Слушание как вид речевой деятельности

Специфика слушания как вида речевой деятельности. Слушание в профессиональной деятельности юриста.

Способы и виды слушания.

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 26Следующая ⇒

Вербальное общение состоит из двух процессов – слушания и говорения. Мы привыкли считать, что общение – это прежде всего разговор и молчаливого человека называем необщительным. Это представление является одним из основных стереотипов восприятия. В действительности хорошим собеседником считается тот человек, который умеет слушать.

Причем есть огромная разница между тем, слышим мы нашего собеседника или его слушаем. Путать эти понятия нельзя: если мы слышим голос собеседника, но не вникаем в содержание его речи, то это будет означать, что мы слышим, а не слушаем собеседника. Слушать же – значит не только вникать в содержание речи собеседника, но и воспринимать истинное сообщение, которое может быть скрытым, вдумываться в слова собеседника, анализировать состояние собеседника и причины, толкнувшие его на то или иное высказывание.

Существует два вида слушания – нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. это внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.

При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: «Да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным. Об этом говорит такой пример. Участников одного эксперимента попросили записать на магнитофон свою речь на любую тему. За это им предложили оплату, которая зависела от времени, в течение которого длится речь. Некоторые участники проговорили несколько дней подряд. Почувствовав себя лучше, так как некоторым из них впервые представилась возможность выговориться, многие отказались от оплаты и решили, что магнитофон лучше всякого собеседника.

Даже при нерефлексивном слушании можно значительно облегчить общение с собеседником, поскольку, что даже незначительный знак внимания побуждает продолжать разговор, а нейтральные фразы снимают напряжение (вспомните, как вы сами себя чувствуете, когда вы говорите, а собеседник не произносит ни слова!).

Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:

– если собеседник хочет высказать свою точку зрения;

– если собеседник говорит о своих проблемах;

– в напряженных ситуациях;

– при разговоре с вышестоящим по должности (если, например, вас критикует начальник).

Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Особенно важно умение слушать для руководителей. Исследования показывают, что в тех фирмах, в которых руководитель способен выслушать своих подчиненных, производительность труда намного выше, чем в фирмах, руководитель которых красиво говорит, но не умеет слушать.

Однако, как правило, при деловом общении одного нерефлексивного слушания недостаточно, поэтому нужно всегда помнить, что оно представляет собой лишь первый этап овладения техникой слушания. Второй этап – это рефлексивное слушание.

Рефлексивное слушание – вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника.

Рефлексивное слушание предполагает использование следующих приемов поддержки собеседника:

— выяснение, уточнение:

«я не понял»,

«повторите еще раз…»,

что вы имеете в виду?»,

«не могли бы Вы объяснить?»

– парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостоверится, что вы его правильно поняли:

«вы считаете, что…»,

«другими словами…»;

– отражение чувств:

«Мне кажется, Вы чувствуете…»,

«Понимаю, Вы сейчас разгневаны…»;

– побуждение:

«ну и….»,

«что дальше…»;

– продолжение, то есть вклинивание в фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов;

– оценки: «ваше предложение заманчиво», «мне не нравится»;

– резюмирование:

«Итак, Вы считаете…»,

«Ваши слова означают…»,

«Другими словами…».

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная – речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу деятельности. Речевая деятельность — ϶ᴛᴏ деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определœенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л. С.

Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово.

Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют из себяподготовку и реализацию высказывания, целиком, независимо от его объёма (это должна быть реплика в диалоге, рассказ и т. д.)

В лингвистике наиболее известна схема речевого акта͵ предложенная Р. О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение).

Выделяют 3 ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, обратная связь. Первая ступень состоит из этапов:

1)Возникновение ситуации, побуждающей к выражению мыслей. К примеру, менеджер готовит проект договора, журналист берет интервью и другие.

2)Мотивация. Потребность высказывания, порождаемая жизненной ситуацией, постепенно осознается, превращается в конкретную, ясную цель (мотив), которая начинает руководить действиями автора.

3)Вероятностное прогнозирование (интенция). Намерение произнести фразу как бы подвергается проверке, решается, к кому будет обращена речь, с какими интонациями, громкостью, скоростью она прозвучит.

4)Внутренний план, определяющий содержание и структуру сообщения.

5)Языковое структурирование — ϶ᴛᴏ три операции подготовки средств языка на внутреннем уровне: выбор слов, определœение порядка слов и словосочетаний, средств связи лексических единиц.

6)Переход к внешней речи происходит по законам фонетики или по правилам графики.

На второй ступени выделяются собственные ʼʼшагиʼʼ:

1)Прием звукового сигнала.

2)Анализ акустического потока с точки зрения фонетики того или иного языка. На данном этапе перципиент начинает понимать слова.

3)Узнавание значения каждого фонетического слова – единицы, имеющей одно словесное ударение (к примеру, лес, шумит, на – столе, из – лесу, сделал – бы).

4)Расшифровка грамматических связей между словами.

5)Включение фразы в контекст, связывание с предыдущими репликами.

6)Понимание второго, дополнительного, переносного смысла. На этом уровне воспринимаются тропы (метафора, метонимия, ирония и др.), аллюзия (намек).

