Сколько направлений в исламе

В исламе выделяются такие направления:

Шииты (ар. шиа – группировка, партия) считают, что должность халифа должна передаваться только тем людям, которые имеют родственные связи с Мухаммадом и его кровными родственниками.

Сунниты (люди Сунны и согласия) в своих суждениях опираются на Коран и Сунну. Если шииты ставят акценты на жизни и родственных связях Мухаммада, то сунниты акцентируют внимание на священных текстах. Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммада, через которого Бог дал человечеству знание о Себе.

Шииты и сунниты составляют большинство мусульман и представляют собой две крупные, часто борющиеся друг с другом группировки. Разница между ними существенная. Так, сунниты во всём ориентируются на тексты Корана, Сунн и хадисов. Правовая система в тех странах, где юридически закреплён ислам суннитского толка, должна полностью соответствовать нормам Корана. В некоторой степени, при достаточно грубом сравнении, сунниты имеют общие черты с протестантами, которые пытаются во всём следовать Библии, часто стремятся понять её дословно, без учёта перевода Библии с иврита или древнегреческого, и не признают духовной власти Церкви. Шииты же, хотя и признают незыблемость Корана, считают, что истина передаётся от человека, имеющего родственные связи с Мухаммадом, а поэтому необходимо не просто следовать текстам Корана, но и учитывать мнение лица, обладающего духовным авторитетом. Это даёт шиитам некоторые преимущества. Так, в Иране на практике очень редко встречается многожёнство. Как правило, у мужчины в жизни есть лишь одна женщина – его жена. Что же касается 4-ой суры, 3-го аята, то это место объясняется тем, что во время войны многие мужчины погибают, а оставшиеся в живых могут брать до 4-х жён. Однако в повседневной культуре, в мирное время многожёнство недопустимо и унизительно для человеческого достоинства. Также шииты допускают возможность отмены смертной казни, если родственники жертвы преступника прощают его и не требуют кисаса. Вместе с тем правовые поступки шиитов во многом зависят от мнения одного человека – халифа, на которого ложится огромная духовная ответственность за людей, столь внимательных к его речам. В принципе любое духовное лицо в исламском мире пользуется большим авторитетом, и в случае сомнительных, двусмысленных речей такого лица это может повлечь за собой тяжкие последствия.

Достаточно вспомнить нашумевший скандал, связанный с выступлением австралийского шейха Таджа Дина Хилали, который сказал о женщинах, головы коих не покрыты платками, таким образом, что многие мусульмане восприняли эту речь как призыв к их осквернению. Конечно, после жёсткой критики со стороны австралийского правительства, Хилали отметил, что он не имел в виду ничего преступного, а «хотел защитить честь женщин», только пресса акцентировала внимание лишь на фрагменте его речи. Это вполне возможно, однако общественность поняла его однозначно. Глава федеральной австралийской комиссии по половой дискриминации Пру Говард заявила, что слова проповедника можно расценить как подстрекательство к совершению преступлений. «Молодые мужчины-мусульмане, которые будут насиловать женщин, смогут цитировать это в суде, смогут приводить в суде слова этого человека, своего наставника», – сказала она и отметила, что шейх Хилали должен быть депортирован за подстрекательство к изнасилованиям. В принципе, согласно ряду коранических текстов, например 33-й суре 50 аяту, девушки и женщины немусульманского вероисповедания, действительно, не защищены от осквернения. Хотя понятие невольница, столь часто употребляемое в Коране, можно трактовать как девушка или женщина, за которую её хозяин несёт духовную ответственность. Это косвенно следует из 24 суры 33 аята. Так или иначе, но всякий человек должен понимать меру ответственности за неверное истолкование того или иного религиозного текста.

Классической страной шиитского толка является Иран. Сунниты не могут присутствовать даже в составе парламента этой страны, хотя данная привилегия есть у зороастрийце, иудеев и христиан.

Помимо шиитов и суннитов, в исламе существуют и иные направления. Хариджиты (вышедшие) считают общину единоверцев воплощением справедливости и настаивают на том, что халиф должен избираться волей народа. Также они обращают особое внимание на моральные нормы, в частности, на социальную справедливость. Хариджиты первоначально были шиитами, однако во второй половине VII века отделились от них, или вышли из них.

Мурджииты утверждают, что нет смысла бороться за власть, ибо только Аллах знает, кто её достоин. Они полагают, что в аду муки грешников не вечны – грехи искупаемы страданиями в аду и заступничеством Мухаммада и его сподвижников.

