Словарь литературоведческих терминов

Литературоведческие термины

Словарь

литературоведческих терминов

Аллегория – иносказание, когда под конкретным изображением предмета,

человека, явления скрывается другое понятие.

Аллитерация – повторение однородных согласных звуков, предающее

литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность; один

из видов звукописи.

Амфибрахий – трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Анапест – трехсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.

Антитеза – художественное противопоставление характеров, обстоятельств,

понятий, создающее впечатление резкого контраста.

Афоризм – краткое изречение, выражающее значительную, глубокую мысль в

оригинальной художественно заострённой форме. Афоризм напоминает пословицу,

но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и

др.)

Баллада – один из жанров лиро-эпической поэзии: сюжетное стихотворение,

в основе которого лежит какой-то необычный случай, связанный с историческим

событием или преданием; обычно героического, легендарного или

фантастического характера.

Литературный герой – действующее лицо, персонаж произведения.

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании

фантастического и реального, ужасного и смешного; сгущение сатирического

изображения явлений, предметов и людей.

Дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Деталь — одно из средств создания художественного образа; выразительная

подробность в произведении (часть внешнего мира, портрета и т.п.), которая

помогает читателю представить и глубже понять не только характер,

обстановку, но и в целом произведение, авторское отношение к изображаемому.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц; основная форма раскрытия

человеческих характеров в драматическом произведении.

Драма – род литературы, драматическое произведение, предназначенное для

постановки на сцене, в котором основная мысль раскрывается через диалоги и

монологи героев, их поступки и действия.

Драма в узком смысле слова – пьеса с острым конфликтом, однако в

отличие от трагедии здесь конфликт более заземлён, обычен и, так или иначе

разрешим.

Жанр – вид художественного произведения: песня, баллада, поэма,

повесть, новелла, комедия и тд.

Завязка – эпизод литературного произведения, в котором возникает

основной конфликт.

Идея – основная мысль произведения.

Инверсия – необычный порядок слов, нарушение последовательности речи с

целью придания фразе особой выразительности.

Интонация – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее

передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит.

Ирония – насмешка, осмеяние. Обычно истинный смысл высказывания как бы

замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.

Комедия – драматическое произведение, в котором осмеиваются

отрицательные черты человека или общественного явления.

Комическое – смешное в жизни и искусстве.

Композиция – построение художественного произведения.

Конфликт художественный – столкновение, противоборство персонажей или

каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного

произведения.

Кульминация – эпизод литературного произведения, в котором

художественный конфликт достигает наивысшей точки в своём развитии и

требует разрешения.

Монолог – развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с

репликами других лиц.

Новелла – небольшое по объёму эпическое произведение, близкое к

рассказу, в основе которого лежит описание одного события и авторская

оценка его.

Образ художественный – художественное изображение человеческой жизни в

предельно конкретной форме, но несущее в себе в то же время обобщение и

выражающее эстетический и нравственный идеал писателя (художника).

Очерк – один из жанров эпической, повествовательной литературы, который

отличается от других достоверностью, тем, что в очерке изображаются обычно

события, происходившие в реальной жизни.

В то же время он сохраняет

особенности образного отражения жизни.

Параллелизм – сопоставление; часто используется в устном народном

творчестве.

Пейзаж – в художественном произведении описание природы, которое не

только даёт возможность увидеть, где происходит событие, но и помогает

понять его.

Персонаж – действующее лицо художественного произведения.

Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения;

фольклорная песня возникает обычно вместе с мелодией.

Повесть – эпический жанр; по характеру развития действия сложнее

рассказа, но менее развёрнут, чем роман.

Поэма – один из жанров лиро-эпического произведения, для которого

характерна сюжетность, выражение автором или героем своих чувств.

Псевдоним – вымышленное имя или условный знак, под которым автор

публикует своё произведение.

Развязка – эпизод литературного произведения, в котором происходит

разрешение основного художественного конфликта.

Рассказ – эпический жанр, малая форма литературного произведения, в

котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью

которого уточняются место действия, внешние и духовные отличия персонажей,

их состояние.

Реплика – фраза собеседника в диалоге, возникшая как отклик на слова

партнёра.

Ритм стихотворный – повторение однородных звуковых особенностей,

чередование ударных и безударных слогов.

Рифма – звуковые совпадения в конце строк.

Роман – эпическое произведение, которое охватывает жизнь, поступки,

столкновения многих героев, иногда – историю поколений, раскрывает

многообразие общественных отношений. Для романа характерны разветвлённый

сюжет или несколько сюжетных линий, объединённых общим замыслом.

Романтика – особенность литературного творчества, которая заключается в

стремлении к изображению ярких или вымышленных сторон жизни.

Сарказм – едкая, язвительная насмешка.

Сатира – наиболее беспощадное осмеяние несовершенства мира,

человеческих пороков.

