Сказки маяковского для детей

Творчество В. В. Маяковского для детей. «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.

Произведения Маяковского для детей — крупное и неповторимое явление в литературе.

Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса.

Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.

Борьба за реалистическую поэзию для детей, насыщенную современностью, связанную крепчайшими нитями с жизнью народа, смелость мыслей и горячность чувств — вот что, прежде всего, отличает произведения поэта.

Впервые Маяковский обратился к детской литературе в 1918 г. На заседании комиссии отдела изобразительных искусств Наркомпроса он выступил с докладом о программе выпуска иллюстрированных изданий, в том числе иллюстрированного сборника своих стихов для детей.

Маяковский написал для детей более 20 произведений. Среди них стихотворения, песни, сказка в стихах, стихотворный фельетон. Поэт создал несколько сценариев детских фильмов. Он был сотрудником » Пионерской правды», журнала » Пионер» и «Еж». В условиях острой идеологической борьбы 20-х Маяковский выступал в защиту темы современности и новых героев в поэзии для детей, против вульгарности и опошления этой темы. Он отстаивал право на существование новой современной литературной сказки, современной поэзии для детей. Обращаясь к юному читателю, поэт стремился дать ему новый идеал, развенчать, высмеять старое, по-новому представить труд и довести до сознания детей, что ценность человека определяется трудом. По словам поэта, он хотел «ознакомить детей с новыми понятиями, с новым подходам к вещам».

Его первым произведением для малышей была » Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (1925) .

В 1925 г. поэт пишет и другое произведение – «Гуляем», которое тематически и по проблематике примыкает к «Сказке о Пете и Симе». В том же году Маяковский пишет для малышей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?». Стихотворение «Что ни страница – то слон, то львица» было напечатано в 1926 г. Оно написано в жанре, издавна пользующемся успехом у читателя – ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста. Это жанр стихотворной попист, или, как его еще называют, подписи к картинке. Книжки – картинки со стихотворными подписями очень распространены в дошкольной литературе.

Чтобы достичь подлинной художественности, стихотворная подпись должна выполнять как минимум две функции: во-первых быть лаконичной; во-вторых, как выражался Чуковский, графичной, т.е давать материал для творческого воображения художника. Ведь в этом жанре единство текста и рисунка обладает предельной остротой.

Маяковскому удалось не только освоить этот жанр детской книжки, но и обновить его, увсовершенствовать не только в области содержания, но форм.

«Что ни страница – то слон, то львица» — сюжетное стихотворние, объединенное общей темой – путешествием по зоопарку. Стихотворные подписи-пояснения полны лукавства, блестящей фантазии, глубокой наблюдательности : «Это зебра. Ну и цаца! Полосатее матраца» Они лаконичны: всего несколько строк в каждой, но создаются облик, привычки зверей, остающиеся в памяти ребенка.

1926-1929 – годы плодотворной писательской работы Маяковского для детей. Ему удается написать в год три-четыре стихотворения о героике борьбы со стихией («Эта книжечка моя про моря и про маяк», 1926) . о разных странах света («Прочти и катай в Париж и Китай», 1927), о человеке-труженике («Конь-огонь», 1927), о выборе юношеством профессии («Кем быть?», 1928)

В основе большинства детских произведений Маяковского – проблемы социальные. И важнейшая среди них – проблема труда. В разных аспектах поэт вновь и вновь возращается к ней. Средствами сатиры борьбу с невежеством, ленью и тунеядством он ведет в стихотворении «История Власа – лентяя и лоботряса» (1926).

У М. имеются пионерские стихи и песни: «Возьмем винтовки новые» (1927), «Майская песенка» (1929), «Песня молния» (1929) – первые произведения, созданные для детей в жанре политической лирики.

Разнообразны жанры детских стихов Маяковского: сказка, поэма, песня, поэтический рассказ и др.

С появлением стихов Маяковского для детей критика отнеслась к ним по разному. Были и восторженные отклики о небывалых в детской литературе произведениях, но были и отрицательные, резко осуждающие выступления критиков. Годы, прошедшие с тех пор, показали в полной мере и новаторство детской поэзии Маяковского, и то, что не все его стихи для детей выдержали испытание временем. И сам поэт знал, что не все его произведения «останутся живыми для детей навсегда, потому что по самому складу своей души не мог отстранить темы, избегать примет времени», которые были важны, когда писались стихи, но теряли остроту по мере развития общественно-политической жизни страны.

