Смысл преступления и наказания

Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Не убий!
Заповедь Христа
Среди множества произведений Достоевского (“Бесы”, “Братья Карамазовы”, “Бедные люди”, “Подросток”, “Идиот” и другие) одним из первых является “Преступление и наказание”. В этом произведении раскрывается творческий мир автора как особая реальность, как живой духовный организм, где имеет значение буквально все, то есть любая мелочь, незначительные подробности. Истоки романа уходят в прошлое Достоевского, когда он был на каторге. 9 октября 1859 года Достоевский пишет своему брату, что он решает писать книгу, что в эту книгу он вкладывает все “сердце с кровью” и что эта книга — его исповедание. Он знал, что “Преступление и наказание” окончательно утвердит его имя. С необыкновенной силой удалось Достоевскому обнаружить в романе опасность для человека, который стремится быть особенным. Огромная трагическая мощь романа, всестороннее разоблачение буржуазной идеи “сверхчеловека”, глубокое воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, подлинный демократизм и гуманизм писателя, его сочувствие униженным и оскорбленным сделали “Преступление и наказание” одной из вершин реалистических романов XIX века. Но вопросы, которые волновали и мучили Родиона Раскольникова, — это одновременно и вечные, и старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, о счастье и смысле жизни. Роман “Преступление и наказание” был задуман вначале в форме исповеди Раскольникова, но на каторге Достоевский сталкивается с сильными личностями, которые повлияли на его дальнейшие рассуждения.
В 1859 году роман не был начат, вынашивание замысла продолжалось еще шесть лет. За это время Достоевский написал “Униженные и оскорбленные”, “Записки из мертвого дома”, “Записки из подполья”. Основные темы этих произведений — тема бедных людей, тема бунта и героя-индивидуалиста, которые синтезировались затем в романе “Преступление и наказание”.
Темой романа стало изображение нищеты униженных и оскорбленных людей, всего бесчеловечного. Проблемы, которые Достоевский показал в своем произведении, очень многочисленны. Это и социальные условия, и жизненные противоречия, ведущие к гибели человека, и взаимосвязь личности и общества, и нравственная ответственность за преступления, и проблема наполеонизма, и индивидуализм, и гуманизм, и закон и человек, и бунт и смирение, и бедность и нищета, и пьянство и проституция, и многое другое. В романе заложена идея столкновения двух идеологий, двух нравственных законов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда нормы поведения.
Действие романа происходит жарким летом 1865 года. Петербург Достоевского — мрачный, сырой город, но все-таки прекрасный, который писатель любил своей мучительной любовью. Контрасты столицы показали до Достоевского Пушкин, Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти контрасты особенно обнажены, что объясняется особенностью Петербурга в 60— 70-е годы, когда город в результате быстрого развития капитала расстраивался, разрастался за счет игорных .домов, банкирских контор, заводов… Но у Достоевского нет представителей высшего общества, так же как и нет людей рабочего класса, в то время как тысячи мужиков шли в Питер. Такая выборочность у Достоевского не случайна и объясняется нравственными проблемами романа. Именно в “средних” слоях населения особенно чувствовалась безысходность положения. Именно здесь проходит та грань, за которой можно было стать палачом или жертвой. Именно здесь царили голод и нищета. В рассказе Мармеладова в трактире показана разница между бедным и нищим. В бедности человек сохраняет благородство чувств, то есть сохраняет собственное достоинство, а в нищете он перестает уважать в себе человека, доходит до крайней степени морального падения. На примере семьи Мармеладовых Достоевский с клинической точностью психиатра раскрывает психологическую нищету. Нищета порождает преступления, беспробудное пьянство, которое обесчеловечивает мужчину, и проституцию, которая обесчеловечивает женщину.
Все герои ищут выхода из железных тупиков. Ищет его и Раскольников. Ему двадцать три года. Острый, глубокий ум философского склада. Он один из многих, кто без зова приходит на помощь. Он спас из пламени детей, отдает скудные гроши отцу умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладовых. Мать и сестра души не чают в своем Роде, признают его превосходство, значит, Раскольников — не какой-то заурядный, тривиальный убийца, безотчетно совершающий убийства, а способный анализировать свои мысли, чувства, поступки, но одна ложная идея овладела и его сознанием.
Нашла выход и старуха-процентщица. Титулярная советница, дающая деньги под залог, живет на “жидовские” проценты. Она глуха, глупа, больна, жадна, держит в работницах свою сестру и никуда не годна. Для чего она живет? Полезна ли она хоть кому-нибудь?. Именно эти вопросы сбивают молодого человека, он решает убить ее, обобрать, с тем чтобы сделать счастливее свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы поместья. Он хочет получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям. Только Достоевский глубже проникает в душу преступника и за идеей заблуждений доброго сердца — “убийства ради любви к людям”, “власти ради добрых дел” — открывает самую страшную и чудовищную идею — “идею Наполеона”, идею власти ради власти, разделяющей человечество на две неравные части: большинство — “тварь дрожащая” и меньшинство — “властелины”, призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право, как Наполеон, во имя нужных ему целей переступить через закон и нарушить божественный мир и порядок.
Достоевский много думает над “Преступлением и наказанием”, и наконец в окончательной редакции идея Наполеона полностью созревает. Итак, в творческом процессе, в вынашивании замысла “Преступления и наказания”; в образе Раскольникова столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Достоевский решает сохранить обе идеи, показать человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове, два противоположных характера поочередно сменяются. Так же мучительно искал Достоевский и финал романа. В одной из черновых записей значится: “финал романа.