Строфа – часть стихотворения, объединённая в единое целое рифмой,

ритмом, содержанием.

Сюжет – событие или ряд событий, изображённых в произведении в

определённой последовательности, составляющие содержание художественного

произведения.

Тема – то, что положено в основу литературного произведения, главный

предмет повествования.

Трагедия – драматическое произведение, в котором изображаются

исключительно острые, непримиримые конфликты, чаще всего завершающиеся

гибелью героев. Эта борьба обнаруживает возвышенность стремлений и силу

характеров действующих лиц.

Фантастика – разновидность художественной литературы, в которой

авторский вымысел создаёт нереальный, вымышленный мир, причудливые образы и

явления.

Фольклор – устные произведения искусства слова.

Экспозиция – эпизоды, предшествующие завязке, возникновению основного

конфликта; обрисовка положения действующих лиц до начала действия.

Эпиграф – яркое изречение, помещаемое автором перед произведением или

частью его с целью помочь читателю глубже понять содержание и смысл текста.

Юмор – веселая, добродушная насмешка над кем-либо или чем-либо.

Гротеск-предельное преувеличение ,придающее образу фантастический характер

Стр 1 из 4Следующая ⇒

Изобразительно-выразительные средства языка

тропы

Гипербола-средство художественного изображения ,основанное на преувеличении.

(Глаза громадные ,как прожекторы.)

гротеск-предельное преувеличение ,придающее образу фантастический характер

(Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина)

Литота-средство художественного изображения. основанное на преуменьшении(в противоположность гиперболе)

(Талии никак не толще бутылочной шейки( Н . Гоголь)

Ирония-осмеяние ,содержащее в себе оценку того ,что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл , где истинным будет не прямо высказанный , а противоположный ему ,подразумеваемый.

(Откуда,умная,бредешь ты голова?)

Метафора, развернутая метафора-скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развернутый поэтический образ.

( Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.( С. Есенин))

Метонимия-вид тропа ,в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий .Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудий деятельности .Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду ,с автора на произведения.

( Когда же берег ада

Навек меня возьмет,

Когда навек уснет

Перо,моя отрада…

( А .Пушкин) )

Олицетворение — такое изображение неодушевленных предметов ,при котором они наделяются свойствами живых существ-даром речи, способностью мыслить или чувствовать.

( О чем ты ВОЕШЬ, ветер ночной,

О чем так СЕТУЕШЬ безумно?

( Ф. Тютчев) )

Перифраз (или перефраза)-один из тропов , в котором название предмета, человека, явления заменяются указанием на его признаки , наиболее характерные ,усиливающее изобразительность речи.

( Царь зверей(ЛЕВ) )

Синакдоха-вид метонимии ,состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения :часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего ;замена числа множеством ;замена видового понятия родовым.

(Все флаги в гости будут к нам.( А .Пушкин) )

Сравнение — приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

(Лед окрепший на речке студеной словно КАК ТАЮЩИЙ САХАР ЛЕЖИТ. (Н. Некрасов)

Эпитет-образное определение ;слово ,определяющее предмет и подчеркивающее его свойства.

(Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С. Есенин.)

Фигуры речи

Анафора(единоначатие)-повторение слов или словосочетаний в начале предложений. стихотворных строк, строф.

(Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий ,стройный вид…

(А . Пушкин) )

Антитеза-стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий .Часто основана на употреблении антонимов .

(А новое так отрицает старое!…

Оно стареет на глазах! Уже

Короче юбки. Вот уже длиннее!

Вожди моложе .Вот уже старее!

Добрее нравы. Вот уже подлее!

А новое так отрицает старое….

(А . Володин) )

Градация — (постепенность) стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.

(Не жалею ,не зову ,не плачу.

1234Следующая ⇒

Date: 2015-09-05; view: 441; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Учебник для 5 класса

Краткий словарь литературоведческих терминов

Автобиография (гр. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) — литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Аллегория (гр. allegoria — иносказание) — иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

Амфибрахий (гр. amphi — кругом, brachys — краткий) — трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге (— / —).

Анализ произведения в литературоведении (гр. analysis — разложение, расчленение) — исследовательское прочтение художественного текста.

Анапест (гр. anapaistos — отражённый назад, обратный дактилю) — трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге (— — /).

Аннотация — краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Антитеза (гр. antithesis — противоположение) — противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Архаизм (гр. archaios — древний) — устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.

Афоризм (гр. aphorismos — изречение) — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и т. д.).

Баллада (прованс. ballar — плясать) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Басня — краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонте-на, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.)

Бестселлер (англ. best — лучший и sell — продаваться) — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

«Библиотека поэта» — серия книг, посвященная творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана М. Горьким в 1931 году.

Библия (гр. biblia — букв.: «книги») — собрание древних текстов религиозного содержания.

