Соц терапия

Социальная терапия как технология социальной работы и методы ее реализации.

Социальная терапия (терапия (греч.) — «забота, уход, лечение») — систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в воп­росах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, от­ношений (по И.Г.

Зайнышеву).

Терапия выполняет функции: лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками); социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация про­цесса «совместного развития», положительно влияю­щего на социальное здоровье клиента); отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). Социальная терапия, таким образом, может рассмат­риваться как метод «социального лечения»; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

Задачи социальной терапии: исправление, коррек­тировка поведения; предупреждение дисфункций; обес­печение нормального развития; самоутверждение лич­ности.

Формы:

-Индивидуальная терапия применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциаль­ности (изнасилование, семейные неурядицы и т. п.), к тем, кто не желает участвовать в групповой терапии. Обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая более эффективна.

— Групповая терапия — стратегия воздействия, наце­ленная на помощь людям в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использова­нием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта). Обычно в группе — 6 — 8 человек, продолжительность занятий — 90 минут в неделю. Выделяют группы: учебные (получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных про­блем); совместной деятельности (занятие одним делом: спортом, посещение театра с последующим обсуждени­ем и др.); родительские; мужские и женские.

К психотерапевтическим процедурам относят: релаксацию, пантоми­мические сцены, «конструктивный спор», разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сно­видений, фантазий и ассоциаций и т. д.

Методы:

Семейная терапия — деятельность социального работника с группой членов семьи, которая рассмат­ривается как целостная единица. Специалист стремит­ся раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, побудить их к более гибкому поведению. Используется не история семьи, а актуальные вербальные и невер­бальные действия членов группы.

Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизичес­кую сферу человека. Позволяет организовать совмес­тную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания.

Терапия самовоспитания включает самоизучение, самооценку; переоценку собственной личности; само­анализ, переоценку прошлого, выявление индивидуаль­ных «психологических барьеров»; создание желаемого образа «Я»; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; ситуации деятельно­сти и общения; использование полученных результа­тов в повседневной жизни и деятельности.

Дискуссионная терапия включает знакомство чле­нов группы; обсуждение ожиданий клиентов, их опасе­ний; переживание и обсуждение группового напряже­ния, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью; нарастание сопро­тивления по отношению к руководителю группы; соот­ношение этого сопротивления с прошлым жизненным опытом, вскрытие проблем, связанных с отношением к руководителю группы, с самостоятельностью, ответ­ственностью и активностью; формирование адекватно­го отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы; анализ динамики развития внутри-групповых отношений с выходом на проблематику от­дельного участника; коррекция отношений, закрепле­ние достижений; обсуждение результатов терапии, подведение итогов; рефлексия.

Социодрама — метод коллективной, групповой те­рапии. Сущность его состоит в том, что проблема соци­альных групп и различные конфликтные отношения между группами представляются в стихийно органи­зованных сценах. В результате происходит взаимное понимание проблем посредством открытого разбира­тельства, расследования и драматического изображе­ния имеющихся социально-культурных различий.

Психодрама — техника, используемая в групповой терапии, когда человек выполняет различные роли, например, изображая себя в различных стрессовых ситуациях социального характера или играет роли своих антиподов. Это дает ему возможность влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, лучше владеть собой в различных ситуациях, взглянуть на проблему с точки зрения иного лица.

Игровая терапия — форма психотерапии, исполь­зуемая для облегчения общения. Участники пользуют­ся игрушками для изображения ситуаций и конфлик­тов, которые невозможно или трудно вербализировать. Чаще всего игровая терапия применяется в работе с детьми, но в некоторых условиях она оказывается дей­ственной и в работе со взрослыми.

Исповедальный метод — форма психотерапии, используемая с целью устранения психических стрес­сов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Предполагает общение социального работника и кли­ента «один на один». Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод социальной работы доказал свою продуктивность, что подтверждено и результатами специальных научных исследований.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ по теме:

«Социальная терапия»

Выполнила студентка ІІІ курса,

ФСУ, гр. 4226-1

Зима Ульяна

Запорожье, 2009

План

Введение

1. Сущность и содержание социальной терапии

2. Методы и приемы социальной терапии

Вывод

Литература

Введение

Социально-бытовые неурядицы, стрессовые ситуации ухудшают социальное, соматическое и психическое самочувствие человека. Сегодня большинство людей испытывает на себе как непосредственное воздействие ряда неблагоприятных обстоятельств, так и опосредованное — через окружающую социальную среду. Например, в Москве в среднем 5 из 10 жителей в той или иной степени нуждаются в помощи психолога или психиатра, а в Северо-Восточном округе столицы — 7 из 10. Поэтому социальному работнику, применяющему различные виды и методы социальной терапевтической помощи, необходимо строить свою работу в соответствии с возрастными, профессиональными и личностными особенностями людей.

