Социальная мобильность

Социальная мобильность, ее типы и виды.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве.

понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г.

типы мобильности: горизонтальная и вертикальная.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. Различаютвосходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям часто относятгеографическую- перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п)

Виды мобильности: межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенная мобильностьпредполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана ссоциальной карьерой,, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

13.Исторические типы стратификации:

Социальная стратификация – это определенная упорядоченность общества.

На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа: кастовый, сословный и классовый.

Первый тип социальной стратификации – деление общества на касты. Кастовая система – закрытый тип общества, т. е. статус дается от рождения и мобильность практически невозможна. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США, Индии.

Кастовая классификация:

1) брахманы – жрецы;

2) кшатрии – военная аристократия;

3) вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники;

4) шудры – несвободные общинники, слуги, рабы;

5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены.

Второй тип социальной стратификации – сословный – тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается.

Ее образец – средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия:

1) духовенство;

2) дворянство;

3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов);

4) крестьяне

Классовая стратификацияхарактерна для открытых обществ.Классы обладают рядом особенностей, отличающих от трех других стратификационных систем:

1) классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении;

2) классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены;

3) классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами;

4) классовые системы осуществляют в основном связи вне личностного характера

5) социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует.

Социальные институты и их характеристики

Социальные институты – относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика, управление.

Признаки соц. института:

· Культурные символы

· Утилитарные культурные черты

· Организации

· Нормы и ценности

· Устные и письменные кодексы поведения

· Идеология

· Соц. статусы и роли

· Установки к образцам поведения

Социальные институты предназначены для удовлетворения важнейших жизненных потребностей коллектива.

1. Потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).

2. Потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство).

3. Потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство).

4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру).

6. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Социальные организации их основные черты.

Социальная организация– это устойчивые совокупности людей, которые имеют отличительные, только им присущие признаки.

Социологи выделяют: формальные и неформальные типы организаций.

Формальная(официальная)-группа создающаяся и существующая лишь в рамках социально призванных ориентаций. Пример: школьный класс, спортивная команда.

Неформальная(неофициальная)- группа, обычно возникающая и существующая лишь в рамках социально призванных ориентаций. Пример: поэтический кружок, организация болельщиков футбольного клуб.

· Понимание людьми своей принадлежности к определённой организации

· Взаимодействие людей в этом объединении

· Признаки принадлежности других людей к этой организации.

Трудовая организация– это организационно закреплённая совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определённого общественно необходимого продукта или оказания услуг.

Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ.

Общественные организации – негосударственные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. Выделяются экологические, политические, спортивные, досуговые, благотворительные организации.

Соц. организации делятся на: естественные (деревня, клуб и тд) , искусственные (предприятия, школы, больницы и тд) и естественно-искусственные.

Личность и ее структура.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Под социальной структурой личностипонимается совокупность устойчивых социальных качеств индивида, формирующихся в процессе деятельности, общения, включенного в те или иные социальные общности, группы, социальные связи и отношения общества.

Среди подходов к пониманию содержания структуры личности выделим три.

Согласно первому подходу компонентами структуры личности выступают:

а) память – система знаний, которые личность приобрела, освоила в течение своей жизни;

б) культура, представляющая собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми руководствуется личность;

в) деятельность – целенаправленное воздействие личности на объекты, которыми могут быть и другой человек, и социальные группы, социальные системы.

В рамках второго подхода социальная структура личности раскрывается в двух отношениях:

1) в объективном плане – как система статусов и ролей;

2) в субъективном плане – как система диспозиций и ролевых ожиданий.

При третьем подходе социальная структура личности составляет совокупность социальных сил человека:

целенаправленной деятельности;

сознания/мышления;

потребностей и способностей;

статусов и ролей;

ценностных ориентаций (диспозиций);

культуры – знаний, убеждений, норм и ценностей.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ЕЕ ВИДЫ И ТИПЫ

Изучая неравенство членов общества, важно, чтобы они были в движущемся, функционирующем обществе. Поэтому учитывают социальную мобильность, т. е. переход индивида из одного социального статуса в другой (ребенок становится студентом, холостяк – семьянином).

Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин. Он называл социальной мобильностью переход индивида из одного социального положения в другое. Существуют:

1) горизонтальная социальная мобильность;

2) вертикальная социальная мобильность.

Эти перемещения происходят внутри социального пространства.

П. Сорокин говорил об индивидуальной (карьера) и групповой (миграция) социальной мобильности. Конечно же, более сложен процесс групповой мобильности.

Вертикальная мобильность – это перемещения социального объекта из одной социальной страты в другую, разные по уровню. Индивидуальная вертикальная мобильность практически не меняет стратификационной и политической культуры, так как смысл ее заключается в основном в прохождении какой-либо иерархической системы (повышение в должности, доходах).

