Смешанные общественные блага

4 ЛЕКЦИЯ (30.09.06)

Общественные блага.

Результат деятельности общественного сектора воплощаются в общественных благах. Общественные блага в экономической теории определяются через 2 свойства:

  1. Не соперничество в потреблении (не конкурентность), когда изменение количества потребителей не влечет за собой снижения полезности, получаемой каждым из них.

Не соперничество – предельный случай положительного внешнего эффекта когда количество пользователей может расти при стабильном уровне потребления блага:

* Маяк его полезность возрастает от того скольким кораблям он помог. Но из-за уменьшения количества кораблей маяк не работает по другому. Это отличает общественные блага от частных.

Частные:

Общественные: y=yi i=1,…,s

  1. Это неисключаемость, когда ограничение доставки потребителей к данному благу практически невозможно. Это ситуация, когда производитель не имеет реального выбора предоставлять ли благо тем кто платит или всем желающим.

*Оборона страны. Охрана страны и территорий предоставляется и тем, кто платит налоги и тем, кто нет.

Предоставляется сообществу людей, когда производитель не в состоянии обособить свои отношения с каждым из потребителей.

Блага, не обладающие этими свойствами называются частными благами.

То, что сфера общественных благ обладает свойством неисключаемости говорит о том, что сфера функционирования общественной собственности, т.е. общественного блага, призвана удовлетворить общественные потребности, посредством своего распредмечивания.

Чистые и смешанные общественные блага.

Чистые – блага, у которых оба свойства выражены в высокой степени.

К ним относятся: Оборона страны, охрана общественного правопорядка, фундаментальная наука.

Смешанные – это, когда вышеуказанные свойства выражены в умеренной степени, и которые по этому могут быть частично объектом рыночного товарооборота. К ним относятся: здравоохранение, образование, общественный транспорт.

Сфера чистых общественных благ.

Соответственно минимально возможным границам общественного сектора. Схема общественных благ является ареной конкурентной борьбы между частным и общественным секторами. Эта сфера образуется за счет того, что некоторые блага, бывшие ранее частными начинают востребоваться обществом как общественные в связи с необходимостью повышения трудовой потенции каждого члена общества.

Чистые общественные блага реализуются свойствами соперничества связано с реализацией свойства неделимости блага в потреблении, которое означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага.

Реализация свойства не исключает связи либо с физической невозможностью отстранить кого-либо от потребления данного блага. Либо с чрезвычайно высокими затратами на исключение в среде возможной выгоды продавца.

Чистое общественное благо, как и частное, является теоретической конструкцией, подавляющее большинство благ – смешанное.

Смешанные общественные блага.

Исходя из 2 свойств подразделяются на 2 вида:

  1. Переполненные (перегруженные) общественные блага, – у которых свойство несоперничества выражено до определенного момента (порог переполнения).

Общественный транспорт: 1 порог – сидячие места, 2 порог – стоячие места, 3 порог – висячие места, 4 порог – дополнительные автобусы.

  1. Исключение общественного блага – те у которых не выполняется свойство неисключаемости и которые имеют, поэтому порог исключения.

Блага имеющие порог исключения – клубные блага, после преодоления порога исключения благо становится для пользователей неисключаемым.

Границы предоставления общественных благ

Территориальные границы:

  1. Международные – либо жителям всей планеты, либо предоставляется жителям определенного региона земли. Борьба с озоновой дырой, борьба с загрязнением окружающей среды.

К экономике международных благ – стандартное сокращение т.а.и. в том числе меры длинны, веса, денежные системы.

  1. Общегосударственные общественные блага – национальная оборона, поддержка общественного правопорядка, деятельность федеральной, законодательной, исполнительной и судебной властей и т.д.

  2. Местные (локальные) – любые общественные товары или услуги доступ к которым имеет не все население страны, а лишь какая-либо географическая часть (регион, город, район).

Теория достойных благ.

В случае общественных благ вмешательство государства необходимо, чтобы исправить изъяны рынка в соответствии с данными индивидуальных предпочтений, в случае с достойными благами индивидуальное предпринимательство не считается более заданным, а является объектом корректировки.

Достойные блага – блага, потребление которых считается нужным в поддержке и потребление которых у индивидов не сформировалось должным образом, как следствие индивид выбирает меньший объем потребления данного блага.

