Системы управления государством

Вопросы к экзамену:

1. Основные научные школы государственного управления.

2. Функции государственного управления.

3. Формы государственного устройства.

4. Виды и методы государственного управления.

5. Принципы федеративного устройства РФ.

6. Президент РФ, его функции и полномочия.

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию и его роль в государственном управлении

8. Полномочные представители Президента РФ и их функции.

9. Совет Федерации и его полномочия.

10. Государственная Дума и ее полномочия.

11. Система федеральных органов исполнительной власти

12. Правительство РФ, его функции и полномочия.

13. Принципы регионального управления.

14. Совместная компетенция РФ и субъектов РФ.

15. Органы государственной власти субъектов РФ.

16. Компетенция органов государственной власти субъектов РФ в регулировании экономики

17. Порядок разграничения функций и полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ.

18. Взаимодействие государственных и муниципальных органов управления.

19. Территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти и их функции.

20. Региональные ассоциации экономического взаимодействия и их функции.

21. Государственное управление в свободных, особых экономических тонах и закрытых административно- территориальных формированиях.

22. Судебная власть РФ.

23. Основные направления внутренней политики государства.

24. Порядок разработки и принятия нормативных актов Федеральных органов исполнительной власти.

25. Порядок принятия решений органами государственной власти.

26. Мероприятия по обеспечению управляемости экономикой.

27. Государственное регулирование экономики как элемент государственного управления.

28. Принципы и методы государственного регулирования экономики.

29. Функции министерств и ведомств в сфере регулирования экономики.

30. Роль государственных органов субъектов РФ в управлении социальной сферой

31. Основные направления государственной научно- технической политики.

32. Управление топливно- энергетическим комплексом.

Управление оборонным комплексом.

34. Управление транспортным комплексом.

35. Управление государственным имуществом.

36. Управление агропромышленным и лесным комплексами.

37. Государственное управление социальной сферой.

38. Управление в чрезвычайных ситуациях.

39. Федеральные и региональные службы по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

40. Роль государственных органов в предотвращении и разрешении социальных конфликтов.

+2

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Шпаргалки на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Шпаргалки для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Шпаргалка, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

>Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Понятие и предмет системы государственного управления

Понятие системы государственного управления.

Общество как сложноорганизованная система нуждается в направленном поддержании функционирования, работоспособности, т.е. в управлении. Рычаги управления предоставляет государственная власть. Общество наделяет властью государство, которое действует как субъект управления в масштабе всей страны.

В правовой литературе отсутствует однозначное, общепринятое определение государства. Это во многом связано с тем, что, во-первых, сущность государства меняется по мере развития человеческой цивилизации, а во-вторых, каждая сторона деятельности государства должна быть отражена в его определении.

Государство — это форма организации соответствующей территории, общества, публичной власти. Наиболее распространено понятие государства как синонима страны, носителя ее суверенитета. Другие характеристики раскрывают сущность государства в большей степени и с разных позиций.

Так, согласно концепции общенародного государства оно функционирует в интересах всех членов общества и является механизмом взаимодействия людей, объединенных системой права и власти. Такое государство характеризуют как правовое, демократическое, социальное, светское. Государство выступает официальным представителем общества, выражает его волю и интересы.

Концепция классового государства представляет его как организацию, орудие политической власти не всего народа, а его авангардной части (класса, партии и др.). Для ее обеспечения создается государственный аппарат с ориентацией на функции принуждения. Основное назначение классового государства состоит в защите существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти и другими методами1Марксистский подход к предназначению государственной власти: она служит всеобщему благу или является орудием господства одних над другими..

К данной трактовке сущности государства близка концепция И. Ильина о двух типах государства. Государство-корпорация предполагает построение власти по принципу снизу вверх, т.е. на основе свободы выбора граждан, демократическим путем. Государство-учреждение формируется сверху, включает опеку верхов, подотчетность и послушание низов. Корпоративное государство имеет тенденцию к анархии, учрежденческое — к каторге.

Власть в широком смысле представляет собой способность одного субъекта подчинять себе поведение и волю другого субъекта. В качестве субъекта можно представить личность, коллектив, организацию. Осуществление власти представляет собой интеллектуально-волевой процесс, при котором исходящий властный импульс должен быть осознан и воспринят подвластными субъектами.

Власть базируется на силе интеллекта, авторитета, убеждения, оружия и т.д. Сила власти порождает отношения приказа и подчинения, подчинение может быть правовым, добровольным, под угрозой, принудительным, т.е. в соответствии или вопреки воле объекта управления. Принудительное подчинение заставляет действовать вопреки собственным интересам и ценностным убеждениям.

Государственная власть предназначается для управления обществом, людьми и действует в пределах правовой компетенции с ответственностью перед народом, страной, историей.

Различают ветви и уровни власти (горизонталь и вертикаль власти). Ветви составляют законодательная, исполнительная, судебная власти.

