Социалка в США

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет»

Гуманитарный институт

Кафедра социальной работы

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История социальной работы»

на тему «Система социального обеспечения

в США»

Выполнила: студентка CРб-08 Алексеева

Татьяна Ивановна

Проверила: преподаватель Галкина

Галина Анатольевна

Тюмень 2010 год

1. История социального обеспечения в США

2. Система социальной помощи в США

3. Социальное страхование

4. Льготные программы

5. Добровольная помощь и благотворительность

История Социального обеспечения в США

Система социального обеспечения США возникла в результате масштабных реформ, проведенных в середине 1930-х годов. Беспрецедентный экономический кризис («Великая Депрессия») 1930-х годов, ставший причиной невероятно высокой безработицы, показал, что ни правительства штатов, ни местные органы власти, ни частные компании оказались не в состоянии позаботиться о нуждающихся гражданах США. Ситуация требовала кардинального решения проблемы социального обеспечения на уровне федерального правительства. Поэтому, начиная с 1932 года, федеральное правительство начало предоставлять сначала кредиты, а потом и гранты правительствам штатов с целью предоставления прямых и трудовых пособий гражданам.

Позднее, в 1935 году, президент США Франклин Рузвельт (Franklin Delano Roosevelt) предложил на рассмотрение Конгрессу США проект законодательства о системе социального обеспечения. Данный законодательный проект был основан на рекомендациях, сделанных членами специально созданного Совета по Экономической Безопасности. Вскоре был принят Закон о Социальном Обеспечении, который вступил в силу в августе 1935 года.

Закон предусматривал создание двух программ общенационального масштаба по социальному обеспечению пожилых и безработных. Первая программа заложила основу федеральной системы предоставления льгот престарелым и пенсионерам, проработавшим в промышленном и торговом секторах. Вторая программа предусматривала создание системы социального страхования для безработных. Законом также предусматривалось предоставление федеральных грантов штатам для обеспечения реализации программ по поддержке престарелых и инвалидов (в основном, слепых). Закон предусматривал также выделение федеральных грантов для обеспечения детей медицинскими услугами (система просуществовала до 1996 года).

Программа по социальному страхованию престарелых, тем не менее, не получила полного развития, пока не были приняты некоторые изменения в законе. Принятые Конгрессом в 1939 году поправки к Закону о Социальном Обеспечении, которые создали льготы для лиц, находящихся на иждивении у пенсионеров и больных рабочих, превратили систему страхования престарелых в семейную программу. В 1950-е годы программа была расширена и была распространена на многие другие профессии, которые первоначально были исключены из-за трудностей, связанных со сбором информации о размерах заработной платы в некоторых отраслях.

В 1956 году национальная система социального страхования была также значительно расширена за счет создания системы страхования в случае недееспособности. Так, были введены льготы для инвалидов труда в возрасте 50 и старше и для детей-инвалидов. В 1958 году были приняты новые поправки к Закону, благодаря которым детям недееспособных рабочих также начали предоставлять льготы. В 1960 году был снят возрастной ценз, устанавливающий, что льготы, положенные недееспособным рабочим, могут получить лишь лица, достигшие 50-летнего возраста. Поправки 1972 года связали термин “Стоимость жизни”, на основе которого рассчитываются размеры пособий и пенсий, с Индексом Потребительских Цен (ИПЦ) — постоянно рассчитываемым экономистами коэффициентом. В результате любые изменения в показателе ИПЦ влекли за собой изменения в “стоимости жизни” — то есть, если цены на основные товары и услуги возрастают, то увеличивается и пенсия. Данными поправками былa также создана система Позднего Пенсионного Кредита, который предусматривал увеличение пенсионных выплат лицам, вышедшим на пенсию позднее положенного срока в 65 лет.

Поправки 1983 года сделали обязательным предоставление льгот гражданским федеральным служащим и служащим некоммерческих организаций. Поправки однако увеличили возраст, достижение которого давало служащим право выйти на полную пенсию с 65 до 67 лет. Кроме того, льготы стали налогооблагаемыми для некоторых категорий получателей льгот с относительно высокими доходами. Поправки 1994 года увеличили планку для страхования заработков рабочих с $50 за квартал до $1 тыс. в год.

