Система национальной безопасности РФ

Система национальная безопасность

Как указывается в Концепции национальной безопасности РФ, интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправия и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Для обеспечения безопасности, устойчивого и стабильного развития в РФ создана система национальной безопасности. Представления о структуре системы национальной безопасности даны в Законе РФ «О безопасности». В этом документе отмечается, что «систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участи в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности».

Основными причинами для создания и функционирования системы безопасности, на сегодняшний день, являются:

1. Обеспечение безопасности не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в обосновании и реализации наиболее оптимальных методов, способов и путей совершенствования и развития систем безопасности.

Безопасность может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала сил и средств. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые силы, средства и методы объединяются в единый, целостный механизм – систему обеспечения безопасности.

3. Никакая система безопасности не может обеспечить требуемого уровня защищенности без надлежащей подготовки и обеспеченности силами и средствами.

Система безопасности – это совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов человека, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

К объектам национальной безопасностиотносятся личность, социальные группы, общественные организации, государственные учреждения, государство и общество в целом. К субъектам национальной безопасностиотносятся люди, социальные организмы, организации и учреждения, которые осознают возможные опасности в жизни общества и призваны осуществлять деятельность по их предупреждению и ликвидации.

Отдельная личность и социальная группа в современных условиях сами по себе не могут обеспечить свою безопасность. Поэтому люди объединяются, что бы совместными усилиями обеспечить свою безопасность.

Система национальной безопасности государства — это комплексная система, включающая три взаимосвязанных подсистемы:

— систему обеспечения жизнедеятельности государства;

— систему защиты государства, общества, человека;

— систему управления национальной безопасностью.

Система обеспечения жизнедеятельности государства– совокупность всех ресурсов и ценностей государства, общества и человека, обеспечивающаяся при достаточной защищенности и соответствующих условиях взаимодействия, эффективное их использование и развитие.

Система защиты государства, общества, человека – совокупность всех законных сил и средств, обеспечивающих защиту национальных ресурсов и ценностей, а так же государственных и личных интересов от внешних и внутренних угроз.

Система управления национальной безопасностью –это совокупная система государственных органов и общественных структур, возглавляемая Советом Безопасности РФ и обеспечивающая оперативное и стратегическое управление системой национальной безопасности.

Система национальной безопасности выполняет ряд задач:

— разработка и осуществление планов и других мер по защите интересов человека, общества, государства.

— формирование, обеспечение и развитие органов, сил и средств обеспечения безопасности.

— восстановление объектов защиты, пострадавших в результате противоправных действий.

Основные функции системы национальной безопасности:

— выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важных объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации.

— управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях.

— осуществление силами мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения ЧС.

— участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами страны, в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

Служба охраны Президента Республики Казахстан

Специальным государственным органом, относящимся к силам обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан и осуществляющим в пределах установленной законом компетенции охранные мероприятия по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов является Служба охраны Президента Республики Казахстан.

Охраняемые лица — это лица, подлежащие охране Службой охраны Президента Республики Казахстан в соответствии с Кон­ституцией Республики Казахстан, конституционными законами Республики Казахстан и Законом от 3 октября 1995 года № 2483 ʼʼО Службе охраны Президента Республики Казахстанʼʼ.

Охраняемыми лицами являются:

1. Президент Республики Казахстан;

2. Председатель Сената Парламента Республики Казахстан;

3. Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан;

4. Премьер-Министр Республики Казахстан;

5. супруга (супруг) Президента республики и другие совместно проживающие с Президентом члены семьи;

Первый Президент Республики Казахстан;

7. члены семьи Первого Президента Республики Казахстан, проживающие совместно с ним или его сопровождающие;

8. экс-президент Республики Казахстан;

9. должностные лица Республики Казахстан, перечень которых утверждается Президентом Республики Казахстан;

10. главы иностранных государств, парламентов и правительств в период их пребывания на территории Республики Казахстан, без­опасность которых обеспечивается в соответствии с международ­ными договорами Республики Казахстан;

11. руководители международных организаций и иные лица иностранных государств в период их пребывания на территории Республики Казахстан, безопасность которых обеспечивается на основании распоряжений Президента Республики Казахстан или по его поручению — Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан.

Охраняемые объекты — здания, строения и сооружения, пред­назначенные для пребывания охраняемых лиц, а также прилегаю­щие к ним территория и акватория. Перечень охраняемых Службой охраны Президента Республики Казахстан объектов утверждается Президентом Республики Казахстан.