Ислам не представляет собой единой религиозной организации. Уже во второй половине VII века возникли три направления ислама: хариджиты, сунниты и шииты. Непосредственным импульсом этого разделения послужил спор о принципах наследования религиоз­ной и светской власти.

Хариджиты (от арабского хараджи — вышедший, восстав­ший) образовали самостоятельное течение в конце VII в. Они высту­пали за равенство всех мусульман, независимо от происхождения и цвета кожи. В традиционном исламе утверждалось, что главой рели­гиозной общины халифом может стать только родственник Мухам­меда, его потомок по той или иной линии родства. По учению хараджитов главой религиозной общины халифом может быть любой по­следователь ислама, избранный данной общиной. Община же имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII века хараджиты потеряли свое влияние. В настоящее время существует одна хариджитская община — ибадиты (в Аммане и некоторых рай­онах Африки). Большую часть современных последователей ислама составляют сунниты и шииты. Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман являются сторонни­ками суннизма. Разделение ислама на суннизм и шиизм также про­изошло в конце VII в.

Сунниты, опираясь на Коран и Сунну (Священное Предание), разработали концепцию исламской государственности, согласно ко­торой государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Такой договор за­ключается между религиозной общиной (уммой), точнее ее признан­ными представителями, и претендентом на государственную власть — будущим халифом. Условия, которым должен удовлетворять бу­дущий халиф, сформировал средневековый богослов и правовед Аль-Наварди. Эти условия сводятся к следующему: халиф должен быть мудштахидом (т. е. иметь репутацию и звание богослова-законоведа высшего ранга), происходить из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, физически здоровым и заботиться о благе подданных. Это учение являлось оправданием исторической практики, когда Арабским халифатом правили Абу-Бекр, Омар, Ос­ман и другие омейяды.

Последователи шиизма полагают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству прямым наследникам — ближайшим родственникам пророка Му­хаммеда. В VII в.н.э. таким прямым наследником являлся Али — дво­юродный брат и зять пророка Мухаммеда. Али создал свою группу (партию) шиитов (шаа — группа, партия), организовал заговор, в ре­зультате которого халиф Осман был убит, а четвертым халифом был провозглашен Али. Курейшитский род омейядовле смирился с по­ражением.

В 661 г. Али был убит в мечети г. Куф. Халифом стал Муа-вия. Ему удалось откупиться от внука пророка Мухаммеда Хасана, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Никто из воинов халифа не хотел брать на себя лич­ную ответственность за убийство родственника пророка, и была вы­работана форма коллективного убийства — Хусейна буквально ра­зорвали на части. Такая смерть послужила причиной того, что Хусейн был объявлен святым мучеником, и шииты ежегодно отмечают день его гибели — Шахсей-вахсей, который проходит в форме тор­жественных процессий, участники которых подвергают себя само­бичеванию. Таким образом, шииты считают единственно законным наследником пророка Мухаммеда халифа Али и его прямых наслед­ников — имамов. Так возникло шиитское учение об имамате — фор­ме наследования духовной и светской власти в исламском обществе.

Последователи шиизма признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Двенадцатый имам — Мухаммед бек аль Хасан таинст­венно исчез и скрывается от людей. Они называют этого имама мунтазаром (ожидаемым) и с считают его мессией (махди). Шииты верят, что махди явится на Землю перед Страшным судом для установления ра­венства и справедливости. Как и во всех мессианских вероисповедани­ях, в шиизме периодически распространяются слухи о том, что «скры­тый имам» уже пришел, что он воплотился в конкретного человека. Распространение таких слухов в 60—80-х годах ХХв. способствовало успеху иранской клерикальной революции, которую возглавил аятол­ла Хомейни, провозглашенный его последователями имамом.

Сунниты в качестве основы вероучения и культа принимают все основные положения вероучения, сформулированные в Коране и Сунне. Шииты, как и сунниты, признают абсолютный авторитет Ко­рана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем, шии­ты имеют собственное «Священное писание» — ахбары, куда входят хадисы, связанные с творчеством Али и его приемников.

Принципиальных различий в культовой практике между сунни­тами и шиитами не существует. Эти различия лишь связаны с особенно­стями исторического пути развития шиизма и мест его преимуществен­ного распространения. Основными шиитскими центрами являются Иран и Ирак, поэтому помимо Мекки и Медины местами поклонения шиитов являются Кум и Мешхед в Иране, Неджеф и Кербала в Ираке.

