Сократ в философии

а) процесс познания мира;

б) жизнь человека в обществе;

в) знание о неизбежности смерти;

г) постоянная духовная неудовлетворенность.

6. Карма в древнеиндийской философии – это:

а) закон вечного круговорота бытия;

б) понятие долга и предназначения;

в) закон воздаяния;

г) выход за пределы круга перевоплощений.

7. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:

а) первоматерии;

б) эйдосов;

в) множества конкретных предметов и вещей;

г) представлений.

8. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;

б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом.

9. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

г) индукция.

10. Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей (в тех объективных условиях, когда его активность не приводит к реальным последствиям):

а) политикой;

б) философией;

в) наукой;

г) религией.

11. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, на­правленное к ничто и сознающее свою конечность, – это:

а) мышление;

б) переживание;

в) экзистенция;

г) научный факт.

12. Реализм как течение средневековой философии представляет собой:

а) учение о реальном существовании единичных вещей;

б) учение о реальном существовании общих понятий;

в) учение о реальности окружающего мира;

г) учение о реальности существования Бога.

Кто из русских философов является автором «философии всеединства»?

а) Н.Бердяев;

б) Н.Лосский;

в) В.Соловьев;

г) Ф.Достоевский.

14. Течение русской философии, утверждающее особый самобытный характер развития России:

а) западничество;

б) евразийство;

в) славянофильство;

г) местничество.

15. С точки зрения Ф.М. Достоевского, путь к мировой гармонии (обществу без зла) – это:

а) революционные преобразования;

б) нравственное самосовершенствование;

в) экономические реформы;

г) такой путь не возможен вообще.

16. Философия «серебряного века» была:

а) диалектико-материалистической;

б) позитивистской;

в) сциентистской;

г) религиозно-идеалистической.

17. » Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами» – писал автор «Философических писем», осмелившийся сказать горькую правду об исторической судьбе Росси:

а) Герцен,

б) Чернышевский,

в) Белинский,

г) Чаадаев.

Согласно В.С. Соловьеву, три абсолютные ценности- благо, истина и красота – всегда образуют единство, смыслом которого являются


а) любовь,

б) счастье,

в) мудрость,

г) бессмертие.

19. Учение о всеобщей закономерной связи и взаимной обусловленности всех явлений – это:

а) детерминизм;

б) индетерминизм;

в) диалектика;

г) синергетика.

20. К атрибутам материи относится:

а) движение;

б) мышление;

в) человек;

г) жизнь.

21. Форма бытия, являющаяся главной в экзистенциализме – бытие:

а) неживой природы;

б) живой природы;

в) человека;

г) социальное.

22. Теория самоорганизации сложных систем называется …

а) этика;

б) синергетика;

в) эстетика;

г) диалектика.

23. Какая из перечисленных идей является центральной, основной в умопостигаемом мире по Платону:

а) истина;

б) благо;

в) красота;

г) справедливость.

24. «Пограничная ситуация» в экзистенциализме — это:

а) бытие между свободой и необходимостью,

б) бытие между добром и злом,

в) бытие между любовью и ненавистью,

г) бытие между жизнью и смертью.

Умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым, называется:

а) аналогией,

б) дедукцией,

в) индукцией,

г) традукцией.

26. К формам чувственного познания относится:

а) факт,

б) восприятие,

в) проблема,

г) гипотеза.

Относительная истина – это

а) неполное знание об объекте, которое впоследствии уточняется;

б) относительно точное знание об объекте;

в) истина, которая впоследствии может быть пересмотрена;

г) знания, отражающие относительно малую часть свойств объекта.

28. Критерием истины является:

а) суждение;

б) опыт;

в) практика;

г) абсолютная идея.

На самых ранних этапах человеческой истории на процесс познания наибольшее влияние оказала такая форма мировоззрения, как

а) научное;

б) религиозное;

в) мифологическое;

г) философское;

30. В основе какой концепции истины лежит принцип соответствия знания об объекте самому объекту:

а) классической,

б) прагматической,

в) конвециалистской,


г) герменевтической.

Философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот античной мысли от прежней натурфилософии к человеку и к моральной философии.

Сократ не искал натурфилософских истин, потому что натурфилософия, по его мнению, не решает главного вопроса – откуда взялись сами первовещества? А без ответа на этот вопрос натурфилософия исследует только следствия, но не сами причины, что ошибочно как метод.