*Образование, культура, спорт.

Недостаточные блага – это блага, потребление которых общество считает нужным ограничить.

Потребление достойных благ направлено на формирование потребностей индивида.

Особенности достойных благ:

  1. Обладание свойствами общественных благ.

  2. При определенных условиях информации часть человек должна влиять на решение других индивидов.

  3. Идеал суверенности потребностей кроме доставки благ может нарастать из-за агрессивной рекламы и других способов воздействия на потребителя.

Смешанные общественные блага

⇐ ПредыдущаяСтр 52 из 52

Можно рассматривать общественные и частные блага как два полярных случая, между которыми существуют различные промежуточные стадии. Для того чтобы описывать пространство этих промежуточных состояний, существует понятие смешанного общественного блага.

Прежде всего ряду общественных благ присуща «привязка к месту»: потребление их невозможно вне ограниченной зоны или вне особой категории лиц. В этих случаях вмешательство обще­ственного сектора не всегда необходимо. Частные инициативы типа «клубов», для которых установлено право входа, часто в состоянии в достаточной мере снижать издержки на исключение, что позволя­ет сделать экономически возможным предоставление локального общественного блага.

Смешанное благо в отличие от чистого блага является исклю­чаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убы­ванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, т.е. быть платным.

Степень а «общественности» блага, т.е. большая или меньшая степень конкуренции между потребителями, может изменяться в зависимости от числа последних. В этом случае говорят о явлениях перенасыщения или переполненности. Это, безусловно, важнейший фактор, снижающий уровень «чистоты» общественных благ. после пересечения определенного порога предельные издержки на предоставление блага уже не нулевые.

Существует две причины повышения совокупных издержек при увеличении числа людей:

— прямые предельные издержки могут стать положительными (в нашем примере — объем необходимого ремонта, расходы на содержание, а также степень износа дороги попадают в зависимость от интенсивности движения);

— «качество» предоставляемых услуг, до перехода точки Е бывшее постоянным, начинает падать. Это снижение качества соответствует косвенным издержкам, которые можно измерить как объем ресурсов, которые бы понадобились для того, чтобы это снижение качества устранить.

Это означает, что в оптимуме предельная маржа замещения для потребителя между смешанным общественным благом и частным благом в денежном выражении должна быть равна его цене (пре­дельным частным издержкам на него) минус издержки на компен­сацию дополнительной переполненности с учетом инвестиций в качество услуг.

Другой разновидностью смешанного блага является благо сов­местного потребления с ограниченным доступом, которое при­нято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей.

Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными приме­рами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (например, теннисный клуб), добровольные ассоциации домовладельцев и другие самоуп­равляемые общественные организации. Здесь объектом исключае­мости являются не отдельный член общества, не индивидуальный потребитель, а сообщества людей и группы потребителей.

Численность потребителей клубного общественного блага воз­можно увеличивать до тех пор, пока переполнение, обусловленное приемом последнего «члена клуба», не приведет к уменьшению выгод для других его членов, которое будет уравновешено сниже­нием издержек, вследствие участия нового члена клуба в финанси­ровании затрат. В случае, когда численность пользователей задана, количество предлагаемого для потребления блага должно увеличи­ваться до тех пор, пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравновесят его предельную полезность.

Классификации (группировки) общественных благ произво­дятся не только с учетом возможности исключаемости и степени использования (в том числе убываемости потребления) этих благ, но и с учетом критерия внешнего (экстернального) эффекта. Он может быть положительным (например, эффект повышения об­разовательного уровня населения, укрепления здоровья, развития науки и культуры и т.д.) и негативным (например, ущерб окружа­ющей среде и здоровью людей в связи с внедрением экологически несовершенных производств и технологий).

Внешние эффекты различаются по масштабам и долгосрочности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с учетом их масштабности и временного лага воздействия с общественными благами дает возможность выделить следующие виды чистых об­щественных благ:

• чистое общественное благо, внешний эффект воздействия которого имеет национальное и мировое значение (например, открытия в области фундаментальной науки, мировые шедев­ры литературы и культуры, общегосударственные стандарты, спутниковая связь и т.д.);

• чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом воздействия (например, местное радио и теле­видение, муниципальная полиция, пожарная охрана, места отдыха и т.д.).

