Социальная политика направлена на

Основные направления социальной политики

Социальная политика государства.

В Конституции Российской Федерации (ст. 7) социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие. Ведущая роль в обеспечении этих условий принадле­жит социальной политике.

Социальная политика — это совокупность мер воздействия государства на жизнедеятельность различных групп населения в целях повы­шения уровня и качества их жизни, создания благоприятных условий для самореализации и развития человека.

Ведущим субъектом социальной политики является государство, другими ее субъектами выступают общественные некоммерческие ор­ганизации гражданского общества, бизнес и население.

Основные функции социальной политики:

— стабилизация — приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;

— поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

— гарантирующая, т.е.

создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности;
— защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.

— функ­ция развития, реализуемая прежде всего в процессе производства соци­ально значимых благ, создаваемых преимущественно в отраслях нема­териального производства.

Принципы социальной политики.

Социальная политика строится на основе определённых принципов:

— принцип социального равенства членов данного общества, означающий равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и др.

— принцип социальной солидарности предполагает существование осознанных и поддерживаемых взаимоотношений в обществе, когда здоровый платит за больного, молодой платит за старого, богатый платит за бедного. В первую очередь этот механизм заключается в перераспределении денежных средств через систему налогов и пособий.

— принцип социальной справедливостипредполагает:

• с одной стороны — равенство в обеспечении всем членам общества независимо от их индивидуальных и социальных различий одинаковых возможностей ( уравнительный тип справедливости).

* Государство гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе, социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума, и т.п.

• с другой стороны — справедливость как результат вознаграждения за личный труд и успех (распределительный тип справедливости).

* Активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производительного и результативного труда.

Принцип справедливости, таким образом, содержит в себе оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой — сохраняющееся неравенство.

— принцип социального партнерства.

В документах Международной организации труда выработаны общие принципы социального партнерства :

• равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;

• равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей;

• обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;

• принцип трипартизма, т. е. участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей

Основные направления социальной политики

Специфику социальной политики отражают ее основные направления:

• политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).

• политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения).

• социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии).

• основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).

• экологическая политика.

политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).

• демографическая и миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).

• политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов).

Социальная защита населения включает систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождении ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость предоставления медицинских услуг и пособий, семьям с детьми.

В странах с развитой рыночной экономикой сложилась трехсторонняя система финансирования социальных программ: государство, работодатель, получатель этих средств.

Социальная помощь, как правило, осуществляется по трем направлениям: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социального страхования.

Основная часть государственного социального страхования идет на пенсии по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, на медицинскую помощь.

Государственное вспомоществование осуществляется по следующим направлениям:

— программы специальной помощи в денежной форме, престарелым, инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми;

— пособия в натуральной форме (продовольственные талоны, школьные завтраки и обеды, спец. питание для беременных и матерей с детьми)

— медицинское обслуживание, жилищные субсидии, ссуды студентам и др.).

Система государственного вспомоществования призвана прямо в какой-то степени нейтрализовать проблему неравенства путем материальной поддержки социально уязвимым, незащищенным и неконкурентным на рынке труда слоям населения.

Поиск Лекций

Сущность и основные направления социальной политики

Социальная политика — это согласованная деятельность экономических субъектов по обеспечению благоприятных условий жизни и труда членов общества.

Социальная политика корректируется государством.

Взаимосвязь соц. политики с экономическим ростом обусловлена тем, что она становится целью экономического роста и его фактором, поскольку усиливает мотивацию к труду, способствует повышению эффективности производства. Сам же экономический рост предъявляет все более высокие требования к уровню развития личности.

Социальная политика осуществляется и на микроуровне (социальная политика фирм, организаций, корпораций) и на макроуровне (социальная политика государства)

Функции социальной политики:

· Содействие развитию отношений справедливости в обществе;

· Формирование системы социальной защиты, условий для роста благосостояния;

· Проведение политики доходов;

· Стабилизация социального мира, экономических отношений и социального положения;

· Стимулирование экономической активности населения;

· Гарантия обеспечения минимально допустимого уровня жизни, обеспечение адресной поддержки граждан.

Задачи социальной политики:

· Подготовка и реализация программ занятости

· Помощь наиболее социально уязвимым слоям населения;

· Обеспечение доступности к ценностям культуры;

· Развитие образования, медицины, социального страхования.

Основные принципы социальной политики государства:

1. равенство перед законом всех членов общества;

2. социальная солидарность;

3. социальная справедливость.

Основные цели социальной политики государства:

· обеспечение полной и рациональной занятости населения;

· регулирование доходов населения;

· социальные гарантии и социальная защита;

· социальное партнерство;

· защита здоровья населения;

· экологическая безопасность.

Основные направления социальной политики:

1. мобилизация социальных факторов экономического развития (СП – фактор совокупного спроса).

2. совершенствование социальной защиты.

3. развитие базовых отраслей (образование, наука, здравоохранение, ЖКХ, др.).