Раскольников застрелиться идет”, но это был финал только для “идеи Наполеона”. Писатель намечает финал и для любви. Когда сам Христос спасает раскаявшегося грешника: “Ведение Христа. Прощение просит у народа”. Но каков конец человека, соединившего в себе оба противоположных начала? Достоевский прекрасно понимает, что Раскольников не примет ни авторского суда, ни юридического, ни суда собственной совести. Лишь один суд примет Раскольников — “высший суд”, суд Сонечки Мармеладовой.
Таким образом, идейный смысл романа подчинен главной и единственной задаче — воскрешению Раскольникова, избавлению сверхчеловека от преступной теории, приобщению его к миру остальных людей.

Беру!

56618 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / В чем смысл названия романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

В чем смысл названия романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

В чем смысл названия романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
Один из самых известных романов Ф.М. Достоевского носит название «Преступление и наказание». Почему именно так названо это произведение?
Главный герой романа Родион Раскольников создает теорию, в которой пытается не только объяснить окружающий мир, но и выработать для себя новые нравственные принципы. После долгих размышлений он приходит к выводу, что человечество делится на два «разряда». Первый разряд — большинство, «твари дрожащие», составляющие «материал» истории. Второй — меньшинство, «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния.
Главный критерий разграничения этих двух типов для героя — их отношение к нравственности. По мнению Родиона, сильные люди не ограничивают себя моральными и нравственными рамками, именно это и позволяет им совершать великое.
Герой романа решает проверить себя – сможет ли он преступить нравственный закон? Исходя из результатов, Родион должен был ответить себе на вопрос — принадлежит ли он к «избранным»? Именно ради этого Раскольников решается на преступление — он убивает старуху-процентщицу.
Почти сразу Достоевский показывает, что его герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Мы помним, что после преступления Родион не мог общаться с людьми, ощущая между собой и ними какую-то стену. Лишь для Сонечки Мармеладовой герой делал исключение, чувствуя в ней родственную душу.
Философский смысл преступления Раскольникова заключается в том, что он убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду «избранных», оказалось ложным. Испытав сомнения и нравственные муки — признаки «обычного» преступника, — герой приходит к выводу, что он «тварь дрожащая». Раскольников так подводит итог своего преступления: «… Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался…».
Преступление Раскольникова не имело и социальных результатов, ведь его мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Герой не смог даже ограбить по-настоящему, ведь те вещи и деньги, которые он взял у Алены Ивановны, так и остались лежать под камнем.
Единственным социальным «результатом» убийства стало то, что Раскольников поставил себя вне общества. С нравственной же точки зрения он «преступил» гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства. Об этом говорят сны Родиона, символизирующие голос его души.
Таким образом, Достоевский показывает нам философские, социальные и нравственные результаты преступления Раскольникова. Они прояснили, что теория героя – это трагическое заблуждение, порождение зла, которое, в первую очередь, уничтожает самого «изобретателя».
Для того чтобы глубже и тоньше показать характер Раскольникова, выявить противоречия его теории, писатель вводит в свой роман систему двойников и антиподов героя.
У духовных «двойников» Раскольникова — Лужина и Свидригайлова — много общего с Родионом.

В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Но сходство Раскольникова и его «двойников» — чисто внешнее. Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение — помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки «здравому смыслу».
Соня Мармеладова также нравственный антипод Раскольникова. Но у этих героев есть и нечто общее: оба они изгои, оба очень одиноки, оба они совершили преступление против себя, против своей души. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
Эта героиня избрала иной путь, чем Раскольников, — путь смирения перед Богом. Сделав это, по мнению автора, героиня спасает не только себя, но и Родиона. Именно любовь к Соне открыла перед Раскольниковым возможность примирения с людьми, с жизнью, открыла возможность воскрешения.
Таким образом, название романа Достоевского «Преступление и наказание» отражает его суть, его идею. В этом произведении автор показал преступление героя, которое выражается в безнравственной нигилистической идее, которую он решил подтвердить другим преступлением – убийством. На протяжении всего произведения писатель раскрывает заблуждение Раскольникова, рисуя наказания, которые он несет за свое преступление. И главное из них – это разрушение собственной души, разрыв с людьми и Богом.

Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Предпосылки создания

Федор Михайлович Достоевский – один из самых известных русских писателей. Когда он был на каторге в Сибири, он часто думал о Боге, о жизни, о судьбах людей; там он встретил тех, кто считал себя выше других, и именно там у него родилась идея написания романа «Преступление и наказание».

