Сиротство как социальная проблема

Сиротство, как социальная проблема

Проблема социального сиротства характерна для многих развитых и развивающихся стран. По состоянию на 01.01.2007 в Республике Беларусь насчитывается 32, 5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Половина из них воспитывается в замещающих семьях ( опекунских, приемных, детских домах семейного типа), еще 35% находятся под государственной опекой в детских интернатных учреждениях. Результаты анализа банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, показывают, что 85 – 95% из них – «сироты при живых родителях».

Согласно Закона РБ » О гарантиях по социальной защите детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (Принят Палатой представителей 1 декабря 2005 г.) гарантии по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей распространяются на:

-детей-сирот – лиц возрасте до 18 лет, у которых оба или единственный родитель умерли;

-детей, оставшихся без попечения родителей (социальных сирот) – лица в возрасте до 18 лет

-Лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевших к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот, или детей, оставшихся без попечения родителей либо основания для его приобретения и обучающиеся в ПТУ, техникумах, колледжах , вузах или других учебных заведениях.

Исследование проблемы социального сиротства, свидетельствует, что это явление, обуславливается рядом причин и факторов. Среди которых ведущее место занимает кризис семьи и нестабильностью семейно-брачных отношений

Способствовал развитию социального сиротства и экономический кризис 90-х гг. ХХ в., который затронул, прежде всего, наиболее слабые слои общества, привел к распространению алкоголизма, наркомании, росту насилия, преступности, жестокости и в конечном итоге к распаду семей. Все это создавало благоприятную почву на которой произрастало детское неблагополучие , безнадзорность.

Определенную роль в росте числа детей, оставшихся без попечения родителей сыграл и такой фактор, как катастрофа на Чернобыльской АЭС, загрязнение окружающей среды. Это обстоятельство провоцирует рост числа детей-инвалидов, детей с нарушениями психофизического развития, что вызывает растерянность родителей и побуждает некоторых из них бросать детей

Кроме вышеперечисленных факторов, к росту социального сиротства ведут также и такие причины как: нарастание миграции населения: в ряде случаев между детьми и родителями, долгое время проживающими раздельно, нарушаются всяческие связи, что позволяет причислить их к категории «скрытых» социальных сирот; отсутствие целенаправленной работы по формированию ответственности и сознательного родительства, подготовки молодежи к вступлению в брак и к семейной жизни; отказничество, которое приводит к раннему социальному сиротству; увеличение числа детей, рожденных вне брака


разводы родителей

Среди общего количества детей, оставшихся без попечения родителей, растет и число детей, отобранных у родителей по решению суда без лишения родительских прав. Причиной часто является неспособность родителей исполнять свои родительские обязанности в связи с умственной неполноценностью.

Социальное сиротство как явление сопряжено с рядом негативных последствий на развитие и функционирование ребенка, имеющего статус сироты. К таким последствиям следует отнести: глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье (истощение организма, различного рода заболевания), психоэмоциональную сферу ребенка, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; психосоматические расстройства (нарушения сна, частые головные боли, неврозы, депрессии, энурез, непроизвольные мочеиспускания); проблемы речевого развития; отрицательный социальный опыт, приобретенный в семье; социальная депривация; задержки интеллектуального развития, деформация психики; формирование комплекса эмоциональных нарушений: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов; затруднения в постинтернатной адаптации; проблемы полового поведения; несформированность семейных полоролевых навыков; сложности в построении самостоятельной семейной жизни


20. характеристика понятий «Дети – сироты», «дети – оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей — сирот и детей оставшихся без попечения родителей»

Основанием для социальной защиты детей-сирот является приобретение статуса ребенок-сирота, который приобретается на основании документов о смерти обоих или единственного родителя.

Основанием для социальной защиты, детей, оставшихся без родительского попечения является приобретение статуса дети, оставшиеся без родительского попечения. Такой статус приобретается на основании:решения суда о лишении родительских прав; об отобрании ребенка без лишения родительских прав;решения суда о признании родителей (родителя) недееспособными; о признании родителей (родителя) ограниченно дееспособными;решения.

Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами: копиями свидетельства о смерти; копиями решения суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании родителей безвестно отсутствующими, объявлении умершими; медицинскими документами о продолжительной болезни родителей и др.

суда о признании родителей (родителя) безвестно отсутствующими ; об объявлении родителей (родителя) умершими;совместного акта организации здравоохранения и органов внутренних дел об оставлении ребенка в учреждении здравоохранения;письменного заявления родителей (родителя) о согласии на усыновление (удочерение) ребенка при отказе от него и их (его) раздельном проживании с ребенком;акта органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка.