Произведения для детей способствует обучению ребенка хорошим качествам, навыкам, объясняет какие-либо вещи с точки зрения детей. Создано огромное количество самых разнообразных произведений и сказок, которые оказывают благоприятное воспитательное воздействие на ребенка.

В этой статье мы с вами проанализируем стих, что такое хорошо, что такое плохо в котором его автор Владимир Маяковский объяснил очень наглядно. Контрастность в литературе Существует своеобразный контраст, когда одно понятие может восприниматься человеком только в том случае, если сравнивать его с другим понятием. Основные примеры такого контраста – черное и белое, добро и зло. Можно бесконечно приводить примеры, но мы думаем, что суть понятна. На таком же контрасте в литературе часто строятся многие произведения, стихотворения. «Что такое хорошо и что такое плохо?» — одно из таких произведений. В нем отчетливо противопоставляется понятие «хорошо» и понятие «плохо», это позволяет ребенку быстрее понять и осознать мысли писателя, которые он хочет до него донести. Все знают — ребенок должен получать знания из литературы.. Самые известные произведения М. – «Кем быть?» и «Что такое хорошо и что такое плохо?» Анализ стихотворения Автор ведет рассказ от лица отца, к которому пришел его кроха-сын и задал вопрос, собственно, что такое хорошо и что такое плохо? Таким образом, начинается повествование от лица папы мальчика, который объясняет своему чаду на примере контрастности о хорошем и плохом. В баснях часто можно увидеть мораль, но иногда и взрослому сложно понять ее, а ребенку и подавно. Поэтому автор раскрывает мораль при помощи обычных жизненных ситуаций. Сначала в стихотворении Маяковский показывает, что такое хорошо и что такое плохо, на примере погодных условий. В следующих четверостишиях автор рассказывает о мальчиках и дает определения им — «хороший» или «плохой». Также Маяковский разъясняет детям важность личной гигиены – если грязь у ребенка лежит на рожице, вырастет из сына свин, если сын свиненок. Автор показывает, что ребенок должен быть трудолюбив, смел, это отлично видно в четверостишиях про ворону и карапуза, про книжицу и мячик. Особенности творчества Маяковского Во всех стихах Владимира Маяковского можно отследить некоторые черты советского времени, например, октябрята, которые говорят «плоховатый мальчик». С его помощью родители могут легко объяснить детям о хорошем и плохом. В конце стихотворения кроха сделал правильный выбор – будет делать хорошо, не будет плохо.

Рекомендуемые страницы:

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

СОДЕРЖАНИЕ
Л Кассиль О Владимире Маяковском 5
Что такое хорошо и что такое плохо 9
Майская песенка 27
Что ни страница, — то слон, то львица 33
Тучкины штучки 49
Гуляем 53
Возьмём винтовки новые 69
Конь-огонь 77
Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится? 89
Эта книжечка моя про моря и про маяк 95
Кем быть? 105

О ВЛАДИМИРЕ МАЯКОВСКОМ
Стихи, которые напечатаны в этой книжке, написал для вас, ребята, удивительный поэт. Его должен знать каждый. Где бы человек ни родился, в какой бы стране он ни рос, ему очень пригодятся в жизни эти стихи.
Да так оно и есть. Во всём мире знают про Владимира Владимировича Маяковского.
Ещё в те дни, когда рабочие, крестьяне, солдаты и матросы с винтовками в руках шли в решающий бой за Советскую власть, они уже пели задорную и весёлую песенку, которую придумал Маяковский:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.
Буржуями в то время звали богачей, капиталистов.
Маяковский писал о революции и о Ленине. И о том, как наш народ защищал свою свободу, как строил новую жизнь. И про тех, кто мешал строить эту жизнь. О многом успел написать Маяковский, хотя сам он жил совсем недолго.
Стихи Маяковского радовали сердца миллионов людей, которые стали жить по-новому, как учил Ленин. А для врагов
наших они казались грозными и страшными. За границей, далеко от советской земли, даже сказка такая ходила про Маяковского, что живёт, мол, в Стране Советов необыкновенный богатырь, поэт-великан. Стоит этот великан на капитанском мостике красного корабля, читает свои стихи — и слышно его далеко р море, на всех других боевых кораблях, и гонят красные моряки врага прочь от наших берегов.
Ну, сказка сказкой, а тут и правды немало. Потому что был действительно Маяковский с виду великан. Роста огромного, плечи широкие, осанка богатырская. Очень он был красивым и могучим человеком, наш любимый поэт Владимир Владимирович Маяковский! И голос у него звучал с необыкновенной силой и красотой. Тысячи людей часами слушали, как он читал в больших залах, а иной раз и на стадионе свои стихи. И каждая строка надолго западала в душу. Потому что писал Маяковский о самом важном, о самом дорогом для нас.
Этот огромный человек, грозный для врагов, умел быть очень нежным и ласковым, когда говорил с друзьями.