Слово «терапия» в переводе с греческого означает «забота, уход, лечение».

Сущность социальной терапии как специфической технологии социальной работы состоит в том, что в ее основе лежит идея «лечения», то есть достижение максимально возможного уровня социального здоровья человека: достижение прежде всего нормального функционирования и адаптации лиц с физической и психологической патологией, а также состояния полного физического, душевного и социального благополучия людей, неблагополучных в социальном плане. Социальная терапия вбирает в себя методики, применяемые в различных видах профессиональной деятельности: медицине, практической психологии и социальной работе. Существуют общие виды социальной терапии, такие как: трудовая терапия, терапия средой, а также ее специализированные виды: арттерапия, пенитенциарная терапия, оккупационная терапия, терапия во второй половине жизни и т.д. Социальная терапия осуществляется в индивидуальных и групповых формах.

Объект исследования – технологии социальной работы.

Предмет – технология социальной терапии.

Цель – определить сущность и роль социальной терапии в социальной работе.

Задачи:

— определить сущность и содержание социальной терапии;

— изучить основные методы и приемы социальной терапии.

1. Сущность и содержание социальной терапии

Как известно, в медицине широко применяются различные виды терапевтического лечения: лекарственные средства, физиотерапия, фитотерапия, мануальная терапия и многое другое. Наряду с использованием традиционных методов делаются попытки найти другие формы лечения, например, применяется иглотерапия, или такой экзотический вид врачевания, как «дельфинотерапия», при котором, по мнению некоторых специалистов, в результате общения с дельфинами у детей восстанавливаются двигательные способности, улучшается речь, кровообращение, снижаются боли. Кстати, в США этот метод применяется уже более 30 лет.

Социальная терапия тесно связана с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику. Эти воздействия основаны на психологических теориях и методах и включают в себя систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологических симптомов, которые вызывают беспокойство, дискомфорт у пациентов. Врач-психотерапевт работает в основном с неврозами, пограничными состояниями и другими нервно-психическими патологиями человека.

Известны 4 основные модели психотерапии:

— психотерапия как метод лечения, т. е. воздействие на соматическое и психическое состояние клиента (медицинская модель психотерапии);

— психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (социологическая модель);

— психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения личности (психологическая модель);

— психотерапия как комплекс явлений, возникающих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель).

Социальный работник в процессе работы с индивидами или социальными группами постоянно сталкивается с соматическими и психологическими проблемами, поэтому ему необходимо владеть основными терапевтическими и практическими методами, применяемыми психотерапевтами. Это помогает ему выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения. На первом этапе контакт социального работника с клиентом осуществляется в виде терапевтического консультирования, беседы или совета. Для оказания первой помощи он должен сам проводить терапевтическую работу или организовывать ее совместно с другими специалистами. Если же выявлены серьезные отклонения в здоровье пациента, то социальный работник рекомендует обратиться к врачу или психотерапевту для более полного проведения необходимого лечения.

Реалии жизни таковы, что клинический подход иногда имеет весьма ограниченные возможности и не всегда учитывает широкий социальный контекст развития индивида, социально-экономические, духовно-нравственные условия его жизнедеятельности, — поэтому лечение подчас не может принести заметных реальных результатов. Иногда человеку, страдающему неопределенным желудочным заболеванием, которому трудно найти какое-либо медицинское объяснение, следует задать простой вопрос: «Как дела дома?», у него проявляются такие чувства, эмоции и переживания, о которых пациент, возможно, и не подозревал, но именно в них кроется истинная причина его тяжелого состояния.

Сама жизнь содержит порой целый ряд «терапевтических» ситуаций, благоприятствующих нормальному здоровью людей: счастливое детство, любовные и дружеские взаимоотношения, удовлетворение, получаемое от работы, вера или убеждения, помогающие лучше понять смысл жизни и многое другое.