Былина — жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

Вопленицы (плакальщицы) — исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).

Герой литературного произведения, литературный герой — действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Гипербола (гр. huperbole — преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).

Гротеск (фр. grotesque, urn. grottesco — причудливый, от grotta — грот) — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль (гр. dactylos — палец) — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ — —).

Двусложные размеры — ямб (/ —), хорей (— /).

Деталь (фр. detail — подробность) — выразительная подробность в произведении. Деталь помогает читателю, зрителю острее и глубже представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог (гр. dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц. Диалог — основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).

Жанр (фр. genre — род, вид) — вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.

Завязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.

Идея (гр. idea — идея) — основная мысль художественного произведения.

Инверсия (лат. inversio — перестановка) — необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

Интерпретация (лат. interpretatio — объяснение) — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Интонация (лат. intonare — громко произношу) — выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.

Ирония (гр. eironeia — притворство, насмешка) — выражение насмешки.

Композиция (лат. compositio — составление, соединение) — расположение частей, т. е. построение произведения.

Крылатые слова — широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.

Кульминация (лат. culmen (culminis) — вершина) — момент наивысшего напряжения в художественном произведении.

Культура речи — уровень речевого развития, степень владения нормами языка.

Легенда (лат. legenda — букв.: «то, что следует прочесть») — произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Летопись — памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

Литературовед — специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.

Литературоведение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.

Метафора (гр. metaphora — перенос) — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Монолог (гр. monos — один и logos — речь, слово) — речь одного человека в художественном произведении.

Неологизмы (гр. neos — новый и logos — слово) — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.

Ода (гр. ode — песня) — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.

Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Описание — вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты — интерьер и пр.).

Пейзаж (фр. paysage, от pays — местность) — картина природы в художественном произведении.

Повесть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Подтекст — подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.

Портрет (фр. portrait — изображение) — изображение внешности героя в произведении.

Пословица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

Поэма (гр. poiema — творение) — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Предание — жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Проза (лат. proza) — литературное нестихотворное произведение.

Псевдоним (гр. pseudos — вымысел, ложь и onyma — имя) — подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов — Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар — сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.

Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Рецензия — один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.

Ритм (гр. rhythmos — такт, соразмерность) — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).

Риторика (гр. rhitorike) — наука об ораторском искусстве.

Рифма (гр. rhythmos — соразмерность) — созвучие окончаний стихотворных строк.

Сатира (лат. satira — букв.: «смесь, всякая всячина») — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Сказка — один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние — это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации.

Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Средства художественной выразительности — художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.

Стихотворение — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Строфа (гр. strophe — поворот) — группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм.

Сюжет (фр. sujet — предмет, содержание, событие) — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема (гр. thema — то, что положено ) — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Трагедия (гр. tragodia — букв, «козлиная песнь») — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Трёхсложные стихотворные размеры — дактиль (/ — —), амфибрахий (— / —), анапест (— — /).

Устное народное творчество, или фольклор, — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора — пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.

Фантастика (гр. phantastike — способность воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.

Хорей (гр. choreios от choros — хор) — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ —). Художественное произведение — произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Эпиграф (гр. epigraphe — надпись) — короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.

Эпитет (гр. epitheton — букв, «приложенное») — образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Юмор (англ. humour — нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор — смех весёлый и доброжелательный.

Ямб (гр. iambos) — двусложный размер с ударением на втором слоге (— /).

Словарь

литературоведческих терминов

Аллегория – иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие.

Аллитерация – повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность; один из видов звукописи.

Амфибрахий – трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Анапест – трехсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.

Антитеза – художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, создающее впечатление резкого контраста.

Афоризм – краткое изречение, выражающее значительную, глубокую мысль в оригинальной художественно заострённой форме. Афоризм напоминает пословицу, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и др.)

Баллада – один из жанров лиро-эпической поэзии: сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай, связанный с историческим событием или преданием; обычно героического, легендарного или фантастического характера.

Литературный герой – действующее лицо, персонаж произведения.

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального, ужасного и смешного; сгущение сатирического изображения явлений, предметов и людей.

Дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Деталь — одно из средств создания художественного образа; выразительная подробность в произведении (часть внешнего мира, портрета и т.п.), которая помогает читателю представить и глубже понять не только характер, обстановку, но и в целом произведение, авторское отношение к изображаемому.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц; основная форма раскрытия человеческих характеров в драматическом произведении.

Драма – род литературы, драматическое произведение, предназначенное для постановки на сцене, в котором основная мысль раскрывается через диалоги и монологи героев, их поступки и действия.

Драма в узком смысле слова – пьеса с острым конфликтом, однако в отличие от трагедии здесь конфликт более заземлён, обычен и, так или иначе разрешим.