В 2005 г. принят Закон РБ » О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленный на социальную защиту детей сирот, создание условий для их успешной социализации. Главой государства подписан Декрет от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», который направлен прежде всего на преодоление социального сиротства и ужесточение ответственности родителей, лишенных родительских прав за компенсацию содержания детей в интернатных учреждениях и замещающих семьям.

В Республике Беларусь создается разветвленная сеть учреждений социального обслуживания и социально-педагогической помощи, на базе которых проводится работа с семьями из группы социального, их своевременное выявление и патронаж, а также социальная работа с детьми-сиротами. Так, согласно Постановлению Министерства труда и социальной защиты РБ от 23 июля 2003 г.

№86 «Об утверждении примерного положения о территориальном центре социального обслуживания населения и примерных штатов территориального центра социального обслуживания населения», предусмотрено оказание социальной помощи бывшим воспитанникам интернатных учреждений, в том числе содействие в трудоустройстве и предоставлении жилья, оказание материальной помощи, содействие в социальной реабилитации и адаптации.

21. характеристика форм устройства детей –сирот.

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .Попечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей может осуществляться через определение ребенка в семью ( усыновление, опекунство, приемная ), либо через государственное попечение.

Основная работа по воспитанию и содержанию детей, лишенных родительской опеки осуществляется в специальных учреждениях, находящихся в ведении Министерства образования РБ. К таким учреждениям относятся: дома ребенка ( находятся в ведении Министерства здравоохранения); детские дома; общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; общеобразовательные школы-интернаты для детей с отклонениями в поведении, а также для детей, в семьях которых отмечаются неблагоприятные условия проживания; детские дома смешанного типа, детские деревни

Оптимальной формой воспитания детей-сирот является усыновление (удочерение), которое открывает перспективы для надежного и устойчивого воспитания детей, не имеющих возможности оставаться с собственными родителями. Усыновление (удочерение) — юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные.

Опекунская семья. Опека (попечительство) — одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, приобрела правовой статус в 1991 году. Устанавливается для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения. Опекаустанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, апопечительство в соответствии с Гражданским кодексом РБ над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. По достижении ребенком 14 лет опека прекращается, а лицо, осуществляющее обязанности опекуна, становится попечителем без особого на то решения. По достижении ребенком 18 лет прекращается попечительство над ними без особого на то решения.

Опекунская семья – это семья взявшая на воспитание одного и более (до пяти) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитанники в семье находятся на полном государственном обеспечении до окончания учебного заведения и трудоустройства. На них распространяются льготы, установленные действующим законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании несовершеннолетних, создавать необходимые бытовые условия, обеспечивать уход и лечение, защищать их законные права и интересы.

Новой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является приемная семья, которая получила законодательное оформление только в 1999 году и регламентируется Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999г., с изменениями и дополнениями от 27 января 2006 года №103. Приемная семья. – форма устройства детей –сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей, на основании трудового договора и договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание на срок установленный договором. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Если дети достигли десятилетнего возраста учитывается их согласие на определение в приемную семью.

Новой для Беларуси формой устройства детей-сирот является патронатная семья.Патронатная семья (воспитание) – форма устройства в замещающую семью детей, оставшихся без попечения родителей. В ст. 175 Кодекса о браке и семье дается следующие определение патронатного воспитания – форма устройства детей в семью патронатных воспитателей при распределении обязанностей по защите их законных прав и интересов между патронатными родителями, органами опеки и попечения и учреждением, передающим ребенка на воспитание. На патронатное воспитание передаются только воспитанники интернатных учреждений

. Функцию попечения, опеки выполняет директор учреждения откуда передан ребенок на патронатное воспитание. Семья функционирует на основании договора между патронатными воспитателями и учреждением, где находился ребенок до определения в семью воспитание. Патронатный воспитатель отвечает за жизнь, здоровье, воспитание и образование ребенка в период проживания его в семье.