По вертикали власть разделяется на федеральную (центральную), региональную, местную. Государственная власть имеет два уровня: федеральный и региональный (субъект федерации). Субъект федерации может образовать третий уровень государственной власти с самостоятельным бюджетом. Местная власть действует в муниципальных образованиях.

Разделение властей необходимо для распределения функций, создания противовесов, избежания односторонности при принятии решений, возможного превышения полномочий. Оно исключает одновременное участие одного и того же лица в органах разных ветвей и уровней власти. При разделении властей ни одному органу власти не принадлежит вся ее полнота.

Основоположники теории разделения властей Дж. Локк (Англия) и Ш. Монтескье (Франция) исходили из того, что абсолютная власть портит человека и потому необходимо ограничение любой власти. Законодательная власть должна принадлежать народу и аккумулировать его волю, а исполнительная — монарху.

Принцип разделения властей широко распространен в мире, хотя и проявляется в каждой стране по-разному. Так, в Англии с 30-х гг. XIX в. парламент (палата общин) и исполнительная власть функционируют в единстве: парламентское большинство формирует правительство, министры назначаются из числа депутатов и остаются ими в министерской должности.

Разделение властей имеет и оборотную сторону — оно ослабляет единый координирующий центр. В результате управление может приобретать конвульсивный характер, т.е. проблема решается по мере ее появления, а стратегические задачи уходят на второй план; не исключаются ведомственные, территориальные конфликты и внесудебные разбирательства.

Для выполнения своих функций ветви власти образуют государственные органы. Система органов государственной власти определяется конституцией и принятыми на ее основе нормативно- правовыми актами. Она включает совокупность высших и местных органов, осуществляющих в присущих им организационно- правовых формах функции единой государственной власти.

Государство наделяет свои органы полномочиями, сущность которых состоит в праве принимать общеобязательные решения. Полномочия находят свое воплощение в компетенции конкретного государственного органа, закрепленной в соответствующем нормативном правовом акте.

Исполнение функций государственным органом обеспечивают государственные служащие и государственные учреждения.

Государственное учреждение — это аппарат, не наделенный властными полномочиями, но выполняющий государственные функции по реализации решений.

Обязательным условием функционирования государства является наличие общественного договора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон возлагает на себя обязательства и получает права. Власть, действуя в рамках договора, выполняет управленческие функции, интегрирует интересы человека и государства, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами общества, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при приоритете общечеловеческих ценностей, верховенстве закона, обеспечении свободного развития всех, взаимной ответственности власти и личности.

Граждане также выполняют свои обязательства и имеют право корректировать действия власти, используя для этого выборы ее органов и должностных лиц, изменение законодательства, гражданское неповиновение и другие методы.

При активном использовании гражданами прав достигается контроль общества над властью, необходимый для того, чтобы органы управления не уходили от ответственности и работали не на себя, а для людей. При невыполнении одной из сторон своих обязательств возникают конфликты, которые могут угрожать самому существованию власти.

Признаками государства выступают наличие не только определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция, но и правовой системы и системы государственного управления. Кроме того, государство утверждает себя формой государственного устройства, государственным языком и символикой (герб, гимн, флаг), легитимностью государственной власти.

Правовая система воплощается в законах и других нормативных актах, являющихся обязательными для государственной власти и граждан. Закон юридически закрепляет порядок, который граждане признают разумным и справедливым. Понятие справедливости неодинаково в разных социальных слоях, тем не менее, оно имеет объективную основу, позволяющую поддерживать в обществе социальное равновесие.

Ориентиром государственного строительства служит создание правового государства, где признаются, соблюдаются и защищаются права человека; власть ограничивает себя верховенством права и правовыми нормами, действует в рамках законов; суды независимы и подчиняются только закону; международное право получает приоритет перед национальными правовыми нормами.

Законы провозглашают и защищают политические, социальные, экономические права и свободы граждан. При этом реализация прав одних не должна ущемлять права других. Близкая к власти социальная группа может использовать право в собственных интересах, сделать его своим инструментом, навязать законы, закрепляющие несправедливое положение вещей.

Государство выполняет свои функции с помощью создаваемой системы государственного управления. Другую часть общественно полезных функций общество выполняет самостоятельно в рамках самоорганизации (гражданское общество).

Государственное управление является средством, орудием реализации воли господствующей в обществе власти, выраженной в положениях конституции и других законодательных актах. При этом государство действует через специальные органы и учреждения, отдельно взятых лиц или группы лиц, которые наделяются правом принятия государственных решений. Государственные органы могут быть созданы на принципах коллегиальности (совет министров) и единоначалия (министерства).

Государственное управление базируется на познании объективных закономерностей, обладает прогностическим видением и осуществляет комплексный подход к общественным процессам. Несмотря на естественные взаимосвязи между явлениями и наличие системности общественной жизни, импульсы к развитию может обеспечить лишь государственное управление. Общественная жизнедеятельность весьма многообразна, никакой ее аспект не является второстепенным (производство, наука, мораль и право, духовное и физическое здоровье, социальная сфера и т.д.). Все это сводит государственное управление в целостную, приемлемую для всех или большинства граждан систему, цементируемую единством целепологания и организации.

