Социал реформизм

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Идеологические доктрины составляют теоретическую базу осуществляемых в обществе крупномасштабных политических и экономических реформ (смена политического курса, реализация государственных экономических и политических программ, новые направления в развитии общества и т.д.).

Еще во времена античности отдельные представители передовой общественно-политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принципах равенства. Однако первые социалистические учения появились в эпоху первоначального накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетенных масс за свое социальное освобождение.

Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социализму, т.к. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.

1. Идеология и ее функции в обществе

Идеология – это система взглядов и идей, стремящаяся дать целостное объяснение явлениям общественной жизни в интересах определенных социальных групп.

В идеологии главное – достижение цели в интересах определенных социальных групп, в силу чего допускаются условные толкования, сформулированные выводы могут весьма существенно отклоняться от реальности. Суть идеологии не в познании мира, а организации общественного сознания, приведении его к некому общему стандарту и управление людьми путем воздействия на их сознание. Строится идеология с расчетом на то, чтобы ее смогли усвоить широкие слои населения.

Наличие различных идеологий в обществе и борьба между ними – это древнейшее явление, которое пронизывает всемирную историю. Однако первые работы, исследующие данное явление появились только в начале XIX в. Считается, что первым исследователем идеологии является французский философ и экономист Дестют-де-Траси («Элементы идеологии», 1-4 т., 1801-1815 гг.).

Наиболее сильное влияние на общество идеология приобрела в XX в., что связано с развитием средств массовой информации. Нередко это приводило к гиперидеологизации политики, порождало кризисы и даже войны (нацизм, «марксизм-ленинизм», расизм и др.) В силу этого обстоятельства многие социологи в середине XX в.

попытались доказать, что современное общество может обходиться без идеологии, поскольку есть в настоящее время различные методы познания окружающего мира.

Овладев ими, каждый человек в состоянии выработать собственную систему взглядов на окружающую действительность («теория деидеологизации » – Белл, Арон, Поппер и др.).

Однако эти выводы не нашли практического подтверждения. Идеологии существовали и, если рушились одни идеологии, их место занимали другие. В начале 1970-х гг. выводы «теории деидеологизации» признаны не соответствующими действительности. Была сформулирована «теория реидеологизации», которая по-новому объясняет роль идеологии в обществе.

Наличие идеологии в современном обществе можно объяснить следующими причинами. Большинство современных людей неспособно вырабатывать собственную систему взглядов на мир и окружающую действительность. Это обстоятельство никак не связано с уровнем их материальной обеспеченности и наличием реальных свобод. Нарастание процессов индивидуализации и расширение свободы также не стимулирует формирование у индивидов собственной системы взглядов. Существует в современном обществе «свобода вероисповедания», но при этом человек вообще утрачивает способность верить во что-либо. В условиях «свободы слова» люди мыслят теми штампами, которые навязывают средства массовой информации. Гарантируется «свобода образа жизни», но люди ориентируются на стандарты, навязанные рекламой, общественным мнением, авторитетами. Все это свидетельствует о том, что современному человеку также сложно формировать собственное мировоззрение, как и много столетий назад. Для этого нужно уметь самостоятельно мыслить. А это самое трудное. Гораздо проще заимствовать чужую систему ценностей и идеи.

Одновременно расширилась и усложнилась социально-экономическая и политическая сцена в силу чего рядовому гражданину все труднее ориентироваться в происходящем. К тому же многие простые проблемы общественной жизни умышленно усложняются настолько, что создается видимость, будто разобраться в них могут только специалисты. Это отбивает у людей желание и смелость думать самим, подрывает веру в свою способность размышлять над насущными проблемами. Средства массовой информации не отражают объективно окружающую действительность. В них наибольшее внимание уделяется редкому, сенсационному, ненормальному, негативному, пугающему, в сравнении с общим, нормальным, позитивным. СМИ придают реальности деформированный имидж. Мелкое событие может быть раздуто до вселенских масштабов, в тоже время действительно серьезные проблемы могут практически не освещаться.

Кроме того, в политике избиратели имеют дело с гигантскими партиями, которые подавляют избирателей так же, как и корпорации в сфере экономики. Существующие избирательные технологии заставляют гражданина ориентироваться на программу определенной партии, а, следовательно, заимствовать и ее идеологию. В противном случае гражданин оказывается вне политики.

