Швейцария во второй мировой

ШВЕЙЦАРИЯ в XХВЕКЕ

Швейцария в XIX веке <<—

—>> Современная Швейцария

Ряд значительных изменений в экономике, внутренней и внешней политике Швейцарии произошли в ХХ веке. В экономике страны наблюдались радикальные перемены: из аграрной страны Швейцария превратилась в промышленно развитую, что способствовало большому миграционному притоку населения. Уровень жизни швейцарцев значительно повысился. Условия работы и социальные гарантии становились всё лучше и лучше, спектр предлагаемых на рынке товаров стал шире, качество товаров – разнообразнее, расширялись возможности выбора.

С развитием экспорта существенно изменились отношения со странами Европы и мира в целом.
После начала Первой мировой войны (1814-1818) правительство Швейцарии объявило о намерении сохранять нейтралитет. Однако, несмотря на это, война оказала большое влияние на политическое, социальное и экономическое развитие страны. С 11 по 13 ноября 1918 года в Швейцарии прошла всеобщая политическая стачка (охватила более четверти миллиона рабочих), для подавления которой власти использовали войска. Вместе с тем правительство все же частично удовлетворила требования трудящихся: была введена 48-часовая рабочая неделя. На рубеже 20-х и 30-х годов швейцарская экономика пережила два мощных кризиса, от которых сильно пострадал целый ряд отраслей, в том числе и текстильная промышленность. Это привело к стремительному росту безработицы. После того, как кризис коснулся сельского хозяйства и машиностроения, сфера обслуживания была единственным видом экономической деятельности, который оставался достаточно рентабельным.
В 1920 году была создана международная организация Лига Наций, имевшая своей целью, согласно уставу, «развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности». Женева была избрана в качестве штаб-квартиры Лиги Наций. Решение о вступлении Швейцарии в эту организацию было принято на всенародном референдуме всего лишь незначительным большинством голосов. На рубеже 30-х годов в Швейцарии активизировалось движение правонастроенных «фронтистов», нашедших поддержку в лице мелких, средних частных предпринимателей и крестьян. До начала и на протяжении всей Второй мировой войны Швейцария стремилась любой ценой отстоять свою независимость и не ввязаться в военные действия. В 1939 году Швейцария подтвердила свой нейтралитет, вместе с тем были приняты меры для укрепления обороны страны: увеличен военный бюджет страны, проведена всеобщая мобилизация, создана система укреплений вдоль границ и особенно в Альпах. В соответствии с Гаагской Конвенцией от 1907 года, Швейцария, как нейтральное государство, имела право торговать с воюющими странами. Среди прочих товаров она экспортировала и оружие.
Нейтральная позиция Швейцарии во Второй мировой войне неоднократно привлекала внимание специалистов различных областей. В последнее время, на фоне международного давления на швейцарские финансовые учреждения с требованиями исследовать банковские счета военного времени, наблюдается повышенный интерес к неоднозначной роли этого государства в истории последней войны. Во-первых, швейцарское правительство осуждают за то, что она проводили политику сотрудничества с нацисткой Германии, закрыв свои границы для евреев, пытавшихся спастись бегством от лагерей смерти. Во-вторых, Швейцарии предъявляется обвинение в том, что она не только вела торговлю золотом с нацистами, но и была их основным банкиром. Как известно, золото было отобрано нацистами у евреев. В-третьих, швейцарские банки обвиняют в том, что после окончания войны они не сочли нужным сообщить о существовании т.н. «спящих счетов» еще оставшимся в живых родственниками или наследникам, и присвоили, таким образом, их капиталы. И, наконец, Швейцарию упрекают в том, что именно ее политика невмешательства привела к затягиванию войны. Если бы она отказалась поставлять Германии военную продукцию, исход войны решился бы намного быстрее в пользу союзников.
В послевоенные годы в Швейцарии отмечался экономический подъем, существенно возросли объемы импорта и экспорта. Начиная с 1950 года в стране увеличивался приток иностранной рабочей силы, в первую очередь за счет итальянцев. До начала 70-х годов промышленность оставалась важной составляющей экономического роста страны, постепенно уступая место сектору сферы обслуживания. В 70-е годы экономика Швейцарии была охвачена тяжелым кризисом, повлекший за собой массовый выезд иностранцев, потерявших работу. С начала 80-х годов снова наблюдается постепенное увеличение численности иностранных рабочих. В области внешней политики в послевоенные годы правительство страны придерживалось традиционным принципам нейтралитета. Формально Швейцария отказывалась присоединяться к военно-политическим блокам, но фактически выражала солидарность с их политикой. Но оставаться абсолютно нейтральным в мировом сообществе невозможно. Итак, в 1959 году Швейцарская Конфедерация стала одной из стран-учредителей Европейской ассоциации свободной торговли, а в 1963 году вошла в Совет Европы как полноправный член. С 1996 года она – участник программы НАТО «Партнерство ради мира». Хотя Швейцария долгое время являлась членом нескольких организаций ООН, а ее город Женева – штаб-квартирой ООН, только в 2002 году она стала полноправным членом этой организации.
В 1979 году территория Швейцарии увеличилась еще на один кантон — Юра, при этом внешние границы государства оставались прежними. Образование кантона Юра путем отделения от кантона Берн – результат долгой 30-летней борьбы сепаратистов во франкоязычных районах кантона Берн. Население этих районов (нового кантона Юра) чувствовали себя дискриминированными по сравнению с другими немецко-говорящими жителями кантона Берн, как в религиозном отношении (приверженцы католицизма), так и в языковом. Против разделения было не только правительство кантона Берн, но и сами жители северной области Юры. По их мнению, Берн в полной мере защищал их политические интересы. Сначала вся область Юра должна была решить, хочет ли она отделиться от Берна и создать новый кантон. После проведенного референдума, когда большинство проголосовало за отделение, каждому району было предложено самостоятельно решить, хочет ли он войти в новый кантон Юра или остаться в старом кантоне Берн. В результате этого голосования некоторые протестантские районы решили остаться с кантоном Берн, а немецкоязычные католики района Лауфен присоединились к кантону Земля-Базель. После длительной борьбы, когда географические границы нового кантона были установлены, в 1978 году весь народ Швейцарии должен был проголосовать на референдуме «за» или «против» принятия нового 26-го кантона в состав Федерации. Большинством голосов было принято решение образовать кантон Юра.
Право голосовать и избирательное право на федеральных выборах женщины Швейцарии получили лишь в 1971 году. C 1945 года в Конституции Швейцарской Конфедерации имеется предписание о необходимости страхования материнства, однако только в 2004 году общенародным голосованием был, наконец, принят федеральный закон, регулирующий выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком. Закон вступил в силу 1 июля 2005 года. Теперь все женщины Швейцарии, работавшие до рождения ребенка, получают 80% от своего месячного заработка в течение первых 14 недель. На рубеже 80-х годов по Швейцарии прокатились мощные выступления демократически настроенной молодежи. Пересытившись благополучной жизнью, они хотели вырваться из нее, хотели порвать со снобистской культурой, которая, казалось, душит их; бежать прочь из циничного цивилизованного общества. Они требовали создания юношеских центров, предоставления больших свобод, справедливое распределение государственных дотаций на культурные мероприятия. В 1980 году в Цюрихе прошли бурные молодежные волнения, причиной которым стало движение за создание автономных молодежных центров. Группа активистов, назвавшая себя Red Factory Action Group, организовала акцию протеста, приведшую к столкновениям с полицией. Автономное движение из Цюриха распространилось и по другим городам Швейцарии.

