Складской технологический процесс

Содержание

Спорт Складской технологический процесс и принципы его организации

ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ

На складах осуществляется комплекс разнообразных последовательно выполняемых операций по поступлению, хранению и отпуску товаров. Эти операции в совокупности составляют складской технологический процесс. Содержание и объем складского технологического процесса зависят от вида склада, физико-химических свойств товаров, хранящихся на нем, объема грузооборота и других факторов.

Товары на склады поступают различными видами транспорта. При наличии желœезнодорожных подъездных путей товары могут поступать в вагонах или контейнерах. Значительная их часть завозится на склады автотранспортными средствами.

Выполнение операций, связанных с поступлением товаров, предусматривает разгрузку транспортных средств, доставку товаров в зону приемки, распаковку и приемку их по количеству и качеству.

Принятые товары доставляют в зону хранения, где их размещают на стеллажах или укладывают в штабеля. Учитывая зависимость отфизико-химических свойств товаров для них создают определœенные условия хранения.

Далее следуют операции, связанные с отпуском товаров покупателям: отборка товаров; перемещение их к участку комплектования заказов; комплектование заказов; подготовка товаров к отпуску (переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры); экспедиционные операции по отправке товаров покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка товаров); сдача товаров получателям.

В основу рациональной организации складского технологического процесса положены следующие важнейшие принципы:

> планомерность и ритмичность;

> рациональная организация товарного потока;

> эффективное использование средств труда;

> механизация и автоматизация складских операций;

> полная сохранность свойств товаров;

> четкое распределœение обязанностей между работниками.

Складской технологический процесс должен быть четко спланирован. Для этих целœей разрабатываются календарные планы и графики поступления и отпуска товаров, которые позволяют заблаговременно подготовиться к выполнению операций по разгрузке, приемке, хранению и отпуску товаров, более производительно использовать складские площади, транспортные средства и рабочую силу.

Ритмичность технологического процесса предполагает повторяемость всœего цикла и отдельных операций в равные отрезки времени. Это способствует равномерному распределœению рабочего времени, что обеспечивает надлежащий режим труда и отдыха работников, а также позволяет полнее использовать транспортные средства и складские помещения.

Рациональная организация товарного потока предусматривает внутрискладские перемещения товаров максимально короткими, непересекающимися, противоположно направленными путями, что обеспечивает сокращение длительности выполнения отдельных операций и требует меньших затрат на перемещение грузов.

Принцип эффективного использования средств труда предполагает оптимальное использование площади, емкости и оборудования складов.

Важную роль в рациональной организации и осуществлении технологического процесса играют механизация и автоматизация складских операций, которые способствуют росту производительности труда складских работников, повышению эффективности использования площади и емкости складов, ускорению погрузочно-разгрузочных операций, сокращению простоев транспортных средств.

Обеспечение полной сохранности свойств товаров достигается созданием надлежащего режима хранения товаров, удобной системой их укладки и размещения, организацией постоянного контроля в процессе хранения.

Одним из условий рациональной организации складского технологического процесса является четкое распределœение обязанностей между работниками, выполняющими соответствующие операции.

5.2. Организация и технология операций по поступлению и приёмке товаров

Начальную стадию складского технологического процесса составляют операции по поступлению и приемке товаров. Структура и количество этих операций зависят от места приемки и вида груза, а также вида транспортного средства, которым товары доставлены на склад.

В случае если товары поступили в желœезнодорожных вагонах, то выполняются следующие основные опера­ции: проверка целостности пломб и вскрытие вагона; осмотр состояния поступившего груза (состояние укладки, тары и т.д.); разгрузка вагонов с укладкой товаров на поддоны или телœежки; первичная прием­ка товаров по количеству (проверка соответствия числа тарных мест сопроводительным документам); доставка сформированных партий товаров на участок приемки, экспедиционный склад или в зону хранения.

При поступлении товаров в желœезнодорожных контейнерах операции выполняются по следующей схеме: проверка целостности пломб и состояния контейнера (отсутствие повреждений и поломок); строповка и перемещение контейнера на разгрузочную рампу; перемещение контейнера в зону приемки товаров.

По следующей схеме будут выполняться операции, если товары доставлены на склад автомобильным транспортом: проверка целостности упаковки, первичная приемка товаров по количеству; укладка товаров на поддоны или телœежки; перемещение сформированных транспортных единиц в зону приемки или хранения.

До прибытия груза на складе должна быть проведена подготовительная работа. Учитывая зависимость отвида поступления крайне важно определить места разгрузки транспортных средств, проверить наличие количества поддонов, установить, при помощи каких механизмов будет разгружаться и перемещаться поступивший товар и т. д.

При поступлении груза в неисправном вагоне или контейнере или с нарушенной пломбой крайне важно произвести сплошную проверку количества и качества товаров и обязательно составить коммерческий акт, который является основанием для предъявления претензии транспортным органам или поставщику. Он должен быть составлен на специальных бланках до получения груза от органов транспорта. В случае если вагон имеет течь или обнаружено, что груз испорчен вследствие неисправности вагона, то дополнительно к коммерческому акту составляется технический акт.

Для выгрузки товаров из вагонов бывают использованы конвейеры, транспортеры, электропогрузчики или средства малой механизации.

Разгрузку транспортных средств крайне важно осуществлять при строгом соблюдении установленных правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. При этом следует обращать внимание на специальную маркировку грузов.