7)Оценка языкового мастерства говорящего.

Третья ступень – обратная связь – принято понимать широко: это вопросы; реплики; письма на телœестудию после интересной передачи; голосование на выборах депутатов Думы после долгой предвыборной агитации за того или иного кандидата; ответы учащихся на уроке или экзамене; толпа покупателœей у дверей магазина после вчерашней телœерекламы…

Полный цикл речевого акта завершается новым действием – свидетельством результативности высказывания.

Различают четыре вида речевой деятельности: два из них производят текст – говорение, письмо, а другие – слушание (аудирование) и чтение – осуществляют восприятие.

Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника.

Различают 2 способа слушания: нерефлексивное (пассивное) и рефлексивное (активное).

Нерефлексивное (пассивное) состоит в умении не вмешиваться в речь говорящего своими замечаниями, в способности внимательно молчать. Этот способ требует значительного физического и психологического напряжения, определœенной дисциплины. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию.

Рефлексивное (активное) состоит в активной обратной связи, оказании помощи в выражении мыслей. Этот способ особенно уместен, в случае если партнер по общению ждет поддержки, одобрения, в случае если крайне важно глубоко и точно уяснить информацию.

Основными приемами рефлексивного слушания являются: выяснение, перефразирование, резюмирование, подтверждение контакта.

Выяснение, т. е. обращение к собеседнику за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты, суждения. (К примеру, ʼʼЯ Вас не понял. Не повторите ли еще раз?ʼʼ, ʼʼЧто Вы имеете в виду?ʼʼ).

Перефразирование — ʼʼпередачаʼʼ чужого, только что произнесенного высказывания в другой форме (ʼʼКак я Вас понял…ʼʼ, ʼʼПо Вашему мнению…ʼʼ, ʼʼДругими словами, Вы считаете…ʼʼ).

Резюмирование– подведение итогов услышанного (ʼʼВ случае если обобщить сказанное Вами, то …ʼʼ, ʼʼВашими основными идеями, как я понял, являются…ʼʼ.

Подтверждение контакта – приглашение высказываться свободно и непринужденно. При этом речь сопровождается репликами типа ʼʼЭто интересноʼʼ, ʼʼДаʼʼ, ʼʼПонимаю Васʼʼ, ʼʼПриятно это слышатьʼʼ.

Вопрос 24. Слушание как вид речевой деятельности.

Слушание – процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Это возмож­ность сосредоточиться на речи партнера, способность вы­делить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, умение понять своего собеседника. Это пси­хологическая готовность к контакту с другим человеком.

Слушание из двух основных этапов:

1) первичный анализ звукового сигнала и его «механическая» обработка;

2) смысловая интерпретация.

В процессе слушания необходимо раз­личать два аспекта: 1) слух как физиологическую характеристи­ку и 2) слушание как процесс осознанного познавательного дей­ствия, ведущего к интерпретации и пониманию. Слы­шать, то есть обладать слуховой способностью, еще не означает умения слушать то, что говорится.

Умение слушать — одно из основных умений, которое раз­вивает курс речевой коммуникации.

Это умение очень важно в повседневной жизни. Оно является одним из критериев комму­никабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5% времени на слушание, 21,5 – на говорение, 10% – на письмо. В ситуациях делового общения администратор расходует свое рабочее время следующим образом: 16% – чтение, 9 – письмо, 45 – слуша­ние, 30% – говорение.

Психологи установили также существенные различия в поведении мужчин и женщин. Они считают, что в раз­говоре мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить ход пре­рванного разговора. Мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют самому процессу общения. Мужчины любят слу­шать самих себя. Они склонны слишком быстро давать го­товые ответы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов.

По способу осуществления различают сосредоточенное нерефлексивное и рефлексивное слушание.

Нерефлексивное слушание – умение воспринимающего молчать, когда говорит собеседник, выражая мимикой, жестами свое понимание или непонимание.

Рефлексивное слушание – активное вмешательство в речь собеседника, оказание ему помощи в выражении мыслей и чувств, создание благоприятных условий для общения.

Недостатки традиционного слушания:

1) бездумное восприятие, когда звучащая речь является толь­ко фоном для какой-либо деятельности;

2) обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;

3) аналитическая узость восприятия, то есть неумение кри­тически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия

Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов.

I. Объективные факторы:

1) шумы и помехи;

2) акустические характеристики помещения;

3) микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.).

II. Субъективные факторы:

1) пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями);

2) тип нервной системы человека, его темперамент (предпо­лагается, что эмоционально устойчивые люди — сангвиники, флегматики — более внимательны, чем холерики и меланхолики);

3) интеллектуальные способности, которые можно разделить на три группы:

основные (слуховая способность, способность к вероятност­ному прогнозированию);

дополнительные (способность к запоминанию, к концентра­ции и устойчивости внимания, скорость протекания психичес­ких процессов);

вспомогательные (словарный запас, уровень общей культуры).

Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей:

1) слуховая способность;

2) внимательность;

3) способность к пониманию;

4) способность к запоминанию.

Поэтому развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей.

Рекомендуемые страницы:


Добавить комментарий

Закрыть меню