Состав тормозной жидкости дот 4

Состав жидкости ДОТ

ДОТ — сокращенное наименование департамента США по транспорту, отвечающего за безопасность эксплуатации и передвижения на любом подвижном составе, в том числе и на автомобилях. Рекомендуемые требования к жидкостям в тормозной системе были разработаны и предложены именно этой структурой.

Сформированные требования были разделены на несколько классов:

  1. ДОТ 3;
  2. ДОТ 4;
  3. ДОТ 5;
  4. ДОТ 5.1.

В основу первых двух классов входят полиэфиры борной кислоты и полиэтиленгликоль; третий класс отличается силиконовой основой. Помимо перечисленных веществ, в состав входят присадки, которые придают определенные технические характеристики тормозным жидкостям.

Жидкости классов DOT 3, 4 и 5.1 взаимозаменяемы, однако специалисты рекомендуют использовать только те составы, которые указаны в техническом паспорте автомобиля. На этикетках тормозной жидкости также указывается совместимость с другими классами продукции.

Для автомобилей, оснащенных системой АБС, выпускается отдельный стандарт ДОТ 5.1. Совмещать такой состав с другими жидкостями нельзя.

SINTEC Super ДОТ 4

Одними из распространенных и лучших тормозных жидкостей на российском рынке являются составы марки SINTEC. Несмотря на распространенность смазочных материалов данной компании и немалый ассортимент, продукция не подходит для иностранных автомобилей класса премиум и люкс.

Цена тормозной жидкости ДОТ 4 SINTEC Super составляет порядка 200 рублей за литр, что делает ее самой доступной на рынке. Изготавливается она в Московской области и отвечает всем стандартам качества.

Температура кипения жидкости — 240 градусов; спустя год активной эксплуатации данный параметр снижается до 150 градусов. Вязкость SINTEC Super ДОТ 4 сохраняется неизменной в течение двух лет использования в условиях низких температур. Специалисты, отвечая на вопрос о том, какая тормозная жидкость ДОТ 4 лучше, нередко упоминают SINTEC, однако отмечают и ее недостаток — изменение качества в зависимости от партии, и нередко в худшую сторону.

Преимущества:

  • Доступная стоимость.
  • Сохранение вязкости при разной температуре окружающей среды.
  • Соответствие стандартам класса.
  • Высокая температура кипения.

Недостатки:

  • Изменение качества в зависимости от партии.

Что учитывать при выборе тормозной жидкости

Выбор тормозной жидкости во многом зависит от стиля вождения: для агрессивной манеры оптимальным будет Castrol, который, несмотря на свою принадлежность к классу ДОТ 4, отличается значительно лучшими характеристиками.

Жидкости отечественного производства подойдут для размеренной и спокойной езды. При выборе необходимо обращать внимание на вязкость: если жидкость будет использоваться в северных регионах, то лучше подбирать более текучие составы.

Для сохранения и поддержания работоспособности тормозной системы лучше выбирать жидкость «Ликви Моли» — она защищает агрегаты и узлы автомобиля от коррозии и увеличивает их износостойкость.

Несмотря на все преимущества отдельных марок тормозных жидкостей, приобретать желательно ту, которая рекомендована автопроизводителем и указана в техническом паспорте автомобиля. Завод-изготовитель, как правило, отмечает только класс жидкости без каких-либо уточнений, поэтому выбор конкретного состава осуществляется на основании таких факторов, как манера езды, износостойкость и антикоррозионность, стоимость и предпочтения автовладельца.

Характеристика тормозных жидкостей

В настоящее время выпускается несколько марок тормозных жидкостей, которые разделяются на жидкости массового и специального назначения. К первым относятся БСК, «Нева», «Томь» и «Роса», ко вторым – ГТЖ-22М.

Жидкость БСК (ТУ 6-10-1533–75) представляет собой смесь бутилового спирта, рафинированного касторового масла и органического красителя красного цвета. Имеет хорошие смазывающие свойства, но невысокие вязкостно-температурные показатели, так как при –20 ºС касторовое масло выпадает в осадок, что может привести к поломке тормозной системы. Кроме того, она коррозионно-агрессивна к меди и латуни. Из-за низкой температуры кипения жидкости БСК (117 °С) в летний период эксплуатации в гидроприводе тормозов могут образоваться «паровые пробки», поэтому она может применяться только на старых моделях автомобилей и на сельскохозяйственной технике, т. е. тех, в тормозных системах которых использованы элементы из немаслостойкой резины.