Итак, термин «терапия» все больше приобретает широкий социальный смысл, и преимущество медиков-психотерапевтов в применении терапевтических методов в настоящий момент носит относительный характер: там, где у человека есть, были или будут нерешенные социальные проблемы, активную роль предстоит играть специалистам социальной работы.

Именно специалист в области социальной работы, овладев современной технологией терапевтического воздействия, способен преодолеть узкую трактовку причин соматических и психических недугов. Воспринимая человека целостно как индивидуальную самоценность, с его переживаниями, проблемами и трудностями, социальный работник имеет возможность творчески использовать лучшие, апробированные методы в своей практике, сделать терапевтическую помощь более действенной и гуманной.

В настоящее время имеется несколько направлений социальной работы, которые основываются на различных функциональных подходах.

Первый подход, который применяют социальные работники многих западных стран, основывается на лечебной функции социальной работы. Так, в США социальные работники часто работают в клиниках и центрах психического здоровья, где придерживаются ориентации на индивидуальное лечение.

Роль социального работника как специалиста заключается в оказании помощи клиенту в решении его общих проблем совместно с медиками.

Второй подход в социальной работе — социальное развитие. Эта модель предполагает включение клиента в активную групповую деятельность, например, для решения социальных проблем по месту жительства, на работе и т.д. Деятельность таких групп рассматривается как процесс «совместного развития», положительно влияющий на социальное здоровье клиентов.

Третий подход в социальной работе — основан на функции отстаивания интересов клиента. Главная задача сводится к тому, чтобы разъяснить нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, например, организациям, в которых работают; людям, рядом с которыми они живут.

В основе терапевтического воздействия лежит процедура социальной помощи, оказание клиенту поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений. «Социальная терапия» предполагает и прямое вмешательство с целью устранения препятствий, мешающих полноценному социальному развитию индивида, социальной группы.

Социальная терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в мир клиента может быть рассмотрена как метод «лечения», влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации. Объектом социальной терапии могут быть не только сам клиент с его проблемами и его самые близкие люди, но и работа, жилье, соседи, друзья, знакомые и т.д.

2. Методы и приемы социальной терапии

Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный — выражение лица, тембр и интонации голоса, характер и особенности жестов социального работника. Он должен быть для клиента авторитетом, образцом поведения, экспертом и эмоционально близким человеком через «связь», возникающую в рамках терапевтического процесса.

Рассмотрим некоторые наиболее важные терапевтические общие и частные методы.

Трудовая терапия. Она основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека. Работа поднимает жизненный тонус. Как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повышает социальный статус человека. Эта проблема особенно остро встает в пенсионном возрасте — периоде, иногда ошибочно понимаемом как бессрочный отпуск, на фоне которого может развиться комплекс «никчемности существования». Терапия посильной занятостью должна в качестве обязательного компонента входить в комплекс социально-терапевтических мероприятий с лицами пожилого возраста.

Направления социальной работы в терапевтической практике. Этапы и виды социальной терапии.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 10Следующая ⇒

Социальная терапия как технология социальной работы входит в систему общих технологических процедур социальной работы, наравне с диагностикой, профилактикой, адаптацией, реабилитацией, коррекцией, социальной экспертизой, консультированием и др. общими технологиями социальной работы.

Социальная терапия может выступать в нескольких ипостасях:

— как метод «социального лечения»;

— как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией;

— как инструмент социального контроля;

— как средство массовой коммуникации.

В качестве технологии социальной работы социальная терапия выполняет следующие функции:

— лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками);

— социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье клиента);

— отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям).

При этом основными задачами социальной терапии являются:

— исправление, коррекция поведения;

— предупреждение дисфункций;

— обеспечение нормального развития;

— самоутверждение личности.

По форме проведения социальная терапия подразделяется на индивидуальную и групповую.

Индивидуальная терапия применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциальности: изнасилование, семейные неурядицы и т.п. Кроме того, индивидуальная терапия применяется к тем, кто по каким-то причинам не может (например, при тяжелых заболеваниях) или не хочет участвовать в групповой терапии. В последнем случае обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая часто бывает более эффективна.

Основанием для выделения видов социальной терапии являются объект возможного социально-терапевтического воздействия и доминирующий метод его осуществления.

В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии: индивидуальная и групповая. Последняя подразделяется на семейную и сетевую.

Индивидуальная терапия применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т. п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии.

