многих персонажей ломаются. М.

Горький раскрывает перед нами картину страшных будней низшего слоя населения. Философские наставления Луки не спасают их социальное положение. Из-за своей слабохарактерности, герои пьесы заканчивают жизнь самоубийством, отправляются на каторгу в Сибирь. Ведь сил на возрождение у них нет.
Автор в своей творческой работе пытается сопоставить различные мнения, различные мировоззрения героев и осознать действительность, которая их окружает. Поэтому, пьесу «На дне» можно смело отнести в разряд социально – философской драмы, которая поднимает накипевшие проблемы наверх, на всеобщее обозрение.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблематика пьесы Горького «На дне»
  • Социальная проблематика пьесы Горького «На дне»
  • В чем смысл финала пьесы Горького «На дне»?
  • Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из пьесы Горького «На дне»)
  • Добавить комментарий

    Закрыть меню