Жанр – вид художественного произведения: песня, баллада, поэма, повесть, новелла, комедия и тд.

Завязка – эпизод литературного произведения, в котором возникает основной конфликт.

Идея – основная мысль произведения.

Инверсия – необычный порядок слов, нарушение последовательности речи с целью придания фразе особой выразительности.

Интонация – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит.

Ирония – насмешка, осмеяние. Обычно истинный смысл высказывания как бы замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.

Комедия – драматическое произведение, в котором осмеиваются отрицательные черты человека или общественного явления.

Комическое – смешное в жизни и искусстве.

Композиция – построение художественного произведения.

Конфликт художественный – столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения.

Кульминация – эпизод литературного произведения, в котором художественный конфликт достигает наивысшей точки в своём развитии и требует разрешения.

Монолог – развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.

Новелла – небольшое по объёму эпическое произведение, близкое к рассказу, в основе которого лежит описание одного события и авторская оценка его.

Образ художественный – художественное изображение человеческой жизни в предельно конкретной форме, но несущее в себе в то же время обобщение и выражающее эстетический и нравственный идеал писателя (художника).

Очерк – один из жанров эпической, повествовательной литературы, который отличается от других достоверностью, тем, что в очерке изображаются обычно события, происходившие в реальной жизни.

В то же время он сохраняет особенности образного отражения жизни.

Параллелизм – сопоставление; часто используется в устном народном творчестве.

Пейзаж – в художественном произведении описание природы, которое не только даёт возможность увидеть, где происходит событие, но и помогает понять его.

Персонаж – действующее лицо художественного произведения.

Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения; фольклорная песня возникает обычно вместе с мелодией.

Повесть – эпический жанр; по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман.

Поэма – один из жанров лиро-эпического произведения, для которого характерна сюжетность, выражение автором или героем своих чувств.

Псевдоним – вымышленное имя или условный знак, под которым автор публикует своё произведение.

Развязка – эпизод литературного произведения, в котором происходит разрешение основного художественного конфликта.

Рассказ – эпический жанр, малая форма литературного произведения, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешние и духовные отличия персонажей, их состояние.

Реплика – фраза собеседника в диалоге, возникшая как отклик на слова партнёра.

Ритм стихотворный – повторение однородных звуковых особенностей, чередование ударных и безударных слогов.

Рифма – звуковые совпадения в конце строк.

Роман – эпическое произведение, которое охватывает жизнь, поступки, столкновения многих героев, иногда – историю поколений, раскрывает многообразие общественных отношений. Для романа характерны разветвлённый сюжет или несколько сюжетных линий, объединённых общим замыслом.

Романтика – особенность литературного творчества, которая заключается в стремлении к изображению ярких или вымышленных сторон жизни.

Сарказм – едкая, язвительная насмешка.

Сатира – наиболее беспощадное осмеяние несовершенства мира, человеческих пороков.

Строфа – часть стихотворения, объединённая в единое целое рифмой, ритмом, содержанием.

Сюжет – событие или ряд событий, изображённых в произведении в определённой последовательности, составляющие содержание художественного произведения.

Тема – то, что положено в основу литературного произведения, главный предмет повествования.

Трагедия – драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые конфликты, чаще всего завершающиеся гибелью героев. Эта борьба обнаруживает возвышенность стремлений и силу характеров действующих лиц.

Фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел создаёт нереальный, вымышленный мир, причудливые образы и явления.

Фольклор – устные произведения искусства слова.

Экспозиция – эпизоды, предшествующие завязке, возникновению основного конфликта; обрисовка положения действующих лиц до начала действия.

Эпиграф – яркое изречение, помещаемое автором перед произведением или частью его с целью помочь читателю глубже понять содержание и смысл текста.

Юмор – веселая, добродушная насмешка над кем-либо или чем-либо.