Различают следующие виды социальной политики:

1. либеральный вариант делает ставку на «экономического человека» (обеспечивается высокоорганизованный и достойно оплачиваемый труд, личные сбережения и вложения в человеческий, физический и денежный капитал).

2. социал-демократический вариант ответственность за стабильность и социальный прогресс возлагает на государство (обязано обеспечивать социальный минимум уровня жизни, не допускать чрезмерной дифференциации). Особое внимание уделяется достижению социальной устойчивости экономического развития.

Социальная устойчивость — способность общества постоянно сохранять и поддерживать свое стабильное социальное положение. Социальная устойчивость предполагает:

· наличие соответствующих институциональных предпосылок (эффективной «культурной сети» экономических отношений, здоровой национальной идеи),

· повышение ответственности людей за свое материальное положение,

· рациональные экономические основы (не должен возникать разрыв между уровне потребления и уровнем эффективного национального производства, эксплуатируемая окружающая среда должна восстанавливаться, а не уничтожаться),

Социальная справедливость в экономической сфере предполагает:

1. материальное благополучие каждого члена общества и его социальный статус должен соответствовать личному вкладу в благополучие страны;

2. каждому члену общества должен гарантироваться некий минимум средств существования;

3. ни для кого не должно существовать тупиковой ситуации. Каждый человек всегда должен иметь возможность изменить (улучшить) сложившийся социальный статус.

Существует 10 основных позиций, которые заставляют воспринимать общество, экономическую политику, др. как социально несправедливые:

1. недооценка труда как фактора распределения доходов;

2. наличие нечестных доходов;

3. чрезмерная имущественная дифференциация и концентрация собственности в руках узкой социальной группы;

4. доминирование экономических показателей в ущерб социальным;

невыполнение работодателем взятых на себя обязательств;

6. инфляционное обесценение заработной платы, товарный дефицит, рост налогов, сокращение возможности к сбережениям, рост цен на коммунальные и другие услуги;

7. отсутствие равных возможностей в получении базовых социальных услуг (лечение, образование детей, отдых, др.);

8. наличие в обществе расовых, религиозных, национальных и др. ограничений;

9. отсутствие в стране полноценной системы социальной защиты населения;

10. наличие разных стандартов при оценке поведения человека в обществе.

Присутствие социальной несправедливости чревато обострением противоречий и опасно политически. Обеспечение социальной справедливости не означает ликвидации неравенства, основными критериями которого принято считать доход, власть и престиж.

Обеспечение социальной справедливости предполагает:

· совершенствование действующих систем оплаты труда;

· стимулирование наращивания человеческого капитала;

· полное сохранение воспроизводственной функции семьи как основной ячейки общества;

· развитие подсистем экономического самоуправления, др.

Социальная политика – одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Поскольку конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, социальная политика имеет самое непосредственное отношение к решению этой задачи. Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с Конституцией РФ.

Роль социальной политики двояка. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства и создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности. С этой точки зрения в социальной политике концентрируются цели экономического роста, а все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Вместе с тем, чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы (рис).

Основные задачи социальной политики:

  • осуществление социальной защиты человека и реализации его основных социально-экономических прав;
  • обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека;
  • поддержание определенного статуса различных социальных групп;
  • развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информатизация);
  • формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве;
  • создание условий для всестороннего развития человека.

Рисунок — Направления социальной политики России

Федеральное и региональное законодательство выделяет определенные категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации, такие как:

  • инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
  • граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
  • безработные;
  • вынужденные беженцы и переселенцы;
  • дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;
  • малообеспеченные семьи;
  • многодетные семьи;
  • одинокие матери;
  • граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;
  • лица без определенного места жительства.

Для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством постоянных или долговременных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.

Социальная помощь – периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации.

Направления социальной политики в области эффективной системы социальной защиты (таблица):

Таблица. Направления социальной политики в области эффективной системы социальной защиты

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения

Уровень жизни населения – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими продуктами, продуктами питания, жилищем и т.п.)

«Реальной картиной» уровня жизни является — «потребительская корзина», включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления.

В этой связи выделяют «минимальный уровень потребления» и «рациональный уровень потребления». Под первым понимается такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования.

Именно здесь проходит так называемая «черта бедности». При этом не следует путать «минимальный уровень потребления» с «физиологическим минимумом потребления», ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося за «чертой бедности», является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в даннойн стране.

«Рациональный уровень потребления» отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет статистика приближения к такому потреблению .

Ситуация в социальной сфере в РФ актуализирует проблему выбора оптимальной модели социальной политики. В современных условиях усиливается противоборство двух альтернативных ее вариантов – политики социального и субсидиарного государства. При этом в последнее время на практике активизируется реализация доктрины социального государства, о чем свидетельствуют выдвинутые Президентом РФ национальные проекта, которые затрагивают основные сферы социально-экономического развития: образование, здравоохранение, жилищное строительство, сельское хозяйство.