Одна из самых важных частей социального законодательства была введена поправками 1965 года к Закону о Социальном Обеспечении, в результате которых была создана система страхования здоровья престарелых «Медикэр» (Medicare). Программа обеспечивает медицинские нужды лиц, достигших 65 лет и старше, независимо от уровня их дохода. Действие этой программы в последние годы сталкивалось с критикой со стороны пенсионеров: из-за постоянного роста цен на лекарства им становилось все сложнее приобретать их. В результате в 2003 году были внесены дополнения в эту программу и часть средств, необходимых для покупки медикаментов, пенсионерам начало предоставлять федеральное правительство.

Другие программы содействия включают в себя Программу по предоставлению продовольственных талонов («фуд-стэмп»). Данная программа была создана в 1964 году для улучшения питания в семьях с низкими доходами. Другой программой продовольственной поддержки является Специальная Программа Дополнительного Питания для Женщин, Младенцев и Детей. Хотя в США нет системы предоставления семейных субсидий, но семьям с детьми предоставляются специальные налоговые льготы.

Сегодня существуют три типа организаций, которые осуществляют социальные услуги для населения

· Государственные – финансируются через бюджет, сформированный штатом

· Частные неприбыльные – финансируются с помощью федеральных грантов, грантов штата и местных грантов, а также получают дотации, предназначенные для государственных программ

· Частные прибыльные – финансируются деньгами, которые клиенты выплачивают, чтобы получить услуги, данные организации основаны специально для получения прибыли.

Типы услуг, которые эти три типа организаций оказывают для следующих категорий населения

· Дети, Молодежь, и Семьи

· Взрослые и дети — инвалиды

· Пожилые и престарелые

Служба психиатрической помощи

2. Система социальной помощи в США

Большинство американцев — около 85 процентов — не богаты и не бедны. Они составляют широкую экономическую категорию, именуемую «средний класс». Принадлежность к среднему классу означает, что человек либо работает на фабрике, либо управляет магазином, либо является квалифицированным профессионалом — учителем или медицинским работником. Принадлежат к этой категории и фермеры, и полицейские, и коммивояжеры. Обычно эти люди хорошо живут, имеют машины, ежегодно пользуются отпуском и способны оплатить, хотя бы частично, обучение своих детей в университете. Выше этого среднего класса на экономической лестнице стоят очень богатые люди. Ниже — бедные. Бедность в Соединенных Штатах определить трудно. Обычно бедной считается семья из трех человек, годовой доход которой 8000 долларов или меньше. Многие бедные имеют доход куда меньший, чем эта «минимальная» сумма. Жить бедным трудно. Они не зарабатывают ничего или не зарабатывают достаточно, чтобы хватало на еду и иные потребности. Многие живут в труще-бах или полуразвалившихся домах, а есть и вообще бездомные, обитающие в ночлежках. Им не по карману ни медицинская помощь, ни высшее образование для детей.

Большинство американцев обеспокоены существованием в их стране бедности. В конце концов, Соединенные Штаты известны именно своим богатством, изобилием продовольствия и возможностями каждому создать себе хорошую жизнь. Целью является поддержание экономической системы свободного предпринимательства, в которой каждый, желающий трудиться, может найти себе работу, способную принести достаточный доход для безбедной жизни. Однако всегда существует какое-то количество людей, стремящихся, но не сумевших найти себе занятие по способностям. Число безработных в стране колеблется в зависимости от общей экономической конъюнктуры. По официальным данным в последние годы безработица составила от семи до восьми процентов.

Бедным и безработным было бы куда тяжелее, если бы они не получали помощи от федерального правительства и правительств штатов. Система социального обеспечения в США столь широка, что в начале и середине 1960-х годов почти половину всех расходов федеральной казны составляли выплаты на «социальные нужды», то есть на оказание помощи людям. Это в два раза больше, чем в 60-х годах, когда на обеспечение социальных программ расходовалось лишь около 25 процентов федерального бюджета. Помимо федеральных программ правительства всех пятидесяти штатов проводят свои собственные программы помощи нуждающимся. Программы помощи бедным включают:

Пособия по социальному обеспечению — ежемесячные суммы, выплачиваемые государством тем, чей доход не обеспечивает таких основных потребностей, как пища, кров и одежда.

Медикейд — оказание бесплатной медицинской помощи и госпитализации.

Продовольственные купоны — книжечки специальных талонов, действительных для приобретения продуктов в любом магазине.

Школьное питание — бесплатные завтраки и обеды для школьников.

Майк Паттон (Mike Patton)

В моей предыдущей статье (Почему продолжит расти государственный долг США) мы обсудили разрастание федерального долга.

В частности, мы рассмотрели ряд ключевых причин его роста и темпов роста в различные периоды. В этой статье мы рассмотрим социальные программы, обсудим эффект, который они оказывают на федеральный бюджет и экономику и к тому же посмотрим, как это может повлиять на наш уровень жизни. Начнем с той роли, которую долг играет в обществе.