Главный герой — Родион Раскольников

Главный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Он придумывает теорию о том, что люди подразделяются на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые в его взглядах предстают сильными личностями, вершителями истории, которые могут распоряжаться чужими жизнями ради высоких целей и достижения каких-либо идеалов. Первые же не способны ни на что и должны полностью подчиняться тем, кто «имеет право». Однако эта теория возникла в голове молодого человека лишь по стечению обстоятельств: на это повлияли проблемы с деньгами, уже давно испытываемые им, и его гордость; отдельную роль сыграла и атмосфера той части города, где живет главный герой. В ней все пропитано духом мрачной безысходности; серые и желтые пыльные здания давят на людей, повсюду встречаются нищие, пьяницы и падшие женщины. На самом деле в характере Родиона Раскольникова больше благородных, хороших черт: он способен на сострадание и на любовь к ближним. Это подтверждается во многих сценах романа: например, Раскольников отдал свои деньги для похорон едва знакомого ему Мармеладова, спасал детей при пожаре. Особенно ярко способность героя к проявлению сочувствия и жалости проявляется во время описания его сна с эпизодом из детства, когда Родиону было невыносимо больно видеть забитую камнями лошадь.

Внутренний конфликт

Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям. Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи.

Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей. Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого. Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.

Идеи и смысл романа «Преступление и наказание»

В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию. Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга. Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою. Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.

Сочинения по роману Достоевского «Преступление и Наказание»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

Одним из величайших авторов-новаторов, своего времени, считается Ф. М. Достоевский. Общеизвестно, что роман «Преступление и наказание» в списке самых читаемых произведений на земле. Актуальность романа возрастает с каждым новым поколением, ведь в нем затронуты важные философские темы, описаны судьбы обычных людей, стоящих перед выбором, поставлены вопросы, требующие ответа.

Это не единственное сочинение автора, в котором речь идет о преступлении. Достоевский считал, что жизнь его современников переполнена злодеяниями. Причина, по его мнению, заключается в падении моральности и нравственных ценностей.

Уже в самом названии сочинения заложена интрига: поставлен вопрос о цене жизни человека, на который автор предлагает читателю ответить самому. Через всё произведение просматривается взаимосвязь между понятиями «плохо» и «хорошо», сразу же возникает понимание того, что любое зло должно быть наказано. Эту истину автор раскрывает через образ Родиона Раскольникова.

Родион совсем не доволен своей жизнью, он запутался и уже не понимает, в чем смысл нравственных ценностей. Он представляет себе смысл жизни по-своему и считает, что достоин носить звание «сверхчеловека», не только решающего свои проблемы, но и вершащего судьбы других людей. На формирование таких взглядов оказали воздействие жизненные обстоятельства и идеологические устои того времени.

Такое мировоззрение приводит к тому, что Раскольников начинает верить в возможность убийства ради счастья других людей. Он искренне считает, что смерть старухи, постоянно мешающей и портящей жизнь людям, — это не преступление. В убийстве ради счастья других, по мнению героя, нет ничего плохого. Именно в этом Достоевский видит причину преступлений ряда своих современников.

Необходимость преступления – проверки на «сверхчеловечность» и одновременно устранения вредного человеческого существа — кажется герою очевидной.

После долгих, мучительных размышлений, и попыток выработать новые правила морали, Раскольников убивает старуху и (случайно) ее сестру Лизавету.

Казалось бы, все замечательно – убийство не раскрыто, преступника не видели, но Раскольникова одолевают мрачные мысли, он не получил ничего кроме разочарования.

Убийство, совершенное Раскольниковым, не достигло своей цели. Его желание пустить богатство процентщицы во благо людям осталось нереализованным. «Наполеон» тоже не получился из студента: ему не удается убить в себе громко протестующее нравственное чувство.

В чем же тогда суть наказания? На первый взгляд все просто: совершил преступление – получи взыскание. Для этого есть много способов: тюрьма, каторга или ссылка. Но, автор хочет донести своему читателю мысль о том, что юридическое наказание преступника без изменения его взглядов на жизнь не будет результативным.

Страх в душе и муки совести – это путь к изменению. Самое главное наказание убийце – осознание совершенного зла, искренние раскаяние. Раскольникову трудно было самостоятельно разобраться в себе, поэтому он доверился Соне Мармеладовой. Именно эта героиня способствовала изменению мировоззрения преступника. Соня доказала, что зло способно породить лишь зло, необходимо искать способы, которые помогут через добрые поступки изменить человека.

Главный герой отбывает наказание на каторге, перед ним долгий путь душевного исцеления и понимания общей сути ценности человеческой жизни, добра во имя спасения.

Название произведения «Преступление и наказание» очень точно и лаконично раскрывает проблему преступности в обществе, побуждает к размышлениям о роли убийства и последующем за ним наказании. Автор дает ответы на эти глобальные вопросы и доказывает, что чудеса творит вера, а не насилие. Во имя спасения души нужно следовать заповедям добра и нравственности. Выбор есть у каждого человека, нужно просто помнить, что за все плохие поступки неминуемо придется ответить не только перед обществом, но и перед собой.

Добавить комментарий

Закрыть меню