Система это целостная

Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой — целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений, которые обладают значительной самостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.

Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей — материальных, социальных, духовных — выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель. Это и есть управленческая катастрофа.

Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей.

Структура общества состоит из 4 подсистем или общественных сфер.

1. Экономическая сфера является важнейшей сферой жизнедеятельности общества как системы. Деятельность людей в сфере материального производства в конечном счете преследует цель создания из вещества природы самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных потребностей людей. Чувственно-практическое освоение обществом окружающей природной действительности коренным образом отличается от приспособления животных к реальным условиям их существования. Воздействие общественного человека на природу представляет собой трудовой процесс, такую целенаправленную деятельность, которая предполагает использование ранее созданных орудий и средств труда, самой разнообразной техники для достижения заранее поставленных целей.

2. Политическая сфера. Ее сущность сводится к управлению общественными процессами, то есть управлению обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. Субъектом политики начинает выступать определенная группа лиц, которая вырабатывает общие для всего государства цели, с которыми так или иначе согласовываются все остальные более частные цели отдельных сфер и деятельности индивидов в обществе. Сфера управления несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма.

3. Социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым двум сферам общества. В социальной сфере происходит потребление человеком того, что создается в производственной сфере. Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.

4. Духовная сфера. Она поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму — существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц — жрецов, деятелей церкви, ученых. Специфику духовной сферы общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимаются, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.

Понимание специфики общественных сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или несправедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости.

ЕГЭ. Общество. Тема 3. Общество — динамическая система. Сферы общества

Общество является системой.

Что такое система? «Система» — это слово греческое, от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей, соединение.

Значит, если речь идёт об обществе как системе, то имеется в виду, что общество состоит из отдельных, но взаимосвязанных, взаимодобавляющих и развивающих частей, элементов.

Такими элементами являются сферы общественной жизни ( подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.

ПОЯСНЕНИЕ:

Находя вариант ответа на вопрос об обществе как системе, необходимо найти ответ, в котором содержатся элементы общества: сферы, подсистемы, социальные институты, то есть части этой системы.

Общество – динамическая система

Вспомним значение слова » динамический». Оно является производным от слова » динамика», обозначающего движение, ход развития какого – явления, чего-либо. Это развитие может идти и вперёд, и назад, главное — оно происходит.

Общество — динамическая система. Оно не стоит на месте, находится в постоянном движении. Не все сферы развиваются одинаково. Какие-т о быстрее изменяются, какие-то медленнее. Но всё движется. Даже период стагнации, то есть приостановки в движении, не является абсолютной остановкой. Сегодняшний день не похож на вчерашний. » Всё течёт, всё изменяется»,- говорил древнегреческий философ Гераклит.

ПОЯСНЕНИЕ:

Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.

Сферы общественной жизни (подсистемы)

Сферы общественной жизни Определение Элементы сферы общественной жизни
Экономическая создание материальных благ , производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства. экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты
Политическая включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных , политических организация. политические институты, политические организации,политическая идеология,политическая культура
Социальная внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие. социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы
Духовная включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства. духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности

ПОЯСНЕНИЕ

На ЕГЭ будет представлено два типа заданий по данной теме.

1.Необходимо по признакам узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу).

  1. Более сложным является второй тип задания, когда необходимо , проанализировав ситуацию, определить, связь и взаимодействие каких сфер общественной жизни здесь представлены.

Пример: Государственная Дума приняла закон » О конкуренции».

В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы Государственная Дума) и экономической ( закон касается конкуренции).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Лекция 16. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ И ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА

Общество – центральная категория социальной философии, социальной теории. Определение понятия «общество» является достаточно проблематичным. Общество – это и небольшое племя, затерянное в лесах Амазонки, и огромное государство, вроде Китая, и все человечество. Общество, как писал Маркс, состоит не только из индивидов, а из той суммы связей и отношений, в которых люди находят друг друга. Общество – сложнейший результат взаимодействия людей, система значимых человеческих (биологических, социальных и духовных) связей и отношений.

