Систему кредитных учреждений возглавляет

Финансовую систему России можно рассматривать как совокупность государственных органов и учреждений осуществляющих финансовую деятельность государства.

Государственная Дума, которая, являясь представительным органом, обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:

— федерального бюджета;

— федеральных налогов и сборов;

— финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Кроме того, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ, федеральные представительные органы и представительные органы субъектов федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ.

Правительство РФ, которое, реализовывая исполнительную власть, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ:

— разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

— представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

— обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики в пределах соответствующей территории.

В компетенцию представительных и исполнительных органов власти, наряду с другими функциями, входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность РФ или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.

Министерство финансов РФ, которое, являясь федеральным органом исполнительной власти, обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.


Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ (Банк России), одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Вместе с Правительством РФ Банк России определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, проводит денежную эмиссию. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Органы, осуществляющие контроль в области финансовой деятельности:

— Федеральное казначейство РФ взаимодействует с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координирует работу по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации, следит за государственной казной;

— Счетная палата РФ,подотчетная Федеральному Собранию РФ, осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Имущественные отношения, регулируемые финансовым правом.

Имущественные отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственного управления в связи с накоплением денежных средств и распределением их на общегосударственные нужды, лишены стоимостного признака. В рамках указанных отношений деньги не выступают как мера стоимости, а выполняют функцию средства накопления. Указанные имущественные отношения регулируются нормами ФП.

Это нашло отражение в п. З ст. 2 ГК РФ, в котором предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Иначе говоря, это имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения, непосредственно обеспечивающие образование распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов относятся к сфере ФП.

Имущественные отношения в качестве своего объекта имеют денежную субстанцию: налог, трансферт.

Неимущественные отличаются нематериальным объектом – проект бюджета, деятельность по осуществлению финансового контроля и др.

Неимущественные отношения, регулируемые финансовым правом.

Неимущественными являются отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе финансовых отношений и направлены на их создание, изменение или прекращение. Например: установление налогов, утверждение сметы предприятия, надзор Центрального банка РФ за деятельностью кредитных организаций и т. д. Иными словами подобные отношения можно назвать неимущественными, но связанными с имущественными отношениями финансовой деятельности. Они определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы отрегулировать в нужном режиме финансовые отношения. На них приходится вся нагрузка по поддержанию в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований собственно финансовых отношений в режиме современной экономической ситуации. Так, представительный орган власти утверждает бюджет, закладывая туда те нормативы, которые в той или иной мере, но сформируют взаимоотношения различных субъектов с бюджетом в предстоящем финансовом году с учетом современных требований экономики. Исходя из единства отношений, а значит, и правоотношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований следует, что все они, в сущности, являются отношениями экономическими.

Метод финансового права.

В финансовом праве используется императивный метод как основной. Финансовое право – это право публичное. И сама природа этих отношений – конфликтных отношений – не даёт возможности договариваться, ведь интересы сторон настолько различны, что договориться как-то вряд ли получится. Поэтому государство использует властный метод – государство просто понуждает выполнять те требования, которое оно предписывает.

Метод властных предписаний в финансовом праве очень жёсткий. Он даже более жёсткий, чем в административном праве. В условиях товарно-денежных отношений без денег управлять обществом просто невозможно.

По три-четыре раза в год меняются налоговые нормы – чтобы и в бюджете были деньги, и налоги платили, и лазейки и схемы уходов от налогов не оставлять.

В административном праве, как правило, одна сторона даёт властное предписание другой стороне. В финансовом праве не так – обе стороны правоотношений – оба находятся в тисках государства, оно определило, что и как им делать. Над субъектами стоят законы, которым необходимо подчиняться. В административном праве ещё есть свобода усмотрения, а вот в финансовом – считай, нет, всё там очень жёстко прописано.

Формально метод властных предписаний в финансовом праве проявляется в следующем:

1. В финансовом праве способом позитивного обязывания (не как в уголовном праве – там запрещается что-то делать). В финансовом праве не идёт регулирование с помощью запретов как способа, а здесь требует, обязывает действовать (обязан уплатить, обязан возвратить, обязан надлежащим образом использовать…).

2. В финансовом праве ярко проявляется конформизм поведения. То есть субъекты в финансовом правоотношении не имеют свободы усмотрения, они строго следуют предписаниям закона.

Метод диспозитивности – решение вопроса осуществляется при согласовании воли сторон правоотношения. Своего рода согласительная комиссия, причём она принимает решение, только если все три стороны согласны. И ещё несколько маленьких диспозитивных методов. Он проявляется при заключении и прекращении государством финансово-правовых договоров с налогоплательщиком при предоставлении инвестиционного налогового кредита; в ходе предоставления бюджетных кредитов.

Прогноз на 2018-2019 годы в отношении номинальных процентных ставок остается нисходящим: предполагается продолжение поступательного снижения номинальных процентных ставок по кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам.

В среднесрочной перспективе развитие кредитной системы сопряжено с основной целью денежно-кредитной политики Банка России: обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен. Данное условие является одним из условий формирования сбалансированного и устойчивого экономического роста. По итогам 2017 года инфляция составила 2,2% при целевом показателе 4%, в январе 2018 года данные значения сохранялись неизменными.