Эффективность государственного управления обеспечивается наукой управления. Практика управления должна постоянно сверять свои шаги с новым уровнем научных знаний, подлинной наукой.

Предмет системы государственного управления ⇒

Шпоры Государственное управление Скачать шпаргалки, учебники, лекции

1. Государственное управление: основные понятия, система управления, ее признаки, принципы организации деятельности

«административный», означающий в переводе с латинского языка «управленческий или руководящий», т.е. имеющий государственный, властный характер.
По своей сути административное право — государственное управленческое право, реализующее публичный правовой интерес большинства граждан, для чего субъекты управления наделяются юридически властными полномочиями. Следовательно, предметом и объектом действия юридических норм являются управленческие отношения (точнее, поведение), возникающие между субъектами управления, реализующими свои права и обязанности. Эти управленческие отношения бывают как внутриорганизационными, так и внешними для осуществления функций и задач, стоящих перед органами власти, государством и обществом в целом.
Система управления — совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство.

Виды систем управления: социальные (государственные и общественные), биологические и технические. Мы рассматриваем понятие государственной системы управления, тесно взаимодействующей с общественными системами управления.

Признаки системы управления:
Первый признак системы управления — она имеет два и более элементов (подсистем), т.е. управляющий элемент (власт-
ный субъект права) и управляемый элемент системы (подвластный субъект права).

Как правило, система конкретного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсистеме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления, т.е. системы иерархичны (соподчинены).

Второй признак системы управления — это взаимосвязь и взаимозависимость, которая регламентирована как социальными нормами (традициями, обычаями, моралью и др.), эти управленческие отношения имеют общественно-властный характер, так и правовыми. Отношения же взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие между управляющей и управляемой системами, одной из которых обязательно является юридическое лицо государственной формы собственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами и имеют государственно-властный характер.
Третий признак системы управления — целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не как арифметическая сумма качеств функционирующих элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной системы всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней среды.

Государственное управление — это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной и муниципальной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения достойных условий жизни личности, семьи и общества в целом.
Общественное управление делами государства осуществляется в основном политическими партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции РФ).
Эти два вида социального (государственного и общественного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.

Загружено: () Размер: 132.64 Kb Тип файла: zip Скачиваний: 7055

Признаки системы государственного управления. Субъект и объект государственного управления

Вследствие значительного разнообразия сложивших­ся в мире систем государственного управления возникает необходимость типологизировать эти системы, т.е. определить характерные признаки для выделенных таким образом типов. Средством типологизации высту­пает диагностика систем государственного и муниципального управле­ния, основанная на выявлении общности признаков, присущих отдель­ным типам сложившихся в мире государств.

Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территория и экономическая система. Это означает, что специфика того или иного государства, государствен­ной системы управления, может быть выражена через:

1) способ форми­рования в этом государстве высшего органа власти;

2) разграничения властных полномочий между представляющими ее территориальными подразделениями;

3) используемые для его воспроизводства эко­номические и политико-правовые методы.

Субъектом этого управления выступает специаль­но уполномоченный представительный аппарат, осуществляющий свои функции исключительно на профессиональной основе. Однако инфор­мацию о последствиях реализации этого воздействия на объект он по­лучает лишь через значительный промежуток времени из неопределен­но локализованного источника. Этим объясняется то обстоятельство, что зачастую меры государственной реакции на внутригосударственные процессы бывают неадекватными.

При этом в сфере государственного управления можно выделить сле­дующиеспособы воздействия субъекта на объект:

1) постоянное и эпи­зодическое,

2) силовое и мягкое,

3) радикальное и постепенное,

4) прямое и опо­средованное.

К перечню объектов государственного управления следует отнести:

— социально-экономические процессы,

— общественные институты,

— различные социальные группы, действующие на территории данного государства.

Объектом управленческого воздействия может являться не только внешний по отношению к субъекту элемент, но и любая со­ставляющая самого субъекта. В ходе же воздействия субъекта на объект реакция последнего может быть различной и зависеть как от характера этого воздействия, так и от состояния самого объекта. Объект способен обрести свойства субъекта и активно противодействовать его намере­ниям. Чтобы воздействие субъекта на объект было максимально эффек­тивным, необходимо своевременное и точное представление о поведе­нии объекта, которое может дать организация прямых и обратных связей между сторонами этого взаимодействия. Действие обратной связи, вызванной реакцией объекта государственного управления, мо­жет иметь и конструктивный для субъекта характер, если его актив­ность определяется, к примеру, добровольным участием населения в правительственных мероприятиях. В западной литературе этот фено­мен получил название партиципации ((от лат. participatio – участие, причастность) и стал одним из проявлений граж­данской самоорганизации населения, положенной в основу обществен­ного самоуправления.


5. Уровни государственного управ­ления. Ветви власти.

Уровни власти – это вертикально упорядоченные ранги управления государством, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий от высших территориальных уровней низшим.