Внешний эффект может сочетаться с исключаемым благом совместного потребления и в связи с этим выделяются: социально значимое благо (заслуженное благо) и благо, создаваемое в отрас­лях с естественной монополией. К социально значимым благам относятся образование, здравоохранение, культура и услуги других отраслей социально-культурной сферы.

Социально значимые блага

Социально значимыми благами называют частные блага, пот­ребление которых — вопрос, представляющий общественный интерес. В отношении этих благ рынок функционирует нормально и позволяет достигать оптимума по Парето, когда рассматрива­ется совокупность индивидов. Если потребитель совершенно «независим», т.е. если функция общественного благосостояния строго индивидуалистская, то для данного распределения ресурсов рыночное равновесие соответствует максимуму общественного благосостояния.

Тем не менее государство может считать, что индивиды не могут сами правильно судить о своем «подлинном» благосостоянии, и полагает:

— что они плохо информированы;

— что их образование не позволяет им должным образом обра­батывать доступную им информацию;

— что существуют общественные ценности, которые выше ин­дивидуальной свободы выбора.

Поэтому следует различать так называемые «социальные» пред­почтения, а именно те, которые предъявили бы индивиды, если бы они обладали таким уровнем информированности, образован­ности и «гражданской ответственности», к которому стремилось бы государство.

Социально значимое благо обладает свойствами частного ис­ключаемого блага и свойствами общественного блага благодаря положительному эффекту. Противоречивая природа социально значимого блага создает объективную основу для коллизии между текущими индивидуальными и долгосрочными общественными предпочтениями в отношении потребления и использования такого рода благ. Возникает необходимость государственного вмеша­тельства для разрешения этой коллизии в пользу общественных предпочтений и установления обязательного порядка потребле­ния социально значимых благ. В соответствии с действующим в большинстве стран законодательством введено обязательное общее образование и установлен обязательный уровень охраны здоровья и социального обеспечения. Государство вынуждено идти на ограничение свободы потребителей ради защиты их от самих себя. В противном случае при свободе потребительского выбора нет никаких гарантий, что определенная группа граждан не пред­почтет расходовать свои средства на текущее потребление, а не па образование и другие социально значимые блага. С помощью государственного патернализма становится возможным смягчить нерациональность индивидуального потребительского поведения. Однако с расширением сферы социально значимых благ, с вклю­чением в эту сферу трансфертных платежей, ориентированных на справедливое распределение доходов, социальную стабильность, равенство возможностей, равный доступ всех членов общества к социально-культурным услугам, возникает опасность установления патерналистского деспотизма.

Поиск Лекций

Чистые и смешанные общественные блага. Проблема переполнения и «теория клубов»

Общественные блага: сущность, свойства.

«Общественное благо» — это благо, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.

В основе любого активного хозяйственного действия человека лежит удовлетворение потребностей, для чего он стремится приобрести за определенную плату или получить бесплатно блага. Поэтому основой благосостояния индивида являются блага. Блага могут быть экономическими и неэкономическими, материальными и нематериальными, а также частными, коллективными, смешанными и общественными.

Под материальными благами понимаются вещественные предметы, потребление которых увеличивает индивидуальное и общественное благосостояние. Под нематериальными благами понимаются блага, образующие человеческий капитал, потребление которых увеличивает индивидуальное и общественное благосостояние (образование, воспитание, знания, опыт, информация и др.)

Общественное благо – это то, за что мы не платим напрямую.

Общественное благо обладает двумя свойствами:

Неизбирательность(неконкурентность) – благами пользуются все без исключения. Увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижение полезности, доставляемой каждому из них. Данное свойство предполагает, что благо неделимо, не может быть «расфасовано» продано поштучно, неизбирательно и потребляется совместно.

Типичный пример неконкурентности потребления — это национальная оборона. Данное свойство означает, что предельные издержки предоставления общ. блага индивидуальному потребителю раны «О»., а появление дополнительного потребителя представляет собой Паретоулучшение. Т.о. несоперничество порождает необычные для рыночной экономики ситуации: если имеется индивид, желающий воспользоваться благом, но не готовый за него платить, оптимальное использование ресурсов предполагает предоставление ему данного блага даром.

Неисключаемость – мы не можем всех исключить из числа пользователей этими благами.

Ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно. В данном случае поставщик общ. Блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности. Санкции против неплательщиков обернулись ущербом для добросовестных пользователей, и возможные Паретоулучшения не были бы реализованы. Примером здесь является городской парк отдыха. Достижение исключаемости (охрана, ограждение, плата за вход) общ. Блага в виде отдыха в городском парке потребует огромных затрат и будет экономически нецелесообразным.

Чистые и смешанные общественные блага. Проблема переполнения и «теория клубов»

Существуют определенные признаки, в соответствии с которыми осуществляется классификация ценностей. Так, существует разделение на чистые и смешанные общественные блага. Первыми называют те, которые обладают признаками неисключаемости и неизбирательности. Характеристики, которые применяются в классификации, могут иметь разный уровень проявления. Так, к примеру, двум благам могут быть свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости, но при этом у одного из них эти характеристики проявляются в меньшей или в большей степени. Кроме того, имеет место и сочетание свойств для той или иной ценности. —

Предоставление чистых общественных благ одному индивиду невозможно без участия остальных граждан. В результате имеет место коллективное потребление. Каждое отдельное лицо использует выгоды блага. При этом полезность, которая извлекается из него остальными гражданами, не уменьшается. Никто не может исключаться из числа людей, которые используют эти общественные блага. Примеры этого можно привести следующие: каждый гражданин пользуется выгодой от прогноза погоды, при этом не уменьшая полезности, которая извлекается другими. Это же касается посещения библиотек, проезда по автотрассам.

Смешанные блага В этой категории достаточно много подтипов. Как сказано было выше, признаки, свойственные благам, могут быть представлены в той или другой комбинации. Так, неизбирательность может сочетаться с исключаемостью и наоборот. В связи с этим можно назвать еще и другие примеры общественных благ. Существуют ценности, которые отличаются низким уровнем неисключаемости и высоким – избирательности. Они называются общими (для совместного потребления) благами. К ним относят места на бесплатном пляже. Они доступны для всех граждан. Но при этом если один человек займет место на пляже, то им не сможет воспользоваться другое лицо. В связи с этим оно получает признаки избирательности. В качестве особенности общих благ выступает тот факт, что ограничение пользования ими сопряжено с существенными издержками. Чаще всего они предоставляются на местном (региональном) уровне. К этой категории относят такие примеры общественных благ: места общего пользования, парки, парковки и прочие. В связи с этим их именуют еще «коммунальными». Совместное потребление в данном случае определяет высокий уровень конкуренции в отношении их использования. Речь идет о принципе «кто пришел первым, тот и воспользовался».

Для смешанных общественных благ, как правило, характерно потенциальное переполнение. Переполнение означает, что при достаточно значительном числе пользователей блага дальнейшее увеличение их численности приводит к тому, что индивиды начинают мешать друг другу. Иными словами, исчезает несопер­ничество в потреблении, так что издержки предоставления данного блага дополни­тельному потребителю уже не равны нулю.

Допустим, что речь идет, например, о плавательном бассейне. При малом числе купающихся они не создают друг другу каких-либо помех. Вместе с тем нетрудно представить себе переполненный бассейн. Всегда ли желательно, чтобы численность пользователей смешанного общественного блага была минимальной. Конечно, у бассейна может быть единственный владелец-пользователь. Однако это предполагает, что он не только получает все выгоды от данного блага, но и полностью берет на себя издержки по его созданию и эксплуатации. Отнюдь не исключено, что в подобном случае выгоды (точнее, их денежный эквивалент) окажутся ниже издержек.

Когда пользователей смешанного общественного блага несколько, они делят между собой как выгоды, так и издержки. Прообраз такого поведения — создание клуба, владеющего, например, тем же плавательным бассейном. Теория клубов дает ответ на вопрос, при каких условиях распределение выгод и издержек, связанных с общественными благами, является оптимальным. Блага, производство и пот­ребление которых описываются этой теорией, принято называть клубными благами.

Что должен оптимизировать клуб? С одной стороны, это количество производимого смешанного общественного блага, а с другой — численность собст­венных членов. Обе задачи должны быть решены совместно, и это, собственно, и составляет центральный пункт теории клубов.

Теория клубов создает регламент пользования и распределения общественного блага.

Добавить комментарий

Закрыть меню