Откуда людям брать надежду, смысл жизни, простую непротиворечивую социальную ориентация? Наука такую ориентацию дать не в состоянии, более того каждая наука выдвигает свои проекты гибели человечества (столкновение с кометой, таяние льдов, генная инженерия, национальный, цивилизационные, религиозные конфликты и т.д.).

В силу отмеченных выше обстоятельств идеология выполняет в обществе важные функции:

— идеология описывает социально-политическую действительность, дает определенные социальные координаты и ориентирует людей в социальной жизни;

— указывает принципиальные пути решения стоящих перед обществом проблем;

— мобилизует людей и политическую систему на достижение определенной цели;

— оправдывает политическое поведение элиты и граждан.

Выполняя эти функции, идеология с одной стороны разъединяет людей, а с другой, – интегрирует общество. Однако идеология в современном обществе должна быть гуманной, рациональной, критичной, терпимой, экологичной (реализация целей идеологии не должна ухудшать состояние природной среды), то есть должны существовать определенные конституционные ограничения, в рамках которых идеология может оказывать влияние на общество и граждан.

2. Социал-реформизм

Идеология социал-реформизмаоформилась в конце XIX в. Основной вклад в разработку социал-демократической идеологии внесли Э. Бернштейн, К. Каутский, А. Бебель и другие. Важнейшие идеи современного социал-реформизма изложены в концепции «демократического социализма». Основными ценностями данной идеологии провозглашаются солидарность, социальная справедливость (как равная свобода для всех, обеспеченная жизненными возможностями), социальная обеспеченность, экологическая безопасность, сохранение мира.

Реализация этих ценностей возможна только на пути движения к социализму. Под социализмом понимается социально организованное, социально защищенное общество, которое бесконечно совершенствуетсяна ценностях солидарности, социальной обеспеченности, справедливости. Процесс бесконечного совершенствования общества на этих ценностях – это и есть социализм. Социализм невозможно построить. Социализм, в трактовке идеологии социал-реформизма, есть процесс бесконечного движения. (Э. Бернштейн: «Движение – все, конечная цель – ничто»). Движение к социализму становится возможным лишь при определенном уровне материальных предпосылок. Такой основой является достижение капитализмом уровня развития, при котором в экономике доминирует не частный капитал, а ассоциированный. На этой основе происходит разделение функций владения и распоряжения капиталом.

Капитал превращается в силу общественную. Каждый имеет возможность приобрести акции и стать совладельцем собственности. При наличии таких условий становится возможным совершенствовать общество на ценностях солидарности, социальной справедливости, социальной обеспеченности. Движение к социализму происходит постепенно, эволюционно. Широкие слои населения интегрированы в существующую систему экономических отношений, поэтому любые радикальные реформы в обществе подрывают солидарность и социальную защищенность граждан, то есть базовые ценности социализма. Революции несовместимы с социализмом, ибо революция – это диктатура одной части населения над другой, это есть уход от демократии, а социализм и демократия неразделимы.

Движение к социально организованному обществу предполагает всяческое содействие развитию политической, экономической и социальной демократии.

Основной целью развития политической демократии является преодоление отчуждения людей от власти. Достичь этого можно, лишь привлекая граждан к реальному управлению государственными и общественными делами. В современных условиях это возможно лишь через развитие местного самоуправления. В программах социал-демократических партий предусматривается перераспределение полномочий между центральными и муниципальными органами власти в пользу последних, в том числе и налогов. Развитие экономической демократии должно способствовать преодолению отчуждения людей от собственности и результатов своего труда. Это возможно посредством создания такой экономической системы, которая бы утверждала контроль общества над экономикой и использование ее богатства в интересах всего общества. Для этого необходимо, чтобы государство играло активную роль в экономике.

Похожие главы из других работ:

Государство: основные теории и тенденции

3.3 Социал-демократические государства

В то время как государства развития прибегают к вмешательству в экономику для ускорения экономического прогресса, социал-демократические государства делают то же самое для более широкой перестройки социальных отношений, — как правило…

Динамика ценностей либеральной доктрины

2.2 Либерал-реформизм

Либерализм изменялся на каждом крупном историческом повороте, стремясь приспособиться к новым условиям. Классический либерализм рассматривал буржуазное общество как механизм, находящийся в процессе непрерывного совершенствования…

Европейская социал-демократия

1. Европейская социал-демократия: грядущие потрясения или новые горизонты

Чтобы правильно оценить причины и возможные последствия новых проблем, от решения которых в решающей степени зависят не только нынешние позиции европейской социал-демократии, но и ее будущее как влиятельной политической силы…

Европейская социал-демократия

Социал-демократия и государственные институты

Еще на раннем этапе становления социал-демократии борьба, которую она вела за улучшение условий существования наемной рабочей силы, предполагавшее, в частности…

Европейская социал-демократия

Глубинные факторы устойчивости социал-демократии.