ТЕСТЫ ПО КУРСУ
«ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»
факультет журналистики
Гибралтарская О.Н.
1.Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
А. хорей.
Б. ямб.
В. дактиль.
Г. амфибрахий.
2. В каком литературном направлении главенствующим было соблюдение «трех единств»?
А. классицизм.
Б. сентиментализм.
В. романтизм.
Г. реализм.
3. В каком литературном направлении герои – яркие, исключительные личности, обстоятельства – необычны и неожиданны?
А. классицизм.
Б. сентиментализм.
В. романтизм.
Г. реализм.
4. Художественный прием, основанный на повторении однородных гласных звуков – это…
А. аллитерация.
Б. ассонанс.
В. аллегория.
Г. диссонанс.
5. Художественный прием, основанный на повторении однородных согласных звуков – это…
А. аллитерация.
Б. ассонанс.
В. аллегория.
Г. диссонанс.
6. Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты – это…
А. аллитерация.
Б. ассонанс.
В. аллегория.
Г. диссонанс.
7. предельное преувеличение, основанное на фантастике, причудливом сочетании фантастического и реального – это…
А. метонимия.
Б. метафора.
В. аллегория.
Г. гротеск.
8. Какие литературные понятия нацелены на анализ «формальных» особенностей произведения?
А. тема, идея.
Б. проблематика, пафос.
В. род, жанр.
Г. символ, метонимия.
9. Назовите равнозначное понятие категории «идейно-эмоциональная направленность произведения».
А. тематика.
Б. пафос.
В. проблематика.
Г. жанр.
10. Дайте определение композиции произведения.
А. система событий, данных в хронологической и логической последовательности.
Б. соответственность, взаимосвязь всех составляющих произведение частей, эпизодов, образов.
В. естественная последовательность событий (=»как в жизни»).
Г. соединение внесюжетных элементов.
11. Что такое фабула?
А. цепь конкретных событий, расположенных в хронологической и логической последовательности.
Б. детальная схема событий, помимо основных, определяющих сюжет.
В. естественная последовательность событий.
Г. соединение внесюжетных элементов.
12. Завязка — это:
А. компонент сюжета.

Б. элемент композиции.
В. предыстория событий, созданных в произведении.
Г. послесловие.
13. Кульминация — это:
А. момент максимальной напряженности и обострения противоречий в развитии действия;
Б. наиболее яркое событие в произведении.
В. предыстория событий, созданных в произведении.
Г. послесловие.
14. Назовите термин, характеризующий неотделимость пространства и времени в произведении.
А. архитектоника.
Б. хронотоп.
В. художественный конфликт.
Г. сюжет.
15. Каково значение хронотопа в художественном произведении?
А. полемичное.
Б. сюжетообразующее.
В. изобразительное.
Г. идейное.
16. Перечислите синонимы термина «художественный образ».
А. пейзаж, художественная деталь.
Б. характер, психологизм,
В. динамический портрет, монолог.
Г. герой, персонаж, действующее лицо.
17. Какой уровень в художественном произведении можно считать «высшим»?
А. пространственно-временной.
Б. идейно-философский.
В. уровень системы образов.
Г. сюжетообразующий.
18. Назовите основные положения методологии литературоведческого анализа.
А. принцип историзма.
Б. интерпретация.
В. закон единства содержания и формы в произведении.
Г. все вышеперечисленное.
19. Лирику как литературный род характеризует:
А. наличие сюжета.
Б. образ-переживание.
В. сосредоточенность на анализе и изображении внутреннего мира человека в отдельный момент его жизни.
Г. повествовательность.
20. Перечислите общие свойства эпоса и драмы.
А. наличие сюжета.
Б. изображение многосторонних человеческих характеров.
В. наличие системы образов персонажей.
Г. образ-переживание.
21. Как соотносятся понятия «художественная речь» — «язык художественных произведений» — «художественный стиль»?
А. как противоположные.
Б. как равнозначные.
В. как отчасти сходные.
Г. нет правильного ответа.
22. Что такое троп?
А. иносказание.
Б. интонационно-синтаксическая особенность художественной речи.
В. семантическая особенность художественной речи.
Г. элемент сюжета.
23. Какой вид тропа первичен?
А. гипербола.
Б. сравнение.
В. ирония.
Г. метафора.
24. Что такое олицетворение и овеществление?
А. виды метонимии.
Б. то же самое, что гипербола и литота.
В. виды метафоры.
Г. то же самое, что аллитерация и ассонанс.
25. Троп, который строится на соединении противоположных, контрастных понятий, — это:
А. оксиморон.
Б. антономасия.
В. литота.
Г. гипербола.
26. Художественное нарушение нейтрального порядка слов в предложении — это:
А. антитеза
Б. тавтология.
В. инверсия.
Г. гипербола.
27. Стилистический прием, основанный на повторении равнозначных по смыслу слов, — это:
А. антитеза.
Б. тавтология.
В. инверсия.
Г. ассонанс.
28. Что является основной единицей «соразмерности стиха» (Г.

Н. Поспелов)?
А. строфа.
Б. стопа.
В. стих.
Г. рифма.
29. Охарактеризуйте систему русского стихосложения. Система русского стихосложения — это:
А. тоническая система
Б. силлабо-тоническая система.
В. силлабическая система.
Г. дольник.
30. Преемственность метафорически можно обозначить таким понятием, как:
А. диалог.
Б. прогресс.
В. контраст.
Г. отрицание.

словарик литературоведческих терминов

⇐ Предыдущая1234

Автор – 1) создатель литературного произведения, налагающий свой персональный отпечаток на его художественный мир; 2) субъект сознания, выражением которого является все произведение.

Аллегория – вид иносказания, посредством которого отвлеченная идея передается через конкретный образ.

Архаизм – устаревшее слово, вышедшее из употребления. В художественной литературе архаизмы часто выступают как средства создания высокого стиля.