Групповая терапия понимается как воздействие, направленное на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп. Основанием для формирования групп выступают: возраст (детские, взрослые группы), пол (мужские, женские, смешанные), профессиональные, учебные, группы для совместной деятельности и т. п. Люди, входящие в конкретную группу, должны быть заинтересованы в решении каких-либо сходных проблем и ориентированы на получение каких-либо знаний или навыков. Как правило, групповая терапия предполагает использование психотерапевтических процедур и операций.

Семейная терапия — форма групповой терапии, ориентированная на системную работу с семьей. При этом семья рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист раскрывает внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побуждает их к более гибкому поведению и т. п.

Сетевая терапия — эффективный способ восстановления отношений между индивидом и его социальным окружением, социумом.

Сетевая терапия, основанная на работе с ближайшим окружением или сетью социальных контактов, как и семейная терапия, — две ветви одного дерева. Самые большие различия между ними возникли в 60-е и 70-е гг. XX в., когда семейная терапия сфокусировала свое внимание только на семейной системе и отношениях внутри этой системы, в то время как сетевая терапия была направлена на всех, кто имел отношение к проблеме, независимо от того, к какой системе они принадлежали. И только в 80-е гг. стало очевидно, что общей для них является теория систем.

21. Социальная профилактика: цель, задачи, принципы.

В общем виде социальную профилактику можно представить как совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе индивида. Ее целью является создание предпосылок для формирования социально-приемлемого поведения индивидов, стабильного взаимодействия индивида и социума.

Под профилактикой также можно подразумевать научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие индивидам в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Задачи социальной профилактики:
— проведение системных и комплексных мероприятий по профилактике негативных явлений в обществе;
— использование инновационных форм социальной работы, которые способны эффективно влиять на ценностные приоритеты подростков и молодежи;
— формирование положительной мотивации поступков, повышение уровня информированности молодых людей, их родителей и ближайшего окружения.
Для создания профилактических программ необходимо четко знать принципы, по которым строится профилактическая активность.
1. Принцип системности. Этот принцип предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа социальной ситуации в стране.
2. Принцип стратегической целостности. Этот принцип определяет единую стратегию профилактической деятельности, что определяет основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции. Подход к профилактике должен быть стратегически целостным.
3. Принцип многоаспектности. Он предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности.
— Личностный аспект предполагает воздействие, направленное на позитивное развитие ресурсов личности.
— Поведенческий аспект предполагает целенаправленное формирование у взрослых прочных навыков и стратегий поведения, что стресс-преодолевает.
— Пространственно-централизованный аспект предполагает активное формирование систем социальной поддержки в рамках профилактического и реабилитационного пространства (то есть, системы социальных институтов, социальных центров, направленных на профилактическую и реабилитационную активность). Эта система может быть организована в отдельном районе, стране, и должна носить организованный характер.
4. Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности. Соответствие профилактических действий реальной социально-экономической, социально-психологической и наркологической ситуации в стране.
5. Принцип континуальності. Обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, стабильности, развития и совершенствования профилактической деятельности.
6. Принцип солидарности. Солидарная межведомственное взаимодействие между государственными и общественными структурами с использованием системы социальных заказов.
7. Принцип легитимности. Предполагает реализацию целевой профилактической деятельности на основе принятия ее идеологии и доверчивой поддержки большинством населения.
8. Принцип полімодальності и максимальной дифференциации.Предполагает гибкое применение в профилактической деятельности различных подходов и методов, а не центрирование только на одном методе ли подходе.
Следовательно, под профилактикой имеются в виду прежде всего научно обоснованные и своевременно предприняты действия, направленные:
— на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий в отдельных индивидов и групп риска;
— на сохранение, поддержку и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие в достижении ими поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов. Что касается социальных проблем, которые могут рассматриваться в качестве возможных целей социальной профилактики, то, прежде всего, надо указать на следующие:

1.Удовлетворение потребностей социально ущемлённых слоёв населения.

2.Жизнедеятельность семей и групп «социального риска».

3.Содержание и выполнение законодательных и нормативных актов по социальной защите населения.

4.Условия содержания и жизнедеятельности в учреждениях социального обслуживания, попечительства, наказания и перевоспитания.