Человеческие общества постоянно изменяются на всех уровнях (политика, экономика, культура), изменяются их социальноэтнические структуры (общности, классы, организации и т. д.), сами способы взаимодействия общества с природой (технологии). Но при всей «исторической текучести» социальных образований в обществах можно выделить основные (типические) признаки. В качестве таковых выделяют: 1) природно-географическую среду обитания (территорию), 2) способность поддерживать и воспроизводить внутренние связи и отношения (за счет языка, власти, права, общих культурных стандартов, системы экономических и духовных связей), 3) политическую автономию, суверенность (общество обладает политической системой, именно она – гарантия обеспечения базовых потребностей людей, достижения личных и социальных целей), 4) механизмы саморегуляции, интеграции и управления (без управления, например, нет роста производительности труда, согласованности всех действий; каждый человек и группа могут существовать только как интегрированные в общество), 5) этническую., национальную и социально-культурную идентичность (общество не безликий мир, а представляет определенный этнос, нацию и обладает определенной культурой).

Общество – это отнюдь не некая-то сущность, состоящая из ряда признаков. Общество – это многоуровневый социальный процесс, направление изменения процессов. Пространство и время являются универсальными характеристиками, контекстом социальной жизни. Любые социальные взаимодействия людей расположены в пространстве и во времени. Природа общества такова, что его предшествующие стадии формируют почву для последующих. Общество слагается посредством времени. Общество – непрерывное существование. На естественные (т. е. данные от природы) связи и отношения людей накладываются социальные связи, социокультурная системность. Это придает социальной действительности порядок смысловых, значимых отношений. Каждому элементу это реальности присуща своя (часто изменчивая) смысловая общественная функция. Общество – это значимый человеческий мир. И люди постоянно созидают, творят и подтверждают этот человечески значимый мир. Способ, каким он устанавливается, не имеет аналогов в прошлом. В этом одна из трудностей познания и понимания общества.

Общество – система политических, экономических, правовых, идеологических, коммуникативных, этнических, культурных и межличностных связей. И это система связей существует «в людях» и «через людей».

Существуют разные подходы к структурированию общества как целого. Это объясняется, с одной стороны, сложностью самого общества как объекта изучения, а с другой – мировоззренческими и исследовательскими установками ученых.

К.

Маркс считал определяющим фактором в структуре общества способ производства («производительные силы» плюс «способ производства»). Структура общества, по Марксу, выглядит так:

ПС Û ПО Û ПН Û ФОС, где ПС – производительные силы, ПО – производственные отношения, ПН – политическая надстройка, ФОС – формы общественного сознания (политика, право, мораль, религия, наука и др.), Û – знак детерминации (определяющее воздействие идет от производительных сил, но надстройка и формы сознания влияют на развитие способа производства, а следовательно, и на развитие всего общества).

М. Вебер в качестве системообразующего или структурообразующего признака выбрал определенный тип социального взаимодействия (традиционный, аффективный, целерациональный и ценностно-рациональный). Структуру традиционного общества определяют обычаи, нравы, вера, сакральное отношение к власти. В индустриальном обществе доминируют целерациональные и ценностно-рациональные действия людей. На этой основе построено демократическое капиталистическое общество. Власть и экономика в нем – следствие рационального выбора.

На основе своего структурно-функционального подхода Т. Парсонс выделил четыре подсистемы общества: экономику, политику, культуру и родство. Они взаимосвязаны, но каждая из систем задает свои социальные роли (образцы поведения с правами и обязанностями), ценности, цели, нормы, ожидания. Чем четче работают подсистемы и составляющие их социальные институты, чем эффективнее исполняются социальные роли людьми, тем стабильнее социальная система. Общество развивается за счет внутренней упорядоченности, за счет интеграции целесообразных действий граждан в социальных институтах системы.