История Швейцарии

Первые упоминания племен, населяющих сегодняшнюю Швейцарию, относятся к временам Римской Империи. Гельветы и реты были покорены римлянами в I веке до н.э. После ослабления Рима в IV-V вв эти земли захватили германские племена. Затем они находились под властью франков и в VIII-IX веках входили в состав империи Карла Великого. После ее распада в X в. эти земли захватили швабские герцоги, но они не смогли удержать власть, и здесь образовалось большое количество мелких феодальных владений. В начале XIII века западные районы Швейцарии находились под властью графов Савойских, а восточные – Габсбургов.

В XIII веке начала формироваться основа будущей Швейцарской Конфедерации. Кантоны, расположенные в долинах Швица (откуда появилось название страны), Ури и Унтервальдена, недовольные политикой Габсбургов по отмене привилегий общин, начали борьбу. Сумев договориться со Священной Римской Империей, сперва Ури в 1231, а затем Швиц в 1240, получили права имперских территорий и освободились от притязаний мелких феодалов. В 1242-1252 годах Габсбурги попытались захватить Швиц, но ему помогли Ури и Унтервальден, заключившие временный союз, что определило исход борьбы в пользу кантонов. В августе 1291 году эти три кантона подписали договор «Вечный союз» — первый документ, свидетельствующий о союзе между лесными кантонами. С этого времени начинается история Швейцарии как единого государства.