Роль долга в обществе

Долг – это результат жизни не по средствам. Долг – вполне обычное дело и не является абсолютным злом. В действительности он жизненно важная составляющая современной экономики. Почему? Потому что большинство людей не могут позволить заплатить наличными за такие дорогие покупки как дом, новый автомобиль, и т. д. Поэтому им приходится брать взаймы для покупки этих товаров. Экономика, лишенная возможности брать взаймы, мгновенно застопорится. Именно поэтому долг необходим для нормального экономического роста, но только в умеренных количествах. Тех, кто игнорирует «умеренность», ожидает страшная долговая ловушка. Иными словами, если долгам позволяют расти безгранично, они достигают точки невозврата, когда единственным выходом становится банкротство. Лучшим примером этому служат люди, использующие одну кредитную карту для оплаты долгов по другой. В конце концов они оказываются в лапах разрушительного долгового цикла. Теперь посмотрим на бюджет федерального правительства США.

Федеральный бюджет США: обзор

Бюджетный год федерального правительства США начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего года. В этом бюджетном году Вашингтон соберет налогов на $3 трлн, а потратит более $3.5 трлн. В результате мы получаем дефицит более $500 млрд. Следует отметить, что растут как доходы, так и расходы, но доходы растут быстрее расходов, и ситуация с дефицитом медленно улучшается. В любом случае излишние расходы Вашингтона прибавляются к федеральному долгу, который скоро пересечет отметку в $18 трлн. График ниже показывает расходы федерального правительства в этом году.

Федеральный бюджет по часовой стрелке: программы медицинского страхования (25.7%), социальные пособия/пенсии (23.9%), оборона, пенсии, нетто интерес по долгам, пенсии федеральных служащих, другое

Психология подачки

Очевидно, что огромное количество американцев разделяет убеждение, что правительство должно им давать подачки. Это называется психологией подачки, и мы все время видим ее проявления. Самый последний пример тому – дебаты о повышении минимального уровня зарплаты. Как мы оказались в такой ситуации? Как я писал в моей предыдущей статье, когда Никсон (Nixon) отменил золотой стандарт в 1971 году, исчезло ограничение на количество денег, которое Конгресс мог потратить. Поэтому политики воспользовались такой замечательной возможностью для получения голосов. Это межпартийная проблема, и такое поведение свойственно как демократам, так и республиканцам. Многие созданные ими программы воспитали зависимость от государства у значительной доли электората. Поэтому после многих программы «Великого общества» президента Джонсона (Johnson) или «Войны с бедностью», кажется очевидным (или так должно казаться), что эти меры не работают! Иными словами, вы можете давать человеку рыбу, которой ему хватит на день, или научить его ловить рыбу, что прокормит его всю жизнь. Мы пошли первым путем и закончили полным крахом! В действительности, если вы беспрерывно раздаете людям подачки, они теряют мотивацию к тому, чтобы достичь успеха, и постоянная зависимость становится их новой реальностью.

Второй график показывает динамику роста населения США (синим, правая шкала) с 1980 по 2014 гг. График также демонстрирует рост числа получателей талонов на питание (зеленым) и живущих в бедности (красным). Например, число получателей талонов на питание упало с 8.9% населения в 1980 году до 6.0% в 2000 году. С 2000 года размер программы более чем удвоился до текущих 14.5% населения. Доля живущих в бедности была более стабильной, но также выросла с 11.2% в 2000 году до сегодняшних 14.8%. Почему же 14.8% жителей такой богатой страны как Америка живут в бедности? Хотя это совершенно потрясающий факт, но невольно задаешься вопросом не намеренно ли это? Ведь если вы создали огромный класс зависимых, то переизбрание вам практически гарантировано. По крайней мере так говорил Отто фон Бисмарк (Otto von Bismarck) в конце XIX столетия. «С человеком, у которого есть пенсия, куда проще иметь дело, чем с человеком без такой перспективы», сказал он. «Тот, кто примет эту идею, придет к власти», добавил он. В 1908 году Британия последовала этому примеру и это стало стратегией «завоевания голосов».

Вот еще одна статистика, которая вас удивит. На данный момент 46,248,436 человек получают талоны на питание и 116,641,458 человек подают налоговую декларацию. Таким образом 2.5 человека платят налоги на каждого получателя талонов на питание. Если эта тенденция продолжится, то в какой-то момент у нас будет слишком много получающих и слишком мало дающих. Это станет препятствием для экономического роста, что вызовет сокращение налоговых поступлений. Затем правительство будет вынуждено повысить налоги, то есть сделает именно то, чего нам необходимо избежать, пока экономика не встанет на ноги.

