Социальная политика России

Основополагающим документом, регулирующим основы со­циальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней от­мечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населе­ния, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция РФ опирается на основные положения данной Конвенции.

Законодательной основой социальной политики в России является Конституция (Основной закон) Российской Федера­ции. В статье 7, пункт 1 отмечается: «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на соз­дание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В пункте 2 говорится: «В Российской Феде- рации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система со­циальных служб, устанавливаются государственные пенсии, по­собия и иные гарантии социальной защиты». В статье 37, пунк­те 3 Конституции РФ отмечается: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за свой труд без какой бы то ни было дис­криминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». В статье 39, пункте 1 говорится: «Каждому гаран­тируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидно­сти, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом». В статье 41, пункте 1 записано: «Каж­дый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Правом законодательной инициативы в области социальной за­щиты обладает Правительство России, которым разрабатывается и вносится на утверждение Парламента соответствующие зако­нопроекты. Субъекты Федерации имеют право на собственное законотворчество в данной области. Иными словами, система социальной защиты населения реализуется на трех уровнях: фе­деральном, региональном и местном.

Социальная защита населения России осуществляется по двум направлениям: защита нетрудоспособных граждан и эконо­мически активной части населения. Для поддержания благосос­тояния нетрудоспособных граждан и социально уязвимых катего­рий населения используется система гарантированных преиму­ществ в пользовании фондами социальной защиты, льгот в налогообложении, развитии социального обслуживания и пр. Тем, кто еще или уже нетрудоспособен, предоставляются соци­альные трансферты в виде пенсий, пособий, стипендий или дру­гих социальных выплат. Социальная защита экономически ак­тивной части населения реализуется посредством предоставления равных возможностей для обеспечения собственного благосос­тояния за счет трудового вклада, предпринимательской инициа­тивы, а также обязательного и добровольного страхования от раз­личных видов социального риска.

Решающее значение для реализации системы социальной за­щиты имеет формирование и использование государственных минимальных социальных стандартов, включающих наиболее важные социальные нормы и нормативы. Система государствен­ных минимальных социальных стандартов охватывает трудовые отношения и оплату труда (минимальный размер оплаты труда и пр.); условия и охрану труда (нормальная продолжительность ра­бочего времени, продолжительность рабочей недели и пр.); сферу занятости (пособие по безработице, размер стипендии на пе­риод профессиональной подготовки и пр.); пенсионное и другие виды социального обеспечения (минимальный размер пенсии, трудовые пенсии и пр.), систему государственного социального страхования (пособие по временной нетрудоспособности, посо­бие по уходу за больным ребенком и пр.); пособия семьям с детьми и другим категориям населения (пособие по беременно­сти и родам, ежемесячное пособие матерям и пр.); стипендии; компенсационные выплаты лицам, подвергшимся воздействию вследствие радиационной катастрофы; социальные гарантии в области здравоохранения, образования и культуры; другие соци­альные пособия и выплаты.

В конце 1991 г. перед российским правительством, присту­пившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема определения места социальной политики в экономической стра­тегии. Основной целью реформ изначально была необходимость повышения эффективности функционирования хозяйственной системы. Развитие социальной сферы даже не называлось в каче­стве явной цели реформ, несмотря на многочисленные деклара­ции о «социально ориентированной экономике» и «социальном государстве». В качестве мотивов, позволивших отложить реше­ние социальных проблем можно назвать слабое имущественное и доходное расслоение общества (разд. 20.2), означающее более или менее равномерное распределение тяжести реформ; наличие у населения некоторых финансовых и материальных ресурсов; «запас прочности» отраслей социальной сферы.

Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социаль­ной политики. После 15 лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблеме Реформы в их избранном варианте привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Прово­димая сегодня государством социальная политика противоречит не только Конституции РФ, но и ряду международных актов, оп­ределяющих положение населения в стране. Речь идет о том, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения; соотношение средней пенсии и средней оплаты труда не должно быть ниже 40 %; базо­вый стандарт современного государства должен обеспечивать ос­новные компоненты условий жизни (питание, одежду, жилище, минимальные услуги образования и здравоохранения).

Минимальная заработная плата (MPОТ) — установленный законодательно минимальный уровень зарплаты работников за выполнение минимальной нормы труда. Минимальная заработ­ная плата устанавливается в виде минимальной тарифной ставки и должностного оклада и является обязательной для всех пред­приятий, независимо от их форм собственности.