Победа союза трех кантонов над Габсбургами в битве при Моргартене в 1315 году считается одной из самых важных в истории Швейцарии. После нее многие кантоны и общины, среди которых были города Берн, Цюрих и Люцерн, решили присоединиться к конфедерации. После еще двух поражений, при Земпахе в 1386 и при Нефельсе в 1388, Габсбурги были вынуждены признать независимость конфедерации кантонов.

Время с 1415 по 1513 года называется «героическим веком» швейцарской истории. Конфедерация вела успешные войны против Габсбургов, Франции, Священной Римской Империи, герцогов Милана, Савойи и Бургундии. Благодаря этим победам швейцарцы приобрели репутацию отличных воинов, а конфедерация расширилась до 13 кантонов. Для управления конфедерацией периодически созывались общесоюзные сеймы, при этом в Швейцарии не было общей армии, правительства и финансов. Такая система управления просуществовала до французской революции (1798 г.)

Во время реформации (первая треть XVI века) в северных кантонах началось движение за церковные реформы под руководством Хульдриха Цвингли. В дальнейшем оно объединилось с движением Жана Кальвина из Женевы в Швейцарскую реформатскую церковь. Но большинство крестьянского населения страны и кантоны центральной Швейцарии оставались католическими. Столкновения на религиозной почве были непродолжительными, и после них в стране утвердились две религии. Окончательный разрыв со Священной Римской Империей и получение независимости от нее были закреплены Вестфальским мирным договором 1648 года.

После Французской Революции Франция в 1798 оккупировала Швейцарию и навязала конституцию, списанную с французской. Но она посягала на традиционный федерализм, и многие швейцарцы не поддержали ее. Придя к власти, Наполеон в 1802 дал стране новую Конституцию, восстанавливающую многие права кантонов и расширяющую их количество с 13 до 19. После поражения Наполеона кантоны отреклись от его конституции и предприняли попытки воссоздать прежнюю конфедерацию. В результате, в 1814 был подписан Сюзный договор, провозглашавший союз 22 кантонов. Великие державы признавали вечный нейтралитет Швейцарии, что было закреплено Венским конгрессом и Парижским мирным договором.

К середине XIX века в ряде кантонов окрепли либерально-радикальные настроения. В ответ на это 7 консервативных кантонов создали оборонительный союз Зондербунд. В 1847 сейм объявил этот союз незаконным, а федеральная армия подавила консерваторов. После этого была принята новая конституция, и Швейцарии превратилась в единое союзное государство, а в качестве столицы был выбран Берн. Федеральное правительство получило право выпускать деньги, собирать налоги и определять единую внешнюю политику. Поправки в конституцию 1874 года еще более усилили центральную власть, но не ставили под сомнение федеративные устои страны.

Первая мировая война расколола швейцарское общество: франко-говорящие западные кантоны поддерживали Францию, немецко-говорящие северные – Германию. Необходимость четыре года держать отмоблизованную армию нанесло тяжелый удар по экономике. Но в любом случае, Швейцария пережила и саму войну, и последующие годы гораздо легче своих соседей. В 1919 году Женева стала штаб-квартирой Лиги Наций, а сама Швейцария, после длительных дебатов, вступила в члены этой организации. Во время второй мировой войны мало кто в остававшейся нейтральной Швейцарии приветствовал нацизм. Но в то же время, она не прекращала экономического и финансового сотрудничества с окружавшими ее Германией и Италией. С другой стороны, в банках Швейцарии сохранили свои капиталы и многие жертвы фашизма.

После окончания войны Швейцария приняла решение не вступать в ООН, посчитав, что это будет способствовать ее нейтралитету. В то же время, она состоит во многих дочерних организациях, часть которых размещает свои штаб квартиры в Женеве: Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Также в Женеве расположены штаб-квартиры Всемирной торговой организации и Международного Красного Креста.

В конце 60х годов в Швейцарии возникла внутриполитическая проблема. Несколько франкоязычных округов в немецкоговорящем кантоне Берн потребовали создания нового кантона. Для предотвращения столкновений в эти районы пришлось ввести войска. Только в начале 70-х жители кантона Берн на референдуме одобрили проведение референдума об отделении во франкоязычных округах.