Натурфилософы пытались ответить на вопрос: «Что такое природа и в чем сущность вещей?». Сократа же волновала другая проблема: «В чем природа и сущность человека?».

В молодости Сократа поразило изречение, начертанное над входом в храм Аполлона: «Познай самого себя». Этот призыв к самопознанию стал и целью его философии, и её инструментом одновременно. Общее обоснование этого принципа разворачивается у Сократа следующими положениями:

1. Человек создан для счастья, и абсолютный смысл жизни человека – быть счастливым. Это самоочевидно, потому что самоочевидны польза и удовольствие от счастья.

2. Точно так же, как и счастье, самоочевидно по своей пользе и по своему удовольствию добро, следовательно, счастливым может быть только добродетельный человек.

3. Если счастье – это абсолютный смысл жизни, то добро, как условие счастья, как средство его достижения, является абсолютной ценностью мира.

Таким образом, чтобы стать счастливым, человеку следует выполнить главное условие к этому: полностью обладать абсолютной ценностью мира – добром.

4. Но добро в человеке может появиться только в том случае, если у человека есть достаточное знание о нём. Ведь, невозможно быть добрым, вообще не зная, что это такое. Невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Нельзя хорошо поступать, не зная что значит поступать хорошо. Нельзя по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно быть истинным предметом влечения. И так далее.

Следовательно, если добро – это абсолютная ценность, то и знание о добре, как главное условие обладания этой ценностью – также абсолютная ценность.

5. Таким образом, если и добро и знание по своей сути – это есть абсолютные ценности, то они абсолютно не могут быть отделены друг от друга, и, собственно говоря, они есть одно и то же.

Следовательно, мы можем сказать, что

добро – это знание, а знание – это добро.

И это очевидно, потому что, если человек знает, что такое хорошо, а что такое плохо, то он, как существо разумное, которое стремится к счастью по разумным основаниям, никогда не поступит дурно, то есть вопреки самоочевидной пользе и удовольствию от добра.

6. Исходя из этого, следует сказать, что

добро – это продукт правильного знания о том, что такое хорошо, а

зло – это продукт незнания или неправильного знания о том, что такое хорошо

Однако неправильное знание о добре можно считать, по сути, тем же самым, что и полное незнание добра. Потому что и в первом, и во втором случае правильное знание о добре отсутствует.

Следовательно, добро – это всегда последствие какого-либо знания, а зло – это последствие незнания.

Однако, знание или незнание – это лишь конечный итог познания. Прежде этого итога должен быть путь познания, который проходит разум. Таким образом,

познание – это путь к знанию, а поскольку знание это добро, то познание – это путь к добру.

8. Следовательно, единственная ценность, имеющая цену сама по себе и наделяющая ценностью всё, где она присутствует – это познание. Потому что познание дает знание, знание дает добро, а добро дает счастье.

9. Но единственно возможное познание – это самопознание, потому что строение мира и природа вещей непознаваемы человеком, так как инородны ему, а сам человек однороден самому себе и, следовательно, человек может познавать только самого себя.

Следовательно, главная задача человека для достижения счастья – это познание самого себя.

Как реально практический метод познания, философия Сократа характеризуется тремя особенностями:

1. Разговорный характер. Сократ работал устно, утверждая свои философские позиции в диалогах и беседах, что имело вид дружеского диспута или разъяснительной речи.

2. Индуктивный метод определения понятий. Сократ приходил в своих умозаключениях к нужному итогу путем перехода от анализа единичных фактов, к общим положениям и к обобщающим выводам.

3. Этический рационализм. Сократ полагал, что добродетельную мораль можно рационально обосновать, и любой человек, знающий эти обоснования, примет их аргументацию разумом и станет добродетельным.

Таким образом, внешне путь логических умозаключений Сократа выглядел как поиск истины сообща со своим собеседником. Сократ обосновывал это тем, что:

1. Сам он ничего не знает и не учит людей мудрости, а наоборот, чтобы стать мудрым, он сам расспрашивает других людей;

2. Кроме того, если мы ищем знание, то совершенно очевидно, что оно находится не в вопросах, потому что вопросы – это и есть обнаружение отсутствия того или иного знания.