Он находил для тех, кого любил, такие хорошие, заветные слова и в жизни и в стихах, что от них веселело на сердце и казалось-будто самые суровые тучи расходятся и солнце начинает светить ещё ярче.
Маяковский был на редкость остроумным человеком. Он любил придумывать смешные слова, когда хотел подшутить над товарищами, и всегда находил меткий ответ на самые неожиданные вопросы. Никто никогда не мог заставить Маяковского растеряться, смутиться.
Шёл он как-то по одному из замоскворецких переулков, и мальчишки, видя, что идёт по их улице такой великан, крикнули ему вслед, как обычно дразнят слишком высоких людей:
— Дяденька! Достань воробышка!..
Маяковский разом остановился, оглянулся, посмотрел сверху на ребят через широкое своё плечо и очень вежливо, вполне серьёзно спросил:
— А орла не хотите?
И опешили мальчишки… Думали подразнить человека, а сами попали впросак.
Конечно, Маяковский пошутил с ребятами, когда предлагал им достать орла. Но в этой шутке очень хорошо сказался
характер Маяковского: он всегда готов был не только откликнуться на просьбу ребят, но и, как говорится, перевыполнить её. И, разговаривая со своими маленькими друзьями, всегда стремился сделать близкими для них мысли и чувства высокого орлиного полёта. Да, если уж доставать с неба, то не воробышка, а орла!..
Хотя Маяковский был с утра до ночи занят громадной работой — сочинял стихи для книг, для газет, рисовал плакаты, писал пьесы для театра, придумывал картины для кино, выступал перед читателями, — он находил ещё время, чтобы писать для ребят. Пожалуй, мало кто умел так весело, умно и по-дружески говорить с малышами, как это делал Маяковский. Он душевно любил и очень уважал своих маленьких читателей. Он писал для них как будто в шутку, чтобы не скучно было читать, а на самом-то деле говорил всерьёз об очень важных делах, которыми надо заняться каждому, кто хочет вырасти хорошим и счастливым человеком.
Он помогал маленьким понять, «что такое хорошо и что такое плохо», придумывал забавные книжки, где «что ни страница, — то слон, то львица». Почитаешь такую книжку и словно сам в зоопарке побываешь. И ещё о многом, смешном и серьёзном, нужном и важном, умел сказать ребятам Маяковский
А чтобы стихи хорошо и точно звучали, чтобы удобно было их читать вслух, он придумал особый способ печатать их. Почти все стихи и для взрослых и для детей Маяковский писал не в строчку, а лесенкой:
вот
так,
чтобы, читая, можно было опираться голосом на каждую строчку-ступеньку.
Вот и почитайте сами или попросите старших прочесть вслух, что написал для вас, малышей, поэт-великан. И вы тоже подружитесь с ним.
Лев Кассиль.

Стихи В. В. Маяковского для детей

Казалось бы, что поэзия Владимира Владимировича Маяков­ского (1893—1930) — поэта-трибуна, голос которого собирал ог­ромные аудитории в Московском политехническом институте; по­эта, с именем которого связано создание таких форм в поэзии, как марш, лозунг, плакат, нового поэтического словаря, открывав­шего слово «весомое, грубое, зримое», — по существу своему должна была быть далека от детской поэзии. Интерес Маяковско­го к работе художника (он окончил сначала Строгановское худо­жественное училище в Москве, готовящее прикладных художни­ков, декораторов, граверов, а позднее — «Школу зодчества, вая­ния и живописи») и непреходящее его участие в политической жизни страны тоже свидетельствовали об устремлении поэта к событиям сегодняшнего дня. Но когда позади были уже такие по­эмы, как «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», работа в «Окнах РОСТА» (Российское телеграфное агентство), а впереди кроме множества злободневных стихов шла работа над поэмами «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», неожиданно в его планах на 1925 год появился раздел «Для детков». Правда, было еще гораздо более раннее «обращение» к «деткам», и не где-ни­будь, а в насквозь пронизанных антивоенными, актуально-поли­тическими лозунгами и плакатами «Окнах РОСТА» — «Лучше со­сок не было и нет! Готов сосать до старости лет», «От игр этих стихают дети. Без этих игр ребенок — тигр…».