В результате три округа и несколько общин проголосовали за создание нового кантона, получившего название Юра. Затем это решение было одобрено в 1978 в результате общенационального референдума, и в 1979 кантон Юра вступил в конфедерацию.

В послевоенное время Швейцария проводила политику консервативную изоляционизма, не вступая в ЕС и присоединяясь только к некоторым общеевропейским. Только в 1963 она вступила в Совет Европы, а в 1972 – присоединилась к соглашению о свободной торговле с ЕС. Предложения вступить в ООН и ЕС население отвергло на референдумах 1986 и 1992 годов соответственно, но одобрило вступление в ООН на референдуме 2002 года. Только в 1981 году в Швейцарии была принята конституционная поправка, гарантирующая равные права женщин.

В начале XXI века стало понятно, что Швейцария уже не может развиваться обособленно. В 2009 она присоединяется к шенгенскому соглашению, но таможенная граница со странами ЕС еще остается. Борьба с финансированием терроризма и отмыванием доходов привела к включению Швейцарии в «серый» список стран с непрозрачной финансовой системой. Угроза международных (и, прежде всего, со стороны США) санкций к швейцарским банкам привела к ослаблению банковской тайны и предоставлению данных о вкладчиках по запросам из правоохранительных органов.

История Швейцарии.

Швейцария в мировых войнах.

С началом Первой мировой войны возникла угроза национальному единству Швейцарии: франкоязычные швейцарцы в основном симпатизировали Франции, а немецкоязычные – Германии. Четырехлетняя мобилизация легла тяжелым бременем на экономику страны, ощущался дефицит промышленного сырья, росла безработица, не хватало продовольствия. Всеобщее недовольство вылилось в массовые забастовки в ноябре 1918.

В 1919 Женева была избрана в качестве штаб-квартиры Лиги наций. Швейцария стала членом этой организации только после жарких внутренних дебатов и после получения гарантий соблюдения ее нейтралитета. Начало Второй мировой войны застало население страны более сплоченным: мало кто в Швейцарии приветствовал нацизм. Однако в стратегическом отношении положение конфедерации было значительно более уязвимым, поскольку она находилась в окружении тоталитарных держав.

Внешняя политика.

С окончанием Второй мировой войны Лига наций прекратила свое существование. Швейцария приняла решение не вступать в новосозданную Организацию объединенных наций (ООН) и приобрела статус наблюдателя, что позволило разместить в Женеве европейскую штаб-квартиру и несколько специализированных организаций ООН, включая Международную организацию труда и Всемирную организацию здравоохранения. Швейцария сочла, что отказ от вступления в ООН – лучший способ сохранить свое независимое положение нейтральной страны при постоянно меняющемся соотношении сил на мировой арене. Такое решение укрепило позиции Швейцарии в международной политике. Эта страна является членом нескольких организаций ООН: Международного суда, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. Швейцария оказывает значительную помощь развивающимся странам.

Придерживаясь традиционной политики нейтралитета, Швейцария в 1950-х и начале 1960-х годов сталкивалась с большими трудностями в вопросе об участии в различных планах европейской интеграции. В 1948 она вступила в Организацию Европейского экономического сотрудничества, но воздержалась от присоединения к Европейскому экономическому сообществу (впоследствии – Европейскому союзу, ЕС). Очевидные политические цели этой организации были неприемлемы для Швейцарии. Однако она стала одной из стран-учредителей Европейской ассоциации свободной торговли в 1959, а в 1963 вошла в Совет Европы, снова продемонстрировав свою заинтересованность в европейском сотрудничестве. В 1972 национальный референдум ратифицировал соглашение о свободной торговле с ЕС, согласно которому к 1977были постепенно сняты пошлины на все промышленные изделия. В 1983 Швейцария стала полноправным членом Группы десяти, объединения крупнейших вкладчиков Международного валютного фонда (МВФ).

Политические и социальные перемены.