Количе­ство уровней свидетельствует о характере разграничения сфер ответ­ственности за реализацию общественно значимых целей, а также о сте­пени субординации в принятии управленческих решений и порядке передачи командной информации. В современном мире существующие государства по-разному распределяют полномочия между центром и регионами, задавая границы распространения сферы местного са­моуправления. В одних странах государственное управление реализу­ется только на высшем территориальном уровне, тогда как регионы функционируют в режиме самоуправления (Италия), в других – го­сударственное управление распределяется между центральной и ре­гиональной властью (Франция).

Уровни власти задают способ разделения административной ответ­ственности между должностными функциями в организационной струк­туре управления страной. Причем число уровней тем больше, чем более обширным становится количество этих функций и чем выше степень их специализации.

Ветви власти (зоны управления) – это горизонтально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соот­ветствии с принципом разделения властей, используемым в качестве инструмента формирования демократического политического режи­ма.


Традиционно к ветвям власти относят исполнительную, законо­дательную и судебную. Идентификационными признаками, на осно­ве которых определяется сфера компетенции ветви власти, являются следующие:

— наличие специализированных органов государства, наделенных широкими полномочиями;

— юридическое закрепление места, которое занимает эта власть в иерархии системы управления государством;

— структура органов власти, приходящихся на каждую ветвь, явля­ется иерархической и сквозной, охватывающей все имеющиеся уровни и ориентированной на комплексные общие цели;

— цели, ставящиеся перед ветвью власти, имеют общегосударствен­ный характер и не могут быть приписаны ни одному из ведомств отдельно.

Горизонтальные связи в сфере государственного управления не сле­дует сводить только к разделению функций между ветвями власти. Так, признаки координации, взаимодействия и взаимопомощи также харак­терны и для отношений внутри той или иной ветви.

Назначение уровней управления заключается в обретении возмож­ности максимально полного охвата легитимными (установленными законами) социальными ин­ститутами сфер общественной жизни с целью планомерного и пропор­ционального развития страны, формировании обязательных для всех граждан норм и стандартов и обеспечении социальных гарантий.

Ветви власти служат условием недопущения узурпации власти ни одной из политических группировок, представляют собой модель организации политической системы государства с обязательным отделением зако­нодательной власти от исполнительной и независимым от них положе­нием судебной системы.

6. Соотношение государ­ственного и муниципального управления.

Государственное управление – это процесс регулирования отноше­ний внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. Преимущественным направлением вектора государственного управле­ния является «сверху вниз», в связи с чем государство берет на себя право реализации общественного интереса в развитии составляющих его территориальных образований. В основе государственного управ­ления лежит государственный интерес, направленный на защиту це­лостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных.

Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит не­обходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборон­ной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитраж­ной.

Государственное управление становится возможным благодаря су­ществованию государственной власти.

Государственная власть явля­ется органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса. Рас­пространяется государственная власть на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого требуют государственные интересы. Главными признаками государ­ственной власти являются ее целостность, неделимость и суверен­ность.

В отличие от государственного муниципального управления реализует в первую очередь местный интерес. Основу этого интереса составляют текущие потребности населения в обеспечении комфортного прожива­ния в границах своего поселения. Вектор муниципального управления здесь имеет направление «снизу-вверх», что позволяет в конечном сче­те адаптировать местный территориальный интерес к государственно­му. Смысл этой адаптации состоит в обустройстве среды непосред­ственного обитания человека, удовлетворении его первоочередных потребностей и налаживании межхозяйственных связей между терри­ториями. Все это составляет суть муниципального интереса, способ­ствующего кристаллизации фундаментальных институтов гражданско­го общества и служащего отправной точкой в организации местного самоуправления.

Объектом муниципального интереса являются вопро­сы местного значения, характер и особенности которых могут быть адекватно осознаны только людьми, непосредственно проживающими на данной территории. Удовлетворение муниципального интереса есть обязательное условие для удовлетворения общественного (государ­ственного) интереса.

Муниципальная власть – это осуществляемая непосредственно или опосредованно через представительские органы воля местного сообщества, ориентированная на формирование благо­приятной для его существования среды обитания.

Будучи опосредован­ной, муниципальная власть приобретает черты публичной власти, что делает ее похожей на власть государственную.

Таким образом, и государственная и муниципальная власть – это раз­новидности публичной власти, характерной особенностью которой является непременное наличие санкционных возможностей, делеги­руемых учредителями ее центрального аппарата представительному органу управления.

7. Системные принципы орга­низации государственного и муниципального управления.

Наиболее значимыми из этих принципов следует назвать:

— принцип разделения властей;

— принцип комплементарности (взаимодополняемость);

— принцип субсидиарности (вспомогательный);

— принцип суверенности;

— принцип демократизма;

— принцип гомогенности (однородность, одинаковость).