Маяковский написал для детей за пять лет 14 стихотворений и, по словам Маршака, решил этими стихотворениями 14 задач. Он создал для детей сказку, несколько книжек-картинок («Гуля­ем», «Что ни страница — то слон, то львица», «Конь-огонь»); предложил детям большое стихотворение — игру в разные про­фессии («Кем быть?»), книжку-путешествие вокруг света («Про­чти и катай в Париж и Китай»), ввел в поэзию для детей темы сегодняшнего дня, носящие открыто публицистический характер («Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Песня-молния», «Возьмем винтовки новые», «Майская песенка»).

«Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» была написана в начале 20-х годов (вышла в 1925) и должна была помочь ребенку-читателю разобраться в сложных, еще только скла­дывающихся представлениях о современной жизни, о многих осо­бенностях окружающего ребенка быта. Маяковский построил сказку на резком, контрастном противопоставлении двух типов детей и для этого противопоставления прибег к известному в литературе и в народной сказке приему гиперболы, не боясь для характерис­тики отрицательного персонажа Пети слов, звучащих «грубо, пря­мо, зримо».

Необычайно интересно, однако, что окончательная характе­ристика плохому Пете и идеально хорошему Симе, который уме­ет трудиться, готов защищать всех слабых, «храбрый, добрый, сильный, смелый», исходит из мира звериного: «Ясно / даже и ежу — / этот Петя / был буржуй»; «Птицы с песней пролетали, / Пели: / «Сима — пролетарий»». Судя по сказке, Маяковский хо­рошо знал детский фольклор, ее первые строчки — типичная дет­ская считалка:

Жили были

Сима с Петей.

Сима с Петей

были дети.

Пете 5,

а Симе 7 —

И двенадцать вместе всем.

На сказочном мотиве строится и конфликт и завязка действия: пожалев кусочек пончика маленькому щенку, Петя проявил не только жадность, но и жестокость: «Нос / и четверо колен / об земь в кровь расквасил щен». И как в каждой сказке, обиженный щенок обращается с просьбой о справедливости ко всему звери­ному миру: «Выйди, зверь и птичка! / Накажи обидчика!» Как и всякая сказка, эта кончается пиром. Предводительствуемая Си­мой, пятерка октябрят весело поглощает все, что принадлежало Пете. Возникает такой характерный для любой сказки конец сю­жета: «Кончен пир — / конец и сказке».

Многие исследователи «детского Маяковского» замечали: об­ращаясь к детям, Маяковский видел в них будущих взрослых и поэтому предлагал им расти (это понятие одно из самых повто­ряемых) как можно скорее: «Я расту кавалеристом» («Конь-огонь»), «Вырастешь — будь таким!» («Гуляем»), «— Дети, / будьте как маяк!» («Эта книжечка моя про моря и про маяк»), «У меня растут года — / будет мне семнадцать…» («Кем быть?»). Такое явное и даже страстное обращение к детям, конечно, вызвано мыслью о том, что сегодняшний ребенок — гражданин нового будущего, и к этому будущему он должен готовиться уже сегод­ня. В этой подготовке Маяковский видит свою роль поэта: уже сегодня он делает все, чтобы постепенно открывать ребенку путь в завтра. В стихотворении «Конь-огонь» он увлеченно открывает юному читателю тайны ремесла. С какой радостью и с каким умением, оказывается, трудятся мастера, чтобы лошадка для мальчика была такой прекрасной! И на глазах маленького «за­казчика» возникает чудо:

Что за лошадь,

что за конь —

горячее, чем огонь!

Но ведь мальчик не только наблюдатель, он и сам «заражен», он уже и сам участник сотворения этого чуда. Совсем другая исто­рия, полная романтики, возникает в стихотворении «Эта кни­жечка моя про моря и про маяк». Там «Дуют ветры яростные», там «плавать в море трудно очень / все покрыто скалами, / скалами немалыми», там «бьется в стены шторм и вой», там «Закружит волна кружение, / вот / и кораблекрушение». Какой опасной, но необходимой для всех — и для пароходов, и для взрослых и для детей («детям сухо, дети дома») — оказывается труд рабочего на маяке! Разве может эта романтика не увлечь ребенка, и, конечно, призыв «Дети, будьте как маяк» уже сегодня должен найти горя­чий отклик.