В 1960-х годах Швейцария столкнулась с тяжелой внутренней проблемой. Несколько франкоязычных округов, расположенных в горах Юра в кантоне Берн, потребовали образования нового кантона. Это встретило сопротивление со стороны немецкоязычного населения этого региона. Для предотвращения столкновений туда были введены федеральные войска. В начале 1970-х годов избиратели кантона Берн одобрили проведение референдума во франкоязычных округах по вопросу об отделении. В результате серии плебисцитов, проводившихся в течение ряда лет, три из семи округов и несколько пограничных общин проголосовали за создание нового кантона. Этот новый кантон получил название Юра. Решение было затем одобрено на общенациональном референдуме в 1978, и новый кантон вступил в конфедерацию в 1979.

В 1960-х годах возникла заметная напряженность вокруг вопроса о большом числе рабочих из стран Южной Европы, приехавших на заработки в Швейцарию. Несмотря на традиционный интернациональный характер страны и необходимость участия иностранцев в ее экономической жизни, многие швейцарцы проявляли враждебное отношение к мигрантам из Южной Европы и считали их виновными во внутренних проблемах страны, таких как нехватка жилья. В соответствии с этим правительство ввело ограничения, резко сократившие долю иностранцев среди работающих. Политическое движение, требовавшее дальнейшего уменьшения числа иностранных рабочих, не добилось большой поддержки на выборах, но смогло организовать в 1970, 1974 и 1977 референдумы по конституционным поправкам об ограничении доли иностранцев в составе населения Швейцарии. Эти предложения не получили одобрения, но попытки ограничить присутствие иностранцев в Швейцарии не прекращались и в 1980–1990-х годах. В 1982 избиратели отклонили предложение правительства о либерализации правил, регулирующих пребывание иностранных рабочих и их семей, а в 1987 иммиграция была еще более ограничена. В 1994 участники референдума одобрили ужесточение закона о пребывании иностранцев. Тем не менее контингент иностранных рабочих остается большим – 25% от общего числа занятых. В то же время число иностранных граждан, проживающих в Швейцарии, возросло примерно до 1,4 млн. Многие из них – беженцы из Боснии и Герцеговины и развивающихся стран.

В середине 1980-х годов правительство Швейцарии предприняло попытки покончить с изоляцией страны и заключить ряд двусторонних и многосторонних соглашений со странами ЕС. На референдуме 1986 швейцарские избиратели подавляющим большинством отклонили предложение правительства о вступлении в ООН, но спустя шесть лет проголосовали за участие Швейцарии в МВФ и Всемирном банке. В декабре 1992, через семь месяцев после заявления правительства о намерении Швейцарии вступить в ЕС, население отвергло предложение о присоединении к Европейскому экономическому пространству, которое с января 1994 включило страны Европейской ассоциации свободной торговли с ЕС в единую зону свободной торговли.

Отношение Швейцарии к постепенно укрепляющемуся ЕС оставалось камнем преткновения для внешней политики страны в конце 1990-х годов. На выборах 1995 обнаружилась растущая поляризация мнений избирателей по этому вопросу. Наибольшего успеха на них добились, с одной стороны, социал-демократы, которые активно поддерживают интеграцию, а с другой – правая Швейцарская народная партия, выступающая не только против вступления в ЕС, но и против участия в Европейском экономическим пространстве и сотрудничества Швейцарии с другими торговыми и политическими союзами. Принятое в 1996 решение об участии швейцарских вооруженных сил в маневрах и технологических программах организации «Партнерство ради мира» вызвало бурные протесты в стране.

Полемика по поводу денежных вкладов жертв нацистского геноцида.

В конце 1990-х годов правительство Швейцарии было вовлечено в международный спор о возвращении частными швейцарскими банками золота и другого ценного имущества, конфискованных нацистской Германией в годы Второй мировой войны у жертв геноцида. Предметом обсуждения были также денежные вклады и ценности, размещенные европейскими евреями в швейцарских банках до и во время войны с целью уберечь их от захвата нацистами.

Сразу же после войны Швейцария согласилась вернуть похищенные вклады пострадавшим и их наследникам. Однако в ходе судебных разбирательств, привлекших большое внимание общественности в середине 1990-х годов, частные истцы и группы еврейских адвокатов утверждали, что Швейцария не выполнила своих обязательств, и обвинили швейцарские банки в том, что они препятствуют наследникам в доступе к «замороженным» счетам умерших вкладчиков.

С 1996 американские местные и федеральные политические деятели и организации развернули кампанию по возвращению т.н. нацистского золота, и многие муниципалитеты США, в том числе города Нью-Йорк, пригрозили применить экономические санкции против швейцарских банков, если последние откажутся оказать помощь истцам. В августе 1998 банковская группа «Швайцерише кредитанштальт» и ШБФ согласились выплатить 1,25 млрд. долл. в качестве компенсации жертвам геноцида и их наследникам. После этого угрозы применения санкций были прекращены.

