Система экологического права

Система экологического права


Вернуться назад на Экологическое право
Экологическое право занимает самостоятельное место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного вида общественных отношений – экологических отношений. Оно имеет свою систему.

Под системой экологического права понимается размещение в определенной логической последовательности его структурных подразделений, обусловленное содержанием экологических отношений, которые выступают предметом экологического права.
Система экологического права может рассматриваться в трех качествах: как отрасль права, учебная дисциплина, наука.
Как отрасль права экологическое право состоит из Общей и Особенной части и складывается из подотраслей права; сложных и простых институтов; субинститутов и норм права.
Общая часть экологического права содержит правовые нормы, относящиеся ко всей отрасли в целом.
Она включает в себя такие положения:
• общую характеристику экологических отношений и экологического права;
• источники (формы) экологического права;
• право собственности на природные объекты;
• управление в области использования, воспроизводства и охраны окружающей природной среды;
• общие положения природопользования;
• общая характеристика экологических прав и обязанностей граждан;
• правовое обеспечение экологической безопасности;
• правовое обеспечение экономического механизма в сфере экологии;
• общие вопросы охраны природной среды;
• юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства.
В Особенную часть экологического права входят правовые нормы, регулирующие отдельные виды экологических отношений с учетом их специфики: право пользования землей, водами, недрами, растительным миром, животным миром, а также охрана атмосферного воздуха; общая характеристика сохранения, рационального использования экосистемы. В Особенную часть входят нормы, посвященные регулированию: обращения с отходами; отношениям, возникающих при чрезвычайных экологических ситуациях, нормы, касающиеся международных форм сотрудничества в области экологии.
При характеристике системы экологического права необходимо указать на наличие в ней соответствующих подотраслей. Они представляют собой совокупность правовых норм, которые регулируют однородную группу экологических отношений, с присущими для них специфическими чертами, которые являются неотъемлемой частью общих экологических отношений. Такими подотраслями следует назвать земельное, горное, фаунистическое, водное, флористическое, атмосферовоздушное, природно-заповедное право и др.
Подотраслевая структура экологического права обеспечивает дифференцированный подход к правовому регулированию соответствующих видов экологических отношений. Экологическое право, его подотрасли объединяют сложные, простые правовые институты и субинституты. Они могут входить в состав подотрасли или же занимать самостоятельное место в системе экологического права. Так, водное право, как подотрасль экологического права, содержит ряд сложных правовых институтов: право пользования водами, которые в свою очередь подразделяются на простые институты – право пользования для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения; право пользования для нужд рыбного и охотничьего хозяйства и др.; правовая охрана вод, которая также включает ряд простых институтов. Правовые институты экологической безопасности, чрезвычайных экологических ситуаций занимают самостоятельное место в системе экологического права. По такому же принципу систематизируются и иные подотрасли экологического права.
Рассматривая систему экологического права как учебную дисциплину, в ней следует выделить две части: Общую и Особенную.
Общая часть содержит вопросы:
• о предмете, методе, принципах и системе экологического права;
• о понятии, содержании, функциях управления природопользованием и охраной окружающей природной среды, системе и компетенции органов управления в этой сфере;
• об экологических правах и обязанностях граждан;
• права собственности на природные ресурсы;
• права природопользования;
• правового обеспечения экологической безопасности;
• экономико-правового механизма природопользования и охраны окружающей природной среды;
• юридической ответственности за экологические правонарушения.
Особенная часть включает характеристики: права пользования землями, водами, недрами, растительным миром, животным миром, природно-заповедным фондом, правовой охраны атмосферного воздуха, правового режима чрезвычайных экологических ситуаций и др.
Исходя из правовых реалий и учитывая перспективы развития экологического права, можно предположить необходимость создания новых учебных спецкурсов в пределах экологического права, что будет способствовать усовершенствованию учебного процесса и более углубленного изучения конкретных вопросов.
Система экологического права как эколого-правовая наука исходит из системы этой отрасли права. Она представляет собой систему научных взглядов, правовых идей, концепций, понятий, а также знаний закономерностей правового регулирования экологических отношений, которые образовывают предмет экологического права. Эколого-правовая наука оказывает содействие усовершенствованию системы экологического права как учебной дисциплины, системы экологического законодательства.

Авторское право
Административное право
Гражданское право
Наследственное право
Обязательственное право
Публичное право


Назад | | Вверх

Система экологического права России

В системе экологического права России принято выделять: общую, особенную и специальную части. Общая часть — положения, обслуживающие институты особенной части. Особенная часть — институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны) Специальная часть — экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

Общая часть содержит, в том числе, такие институты как:

· право собственности на природные объекты;

· право природопользования;

· государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;

· эколого-правовая ответственность

Особенная часть включает:

· Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром

· Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ

· Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населенных пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т. д.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права.

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы. От гражданского права отличается отсутствием имущественного характера в использовании и охране природных объектов, отсутствием товарных отношений в сфере природопользования;

метод экологического права — это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений. (Императивные и диспозитивные методы)

Императивные методы в форме предписаний, запретов и экологических приоритетов используются при установлении требований к использованию и охране природных объектов.