Следовательно, если знания появляются, то они появляются из ответов, так как в вопросах их еще не было.

3. Таким образом, вопросы только помогают «рождению» знания, но сами не являются его источником, потому что его источником являются ответы.

Следовательно, если Сократ задает вопросы, то не он источник знания, а тот, кто дает Сократу на них ответы.

Метод собеседования, во время которого Сократ задавал собеседнику вопросы, помогающие рождению знания, он называл майевтикой («повивальным искусством»). Метод майевтики Сократа базируется на следующих принципах:

1. Если не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то задача мудреца состоит в том, чтобы помочь человеку открыть истину с помощью специально поставленных вопросов. Таким образом, вопросы есть некий путь постепенного раскрытия истины.

2. Специальное логическое построение этого пути должно приводить к тому, чтобы мысль собеседника развивалась не беспорядочно, а строго в направлении все более объемного и всё более усложняющегося раскрытия истины.

3. Однако открытию новой истины всегда будет мешать даже не сложность или объемность её раскрытия, а инерция общепринятых мнений, массовая привычка людей думать о чем-то обязательно предопределенным образом, и считать это окончательной истиной.

Поэтому сомнение в истинности общепринятого мнения невозможно зародить только в доводах рассудка. Здесь нужна ещё и эмоциональная встряска, для чего следует обязательно применять иронию (так называемую «иронию Сократа»), с помощью которой признанные атрибуты общественного сознания становились бы не просто логически сомнительными для собеседника, но и нелепыми, и даже смешными по своей сути.

4. Однако зародить в человеке сомнение, расшатать его убеждения, это не самоцель, а лишь первый успех. Сомнение – это лишь новый этап состояния собеседника, начиная с которого должна начаться основная атака на его мнимое знание. Для этого все дальнейшие вопросы должны окончательно и прямо раскрыть собеседнику логическую противоречивость того, в чём он уже и так засомневался, и что для него уже и так потеряло свой блеск важного авторитета.

5. После этого следует понимать, что изобличение мнимости привычного знания должно произвести беспокойство ума собеседника, которое приведет его к побуждению на поиск новой истины, чем надо воспользоваться и направить его на открытие этой истины.

6. Новую истину следует открыть ему не декларативно, навязывая как новый важный авторитет, а подвести его к ней через его внутреннюю и глубоко логическую убежденность в её достоверности.

В итоге применения этих методов Сократ прослыл тем, что вскрывал глупость там, что доселе считалось общепризнанной мудростью, находил абсурд в том, в чём ранее все видели только смысл, видел то, что большинство не замечает и т.д. В конце концов он был ложно обвинен завистниками в вольнодумстве и в развращении юношества новыми ложными идеями и богами, судим и приговорен к смерти. Смертный приговор Сократ встретил со спокойным мужеством и отказался от предоставленной ему возможности побега, ибо это означало бы опровержение всей его моральной философии.

История философии.

1. Что является источником философского знания, согласно Сократу?

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11

1. Что является источником философского знания, согласно Сократу?
а) постоянная духовная неудовлетворенность;

б) знание о неизбежности смерти;

в)процесс познания мира;

г) жизнь человека в обществе.

2. Каким историко-философским традициям соответствует следующая трактовка бытия:
а) «единое под разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления»;

б) брахманизм; в) леаты; г) атомисты; д) даосизм.

3. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я – человек», сделайте умозаключение:
а) все люди похожи на меня; б) животные тоже мыслят; в) я отношусь ко всем людям; г) я мыслю.

4. Идея философии Возрождения, которая в первую очередь делала акцент на человека как центр мироздания
а) гуманизм; б) христианская идея в) антропоцентризм г)эстетическое понимание действительности;

д) антисхоластика.

5. Человек, который, по словам Пушкина, был «величайшим умом новейших времен, произведшим в науках сильнейший переворот и давшим им то направление, по которым текут они сейчас»:

а) Кант; б) Эйлер; в) Петр I; г) Ломоносов; д) Ньютон; е) Лейбниц.

6.Какая из идей русской религиозной философии XX века отсутствует в следующем перечне: соборность, …, абсолютная ценность человека, богочеловечество?

конечная цель – добро

а) всеединство; б) закономерность; в) целесообразность; г) конечная цель – добро.

7.Какая черта отражает особенность развития марксизма в России?