Доставленные в зону приемки товары принимаются по количеству и качеству.

Приемка товаров по количеству предусматривает: отбор тарных мест для вскрытия; вскрытие тары; подсчет количества единиц или взвешивание товаров и сверку с транспортными и сопроводительными документами; укладку товаров на поддоны.

Приемка товаров по качеству состоит из следующих операций: перемещение товаров к рабочему месту товароведа-бракера; вскрытие тары; проверка качества товаров; укладка проверенных товаров на поддоны.

При приемке груза от органов транспорта следует руководствоваться нормативными документами, действующими на соответствующем виде транспорта (Транспортным уставом желœезных дорог, Воздушным кодексом и т.д.).

Приемка товаров по количеству состоит в сверке фактически поступивших товаров с показателями транспортных и сопроводительных документов — счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, кипных карт, упаковочных листов.

В случае если на поступившие товары отсутствуют сопроводительные документы, то крайне важно составить акт о фактическом количестве прибывших товаров с указанием, какие документы отсутствуют.

Порядок и сроки приемки товаров по количеству зависят от характера тары или упаковки, в которой поступил товар, его физико-химических свойств, способа доставки и других условий.

Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, должны быть приняты по количеству в момент вскрытия (разгрузки) транспортных средств, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки. В данный же срок осуществляется приемка по массе брутто и количеству мест товаров, поступивших в исправной таре. Окончательная приемка товара (по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте) производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, по ско­ропортящейся продукции — не позднее 24 ч с момента получения продукции от поставщика.

Для районов Крайнего Севера и других районов досрочного завоза сроки приемки товаров по количеству удлинœены до 60 дней для непродовольственных товаров, 40 дней — для нескоропортящихся продовольственных товаров и 48 ч для скоропортящихся товаров.

Приемку товаров по количеству осуществляют, как правило, путем сплошного подсчета единиц, меры или массы товара в данной партии (за исключением товаров в фабричной упаковке).

Выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается в случаях, предусмотренных государственными стандартами, техническими условиями или договорами.

При обнаружении недостачи дальнейшая приемка приостанавливается, составляется односторонний акт о выявленной недостаче товаров. Лица, производившие приемку, должны принять меры к обеспечению сохранности поступившего товара.

Для продолжения работы по приемке товара и составления двустороннего акта крайне важно вызвать представителя одногороднего отправителя (изготовителя) или, если это предусмотрено договором или другими обязательными документами, представителя иногороднего отправителя (изготовителя). Представитель одногороднего поставщика должен явиться для участия в приемке товаров не позднее чем на следующий день после получения вызова (по скоропортящейся продукции — не позднее 4 ч после получения вызова); представитель иногороднего поставщика — в течение трех дней после получения вызова, не считая времени, крайне важного для проезда.

В случае неявки представителя поставщика или если его вызов не обязателœен, приемка товара производится с участием:

> представителя другого предприятия, выделœенного руководителœем этого предприятия;

> представителя общественности предприятия-получателя, который назначается руководителœем предприятия из числа лиц, утвержденных решением профсоюзного комитета.

С согласия отправителя (изготовителя) приемка товаров может быть произведена односторонне предприятием-получателœем.

Представитель, выделœенный для участия в приемке товаров, должен иметь удостоверение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выдается на каждую приемку в отдельности.

После завершения окончательной приемки товаров должен быть составлен акт. Акт о приемке товаров по количеству должен быть подписан всœеми лицами, принимавшими в ней участие, и утвержден руководителœем предприятия-получателя не позднее чем на следующий день после его составления.

К акту о недостаче или излишках товаров должны быть приложены копии сопроводительных документов, упаковочные ярлыки, этикетки и пломбы тарных мест, в которых установлена недостача, удостоверение представителя, выделœенного для участия в приемке, односторонний и коммерческий акты, а также другие документы, которые могут свидетельствовать о недостаче.

Приемка товаров по качеству является важной операцией технологического процесса складской переработки грузов. Она проводится с целью выявления качества и комплектности поступивших на склад товаров и соответствия их требованиям государственных стандартов, технических условий, утвержденным образцам (эталонам).

Сроки приемки товаров по качеству бывают предусмотрены договорами поставки, ГОСТами или техническими условиями. Во всœех остальных случаях приемка товаров по качеству и комплектно­сти проводится в следующие сроки:

> при иногородней поставке — не позднее 20 дней, а по скоропортящейся продукции — 24 ч после поступления товаров на склад;

> при одногородней поставке — не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции — 24 ч после поступления товаров на склад.

Сроки приемки товаров по качеству удлинœены для районов Крайнего Севера и других районов досрочного завоза до 48 ч по скоропортящимся товарам и до 40 дней по нескоропортящимся продовольственным товарам. Непродовольственные товары должны быть приняты по качеству не позднее 60 дней с момента их поступления на склад. Одновременно с товаром осуществляется приемка тары.

Приемка товаров по качеству проводится материально ответственными лицами. На складах должны быть созданы необходимые условия для квалифицированной приемки товаров. Обычно производится сплошная проверка качества и комплектности товаров. Выборочная проверка допускается лишь в тех случаях, когда это оговорено в договоре, предусмотрено государственными стандартами или техническими условиями.