Аллюзия – в литературе выразительный оборот речи, в котором изображаемое соотносится с устойчивым понятием, известным фактом.

Антиутопия – изображение негативных последствий воплощения общественного идеала.

Ассоциативность – свойство образа, в котором субъективно сближены понятия или качества.

Варваризм – слово, заимствованное из другого языка.

Герой литературный – образ человека в произведении.

Действие – в литературе взаимосвязь поступков и внутренних переживаний персонажей.

Деталь художественная – выразительная подробность в произведении (предметная, психоло­гическая, поведенческая), несущая значительную эмоционально-смысловую нагрузку и значимая для выражения идейно-худо­жественного смысла произведения.

Диалектизм – слово, заимствованное из говоров литературного языка. Диалектизмы выполняют художественную функцию (в частности, передают колорит речи определенной местности).

Драма – 1) род литературы, в котором на первом плане оказывается процесс речевого общения, представленный в форме театрального действия; 2) жанр драмы (наряду с трагедией и комедией), в котором конфликт личности и общества воспроизводится на материале частной жизни, с учетом особенностей социально-бытового уклада.

Жанр – исторически сложившийся тип художественного произведения, принадлежащий к определенному роду литературы, обладающий набором устойчивый признаков и являющийся носителем определенной эстетической концепции действительности.

Завязка – событие, обозначающее зарождение конфликта, начинающее развитие действия.

Идея – основная мысль произведения, авторская оценка темы, комплекс мыслей и чувств, принадлежащих автору.

Инвектива – прямое резкое обличение.

Инструментовка – звуковая организация художественного текста.

Интонация поэтическая – художественное средство, с помощью которого (с изменением тона, фразового ударения, длительности, темпа, ритма, паузации речи) выделяются высказывания, проявляющие идейно-образный смысл произведения.

Интрига – противоборство между персонажами (группами персонажей).

Ирония– вид комического, при котором серьезное оказывается маской для насмешливо-отрицательного отношения к предмету изо­бражения; один из тропов с переносом значения, употребление слова в значении, противоположном его прямому значению.

Карикатура – изображение, критическая направленность которого достигается с помощью утрированно-смешного искажения реальных черт лица или события; вид комического.

Катарсис – очищение души (освобождение от негативных эмоций), пережитое под воздействием произведения искусства.

Коллизия – прямое столкновение между действующими в произведении силами.

Комедия – жанр драмы, в котором основой конфликта является комическое несоответствие.

Комическое – смешное; его виды: универсальный смех (для него характерно слияние поношения и восхваления, отсутствие разделения на сцену и реальность, сочетание в лице автора испол­нителя и слушателя) и выделившиеся из него ирония, юмор, сатира; различные по глубине комического «высокий» смех и шутливые каламбур и шарж; карикатура, гротеск, остроумие. В зависимости от сопровождающих смех эмоций различаются смех саркастиче­ский, презрительный, жестокий, грубый, трогательный, утончен­ный, естественный и др. Общим для всех видов комического является предмет (человек и человекоподобные качества), а также игровая природа изображения.

Композиция – взаиморасположение и соотнесенность элементов формы произведения в зависимости от художественной цели автора.

Контаминация – в литературе создание нового образа на основе смешения признаков нескольких других.

Контекст – совокупность историко-культурных связей литературного произведения, окружение литературного произведения или его части (напр., отдельного образа), в пределах которого наиболее точно и полно выявляется его смысл.

Конфликт – противоречие между жизненными позициями персонажей, лежащее в основе сюжета литературного произведения.

Контраст – выраженная противоположность.

Конфликт– в литературе противоречие, лежащее в основе отношений между образами художественного произведения. Является движущей силой действия, определяет стадии развития сюжета (завязку, кульминацию, развязку).

Кульминация – момент наивысшего напряжения конфликта в литературном произведении.

Лейтмотив – мотив, несколько раз повторяющийся в произведении, выступая каждый раз в новом варианте, в новых очертаниях, в новом контексте.

Лирика – род литературы, в котором художественной целью является самовыражение, а внешняя действительность изображается и оценивается с субъективной точки зрения.

Лирический герой – образ автора в ряде лирических произведений или во всем творчестве.

Лирический субъект – образ автора в одиночном лирическом произведении.

Лирическое отступление– внесюжетный элемент в эпических и лиро-эпических произведениях, выявляющий авторскую оценку.

Литература – один из основных видов искусства, средством изобразительности и выразительности в котором является письменно закрепленное художественное слово.

Мелодика – интонирование стиха, система голосовых повышений и понижений, создающая особый мелодический рисунок.

Метод художественный – эстетическая категория, обозначающая единство идейно-художественных принципов создания образов.

Метр – схема звукового ритма в стихе, реализующаяся в конкретных словосочетаниях.

Мотив – устойчивый формально-содержательный компонент текста.