Социальная защита в США и странах Европы

Социальная защита в США

Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

Социальное страхование и государственное вспомоществование являются двумя основными формами государственной системы социального обеспечения. Главное различие между ними состоит в разных источниках финансирования. Страховые фонды образуются за счет налогов с трудящихся (в процентах к заработной плате), предпринимателей (в процентах к фонду выплаченной заработной платы) и лиц свободных профессий, врачей, священников и др. (свыше 14% доходов), а государственное вспомоществование — за счет ассигнований из средств государственного бюджета, бюджетов штатов и местных органов власти.

С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования — пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем — пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхованием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся.

Кроме общей федеральной программы, на уровне штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Компенсация (за увечья на производстве, гибель и т. д.) достигает до 2/3заработной платы, и в основном она (компенсация) выплачивается частными страховыми компаниями.

Что касается вспомоществования бедным, то оно получило распространение в стране с 60-х годов XX в. и нацелено на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольственной, жилищной и медицинской помощи.

Гарантированный государством доход в США соответствует «черте бедности». Он систематически корректируется с учетом уровня инфляции и может быть увеличен за счет бюджетных средств штатов.

Продовольственная помощь осуществляется главным образом путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов. Их получают лица или семьи, доход которых не превышает 125% от дохода «черты бедности». Талоны предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам. Другие формы продовольственной помощи — школьные завтраки, помощь матерям с детьми до 1 года и т. д.

Жилищные субсидии в США предоставляются семьям с низкими доходами, и их размер составляет в среднем 2000 долларов в год на семью.,

Система государственного страхования в стране дополняется частными системами страхования, имеющими две формы — коллективную по месту работы и индивидуальную.

Частным пенсионным обеспечением, имеющим важное значение для большей части трудящихся страны (‘/3 из всех обеспеченных пенсиями), охвачено около 40 млн рабочих и служащих. Пенсионные фонды складываются из взносов предпринимателей (свыше 90%), профсоюзов, неорганизованных рабочих и служащих. Отличие частной пенсии от государственной состоит в том, что она выплачивается рабочим и служащим после 10 лет непрерывного стажа в одной фирме, а государственная — независимо от места работы.

В США довольно широко распространены также дополнительные выплаты(оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидии на продолжение образования и юридические услуги).

В США можно отметить как общие с другими странами, так и особенные приемы и формы социальной работы с различными категориями населения.

Так, для пожилых людей и инвалидов создаются фонды и услуги на федеральном уровне. Это пенсии по старости, медицинское обслуживание, обеспечение дешевым жильем, продовольственное обеспечение, организация транспортных услуг, занятости и т. д.

Определенную долю забот берут на себя и местные органы страны. Поощряется шефская помощь, работа добровольцев и т. д. Как и в ряде других стран, в США практикуется помощь пожилым в условиях домашней обстановки, что не исключает их помещения в стационар. В последние годы стали широко практиковаться такие новые формы обслуживания в домах-интернатах, как дневные больницы, периодические курсы оздоровительного лечения, сочетание стационарного обслуживания с диспансерным и т. д.

Особое внимание уделяется жилищно-бытовому обслуживанию пожилых и инвалидов. И это вполне понятно. Как показывают исследования американских ученых, около четверти из 30 млн американцев в возрасте 65 лет и старше немощны. Практикуются доставка на дом обедов, купание в ванне, мытье, стрижка, стирка и смена белья, транспортные услуги, гимнастика с помощью инструктора, ремонт и благоустройство квартир, организация культурных мероприятий и досуга и т. д. Кроме того, для инвалидов предусматривается большая адаптационная подготовка (обучение пользования различными техническими и другими средствами, обустройство специальными приспособлениями квартиры, создание определенных условий для пользования транспортом, оказание транспортных услуг и др.).

Как и в других странах, в США также имеются проблемы с социальным обеспечением пожилых. Так, исследованиями правительства в начале 80-х годов XX столетия установлено, что треть домов для престарелых не соответствовала необходимым стандартам безопасности и качества. Одна из причин этого — многие дома престарелых находятся в частном владении. Поэтому государство вынуждено лицензировать и инспектировать их деятельность.