Детский дом семейного типа (ДДСТ). Имеет статус учреждения образования и пользуется юридическими правами. Его деятельность регламентируется Постановлением Совета Министров РБ от 28 февраля 2006 г. № 289 «Об утверждении Примерного положения о детском доме семейного типа». Данное учреждение создается решением местных исполнительных и распорядительных органов, может входить в состав детской деревни или быть созданным в форме отдельной семьи. Детский дом семейного типа – это семья, принявшая на воспитание от 5 до 10 детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об установлении воспитания и содержания детей и трудового договора. Дети находятся в детском доме семейного типа на полном государственном обеспечении. Родители, взявшие на воспитание детей выполняют в отношении их функцию опекунов ( попечителей). Общее количество детей в таких домах , как правило, не превышает 10 человек с учетом родных детей родителей-воспитателей.

Детские деревня — . социально-педагогическое учреждение, в котором дети, утратившие свою семью и попавшие в кризисную ситуацию, воспитываются в условиях жизни, максимально приближенных к естественным семейным. Детские деревни как правило включают в себя несколько домов семейного типа, в каждом из которых воспитывается не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей

В состав детской деревни могут входить многоквартирные дома, в которых проживают семьи и персонал деревни, школа, детские дошкольные учреждения, спортивные комплексы, клубные учреждения, которые одновременно обслуживают детей и прилегающего микрорайона; административно-хозяйственная часть, медицинский блок, приусадебные участки. Управление детской деревней осуществляет директор, которые назначается областным управление образования на конкурсной основе

В штат детской деревни могут, кроме родителей, входить врач-педиатр, психолог, дефектолог, воспитатели, патронатная сестра, рабочие по обслуживанию и срочному ремонту, водитель, помощники воспитателя, социальный педагог.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы беспризорности и социального сиротства усиливает статистика последних лет, свидетельствующая о сохранившейся в России негативной тенденции роста числа беспризорных детей. Детская беспризорность – острое и масштабное социально опасное явление для национальной безопасности страны и региона. Существует потребность радикального повышения эффективности работы всех структур государства, ответственных за решение проблем беспризорного детства. Необходим поиск нестандартных путей снижения остроты и негативных последствий отклоняющегося поведения детей и подростков1.

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи. Семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

Социальные сироты и беспризорные дети являются основным источником пополнения криминальных структур, роста детской и подростковой проституции. Проблема детской беспризорности становится проблемой национальной безопасности не только настоящего времени, но и будущего и может иметь далекоидущие неблагоприятные последствия. А именно: рост доли асоциальной прослойки детей и подростков; формирование социально проблемной молодежи; резкое ухудшение физического и психического здоровья населения; снижение прослойки образованного населения, интеллектуального, трудового и профессионального потенциалов нации в целом.

Беспризорность и социальное сиротство – это социальная почва для произрастания девиантного поведения, которое очень быстро перерастает в делинквентное, а затем в криминальное поведение. Это концентрированно ненормальная среда, где негативные процессы чрезвычайно ускоряются, а позитивные, напротив, замедляются. Вот почему с беспризорностью как источником девиантности очень трудно бороться. Впрочем, присмотримся к этому явлению поближе.

Детская беспризорность – это отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Это особое социальное положение несовершеннолетнего, которое можно назвать еще экстремальным и маргинальным. Его характеризуют такие признаки, как1:

  • отсутствие постоянного места жительства (бездомность);

  • разрыв отношений с родителями (либо лицами, заменяющими их), родственниками, педагогами, воспитателями;

  • отчуждение от всех институтов социализации детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских учреждений);

  • незанятость общественно полезным трудом (учебой, работой).

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.

Объектом данной работы является социальное сиротство и беспризорность.

Предметом стали причины и последствия социального сиротства и беспризорности.

Цель работы – изучить причины и последствия детской беспризорности и социального сиротства в России.

Задачи:

  • выявить сущность детской беспризорности и социального сиротства;

  • выяснить причины их возникновения;

  • рассмотреть последствия беспризорности и сиротства

  • описать методы профилактики и устранению причин способствующих возникновению беспризорности и социального сиротства.

1. Социальное сиротство: понятие, причины и последствия

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу о развитии и воспитании таких детей.

Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство – явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими1.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появляется и так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания1.

Сиротство – социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. В XX-XXI веках во многих странах мира социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства как социального явления, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям.

Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате общественного поведения лишены родительских прав.

Социальные сироты – это дети, имеющие родителей, которые лишены родительских прав, страдают тяжёлыми хроническими заболеваниями, в том числе психическими, алкоголизмом, наркоманией и другие. Выделяется большая группа детей-сирот, от которых по различным причинам отказались родители (наиболее часто отказываются одинокие матери, родившие детей вне брака, а также родители, у которых дети родились с нарушениями в психофизическом развитии).