Регулирование развития кредитной системы ЦБ РФ осуществляет, в том числе, за счет процентных ставок по своим операциям с учетом особенностей трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, то есть. Устанавливаемые ЦБ РФ процентные ставки напрямую оказывают влияние на формирование стоимости капитала, что влияет на средние и долгосрочные процентные ставки. Поскольку уровень процентных ставок является одним из ключевых факторов, влияющих на принятие решений владельцев капитала относительно потребления, сбережения и инвестирования, такая политика ЦБ РФ будет оказывать положительное влияние на динамику инфляции и снижение ставок по кредитам, как для населения, так и для нефинансовых организаций.

Банк России декларирует неизменную направленность денежно-кредитной политики в ответ на краткосрочные отклонения инфляции от целевых показателей, которые установлены на уровне 4,0% в данный момент. В условиях целевых значений инфляции, если отклонения инфляции находятся в пределах установленного диапазона и не препятствуют достижению цели в среднесрочной перспективе, изменения денежно-кредитной политики могут привести к увеличению волатильности процентных ставок.

Меры по развитию кредитной системы

В отношении развития кредитной системы в среднесрочной перспективе остается актуальной реализация следующих мер:

  • продолжение развития законодательства в вопросах, регулирующих отношения, возникающие в кредитной системе в рамках потребительского кредитования, уделив особое внимание обоюдной защите прав банков и их клиентов, с тем чтобы создать условия для снижения стоимости кредитов;
  • совершенствование деятельности институтов кредитной системы;
  • развитие системы долгосрочного кредитования в отраслях экономики, в том числе с особенностями оборачиваемости капитала (сельское хозяйство, малый бизнес и микропредприятия);
  • совершенствование нормативно-правовой базы по предоставлению синдицированных кредитов;
  • повышение эффективности надзора за кредитными рисками и повысить требования к качеству выданных ссуд;
  • использование дифференцированного подхода к формированию резервов на возможные потери по ссудам;
  • развитие системы контроля и надзора на основе анализа кредитных рисков.

Меры по развитию кредитной системы направлены на совершенствование правового регулирования данной сферы.

Общей целью данных мер по совершенствованию правовых механизмов банковского кредитования является повышение доступности кредитных средств банков, транспарентности их использования и развитие кредитной сферы в целом.

Среднесрочное развитие кредитной системы России сопряжено также с модернизацией ее институциональной структуры с целью усиления роли крупных банков, усиления аккумуляции банками долгосрочных ресурсов и трансформации их в инвестиции на условиях предоставления кредита. В этой связи следует выделить необходимость формирования системы регламентирования обязательств по кредитам, их предоставлению и конечному использованию.

Тенденции небольшого роста потребительского кредитования, способствующие увеличению кредитного портфеля для населения, будут сохраняться на протяжении следующих годов. Параллельно с этим население будет увеличивать объем депозитов в банках, что будет способствовать увеличению объемов инвестиций в форме кредитов в реальный сектор экономики. Вместе с тем, Банк России не прогнозирует роста процентных ставок в среднесрочной перспективе.

В плане развития инфраструктуры кредитной системы требуется расширение специальных программ кредитования для частных лиц, малых предприятий и микробизнеса. Объективно, кредитные организации не имеют существенных стимулов для формирования специальных кредитных предложений для частных лиц и представителей малого предпринимательства. Вместе с тем, масштабы кредитования крупных заемщиков свидетельствуют, что мажоритарную долю в этой сфере занимают пять крупнейших банков России. Остальным банкам следует пересмотреть свою политику, так как специальные кредитные предложения для частных лиц и субъектов малого предпринимательства по сравнению с крупными заемщиками за счет масштабов кредитования более перспективны в среднесрочном периоде.

В среднесрочной перспективе прогнозируется продолжение модернизации системы управления кредитными рисками в части перехода к формированию антициклических капиталовложений, позволяющих учитывать индикаторы роста кредитной системы и факторы эскалации рисков для банков. Благодаря снижению кредитных рисков совокупный кредитный портфель будет увеличиваться, а доля совокупной просроченной задолженности в кредитной системе России будет сокращаться. В то же время отсутствие реально действующих методик, не позволяет большинству кредитных организаций применять такие меры по защите своего кредитного капитала. Фактически, такими возможностями обладают только три крупных банка, Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк.

Текущая политика Центрального Банка России по выявлению неблагонадежных банков и отзыву лицензий, стала фактором формирования в России группы системно значимых банков, а также условием регулирования их деятельности с учетом критериев, которые Центральный Банк учитывает при оценке функционирования кредитной системы России в целом. Адаптация к новым условиям ведения финансово-кредитной деятельности в такой ситуации способствовала качественному улучшению кредитования. Результатом работы Центрального Банка России по выводу с рынка проблемных банков стало повышение качества капитала кредитных организаций, в том числе улучшение промежуточных результатов кредитной деятельности.

Кроме того, Центральный Банк России в рамках реализации денежно-кредитной политики, а также задач по развитию кредитной системы и инфраструктуры кредитного рынка будет продолжать осуществлять деятельность по внесению предложений в нормативную базу, регулирующую кредитные операции, а также по внедрению мер, направленных на снижение ставок по кредитам в российских банках. Необходимо подчеркнуть, что именно внедрение таких мер и регулярная корректировка нормативно-правового регулирования кредитных отношений поможет перспективному развитию кредитной системы.

В плане организационного обеспечения одним из важных элементов развития кредитной системы России является привлечение в кредитные организации квалифицированных кадров. Это одно из важнейших направлений развития организационной инфраструктуры кредитной системы, так как квалифицированные кадры – необходимое условие работы каждого банка и кредитной системы в целом.