22. Уровни и виды социальной профилактики.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений.деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности, не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями.Виды профилактики: 1. Первичная профилактика — комплекс мероприятий,направленных на предотвращение потребление ПАВ среди здоровых людей.2. Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на работу с людьмигруппы риска. 3. Третичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на работу с химически зависимыми с целью профилактики рецидива заболевания.Уровни профилактики:Личностный — на этом уровне воздействие на целевую группу сфокусировано таким образом, чтобы содействовать формированию тех качеств личности, которые способствовали бы повышению уровня здоровья отдельного человека. К профилактике на личном уровне можно отнести консультирование, лечение, тренинги личностного роста.Семейный уровень предполагает влияние на семью, поскольку семья подростка и его ближайшее окружение во многом способны повлиять на вероятность приобщения молодого человека к наркотикам. Например, сюда относятся тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе.Социальный уровень профилактики, способствует изменению общественных норм в отношении употребления наркотиков, а также отношения к потребителям. Это помогаетсоздать благоприятные условия для работы на личностном и семейном уровнях.

23.Стадии, формы и методы социальной профилактики. Направления профилактической деятельности социальных служб.

Сложность и многообразие объектов социальной профилактики предполаг. не менее сложную внутреннюю структуру этого вида деятельности. Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий: 1.Стадия предупреждения — основной задачей которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко схо-

диться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними. 2.Стадия предотвращения — направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное проишествие. 3.Стадия пресечения — используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к

возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторе-

ния. Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики. 1.Медико-социальные — направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека.К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здоровогообраза жизни, медико-социальный патронаж и т.п. 2.Организационно-административные — создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный кон-

троль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других. 3.Правовые — разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной

жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п. 4.Педагогические — формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.

5.Экономические — направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п. 6.Политические — создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным

субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках. Социальный эффект использования этих методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, т.е.

при разработке и реализации системы социальнопрофилактических мероприятий. Направления деятельности отделения: оказание материальной и натуральной помощи (в том числе адресной социальной помощи), социально-бытовой помощи и услуг на дому разового характера; *содействие в получении временного жилого помещения, компенсаций и других социальных выплат в соответствии с законодательством; *предоставление услуг няни по уходу за детьми при рождении в семье троих (тройни) и более детей (введен в 2005 г.); услуг сиделки; *проведение благотворительных аукционов, лотерей и т.п.); *распределение гуманитарной помощи; *консультирование по вопросам самообеспечения, развития предпринимательства и др.

Социальная терапия

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 9Следующая ⇒

Социальная терапия («терапия» от (греч.) «забота, уход, лечение») — это систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений (по И.Г. Зайнышеву).

Терапия выполняет функции:

— лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками);

— социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье клиента);

— отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям).

Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как:

— метод «социального лечения»;

— метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией;

— как инструмент социального контроля;

— как средство коммуникации.

Задачи социальной терапии:

— исправление, корректировка поведения;

— предупреждение дисфункций;

— обеспечение нормального развития;

— самоутверждение личности.

Социальная терапия как процесс исправления установок и возврата объектов работы к социально-полезной активности начинается с составления плана действий. Планируются собственные действия, в том числе с использованием различных организаций и служб, и действия других людей из социального окружения объекта, которыми манипулирует специалист.

Типовая программа действия:

1. Выбор терапевтической тактики.

Привлечение пособников, создающих благоприятный социальный фон, и посредников, действующих в интересах специалиста.

3. Поэтапное вовлечение объекта в социально полезные взаимодействия.

4. Стабилизация нового стереотипа (новых привычек, нового образа действия).

На каждом под этапе из перечисленных производится анализ результатов и коррекция плана действий.

Вмешательство представляет собой реализацию плана действий — прямые открытые мероприятия, при которых специалист взаимодействует с объектом. обращаясь вместе с ним в различные инстанции и производя другие совместные действия, и непрямые мероприятия организацию социального окружения, действующего согласно намерениям специалиста.

Основные методологические подходы при вмешательстве:

1). Бихевиористский подход. Бихевиоризм — наука о поведении человека, т.к. оно включает в себя все психологические и физиологические аспекты жизни человека. Задача бихевиоризма уметь правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды: зная характер стимула, можно предсказать реакцию, или поведение.

Теоретическим базисом бихевиористского подхода является признание того, что поведенческие реакции в вопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над психическими процессами, и что первоочередное внимание надо уделить определению ресурсов объекта и его окружения, которые могут обеспечить достижение результатов. При диагностике анализируются конкретные виды поведения в реальной обстановке, при этом факторы окружения, связанные с особенностями поведения. Идентифицируются статистически по тем изменениям, которые наблюдаются до и после действий объекта. Диагноз ставится на основе выявленных связей. Методы вмешательства основаны на разрыве этих связей и замене их другими связями.