Минимальную заработную плату в нашей стране начали устанавливать в стране с 1975 г. в соответствии с решениями XXIY съезда КПСС. Со­гласно ст. 133 Трудового Кодекса минимальная заработная плата с учетом других выплат должна соответствовать прожиточному минимуму.

Рассмотрим соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума. По данным Минтруда России, в 1990 г. прожиточный минимум составлял примерно 60 руб., а мини­мальная заработная плата — 90 руб. Следовательно, минимальная заработная плата превышала прожиточный минимум на 15 %. Из приведенных данных следует, что минимальная заработная плата не обеспечивает не только воспроизводство рабочей силы, но и ее биологическое выживание. В ходе реформ минимальная зара­ботная плата утратила свой социально-экономический смысл и используется в качестве расчетной величины при определении разного рода социальных выплат, расчета окладов и пр.

При определении минимальной заработной платы необходи­мо учитывать ее соотношение со средней. На необходимость этого указывается в конвенции МОТ N 131. В 1985 г. она состав­ляла 70 руб. и не менялась до развала СССР. II 1985 г. мини­мальная заработная плата составила почти 37 % от средней по народному хозяйству, которая в тот момент равнялась 190 руб.

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

Как следует из данных таблицы, за годы реформ минимальная заработная плата составляла не более 10 % от средней заработ­ной платы. Ни в одной из развитых стран разрыв между мини­мальной и средней заработной платой не достигает такой степе­ни. Уровень минимальной заработной платы по отношению к средней составляет за рубежом приблизительно 40 %.

В настоящее время минимальная заработная плата составляет 1000 руб.; предполагается ее дальнейшее повышение. Для сравне­ния, минимальная заработная плата в странах Западной, Цен­тральной и Восточной Европы установлена в следующих разме­рах: во Франции — 1090 евро, Великобритании — 980 евро, Сло­вакии — 148 евро, Литве — 125 евро, на Украине — 44 долл.

При любом экономическом строе пенсионеры, особенно одинокие, — наиболее нуждающаяся в социальной защищенно­сти и социальных гарантиях часть общества. Например, еще в 1976 г. средняя заработная плата работающего пенсионера по на­родному хозяйству составляла 112 руб., а средний размер выпла­ченной им пенсии — 70 руб., что в совокупности давало доход, обеспечивающий в те годы уровень потребления, значительно превосходящий минимальный. На сегодняшний день соотноше­ние между средним размером пенсии (с учетом компенсацион­ных выплат), средней заработной платой работающих и величи­ной прожиточного минимума характеризуется данными, приве­денными в табл. 20.10. Таким образом, средняя пенсия за годы реформ не позволяла пенсионерам выйти на минимальный уро­вень потребления, рассчитанный для всего населения, и совсем незначительно превышала прожиточный минимум пенсионера, обеспечивающий простое физическое выживание.

Социальная политика в современной России

Социальная политика в Российской Федерации исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38-39). В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция провозглашает право каждого:

– на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37);

– на жилище (ст. 40);

– на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других: источников (ст. 41);

– на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст.43);

– на пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям (ст.44).

Российская система социальной политики базируется на принципах «кто ты есть» (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и «что ты сделал» (система трудовых пенсий). Принцип «что ты имеешь» используется частично, например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий. Таким образом, социальная политика в Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных представителей об уровне и качестве жизни). Этот «стандартный» уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств. Социальные стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы – единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей. Примеры социальных норм:

– норма обеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы;

– нормы наполняемости школьных классов и групп в детских дошкольных учреждениях;

– нормы обеспечения населения отдельными социальными услугами;

– нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.

Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики. Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий.

Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования. Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

Социальная политика в Российской Федерации

Социальная политика в Российской Федерации исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека .

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция провозглашает право каждого:

— на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

— на жилище;

— на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других источников;

— на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

— на пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям.

Российская система социальной политики базируется на принципах «кто ты есть?» (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и «что ты сделал?» (система трудовых пенсий). Принцип «что ты имеешь?» используется частично, например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий.

Таким образом, социальная политика в Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Механизмы реализации социальной политики

Приобретение государством социальных функций изменило всю его функциональную структуру. Социальные функции стали доминирующими, постоянно возникают новые функциональные системы социальной направленности, количество социальных функций увеличивается, и они существенным образом преобразуют правовые, властные и экономические характеристики государства.

В настоящее время содержание социальной политики определяется следующими укрупненными социальными направлениями:

— политика занятости и социально-трудовых отношений, создание условий для достойного труда;

— политика регулирования доходов;

— политика воспроизводства населения;

— политика развития сферы социальных услуг;

— региональная социальная политика;

— социальная защита и поддержка.