В частности, предусматривается увеличение заработной платы труда работников образования и здравоохранения в целях стимулирования повышения качества образовательных и медицинских услуг, развитие ипотечного кредитования для решения жилищных вопросов, мероприятия по поддержке отечественных сельхозпроизводителей. Реализация этих проектов будет иметь важное значение для повышения уровня и качества жизни жителей нашей страны.

Как уже отмечалось, рыночная экономика не устраняет социального неравенства, угрожает социальной стабильности, и при неблагоприятных условиях снижает экономическую эффективность. Социальная же политика призвана помья облегчать крайние проявления результатов действия рыночных сил. С этой целью государство проводит политику поддержания незащищенных социальных групп. Не требует доказательства и тот факт, что социально защищенными стремятся быть практически все социальные слои, в том числе и предприниматели последнее государство должно гарантировать неприкосновенность их собственности, право на предпринимательскую деятельность в любой сфере рыночной эк ономикміки.

Основные направления социальной политики:

• гарантирование минимальной заработной платы и регулирования доходов в целом;

— обеспечение занятости населения и оказание помощи по безработице;

— индексация фиксированных доходов и защиту денежных сбережений населения (вклады в банках, государственные облигации, страховые полисы);

— оказание помощи беднейшим слоям населения;

— создание условий для самореализации человека (свободный выбор профессии, сферы и места работы, получения желаемого уровня общего и специального образования, материальная поддержка и переквалификация временно непр рацюючих человек)осіб);

— обеспечение охраны здоровья населения независимо от уровня доходов

Рассмотрим более широко содержание социальной политики по этим направлениям

Политика доходов занимает ведущее место в государственном регулировании социальных отношений первую очередь она касается уровня заработной платы и ее доли в. ВВП, перераспределении доходов в пользу беднейших х слоев населенияя.

Политику доходов разрабатывали представители практически всех направлений экономической мысли. Общие принципы этой стороны социальной политики были сформулированы в послевоенный период, а в начале 60-х гх г гг они получили статус неофициальных, но обязательных постулатов. К сторонникам этих принципов относятся такие известные ученые, как. Дж. К. Гелбрейт,. Р. Тибодц,. П. Самуэльсон,. С. В. Уайнтраут,. М. Фридмен (США),. М. Ма ршалл,. Ж. Лекайон (Франция),. Р. Харрод,. Н. Кальдер (Великобританияеликобританія).

Политика доходов социального государства основывается на признании постоянного и, желательно, опережающего характера ее проведения. Неокейнсианцы и представители социологического направления выступают прямое вмешательство я государства в процесс распределения доходов. Главным объектом воздействия считается заработная плата. На основе индикативного программирования устанавливаются ориентиры прироста заработной платы, государственный контроль заударственный контроль за ценам. Поскольку рост заработной платы берется за ведущий фактор инфляции, то государство часто прибегает к»замораживанию»заработной платы и цен; т.е. осуществляет»политику сдерживания»противоположных й ей есть»политика экспансии», при которой стимулируется ростом доходов населениялення.

Учитывая особую социальную значимость перераспределения доходов, социальное государство пытается избежать двух крайностей, а именно: формирование потребительских настроений в малообеспеченных слоях населения и а снижение мотивации к плодотворной работе в экономически активном населении.

При рынке всегда возникает дилемма, что выбрать из двух принципиально различных вариантов — рыночное распределение, который корректируется государственным регулированием, или государственное распределение, который направляется рынком. Если стремиться к равенству доходов, что, по мнению многих, является социально справедливым, то экономическая эффективность неизбежно снизится, поскольку в индивида, работает продуктивнее, общество отнимет, а нееф ективно работнику отдаст. Распределение же по законам свободного рынка является высоко результативным, но неровным и социально несправедливым. Итак, равное распределение — социально справедливое, но экономически н еефективний, а неровный, наоборот-социально несправедливый, но экономически действующимивий.

«Чистый»рыночное распределение, обеспечивая высокую эффективность экономики, создает возможность компенсировать свою несправедливость, производя совокупный продукт в объемах, достаточных для подъема благосостояния в малообеспеченной части населения. В противоположность этому»справедливом»(уравнительный) распределение подрывает стимулы к плодотворной работе и вызывает невысокий объем совокупного продукта есть мы видим, что ров ный рыночное распределение имеет объективные преимущества перед равным,»социально справедливым»распределением. Исторический прогресс сближает эти два подхода, но не ликвидирует их разногласиясті.

Неравенство доходов в рыночной экономике определяется с помощью кривой. Лоренца и коэффициента. Джини. Кривая. Лоренца показывает степень неравномерности распределения совокупного дохода общества между различных. Гр рупамы населения (рис 99).

Рис 9

На оси х откладывают процентные группы населения, а на оси у — процента доходов, которые получают эти группы. Ровно распределения

доходов соответствует кривая. ОЕ. Если же нанести фактическое распределение доходов, то кривая. Лоренца укажет на степень неравенства доходов. Чем больше разрыв между линией полного равенства и кривой. Лоренца, тем выше ступ пень неравенстваті.