а) преобладание космологической тематики;

б) практическая направленность на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя;

в) анализ смысла жизненных ценностей человека, его бытия и небытия;

г) анализ соотношения философского и религиозного в сознании российского общества.

8.Какая из черт, характеризующая русскую философию XX века, является лишней в представленном списке?

а) возникновение философских систем;

б) религиозный характер философии;

в) постановка в философии проблем значимых для русского самосознания и культуры;

г) интерпретация текста.

9.Как относился Ницше к сильным личностям?

а) их деятельность непоследовательный и противоречивый характер;

б) они не оказывают никакого влияния на развитие общества;

в) своими необдуманными поступками разрушают общество;

г) только они способны вести общество к прогрессу.

⇐ Предыдущая234567891011

Date: 2015-12-12; view: 985; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Основные проблемы философии Сократа

Сократ является основоположником классической античной философии. Классическая — значит образцовая, совершенная, завершенная, т.е. такая, которой мы должны следовать, чтобы достигнуть совершенства. Классическая античная философия возникает в эпоху расцвета рабовладельческой демократии, экономически благополучной и с высоким уровнем морали и нравственности.

Во-первых, Сократ определил специфику философии: философия – это мышление в наиболее общих понятиях. Во-вторых, он определил предметом философии – человека. Предметом философии, по убеждению Сократа, не может быть природа, поскольку мы не способны ни изменить природные явления, ни создавать их. Поэтому предметом философии является человек и его поступки, а самопознание, познание самого себя – самая главная задача. Так, философии придается антропологический характер (Антропология – наука о человеке).

В соответствии с предметом философии, целью философии Сократ считает научить человека быть счастливым в этой жизни.

Но человек счастлив когда он не испытывает ни телесных, ни душевных мучений, которые возникают в результате ошибок, допущенных человеком. Помочь избежать ошибок, по мнению Сократа, может истинное знание.

Истинное знание – это:

1. Знание в понятиях

2. Знание, которое является обобщенным

3. Оно не противоречит сущности вещей

4. Оно ни у кого не вызывает сомнения.

Знание полезно для человека, а польза – это то, что необходимо человеку для бытия. Благо – это польза, которая никому и никогда не приносит вреда. Добро – это добровольное принесение кому-либо блага, без преследования корыстных целей. Таким образом, Сократ считает, что истинное знание и есть подлинное благо, в основе которого лежит не столько польза, сколько добро.

Второй задачей философии, по Сократу, является достижение человеком свободы, содержанием которой должно быть выяснение того, что зависит от человека, и того, что не зависит от человека, и в этих границах, опираясь на истинное знание, человек и действует безошибочно и без заблуждений.

Единственный путь достижения истинного знания – метод диалога, в ходе которого и открывается истина для участников диалога. Диалектика – это искусство вести диалог.

В-третьих, спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космогонизм.

Философия по Сократу — учение о том как следует жить. Сократ выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания – познать самого себя.(самопознание) Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Таким образом знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна существовать единая общая и высшая цель, которой подчиняются все частные цели и которые есть безусловное высшее благо. В этике Сократа отождествляется добродетель со знанием. Нет человека, который зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость — совершенное знание. Сократ разработал метод субъект диалектики, который назвал майевтика, с помощью которого рождается истина, в процессе беседы, диалога. Широко использовал метод индукции (выведение общих знаний из частных). По отношению к внешнему миру был агностиком, считал, что познать его невозможно, зато доступна пониманию душа, в познан которой и есть философия. Познать самого себя – найти общий для всех людей нравственные качества.Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал излишним и принципиально невозможным изучении природы и объяснение природных явлении. Согласно Сократу, мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося», а основой, сущностью мира — «духовный принцип» как в логическом, так и в историческом смысле слова. Говоря современными терминами, основной вопрос философии Сократ решает идеалистически.Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который он называл даймониономи который был гарантией постижения подлинной истины. Даймонион, согласно Сократу, имел божественное происхождение. Именно посредством этого «даймониона» боги выделяют человека и сообщают смысл всему мирозданию.Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетелиТак, для Сократа мораль сливается с знанием.Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов выяснялись слабые места в знаниях противника. В этом и состоит так называемая сократовская ирония. Целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли «сами себя». Поэтому с иронией (сомнением) тесно связана маевтика(повивальное искусство).Главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила специфическая индукция. Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей (нравственной) основой человеческого поведения вообще. Весь процесс заканчивался дефиницией. Целью дефиниции была понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции.