Полемика нанесла ущерб международному престижу Швейцарии и вызвала волну возмущения в этой стране. Средства массовой информации США и европейских государств часто представляли швейцарских банкиров и дипломатов как крайне несимпатичных людей, проявивших равнодушие к искам жертв геноцида. Внимание общественности обращалось также на помощь, которая поступала в нацистскую Германию из Швейцарии.

Несмотря на нейтралитет страны, швейцарские промышленники поставляли в гитлеровскую Германию сырье и промышленные изделия. Многие швейцарские политики сочли, что официальные круги США изображают их как злодеев; швейцарцы придерживались мнения, что достигнутое соглашение – капитуляция перед давлением извне, унизительная для нации в целом.

Борьба за права женщин.

Движение за предоставление избирательных прав женщинам, впервые увенчавшееся успехом во франкоязычных кантонах в конце 1950-х годов, достигло своей главной цели только в 1971, когда женщины получили право голосовать и быть избранными на федеральных выборах. Однако в ряде кантонов женщинам еще долго чинились препятствия в реализации их избирательных прав на местных выборах. В 1991 в немецкоязычном полукантоне Аппенцелль-Иннерроден, последней территории Швейцарии, противодействовавшей эмансипации женщин, они получили право участвовать в ежегодных собраниях избирателей.

Следующим шагом было принятие в 1981 конституционной поправки, гарантирующей равные права женщин. В 1984 Элизабет Копп стала первой женщиной, избранной в федеральный совет. В 1985 женщинам были предоставлены равные права в семье (до этого муж считался главой семьи, что позволяло ему односторонне распоряжаться семейными финансами и не разрешать жене работать). В 1991 совет города Берн постановил, что в его составе не должно быть более 60% представителей одного пола.

Меры по охране окружающей среды.

Транзитное положение Швейцарии в системе меридиональных европейских перевозок, осуществляемых большегрузными автомашинами, осложнило экологическую ситуацию на горных дорогах страны. Кроме того, выхлопные газы способствовали разрушению лесов, защищающих горные деревни Швейцарии от лавин и селей. Для сокращения выбросов выхлопных газов от автотранспорта швейцарское правительство в 1985 ввело дорожные пошлины, был установлен предельный вес для автомашин (28 т), ограничено движение в ночные часы и в выходные дни. На референдуме 1994 избиратели одобрили решение о том, что к 2004 иностранные коммерческие грузы должны будут перевозиться через территорию Швейцарии только по железной дороге.

Развитие экономики.

Доконца 1980-х годовШвейцария имела положительное сальдо бюджета. Ее экономика отличалась малыми темпами инфляции, невысоким уровнем безработицы и низкими процентными ставками. В 1988 и 1989 бюджеты были сведены с превышением доходной части в 900 млн. и 300 млн. долларов соответственно, безработица в 1987 достигла рекордно низкого уровня в 0,7%. Однако рост инфляции (6% в 1991) побудил Швейцарский национальный банк повысить процентные ставки и ограничить эмиссию денег. В начале 1990-х годов происходил спад в экономике страны. Хотя в 1991–1993 валовой внутренний продукт сократился менее чем на 1%, уровень безработицы в 1992 достиг 3,6% и в конце 1993 – 4,5%, главным образом из-за сокращения числа рабочих мест в строительстве и машиностроении. В 1994 наметились признаки экономического подъема, особенно в сфере международных финансовых услуг, однако безработица в обрабатывающей промышленности и других отраслях производства продолжала расти. В 1997 конъюнктура улучшилась за счет увеличения экспорта, оживился спрос, возросли инвестиции, но капиталовложения в строительство продолжали сокращаться.

Оглавления тем: | Текущей; | Объемлющей. | Прочие любимые места в Интернете.

>Швейцария в войнах

Анатолий Вассерман

Блеснём эрудицией!

Как по-Вашему, какое европейское государство — самое милитаризованное? Среди невоюющих в данный момент, разумеется.

Сам собою напрашивается ответ «СССР». Страна с немыслимой даже в военное время долей военных расходов в экономике, рухнувшая в конце концов под грузом этих непомерных и бессмысленных трат.