Прогноз тенденций развития организационной инфраструктуры кредитной системы и технологической стороны кредитования в среднесрочной перспективе определяется ростом квалификационных требований к работникам кредитных организаций и модернизацией программно-вычислительных и информационных комплексов, связанных с оценкой кредитоспособности заемщика, обслуживанием кредита и формированием кредитной истории. В связи с этим повышение информационной прозрачности кредитной системы связано с расширением применения внешних источников информации, помимо доступных банку внутренних организационно-технологических ресурсов. Сюда относится развитие эффективного функционирования кредитных бюро, активизация деятельности информационно-аналитических институтов, рейтинговых агентств.

Ситуацию с системной модернизацией и повышением эффективности кредитной системы осложняют определенные проблемы кредитной системы, обусловленные помимо прочего несовершенством законодательной базы кредитования.

ЦБ РФ осуществляя регулятивные функции, реализуя ряд мер по выводу из кредитной системы неэффективных банков, стремится к обеспечению повышения качества капитала кредитных организаций, в том числе улучшение промежуточных результатов кредитной деятельности. Вместе с этим, развитие кредитной системы России в среднесрочной перспективе сопряжено с упрочением положения банков, контролируемых государством. В то же время, ужесточение требований Центрального Банка России к показателям качества активов кредитных организаций, вынуждая коммерческие банки повышать эффективность кредитной деятельности, напрямую способствуют качественному совершенствованию кредитной системы современной России.

Перспективы развития кредитной системы

Одним из возможных направлений развития кредитной системы России в среднесрочной перспективе может являться повышение транспарентности кредитных операций и прозрачности капитала кредитных организаций. Действия Банка России могут способствовать трансформации кредитной системы в прозрачную сферу банковских операций и развитию института кредитных историй. В перспективе кредитная система должна трансформироваться в полностью прозрачную сферу банковской деятельности, в которой кредитные истории заемщиков имеют повышенный приоритет перед результатами оценки их кредитоспособности, что, однако, не преуменьшает значение такой оценки, а лишь упрощает ее процедурные аспекты.

Кроме того, необходимо расширение применения методологического обеспечения кредитования малого предпринимательства. Текущая ситуация в России характеризуется активным развитием малого бизнеса, который, однако, испытывает определенные затруднения в доступе к кредитным ресурсам банков. Поэтому определенные перспективы развития кредитной системы России связаны с расширением кредитования малых предприятий, в особенности, с формированием особого подхода к ним по сравнению с крупными и средними корпоративными заемщиками.

В целях повышения качества оценки кредитоспособности при кредитовании юридических лиц кредитные организации часто расширяют сферу оценки, однако, системный подход зачастую ограничивается вариациями показателей оценки кредитоспособности. Следует отметить, что в кредитных отношениях с юридическими лицами особое значение имеет управленческий механизм кредитования, предполагающий совершение определенных действий кредитных работников по оценке заемщика. Поэтому перспективным направлением развития кредитной системы в современных российских условиях является совершенствование организационно-управленческих аспектов в рамках кредитования корпоративных клиентов банков.

Ключевой тенденцией в сфере российского потребительского кредитования в последние шесть лет стало развитие индивидуальных подходов к кредитным предложениям для частных лиц. Однако, большинство российских банков, предлагая якобы индивидуальные кредитные продукты, лишь незначительно изменяло условия, т.е.

реальной ценности такие предложения для частных лиц не имели. В рамках этого, представляется актуальным и перспективным направление развития специализированных кредитных программ на основе диверсифицированного подхода и дифференциации кредитных продуктов на основе групповых признаков частных клиентов. Примером такого подхода за последние годы является широкое распространение разнообразных образовательных кредитных предложений и кредитования жителей сельской местности на особых условиях.

Развитие кредитной системы отличается повышенным интересом со стороны коммерческих банков к внедрению инновационных кредитных продуктов. Это позволяет удовлетворить предпочтения клиентов и повысить их мотивации, однако фактор взаимного влияния кредитных предложений на отношения между банком и клиентами предопределяет склонность банков уделять повышенное внимание крупным заемщикам при предложении специальных программ кредитования.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости реализации мер, направленных на совершенствование кредитной системы в России. Для этого определены основные направления развития кредитной системы в среднесрочной перспективе, включая меры по совершенствованию правовых механизмов, регулирующих кредитование, организационно-структурному развитию, а также решение прикладных проблем кредитной системы.

Учитывая объективный характер существующих тенденций развития кредитной системы и возможных направлений ее дальнейшего совершенствования, реализация рассмотренных мер позволит использовать их для совершенствования кредитной системы в современных российских условиях.

Совершенствование кредитной системы

Эффективная кредитная система за счет предоставления финансовых ресурсов создает необходимые условия для нормального функционирования экономики. В соответствии с этим представляются чрезвычайно важными аспекты совершенствования банковской кредитной системы в целом.

При этом основными критериями эффективности кредитной системы являются объемы кредитования, показатели прибыльности и минимизация риска невозврата ссуд.

Современные условия предъявляют повышенные требования к кредитной системе, использованию банками механизмов управления кредитным процессом, что в итоге должно обеспечивать преодоление негативных явлений в банковской отрасли и стимулировать развитие национальной экономической системы в целом.

Можно справедливо полагать, что рациональная организация функционирования кредитной системы обеспечит эффективное использование банковских финансовых ресурсов, так как финансово-кредитная сфера взаимосвязана с ростом национальной экономики, а процедуры и меры, направленные на совершенствование кредитного процесса, позволят банкам более эффективно использовать свои возможности.