Руководят религиозной жизнью общин как в суннизме, так и шиизме — муллы. Самых авторитетных и почитаемых духовных лиц, ученых-теологов в шиизме называют «аятолла» (божественное зна­мение), а высшее звание в шиитской ветви ислама — «великий аятол­ла» (отражение Аллаха). Суннизм и шиизм в свою очередь не пред­ставляют собой целостной сплоченной организации и единого вероис­поведания. В их рамках существуют различные направления и толки. Особенно большое количество направлений существует в шиизме.

В России большинство мусульман принадлежит к суннизму. Шиизм имеет своих приверженцев в основном в республиках Север­ного Кавказа.

Ислам за довольно короткий исторический период сумел пре­вратиться в мировую религию. Из небольшой группы семитских племен выросла огромная этноконфессиональная культурная общ­ность, так называемый «мусульманский мир», с мощной политичес­кой структурой и высоко развитой цивилизацией. В средние века од­ним из важных инструментов создания такой культуры явилась арабизация. Можно даже сказать, что арабизация — неотъемлемая составная часть исламизации мира. Дело в том, что исламизация предполагала чтение Корана. Коран же написан по—арабски и пере­водить его запрещалось. Волей-неволей верующим приходилось изучать арабский язык и читать Коран в подлиннике. В средние века знание арабского языка давало человеку многочисленные преиму­щества. Поскольку арабский язык на территории халифата являлся основным средством общения, то его знание открывало большие воз­можности в торговле, ростовщичестве, на службе и т. д. Историки свидетельствуют, что в средние века быстро развивающаяся арабо-мусульманская культура на какое-то время стала во главе мировой цивилизации. Успехи и достижения арабской культуры воздейство­вали на многие страны, в том числе и культурные центры христиан­ской Европы. Широко известны заслуги перед мировой культурой таких мусульманских мыслителей, как Аль-Фараби (870—950), Ибн-Сина (Авиценна) (XI в.), Ибн-Рушт (1126—1198) и др. Значителен вклад в мировую литературу Абулькасима Фирдоуси (934—1030), Омара Хайяма (1040—1123), Джами (1414—1492) и др.

В связи с упадком арабской государственности влияние ислам­ской культуры на мировую цивилизацию ослабло. Эпоха колониализ­ма сопровождалась борьбой христианства с исламом. В какой-то сте­пени эта борьба привела к ослаблению позиций ислама. В некоторых странах ислам был вытеснен с позиций государственной религии. Так, например, Турция, Египет были объявлены светскими государствами. Однако ислам в большинстве стран своего традиционного распростра­нения продолжает играть огромную роль в качестве религиозного ве­роучения, формы социальной организации и культурной традиции.

В настоящее время в религиоведении и политологии широко распространяется концепция «мусульманского возрождения». Авто­ры этой концепции отмечают резкое усиление роли ислама в экономи­ческой, политической, духовной жизни народов, которые входили в ор­биту традиционного распространения ислама. Это возрождение объяс­няется рядом причин. В качестве таких причин выдвигается и относительная молодость ислама. Утверждается, что ислам — самая молодая мировая религия, он еще не исчерпал своих потенций, сохра­нил жизненную силу и способен к экспансии. Идеологической основой такой экспансии служит идея «завершения пророчества». В трактовке мусульманских теологов эта идея звучит таким образом: пророк Му­хаммед был последним посланником Бога на Земле, он принес оконча­тельную истину, и это свидетельствует об исключительности мусуль­ман, как избранном Богом народе, и об особом положении ислама срав­нительно с другими религиями. Важное значение в аргументации придается таким особенностям исламского вероисповедания, в кото­рых проявляется охват религиозными предписаниями всех сфер жиз­недеятельности верующих. Ислам регулирует социальное устройство, экономические, политические и культурные отношения, сферу семей­ных отношений и быта. Все это приводит к тому, что ислам представля­ется не просто как вероисповедание, а как образ жизни, всецело опре­деляющий мировоззрение и повседневное поведение людей.

Идеи «панисламизма» получили практическое воплощение в деятельности мусульманских международных организаций. Первая организация такого типа — Всемирный Исламский Конгресс (1926 г.). В настоящее время значительным влиянием обладают сформиро­ванная в 1962 г. «Лига Мусульманского мира» и наиболее представи­тельное международное объединение на правительственном уровне «Организация исламской конференции» (основана в 1969 г.)

Билет 12.

Добавить комментарий

Закрыть меню