Принцип разделения властей, введенный в 1748 г. французским эн­циклопедистомШ. Монтескье (1698-1755), предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффектив­ного контроля за деятельностью государственного аппарата. Система сдержек и противовесов, вызванная реализацией принципа, способству­ет формированию сбалансированной политической системы, отвеча­ющей признакам справедливости и целесообразности.

Принцип комплементарности характеризуется установкой на не­прерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням. Характерным признаком равномерного распределения власти в струк­туре управления является выделение властных полномочий как сверху, так и снизу. Такой порядок реализации власти не оставляет места для проявления нелегальных центров управления. Дефицит власти спо­собствует тому, что функцию управления социальной системой берут на себя дисфункциональные структуры. Деятельность таких структур способствует разрушению общества, утрате им способности пропор­ционально удовлетворять основополагающие потребности всех его представителей.

Принцип субсидиарности обусловливает порядок распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленчески­ми органами и распределения ответственности этих органов перед на­селением. Передача полномочий на более высокий уровень управления, в соответствии с этим принципом, может быть осуществлена только при условии невозможности их исполнения на низшем уровне. Формиро­вание каждого дополнительного уровня управления осуществляется местными сообществами на основании взаимного согласия путем пере­дачи части полномочий этому уровню по инициативе сообществ и для защиты их интересов. Дополнительный уровень управления, созданный входящими в режим соглашения сторонами, действует исключительно в соответствии с теми полномочиями, которые были ему переданы участниками договорного процесса. Другой стороной принципа субсидиарности является приоритет права народа на решение стратегиче­ских задач, не отнесенных законом к компетенции вышестоящего уровня управления. Этот принцип также обусловливает необходимость в предварительном распределении управленческих функций между уровнями управле­ния.

Принцип суверенности предполагает наличие фактической неза­висимости как сущностного признака государства. Государственный суверенитет означает «верховенство и независимость власти, подчи­ненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правомочий и независимость государства в рамках международного правопорядка». Будучи атрибутивным признаком государства, суве­ренитет предполагает набор специальных институтов, обеспечивающих данному государству статус самостоятельного субъекта международ­ных отношений. Именно суверенитет делает государство государством, обеспечивает его идентичность и независимость.

Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия населения страны в принятии решений государственного и муниципального значения: избрании государственных и муници­пальных органов власти, разработке программ территориального раз­вития, базирующихся на овладении механизмами вовлечения обще­ственности в текущие дела региона либо муниципалитета, выделение зон полномочий за организованными на территориях общественны­ми объединениями. Принцип демократизма воплощается в перечне базовых признаков демократического государства: всеобщее изби­рательное право, политические свободы граждан, наличие оппози­ционных партий, отсутствие цензуры, государственные гарантии СМИ и пр.

Принцип гомогенности представляет собой установку на формиро­вание согласованной системы региональных правовых систем с учетом необходимости их соподчинения надрегиональной (федеральной) правовой системе. Роль принципа гомогенности состоит в необходи­мости гармонизации отношений между регионами путем выстраивания партнерских связей и адаптации своих правовых систем друг к другу на основании общих, единых норм. Поэтому принцип гомогенности диктует преимущество федерального права перед региональным, по­зволяющее федеральной власти разрешать возможные на региональном уровне противоречия. Благодаря соподчиненности регионального за­конодательства федеральному обеспечивается единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти его Основному за­кону.

8. Государ­ственное управление как система и основные элементы государственного управления.

Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территория и экономическая система. Это означает, что специфика того или иного государства, государствен­ной системы управления, может быть выражена через:

1) способ форми­рования в этом государстве высшего органа власти;

2) разграничения властных полномочий между представляющими ее территориальными подразделениями;

3) используемые для его воспроизводства эко­номические и политико-правовые методы. Властьопределяет порядок избрания и характер осуществления функций управления государством, структуру взаимодействия между ключевыми политическими институтами.

В системе государственного управления власть реализуется через форму правления, задающую ти­повые особенности функционирования исполнительных и представи­тельных органов власти.

Управление, будучи производной от власти, выражает комплекс правительственных акций, направленных на регулирование текущих социально-экономических и политических процессов. Управление во­площается в характере государственного вмешательства в экономиче­скую жизнь, обеспечении политических прав граждан, содержании институтов гражданского общества и пр. Управление осуществляется через совокупность методов, по характеру применения которых судят о степени влияния государства на социально-экономические процессы в стране. Составным элементом государственной системы управления является политический режим, вбирающий в себя совокупность мето­дов реализации функций государственной власти.

Пространственные особенности территории оказывают особое влия­ние как на саму систему государственного управления, так и на характер экономической политики государства. Если территория государства занимает значительную площадь, это требует создания большего числа управленческих уровней по территориальным образованиям в сравне­нии со странами, занимающими меньшую площадь. Кроме того, не по­следнюю роль в механизме государственного управления играют гео­графические особенности территории: рельеф, наличие водных артерий, климат и пр. Важнейшим средством ассимиляции территориальных особенностей в характер системы государственного управления явля­ется форма государственного устройства, определяющая структуру государственной власти с учетом региональных, этнических и геогра­фических особенностей местности.