Поскольку уровень экономического развития страны находится на том уровне, когда кредитование предприятий и физических лиц является очень востребованным банковским продуктом, необходимо более основательно походить к организации кредитной системы на уровне коммерческих банков и применять наиболее эффективные и современные методы при работе с заемщиками. В настоящее время кредитованием населения и предприятий страны занимается абсолютное большинство российских банков, поэтому растущая конкуренция и необходимость повышения доходности на кредитном рынке обуславливает необходимость реализации мер, направленных на совершенствование кредитной системы.

Рассмотрим перспективные направления совершенствования кредитной системы современной России.

Данные мероприятия включают в себя комплекс мер по трем направлениям совершенствования кредитной системы.

Во-первых, необходимы меры по совершенствованию кредитования малого бизнеса:

  • внедрение персонифицированных процентных ставок для малых предприятий;
  • внедрение специальных программ кредитования малых предприятий на основе кооперационных схем.

Во-вторых, необходимы меры, направленные на совершенствование управленческого механизма кредитования юридических лиц:

  • внедрение системы управления жизненным циклом заемщика;
  • включение анализа деловой репутации руководства предприятия в процедуры оценки заемщика и результатов оценки деловой репутации в структуру кредитного заключения

В-третьих, необходимы меры, направленные на совершенствование потребительского кредитования:

  • расширение перечня специальных программ кредитования;
  • проведение банками регулярной реструктуризации потребительских ссуд за счет увеличения доли краткосрочного кредитования.

Внедрение комплекса данных мероприятий по совершенствованию кредитной системы России будет характеризоваться качественным и количественным улучшением кредитной деятельности коммерческих банков. Реализация данных мер является целесообразным, так как они соответствуют текущему состоянию кредитной системы России и отвечают современным условиям, в которых функционируют российские коммерческие баки.

1 2 3

  1. Кредитная система и её структура.

Креди́тная систе́ма — совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.
Существуют два звена кредитной системы: банковские учреждения — банки, и парабанковские учреждения.
Банки — кредитные учреждения, выполняющие большинство кредитно-финансовых услуг и поэтому являющиеся универсальными (коммерческие банки, инвестиционные, сберегательные, ипотечные, земельные и т.д.).
Парабанковская система образована специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами, ориентироваными на выполнение круга финансовых услуг или обслуживание определенного типа клиентуры (ломбарды, страховые и инвестиционные компании, лизинговые, факторинговые фирмы, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые фонды). Основой кредитной системы является банковская система, которая несет основную нагрузку по кредитно-финансовому обслуживанию всего хозяйственного оборота.
Структура кредитной системы:
I. Центральный банк.
II. Банковская система:
— коммерческие банки;
— сберегательные банки;
— ипотечные банки.
III. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:
— страховые компании;
— инвестиционные фонды;
— пенсионные фонды;
— финансово-строительные компании;
— прочие.
Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.

  1. Виды кредитных организаций в России и их функции.

Кредитная организация; кредитное учреждение, в соответствии с российским законодательством, — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Виды кредитных организаций (в соответствии с законом РФ «О банках и банковской деятельности»):
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются ЦБР.
Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

  1. Банковская система и её структура.

Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.
Структура банковской системы:
В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании)

  1. Формирование банковской системы России, этапы её развития.

1. Банковская система как неотъемлемый элемент любой экономики по своему построению и назначению полностью соответствует той экономической системе, элементом которой она является. Создание банковской системы, вытекающее из закономерностей развития кредитных отношений, возможно только при регулируемых кредитных отношениях.
2.

Процесс формирования и развития банковской системы включает четыре основные стадии.
Первая стадия охватывает период с 30-х годов XVIII в. до 1860 г. и характеризуется созданием системы казенных кредитных учреждений, для которой характерно: государственная монополия на банковское дело, наличие развитого ростовщического кредита, отсутствие эффективного управления со стороны государства.
Вторая стадия включает в себя период с 1860 по 1917 гг., в ходе которого происходит становление и развитие банковской системы, соответствующей потребностям капиталистической экономики и предлагающей широкий спектр кредитных и других банковских услуг.
Третья стадия (с 1917 до 1987 гг.) характеризуется государственной монополией на банковское дело, при которой банковская система была преобразована в систему государственных банков-монополистов.
Четвертая стадия — с 1987 и по настоящее время предполагает равенство различных форм собственности. Происходит создание двухуровневой банковской системы.

  1. Особенности банковских систем различных рыночных государств (США, Германии, Великобритании, Франции и т.д.)