В современном обществе сформировалась институциональная структура социальной политики, основными звеньями которой являются:

— система социальных гарантий (минимальные социальные стандарты);

— система социальной помощи;

— система социального страхования.

Система социальных гарантий предполагает предоставление социальных благ при условии их всеобщей доступности, а распределение благ происходит по потребностям. Гарантии социальной защиты граждан берет на себя государство.

Система социальной помощи действует исходя из принципа социальной заботы общества о своих социально уязвимых членах и социальной благотворительности. Она предусматривает унифицированные подходы к определению различных групп населения и предоставление им социальной помощи. Особое место в институциональной структуре социальной политики занимает частная система социальной помощи и социального страхования, которая базируется на принципе личной ответственности.

Система социального страхования предполагает для всех граждан обязательство уплаты страховых взносов и пропорциональную взаимосвязь между страховыми платежами и объемом получаемых социальных благ. Система социального страхования строится на принципе общественной солидарности и ответственности государства за своих граждан.

Поэтому как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую совокупность различных форм и методов формирования целевых фондов денежных средств для возмещения ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также для оказания помощи гражданам при наступлении страховых случаев. Основными видами социального страхования являются:

— страхование потери трудоспособности (по старости и по инвалидности в результате общих заболеваний и от несчастных случаев в быту и на транспорте);

— страхование от несчастных случаев на производстве, которое предусматривает страхование временной и постоянной утраты трудоспособности;

— страхование на случай безработицы;

— медицинское страхование (страхование затрат на предоставление медицинской помощи).

Сложившаяся в современной России в условиях рыночных преобразований высокая степень дифференциации доходов населения создает предпосылки для организации добровольного страхования. Страхователями могут выступать как работодатели, так и сами работники. Вопрос о добровольном страховании должен решаться в каждом конкретном случае с помощью коллективных договоров или индивидуально.

По своему содержанию социальное страхование включает не только денежные выплаты, компенсации, но и услуги по лечению, реабилитации и профилактике. Поскольку система социального страхования распространяется в основном на занятое население, система социальной защиты должна предусматривать важный компонент – различные виды услуг и выплат, которые предоставляются населению в рамках системы социальной помощи. В совокупности эти две формы социальной защиты населения и позволяют государству выполнять свою социальную функцию.

В отечественной экономической литературе часто используется понятие «социальная защита населения». В расширенной трактовке этот термин предполагает возможность обозначения им всех вышеописанных элементов социальной политики.

Деление социальной защиты на социальное страхование и социальную помощь обусловлено различием в источниках финансирования. Социальное страхование – это страховые взносы нанимателей и трудящихся, а социальная помощь – это ресурсы, аккумулируемые в бюджетную систему в основном за счет налогообложения.

Возрастающий объем ресурсов, направляемых на покрытие социальных расходов, делает актуальной проблему их эффективного использования, что предполагает подходы с позиций как макроэкономического, так и микроэкономического анализа. Макроэкономический подход включает анализ распределения ресурсов на покрытие общественных социальных расходов, микроанализ предполагает оценку механизмов формирования и структуры семейного бюджета, поскольку существует тесная зависимость между расходами семьи на приобретение социально значимых благ и статьями государственного бюджета на соответствующие виды расходов.

Субсидии в бюджетном процессе занимают очень важное место, так как составляют значительную часть государственных расходов, корректируя дефицит ресурсов со стороны предложения, а налоги, в свою очередь, корректируют дефицит ресурсов со стороны спроса. При субсидировании потребителей рассматривается индивидуальная функция полезности, поэтому субсидии могут представляться в денежной и натуральной форме. Натуральная форма субсидий исключает возможность их использования не по назначению, а денежные выплаты дают возможность их получателям маневра и более рационального использования ресурсов.

Социальная политика нашей страны предусматривает разнообразные формы социального обеспечения и защиты населения, что способствует более обширному их распределению и потреблению в обществе, увеличивает число граждан, кому становится доступна социальная помощь. Однако такой подход сильно усложняют саму деятельность по предоставлению социальной помощи, а так как система управления еще активно использует бумажные носители, информации весь процесс превращается в «бумажную волокиту» и стояние в очередях.