Причины массовых перемещений нужно искать в изменениях экономической сферы, политическом перевороте или смене идеологических ориентиров. Групповая социальная мобильность по вертикали вносит большие изменения в стратификационную структуру, изменяет существующую иерархию. П. Сорокин называл в качестве каналов вертикальной мобильности следующие институты: армия, церковь, университет. Но они не всегда эффективны.

Существуют также восходящая мобильность (повышение в звании, утверждение моды) и нисходящая (как правило, вынужденная) – лишение званий, деградация.

Горизонтальная социальная мобильность – это перемещения социального объекта в другую группу без изменения статуса. Сюда относят смену работы в той же должности и т. д.). Обычно к горизонтальной мобильности относят перемещения в географическом пространстве.

Существуют основные исторические разновидности миграций:

1) перемещение целых народов (например, Великое переселение народов в IV–V в., разрушившее Римскую империю);

2) перемещение из города в деревню и в обратном направлении. Но процесс урбанизации преобладает;

3) перемещения, связанные с социально-экономическими причинами (освоение пустующих территорий);

4) перемещения, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, – стихийные бедствия, революции, религиозные гонения (например, в Библии описан уход евреев из Египта).

В связи с распространением такого явления, как перемещение, стали возникать диаспоры (этнос, живущий вне места его происхождения). Они способствуют сближению этносов и культур, но нередко становятся источником конфликтов и напряженности в обществе.

Можно сказать, что одним из условий нормального развития общества, его функционирования, свободного развития личности и утверждения принципов социальной справедливости является свобода социальных перемещений.

Критичность фактора конфиденциальности.

Для клиента принципиально важно, чтобы все то, что он обсужда-

ет с консультантом, оставалось только между ними. В связи с этим, кли- енты зачастую отдают предпочтение комплексным компаниям, зареко- мендовавшим себя в другой работе и уже знакомым с информацией о клиенте. Поэтому всегда подчеркивайте в своей рекламе, что вы неукос- нительно соблюдаете конфиденциальность.

Консалтинговые услуги могут не требуют никакого капитального оборудования, поэтому компаниям не имеет смысл открывать офисы по всей стране. Здесь можно указать на то, что локальные компании не мо-

гут иметь серьезного преимущества места перед глобальными.

По информации, опубликованной PriceWaterhouseCoopers, ком-

пания в 2000 году потратила $580 млн. только на авиабилеты.

Вне зависимости от того, как установится связь между клиентом и консультантом, найти им общий язык будет значительно легче, если клиент хорошо осведомлен о своих проблемах и имеет хотя бы некото- рый опыт общения с людьми этой профессии. Но, к сожалению, это бы- вает далеко не всегда.

В мировой практике на аудит приходится в среднем менее 40 %

дохода крупнейших аудиторско-консультационных организаций. В Рос- сии аудит приносит около 75% дохода. Этому различию есть два объяс- нения. Во-первых, на любых новых рынках спрос на услуги аудиторов опережает потребность в консультантах. Во-вторых, на Западе и у нас различное содержание понятий аудит и консалтинг. Согласно мировым традициям, да и отечественной нормативной базе, аудит – это подтвер- ждение достоверности бухгалтерской отчетности для того, чтобы заин-

тересованные пользователи могли ей доверять. Ответ на вопрос «Что делать?» дает уже не аудит, а консалтинг.

Однако наш хозяйственник воспринимает аудитора как нечто среднее между домашним доктором и временно нанятым бухгалтером, призванным проверить проконсультировать, исправить и договориться с

налоговыми органами. Поэтому заметная часть российского аудита – это на самом деле бухгалтерский или налоговых консалтинг.

Самим консультантам, нередко сталкивающимся с невежественно-

стью потенциальных клиентов, приходится искать выходы для преодо-

ления различных психологических барьеров.

Развеять страхи и нереши- тельность клиента не менее важно, чем подготовить убедительные тех- нические предложения и демонстрацию последних достижений кон- сультанта.

Отсюда существует ряд психологических проблем:

o нежелание признать необходимость вмешательства консуль- танта: руководство предприятий, боясь уронить авторитет в глазах подчиненных, не желают признаваться (прежде всего, самим себе) в том, что им нужна своевременная и качественная рекомендация консультан- та;


o сомнения в компетентности и честности консультанта: со- мнения клиентов в том, сможет ли консультант преодолеть те проблемы, которые не смогло решить руководство предприятия, очень распростра- нены. Более того, некоторые полагают, что консультант не станет утру- ждать себя сложным поиском решения и постарается применить один из своих стандартных вариантов решения проблемы. К тому же, имеют ме- сто опасения, что консультант собирает много конфиденциальной ин- формации, которую затем сможет использовать против клиента;

o страх перед высокой оплатой услуг консультанта: как прави- ло, такого рода опасения появляются у тех компаний, которые испыты- вают финансовые затруднения.