И, наконец, экономическая система государства, служащая функ­циональной подсистемой государственного управления, способствует обеспечению функций рационального управления хозяйственной жиз­нью страны, удовлетворению базовых потребностей ее граждан, под­держке жизненно важных сфер производства и распределения про­дукции. Особенности экономической системы государства отражает избранная государством модель хозяйствования – совокупность прак­тических предписаний, ориентированных на регулирование экономи­ческих отношений в обществе, основанных на признанных экономиче­ским сообществом правилах разрешения противоречий в хозяйственном развитии страны. Оказывая решающее воздействие на выбор методов государственного регулирования социально-экономических и полити­ческих процессов, модель хозяйствования формируется вокруг наи­более проработанной теоретической концепции (доктрины), способной диагностировать состояние и развитие экономической системы госу­дарства и представить практические рекомендации по обоснованию мер оптимизации такого состояния. Выбор такой модели обусловлен харак­тером возникающих в обществе экономических проблем, степенью интегрированности экономической системы в мировую экономику, сте­пенью развития рыночных отношений.

Все представленные выше элементы системы государственного управления являются инструментами диагностики существующих систем государственной власти, изучение которых через призму пред­ставленных элементов позволяет провести дифференциацию этих систем по различным типологическим группам.

Система государственного и муниципального управления

1)Хар-ка мировых форм правления

2)Хар-ка форм политического и территориального устройства гос-ва

3) Гос-во и гражданское общество. Формы взаимодействия гос-ва с гражд. обществом. (указ Президента РФ от 01.02.2011 № 120 «О Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека»(вместе с «Положением и Совете при Президенте РФ по развитию гражд. общества и правам человека»)

4) Гос. управление :сущность, виды, функции, принципы, технологии.

5)Правовое обестпечение госуд. управления(система, порядок принятия и разработки нпа)

6) Кадровое обеспечение гос. управления. Гос. служба. (ФЗ №79 и №58 )

7) Формирование, структура, функции и полномочия органов зконодательной власти РФ. Го. Дума РФ. (ФЗ №3)

8) Формирование, структура, функции и полномочия органов зконодательной власти РФ.Совет Федерации РФ, (Фз №113)

9)Президент РФ:порядок избрания, полномочия. (Конституция РФ Глава 4. и ФЗ №19,№68,№12)

10) Органы обеспечения Президентской власти (Указ Президента №400 и указ № 590)

11)Формирование, структура, функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти. «Федер. Констит.

закон №2)

12)Формирование, структура, функции и полномочияорганов судебной власти (ФКЗ № 1)

13) Формирование, структура, функции и полномочия органов госуд. власти субъектов РФ.

14) Формирование, структура, функции и полномочия органов госуд. контроля. (ФЗ № 4)

15) Планирование, как инструмент госуд. политики. Программы социально-экономического развития.

16) Факторы и направления госуд. политики.

17) Нормы международных актов, действующие в сфере МСУ

18) Федеральное законодательство об основах МСУ.

19) Основные модели МСУ

20) Понятие муниц. образования, МО как экономическая система.

21) Критерии систематизации МО и основные типы МО в РФ.

22)Представительный орган МО и его роль в системе органов МС.

23) Организационно-правовой статус главы Мо.

24)Местная администрация и глава администрации: основные функции, полномочия.

25) Иные органы мениципального управления. (примеры на основании устава МО)

26)Формы прямого волеизъявления граждан обязательного хар-ра (местный референдум, мениц. выборы, голосование по отзыву, сход граждан)

27)Формы прямого волеизъявления граждан рекомендательного характера (правотворческая инициатива,собрания, конференции, территориальное обещественное самоуправления, публичные слушанья и т.п.)

28)Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

29)Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления: понятие,состав,формирование.

30) Финансовая основа МСУ: доходы, расходы бюджета, местные налоги и сборы.

1)Хар-ка мировых форм правления

Форма гос-го правления: общая хар-ка
Форма правления (отвечает на ? кто правит, кому принадлежит власть, видовое понятие) – это элемент устройства гос-ва, который характеризует порядок формирования высших органов гос-ой власти, гос-го управления и их функционирования. Различаю 2 основные формы правления: монархическую и республиканскую. Монархия бывает абсолютная (монарх обладает всей полнотой власти) и ограниченная (власть монарха ограничена каким-либо лицом или выборным органом): сословно-представительную (ограничение власти сословий), дуалистическую (формально-юридическое разделение власти между монархом и парламентом), парламентарную (власть короля ограничена парламентом), конституционную (полномочия монарха ограничены онституциией) и республику аристократическую (участие в формировании высших органов управления принимает меньшинство), демократическую (весь народ принимает участие), парламентарную (высший орган исполнительной власти и высшие должностные лица назначаются парламентом, как высший орган законодательной власти), президентскую (высший орган исполнительной власти формируется президентом, высшие должностные лица формируются народом).