Мотив может быть выделен как в пределах одного произведения, так и во всем творчестве писателя.

Направление – литературная общность, для представителей которой характерен определенный художественный метод.

Неологизм – новое слово в языке.

Новелла – эпический жанр, разновидность рассказа, для которой характерен острый сюжет, построенный на описании события или случая, раскрывающего становление характера главного героя, а также особый композиционный прием – пуант, заключающийся в неожиданном повороте сюжета в конце произведения.

Образ художественный – 1) эстетическая категория; особая, характерная только для искусства форма освоения и преобразования действительности; 2) явление или лицо, воссозданное в литературном произведении.

Окказионализм – новое слово, произведение индивидуально-авторского словотворчества, как правило, не входящее в активны словарный запас литературного языка, но созданное по его языковым законам.

Очерк – эпический жанр, разновидность рассказа, для которой характерны социально-бытовая тематика, описательность, отсутствие динамично развивающегося конфликта. В зависимости от авторской цели различаются очерки художественные, публицистические, документальные.

Памфлет – небольшое публицистическое произведение, в котором обличается социально-политическое явление.

Пародия – комическое подражание произведению, построенное на явном тематико-стилевом несоответствии оригиналу.

Паронимия – звуковое созвучие слов, создающее смысловую связь между отдельными словами.

Пастораль – 1) жанр европейского средневекового религиозного театра; 2) вид литературы, для которого характерны противопоставление цивилизации и нравственной чистоты жизни на лоне природы, среди простых людей, стилевые простота и безыскусственность.

Пафос – эмоциональная сущность поэтической идеи, охватывающая все стороны художественного произведения.

Перипетии – внезапные и резкие изменения в судьбах персонажей.

Персонаж – литературный герой, занимающий в произведении второстепенное положение.

Повествование – в эпическом произведении речь автора или рассказчика, включающая описания, рассуждения, передачу речи героев.

Повесть – эпический жанр, «средняя» прозаическая форма, для которой характерны хроникальность, движение сюжета через моменты наивысшего напряжения конфликта, развернутость описаний рассказчика.

Подтекст – стилистическое явление, выявляющее глубинный смысл текста, не совпадающий с его прямым значением.

Полиметрия – сочетание различных стихотворных размеров в одном произведении.

Поэзия – тип организации художественной речи, в котором особую значимость имеют ритм, а также расчлененность на соизмеримые и соотносимые между собой короткие отрезки. Зачастую сопровождается рифмой и другими фоническими признаками.

Поэма – жанр, соединяющий эпическое и лирическое начала, большая стихотворная форма, в которой действие построено в соответствии не только с развитием повествовательного плана, но и с внутренним, лирическим сюжетом.

Поэтика – наука о строении литературных произведений и системе эстетических средств выражения в них.

Проза – тип организации художественной речи, для которого характерны сюжетность, изобразительность, диалогичность.

Прозаизм – 1) слово, относящееся к прозаической лексике, употребленное в поэтическом контексте; 2) «простое» слово, выходящее за границы какого-либо определенного стиля и противостоящее этому стилю.

Просторечия – языковые средства, нарушающие литературную норму, народная речь или сниженная лексика и фразеология.

Прототип – реальное лицо, послужившее прообразом для со­здания индивидуальности литературного героя.

Псевдоним– подпись, заменяющая настоящее имя автора. Появление псевдонима связано с разными целями, одной из которых является желание подчеркнуть какое-либо качество (например, тяжелую, беспросветную жизнь того социального слоя, выходцем из которого был М. Горький).

Психологизм – углубленное изображение духовного мира героя.

Пьеса – произведение драматического рода литературы без обозначения жанра.

Развязка – компонент сюжета, в котором завершается развитие конфликта.

Размер – форма стихотворного ритма, выдержанная на протяжении отрывка или всего произведения. Определяется числом слогов в силлабическом, ударений в тоническом, метром и числом стоп в силлабо-тоническом стихосложении.

Рассказ – эпический жанр, небольшое прозаическое произведение, предметом которого становятся явления действительности. Разновидности: очерк и новелла.

Резонер – герой произведения, выражающий суждения, близкие авторской позиции.

Ремарка – авторское указание в тексте пьесы, характеризующее место и обстановку действия, мимику, жесты и др. (обычно в скобках).

Реминисценция – отзвук в произведении образа или произведения, созданного другим автором.

Рефрен – композиционный прием, состоящий в замыкании строф одними и теми же словами.

Ритм – упорядоченное чередование элементов художественного текста.

Рифма – звуковой повтор в конце соответствующих ритмических групп (стиха, полустишия, периода).

Род литературный – самое общее деление литературных произведений по ряду общих признаков (способ эстетического освоения действительности, предмет изображения, речевая организация, способы организации художественного пространства и времени). Выделяются три рода литературы в зависимости от того, что запечатлено в слове: предметный мир (эпос), состояние автора (лирика), процесс речевого общения (драма).