Жидкость «Нева» (ТУ 6-01-1163–78) – основными компонентами являются гликолевый эфир (этилкарбитол) и полиэфир (полиоксилпропиленгликоль); содержит антикоррозионные присадки. Жидкость работоспособна при температуре до –40 ºС. Предназначена для гидропривода тормозов и сцеплений грузовых и легковых автомобилей, которые эксплуатируются в умеренной климатической зоне. При увлажнении она обладает низкой температурой кипения и коррозионно-агрессивна к металлам.

Жидкость «Томь» (ТУ 6-01-1276–82) разработана взамен жидкости «Нева». Основные компоненты – концентрированный гликолевый эфир (этилкарбитол), полиэфир, бораты (для повышения эксплуатационных свойств) с добавлением загустителей; содержит антикоррозионные присадки. Имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем «Нева», более высокую температуру кипения (200 ºС). Совместима с «Невой» при смешивании в любых соотношениях.

Жидкость «Роса» (ТУ 6-05-221-569–87) разработана для новых моделей легковых и грузовых автомобилей. Основной компонент – борсодержащий полиэфир; содержит антикоррозионные и антиокислительные присадки. Жидкость имеет высокие значения температуры кипения (260 ºС) и температуры кипения »увлажненной» жидкости (165 ºС). Это обеспечивает надежную работу тормозной системы при тяжелых эксплуатационных режимах и позволяет увеличить срок службы жидкости. Тормозная жидкость «Роса» совместима с жидкостями «Томь» и «Нева».

Жидкость ГТЖ-22М (ТУ 6-01-787–75) состоит из смеси гликолей (диэтиленгликоль и этилцеллозольв), воды и антикоррозионных присадок. Окрашена в зеленый цвет. По показателям близка к «Неве», но обладает худшими антикоррозионными и вязкостно-температурными свойствами (при 50 ºС вязкость колеблется в пределах от 7,9 до 8,3 мм2/с. Подвижность теряет при –50 ºС). Рекомендуется для применения во всех климатических зонах, кроме районов Крайнего Севера всесезонно.

Жидкости «Нева», «Томь», «Роса» совместимы, их смешивание между собой возможно в любых соотношениях. Смешивание указанных жидкостей с БСК недопустимо, так как приведет к расслоению смеси и потере необходимых эксплуатационных свойств.

За рубежом на тормозные жидкости распространяется ряд нормативных документов, а именно: стандарты SAE J 1703 (разработанные Международным объединением инженеров транспорта), FMVSS 116 (разработанные Федеральным обществом по безопасности транспортных средств США), ISO 4925. Среди них наиболее широкое распространение получили нормы DOT (Departament of Transportation), которые представлены в таблице 3.7.

Таблица 3.7 – Характеристики тормозных жидкостей

Нормативные стандарты FMVSS 116 SAE J 1703
Тип и время действия DOT 3 DOT 4 DOT 5 1983 г.
Наименьшая установившаяся температура кипения, ºС Наименьшая влажностная температура кипения, ºС Вязкость кинематическая при температуре –40 ºС, мм2/с, не более Вязкость кинематическая при температуре +100 ºС, мм2/с, не менее 1,5 1,5 1,5 1,5

Для легковых автомобилей в зависимости от конструкции, технических характеристик и года выпуска применяются жидкости, соответствующие требованиям DOT-3, DOT-4 и DOT-5.

Нормам DOT-5 отвечают наиболее современные жидкости, предназначенные для скоростных и спортивных автомобилей.

В таблице 3.8 приведены показатели основных марок жидкостей для тормозных систем автомобилей.

Помимо стандартных гликолевых жидкостей предусмотрен выпуск жидкостей на основе минеральных масел (ISO 7308) и силиконовых жидкостей (SAE J 1705).

Использование жидкостей, созданных на основе минеральных масел, позволяет не снижать температуру кипения, так как они не обладают гигроскопичностью. Для обеспечения как можно меньшей зависимости вязкости от температуры в тормозную жидкость добавляются специальные присадки.

Силиконовые жидкости также не абсорбируют влагу, однако их недостатком является высокая сжимаемость и худшие смазывающие свойства, что и ограничивает их применение. К нежелательным последствиям применения силиконовых жидкостей и минеральных масел является накопление воды в свободном виде, которая выпаривается при нагревании жидкости свыше 100 ºС и замерзает при охлаждении ее ниже 0 ºС, с последующим образованием пузырьков, препятствующих нормальной работе тормозной системы.