Хорошо представляя себе те факторы, которые удерживают кли- ента от обращения к консультанту, консалтинговые компании расширя- ют ассортимент методов, которые создают профессиональную репута- цию и выходят на определенное место в умах своих потенциальных кли- ентов. Цель одних методов – повышение интереса и доверия к консуль- тационной фирме и ее услугам. Вместе с этим, такие методы значитель- но усиливают имидж фирмы, как профессиональной и добросовестной организации. Цель других – вызвать интерес клиентов путем снабжения их другими полезными техническими услугами (информацией, обучени- ем и т.д.). Именно это делает маркетинг консалтинговых услуг по- настоящему профессиональным и помогает консалтинговым компаниям повысить свой имидж в глазах и умах клиентов, а также значительно расширить собственную техническую компетентность.

Вопрос 6. Социальная мобильность, ее виды и факторы.

⇐ Предыдущая123

Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую.

Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Социальная мобильность может быть высокой и низкой. Примером высокой социальной мобильности могут послужить Соединённые Штаты Америки, примером низкой — Индия. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта.

Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

Виды социальной мобильности:

1) Межпоколенная мобильность.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором.

2) Внутрипоколенная мобильность.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.

Типы социальной мобильности:

1) Вертикальная мобильность.

Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

Восходящая мобильность — социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

2) Горизонтальная мобильность.

Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое).

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город па постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Так, например, различают:

— индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у одного человека независимо от других,

— групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

На социальную мобильность оказывают влияние следующие факторы:

1) Уровень развития экономики.

Так, в периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность; напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций, повышается спрос на работников, которые должны занять их, что провоцирует восходящую мобильность.

2) Исторический тип стратификации.

Если кастовое и сословное общества, то есть общества закрытого типа, где большинство статусов являются приписываемыми, ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса, то в обществах открытого типа, где ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус, уровень социальной мобильности высок.

3) Демографические факторы. К ним относятся: пол, возраст, уровень рождаемости, смертности, брачности, разводимости.

В целом молодые люди и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Молодым более свойственна профессиональная мобильность, взрослым – экономическая, пожилым – политическая. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот. При этом уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, а у высших — меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын представителя престижных страт пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Профессионалы (врачи, юристы и т.п.) и квалифицированные служащие также не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Нетрудно представить, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе.

4) Место жительство.

Учеными фактически выявлена прямая зависимость между размерами населенного пункта и масштабом профессиональных достижений. Однако также выяснилось, что сельская молодежь, переселившаяся в город, достигает более высокого положения по сравнению со своими отцами, чем коренные горожане по сравнению со своими.

5) Миграционные процессы.

Иммигранты, приезжающие в страну из других стран, занимают нижние позиции в социальной структуре, вытесняя или поторапливая с продвижением вверх коренных жителей. Тот же эффект создает миграция в города из сельской местности.

6) Социальный статус семьи.

Данные социологов в разных странах свидетельствуют, что выходцы из нижнего слоя среднего класса, то есть «белых воротничков», и высшего слоя рабочего класса, то есть «синих воротничков», наиболее редко наследовали профессии отцов и были высокомобильными. Напротив, представители высшего класса и профессионалы чаще наследовали род занятий своих родителей.

7) Уровень образования.

Чем выше уровень образования, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице. В США обнаружен факт: хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов продвинуться, сколько плохо образованный выходец из среднего класса, хотя второму могут помогать родители.

8) Национальность.

Представители доминирующей нации, как правило, легче продвигаются по социальной лестнице и чаще занимают высокие позиции в обществе, чем представители более малочисленных народов.

9) Физические и умственные способности.

10) Личностные качества (высокий уровень мотивации, инициативность, честолюбие, коммуникабельность и др.).

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 797 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. I. В саду Эдемском было два дерева, одно — дерево жизни, другое — дерево познания добра и зла, и это означает, что человеку дана свобода выбора в духовных вопросах.
  2. I. Прочтите, следуя интонационной разметке, данные вопросительные высказывания.
  3. II. Знакомство с новым материалом. Вопрос Ответ Сегодня мы прочитаем рассказ Николая Носова «Затейники». А с какими произведениями этого автора вы уже
  4. II. Прочтите вопросительные предложения, используя изученные интонационные модели.
  5. III. Проверка записей конспекта (основные положения по вопросам).
  6. IV. Из того, что зло дозволено каждому в его внутреннем человеке, очевидно, что у человека есть свобода выбора в духовных вопросах.
  7. IX. Перечень теоретических вопросов к итоговому контролю
  8. Nревратился в вопрос международной политики.
  9. PR-специалист, оценивая по 5-балльной системе спикера, должен ответить на ряд вопросов.
  10. Uuml;üМазхаб Шейх уль Ислама Ибн Теймии в вопросе такфира того, кто ввел выдуманные законы.
  11. V. Без свободы выбора в духовных вопросах ни к чему было бы Слово, а значит и церковь.
  12. VII. Без свободы выбора в духовных вопросах Бог был бы в ответе за зло, и тогда не могло бы быть вменения милосердия и веры.


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Закрыть меню