В случае обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки товаров, тары или упаковки установленным требованиям составляется акт, приемка товаров приостанавливается. Для участия в дальнейшей приемке вызывается представитель поставщика, о чем ему должно быть направлено уведомление (по телœеграфу или телœефону) не позднее 24 ч, а по скоропортящимся товарам — сразу же после обнаружения несоответствия качества товаров установленным требованиям.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) должен явиться для участия в окончательной приемке товаров не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова. При этом время, крайне важное для проезда, в данный срок не включается.

Представитель одногороднего поставщика обязан явиться не позднее чем на следующий день (по скоропортящимся товарам — не позднее 4 ч) после получения вызова.

В случае если представитель поставщика не явился в установленный срок или если его вызов был не обязателœен, проверка качества товаров может производиться с участием представителя общественности предприятия-получателя.

С согласия поставщика приемка товаров по качеству может быть произведена получателœем в одностороннем порядке.

Документом, подтверждающим недоброкачественность, некомплектность товара, отсутствие надлежащей маркировки, а также недоброкачественность тары и упаковки, является акт, который должен быть составлен в день окончания приемки, но не позднее установленных сроков. В нем приводятся точные сведения об обнаруженных недостатках, дается их характеристика, перечисляются основания, по которым товары переведены в более низкий сорт. Здесь же должно быть заключение о причинах утраты качества товаров. Надлежаще оформленный акт с приложенными к нему соответствующими документами утверждается руководителœем предприятия в трехдневный срок с момента его составления.

Акты об установлении расхождения в количестве или качестве поступивших товаров служат основанием для предъявления претензии поставщику.

В претензии должны быть сформулированы обстоятельства, послужившие основанием для ее предъявления, доказательства, подтверждающие изложенные в претензии обстоятельства, а также сумма требований заявителя и расчет этих требований. К ней должны быть приложены: акт о недостаче или недоброкачественности товаров, счет-фактура, транспортный документ, акт отбора проб, договор, на основании которого производилась поставка товаров, и другие документы, удостоверяющие недостачу, порчу и некомплектность товара.

Претензия должна быть подписана руководителœем или заместителœем руководителя оптового предприятия.

Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, по телœеграфу, телœетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправления ответа на претензию, либо вручается под расписку.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в срок ответа на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд. Он предъявляется в виде искового заявления.

Исковое заявление — это требование к компетентному органу о защите нарушенного права организации, предприятия, учреждения. Направляется в арбитражный суд области, края, республики по месту нахождения ответчика.

Отправляют его заказной корреспонденцией или передают непосредственно в канцелярию суда.

В исковом заявлении должны быть сформулированы обстоятельства, послужившие основанием для предъявления искового заявления, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Должна быть приведена сумма неустойки или стоимости недостающей продукции (товара).

К исковому заявлению должны быть приложены:

> копия претензии и доказательство отсылки ее ответчику;

> копия ответа на претензию (если имеется);

> копия договора;

> выписка из спецификации;

> расчет неустойки или суммы претензии;

> акт приемки продукции;

> другие документы, обосновывающие исковые требования.

Исковое заявление должно быть подписано руководителœем предприятия или его заместителœем.

Организация складского технологического процесса на основе современных принципов

Любой склад является достаточно самостоятельной системой с четко определенными задачами. Эффективность решения этих задач определяется рациональностью организации внутрискладского процесса.

Современный склад – это технически сложное оснащенное сооружение, которое включает взаимосвязанные элементы, имеет соответствующую структуру и выполняет ряд функций по изменению материальных потоков, а также сбору, переработке и распределению грузов между потребителями.

Складской технологический процесс – это совокупность последовательно выполняемых операций, связанных с подготовкой к приемке и приемкой товаров, размещением их на хранение, организацией хранения, подготовкой к отпуску и отпуском товаров.

Содержание и объем складского технологического процесса зависят от вида склада, физико-химических свойств товаров, хранящихся на нем, объема грузооборота и других факторов.

Организация технологических процессов оказывает влияние на общую продолжительность продвижения товаров от пунктов производства к товарополучателям.

В свою очередь, скорость технологического складского процесса зависит от функций, выполняемых складом, условий поставки и степени механизации складских операций.

Рациональная организация складского технологического процесса предполагает:

1) четкое и своевременное проведение количественной и качественной приемки товаров;

2) эффективное использование средств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ;

3) рациональное складирование товаров, обеспечивающее максимальное использование складских объемов и площадей, а также сохранность товаров и других и других материальных ценностей;

4) выполнение требований по рациональной организации работы зала товарных образцов, складских операций по отборке товаров с мест хранения, комплектования и подготовке их к отпуску;

5) четкую работу экспедиции и организацию централизованной доставки товаров покупателей;

6) последовательное и ритмичное выполнение складских операций, способствующее планомерной загрузке работников склада, и создание благоприятных условий труда.

На рис. 1 приведена принципиальная схема технологической переработки товаров на товарном складе.

Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. Здесь их укладывают на стеллажи или в штабеля.

Для предотвращения порчи и обеспечения полной сохранности товаров на складе должны быть созданы соответствующие условия их хранения. При этом важное значение имеют разработка рациональной схемы размещения товаров и выбор оптимальных способов их укладки, создание необходимых режимов хранения товаров, организация повседневного наблюдения и ухода за ними.

Большое значение для осуществления оперативного контроля и ухода за товарами, быстрой их отборки и отпуска имеют разработка и соблюдение рациональной схемы размещения товаров, которая предусматривает закрепление за товарами определенных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения (секций, участков, стеллажей и т. д.). При разработке таких схем необходимо учитывать объем и порядок поступления товаров на склад, условия их реализации, правильное товарное соседство и возможность повседневного наблюдения за их сохранностью.

