Школы управления менеджмента

Формирование менеджмента как научной дисциплины начинается во второй половине 19 века. Признание же в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности управление получило только в начале 20 века. Между тем практика управления насчитывает тысячелетия. Потребность в нем возникла с момента объединения людей в группы и осуществления совместной деятельности.
ХХ век — это время возникновения и эволюции науки управления. Необходимость решения практических проблем, и прежде всего в производственной сфере, привела к их научному изучению, поиску и выделению профессии руководителя (менеджера) в особый вид деятельности, требующей соответствующих знаний, навыков и умений.
В зарубежной науке управления сложились важнейшие концепции, так называемые школы управления, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления.
1. Школа научного управления (1885-1920)
получила развитие в США в начале 20 в. ее основоположником был Ф.Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследований. Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством, и в частности, вопросам повышения эффективности производства. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер: хронометраж, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, сбор социальной информации. Немалое значение он придавал стилю руководства, стимулированию труда.
Основными принципами, положенными в основу системы Тейлора являются:
— принцип разделения труда. (разделение выполняемой работы на отдельные операции);
— принцип измерения труда;
— принцип инструктирования ( установление стандртов);
— принцип стимулирования ;
Величайший вклад Ф.Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.
Другим представителем «организационной школы» является Г.Форд (1863-1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г.Форд совершил «революцию в цехе».
Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека. Основные принципы системы Г.Форда: массовое изготовление стандартной продукции на основе конвейера; непрерывность и подвижность процесса производства; максимальный темп работы; точность как стандарт и качество продукции; экономический эффект системы; не быть зависимым от человека, его слабостей.
2. Школа административного управления (1920-1950)
Была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организации в целом. В рамках данной концепции в 20ые годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей , имеющих определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как замкнутая система без учета влияния внешней среды. Основоположником данного направления является А.Файоль- французский предприниматель и администратор , который рассматривал управление как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности. Главный вклад А.Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. (планирование, организация, мотивация, координация, контроль). Кроме того, А.Файоль сформулировал 14 наиболее общих принципов управления организацией:
— разделение труда;
— власть;
— дисциплина;
— единство распорядительства;
— единство руководства;
— подчинение частных интересов общим;
— вознаграждение;
— централизация;
— скалярная цепь.
— Порядок;
— Равенство;
— Устойчивость должностей личного состава;
— Инициатива;
— Единение персонала.
3. Школа управления с позиции человеческих отношений (1930-1950)
Получила распространение в 30-50 ые годы , была основана на использование моральных и психологических факторах воздействия на работников.
Основоположником является Элтон Мэйо (1880-1949), считавший , что управление должно основываться на достижениях научной психологии.
Для доказательства своих идей Э.Мэйо в 1927-1932 гг.

проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент , который считают одним из самых значительных . объектом исследования стала бригада работниц по сборке телефонных реле. В течении многих лет вводились изменения в режим работы, отдыха, питании. И на протяжении всего времени работникам внушали, что их труд важен для страны, для общества. В результате, при отмене всех существующих льгот, производительность не только не уменьшилась, но продолжала увеличиваться.
В соответствии с данной концепцией важнейшая обязанность менеджера состояла в формировании сплоченного трудового коллектива, создании в нем благоприятного микроклимата, заботе о подчиненных, помощи им в повседневных делах ,в том числе и личного характера.
К основным достижениям школы человеческих отношений относятся:
— необходимость внимательного отношения к социальным и групповым потребностям работников;
— методика изучения особенностей взаимодействия формальной и неформальной сторон работы предприятия;
— определение роли психологических факторов производительности труда, оказывающих существенное воздействие на трудовое поведение работника.
Идеи школы человеческих отношений получили развитие в дальнейших исследованиях трудового поведения человека.
4.Школа управления с позиции науки о поведении —
Это современная теория, получившая развитие в 60-ые годы. В теории менеджмента формируется новое направление, получившее название бихевиоризм.
Основоположником данного направления является известный американский психолог А.Маслоу. (сам.- теория потребностей).
Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих возможностей на основе применения положений поведенческих наук к управлению. К крупным исследователям этой концепции относятся Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг и др. Они разработали ряд теорий мотивации. В основу данной концепции положены достижения психологии и социологии. Основное внимание сосредотачивается на работнике. Цель , которую ставили перед собой исследователи данного направления- добиться повышения эффективности работы организации за счет повышения ее человеческих ресурсов.
Таким образом, рассмотренные направления научного менеджмента внесли существенный вклад в теорию менеджмента и ее практическое воплощение. Творческое использование достижений каждой школы, их развитие с учетом специфики страны, основанное на методологии системного и ситуационного подхода, обеспечивает современному менеджменту эффективное решение поставленных перед ним задач.
Наряду с перечисленными школами управления, выделяют четыре научных подхода к управлению, ориентированных на решение проблем в управлении.
1. Количественный подход к управлению:
Возник с появлением и широким распространением кибернетики и различных математических методов. В основе подхода лежит применение в управлении теории исследования, т.е. применение точных инженерных наук, математики, статистики, компьютерной техники и современного программного обеспечения.
2. Процессный подход к управлению.
Определяет управление как процесс, в котором деятельность , направленная на достижение целей организации, рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных действий — функций управления. Кроме известных стандартных функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль) отмечаются процессы передачи и обмена информации , а также процессы принятия решений и процессы непосредственного исполнения управленческих решений.
3. Системный подход к управлению
Предполагает рассмотрение организации как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, структура, задачи, технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. При системном подходе объект рассматривается в динамике. Поэтому системный подход предполагает необходимость изучения всех возможных вариантов развития и нахождение оптимального.
4. Ситуационный подход к управлению.
Предполагает, что использование различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, наиболее соответствующий данной ситуации