США
Современная банковская система США сформировалась в 1980 году под воздействием Закона о Федеральной резервной системе и принятого Закона о дерегулировании депозитных учреждении и монетарном контроле. До этого момента Соединенные Штаты оставались единственной среди экономически развитых держав страной, где централизованной организации не существовало.
В США, как и в других развитых странах, наблюдается усиление государственного вмешательства в банковскую сферу. Правда, центральные эмиссионные банки страны (федеральные резервные банки) не являются (в отличие от Англии и Франции) собственностью государства. Однако управляет ими государство, они тесно связаны ,с Минфином и вкладывают свои средства в основном в государственные ценные бумаги. Прямой государственной собственностью являются федеральные земельные банки, Корпорация товарного кредита и Экспортно-импортный банк.
Банковская система в Германии
В Германии имеются многочисленные банки и финансовые институты — государственные, кооперативные и частные. Повсеместно расположены сберегательные кассы, имеющие особенно большое значение при осуществлении финансовых операций, связанных с рынком жилья и жилым фондом, платежах за проживание и коммунальные услуги. Частные лица при небольших платежах по чекам широко пользуются и «Постбанком», филиалы которого находятся в почтовых отделениях.
Условно всю банковскую систему Германии можно разделить на пять групп.
В первую очередь это Центральный Федеральный Банк. Далее следуют частные банки, сберегательные кассы, кооперативные банки и почтовый банк..
Банковская система Великобритании (Англии)
Банковская система Великобритании — одна из старейших. Ее характеризуют высокая степень концентрации и специализации, хорошо развитая банковская инфраструктура, тесная связь с международным рынком ссудных капиталов. В мировом финансовом центре — в Лондоне работает больше иностранных банков, чем английских. Это прежде всего американские и японские банки. Доля депозитов в иностранной валюте в банках Великобритании значительно выше, чем в других странах. Английская банковская система владеет самой широкой в мире сетью зарубежных филиалов.
Вплоть до 1979 года в Великобритании отсутствовало специальное законодательство, регулирующее банковскую деятельность, ни разу не публиковалось официального списка банков, не было законодательного определения банка. Контроль центрального банка за банками носил неофициальный характер.
С принятием закона о банковской деятельности в 1979 году все кредитные институты, принимающие депозиты (вклады) классифицируются Банком Англии либо как «признанные банки», либо как «лицензируемые компании по приему депозитов». Банкам не требуется лицензии, но они должны быть «признаны» Банком Англии. Банк Англии признает в качестве «банка» кредитное учреждение, пользующееся безупречной репутацией в финансовых кругах и предоставляющее широкий набор банковских услуг или специализирующееся на какой-либо категории услуг.
Наиболее значительные кредитные учреждения, которые получили статус банка — это депозитные банки (лондонские и шотландские клиринговые банки, банки Северной Ирландии), торговые, иностранные, сберегательные банки, учетные дома. Банковская система Великобритании является двухуровневой. На верхнем уровне — центральный банк, на нижнем — другие банки: коммерческие (депозитные) и специализированные — торговые, иностранные, сберегательные банки, учетные дома.
Франция / Банковская система
Банковская система Франции — одна из самых развитых в мире. Вся банковская система Франции находится под контролем государства. Банки Франции не только не имеют право скрывать от соответствующих государственных служб размеры и формы счетов и движение капиталов, но, и обязаны сами информировать их о значительных операциях, особенно с зарубежными странами. Во Франции правила открытия банковских счетов считаются одинаковыми как для лиц-резидентов, так и для нерезидентов. Однако это утверждение чисто теоретическое. Каждый банк во Франции не только имеет свои требования и действует в соответствии с имеющимся у него опытом контактов с гражданами той или иной страны, но может и просто вежливо отказать. Одним из способов содействия открытию счета является рекомендация лица, хорошо зарекомендовавшего себя как клиент данного французского банка. Для получения кредита необходимо составить полное, внушительное досье, пройти медицинские тесты, выехать на встречу с представителями банка. Кредит можно получить на срок от 5 до 15 лет с выплатой примерно до 6 % годовых в евро.
Все операции по кредитным карточкам контролируются общенациональным центром во Франции (и в США), что обеспечивает оперативную информацию о местонахождении и деятельности владельца. Французские банки выплачивают весьма низкие проценты по обычным вкладам от 2.5 %. В то же время вкладчик имеет возможность вложить деньги в различные инвестиционные проекты, приносящие прибыль от 7-8 % до 15-20 %, в зависимости от срока и степени риска. Данная часть банковской системы Франции достаточно развита

  1. Понятие банка и его отличия от других кредитных организаций.

Банк (от итал. banco — лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) — финансово-кредитный институт, основной функцией которого является оказание финансовых услуг юридическим и физическим лицам.
В соответствии с российским законодательством, банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях платности, срочности, возвратности и целевого характера, открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц.
Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

  1. Цели деятельности и функции Центрального банка России.

Центральный банк Российской Федерации (официальное, Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).
Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.
Основными функциями являются:
денежно-кредитное регулирование экономики;
эмиссия кредитных денег;
контроль за деятельностью кредитных учреждений;
аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;
кредитование коммерческих банков (рефинансирование);
кредитно-расчетное обслуживание правительства;
хранение официальных золотовалютных резервов. Главной функцией центрального банка является кредитное регулирование.

  1. Понятия «независимости» Центрального банка в различных странах.

Принцип независимости Банка России проявляется прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения (Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, которые не регистрируются в налоговых органах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента, и он вправе защитить свой статус и полномочия в судебном порядке.
9. Организационная структура Банка России и функции его подразделений.
Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка.
10. Активные и пассивные операции Банка России.

К группе пассивных операций относятся:
Операции по формированию капитала и различного рода резервов.

11. Коммерческий банк, его особенности и сфера деятельности.
Коммерческий банк — финансовый посредник, который в целях получения прибыли привлекает на условиях возвратности денежные средства у вкладчика и предоставляет их заемщику на условиях возвратности, платности, срочности; а также осуществляет расчетные и другие банковские операции. Банки как субъекты финансового рынка имеют существенные признаки, отличающие их от всех других субъектов. Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает их от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают собственных долговых обязательств. Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например, при помещении средств клиентов на счета и во вклады и т. п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые мобилизуют ресурсы на основе выпуска собственных акций.
Коммерческие банки выполняют многочисленные виды операций — расчетные, кассовые, кредитные, с ценными бумагами, оказывают клиентуре разного рода услуги, в том числе трастовые, по хранению ценностей и др.
12. Универсальный коммерческий банк и основные направления его работы.
Кредитные учреждения, выполняющие основные виды банковских операций: кредитные, депозитные, фондовые, расчетные, доверительные — и обслуживающие всех клиентов, независимо от отраслевой принадлежности. В силу диверсификации риска универсальные банки являются наиболее устойчивыми, что позволяет им вытеснять специализированные банки. Универсальные банки сочетают функции коммерческих и инвестиционных.