Дефиницию, по Сократу, следует подвергнуть новой иронии, а если общее еще содержало противоречия, сформировать таким же путем (через маевтику и индукцию) новую дефиницию. Дефиниция в Сократовом понимании служит понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов и их взаимных отношений.Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию становится источником развития понятийной (субъективной) диалектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последовательнейшим идеалистическим философом античности Платоном и высоко оценен виднейшим представителем идеалистической диалектической философии Нового времени Гегелем.Если прежде принципы постулировались, то Сократ критически обсуждал различные подходы. По словам Аристотеля, Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, обсуждая такие понятия как благо, мудрость. Эта стало вкладом в формирование логики. Он совершил переворот в развитии философии, поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения (Я знаю, что я ничего не знаю) к рождению истины посредством самопознания (Познай самого себя). Рассматривая феномен души, он исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в богаВ вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма: добродетель проистекает из знания. Человек, знающий, что такое добро, не станет творить зло. Политические взгляды базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать лучшим, т.е. опытным, честным, справедливым. «Худшее – это большинство!»

В поисках истины

Сократ (ок. 469– 399 до н. э.) родился в Афинах, прославился как мудрец и непобедимый спорщик. Был приговорен к смерти по обвинению в вольнодумстве. Добровольно принял яд и скончался.

Сократ был уверен, что истина, объективная, не зависимая от чьих-либо взглядов, существует и человек может ее постичь. В этом он противостоял софистам, которые пошатнули авторитет знания своими утверждениями, что все относительно. Философ называл истину своей возлюбленной и сравнивал с солнцем, которое освещает и согревает всех.

Смысл жизни, считал Сократ, заключается в поиске истины, все остальное не имеет значения.

Свои взгляды он подтверждал образом жизни: его не интересовали деньги и почести, практически все свое время он проводил на улицах и площадях, где беседовал и спорил с людьми. Он был очень умерен в еде и носил ветхое рубище, при этом постоянно закалял свое тело долгими прогулками и упражнениями. У Сократа была жена — Ксантиппа, чей сварливый нрав вошел в историю. Когда его спрашивали, как он терпит рядом с собой женщину с таким дурным характером, он отвечал: «Хорошие наездники тренируются на горячих лошадях, я же, научившись ладить с ней, смогу иметь дело с любым человеком».

«В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить» (Сократ)

Человек всегда сомневается в том, что знает, и чем больше он узнаёт, тем сильнее его сомнения. Как же в такой ситуации можно познать истину? У каждого из нас, по мнению Сократа, есть помощник — даймон, дух-хранитель или внутренний голос, который подсказывает что истинно, а что нет.

Однажды Сократ шел по улице в окружении учеников. В какой-то момент он неожиданно остановился и свернул в переулок. На вопросы учеников, в чем дело, Сократ ответил, что так ему велел его даймон. Некоторые не поверили и остались на дороге, а через минуту их сбило с ног пробегавшее мимо стадо свиней. Вот так спорить с учителем!

«Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознаёт, что он уже достигает своей цели» (Сократ)

Софисты

Главными врагами Сократа были софисты, группа опытных ораторов, платных преподавателей красноречия в Афинах. Их иногда уподобляли коммерческим адвокатам — никому особо не нравилось то, что они делали, но и обойтись без их помощи было невозможно. Софисты были профессиональными спорщиками. С их точки зрения, все было относительно — источник истины в том, что все может быть оспорено. В Сократе эта могущественная клика обнаружила спорщика-любителя, который снова и снова доказывал, что их утверждения ложны.

Майевтика — «метод повивальной бабки»

Далеко не все сограждане Сократа относились к нему с любовью, ведь он постоянно затевал философские беседы, задавал странные вопросы и умел выставить своего собеседника, мягко скажем, не очень умным человеком. Но делал Сократ это не со зла, его целью было заставить людей задуматься о высоком, оторваться от повседневных проблем и приземленных мыслей. Сам себя философ сравнивал с оводом, который постоянно досаждает лошади, мешая ей полностью погрузиться в поедание травы.