Правда, СССР — страна не только европейская. Но среди пока не склеившихся вновь осколков великой державы есть и чисто европейские (конечно, по расположению — не по психологии). Из них самый милитаризованный — Украина.

Здесь находится крупнейшая группировка советских войск, задача которой — в случае войны за пару дней осуществить вековую мечту российских властей: захватить черноморские проливы. Задача тяжкая, силы на неё нужны немалые. И расходы по их содержанию на душу украинского населения куда выше, чем прежние военные расходы на душу населения союзного. Не удивительно, что украинский карбованец обесценивается куда быстрее российского рубля.

Но военные расходы — не единственный показатель.

По степени военной истерии на первом месте до недавнего времени находилась Албания. Там до сих пор чуть ли не на каждом перекрёстке стоит дот, предназначенный для отражения вражеского десанта. Впрочем, рядом с таким же дотом мне довелось купаться в 1982-м на пляже у маленького румынского курортного городка Мангалия — коммунисты всюду одинаковы.

А по охвату населения самая милитаризованная страна Европы… Вы, возможно, не поверите… Мирная тихая Швейцария. Воевавшая последний раз в 1848-м году — в гражданской войне. В последний раз встречавшаяся с внешним врагом ещё в эпоху наполеоновских войн.

Каждый мужчина Швейцарии — не просто военнообязанный, а ежегодно проводит неделю на сборах. И в промежутках между военными упражнениями хранит обмундирование, оружие и боеприпасы в собственном доме — чтобы в случае мобилизации не тратить время на армейском складе.

И не только числом и боеготовностью солдат сильна Швейцария. Но и техникой.

Швейцарский армейский нож, содержащий более 30 лезвий и инструментов, вошёл во всём мире в поговорку как образец рационального сочетания функций. Швейцарская фирма SIG лет 30 назад усовершенствовала придуманный Джоном Мозесом Браунингом ещё в начале века узел запирания пистолетного затвора — так что сейчас во всём мире новые пистолеты с браунинговским качающимся стволом запираются по швейцарски, через отверстие для вылета гильз.

И не только малым оружием сильна малая страна. Ещё во вторую мировую все воюющие страны пользовались 20-миллиметровыми зенитками «Эрликон» — и по сей день фирма продаёт пушки (разных калибров!) всему миру. Авиамотор 12ybrs фирмы Hispano–Suisa («Испано–Швейцарская») — очень популярный и сам по себе — послужил ещё и основой для ВК-105 Владимира Климова, на котором летали истребители Яковлева, истребители-бомбардировщики Петлякова…

Но при всей этой мощи Швейцария в военном отношении отнюдь не гигант. Гитлер планировал захватить её силами двух дивизий. И в худшем случае потраатил бы три — Германия могла себе это позволить.

Что же спасло альпийскую республику? Неужели международные соглашения о нейтралитете?

Вряд ли. Нейтральные Люксембург и Голландия, Дания и Норвегия были захвачены Гитлером, как только понадобились. А нейтральную Бельгию впервые захватил ещё Вильгельм II в первую мировую.

Но захвату Швейцарии воспротивились ближайшие соратники Гитлера. Слишком много они теряли. Канал переброски разведчиков. Поле размещения резидентур. Источник приборов, слишком сложных даже для немецкой промышленности. Путь прорыва экономической блокады: прицелы немецких бомбардировщиков имели узлы, сделанные в США, а прицелы американских — сделанные в Германии. А главное, место хранения награбленного — Гитлер мог не думать о возможном поражении, но люди поумнее заботились о запасном выходе.

Кстати, не решились немцы тронуть и Швецию. Не удивительно. +Мир вертится на шарикоподшипниках SKF» — неизбежные в случае оккупации разрушения заводов знаменитой Swenska Kullager Fabrik остановили бы всю немецкую военную технику. А высоколегированную шведскую сталь весь мир покупал как парфюмерию — считанными килограммами. Но и этими крохами рисковать было невозможно.

Страны Европейского Сообщества воевали между собой веками. Сейчас сама мысль о конфликте для них абсурдна — не может сердце воевать с лёгкими. А если попытается… Разрыв Союза уже развалил всю нашу экономику — и бог весть когда мы вновь склеим страну и её хозяйство.

Самая надёжная защита для страны — не военная мощь, а нужность для других. Если бы мы стали хоть кому-нибудь нужны!…

Добавить комментарий

Закрыть меню