Ученые выделяют и так называемую категорию «скрытых сирот», к которым относят детей, чье положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого и даже жестокого обращения с ними1.

Таким образом, социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В дальнейшем в работе мы будем опираться на это понятие. В этом случае заботу о детях берет на себя государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.

В настоящее время, в российском общественном сознании такое явление как социальное сиротство связывается с целым комплексом причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других причин. Причинами социального сиротства являются природные катаклизмы и социальные потрясения — войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев. К числу непосредственных причин социального сиротства относятся следующие2:

– добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;

– принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие1:

1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;

2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);

3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;

4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;

5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;

7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;

8) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие – разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;

9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.

Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка – распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства1.

Вывод: Во-первых, социальный сирота, это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Во-вторых, основными причинами сиротства детей в нашей стране являются отказ от ребенка в родильном доме, смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, а также лишение родительских прав родителей ребенка в связи со злостным невыполнением ими своих обязанностей, то есть социальная дезорганизация семьи, финансово-экономические трудности, асоциальное поведение родителей (пьянство, наркомания, преступное поведение).

В-третьих, в России продолжается рост социального сиротства, специализированные учреждения заполнены детьми, оставшимися без попечения родителей. В связи с этим остро стоит вопрос о профилактике социального сиротства и развития данной технологии в разных ведомствах и на разных уровнях.

В современном мире одна из наиболее актуальных проблем — это проблема сиротства. В настоящее время в России сиротство растет большими темпами это обуславливается ухудшением социально — экономического и социально- политического положения в стране. Как правило лишь малая часть детей — сирот остается без попечения родителей в результате их смерти. Остальные являются сиротами при живых родителях, так называемыми «социальными сиротами» число таких детей растет с каждым днем. Данное положение обуславливается падением нравственного воспитания у родителей и соответственно позже у детей.

Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно — отсутствующими и т. д..

Так же к этой категории можно отнести детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует с древних времен, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей — дети в возрасте до 18 лет, которые остались без печения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

В последние годы стала значительно возрастать тенденция на увеличение размеров «социального» сиротства в России и проявление его новых характеристик. Выявляется так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением социально-экономических условий жизни семьи, падением её морально — нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие этого растёт беспризорность, появляется огромного количество детей и подростков «брошенных на произвол судьбы».

Социальное сиротство — явление устранения или неучастия родителей в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В родительские обязанности входит: воспитание детей, подготовка их к общественно полезному труду, содержание несовершеннолетних детей, защита их прав и интересов во всех учреждениях и т.д..

Всё большее количество детей теряют родительское попечение не из-за смерти родителей, а по социальным причинам. Это явление встречается не только на территории Российской Федерации, но и во всех остальных странах. Социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. Не смотря на то что прогресс двигается вперед, развиваются все новые и новые отрасли и технологии, но проблема такой аномальной формы материнского поведение остается малоисследованной.

Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социально -нравственного поведения женщин — материнство. С появлением неблагоприятной тенденции к возрастанию «социального» сиротства стоит отметить следующие факторы влияющие на ее динамику: рост числа разводов, рождение детей вне брака, раннее материнство, алкогольная и наркотическая зависимость «горе родителей», аморальное поведение и низкий уровень дохода, отсутствие жилья .

В России из-за разводов более 500 тыс. детей до 18 лет остались без одного из родителей. Одно из заметных изменений последнего времени — быстрый рост доли детей, рождаемых вне брака. За последние 10 лет число матерей-одиночек увеличилось на 60 %. В связи с этим увеличилось количество отказных детей. А так же и упадок нравственных ценностей у молодежи, по статистике более 50% отказных детей в роддоме — рожденные несовершеннолетними девушками. Стоит заметить, что причиной в 98% отказа от детей в роддоме является низкий экономический уровень в семье, материальные трудности и неспособность «поставить ребенка на ноги». Все выше перечисленное непременно связано со сложной социально-экономической и политической обстановкой в государстве, высоким уровнем безработицы, низкой оплатой труда и отсутствием возможности получения бесплатного образования.

Одним из основных направлением способствующих улучшению демографической ситуации является социальное сопровождение семей с детьми.

Цель реализации проектов по социальному сопровождению – повышение качества социального обслуживания семей с детьми, уровня доступности предоставляемых им социальных услуг и социальной помощи.

В перечень семей нуждающихся в социальном сопровождении входят: замещающие семьи; семьи, воспитывающие детей- инвалидов; семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3-х лет; многодетные семьи; матери с 7 новорожденными детьми, имеющие намерение отказаться от ребенка; семьи с одним родителем, воспитывающие несовершеннолетних детей .