Заключительную часть складского технологического процесса составляют операции по отпуску товаров со склада. К ним относят:

1. оформление продажи товаров оптовым покупателям;

отборку товаров с мест хранения;

3. перемещение товаров в зону комплектования заказов покупателей;

4. комплектование заказов и упаковку (укладку в тару-оборудование);

5. помаршрутное комплектование партий товаров;

6. перемещение укомплектованных партий товаров в зону погрузки;

7. погрузку автотранспорта, контейнеров, железнодорожных вагонов.

Принципиально новые возможности рационализации складских процессов создает логистика. Вначале складской процесс проектируется как часть общего процесса товародвижения. На этом этапе к нему формулируется ряд требований, которые затем ложатся в основу проекта собственно внутрискладского процесса.

Идея логистической оптимизации складского процесса заключается в проектировании внутрискдадского процесса как единого целого.

Традиционная несогласованность участников потоковых процессов зачастую имеет место и внутри склада, открывая ресурс повышения за счет применения логистики.

С точки зрения логистики, эффективность технологического процесса в любом звене логистической цепи определяется уровнем совокупных затрат на продвижение материального потока по всей цепи. Для этого необходимо выполнение следующих принципов организаций материальных потоков на складе: пропорциональность, параллельность, ритмичность, непрерывность, прямоточность, поточность.

Эффективность управления процессами на складах существенно зависит от оперативного планирования и выполнения отдельных операций. Для этих целей на складах составляют разноуровневые схемы технологических процессов. Схемы позволяют увидеть все части процесса, его сильные и слабые стороны, понять, насколько отдельные части процесса соответствуют друг другу, увидеть лишние или недостающие операции.

Таким образом, при формировании складского процесса нужно добиваться оптимальной планировки склада: выделять рабочие зоны, которые способствуют снижению затрат и повышению уровня процесса переработки груза; при расстановке оборудования эффективно использовать пространство, которое позволяет увеличить мощность склада; существенно сокращать парк подъемно-транспортных машин за счет применения универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, увеличения пропускной способности склада и сокращения эксплуатационных затрат, минимизации маршрутов внутрискладской перевозки; существенно сокращать транспортные издержки при применении централизованной доставки и унитизации партий доставок; сокращать время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информацией, за счет использования возможностей информационной системы.

Похожие главы из других работ:

Анализ деятельности НОУ «ЦПТ»

2. Технологический процесс в организации

Анализ производственного цикла в изготовлении продукции предприятия и пути его совершенствования (на примере системы СПУ Филиала ИТПМ СО РАН «Опытный завод»)

1.1 Производственный процесс и принципы его организации

Основой деятельности большинства предприятий в современной рыночной экономике является их производственный процесс…

Бюджетное финансирование

1.2 Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации

Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это, в свою очередь, требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве…

Инвестиционный проект по разработке и оказанию новой услуги предприятием и его экономическая оценка (на примере ООО «ТД АВЕРС»)

2.3 Технологический процесс

Потолочная панель является результатом производственного цикла, который, в общем и целом является типичным для большинства потолочных изделий. Этот процесс состоит из нескольких этапов…

Направления совершенствования планирования материально-технического обеспечения предприятия

Производственный процесс — основа деятельности любого предприятия, представляет собой совокупность отдельных процессов труда, направленных на превращение сырья и материалов в готовую продукцию заданного количества, качества…

Организация и технология приемки, размещения, укладки, хранения и отпуска товаров со склада

1. СКЛАДСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

склад планирование…

Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях лесного комплекса

1 Трудовой процесс и принципы его организации

Объект нормирования труда является деятельность человека при осуществлении производственного процесса, представляющего собой процесс превращения сырья, материалов, полуфабрикатов в готовую продукцию…

Особенности бюджетного процесса

1. Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации

Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это, в свою очередь, требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве…

Проект мебельного цеха

2.10 Проектируемый технологический процесс

Производственный процесс — совокупность всех действий людей и орудий производства, необходимых на данном предприятии для изготовления выпускаемых изделий. Процесс производства изделий зависит от конструкции отдельных элементов…

Производственная деятельность предприятия

1.2 Процесс организации производства и основные принципы организации производственного процесса

Проектирование организации можно сравнить со строительством «организационного здания».

Первым элементом в этом процессе будет решение о количестве и функциональной принадлежности «помещений» в этом «здании»…

Производство соды: кальцинированной, каустической

Технологический процесс

В настоящее время в ряде стран практически весь искусственно производящийся карбонат натрия вырабатывается по методу Сольве (включая метод Хоу как модификацию)…

Пути повышения эффективности производства медных гранул медеплавильного цеха ОАО «Уралэлектромедь»

Сущность процесса получения гранулированной меди заключается в том, что расплавленную очищенную от примесей медь насыщают металлическим кремнием, способным при разливе металла в воду превратить его в тонкостенные гранулы…

Самооценка деятельности ОАО «Ковылкинский электромеханический завод»

1.2 Принципы, методы и процесс проведения самооценки деятельности организации

Самооценка деятельности организации зародилась как метод постоянного совершенствования в рамках концепции ТQМ, следовательно, базируется на тех же принципах, что и названная концепция…

Формирование организационных структур управления предприятием. Производственный процесс, его структура и принципы эффективной организации

2. Производственный процесс, его структура и принципы эффективной организации.