Таблица 3.8 – Характеристика основных марок тормозных жидкостей

Показатель БСК »Нева» »Томь» »Роса»
Внешний вид Прозрачная однородная жидкость
красного цвета без осадка и механических примесей от светло-желтого до темно-желтого цвета без осадка, допускается слабая опалесценция от светло-желтого до светло-коричневого цвета без осадка
Вязкость кинема-тическая, мм2/с: –40 ºС, не более 50 ºС, не менее 100 ºС, не менее 2500* (130 (0 ºС)) 9,4–13 5,5 (70 ºС)
Температура кипе-ния, ºС, не ниже
Температура кипения »увлажненной» жидкости, ºС, не ниже 138* 165*
Стабильность при высокой темпера-туре, ºС, не более
Изменение объема резины после старения в тормозной жидкости, %: 51-1524 7-2462 – 5–10 2–10 2–10 2–10 2–10 3–12 2–8
Изменение массы пластинок, мг/см2, не более: белая жесть сталь алюминиевый сплав чугун латунь, медь 0,2 0,2 0,1 0,2 0,4 0,2 0,2 0,1 0,2 0,5 0,1 0,1 0,1 0,1 0,4 0,2 0,2 0,1 0,2 0,4
Температура засты-вания, ºС (потеря подвижности) –20 –60 (не теряет) –60 (не теряет) –60
Концентрация водородных ионов рН 6,0 7,0–11,5 7,0–11,5 7,0–11,5
* Фактические данные.

Зарубежными аналогами жидкостей «Томь» и «Нева» являются жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют температуру кипения более 205 ºС, а для жидкости «Роса» – жидкости ДОТ-4 с температурой кипения более 230 ºС.

Жидкости типа БСК на современных моделях автомобилей за рубежом не применяются.

Используя тормозные жидкости, необходимо принимать во внимание следующие факторы:

— тормозную жидкость необходимо периодически менять через каждые 1,5–2 года;

— хранить жидкость необходимо только в герметичной таре, из-за ее ядовитости;

— все тормозные жидкости (за исключением БСК) агрессивны к лакокрасочным покрытиям .

отвечает за безопасность водителя и пассажиров во время движения. Состоит она из большого количества компонентов и узлов. Сбалансированная работа всех компонентов системы — вот к чему нужно стремиться. Мы же с вами поговорим о том, что такое тормозная жидкость ДОТ-4, какая лучше и на что обратить внимание при выборе. А начнем мы с фундаментальных понятий.

Регулярное обслуживание системы

Очень важно вовремя смазывать суппорта, менять пыльники и направляющие. Это касается и дисков с колодками, которые в процессе эксплуатации изнашиваются. Тормозная система на современном автомобиле довольно сложная. Состоит из блока АСБ, магистралей и т. п. За всеми элементами необходимо следить. Только тогда можно быть уверенным в том, что тормоза не подведут при экстремальном торможении.

Рекомендуется использовать графитную и медную смазки для обслуживания тормозной системы. Нужны они для того, чтобы при замене детали, её было проще заменить. Ведь из-за высоких температур металл очень часто прикипает, медный спрей этого делать не дает.

Что же касается тормозной жидкости, то рекомендуется все же использовать ту, которая прописана заводом-изготовителем.

Обычно производитель просто указывает маркировку, например, ДОТ-3 или ДОТ-4 без каких-либо уточнений. В этом случае вы самостоятельно руководствуетесь исходя из своих предпочтений. На выбор должны повлиять такие факторы, как:

  • манера езды;
  • состояние тормозной системы;
  • защита от коррозии;
  • стоимость продукта.

Подходим к завершению

Тормозная жидкость «Кастрол ДОТ-4» очень хороша. Но стоит она немалых денег. Поэтому зачастую мы отдаем предпочтение бюджетным аналогам. Страшного в этом ничего нет. Главное — обращать внимание на следующие детали: температура кипения «сухой» жидкости должна быть не менее 250 градусов, а «увлажненной — 150-ти. Если на канистре указаны меньшие цифры, то лучше обойти стороной такой продукт. Также должна быть предусмотрена хотя бы минимальная защита от коррозии системы. Это крайне важно, ведь заменить все магистрали и суппорта, влетит вам в копейку. Среда должна быть либо нейтральной, либо же слабощелочной, но ни в коем случае не кислой.

Есть довольно качественные жидкости российского производства. К таким стоит отнести «Феликс» и «Люкс». Последний вариант не подойдет для северных регионов, так как при низких температурах сильно загустевает. А вот «Феликс» – отличная альтернатива для многих. Сочетает в себе положительные качества «Кастрол», и может похвастаться защитой от коррозии, как у «Ликви Моли». Вот мы и узнали, что такое тормозная жидкость ДОТ-4. Какая лучше? Тут есть абсолютный лидер – «Кастрол» и несколько достойных внимания отечественных производителей, на чем и рекомендуется остановиться.

Добавить комментарий

Закрыть меню