Другая проблема, как отмечают американские исследователи, состоит в том, что на пожилых американцев (12% населения) идет треть всех национальных расходов на здравоохранение. В то же время более 30 млн граждан в более молодом возрасте не имеют страхования здоровья. Поэтому попытка еще увеличить расходы на старшее поколение (а они действительно нужны) может усугубить конфликт поколений, чего нельзя допустить.

Немало интересного имеется в стране в социальной работе с детьми. Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют (для малообеспеченных семей бесплатно) следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей; создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию; создание и инспектирование детских домов, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье; развитие социальных служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства и т. д. Подобные услуги оказываются и другим семьям, но за некоторую плату. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня доходов семьи. В задачу детских социальных служб входят и вопросы усыновления детей-сирот.

Социальное обслуживание умственно отсталых осуществляется как в психиатрических больницах и домах-интернатах, так и в специализированных стационарах и диспансерах, а также амбулаторно.

Особое внимание при этом обращается на работу с малолетними несовершеннолетними.

В США, как и в ряде других западных стран, проводится следующая работа с бежавшими из дома и бездомными детьми: функционируют приюты и общежития; проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями с целью возвращения ребенка в семью; оказывается помощь семьям, вновь объединившимся с детьми, и т. д. Существует также служба «телефонов доверия», оказывающая бесплатные услуги для юных беглецов.

Развитие социальной работы в Германии

XIX век — это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Во второй половине XIX в. возникла потребность в государственном социальном обеспечении, так как церкви и частные благотворительные учреждения уже не справлялись с большими затратами в социальной сфере.

В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных. В 1919 г. он был переименован на Германском съезде благотворительности в Германский союз государственного и частного попечительства. Сначала он находился в Берлине, затем (с перерывом на период с 1933 по 1945 г.) во Франкфурте-на-Майне. Это центральный союз, объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы в ФРГ. Германский союз служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению.

После объединения ГДР и ФРГ (3 октября 1990 г.) число его участников возросло до 3000. Со стороны государства сюда вошли представители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, свободных городов и округов. От общественных организаций в Союз входят Объединения благотворительности для рабочих, католический «Каритас», Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви и т. д. В него также вошли отдельные лица, прежде всего социальные работники, управленцы, руководители правлений и объединений, известные общественные деятели. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы.

По уставу, утвержденному собранием членов Союза 2 октября 1991 г. в Хейльбронне, главная его цель — воплощение идей социальной работы, особенно там, где речь идет о государственной, общественной и частной социальной поддержке, помощи молодежи и здравоохранению в ФРГ. Его основными задачами являются выдвижение инициатив в области социальной политики, выработка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; экспертная деятельность в области социального права; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кадров и сотрудников в социальной сфере, поддержка значимых для социальной работы наук; изучение опыта и оценка развития социальной работы в других странах, развитие международного сотрудничества и обмена опытом; издание трудов и прочих публикаций по вопросам социальной сферы.

Социальными услугами в ФРГ считаются только те, которые оказываются в некоммерческих учреждениях, т. е. они финансируются из распределительного федерального фонда, например из фондов социального страхования, налогов, пожертвований и т. д. Их целью и содержанием являются улучшение, поддержание и защита жизненных условий малоимущих и неимущих слоев населения.

Исходя из вышеизложенного можно сделать некоторые предварительные обобщения.

1. Под социальными услугами в ФРГ понимаются услуги, оказываемые слабо защищенным в социальном плане слоям населения в некоммерческих учреждениях и направленные на выравнивание жизненного уровня граждан.

2. Типологию социальных услуг можно определить: в зависимости от их целей и задач; по правовому базису, т. е. что за организация или учреждение их оказывает; по виду и форме их оказания.

3. Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения; иностранцы, проживающие в ФРГ, также пользуются социальными услугами.

4. Оказание социальных услуг в ФРГ опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон.

Какие же профессии существуют в социальной сфере?

Мы ограничимся их перечислением, сохраняя принятые в Германии обозначения: помощник социального работника по уходу за пожилыми людьми; социальный работник по уходу за престарелыми; психотерапевт по детским и юношеским проблемам; дипломированный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; консультант по семейным вопросам; воспитатель; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; социальный работник по уходу за инвалидами; воспитатель детского дома; организатор досуга детей и молодежи; ответственный работник с молодежью на местах (лицо, отвечающее за воплощение молодежной политики ФРГ в местных органах самоуправления); работник по делам детей и юношества; консультант по вопросам реабилитации; социальный педагог; социальный работник по делам иностранцев.