Производственный процесс — это совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходное сырье и материалы превращаются в готовую продукцию…

Характеристика и деятельность предприятия ОАО «Резинотехника»

4. Технологический процесс предприятия

1)Хранение резиновых смесей Резиновые смеси поступают из подготовительного цеха и хранятся в конфекционных цехах на поддонах с паспортами о годности, в которых указывают: шифр смеси, номер закладки, показатели экспресс — контроля…

Складской технологический процесс и принципы его организации. Обеспечение полной сохранности — как важнейший принцип организации складского технологического процесса

⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 38Следующая ⇒

На складах осуществляется целый комплекс разнообразных последовательно выполняемых операций по поступлению, хранению и отпуску товаров. Эти операции в совокупности и составляют складской технологический процесс. Содержание и объем складского технологического процесса зависят от вида склада, физико-химических свойств товаров, хранящихся на нем, объема грузооборота и других факторов.

Эффективность складского технологического процесса обеспечивается его рациональным построением, то есть четким и последовательным выполнением складских операций.

Виды технологических операций и их содержание зависят в первую очередь от характера выполняемых складом функций и ассортимента товаров, которые там хранятся.

В основу рациональной организации складского технологического процесса положены следующие важнейшие принципы:

· планомерность,

· последовательность и ритмичность,

· эффективное использование средств механизации,

· рациональная организация внутрискладского перемещения грузов

· обеспечение сохранности товаров.

Планомерность работы склада во многом зависит от того, насколько равномерно товары поступают на склад, отправляются покупателям. Разработка планов и графиков поступления и отпуска товаров позволяет работникам склада своевременно подготовиться к выполнению соответствующих операций, выделить необходимые помещения, оборудование и т.д.

Последовательность и ритмичность технологического процесса означает, что выполнение всех взаимосвязанных операций должно быть согласованно по времени. При этом за счет равномерного распределения рабочего времени и обязанностей между исполнителями отдельных операций создаются благоприятные условия труда работников.

Эффективное использование средств механизации предполагает применение современной подъемно-транспортной техники, которая обеспечивает не только повышение производительности труда работников склада, но и способствует максимальному использованию площади и емкости склада.

Рациональная организация внутрискладского переме­щения грузов предусматривает применение транспортно-технологических схем переработки грузов, обеспечивающих движение грузопотоков по прямым кратчайшим путям и исключающих встречные перевозки.

Обеспечение сохранности товаров — это, прежде всего, создание оптимальных условий хранения, а также применение рациональной системы размещения и укладки товаров с учетом сроков их поступления на склад и товарного соседства.

Все операции складского технологического процесса можно условно разделить на 3 группы:

1. операции по поступлению товаров;

2. операции по хранению товаров;

3. операции по отпуску товаров.

Содержание торгово-технологического процесса в магазине. Подготовка товаров к продаже, размещение и выкладка товаров в торговом зале.

Под торгово-технологическим процессом понимается система мероприятий, представляющих собой комплекс операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли, а через них – до потребителей.

В основу организации торгово-технологических процессов положены товарные потоки, в отличие от логистики, которая, кроме того, оптимизирует финансовые и информационные потоки и затрагивает несколько звеньев процесса товародвижения.

Под товарным потоком в магазине понимается движение товаров от момента их поступления в магазин до вручения проданного товара покупателю

Торгово-технологический процесс включает такие операции, как разгрузка, приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговом зале магазина и др. Он осуществляется персоналом магазина без участия покупателей.

Операцией называется часть торгово-технологического процесса, выполняемая работниками путем применения определенных приемов и способов.

Товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию торгово-технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных операций торгово-технологического процесса зависят от методов продажи, типа и размера магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров к реализации и других факторов.

Все операции торгово-технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.

Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т. д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.

Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:

· предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микро комплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;

· создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;

· предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;

· оптимального использования торговых площадей магазина;

· обеспечения сохранности материальных ценностей;

· организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.

При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:

· однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;

· целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т.д.);

· декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;

· полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;

· в оптимальной зоне обозреваемости (в пределах 1100-1600мм от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;

· выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной;

· сопутствующие товары в торговом зале следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок расчетных узлов и т.д.), используя для этих целей корзины или кассеты.

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними.

Размещая товары в торговом зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, конфигурацию торгового зала, особенности отдельных товаров и их упаковки.

Состав и взаимосвязь помещений магазина, их устройство и планировка. Технико-экономические показатели эффективности использования торговой площади магазина

Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся на торговые и неторговые.

К торговым относятся:

-торговый зал, включающий торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и т. д.);

К неторговым относятся:

-помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и др.);

-подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и др.);

-административно-бытовые помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, медпункт, санитарные устройства и т.д.);

-технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);

-площадь связи (проходы, проезды).

Объемно-планировочное решение помещений должно обеспечить оптимальную связь между ними. При этом следует соблюдать следующие требования:

-торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки и хранения товаров, обеспечивать кратчайшие пути для грузопотоков;

-проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не должны проектироваться через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;

-помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными;

-расположение помещений магазина должно соответствовать последовательности и прямолинейности технологического процесса.