Задачами Службы охраны Президента являются:

1. обеспечение личной безопасности охраняемых лиц;

2. выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, направленных против жиз­ни, здоровья, прав, свобод, достоинства личности и собственности охраняемых лиц;

3. охрана собственности, обеспечение общественного порядка и безопасности на охраняемых объектах и в других местах пребы­вания охраняемых лиц;

4. осуществление в пределах своих полномочий борьбы с тер­роризмом;

5. прогнозирование и выявление угроз охраняемым лицам и объектам, осуществление комплекса оперативных мер по их пред­упреждению и нейтрализации.

Служба внешней разведки ʼʼСырбарʼʼ

Указом Президента Республики Казахстан ʼʼО мерах по укре­плению национальной безопасности Республики Казахстан и даль­нейшему совершенствованию разведывательной деятельностиʼʼ от 17 февраля 2009 года № 739, в целях реализации базовых поло­жений Стратегии национальной безопасности Республики Казах­стан на 2007—2012 годы, укрепления национальной безопасности и оптимизации структуры специальных служб образована Служ­ба внешней разведки ʼʼСырбарʼʼ. Данная служба является государ­ственным органом, непосредственно подчинœенный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, осуществляет функции упол­номоченного органа в сфере внешней разведки (вместо упразднен­ной службы ʼʼБарлауʼʼ КНБ РК).

Основной задачей оперативно-служебной деятельности службы ʼʼСырбарʼʼ является обеспечение Президента Республики Казах­стан, высших органов законодательной и исполнительной власти объективной информацией, крайне важно й для принятия решений в политической, экономической, военной, научно-технической, гу­манитарной областях, а также о скрытых процессах в мире, кото­рые в какой-либо степени могут нанести ущерб национальным интересам и повлиять на безопасность нашего государства. При этом основные усилия Службы должны быть направлены на вы­явление внешних угроз, предотвращение и нейтрализацию их воз­можных негативных последствий.

На современном этапе в деятельности Службы особую актуаль­ность приобрело получение упреждающей информации о внешних угрозах, исходящих от международного терроризма, транснациональной организованной преступности, религиозного экстре­мизма, наркотрафика, нелœегальной миграции, а также незаконного перемещения компонентов оружия массового поражения и техно­логий двойного назначения. В соответствии с международными обязательствами Казахстана перед разведкой Комитета стоит зада­ча их выявления и упреждения на ранней стадии. В эпоху глобали­зации важное значение приобретают также проблемы обеспечения экономической безопасности. В этой связи перед казахстанской разведкой поставлены задачи по своевременному выявлению по­тенциальных угроз национальным интересам в финансовой, энер­гетической, продовольственной, индустриально-инновационной, коммуникационной, информационной и экологической сферах.

Также в задачи Службы ʼʼСырбарʼʼ входит специфическими средствами содействовать укреплению процессов интеграции Казахстана в систему мирохозяйственных связей, расширению масштабов сотрудничества с промышленно развитыми странами, привлечению иностранных инвестиций в национальную эконо­мику, увеличению валютных поступлений от внешнеэкономиче­ской деятельности путем создания благоприятных конъюнктурно- коммерческих ситуаций.

В условиях активного привлечения иностранного капитала к развитию отечественной экономики перед Службой ʼʼСырбарʼʼ стоят задачи по выявлению возможных попыток извне получить односторонние выгоды от участия в инвестиционных проектах, выяснению истинных целœей и движущих сил тех или иных эконо­мических операций, предупреждению угрозы превращения Казах­стана в чисто сырьевой придаток развитых государств, рынок для сбыта низкокачественного товара и получения дешевой, но доста­точно квалифицированной рабочей силы.

Еще одной важной задачей казахстанской разведки в этой сфе­ре является информационное обеспечение развития передовых технологий и способствование созданию обратной связи дости­жений научно-технического прогресса с экономическим разви­тием. В функции Службы ʼʼСырбарʼʼ также входит обеспечение безопасности дипломатических учреждений и граждан Республи­ки Казахстан за рубежом, то есть выявление, предупреждение и пресечение действий иностранных спецслужб, террористических и экстремистских организаций, создающих угрозу деятельности казахстанских учреждений и граждан за границей. Все большее внимание стало уделяться качественной составляющей информа­ционной работы. Были приняты меры по созданию системы непре­рывного информационно-аналитического слежения за развитием оперативной обстановки, прогнозирования внутренних и внешних угроз национальной безопасности и выработки на этой базе ин­формационных приоритетов внешней разведки, адекватных изме­нениям внешней среды.

Добавить комментарий

Закрыть меню