Подход к определению понятия кредитной системы

Понятие

Это особая финансово-экономическая категория.

Данный подход ориентирован на описание кредитной системы, как совокупности кредитных отношений, возникающих и существующих в рамках экономической системы в виде форм и методов кредитования, а также финансово-кредитных организаций, организующих условия для возможности осуществления данных отношений.

Кредитная система – это часть финансового рынка и представлена функциональными и институциональными элементами, которые осуществляют кредитные операции или регулируют их выполнение.

В соответствии с этим, в кредитную систему входит центральный банк, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные институты. Вместе с тем, основной кредитной системы выступает непосредственно банковская система, на которую возлагается основная нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию участников кредитных отношений.

Законодательно-институциональный подход.

Фактически, отражает структуру кредитной системы.

Кредитная система – это законодательно закрепленная совокупность финансово-кредитных институтов, возглавляемая центральным банком страны.

Такое определение представляется достаточно узким, так как в него не включены непосредственно кредитные отношения. В то же время отрицать институциональную составляющую кредитной системы не представляется целесообразным.

Функциональный подход.

Отражает сущность и содержание кредитной системы.

Кредитная система – это совокупность кредитно-расчетных отношений, операций, а также форм и методов кредитования.

В противовес предыдущему определению, такой подход сосредоточен на функциональном аспекте кредитной системы. Вместе с тем, институциональной составляющей кредитной системы придается второстепенное значение, ограничивающиеся исключительно обслуживающим характером.

Фундаментальный подход.

Отражает базовые аспекты данной категории.

Кредитная система – это системная совокупность финансово-кредитных отношений, которые возникают между кредиторами и заемщиками в процессе предоставления, использования и погашения ссуд на условиях возвратности, платности и срочности.

Следует отметить, что фундаментальный подход весьма схож с определением кредитной системы в качестве особой финансово-экономической категории. Вместе с тем представляется недостаточно объективной его сосредоточенность исключительно на кредитных отношениях.

Таким образом, следует сделать вывод, что кредитная система представляет собой совокупность фундаментальных, институциональных и функциональных аспектов, которые отражают ее финансово-экономическую сущность.

Представляется объективным следующее определение понятия:

Кредитная система – это совокупность финансово-кредитных институтов, кредитных отношений, возникающих в процессе предоставления, использования и возврата ссуд с использованием различных форм и методов кредитования.

В рамках данного определения отражена фундаментальная, институциональная и функциональная сущность кредитной системы.

Структура кредитной системы

Структура кредитной системы – это совокупность работающих на рынке ссудных капиталов финансово-кредитных организаций, которые аккумулируют денежные средства, чтобы с помощью кредитно-расчетных и платежных отношений, реализуемых в конкретных формах кредита, извлекать прибыль из предоставления ссуд заемщикам. Таким образом, структура кредитной системы отражает движение ссудного капитала в качестве различных форм кредита.

Кредитная система, как и любая отрасль экономики, нуждается в соответствующей организации звеньев, иерархичности структуры. Как правило, выделяются центральный управленческий орган, а также низовые или функциональные органы.

Структура кредитной системы может быть одноуровневой и двухуровневой, но при этом в любом случае она будет в любом случае включать совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих всю сферу кредитных отношений. Вместе с тем, в зависимости от институциональной организации все кредитные учреждения взаимосвязаны и входят в структурную иерархию.

Одноуровневая структура кредитной системы

Одноуровневая кредитная система предполагает наличие горизонтальных связей между коммерческими банками второго уровня и специальными кредитно-финансовыми институтами третьего уровня, тогда между уровнями существуют только вертикальные связи. Центральный банк выполняет функции регулятора и определяет все аспекты функционирования кредитной системы.

Вместе с тем, для одноуровневой кредитной системы характерна повышенная степень универсализации проводимых банками кредитных операций и выполняемых специальными кредитно-финансовыми институтами функций.

Двухуровневая структура кредитной системы

Двухуровневая кредитная система основана на горизонтальных и вертикальных связях между банками. При этом кредитная система подразделяется на банковскую и парабанковскую систему. Банковская часть включает в себя эмиссионные банки, фактически данная группа представлена центральным банком, и неэмиссионные банки, которые подразделяются на коммерческие и специализированные банки. Парабанковская часть кредитной системы включает в себя специализированные кредитно-финансовые институты, которые способны аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита.

Элементы кредитной системы

Кредитная система состоит из двух групп элементов, относимых к банковской системе и парабанковской системе.

Банковская система представляет собой институциональную совокупность элементов, включая различные виды банков и финансово-кредитных учреждений, действующих в рамках общего финансово-кредитного механизма. Основной целью банковской системы является обслуживание оборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Банковская система является главным звеном финансово-кредитной системы государства, так как на нее падает нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота страны.

Элементы кредитной системы

Главенствующее положение в банковской системе занимают эмиссионные банки. Эмиссионный банк выпускает в обращение денежные знаки национальной валюты страны, таким образом, Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Центральный банк, фактически, является главным регулирующим органом кредитной системы страны.