Отношение заштрихованной площади к площади всего треугольника OAF называется коэффициентом. Джини. Чем больше отклонение кривой. Лоренца от биссектрисы полного равенства в распределении доходов, то ближе коэффициента нт. Джини до 1. Чем выше коэффициент. Джини, то глубже пропасть между бедными и богатымми.

Между объемом богатства, которое распределяется, и стабильностью пропорций распределения существует определенная зависимость. Распределение низких доходов характеризуется резкими и непредсказуемыми колебаниями, а за достижения более высокого уровня доходов пропорции распределения стабильными. Эта зависимость получила название закона. Паретото.

. Государственное регулирование заработной платы. Большинство доходов приходится на заработную плату наемных работников, поэтому социальное государство четко регулирует трудовые отношения. Регулированию подвергаются минимальная ставка заработной платы, минимальной ни ставки компенсационных доплат (за работу в неблагоприятных, вредных и опасных условиях), тарифные условия оплаты труда рабочих и служащих по традиционным профессиям и должностямми.

Размер минимальной заработной платы и доплат зависит от уровня экономического развития страны, соотношение политических сил и т др.. По причинам, проанализированных в предыдущих темах, в Украине уровень миним минимальной заработной платы ниже прожиточного уровня. На сегодняшний день минимальная зарплата составляет 185 грн, тогда как прожиточный минимум равен 360 гр грн.

В сфере регулирования заработной платы государство стремится достичь следующих целей: 1) обеспечить каждому работающему человеку жизненно необходим уровень потребления; 2) содержать определенное равновесие в оплате труда разными их групп населения; 3) привести заработную плату в соответствие с ее производительностью, 4) повышать уровень реальной заработной платы.

Выплата минимальной заработной платы является обязательным для работодателя. Теоретически это — общественно необходимая цена рабочей силы

Законодательно минимальную заработную плату начали устанавливать еще с 30-х pp XX ст. Сначала соответствующий закон был принят в. США (1938 p), а в послевоенные годы — и в других рыночных странах

В основе подсчета минимальной заработной платы лежит стоимость так называемой потребительской корзины, куда входит минимальный набор потребительских товаров и услуг, необходимых для удовлетворения физиологических их и социальных потребностей неквалифицированного рабочего и его семьи. Объем потребительской корзины в разных странах неодинаков. Так, в. США он содержит оплату наемного жилья, покупку один раз в пять лет ужы ного автомобиля, стоимость около 20 видов мясопродуктов и иін.

Размер минимальной заработной платы в развитых рыночных странах составляет от 40% до 50% величины средней заработной платы. Сегодня ее величина, в частности, в. США, составляет 5,15 долл. в час

В результате того, что в Украине минимальный размер заработной платы значительно ниже прожиточного уровня, подавляющая часть населения оказалась за чертой бедности. Так, по подсчетам за период 1996-199 99 гг 50% населения были отнесены к бедным, 10% — в зону риска обеднеть; 30% — до имеющих средние доходы, а остальные 10% — к зажиточнымх .

Низкий уровень оплаты труда оказывает крайне негативное влияние на экономическое развитие, он не дает возможности нормального воспроизводства рабочей силы в Украине произошел резкий разрыв между стоимостью рабочей си или и оплатой труда, что вызывает воспроизводства рабочей силы на суженной основе. Формами проявления этого явления является сокращение средней продолжительности жизни населения, ухудшение здоровья нации, снижение образовательно го и квалификационного уровня работников и рост армии безработных. Естественно, невысокая заработная плата сокращает совокупный спрос и мешает росту производства. Любая экономия на заработной плате неблагоприятной для экономического развития, поскольку ограничивает возможности человеческого фактора производствцтва.

Политика занятости. Отличительная черта рыночной системы — неполная занятость населения, иначе говоря, ей свойственно перманентную безработицу. Поэтому правительства рыночных стран уделяют особое внимание политике обесп печенья полной занятости, а точнее — удержанию ее оптимального уровня. Определенное количество безработных, или резервной армии труда, является необходимым условием расширенного воспроизводствання.

В условиях рыночной экономики политика полной занятости включает систему мер государственного регулирования рынка труда, обеспечения на нем оптимального соотношения спроса и предложения для повышения я эффективности функционирования экономики. В послевоенные годы политика занятости в западных странах учитывала взаимозависимость уровня занятости и заработной платы, которая состояла в краткосрочном пер иоди. Она исходила из того, что уменьшение занятости, а отсюда — увеличение безработицы, вызывает снижение заработной платы и расшатывает социальную стабильность. Поэтому во время экономических спадов и кризисов. Высоко и уровень заработной платы поддерживается искусственно, что в дальнейшем провоцирует инфляцию. Нередко она нивелирует номинальное увеличение оплаты труда. Правительствам постоянно приходится маневрировать между уровнем занятости и уровнем цен. Между тем экономический рост, который долгое время наблюдался в послевоенный период, обеспечивало в. Западной. Европе почти полную занятость, но теперь ситуация изменилась. Количество безработных там значительно возросла, что связано также с антиинфляционной политиколітикою.