При всей сложности новых проблем, перед которыми оказалась сейчас европейская социал-демократия, существуют влиятельные факторы, позволяющие ей с оптимизмом смотреть в будущее…

Идеология социал-реформизма

3.1 Сущность и методология социал-реформизма

Современная социал-демократия, защищая интересы не какого-то одного класса или социального слоя, представляет собой довольно неоднородное идейно-аполитическое течение, которое поддерживают рабочие, служащие, интеллигенция…

Политическая идеология, ее основные типы

Социал-демократия

Социал-демократия (часто идентифицируется с демократическим социализмом) — направление в социалистическом и рабочем движении, выступающее за переход к социально справедливому обществу путём реформирования буржуазного…

Политическая система современной Сербии

3.6 Лига социал-демократов Воеводины (ЛСДВ)

Лига социал-демократов Воеводины (ЛСДВ) основана в 1990 г. Добивается предоставления Воеводине статуса республики в рамках федеративной Сербии, осуществления «социал-демократических принципов организации общества»…

Политические идеи западноевропейской социал-демократии

1. Идейные истоки и возникновение социал-демократизма в западной Европе

Исторически социал-демократия возникла и приобрела политический вес как представитель и защитник интересов индустриального отряда наемных работников…

Политические идеи западноевропейской социал-демократии

2. Западно-европейская социал-демократия в XX-XXI веков

После второй мировой войны наступает новый этап в развитии демократического социализма в Западной Европе. Сразу после войны руководители большинства социал-демократических партий Западной Европы…

Политические идеи современности

2. Марксистская и современная социал-демократическая мысль

На рубеже 80-90-х годов прошлого века в европейском рабочем движении сложились два направления: реформистское и революционное, которые постепенно переросли в самостоятельные идейно-политические течения…

Современные демократические проблемы России

3.2.Социал-демократия в России — оппозиция «на вырост»

Политическое поле социал-демократии уже долгое время и в основном безуспешно разрабатывается многими отечественными политиками от М. Горбачева до С. Глазьева. Представляется…

Сравнительная характеристика политических культур Германии и Франции

2.2 Социал-демократизм как неотемлимая составляющая современной политической культуры Франции

политический культура франция германия Идеи социал-демократии стали развиваться во Французском обществе в XIX-XX вв. Именно тога, политическая мысль Франции сфокусировалась на двух основных направлениях…

Сущность политической идеологии

2.3 Социал-демократическая идеология

Социал-демократия сыграла огромную роль в формировании как современной общественно-политической системы, так и идейно-политической ситуации в современном мире. Известные исследователи и политические деятели…

Типы идеологий

Реформизм

Реформизм в политической экономии — направление вульгарной буржуазной и мелкобуржуазной экономической мысли, стремящееся доказать, что с помощью реформ можно устранить антагонистические противоречия капитализма, превратить его в регулируемую экономику, в общество социальной справедливости (буржуазный реформизм) или обеспечить путем серии реформ, не выходя за пределы буржуазной общественной системы, его эволюционное врастание в социализм (социал-реформизм в рабочем движении).

Реформизм в буржуазной политической экономии возник в период, когда обнаружились коренные антагонизмы капиталистического способа производства и буржуазия под давлением рабочего движения оказалась вынужденной идти на определенные уступки и реформы (например, законодательное ограничение продолжительности рабочего дня) для сохранения своего господства. Основоположником буржуазного реформизма в политической экономии был английский вульгарный экономист XIX в. Дж. Стюарт Милль. Он пытался «согласовать политическую экономию капитала с притязаниями пролетариата, которых уже нельзя было более игнорировать» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 17).

Реформистская, тред-юнионистская идеология в рабочем движении зародилась на первых этапах его развития, когда оно носило стихийный характер и не могло выйти за рамки борьбы за улучшение экономического положения рабочего класса в пределах капиталистического строя. С возникновением марксизма реформизм в рабочем движении используется буржуазией в ее борьбе против растущего революционного движения пролетариата. В. И. Ленин, вскрывая сущность реформизма в период империализма, показал неразрывную связь буржуазного и социал-демократического реформизма. «…Реформизм против социалистической революции — вот формула современной «передовой», образованной буржуазии» (Полн. собр. соч., т. 20, с. 305).