Широкое развитие в литературе получил социосферный подход к пониманию структуры общества. В обществе условно выделяют четыре взаимосвязанных сферы: экономическую (производство, потребление, обмен и распределение товаров), социальную (взаимоотношение этнических общностей, социальных групп, слоев и классов), политическую (деятельность государства, политических партий, общественных организаций и граждан) и духовную (политические, правовые, философские, этические и др. воззрения людей). Взаимодействие указанных сфер «цементирует» общество, обеспечивает его развитие.

Все эти научные подходы к структуре общества раскрывают специфику общества как целостной системы, обладают своими достоинства и недостатками.

Необходимо усвоить одно, что именно люди изменяют, создают общество, но не «как вздумается», а лишь в данных конкретно-исторических обстоятельствах и при производительных силах, созданных для них предшественниками. Социальные изменения – результат действий людей, ограниченных объективными факторами. Но немаловажную роль в социальном изменении, развитии и творчестве играют и идейно-побудительные факторы, организующие деятельность людей, – теории, верования, мотивации, ценностно-смысловые ориентации. Если мы действительно намерены понимать социальную жизнь, общество, инициирующие факторы и детерминанты его развития, то надо основательно задуматься о социальном мировоззрении, о социальной диалектике, которая включает и фактор взаимодействия общества с природой.

Контрольные вопросы

1. Что такое «общество»?

2. Что отличает общество как систему от других систем?

3. Какие существуют подходы к структурированию общества как целого?

Темы рефератов

1. Общество, его основные признаки.

2. Общество как целостная система.

3. Материальное и идеальное в структуре общества.

4. Проблемы социальных изменений развития общества.

Дата добавления: 2015-10-27; просмотров: 510 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Общество как целостная система

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

1) люди;

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить, как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов. Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

Эволюционизм

С середины XIX века идея эволюции как плавного накопления изменений, ведущих к усложнению организации, утверждается в биологии, этнографии, антропологии и истории культуры. Позднее эта идея становится руководящей в исследовании всех социальных и природных систем. Эволюционизм явился первым теоретическим направлением, исследовавшим жизнь народов в неевропейских культурах.

Содержание эволюционизма раскрывается в следующих положениях:

— единство человеческого рода – основа единства его культуры: наряду со специфическими чертами культуры и образа жизни народов существуют общие элементы и черты;

— все культуры изменяются и находятся на разных стадиях своего развития; между стадиями сохраняются связи, то есть имеет место преемственность в развитии культуры;

— развитие культур однолинейно и идет от простого к сложному;

— равноценность культур, уникальность каждой из них;

— психологическое обоснование явлений культуры;

— основными объектами исследования являются стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, ранние формы религии, нормы и запреты, регулирующие поведение людей.

Основатель эволюционизма в американской культурной антропологии – Л.Г. Морган, исследовавший историю первобытного общества.

Классиком эволюционизма также является Э. Тайлор. Главное внимание автор уделяет исследованию духовной культуры, особенно религии, магии и обрядов, связанных с ними.

Последователем и учеником Тайлора является шотландский исследователь Дж. Фрезер.

Функционализм

Функционализм (структурный функционализм) –одно из господствующих направлений в современной социологии. В основе структурно-функционального подхода лежит представление об обществе как целостной системе, состоящей из взаимосвязанных подсистем. С точки зрения функционализма всякое общество есть долговременная и устойчивая структура, элементы которой тесно связаны и образуют стройное целое. Каждый элемент этой целостности (подсистема) имеет определенную функцию, которая проявляется в осуществлении определенной деятельности, способствующей поддержанию существующей целостности в состоянии гармонического равновесия. Основу согласованного функционирования образует система коллективных нравственных ценностей, которые принимаются всеми индивидами как частями системы и которые связывают этих индивидов в интегральное целое. Взаимодополняемость и взаимодействие подсистем обеспечивают социальной системе структурно-функциональное единство.

Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г. Спенсером (1820 — 1903) в его трехтомном труде «Основание социологии» и развиты английским этнографом А. Рэдклифф-Брауном и американскими социологами Р. Мертоном, Т. Парсонсом.

Основные принципы функционального подхода по Г. Спенсеру:

1) так же, как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.