Обеспечение полной занятости определяется теоретическим пониманием причин безработицы. Дж. Кейнс и его последователи эти причины объясняют отставанием платежеспособного спроса населения от предложения потребительских товаров, так как с увеличением доходов растет предельная склонность к сбережению итоге, и предприниматели недостаточной степени инвестируют производство, а следовательно, не повышают спрос на дополнительную рабочую силу. К. Маркс определил это явление как пере накопления денежного капитала, которое вызвано несоответствием потребительской и производительной силы общества, которая является формой проявления внутренних противоречий накопления капиталіталу.

Принимая во внимание все причины безработицы, современная политика полной занятости нацелена на повышение совокупного спроса населения. Она рекомендует не бояться умеренной инфляции, снижать налоги при кри изових явлений, повышать объем социальных выплат на определенных фазах экономического цикла, усиливать дополнительный спрос на рабочую силу, стимулируя инвестиции способом снижения налога на прибыль, здешевлюва ты кредиты, увеличивать объем государственных заказов частному капиталу и ин.

Структурная безработица предлагается устранять с помощью дифференциации уровня заработной платы в зависимости от дефицитности профессий, создание гибкой системы образования и переподготовки кадров. Сегодня очень надо обеспечивать рабочую силу более полной и оперативной информацией об имеющихся вакансиях, совершенствовать обучение и переквалификацию безработных через улучшение деятельности бирж труда. Государственная пол итика стремится также повышать мобильность рабочей силы, оплачивая транспортные расходы, предоставляя субсидии семьям, которые переезжают на новое место работы. Также внимание уделяется строительству предпри в в регионах с повышенным уровнем безработицы. Учитывая повышенный процент безработицы среди молодежи, социальное государство внедряет программы выплаты определенных средств фирмам, которые зачисляют в свой штат вы пускникив средних школ. Распространение получили новые формы организации работы, которые создают условия для работы дома, занятости неполный рабочий день, стимулирование малого бизнеса и т и т. ін.

Несмотря на то что проблема безработицы очень сложная, современная социальная политика развитых стран в целом успешно решает ее, создавая условия для обеспечения населения рабочими местами. Социально о ориентированная экономика не оставляет безработных наедине со своими жизненными проблемами, а защищает их. Социальная защита безработных осуществляется в форме страхования от безработицы, для чего создаются с пециально страховые фонды. Размер выплат зависит от таких факторов: длительности безработного состояния; трудового стажа; срока предоставления помощи; величины периода занятости. Объем выплат по безработице скройте зь разное. Так, в. Швеции он составляет 90-45% от предыдущего заработка, однако минимальный размер пособия получает незначительное количество лиц. Срок выплат колеблется от 300 дней для лиц, младше в ид 55 лет, до 450 дней для более старших людей. В. США пособие по безработице равны 50% заработка за 26-34 недель в. Германии — 68% заработка в течение года, а затем 58% без ограничения времяня часу.

Переквалификация и программы трудоустройства. Многие значение в социальной защите населения программы трудоустройства и переквалификации. Во многих развитых рыночных странах функционируют системы ос миры, которые облегчают трудоустройство. В. Швеции образовательными программами охвачено до 5% рабочей силы. Активная политика по качественной подготовке и переподготовки работников объясняет высокий уровень зайнятос те в этой стране. Там человек, проходящий подготовку на образовательной программе, не регистрируется как безработный. А в долгосрочном плане повышения уровня образования и квалификации дает перспективы трудоустрой ния в будущейньому.

последние десятилетия в западных странах получили распространение программы так называемой субсидируемых или поощрительного, подготовки. Они заключаются в том, что в случае найма некоторых категорий рабочей силы ( (первой очередь молодежи и хронически безработных), государство в известной мере компенсирует фирмам расходы на подготовку и оплату труда. Так, во. Франции в случае найма выпускника средней школы фирмам компенсируют в артисты их производственной подготовки от. ЗО% до 100% минимальной заработной платы сроком от 6 до 12 месяцев. В. Нидерландах, если фирма нанимает безработного выпускника средней школы, ему выплачивается я 60 ф ст в неделю для покрытия расходов на его обучение. Подобные программы есть и в других развитых странахаїнах .

Итак, социальное государство активно участвует в регулировании рынка труда. При этом в политике регулирования рынка труда различия между западноевропейскими странами и. США и. Японией. Считают, что в в. Европе давно приняты законы и правила являются чрезмерно жесткими и их нужно либерализовать. В. США же и в. Японии, наоборот, следует укреплять и удерживать систему защиты работников от необоснованных н ильненень.