Торговые помещения должны проектироваться с учетом применения прогрессивных методов продажи товаров; обеспечения их эффективного использования; выполнения противопожарных требований по эвакуации; решения интерьеров на высоком художественном уровне.

Прогрессивные методы продажи товаров оказывают серьезное влияние на проектирование торговых залов магазинов.

Размещение оборудования в торговом зале, организация расчета с покупателями, положение входов-выходов, лестничных клеток, открытых лестниц, пандусов и основных эвакуационных проходов должны соответствовать применяемым методам продажи.

При использовании самообслуживания в процессе проектирования следует предусмотреть организацию единого централизованного расчетного узла, площади для хранения личных вещей покупателей, инвентарных корзин и тележек.

Для определения степени рациональности использования торговой площади магазина находят коэффициенты установочной и выставочной площадей, удельный вес площади торговых помещений в общей площади магазина, товарооборот и прибыль, приходящиеся на 1 кв. м площади торгового зала.

Установочная площадь – это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу.

Коэффициент использования торговой площади под оборудование определяется отношением установочной площади к площади торгового зала:

где Ку – коэффициент установочной площади;

Sy — установочная площадь, м2

Sт.з. — площадь торгового зала,м2.

Обычно эффективным является коэффициент установочной площади от 0,27 до 0,32.

Коэффициент выставочной площади определяется отношением площади определяется отношением площади, занятой под выкладкой товаров, к площади торгового зала:

где Кв –– коэффициент выставочной площади;

Sв — площадь, занятия под выкладкой товаров, м2;

Sт.з. — площадь торгового зала, м2 .

В магазинах самообслуживания этот коэффициент равен от 0,7 до 0,8.

При одной и той же установочной площади выставочная площадь может быть различной, что зависит от типа торгового оборудования, его габаритов , числа полок и т.д.

Коэффициент емкости используемого торгового оборудования определяется отношением площади выкладки товаров к установочной площади.

Удельный вес площади торговых помещений в общей площади магазина рассчитывается как отношение суммы площадей торговых помещений к общей площади магазина умноженное на 100 %. Экономически эффективным является удельный вес равный 50 % и выше. На практике удельный вес площади торгового помещения зависит от устройства магазинов, ассортимента реализуемых товаров, системы товароснабжения. Так, чем чаще завозятся товары в магазин, тем ниже норматив товарных запасов, и соответственно, тем меньше размеры помещений для приемки и хранения товаров.

В практике складов принято бункеры активной зоны хранения пополнять запасами из резервных зон, а резервные зоны наполнять новыми товарами по мере их поступления. При таком порядке осуществляется расходование запасов в порядке их прихода на склад.

Для каждого наименования товара устанавливается определенная зона хранения. Товар перемещается в выделенную зону и укладывается.

Размещение и укладка товаров зависят от принятого на складе способа хранения. Например, картофель и овощи хранятся навалом в специальных закромах. Этим же способом можно хранить незатаренную соль.

Наливные товары (олифа, бензин, растительное масло и др.) хранят в баках, бочках, цистернах.

Для хранения многих продовольственных и некоторых непродовольственных товаров применяются контейнеры. В них товары могут доставляться непосредственно в магазины. Использование специальных контейнеров-вешал позволяет сохранить товарный вид перевозимой в них одежды.

Отпуску товаров со склада.

Заключительную часть складского технологического процесса составляют операции по отпуску товаров со склада. К ним относят:
оформление продажи товаров оптовым покупателям;
отборку товаров с мест хранения;
перемещение товаров в зону комплектования заказов покупателей;
комплектование заказов и упаковку (укладку в тару-оборудование);
маршрутное комплектование партий товаров;
перемещение укомплектованных партий товаров в зону погрузки;
погрузку автотранспорта, контейнеров, вагонов.
Оформление продажи товаров оптовым покупателям производится в зале товарных образцов.
Основанием для отборки товаров с мест хранения служат отборочный лист или счет-фактура.
Различают механизированную и ручную отборку товаров с мест хранения.
Механизированная отборка применяется в основном на крупных складах. При этом груз, спакети — рованный на поддоне, снимается с помощью механизма с места укладки и в виде целой транспортной единицы перемещается в зону комплектования заказов.
Ручная отборка осуществляется при отпуске небольшого количества товаров, мелкоштучных товаров сложного ассортимента, хранимых на стеллажах.
Существуют два метода отборки товаров: индивидуальный (для одного покупателя) и комплексный (для группы покупателей).

Комплексная отборка предусматривает отбор товаров с мест хранения одновременно для нескольких покупателей по сводному отборочному листу. Отобранные товары доставляются в зону комплектования заказов покупателей, где проверяется правильность отборки товаров в соответствии с заказами покупателей. Затем товары укладывают в инвентарную тару.
В каждую единицу тары вкладывают упаковочный лист, наличие которого повышает ответственность работников склада за правильность комплектования партии и ускоряет процесс приемки товаров в магазинах.
Загруженную инвентарную тару пломбируют и перемещают в экспедицию, где осуществляется по — маршрутное комплектование партий товаров в соответствии с размещением конкретных покупателей. При формировании помаршрутных отправок учитывается грузоподъемность используемых автотранспортных средств.
Для учета сформированных партий товаров в экспедиции имеется специальный журнал, в котором указываются наименование покупателя, номер, дата оформления и сумма счета-фактуры, количество мест, подлежащих отправке, номера тары. Заведующий экспедицией расписывается в приеме товара
к отправке. После возврата счета-фактуры с распиской получателя товара в журнале делается соответствующая отметка.
Экспедиция заказывает автотранспорт и организует отправку товаров покупателю.