Монархия как форма гос-го правления

Монархия (единовластие) – такое гос-во, в к-ом верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы гос-ва. Пост манарха обычно передает по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Вилы монархии: 1.абсолютная (вя полнота гос-ой власти – законодательной, исполнительной и судебно – сосредоточена в руках монарха, например, монархии в России 17-18 вв., во Франции до рев-ции 1789). Хаар-ка абсолютной монархии: — крайняя централизация; — жесткие формы отправления власти. 2.Ограниченная (власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией, например, монархия в Бельгии, Испании и др.). Виды ограниченной монархии: 1.сословно-представительная (ограничение власти сословий); 2.дуалистическая (сосредоточение в руках монарха больших полномочий в сфере гос-ой власти); 3.парламентарная (монарх лишен реальных полномочий и в законодательной, и в исполнительной власти, выполняет представительские функции); 4.конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

14.Республика как форма гос-го правления

Республика – форма правления, при к0ой высшая гос-ая власть принадлежит выбранному на определенный срок органу власти. Данный термин был введен Макиавелли. Признаки рес-ой формы правления: -существование единоличного и коллегиального главы гос-ва; -выборность на определенный срок главы гос-ва и др.верховных органов гос-ой власти; -осуществление гос-ой власти не по своему велению, а по поручению народа; — юр.ответственность главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом; — обязательность решений верховной гос-ой власти; -источником суверенитета в республике выступает народ; -власть носит рациональных хар-р, разумно обоснованный, целесообразный. Виды республики: 1.парламентарная (Италия, Германия), президент является номинальным главой гос-ва; 2.президентская (США) главой гос-ва, правительства, исполнительной власти является президент; 3.смешанная республика (Франция, Россия) сочетает черты президентской республики; а)полупрезидентская (Франция) учитываются интересы большинства избирателей, б)суперпрезидентская (Белоруссия) сосредоточение высшей власти в руках президента, разросшаяся и неконтролируемая резидентская власть.

2)Хар-ка форм политического и территориального устройства гос-ва

Государственное устройство представляет собой политико-территориальную организацию государства, включая характер взаимоотношений между центральными и местными властями.

Выделяют 2 вида государственного устройства: простой (унитарное государство) и сложный (федеративное государство).

Унитарное государство представляет собой единую, слитную структуру, не имеющую в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:

1.единый центр государственной власти для всей страны;

2.одна система законодательства;

3.единое гражданство;

4.единая судебная система;

5.одноканальная система налогов;

6.административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурной сферах.

Унитарные государства могут быть централизованными (отсутствует местное самоуправление, во главе стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованными (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью).

Федерация – это сложное государственное устройство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. Образования с составе федерации носят название субъектов. Входящие в федерацию субъекты не обладают государственным суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации. Федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов.

16.Федеративное гос-во: понятие и признаки

Федерация – это сложное государственное устройство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. Образования с составе федерации носят название субъектов. Входящие в федерацию субъекты не обладают государственным суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации. Федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов.

Признаки : территория федерации состоит из территории субъектов; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным гос-ым органам; компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной конституцией; субъекты федерации имеют свои конституционные, высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представляющая интересы субъектов Федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны); две системы (федеральный и верховный); двухканальная система налогов. Среди видов федераций различают национальную (США, Мексика, ФРГ и др) и территориальную (способствует укреплению государственности, Индия) федерации, также симметричные (все субъекты имеют одинаковое правовое положение) и ассиметричные (субъекты имеют разный правовой

17.Унитарное гос-во: понятие и признаки

Унитаризм – гос-ое устройство, характеризующееся централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) гос-ых образований, например, Франция, Норвегия, Греция и др. Унитарное государство представляет собой единую, слитную структуру, не имеющую в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:

1.единый центр государственной власти для всей страны;

2.одна система законодательства;

3.единое гражданство;

4.единая судебная система;

5.одноканальная система налогов;

6.административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурной сферах.

Унитарные государства могут быть централизованными (отсутствует местное самоуправление, во главе стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованными (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью).

18. Политический (гос-ый) режимы

Режим – гос-ый строй.

Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания длеятельности гос-ва. Политический режим (отвечает на ? кто отправляет власть, в чьих она интересах) – это совокупность приемов и методов, с помощью к-ых гос-ые органы осуществляют принадлежащую им власть.

Политический режим (в широком смысле) – уровень гарантированности демократических прав и полит-их свобод личности, степень соответствия официальной конституции и правовых форм полит-им реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам гос-ой и общественной жизни.

Полит-ий режим бывает: недемократическим сосредоточение всей гос-ой власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц (хунты). Власть отправляется грубыми насильственными методами, часто неэконом-ми принципами (деспотическим, тираническим, олигархическим, аристократическим, авторитарным, тоталитарным, фашистским);

демократическим: гос-ная власть действует в интересах общества в целом (социально-демократическим, либерально-демократическим, парламентским).