В эпоху общего кризиса капитализма реформизм пронизывает все основные течения буржуазной экономической мысли. Это обусловлено крайним обострением основного противоречия капиталистического общества, развитием государственно-монополистического капитализма, образованием социалистической системы мирового хозяйства, усилением борьбы международного рабочего класса в союзе с другими трудящимися против гнета монополий, капиталистической эксплуатации. Буржуазия, боясь перерастания классовой борьбы в массовое революционное движение, вынуждена, как никогда в прошлом, прибегать к социальному маневрированию, идти на частичные реформы, чтобы удержать массы под своим идейным и политическим контролем. Реформизм в политической экономии является отражением необходимости государственного вмешательства в капиталистическую экономику, поскольку, в частности, рыночный механизм автоматического ее регулирования утратил свою действенность. С 30-х годов XX в. теоретической основой реформизма выступают кейнсианство и последующие теории государственно-монополистического регулирования.

Решающее значение для усиления реформизма в современную эпоху имеет то обстоятельство, что развитие реального социализма в СССР и других странах, некапиталистическая ориентация ряда освободившихся государств навсегда похоронили миф о вечности капитализма. В этих условиях непролетарская социально-экономическая мысль в целях апологии капитализма усиленно разрабатывает концепции «трансформации капитализма» (см. «Трансформации капитализма» теории), его якобы эволюционного превращения в «неокапитализм» (теории «организованного капитализма», «народного капитализма», «демократизации капитала», «революции управляющих» и т. п.) и даже в неокапитализм («Рыночного социализма» теория, «общества потребления», «Индустриального общества» теория, «постиндустриального», «технотронного», «постбуржуазного» обществ, «демократического социализма», «национального социализма» и т. п.).

Их представители отвергают социалистическую революцию, социализм и коммунизм как всемирно-историческую перспективу современного общественного развития, подменяя их неким «третьим путем», а в действительности путем дальнейшего развития государственно-монополистического капитализма в условиях научно-технической революции. Если буржуазный реформизм, критикуя отдельные пороки капиталистического общества, ратует за оздоровление, развитие и совершенствование капитализма, то реформизм в рабочем движении выступает с оппортунистическими концепциями мирного врастания капитализма в социализм (см. оппортунизм, ревизионизм). Признание, по сути декларативное, необходимости замены капитализма социализмом является специфической чертой правосоциалистического реформизма — мелкобуржуазного по своей классовой сущности течения социально-экономической мысли, которое господствует в социал-демократических и социалистических партиях, объединенных в Социалистическом интернационале.

Этот социал-реформизм (лейборизм в Великобритании, австромарксизм, французский реформистский социализм и т. п.), затушевывая противоречия капитализма, отождествляет рост государственного сектора хозяйства в империалистических странах с ростом общественной собственности, объявляет, исходя из концепции «надклассовости» государства, мероприятия по государственно-монополистическому регулированию капиталистической экономики социалистическими или, по крайней мере, ведущими к социализму, изображает государственно-монополистический капитализм как «смешанную экономику», развивающуюся к демократическому, гуманному социализму. При этом ссылаются на НТР, которая якобы без классовой борьбы и социалистической революции ведет к исчезновению социально-экономического неравенства, к обществу «равных возможностей» и всеобщего изобилия.

Исторический опыт показывает, что ни в одной стране, где реформистские, социал-демократические партии находились или находятся у власти, ничего не было сделано для подрыва основ капитализма. В реформистском, социал-демократическом движении формируется левое крыло, которое в условиях обострения противоречий капитализма и под давлением революционных требований рабочего класса постепенно отходит от присущих реформизму открыто антикоммунистических позиций, что создает определенные предпосылки для совместных действий коммунистов и социалистов против монополистического капитала, за мир, демократию и социализм.

Революционное рабочее движение, марксистско-ленинская политическая экономия выступают не против борьбы рабочего класса за экономические реформы, улучшающие его положение в рамках капитализма, а против реформистских иллюзий, против соглашательства с буржуазией, оппортунизма. Коммунисты рассматривают реформу как средство создания более благоприятных возможностей для развертывания борьбы трудящихся во главе с рабочим классом за революционное свержение власти буржуазии и построение социалистического общества.

бізнес з нуля

Опубликовано 13 июня 2012 06:31:37.

Добавить комментарий

Закрыть меню