Неэмиссионные банки осуществляют все виды банковских операций, действуя в рамках установленных норм и национального законодательства. Неэмиссионные банки разделяются на коммерческие банки, являющиеся универсальными финансово-кредитными организациями, и специализированные банки.

Коммерческими универсальными банками являются банки, которые осуществляют все или большинство основных видов банковских операций, при этом сочетают коммерческую и инвестиционную деятельность, следуя принципам диверсификации своих операций. Клиентами коммерческих банков универсального типа являются как мелкие вкладчики, так и крупные компании. Абсолютное большинство российских банков являются универсальными.

Специализированные банки осуществляют один или несколько видов банковских операций. К специализированным банкам относят:

  • инновационные банки, специализирующиеся на кредитовании новых видов деятельности, технологии, научно-технических и конструкторских разработок и т.

    п.;

  • инвестиционные банки, специализирующиеся на привлечении капитала для крупных компаний и правительств различных стран, финансировании и долгосрочном кредитовании различных отраслей хозяйства в основном посредством операций с ценными бумагами;
  • сберегательные банки, которые специализируются на открытии и ведении сберегательных счетов и обычно имеет дело с относительно небольшими вкладами;
  • ипотечные банки, специализирующиеся на предоставлении долгосрочных ссуд под залог земли и недвижимости.

Парабанковская часть кредитной системы представляет собой функциональную совокупность небанковских кредитных учреждений, ориентированных на обслуживание определенных типов клиентуры или выполнение отдельных кредитных услуг. Парабанковская часть кредитной системы представлена только в виде специализированных кредитно-финансовых институтов, деятельность которых концентрируется либо на обслуживании, либо на предоставлении отдельных видов кредитно-расчетных и финансовых услуг. К ним относят:

  • лизинговые компании, предоставляющие по договору лизинга имущество в пользование;
  • факторинговые компании, приобретающие дебиторскую задолженность клиента с оплатой до 80% от суммы долга;
  • ломбарды представляют собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого имущества, включая драгоценные металлы и камни;
  • кредитные союзы, привлекающие вклады и предоставляющие ссуды своим членам, а также осуществляющие посреднические, комиссионные операции, консультационные и аудиторские услуги для своих членов;
  • общества взаимного кредита обслуживают малый бизнес и формируют свой капитал за счет взносов участников, который используется для выдачи ссуд под залог имущества;
  • инвестиционные компании путем выпуска собственных акций привлекают денежные средства, которые затем вкладывают в государственные ценные бумаги и ценные бумаги корпораций;
  • расчетные (клиринговые) центры занимаются проведением расчетов между их членами путем взаимозачета требований;
  • страховые компании осуществляют заключение договоров страхования и их обслуживание;
  • пенсионные фонды привлекают средства физических лиц, предоставляя их затем для кредитования инвестиционных программ, приобретения ценных бумаг;
  • паевые инвестиционные фонды основаны на доверительном управлении имуществом, формируемым из денег инвесторов, каждому из них принадлежит определённое количество паёв.

Специализированные кредитно-финансовые институты, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с ними.

Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной системы остается ее банковская часть.

Наиболее предпочтительной является двухуровневая кредитная система, которая сформировалась в современных условиях в России, а также практически во всех остальных развитых странах. Двухуровневая кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные капиталы, а также доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.

Выводы

Кредитная система регулирует финансово-кредитные отношения в пределах национальной экономики и предоставляет различные услуги юридическим и физическим лицам в рамках осуществления кредитных операций.

Сущность кредитной системы проявляется одновременно в фундаментальном аспекте, институциональной реализации и функциональном обеспечении, а ее функционирование зависит от целостного формирования условий организации.

  • Фундаментальный аспект кредитной системы проявляется через совокупность финансово-кредитных отношений, связанных с предоставлением и возвратом ссуд.
  • Институциональная реализация кредитной системы воплощается в форме структурной совокупности финансово-кредитных институтов, возглавляемая центральным банком страны.
  • Вместе с тем, без функционального обеспечения, в качестве которого выступают кредитные операции, формы и методы кредитования, функционирование кредитной системы представляется невозможным.

С одной стороны, кредитная система является объективно обусловленной совокупностью кредитно-расчетных отношений, а также существующих форм и методов кредитования. С другой стороны, кредитная система являет собой комплекс взаимодействующих между собой кредитно-финансовых институтов.

Перспективы развития кредитной системы в целом связаны с той ролью, которая отводится банковской системе и заключается в обеспечении стабильного экономического роста, в расширении возможностей физических лиц, коммерческих предприятий и организаций по привлечению финансовых ресурсов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы и кредит»

на тему «Особенности кредитной системы Российской Федерации»

Выполнила студентка:

Гринюк

Мария Ярославовна

Поток: ЭС-48

Специальности «Экономика»

Научный руководитель:

Омск – 2011

Введение………………………………………………………………………..………3

  1. Понятие кредитной системы……………………………………………….……4

  2. Развитие кредитной системы Российской Федерации

2.1.Роль банков в развитии кредитной системы…………………………..……..5

2.2. Становление кредитной системы в России XX в……………………..……..8

3. Структура кредитной системы………………………………………………………15

3.1. Структура кредитной системы Российской Федерации на конец

1994г………………….…………………………………………………………………17

4. Особенности кредитной системы………………………………………..………19

5. Место коммерческого банка в кредитной системе России……………………21

Заключение……………………………………………………………………….…..27

Список использованной литературы………………………………………………28

Введение

В развитии любого государства значительное место занимает кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостояния его населения. Вместе с этим само государство должно оказывать влияние на развитие кредитной системы, на ее формирование, деятельность и соответственно размещению на территорию государств. Эффективность кредитной системы во многом зависит не только от ее структуры функции, но и размещения банков по территории государства. Возникновению современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны. История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени. В Российской империи существовала трехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих звеньев.