2) но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

3) функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4) поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

5) Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Социальная система, по его мнению, сохраняет стабильность, главным образом, потому, что она содержит в себе элементы контроля. Сюда входят политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.

Значительным этапом в развитии методологии функционализма является структурный функционализм Т. Парсонса. По Парсонсу, любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он называл «осями ориентации».

Первая ось — внешнее-внутреннее. Это значит, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось — инструментальное-консумоторное. Это означает, что ориентация систем связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными, потенциальными потребностями и целями.

Функционализм широко используется в эмпирических научных исследованиях. Однако социологи, придерживающиеся иных методологических установок, подчеркивают три главных недостатка функционализма:

1) Внеисторический подход к изучению общества. Общество в функционализме рассматривается статично, вне динамики развития.

2) Неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеологическую ориентацию на стабильность, в то время, как в современном обществе происходит масса социальных конфликтов.

3) Неспособность должным образом отразить в социальном индивидуальное.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 478 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Рассматривая общество как социальную систему, неизбежно возникает вопрос – каким образом обеспечивается его целостность? Ведь система, как уже отмечали, не сводится к сумме ее элементов. Есть ли в обществе главный системообразующий элемент?

Исследователи по-разному подходят к этому вопросу. Так, О.Конт усматривал таковой в разделœении функций (труда) и в солидарности. Э. Дюркгейм главным элементом общества считал ʼʼсоциальный фактʼʼ. Под ним он понимал всякий способ действия, способный оказывать на индивида внешнее принуждение.

ʼʼСоциальные фактыʼʼ — ϶ᴛᴏ реальность и их можно изучать. В них он включал всœе социальные образования, которые вынуждают принимать обычаи страны, законы, подчиняться денежной системе, нормам, правилам и т.д.

Рассматривая общество как систему ʼʼсоциальных фактовʼʼ, Дюркгейм полагал, что можно понять механизм его функционирования. Зная механизм, можно определить рычаги его воздействия на индивидов.

К. Маркс к системообразующему элементу относил социальное отношение или, более точно, – самого человека ʼʼв его общественных отношенияхʼʼ (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч. II. С. 222).

Общество непосредственно выражает устойчивые связи, складывающиеся между людьми в процессе их жизнедеятельности.

Общество, по мнению К. Маркса, не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Характер социальных отношений определяет как специфику самого общества, так и сущностные качества составляющих его людей.

Близкую мысль высказал М. Вебер.
Общество он рассматривал как сложную систему социального взаимодействия. При этом он выделял четыре вида социального действия: целœерациональное, ценностнорациональное, аффектное и традиционное. Именно они составляют основу социальной жизни, проявляя себя в разной степени. Одни занимают господствующее положение, другие – подчинœенное.

Структурный функционализм основание общественной системы видел в социальных нормах и ценностях.

Усваивая фундаментальные ценности, каждый индивид ориентируется на соблюдение норм совместной деятельности (Р. Мертон). Э. Шилз убежден, общество как таковое существует только под воздействием ʼʼобщей властиʼʼ. Она обеспечивает контроль над всœей территорией и насаждает общую культуру.

Чтобы общество могло хорошо функционировать, его члены, считал Эрих Фромм, должны иметь такой характер, который бы принуждал их действовать именно так, как они должны действовать, будучи его членами.

По мнению ряда отечественных социологов (А.И. Пригожина и др.) важнейшим элементом социальной системы является человек. Его действия определяют развитие общества. Есть и другие подходы. Некоторые социологи утверждают, что основные способы организации социальной жизни в совокупности составляют общество. К основным способам организации социальной жизни чаще всœего относят: социальные связи и отношения; социальные институты; социальные группы (страты); социальные организации, социальные нормы; социальные роли.

Каждый из компонентов привносит в социальную жизнь организующее начало, ᴛ.ᴇ. может рассматриваться как начальное звено системы.

В выявлении и анализе базовых элементов социальной системы важная роль отводится структурному и другим методам.

Добавить комментарий

Закрыть меню