Например, уменьшения детского плача в больницах добились, выявив, что это реакция на появление человека в белом халате. Плач уменьшался в присутствии иначе одетых людей, не участвующих в медицинской процедуре и действующих успокоительно. Поведенческая избыточность — вспышки гнева, ложь, злоупотребление алкоголем, воровство — может регулярно проявляться в силу того, что такое поведение имеет скрытое позитивное подкрепление извне или дает объекту те или иные социально-психологические выигрыши.

2). Гештальт-терапия. «Гештальт» в переводе с немецкого — «целое» или «форма». Подход основан на трех принципах:

1. Самое ценное — это непосредственный чувственный опыт.

2. Более всего действует настоящий, конкретный момент (здесь и сейчас).

3. Для адекватных действий человек должен осознать настоящий момент. Причиной проблем является недостаточное его осознание, и с людьми работают для расширения осознания.

Основные методики используются при индивидуальной работе с молодыми и зрелыми, психически здоровыми и эмоционально устойчивыми людьми, у которых причиной проблем является излишне стереотипированное поведение и восприятие из-за однообразного образа жизни либо кризисная ситуация, связанная с тяжелыми утратами. Для расширения осознания используют контакты с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке, новые, рискованные взаимодействия с внешним миром, в которые клиент погружается внезапно и вынужден к ним адаптироваться. Это снимает стереотипы, непригодные в новой ситуации, дает клиенту новые способы самовыражения и в конечном итоге самоподдержку.

Практики, использующие этот подход, не интересуются причинами отклонений или проблем и не создают анамнезов. Для них важно только почему клиент не умеет использовать возможности, предоставляемые окружающей средой. Их цель изменить клиента так, чтобы он мог сам себя поддерживать и отвечать за себя.

В пределах подхода имеются также методики работы с небольшими терапевтическими группами. В частности. В Санкт-Петербурге разработан метод социальной реабилитации подростков — аутистов в форме лодочных походов в смешанных группах (аутисты + глухонемые подростки, аутисты + подростки с девиантным поведением).

3). Лечение обстановкой. Мягкий, щадящий подход с использованием непрямых мероприятий. Применяется для стариков, пожилых супружеских пар, детей, подростков, детских малых социальных групп. Человек или малая социальная группа помещаются в особым образом организованное окружение (база отдыха, временный стационар), где предварительно налаженный быт используется для привития новых навыков, привычек, стереотипов. Обязательный компонент окружения — наличие ранее сложившегося коллектива, с которым новоприбывшим членам приходится взаимодействовать. Таким образом, происходит дополнительная социализация через жизненный опыт. Определенное время, в течение которого бытующие нормы и правила для новичков смягчены, дается на их привыкание. С социальной терапией сочетают, как правило, оздоровительную и трудовую терапию, клинические занятия с психологом, лечебную физкультуру.

4). Рационально-эмоциональная терапия. Разработана в США в середине прошлого века в форме экспериментальной программы «Служба для мужчин против домашнего насилия». Используется в Т-группах при работе с алкоголиками, наркоманами, людьми, испытывающими семейные проблемы, супружескими парами в кризисных ситуациях. В группы по 10-12 человек набираются люди с одинаковыми проблемами.

Работа делится на четыре этапе:

— членам группы раздаются дневники и предлагается записывать события до, во время и после негативного эксцесса (выпивки, приема наркотика, семейной драки или скандала). Люди, которым свойственны подобные негативные эксцессы, как правило, застенчивы, ненастойчивы, ревнивы, чувствительны к критике, самооценка у них занижена;

— предлагается зачитывать свои записи на занятиях и обмениваться впечатлениями. Этим снимается убежденность в невозможности контроля над эмоциями и вырабатывается навык расслабления и обсуждения своих проблем в группе;

— предлагается проигрывать ситуации с негативными эксцессами по записям с вольным распределением ролей;

— переход к осознанной работе с отрицательными импульсами;

В этих вариантах производится тренинг настойчивости, терпения, манипулятивных способностей, умения справляться с обидами. При работе с супружескими парами применяется «клубный» метод: занятия проводятся в форме вечеринок с танцами, закуской и т.п. Проигрывание ситуаций производится с заменой одного из пары.