Роман – эпический жанр, прозаическое произведение крупной формы, для которого характерны разветвленность сюжета, исчерпывающее воспроизведение становления и развития характеров главных героев, многообразие действующих лиц.

Сарказм – вид комического, язвительная насмешка над предметом изображения, построенная на контрасте смысла и подтекста.

Сатира – 1) вид комического, обличение социально-нравственных пороков, скрытых за явлением, изображенным в смешной, часто преувеличенно-искаженной или гротескно-абсурдной форме; 2) обличительный жанр в поэзии.

Сильное место – в стихосложении слоговая позиция, на которую приходится ударение слова любой длины.

Символ – многозначный предметный образ, объединяющий «означающее» и «означаемое» на основе их существенной общности, родственности. В литературе вид иносказания, в котором сквозь предметный план с разной степенью очевидности «просвечивает» переносное значение, имеющее обобщенный характер и допуска­ющее широкий спектр трактовок.

Сказ – тип повествования, ориентированный на отличную от авторской, монологическую разговорную речь рассказчика – выходца из особой (в бытовом, национальном, профессиональном отношении) среды, показателем чего является использование просторечий, диалектизмов, профессионализмов.

Слабое место – в стихосложении слоговая позиция, на которой может находиться ударный слог только в таком слове, которое не выходит за ее границы, интервал между сильными местами.

– обобщающее понятие, характеризующее совокупность смысловых аспектов произведения, выраженных в художественной форме (тематика, проблематика, конфликт, характеры).

Сонет – твердая стихотворная форма из четырнадцати строк, в XX в. ставшая жанром философской, описательной, любовной лирики.

Стилизация – имитация особенностей литературного стиля какого-либо произведения, автора, литературного направления или эпохи.

Стиль – в литературе система художественных приемов, отражающая отношение автора к миру, дух эпохи, эстетические принципы какого-либо литературного направления или течения.

Стих – художественная речь, фонически разделенная на относительно короткие отрезки, графически оформленные и сопровождаемые рифмой.

Стопа – единица соизмеримости стихотворных строк; повторяющееся сочетание сильного места и слабого места.

Строфа – группа стихов, объединенных тематически, ритмически, интонационно на основании периодически повторяющегося формального признака.

Сюжет – развитие действия, ход событий в произведении.

Твердая форма – стихотворная форма, в которой объем и строфическое строение произведений определены традицией.

Тема – события, предметы, явления, лежащие в основе художественного произведения.

Течение – идейно-художественная общность, существующая внутри литературной группировки.

Тип – литературный образ, в котором обобщены черты, наиболее характерные для какой-либо общественной среды.

Точка зрения – положение субъекта повествования (повествователя, рассказчика, персонажа) в изображенном мире, позиция (пространственно-временная, идеологическая, психологическая и т.д.), с которой представляются повествуемые ситуации и события.

Трагедия – жанр драмы, основанный на трагической коллизии.

Трагическое – эстетическая категория, характеризующая развитие неразрешимого конфликта. В отличие от мелодрамы, где человек является пассивной жертвой, трагический герой осознанно или невольно вступает в противоборство с неотвратимой необходимостью, вызывающее страдания, потери, гибель, но возвышающее достоинство свободной личности.

Утопия – описание фантастической страны, жизнь в которой соответствует идеалу социальной гармонии.

Фабула – общий ход, схема действия, порядок и способ сообщения о сюжете (повествование о ходе событий).

Фоника – звуковая организация художественной речи.

Форма литературы – обобщающее понятие, характеризующее совокупность художественных средств произведения (жанр, образная система, композиция, художественная речь, ритм; сюжет является содержательно-формальным уровнем).

Фразеологизм – устойчивый оборот языка.

Характер художественный — 1) образ человека, в котором соеди­няются типические и индивидуально-неповторимые черты, созданные творческой волей автора. Для создания характера используется показ внешних и внутренних проявлений личности героя, его участия в сюжете, авторские описания; 2) индивидуальный склад душевной жизни героя, устойчивая система поведения героя, его ценностная ориентация.

Хронотоп – пространственно-временная организация художественного мира произведения.

Экспозиция – компонент сюжета, характеристика жизни персонажей непосредственно перед завязкой (в отличие от предыстории, освещающей далекое прошлое).

Эмфатический – интонационно выделенный при помощи ритма, синтаксиса, стилистических фигур, повторов.

Эпос – род литературы, для которого характерны воспроизведение действия, развертывающегося в пространстве и во времени; организующая роль авторского повествования, взаимодействующего с диалогами и монологами персонажей; полнота характеристики образов.

Юмор – вид комизма, для которого характерно сочетание внешнего комизма с внутренней серьезностью.

Добавить комментарий

Закрыть меню