В современных условиях политика в сфере занятости все теснее переплетается с политикой в ??области общего и профессионального образования. Перед значительной частью персонала фирм сегодня стоит дилемма: или быть заг. Иненю более молодыми и образованными работниками, или повышать свою квалификацию с помощью непрерывного обучения. Безусловно, вторая альтернатива — более перспективным и выгоднымна.

Политика государства на рынке труда в переходной экономике Украины Рынок труда, родившийся в Украине, и проблемы занятости имеют тенденции и проблемы общие с развитыми рыночными странами. Однако ис снует и своя специфика, в частности нехватка специалистов в сфере управления занятостью в рыночных условиях. На многих предприятиях и в организациях не хватает специалистов в области контроля, отчетности, пл анування и организации, потому что в стране не хватает единой государственной политики подготовки специалистов такого уровня. Экономике нужны не просто работники с высшим образованием, но такие специалисты, которые непрерывно повышали свой профессиональный уровеньвень.

Политика рабочей силы должно уделять больше внимания программам создания рабочих мест с четко выраженной антикризисной направленностью. Для этого предприятия должны проводить политику»наступательной»конкуренция нтоспроможности, требующей высокого качества товаров и услуг, что в свою очередь обусловлено высоким уровнем образования и квалификации рабочей силы. Итак, мы видим, насколько сегодня необходимы настойчивые усилия по повышению квалификации рабочей силыли.

Социальная защита в области занятости требует создания дополнительных рабочих мест. Примером опять же может служить решения этой проблемы в. США. В 70-80-х годах XX века здесь было создано 31 млн раб бочих мест, тогда как в взятых. Великобритании,. Италии,. Германии и. Франции по большей совокупной численности населения общее число рабочих мест почти не измениласьлась.

Переход к рынку в Украине сопровождается закрытием многих промышленных предприятий, особенно в сфере. ВПК. Значительная часть уволенных работников могла бы найти работу в сфере услуг, ведь эта отрасль ш быстро развивается и на создание в ней одного рабочего места требуется в 2-3 раза меньше средствев.

Большую пользу в сфере занятости дает малый бизнес. Только за его счет в. США было создано более половины рабочих мест. Однако малый бизнес относится к рискового предпринимательства. Так, в. США ежегодно по азная банкротства около 10% малых предприятий в. Японии, где государство активно поддерживает малый бизнес, количество банкротств не превышает 1%. Перед украинским правительством также стоит задача разработать к омплексну программу развития этой сферы деятельностиності.

Следует отметить, что в Украине напряжение на рынке труда возникло не сразу после провозглашения рыночного курса. Сначала ситуация в этой сфере была не столь острой, чтобы привлекать к себе повышенное внима агу. Но начиная с 1995 г появилась четко выраженная тенденция к сокращению рабочих мест. За двенадцать лет реформы мы успели убедиться, что решение этой проблемы очень сложное. Опыт. Ни меччины показывает, что даже такая мера, как целенаправленное направление больших средств на создание новых рабочих мест не дает ощутимых результатов и является в целом неэффективным. Основным средством борьбы с безработицей является создание условий для экономического роста. В политике занятости. Правительство Украины должно перенести приоритеты по социальной защите и сохранению рабочих мест на продуктивную занятость.

По вероятным вариантом экономического развития Украины на ближайшие годы предполагается, что уровень занятости 2005 составит 63,95% против 62,54% в 2000 году, а уровень реальной безработицы отвечает отно 11,35% и 11,64%11,64 % .

Опыт CUJA и. Европейского. Союза за последние десятилетия свидетельствует, что интеллектуальный капитал и инвестиции в сферу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ становятся не менее, а более важными им фактором экономического развития, чем капитал и труд. Поэтому государственная политика занятости должна осознавать, что инвестиции в научно-исследовательские и конструкторские работы имеют высокую отдачу и их эффективность ность возрастает, если в этих расходах участвует и государство, а не только частный кал.

Итак, подведем итоги: Украина наконец должна создать новую модель занятости, направленную на формирование развитого и социального рынка труда, а основными направлениями государственной политики занятости имею ют быть такие

в высокий уровень занятости надо создавать не за счет искусственных барьеров, которые препятствуют увольнению работников и повышению экономической активности, а организуя новые рабочие места;

• сближение оплаты труда и необходимых затрат на воспроизводство рабочей силы на базе деловых стимулирующих механизмов распределения прибавочной стоимости;

• существенное расширение сектора социальной экономики, в который входят некоммерческие предприятия и организации, производящие товары и услуги без ориентации на увеличение прибыли;

• поощрение развития гибких форм занятости (добровольная частичная занятость, вторичная занятость и т др.);

• создание общественных работ с оплатой труда, которая обеспечивает воспроизводство рабочей силы;

• создание условий для развития малого бизнеса и само занятости (упрощенная регистрация, беспроцентные кредиты, правовое и консультативное обеспечение, сокращения налогового давления и т.п.)

Главная / Банковское дело / Стратегический менеджмент в банке

Социальная политика.