5). Развитие навыков общения.Популярный методологический подход, основанный на создании навыков взаимодействий в различных игровых ситуациях. Используется в Т-группах при работе с людьми, страдающими хроническими психическими заболеваниями или расстройствами, умственно отсталыми людьми, социально запущенными детьми, алкоголиками, людьми в депрессивном состоянии, проблемными семьями.

На его основе развиты, пять методологических направлений:

1. Игротерапия. Используются командные соревновательные игры: эстафеты, спортивные игры, игры на местности и др. Группа разбивается на команды, из которых побеждает та, где лучше организованы взаимодействия.

2. Драмотерапия. Свободное импровизационное разыгрывание драм — многоактных сценариев, где каждый следующий акт — одно занятие. Размер группы ограничивается жанром и сюжетом, группы небольшие (до 10 чел.), фиксируется только распределение ролей, а развитие сюжета и тексты — свободная импровизация коллектива по ситуации. Полезно менять сценарии и амплуа актеров, чтобы каждый испытал себя в разных социальных ролях и этим расширил свой ролевой диапазон.

3. Моделирование ситуаций. Разыгрывание коротких сцен по заданной ситуации. Специалист может играть одну из ролей.

4. Совместная режиссура в группе. Осуществляется постановка какого-либо зрелища (концерта, спектакля) таким образом, что режиссером будет сам коллектив и все желающие из состава зрителей. Главное в работе — репетиции, где любой желающий вправе предложить свой вариант того или иного действия, либо внести иные исправления. Эти изменения сразу же проигрываются, и группа оценивает, вносить их или нет. Специалист поощряет заинтересованность каждого участника в просмотре или проигрывании своего видения какой-либо сцены, номера или всего мероприятия и стимулирует доброжелательное обсуждение каждого варианта. Поощрение заключается в том, что он просит каждого участника высказать свое мнение, к любому мнению относится доброжелательно, и любой предложенный вариант сначала проигрывается и только затем обсуждается. Чем больше репетиций, тем выше интерес участников и эффективность метода. В процессе репетиций количество добровольных режиссеров возрастает, и к генеральной репетиции ими должны стать практически все участники мероприятия.

Роль специалиста состоит также в организации репетиций и упорядочении их течения.

5. Развитие социального поля. Метод используется для создания у участников Т-группы чувства локтя, взаимной приязни и поддержки. Основан на установлении невербальных контактов, которые создают ощущение единства группы. Чем больше участников, тем более выражен эффект социального поля. Он позволяет большому количеству людей производить скоординированные действия единовременно, без каких-либо сигналов со стороны организаторов. Поощряется участие максимального количества людей в группе. Последовательность мероприятий программы занятий рассчитана на постепенное формирование поля и проявление его эффектов. На начальных этапах используются игры. Устанавливающие невербальные контакты, затем игры, позволяющие тренировать с нарастающей интенсивностью скоординированные действия участников. На заключительном этапе демонстрируются такие эффекты поля как сообщение желаний, намерений, настроения.

6).Когнитивная терапия.Имеет психотерапевтическое происхождение. Основное теоретическое положение — люди осознают действительность через восприятие, «не вещи расстраивают человека, а восприятие этих вещей» (Эпиктет). Используется при индивидуальной работе со взрослыми — стариками, психически больными людьми, при депрессиях, при депрессиях, при решении межличностных проблем (расхождений), при лечении алкоголизма. В практической работе часто применяется для снятия тревожности у пожилых людей. Может быть заключен условный или безусловный договор между специалистом индивидом. Клиенту на несколько недель или месяцев выдается специальный дневник для описания его мыслей и мнений в угрожающей ему ситуации. Когда записей накапливается достаточно много, специалист вместе с клиентом начинают их разбирать. Клиента, таким образом, обучают выявлять скрытые мысли или реплики к самому себе, связанные с аномальными эмоциями или поведением. Путем совместных разборов клиент обучается выделять нерациональные, необоснованные элементы в своих размышлениях, приводящие к необоснованным мнениям, выводам, ставить их под сомнение, подвергать внутреннему обсуждению и заменять рациональными представлениями. По сути это — развитие логического мышления и замена неадекватных стереотипов мотивированным поведением, что представляет собой длительный процесс и предполагает достаточно развитый интеллект у клиента.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Date: 2015-09-24; view: 410; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий

Закрыть меню