Поэт открывает детям возможность увлеченно поиграть в раз­ные профессии, сделать выбор в увлекательной игре — в стихотво­рении «Кем быть!». И оказывается, все интересно, все заманчиво:

я

сначала

начерчу

дом

такой,

какой хочу.

План готов,

и вокруг

сто работ

на тыщу рук …

А можно поиграть не в инженера, а в доктора:

Я приеду к Пете,

я приеду к Поле.

— Здравствуйте, дети!

Кто у вас болен?

Как живете,

как животик?

Сколько удовольствия приносит эта игра и «доктору» и «забо­левшим» участникам игры. Но еще заманчивее быть кондуктором (катайся в трамвае, сколько душе угодно!). А как замечательно быть столяром и плотником, а может быть, шофером, а еще луч­ше летчиком, а может, интереснее матросом?

Самое привлекательное в этом стихотворении — ощущение, что поэт как бы сам перепробовал все работы: так мастерски, так прямо-таки профессионально, с таким увлечением и задором он пишет о каждой профессии — и снова открывает перед читателем его будущий мир.

И все же поэт понимает: будущий мир для ребенка пока еще связан не с профессиональными интересами, а, что важнее, с эти­ческими нормами, с самыми главными понятиями, выраженными в, пожалуй, лучшем стихотворении «Что такое хорошо и что та­кое плохо!». В этом стихотворении поэт открылся в своем отноше­нии к детству с наибольшей полнотой (даже лексика здесь особен­ная: «детишки», «крошка-сын», «кроха»). В нем звучит самый от­крытый разговор, решается почти глобальная задача. Общеизвест­но, что как-то легче, проще выявить плохое и гораздо труднее обо­значить хорошее. Мы знаем много попыток в литературе XIX века выстроить ряд по принципу лобового противопоставления: лени­вый — трудолюбивый, злой — добрый. Маяковский идет от жизни, от реальных поступков, представлений, примеров и почти нигде, за небольшим исключением, не делает прямых утверждений. Ведь даже в явлениях природы все может быть относительно:

Если ветер

крыши рвет,

если град загрохал,

каждый знает —

это вот

для прогулок

плохо.

Поэтому кажутся такими закономерными отнюдь не катего­ричные оценки: «плоховатый мальчик», или: «ясно, // это // пло­хо очень // для ребячьей кожицы». Или: «этот мальчик // очень милый, // поступает хорошо», «он // хотя и маленький, // но вполне хороший». В этих оценках нет, конечно, ни особого осуж­дения, ни особой похвалы: скорее здесь подспудно звучат забота, добрая усмешка.

В других местах автор четко обрисовывает проблему. Без всякой пощады пишет он о трусости — «это очень плохо», еще более непримирим он к «дрянному драчуну», который бьет более сла­бого, и, следуя строчкам стихотворения «я такого // не хочу // даже // вставить в книжку», в любом издании книги вместо лица — заштрихованное пространство (это замечательная придумка ху­дожника — ну не рисовать же маленького злодея?). Закономер­но возникает прямой и очень важный контраст к «заштрихован­ному» мальчишке:

Этот вот кричит:

— не трожь

тех,

кто меньше ростом! —

Этот мальчик

так хорош,

загляденье просто!

Да, автор не скрывает своего восхищения перед таким малы­шом.

Поэту надо сказать обо всем хорошем и плохом сегодня, сразу же, не откладывая, чтобы не упустить время. А категория времени и в этом стихотворении — наиважнейшая, потому что здесь тоже речь идет о вступлении человека в новую эпоху, даже если этот человек на данный момент всего только «крошка-сын». Поэтому так по-маяковски звучит финал:

Мальчик

радостный пошел,

и решила кроха: «Буду

делать хорошо

и не буду —

плохо».

Стихотворение это не потускнело от многих десятилетий, оно и сегодня остается программным, важным, необходимым.

Вопросы и задания

1. Какие задачи решал своими стихотворениями В.В.Маяковский?

2. Чем вы объясняете резкий контраст в характерах героев его «Сказки о Пете и Симе»?

3. Укажите, какие приемы «Сказки о Пете и Симе» соотносятся с фольклором для детей?

4. Какие моральные ценности несет в себе разговор папы с сыном в стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо?»

5. Просмотрите стихотворения поэта: где и как проявляется его отно­шение к детям как будущим взрослым.

Добавить комментарий

Закрыть меню