Эти руины в южной части Греции — одно из самых священных мест в античном мире, Дельфийский оракул, где жрица Аполлона Пифия предсказывала будущее. Дельфийский оракул возгласил, что Сократ — самый мудрый человек в Афинах, на это он ответил, что знает, что ничего не знает.

Сократ считал, что узнать истину можно при помощи диалога, который должен состоять из двух частей. В отличие от софистов, которые затевали дискуссию, чтобы доказать свою правоту и показать умение жонглировать словами, Сократ стремился только к одному — найти истину.

Первую часть беседы Сократ называл иронией. Он задавал множество вопросов, рассматривая утверждение с разных сторон, в итоге человек начинал сомневаться в том, что он прав. Например, в одном из диалогов Сократа рассматривается утверждение: «Ложь — это плохо». После обсуждения обнаруживается, что иногда ложь — это хорошо (обман врага в бою).

Вторая часть беседы, майевтика, означает «рождение знания». Сократ называл это «методом повивальной бабки» — скорее всего, потому, что сам был сыном повитухи. Он считал, что истина уже находится в уме человека, ее нужно лишь извлечь оттуда, помочь ей родиться. После всех исправлений и уточнений создается правильное утверждение. Например: «Ложь — это плохо по отношению к друзьям, в том случае, если она им вредит».

«Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины» (Сократ)

Этика Сократа

Сократ, как и все античные философы, считал, что человек состоит из двух противоположных начал: души и тела. Душа стремится ввысь, к познанию блага, обретению мудрости и добродетели. Тело, напротив, направлено на достижение максимального комфорта, для него важно низменное и материальное. Так как два этих начала имеют разные цели, между ними неизбежен конфликт. Как же философ предлагал преодолеть это противоречие? Он считал, что мудрый человек будет заботиться о душе и отбросит потребности тела. Сам он так и поступал.

«Сократ беседует с Алкивиадом» (Ф.-А. Венсан, 1776) Афинский полководец Алкивиад был учеником Сократа

Философ был уверен, что, если человек умеет отличать добро от зла и понимает, что такое нравственность, он будет следовать по пути добродетели. Идеал в любом случае выше любых благ. Даже если следование идеалам будет угрожать жизни, мудрый человек сохранит верность своим взглядам.

Сам Сократ доказал верность идеалам. Его арестовали по обвинению в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Приговором была смерть, но исполнение отложили, и друзья Сократа подготовили побег. «Знаете ли вы место за пределами Аттики, куда нет доступа смерти?» — спросил философ и отказался бежать из тюрьмы. Он считал, что нравственный долг гражданина — соблюдать законы, принятые в обществе. И, следуя долгу, принял яд.

«Есть одно только благо — знание, и одно только зло — невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства — напротив, приносят лишь дурное» (Сократ)

Полотно художника XVIII века Жака-луи Давида, изображающее Сократа беседующим со своими учениками в тот момент, когда он готовится принять яд, — и здесь он выглядит менее всего обеспокоенным близящейся развязкой.

Сократические диалоги: Мужество

Сократ хочет получить определение мужества, одной из категорий добродетели, поэтому он вступает в диалог с двумя афинскими военачальниками Лахетом и Никнем.

Лахет: Быть мужественным значит стойко сражаться.

Сократ: А как ты можешь быть мужественным, если ты не сражаешься?

Лахет: Мужество — это стойкость.

Сократ: Если мужество — одна из категорий добродетели, оно не может противоречить здравому смыслу. Иногда разумнее — и мужественнее — перестать держаться и уйти.

Никий: Мужество — умение понимать, чего страшиться и на что надеяться.

Сократ: Означает ли это, что животные тоже обладают мужеством? Может ли свинья быть храброй?

Никий: Нет, храбрость требует мудрости, свойственной очень немногим.

Сократ: Быть робким значит ожидать зла в будущем, преисполниться надежд — рассчитывать на добрые события в будущем. Если храбрость требует понимания будущего зла и добра, значит, оно невозможно без понимания добра в прошлом и настоящем. Твое определение — главное в познании добра и зла, и оно противоречит утверждению, что храбрость касается только понимания будущих событий. Поэтому это определение должно быть ложно.

Дискуссия заканчивается смятением ее участников.

Добавить комментарий

Закрыть меню