Так например в Астраханской области имеется положительный опыт разработки и реализации программ социального сопровождения женщин с новорожденными и малолетними детьми, имеющих намерение отказаться от ребенка.

В данной области существует Служба профилактики отказов от новорожденного ребенка и кризисной беременности.

Деятельность службы представляет собой применение комплекса мер, направленных на выявление социально-психологических факторов, способствующих девиантному материнству, а также проведение профилактических мероприятий, имеющих своей целью формирование эффективного материнского поведения.

Социальное сопровождение женщины, имеющей намерение отказаться от новорожденного, осуществляется по следующим уровням:

I. экстренный – направлен на оказание помощи семье с целью предотвращения существующей угрозы;

II. кризисный – направлен на оказание семье специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям;

III. базовый (профилактический) – направлен на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях;

IV. адаптационный – направлен на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов семьи к кровному ребенку .

Для каждой женщины составляется индивидуальный план работы по социальному сопровождению.

Таким образом в данном регионе решается проблема снижения численности социальных сирот.

Существует еще одно немало важное направление способствующее улучшению демографической ситуации с стране — это новая форма по поддержке несовершеннолетних мам, матерей — одиночек оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, социальная гостиница.

Так например в городе Ульяновске в социально — реабилитационном центре для несовершеннолетних «Причал надежды» — центр по профилактике семейного неблагополучия открылась социальная гостиница. Внутренний интерьер гостиницы впечатляет: ковровые дорожки, большой плазменный телевизор, просторные светлые комнаты, комнатные растения, новая мебель и техника, новые игрушки и тишина — атмосфера если не домашнего, то, по крайней мере, санаторного тепла и уюта, но никак не социального учреждения, где под одной крышей собраны люди с неблагополучными историями за плечами.

Целью работы социальной гостиницы является предоставление временного проживания женщинам с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Основной задачей является профилактика безнадзорности, беспризорности и обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация семей с детьми оказавшихся в трудной жизненной ситуации, участие в выявлении и устранении причин, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям в преодолении тяжелой жизненной ситуации, разработка и реализация программ социальной реабилитации семьи направленных на выход из тяжелой жизненной ситуации.

Принципами деятельности социальной гостиницы являются: приоритетность интересов проживающих; гуманность; адрестность; добровольность нахождения в социальной гостинице; сочетание индивидуальной и групповой работы с проживающими.

В гостинице могут проживать:

-женщины, имеющие несовершеннолетних детей подвергшиеся психо — физическому насилию;

-беременным женщинам с несовершеннолетними детьми, оказавшихся без средств к существованию;

-женщинам с несовершеннолетними детьми находящимися в состоянии развода, предразводной ситуации и после разводной;

-самостоятельно проживающим выпускникам детских домов в специализированных учреждениях социального обслуживания для несовершеннолетних, школе — интернате;

— женщинам с несовершеннолетними детьми находящиеся в конфликте с семьей;

— женщинам с несовершеннолетними находящиеся в ситуации связанной вынужденным переездом с места постоянного проживания, в том числе беженкам и вынужденным переселенкам;

— юным матерям с детьми и несовершеннолетним беременным, оставшимся без попечения и средств к существованию .

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что проблему социального сиротства нужно решать как на государственном, так и на региональном уровне. Есть положительные примеры решения данной проблемы , которые следует использовать для активного внедрения в социальной сфере.

Библиографический список

1. Басова Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения. / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 663 с.

2. Основные понятия социальной работы: Глоссарий. — СПб: Имена, 2007. — 100 с.

3. Пинегина, С.В. Дети — сироты, как объект социально — психологической работы / С.В. Пинегина — Режим доступа: http://nsportal.ru/ (дата обращения: 18.12.2015).

4. Социальное сопровождение семей с детьми / Гордеева М.В., Холостова Е.И., Волжина О.И., Кононова Л.И. и др. / Информационно-методический сборник. – М.: ИДПО ДТСЗН, 2015. — 242 с.

5. Холостова, Е.И.Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие / Е.И. Холостова. — М.: Издательско — торговая корпорация Дашков и К, 2006. — 240 с..

6. Социально — реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды» — центр по профилактике семейного неблагополучия . — URL: http://prichal.ulsim.ru/rehabilitation/ (дата обращения: 12.01.2016).

Добавить комментарий

Закрыть меню