В данной работе будет рассмотрена кредитная система России и её развитие, с описанием места коммерческого банка в данной системе.

  1. Понятие кредитной системы

Кредит – это движение ссудного капитала, выдаваемого во временное пользование на условиях платности, срочности и возвратности.

Кредит выполняет следующие функции:

  1. выравнивание нормы прибыли и обеспечение перемещения капитала по отраслям;

  2. обеспечение непрерывного круговорота средств предприятий;

  3. способствование развитию производительных сил в народном хозяйстве;

Кредитная система как совокупность финансово-кредитных институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляют из в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. Также стоит отметить, что кредитная система тесно связана с денежной, поэтому часто говорят об их совокупности – денежно-кредитной системе.

Основой кредитной системы исторически являются кредитные организации (финансово-кредитные институты), прежде всего банки.

2. Развитие кредитной системы Российской Федерации

2.1.Роль банков в развитии кредитной системы.

Современная кредитная система–это совокупностьсамых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институциональных звеньев или ярусов:

  • Центральный банк.

  • Банковский сектор:

  • коммерческие банки;

  • сберегательные банки;

  • ипотечные банки.

  • Страховой сектор:

  • страховые компании;

  • пенсионные фонды.

  • Специализированные небанковские кредитные институты.

Основной частью кредитной системы выступает банковская система, предполагающая совокупность банковских учреждений.

Банк — коммерческое учреждение, которое привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции.

Банковская система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, чем в странах Запада, и прошло несколько этапов. Выделяется пять этапов:

  • – с середины XVIII в. До 1860 г. – период создания и функционирования банков как государственных (казенных);

  • – с 1860 по 1917 г. – период развития и совершенствования банковской системы;

  • – с 1917 по 1930 г. – формирование новой банковской системы;

  • – с 1932 по 1987 г. – стабильное функционирование «социалистической» банковской системы;

  • – с 1988 г. по настоящее время – формирование современной рыночной банковской системы.

Началом первого этапа в развитии банковской системы являлось создание в 1733 г. Государственного ссудного банка, который в большей степени играл роль казенного ломбарда. Но еще до этого в России уже в 1665 г. в Пскове воеводой Афанасием Ордин-Нащокиным была предпринята попытка учреждения коммерческого банка, которая не была одобрена центральным правительством, и банк так и не начал функционировать.

Развитие экономики требовало возможностей кредитования. И уже в 1754 г. было создано два банка – Государственный заемный банк для дворянства, призванный осуществлять краткосрочное кредитование под залог недвижимости дворян, и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечестве для предоставления купечеству краткосрочных кредитов под залог товаров, драгоценных металлов, а также гарантии городских магистров. Однако эти банки достаточно быстро прекратили свою деятельность, столкнувшись с невозвратом основной части кредитов. Такая же участь постигла и торговые коммерческие банки Петербурга и Астрахани, созданные в 1764 г. для поощрения внешней торговли.

Наряду с банками в 1772 г. появляются специализированные кредитные учреждения, принимающие вклады до востребования и выдающие ссуды либо под залоги ипотеки (Сохранные кассы), либо под залог драгоценных металлов (Ссудные кассы). В 1775 г. появляются Приказы общественного призрения, формирующие капитал за счет приема вкладов и выдающие краткосрочные кредиты под залог недвижимости.

Начиная с 1786 г., когда на базе Петербургского и Московского земельных банков для дворянства был учрежден Государственный земельный банк, появляются институты долгосрочного ипотечного кредитования.

Во второй половине XIX в. Была произведена реформа банковской системы, которая предполагала ликвидацию кредитных учреждений и создание коммерческих банков. В 1861 г. Создан Государственный банк России на базе государственного коммерческого банка. Одновременно с открытием банка начался процесс создания частных долгосрочных и краткосрочных кредитных учреждений.

Широкое развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной.

2.2. Становление кредитной системы в России XX в.

До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени.

Кредитная система Российской империи была трехъярусной и состояла из следующих звеньев:

  • Государственный банк.

  • Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками.

  • Специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.).

В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. Гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерством финансов). Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х гг. НЭП обусловил восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать система была акционерные и кооперативные коммерческие банки. Кредитная система СССР была восстановлена к 1925 г., структура ее выглядела следующим образом:

  • Государственный банк.

  • Банковский сектор:

  • акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго-Восточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк);

  • кооперативные банки (Всекомбанк, Украинбанк);

  • коммунальные банки (Цекомбанк и местные коммунальные банки);

  • Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки.

  • Специализированные кредитно-финансовые учреждения:

  • общества селькохозяйственного кредита;

  • кредитная кооперация;

  • общества взаимного кредита;

  • сберегательные кассы.

В этой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось созданием государственной страховой компании и ее выведение из кредитной системы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между различными государственными организациями-акционерами. Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялись банками в рамках государственной собственности.

В последние годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влиянием кредитной реформы 30-х гг., когда были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была превращена в одноярусную, однозвеневую систему, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации.

Добавить комментарий

Закрыть меню