Даже из этого перечня профессий социальной сферы можно сделать вывод, что ФРГ является одним из мощных европейских социальных государств. Но это вовсе не означает, что Германия не имеет проблем, тем более, что в последнее время наметились тенденции к ухудшению положения в социальной сфере. Что же мешает дальнейшему развитию социального государства, к чему стремятся немцы?

Проблемными для социальной работы в ФРГ являются следующие сложившиеся условия:

• вступление страны в Европейский Союз и его последствия;

• трудности социально-политического выравнивания новых и старых федеральных земель;

• ухудшение социального положения граждан в ФРГ усугубляется ростом безработицы, нищеты, неблагоприятными тенденциями демографического развития страны, сокращением дотаций на жилье, высокой квартплатой, отсутствием необходимых мест в социальных учреждениях для временного пребывания детей;

• в ФРГ, как и в других странах, социальные работники — преимущественно женщины; эта работа малооплачиваема, недостаточно престижна.

Социальная работа в Норвегии

Большинство социальных служб в Норвегии образованы в результате различных частных начинаний, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодежных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются избиениям, и т. д.

Если такие службы работают успешно, то своими результатами они могут привлечь внимание общества или администрации и получить некоторую поддержку от крупных организаций или правительства.

И наконец, социальная служба может быть регламентирована законом или некоторыми актами как всеобщая обязанность в данном обществе и, как следствие этого, — объединена в бюджетную систему.

В Норвегии сегодня можно встретить примеры социальных служб всех трех перечисленных видов.

Норвегию (с населением около 4 млн человек) часто определяют как государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина.

Финансирование социальной сферы и сферы охраны здоровья составляет ‘/3 общего государственного дохода (1985 г.), и каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или сфере охраны здоровья.

Реальная ситуация должна рассматриваться с учетом данных о возрастающей безработице, сокращении расходов на социальную защиту, кризиса финансовых институтов. Кроме того, следует отметить тенденцию к увеличению числа добровольных работников и роли неправительственных организаций.

Организация общественного управления основана на трех уровнях: государственном, региональном, муниципальном.

На государственном уровне наиболее важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального страхования (1966 г.), который управляется министерством здоровья и социальных дел.

Система медицинского страхования финансируется налогами с работающих, работодателей/областей и муниципалитетов.

Эта программа включает выплаты: пенсионерам (после 67 лет), вдовам, детям (до 18 лет), нетрудоспособным, по болезни, медицинские и повседневные выплаты во время болезни и после родов, еженедельные выплаты по безработице (до 80 недель), за производственные травмы, матерям- и отцам-одиночкам.

Большая часть деятельности региональных, областных советов — это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают: госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психически больных. Общее число мест в этих институтах 153 на 10 тыс. жителей.

На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и социальной работы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми люди могут пользоваться. Социальные офисы предоставляют широкий спектр услуг, основываясь на соответствующих законодательных актах.

Социальная защита по акту 1964 г.

предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального страхования и кто не способен поддерживать свое существование. Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например для проезда студентов во время каникул. Информация, советы и денежная помощь — главные направления в работе по этому акту.

Основная задача социальной защиты детей — «дать детям (до 18 лет), которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту» и «требовать охраны хороших условий жизни для детей». Каждый муниципалитет имеет отдел по защите детей, который несет ответственность за выполнение соответствующих мер. Работа ведется на трех уровнях: основные профилактические меры, профилактические меры в семьях и защитные меры.

Цель основных профилактических мер — улучшать жизненные условия детей. Применительно к практической социальной работе это выполняется через общественную работу, открытие детских площадок, детских садов, молодежных клубов или решение транспортных проблем, восстановление домов и т. д.

Важно заметить, что эти основные профилактические меры выходят за пределы работы социальных офисов и включаются в общие планируемые процессы административных систем в муниципалитетах.

В семьях, где дети живут «в неблагоприятных условиях», которые негативно влияют на их здоровье, профилактические меры таковы: семейный надзор, поддержка и совет семье, экономическая поддержка, помощь в решении каких-либо школьных проблем или обеспечение местами в яслях или детском саду для улучшения ситуации в семье, чтобы родители получили возможность дать детям необходимое воспитание.

Но «если родители не могут заботиться о своих детях», отдел по защите детей берет на себя ответственность по их защите, воспитанию и помещению в приемные семьи или детские дома. В большинстве случаев эти меры временные, так что если ситуация меняется к лучшему, то ребенок может вернуться обратно в семью.

Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США и странах Европы является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

Добавить комментарий

Закрыть меню