Подготовленный к отправке груз доставляется в зону погрузки. В кузове автомобиля груз размещают с учетом эффективного использования его площади, а также с учетом расположения магазинов и других пунктов продажи товаров на маршруте.
Водитель, получивший товар для доставки, расписывается в журнале, в котором указывается номер путевого листа. Выезд загруженного автомобиля с территории оптового предприятия разрешается только при наличии соответствующего пропуска.
Доставив товар на место назначения, водитель сдает его заведующему магазином, предварительно проверив у него наличие доверенности на получение товара.
Заведующий магазином проверяет количество доставленных мест, исправность тары и пломб, соответствие номеров тары записям в счете-фактуре и расписывается в получении товара на всех его экземплярах, на которых он также указывает номер и дату своей доверенности и ставит штамп магазина. Один экземпляр счета-фактуры остается у заведующего, два других — возвращают на базу.
Контрольные вопросы и задания.Назовите в логической последовательности операции складского технологического процесса.
Обоснуйте принципы рациональной организации складского технологического процесса.
Определите логический порядок проведения операций по поступлению и приемке товаров на складе в случаях:
если товары поступили в железнодорожных вагонах;
в железнодорожных контейнерах;
автомобильным транспортом.
Каков порядок приемки товаров по количеству на складе, ее документального оформления?
К каким последствиям может привести несоблюдение действующих правил приемки? Ответ обоснуйте.
Изложите порядок приемки товаров на складе по качеству.
Как необходимо поступить работникам склада в случае обнаружения несоответствия количества, качества поступивших товаров данным сопроводительных документов? Ответ обоснуйте.
Каков порядок действия работников склада при поступлении товаров без сопроводительных документов?
Каким требованиям должна соответствовать организация хранения товаров на складе?
Обоснуйте требования, предъявляемые к укладке товаров на хранение.
Предложите мероприятия по сокращению потерь на складе.
Дайте характеристику организации и технологии отпуска товаров со склада. Каков порядок документального оформления данной операции?
Изложите последовательность действий материально ответственных лиц при приеме-сдаче товаров в магазине и при отпуске товаров со склада в порядке централизованной доставки.

Упаковка и маркировка.

Понятие «упаковка» имеет два значения:

1) упаковка — операции по защите груза (товара) с помощью специальных средств;

2) упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту груза (товара) от повреждений и потерь, а окружающей среды — от загрязнений.

Для разграничения этих понятий операции с грузами (товарами) будем называть упаковыванием, а сами средства — упаковкой.

Прежде всего, отметим, что упаковывание более характерно для складских подразделений предприятий. Что касается товарных складов, то эта операция выполняется ими в том случае, если это прямо предусмотрено договором складского хранения.

Упаковывание может преследовать различные цели:

а) предохранение грузов (товаров) от повреждения, порчи, воздействия внешних климатических факторов на товар, а также воздействия груза (товара) на окружающую среду;

б) формирование товарных единиц по габаритам и весу;

в) контроль и учет количественных показателей грузов (товаров) при их отгрузке (выдаче);

г) обеспечение условий для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, пакетирования, маркировки, складирования, хранения, последующей транспортировки;

в) предохранение грузов (товаров) от хищений.

Классификация тары и упаковки производится по различным основаниям.

1. В зависимости от функционального назначения:

а) производственная — тара, предназначенная для хранения, перемещения, складирования грузов (сырья, материалов, готовой продукции) в производстве, используемая как многооборотное средство пакетирования при межзаводских и междуведомственных перевозках;

б) транспортная — тара, образующая самостоятельную транспортную единицу. Она обеспечивает сохранность грузов (товаров) при транспортировке и хранении. Транспортная тара в свою очередь подразделяется на крупногабаритную (размеры которой превышают 1200 х 1000 х 1200 мм) и малогабаритную (размеры которой лежат в пределах 1200x1000x1200 мм);

в) потребительская — тара, поступающая к потребителю с продукцией и не выполняющая функцию транспортной тары. Ее основное назначение — обеспечить сохранность груза (товара) на всех этапах до передачи конкретному потребителю для использования по назначению.

2. В зависимости от количества груза (товара):

а) индивидуальная — тара, предназначенная для единицы продукции;

б) групповая — потребительская тара, предназначенная для определенного числа грузов (товаров).

3. В зависимости от кратности использования:

а) разовая — тара, предназначенная для однократного использования;

б) возвратная — тара, бывшая в употреблении, которая используется повторно;

в) многооборотная — тара, прочностные показатели которой рассчитаны на ее многократное применение.

4. По степени жесткости конструкции:

а) жесткая — тара, не меняющая форму и размеры при ее наполнении;

б) мягкая — тара, форма и размеры которой меняются при ее наполнении.

5. В зависимости от материала изготовления:

а) тара, изготовленная из одного материала (деревянная, тканевая, бумажная, картонная, металлическая, керамическая, полимерная, стеклянная и пр.);

б) комбинированная — тара, изготовленная из двух или более различных материалов.

6. В зависимости от конструктивных особенностей:

а) разборная — многооборотная тара, конструкция которой позволяет разобрать ее на отдельные части и вновь собрать, соединив сочленяющие элементы;

б) неразборная — тара, конструкция которой не позволяет разобрать ее на отдельные части;

в) складная — тара, конструкция и свойства которой позволяют сложить ее без нарушения сочленения элементов и вновь придать таре первоначальную форму;

г) разборно-складная — тара, сочетающая в себе конструктивные особенности разборной и складной тары.