Диспозитивный метод находит выражение в форме дозволения, санкционирования принятых природопользователем решений и разрешений

4. Соотношение экологического права с другими отраслями российского права.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, — земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.


Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др.

Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д.

КоАП установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды.

Составы же экологических преступлений и ответственность за них закреплены в УК.

Экологическое право имеет также некоторые смежные с гражданским правомпредметы регулирования. Так, гражданское законодательство устанавливает основы права собственности и имущественного оборота земли и иных природных ресурсов.

5. Понятие и виды источников экологического права

Источники ЭП- нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Формы его внешнего выражения нормативные акты принятые уполномоченными органами гос. власти и МСУ, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.

Федеральный уровень:

Конституция, международные документы, ФКЗ, ФЗ, Акты президента, Акты правительства, НПА федеральных министерств, служб, агенств.

Уровень субъектов:

Законодательство субъектов: конституции , уставы; Законы субъектов, Акты глав субъектов, Акты органов исполнительной власти субъектов.

На муниципальном уровне: акты органов МСУ.

+ кодифицированные законодательные акты: ЗК, ВК, ЛК, ФЗ «об охране окружающей среды»,

Конституция-основной источник. Ст. 2 человек его права и свободы являются высшей ценностью.

Ст.42: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ст. 9 земля охраняется и используется в РФ как основа жизни и деятельности народов проживающих на ней.

Конституция устанавливает:

Экологические права и обязанности граждан ст.42,58

Право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст.9, 36)

Компетенцию государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей среды(71, 72, 114)

Рассмотрим различные классификации источников экологического права.

1. По юридической силе:

1. Законы

2. подзаконные акты

2. По предмету регулирования:

1. Общие

2. Специальные

3. По направленности правового регулирования:

1. Материальные

2. Процессуальные

4. По характеру:

1. Кодифицированные

2. Некодифицированные

6. Общая характеристика Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Сменил Закон РСФСР от 19.12.1991.

Структура Федерального закона включает: 16 глав

Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоре­тическом плане с учетом специфики и сложности объекта регули­рования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права.

Устанавливаемые Законом общие правовые механизмы управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием включают:

· экологическое нормирование и стандартизацию,

· оценку воздействия планируе­мой деятельности на окружающую среду,

· экологическую экспер­тизу,

· экологическую сертификацию, экологический аудит,

· лицензирование,

· меры экономичес­кого стимулирования, планирование, финансирование, страхова­ние,

· мониторинг,

· экологический контроль

и некоторые другие. Данные механизмы применимы как к охране природы в целом, так и к охране отдельных природных ресурсов (объектов).

7. Субъекты и объекты экологических правоотношений.

Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.

Конституцией РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Из этого следует, что государство как субъект в лице своего компетентного органа является участником экологических правоотношений. Государство является субъектом экологических правоотношений и в том случае, если природные ресурсы на законных основаниях переходят в собственность юридических или физических лиц или передаются им во владение, постоянное или временное пользование (аренду).

Юридическое или физическое лицо, которое воздействует на природную среду с целью ее использования, воспроизводства или охраны также выступает в качестве субъекта экологических отношений. К таким субъектам относятся также граждане, иностранные и хозяйствующие субъекты.

Хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, которые воздействуют на природную среду, в том числе граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а также граждане, которые осуществляют общее или специальное природопользование.

Носителями полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды являются государственные органы.

Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные районы и т. д.

8. Экологические права и обязанности граждан.

Экологические права

Под экологическими правами граждан понимают закрепленные в законодательстве права гражданина, которые обеспечивают удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на:
— благоприятную окружающую среду;
— достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
— возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Под благоприятной окружающей средой понимают такое ее состояние, которое соответствует критериям, нормативам и стандартам, установленным в экологическом законодательстве по показателям чистоты, ресурсоемкости, экологической безопасности, видовому разнообразию и др. Другими словами, гражданин Российской Федерации имеет право на среду обитания, факторы которой не оказывают на него негативного влияния.

Согласно действующим законодательным актам граждане имеют право требовать от соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц предоставления объективной информации о состоянии окружающей среды. Эта информация должна быть достоверной, т.е. заведомо не искаженной, своевременной и полой.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружаю-ей среды» (2002 г.) граждане имеют также право:
— создавать общественные объединения, фонды и иные щественные формирования по охране окружающей среды;
— принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по вопросам охраны окружающей среды выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;
— предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Секция 1. Понятие, система и источники экологического права

НЕ являются объектами экологических правоотношений

а) окружающая среда в целом

б) порядок охраны природных объектов

в) порядок использования природных объектов

*г) природные объекты, утратившие связь с естественными экосистемами

Понятие «антропогенный объект» включает

*а) объект, созданный человеком и не обладающий природными свойствами

б) природный объект, измененный человеком

в) естественная экологическая система

г) природный ландшафт

Природный объект определяется как

а) объект, созданный человеком для обеспечения своих потребностей

б) совокупность созданных и измененных человеком объектов

*в) естественная экологическая система, сохранившая свои природные свойства

г) природный объект, измененный в результате хозяйственной деятельности человека

Природными объектами, НЕ отнесенными к объектам охраны окружающей среды, являются