19.Понятие и признаки демократического режима

Демократический режим – одна из разновидностей ли берального режима, основан на признании принципов равенства и свободы всех людей, участия народа в управлении гос-ом. Демок-ое гос-во обеспечивает для своих граждан социально-экономическое благополучие и устанавливает конституциональные гарантии их прав и свобод. Народ является источником власти. Депутаты и высшие должностные лица избираются. Демократическое общество характеризуется совпадением объекта и субъекта управления. Управление производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Принятие решения осуществляется путем голосования и методом согласования при принятии решений. Демократический режим имеет свои проблемы: -чрезмерное социальное расслоение общества; своеобразная диктатура демократии (авторитарное господство большинства) и т.д. Демократический режим появляется в тех гос-вах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, др.социальным силам, соглашаются на компромиссы в организации и осуществлении гос-ой власти. Хаар-ные черты: народовластие, свобода личности в экономической сфере, реальная гарантированность прав и свобод чел-ка и гражданина, функционирование гос-ой власти на основе принципа разделения властей, выборность и сменяемость, децентрализация гос-ой власти, учет интересов и мнения меньшинства, политический плюрализм, наличие легальной оппозиции.

Глава 7. Система государственного управления

Государство представляет собой комплекс институтов, учреждений и органов, каждый из которых выполняет свои специфические функции законодательного, исполнительного и судебного характера. Центральное место в его организационной структуре занимает система государственного управления.

Главная ее функция — это управление важнейшими сферами общественной жизни, обеспечивающими единство и эффективное функционирование всего общества. Именно система управления играет определяющую роль в реализации внутренней и внешней политики государства.

7.1. Понятия «управление» и «система государственного управления»

Действующая в наши дни система государственного управления возникла вместе с появлением национального государства и современной политической системы. Показательно, что сами понятия «система государственного управления» и «теория государственного управления» вошли в политический лексикон лишь в конце ХIХ—XX вв.

Прежде всего возникает вопрос о том, какое содержание вкладывается в понятие «управление». Упрощенно управление можно рассматривать как руководство действиями определенной группы или коллектива людей по достижению какой-либо цели. Поскольку институт управления представляет собой важный структурно-функциональный элемент любой более или менее значимой организации или системы, будь то университет, государственный институт, церковь, деловое предприятие и др., его можно рассматривать как универсальный феномен.

Управляющая система занимает ключевое место в любой организации. Главное ее предназначение — сохранение и обеспечение единства и целостности организации, ее жизнеспособности и эффективного функционирования. Что касается системы государственного управления, то она представляет собой многогранный и сложный

институт. Эта сложность еще более возрастает в связи с происходящими в настоящее время в мире широкомасштабными и динамическими изменениями.

Понятие «система государственного управления», или «государственное управление», используется в узком и широком смысле. При узком его понимании имеется в виду деятельность исполнительной власти, прежде всего правительства и государственно-административного аппарата всех уровней, по организации и управлению различными областями общественной жизни. В широком толковании под управлением понимается деятельность государства в целом — от обеспечения национального суверенитета и защиты национальных интересов на международной арене до решения конкретных повседневных вопросов общественной жизни внутри страны. В этом смысле данное понятие в некоторых аспектах совпадает с политическим управлением, в задачу которого входят разработка, принятие и реализация высшим руководством страны долгосрочных и стратегических решений, определяющих приоритетные направления социально-экономического и политического развития страны.

Государственное управление — это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, каждому из которых отведены четко определенное место и функции. В этом смысле государство можно было бы назвать формой самоорганизации человеческих сообществ для управления социальными, экономическими и иными сферами и процессами в пределах каждой конкретной страны. К функциям государственного управления относятся реализация всего комплекса решений, принимаемых правительством и другими директивными органами; взимание налогов и распределение доходов; формирование и выполнение бюджета; создание и сохранение в надлежащем порядке инфраструктур всех сфер общественной жизни, осуществление связей с иностранными государствами и др.

Очевидно, что управление предполагает наличие субъекта и объекта управления, управляющих и управляемых. Под субъектом управления понимается специальный аппарат, включающий в себя систему институтов, органов, учреждений и организаций, в задачу которых входит выполнение широкого комплекса функций по управлению важнейшими сферами общественной жизни и отношений государства с остальным миром. Объект — это то, на что направлено управляющее воздействие.

Субъект и объект находятся в постоянных прямых и обратных связях друг с другом. В процессе этих связей выясняется то, как воспринимаются

и принимаются объектами распоряжения и приказы субъектов и как эти распоряжения и приказы выполняются. Процесс управления считается состоявшимся при передаче команды со стороны субъекта и принятии ее объектом. Наиболее приемлемой для современных реалий можно считать ситуацию, когда каждое действие субъекта вызывает адекватную обратную реакцию объекта управления. Поэтому отношения между субъектом и объектом нельзя рассматривать исключительно как отношения господства и подчинения, поскольку не менее важное значение здесь имеют отношения сотрудничества, взаимодействия, взаимного влияния и т. д.

Добавить комментарий

Закрыть меню