7. В зависимости от прочностных показателей:

а) прочная — тара, нечувствительная к воздействию динамических нагрузок;

б) хрупкая — тара, чувствительная к воздействию динамических нагрузок.

По основаниям 6 и 7 также выделяется штабелируемая тара (тара, конструкция и прочностные показатели которой позволяют укладывать ее в устойчивый штабель) и не штабелируемая.

8. В зависимости от замкнутости: закрытая (тара, конструкция которой предусматривает применение крышки или другого вида затвора) и открытая.

9.В зависимости от герметичности: герметичная (тара, конструкция которой обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей) и негерметичная.

10. В зависимости от принадлежности:

а) залоговая — тара, принадлежащая промышленным предприятиям, стоимость которой входит в стоимость грузов (товаров);

б) инвентарная — тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату этому предприятию.

Организационно-правовые характеристики склада «Coca-Cola HBC».

Напиток «Кока-кола» был изобретён в Атланте (штат Джорджия, США) 8 мая 1886 года.

Его изобрёл фармацевт Джон Стит Пембертон, бывший офицер американской Армии конфедерации. Название для нового напитка придумал бухгалтер Пембертона Фрэнк Робинсон, который, также владея каллиграфией, и написал слова «Coca-Cola» красивыми фигурными буквами, до сих пор являющимися логотипом напитка.

«„Кока-кола“ за 5 центов» — рекламный плакат «Кока-Колы» периода 1890—1900 годов.

Основные ингредиенты Кока-Колы были таковы: три части листьев коки (из этих же листьев получали наркотик кокаин) на одну часть орехов тропического дерева колы. Получившийся напиток был запатентован как лекарственное средство «от любых нервных расстройств» и начал продаваться через автомат в крупнейшей городской аптеке Джекоба в Атланте. Пембертон также утверждал, что кока-кола исцеляет от импотенции, и что на неё можно перейти тем, кто пристрастился к морфию (к морфию, кстати, был неравнодушен и сам Пембертон). Здесь нужно отметить, что кокаин тогда не являлся запрещённым веществом и о его вреде для здоровья ещё ничего не знали (к примеру, в повести «Знак четырех» Артура Конан Дойля Шерлок Холмс делает себе инъекции кокаина в минуты бездействия, так тягостно переносимые им). Поэтому кокаин свободно продавался, и его часто добавляли для удовольствия и тонуса в напитки взамен спирта кока-кола в этом не была инновацией.

Сначала напиток ежедневно покупали в среднем лишь 9 человек. Выручка с продаж в течение первого года составила всего 50 долларов. Интересно, что на производство кока-колы было затрачено 70 долларов, то есть в первый год напиток был убыточным. Но постепенно популярность кока-колы возрастала, и прибыли от её продажи тоже. В 1888 году Пембертон продал права на выпуск напитка. А в 1892 году бизнесмен Аса Григгс Кэндлер, обладавший правами на «Кока-колу», основал компанию «The Coca-Cola Company», которая занимается производством кока-колы и поныне. В 1988 году «Кока-Кола» вышла на рынок СССР.

В Набережных Челнах «Coca-Cola HBC» появилась сравнительно недавно. В нашем городе нет производства. Вся продукция поставляется с завода «Coca-Cola HBC» в городе «Нижний Новгород». В Набережных Челнах имеется оптовый склад предприятия общей площадью более 1200 м . Годовой оборот склада 1 770 000 упаковок в год. Летом это примерно 1470000 упаковок, остальное количество приходится на холодное время года. Поступление продукции происходит 3 раза в неделю летом и 3 раза в месяц в холодное время года. На территории крупного склада оборудована и огорожена стоянка большегрузного автотранспорта, обеспечивающего размещение и маневрирование автопоездов. На территории склада расположены специально обустроенные места отдыха водительского состава, ожидающего погрузки или разгрузки.

На территории склада выделена и оборудована площадка для складирования твердых отходов и бытового мусора.

2/3 площади склада занимает продукция CSF (Coca-Cola, Sprite, Fanta).

Остальная площадь занята минеральной водой, холодным чаем и энергетическими напитками. (Nesti, BonAqua, Burn).

Порядок осуществления торгово-технологического процесса на складе.

Общая площадь склада составляет 1200 м. На складе имеются следующие зоны

— зона погрузки-разгрузки

— зона приемки

— зона брака

— административное помещение

— упаковочная зона

— зона нового оборудования и техники

— зона хранения

— зона комплектации

Оборудование машины и техника, применяемые на складе «Coca-Cola HBC»

— погрузчик газовый 2шт

— тележка гидравлическая 4шт

— упаковочный аппарат

— нож для вскрытия упаковок

— клейкая лента-скотч

— рейка для укладки паллетов

— грузовики МАN 7 шт

— поддоны 1200*_800 мм

Технологический процесс на складе начинается с подготовки к приемке продукции. Это связано с тем что на данном складе присутствует ротация, те. размещение упаковок на складе в соответствии со сроком годности. Выявляется продукция с истекающим сроком годности. Эти упаковки выставляются вперед, освобождая место вновь поступившему товару.

Добавить комментарий

Закрыть меню