Главные цели политики:

> обеспечить дополнительные условия для формирования и поддержания в трудовом коллективе банка корпоративного духа и общего позитивного психологического климата;

> обеспечить наличие в системе управления персоналом дополни тельного набора мотивационных инструментов группового и индивидуального характера.

Основные инструменты политики:

> формы индивидуальной социальной поддержки , ориентированные лишь на наиболее ценных для банка сотрудников (имеют исклю чительно мотивационную направленность);

> формы коллективной социальной поддержки , ориентирован ные на весь коллектив банка (имеют исключительно психологическую направленность);

> формы групповой социальной поддержки , ориентированные на всех членов коллективов конкретных подразделений банка, заслуживших особую благодарность администрации (имеют комбинированную, т.е. мотивационную и психологическую направленность).

Основные методические требования к политике:

> в отличие от социальной политики государства, социальная по литика субъектов предпринимательства приоритетно ориентирована на поддержку наиболее ценных для работодателя (т.е. высокооплачиваемых) категорий сотрудников;

> при наличии в банке профсоюза его руководители могут участ вовать в реализации социальных программ, финансируемых за счет бан ка-работодателя, но не должны определять соответствующую политику или распределять конкретные формы поддержки между подразделениями и сотрудниками;

> в коллективном и индивидуальных трудовых договорах может содержаться упоминание о возможности социальной поддержки со стороны работодателя, но не должны гарантироваться какие-либо конкретные ее формы помимо законодательно установленных (исключение составляют индивидуальные социальные пакеты наиболее ценных сотрудников).

ПЕРВЫЙ ПОДХОД связан с определением приоритетных форм социально-экономической поддержки персонала.

Вариант 1: приоритетная ориентация на использование форм социальной поддержки коллективной направленности.

Принцип реализации: Вариант предполагает, что основным прин ципом рассматриваемой политики банка выступает равенство всех членов его коллектива как объектов социальной поддержки. Исключение составляют только представители дирекции и ведущие эксперты организации, имеющие право на индивидуальные социальные пакеты.

Преимущества:

> обеспечивают позитивный психологический эффект и способст вуют, таким образом, формированию в трудовом коллективе отношений корпоративного духа;

> просты и удобны в использовании, не требуют привлечения руководителей структурных подразделений банка.

п»ї

Недостатки:

> не обеспечивают мотивирующего эффекта;

> имеют постоянный и гласный характер, в обычных условиях не подлежат оперативному регулированию с учетом текущего финансового положения работодателя.

Рекомендации по применению:

> в качестве приоритетного варианта не рекомендуется использо вать ни одной группе банков;

> в ограниченном масштабе целесообразно использовать в качест ве инструмента поддержания корпоративного духа.

ПРИМЕЧАНИЕ: в современных отечественных условиях указанные льготы не рекомендуется отражать в индивидуальных трудовых договорах. В них достаточно ссылки о распространении на всех сотрудников банка социальных гарантий в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства.

Вариант 2: приоритетная ориентация на использование форм социальной поддержки индивидуальной и групповой направленности.

Принцип реализации: вариант предполагает, что основным прин ципом рассматриваемой политики банка выступает приоритет мотива-ционной , а не психологической ориентации социальной поддержки.

Преимущества:

> обеспечивают руководителям дополнительный инструмент эко номической мотивации группового и индивидуального воздействия;

> объем соответствующих затрат может оперативно регулироваться работодателем в зависимости от текущего финансового состояния.

Недостатки:

> индивидуальные льготы не всегда соответствуют трудовому менталитету россиян, следовательно, требуют конфиденциальности;

> требуют вовлечения в процесс организации социально-экономической поддержки руководителей высшего и среднего звена, а также наличия специальных механизмов оценки.

Дистанционное Обучение Форекс- — это великолепная возможность для тебя подготовиться к успешной работе на бирже Форекс!

Рекомендации по применению:

> в качестве приоритетного варианта рекомендуется для любых банков, вне зависимости от уровня рентабельности;

> при наличии у банка финансовых возможностей должен дополняться хотя бы минимумом социальных льгот коллективного характера.

ПРИМЕЧАНИЕ: льготы группового характера особенно эффективны для корпоративных банков с развитой филиальной сетью. Наличие их позволяет с выго дой для работодателя реанимировать механизм соревнования между структурными подразделениями (филиалами), потерявший эффективность еще в советский пери од именно из-за отсутствия экономической мотивации.

ВТОРОЙ ПОДХОД связан с определением приоритетного варианта организации психологической поддержки персонала.

п»ї

Вариант 1: ориентация на использование штатного психолога. Преимущества:

> большая степень доверия со стороны сотрудников банка к своему коллеге, нежели к специалистам сторонней фирмы;

> большая оперативность действий психолога в случае возникновения кризисной ситуации;

> лучшие возможности воздействия на штатного психолога со стороны администрации.