а) генетических фонд растений и животных

*б) редкие виды животных в зоопарке

в) окружающая среда в целом

г) исчезающие виды растений, занесенные в Красную книгу

Система экологического права состоит из следующих частей

а) общей и особенной

б) общей и специальной

в) общей, специальной и экологизированной

*г) общей, особенной и специальной

Экологическая безопасность определяется как

а) увеличение продуктивности природных ресурсов,

б) сохранение продуктивности природных ресурсов,

в) возмещение вреда окружающей среде

*г) состояние защищенности экологических интересов государства и общества

Экологические правоотношения — это регулируемые нормами экологического права отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере

а) охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

*б) природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

в) обеспечения экологической безопасности

г) рационального природопользования и охраны окружающей среды

Экологические правоотношения возникают

а) при любых условиях природопользования

б) при любых условиях охраны окружающей среды

*в) на основе правовых норм, устанавливающих правила поведения сторон при использовании природных ресурсов

г) в сфере использования лишь тех природных объектов, которые имеют экономическую ценность

Экологическое право не может выступать в качестве

а) учебной дисциплины

б) отрасли права

в) отрасли науки

*г) отрасли человеческой деятельности

Экологическое право регулирует общественные отношения в сфере

а) охраны окружающей среды и рационального природопользования

б) обеспечения экологической безопасности

*в) природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

г) природопользования и охраны окружающей среды

Какое из нижеприводимых понятий не относится к системе экологического права?

а) специальная часть

б) особенная часть

*в) особая часть

г) общая часть

Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками

а) свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде

б) свободно, если это не вредит интересам других лиц

в) свободно, если это не нарушает интересов государства

*г) свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц

Экологическое право – это

*а) относительно молодая самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

б) подотрасль административного права, регулирующая отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

в) подотрасль конституционного права, нормы которой направлены на охрану экологических прав и интересов граждан

г) одна из старых отраслей права, регулирующая отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

К особенностям экологического права относятся (выберите две черты):

а) медленная обновляемость

*б) специфическая терминология

*в) глобальный характер

г) небольшой объем

К особенностям экологического права НЕ относятся (выберите две черты)

а) высокая интенсивность развития

*б) компактность, маленький объем

*в) простая терминология

г) быстрая реакция на происходящие события

В систему источников экологического права НЕ включаются

*а) правовые акты хозяйствующих субъектов, содержащие экологические установки

б) нормативно-правовые акты субъектов РФ

в) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления,

г) руководящие постановления Пленума Верховного Суда России

К конституционным обязанностям граждан НЕ относится требование

а) сохранять окружающую среду

*б) рационально использовать природную среду и ресурсы

в) сохранять природу

г) бережно относиться к природным богатствам

Права граждан на экологическую информацию предусмотрены в

а) Градостроительном кодексе РФ

б) Кодексе об административных правонарушениях Р Ф

*в) Конституции РФ

г) Гражданском кодексе РФ

Субъектами права на благоприятную окружающую среду в российском законодательстве являются

а) министерства и ведомства

б) хозяйствующие субъекты,

в) органы местного самоуправления,

*г) граждане России и иностранные лица, находящиеся на территории РФ

Экологические права граждан, закрепленные в ст. 42 Конституции РФ

а) право на радиационную безопасность

б) право на защиту права собственности на природные ресурсы

*в) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением

г) право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды

Конституция Российской Федерации НЕ гарантирует каждому право на:

*а) возмещение ущерба, причиненного здоровью вследствие стихийных бедствий

б) достоверную информацию о состоянии окружающей среды

в) возмещение ущерба, нанесенного имуществу экологическим правонарушением

г) благоприятную окружающую среду

Конституция Российской Федерации устанавливает, что земельное, водное и лесное законодательство находятся в ведении

а)субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

*б) Российской Федерации и ее субъектов

в) только Российской Федерации

г) только субъектов Российской Федерации

К источникам экологического права НЕ относятся

а) международные договора Российской Федерации

б) соглашения между субъектами Российской Федерации по вопросу использования и охраны природных ресурсов

*в) договоры между собственниками об ограниченном пользовании природным объектом

г) соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды

В каких двух из перечисленных нормативно-правовых актов дана отсылка к обычаю как источнику экологического права:

*а) ФЗ «О животном мире»

б) Экологическая доктрина

в) Конституция РФ

*г) ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

«Экологическая доктрина» – это

а) учение юристов об экологическом праве

*б) подзаконный акт, в котором сформулированы стратегические цели, задачи и принципы экологической политики

в) международная конвенция, устанавливающая стратегические цели, задачи и принципы экологической политики

г) федеральный закон, в котором сформулированы стратегические цели, задачи и принципы экологической политики

Добавить комментарий

Закрыть меню