>Статьи в журнале «Экономика и менеджмент инновационных технологий» >Косарева А.В. Развитие социальной инфраструктуры как фактор регионального развития Июнь, 2014 >Буторина Г.Ю. Влияние социальной политики на устойчивое развитие региона Январь, 2015 >Маклакова Ю.А. Социально-экономическая природа стратегического макроэкономического планирования Март, 2016 >Валькович О.Н., Коротких Л.В. Особенности социальной политики государства в современных рыночных условиях Ноябрь, 2016 >Галкина Ю.Е., Широкова Е.В. Социальная политика как элемент системы мотивации на предприятии Декабрь, 2016 >Чаусов Н.Н., Чаусов Н.Ю. Социально ориентированная кадровая политика как фактор обеспечения усточивого развития организации Ноябрь, 2017>Статьи в журнале «Современные научные исследования и инновации» >Скородумова А.А. Социальная проблематика на страницах городских газет Июнь, 2014 >Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Разработка внутрифирменных социальных программ в системе управления персоналом Март, 2015 >Коробкова Н.А., Алимова Д.А. Материнский капитал как институт: проблемы формирования и перспективы его использования Март, 2015 >Зиновьев И.Ф. Факторное влияние трендов бедности на целевые установки российского социума Апрель, 2016 >Синицына Д.Д. Особенности трансформации системы образования в России в современных экономических условиях Декабрь, 2016 >Паничкина М.В., Барлит Д.С., Трофимова В.О. Анализ динамики факторного воздействия на показатели естественного прироста населения Февраль, 2017 >Коробкова Н.А., Алябина Д.А. Перспективы модернизации программы «Материнский капитал» Март, 2017 >Малханова И.В. Инфраструктура сферы молодежной политики (на примере г. Улан-Удэ) Июнь, 2017 >Гробер Е.М. Критериальные характеристики социокультурной политики Российской Федерации Июль, 2017 >Бойченко А.В. Пути повышения эффективности социальной политики в Республике Крым Ноябрь, 2017 >Трефилов И.А., Шебанова Д.А. Развитие человеческих ресурсов организации как ключевой компонент разработки и реализации ее социальной политики Январь, 2018>Статьи в журнале «Гуманитарные научные исследования» >Крюкова О.В.

Социальные новации в семейной политике: муниципальный аспектСентябрь, 2013

>Рудакова О.С. Управление реализацией социальных программ в российском обществе на примере региональной программы «Старшее поколение» Январь, 2014 >Коршунов М.М., Кочеткова М.В. Эволюция социального жилья в СССР. От «сталинок» до «хрущевок» Апрель, 2014 >Белогруд И.Н. Совершенствование системы комплексной реабилитации лиц, пострадавших на производстве Март, 2017

Резухин П.С. Теоретико-методологические подходы к исследованию эффективности производства в машиностроении

Отдельные аспекты того, что мы сегодня понимаем под государственной социальной политикой, обсуждались еще в трактатах мыслителей древнего мира (Платон, Аристотель). Философы Нового времени – Дж. Локк, Г. Гегель, К. Маркс и многие другие исследовали функции государства в социальной сфере. Большое значение для данного исследования имеют работы отечественных ученых, в которых рассматриваются теория и практика государственной социальной политики в современной России. К фундаментальным следует отнести труды Е. Гонтмахера, С.Ю. Глазьева, Р. Гринберга, Д.С. Львова, М.Л. Коробова, Е.Г. Олейниковой, П.В. Романова,

И. Рощиной, Т.Ю. Сидориной, Е.Г. Олейниковой, П.В. Романова, И. Рощиной, Т.Ю. Сидориной, Б.В. Ракитского, Ю.В. Тимофеева, Л. Якобсона.

Кроме того, в работах ряда российских ученых вопросы государственной социальной политики исследуются через призму теории и практики социального государства. Так, концептуальные проблемы и анализ категории «социальное государство» исследуются в трудах Н.А. Волгина, Е. Васильевой, П.К. Гончарова, И.А.

Савченко.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ наша страна является социальным государством, политика которого направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечение высокого уровня социальной справедливости посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экологической, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности, а также ослабление социального неравенства». Однако возникает вопрос: реализуется ли этот принцип на практике?

В целом на социальную политику в России в 2015 г. израсходовано более 5% ВВП. Основная тяжесть социальных расходов лежит сегодня на бюджетах субъектов РФ и их муниципальных образований, из которых финансируется примерно 80% всей социальной сферы. Продемонстрируем динамику расходов федерального бюджета на социальную политику (рис. 1).

Расходы по разделу «Социальная политика» увеличены в 2017 г. на 9,8% по отношению к 2016 г. Однако если рассмотреть 2018 г., то объем средств немного снижается (на 2,4% по сравнению с 2017 г.).

Добавить комментарий

Закрыть меню