ПРИМЕЧАНИЕ: практика показывает, что эффективность работы штатного психолога банка резко повышается в случае использования им двух источников:

> информации, самостоятельно собранной им традиционными методами;

> информации, полученной от службы безопасности, которая несмотря на сомнительность методов ее получения, как правило, более объективно отражает состояние психологического климата в трудовом коллективе банка.

Недостатки:

> угроза влияния на выводы и рекомендации штатного психолога субъективных факторов, вытекающих из его личных отношений с сотрудниками и руководителями структурных подразделений;

> в небольших банках угроза неполной загрузки психолога.

Рекомендации по применению:

> в качестве приоритетного варианта целесообразно использовать в достаточно крупных кредитных организациях;

> при наличии финансовых возможностей целесообразно дополнять данный вариант регулярным привлечением специализированной консалтинговой фирмы для проведения независимого обследования состояния психологического климата в банке.

Вариант 2: ориентация на услуги специализированных центров психологического консалтинга. Преимущества:

> более высокий уровень квалификации психологов, работающих в специализированных консалтинговых фирмах крупных городов России;

> отсутствие личной заинтересованности приглашенного со стороны специалиста в сокрытии тех или иных фактов.

Недостатки:

> высокая стоимость соответствующих услуг и не всегда высокая квалификация психологов периферийных консалтинговых центров;

> меньший уровень доверия к сторонним психологам со стороны сотрудников банка.

ПРИМЕЧАНИЕ: в российских условиях основным сдерживающим фактором использования услуг сторонних консультантов является угроза утечки конфиденциальной информации в конкурирующие банки.

Рекомендации по применению:

> в качестве приоритетного варианта целесообразно использовать небольшим и средним банкам с достаточно высокой рентабельностью;

> взаимодействие с такими центрами целесообразно строить на основе отношений стратегического партнерства (при подтверждении ка чества оказываемых ими услуг).

Вариант 3: ориентация на обеспечение регулярной психологи ческой поддержки лишь руководителям высшего звена.

Преимущество: наименее затратный для банка вариант по данно му направлению управления персоналом.

Недостатки:

> практическая невозможность реализации требования о формировании в трудовом коллективе отношений корпоративного духа;

> высокая вероятность систематических потерь от состоявшихся психологических конфликтов в трудовых коллективах и индивидуальных ошибок сотрудников, работающих в условиях постоянного стресса.

Рекомендации по применению: вариант целесообразно использо-вать только в низкорентабельных банках.

ТРЕТИЙ ПОДХОД связан с определением приоритетного варианта организации взаимодействия администрации с профсоюзом.

Вариант 1: приоритетная ориентация на жесткую конфронтацию с профсоюзом.

Преимущество: отсутствие каких-либо проблем, связанных с профсоюзом, как результат реализации принципа нет профсоюза — нет и проблемы.

Недостаток: при неуспехе политики выдавливания профсоюза из банка — регулярные проблемы, решаемые исключительно в судебном порядке.

Рекомендации по применению:

> в качестве стратегического приоритета данный вариант не целе сообразен ни для одного банка;

> допускается противодействие попыткам внедрения отраслевого или регионального профсоюза в банке, подавляющее большинство тру дового коллектива которого не заинтересовано в этом и открыто обозна чило свою позицию.

Вариант 2: приоритетная ориентация на активное сотрудниче ство с профсоюзом. Преимущества:

> возможность делегировать профсоюзу часть функций администрации по социально-экономической и психологической поддержке персонала;

> возможность использовать профсоюз в качестве посредника между администрацией и сотрудниками при возникновении любых кон фликтов.

Недостатки:

> угроза вмешательства профсоюза в оперативное управление персоналом и связанное с этим потенциальное снижение его эффективности;

> добровольный отказ администрации от использования некоторых инструментов управления (социальных, психологических) исключительно в своих интересах.

Рекомендации по применению:

> в качестве стратегического приоритета вариант целесообразен для банков, основным собственником которых является государство;

> допускается применение данного варианта в небольших банках с полностью подконтрольными администрации лидерами профсоюза.

Вариант 3: приоритетная ориентация на гласное и этичное взаимодействие сторон на основе четкого разграничения полномочий.

Преимущество: возможность использовать позитивный потенциал общественных организаций без угрозы вмешательства их в действия администрации (за исключением случаев прямого нарушения трудового законодательства).

Недостаток: на первом этапе становления подобных отношений — возможные конфликты с профсоюзом.

Рекомендации по применению: в качестве стратегического при оритета вариант целесообразен для большинства банков.

ПРИМЕЧАНИЕ: рассмотренный выше подход не является обязательным элементом кадровой стратегии современного банка. В отличие от других отраслей профсоюзы не получили широкого распространения в сфере финансовой деятельно сти. Отсутствуют они и в большинстве отечественных кредитных организаций. По этому собственную политику в отношении профсоюза приходиться формировать администрации лишь немногих российских банков.

Читать далее: Стратегия обеспечения безопасности банка

Добавить комментарий

Закрыть меню