Основные теории и концепции научной школы управления

Основателем научной школы, получившей впоследствии название школы научного менеджмента, был американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). В наши дни его часто называют «отцом научного менеджмента». Именно Ф. Тейлор впервые предложил использовать разнообразные научные методы для изучения процессов труда и управления им, а также для повышения его эффективности и результативности.

Если «донаучный менеджмент» (примерно с 1845 по 1900 г.) состоял в поисках управления фабриками и людьми, на них работающими, причем это делалось относительно бессистемно, то первый этап его осмысленно зафиксированного формирования связывают с собранием Американского общества инженеров-механиков в 1886г. На нем Генри Тауном был прочтен доклад «Инженер в роли экономиста». В докладе-презентации была высказана мысль, что инженеров должно интересовать нечто большее, чем техническая эффективность, а именно подсчет затрат, доходов и прибылей. На презентации присутствовал тот, чьи идеи заложили принципы и направления развития американской промышленности. Это был Фредерик Уинслоу Тейлор — «отец научного менеджмента» .

Соратниками, единомышленниками и последователями Тейлора были: Фрэнк Гилбрет, Лилиан (Моллер) Гилбрет, Генри Форд и др.

Основные идеи и методы школы научного менеджмента сформировались в период с 1885 по 1920-е годы. Впервые было сформировано представление о менеджменте как необходимом элементе производства. Стала очевидной возможность применения научных методов в управле­нии предприятиями.

Основоположники школы научного менеджмента полагали, что, проводя наблюдения, замеры и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться повышения его эффективности. Поэтому на первом этапе развития школы проводился анализ содержания различных видов работ и определения их основных компонентов. С помощью хронометров и кинокамер наблюдались и замерялись движения рабочих при выполнении ими типовых операций, время их выполнения, величины грузов и т. п. Количественной оценке подвергалось все, вплоть до размеров лопат и объемов перебрасываемой руды.

Предполагалось, что на основе результатов замеров и анализа удастся сформировать идеальный технологический процесс ручного труда без лишних движений и потерь времени. Кроме того, широко использовался аппарат формальной логики.

Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф. У Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

1) научный отбор рабочего предполагал использование специальных тестов;

2) научное изучение работ и обучение рабочего предполагали совершенствование как методов изучения, так и навыков рабочих;

3) повышение производительности труда за счет специализации, предполагало закрепление за одним работником все меньших элементов производственного процесса;

4) премирование работников за перевыполнение норм;

5) установление доверительных отношений между рабочими и управляющими.

В своей книге «Принципы научного менеджмента» Фредерик Тейлор изложил пять принципов повышения производительности труда:

— первый принцип: надо изучить задачу и проанализировать движе­ния, которые требуются для ее выполнения

— второй принцип сводится к описанию каждого движения, состав­ляющих его усилий и измерению времени, затраченного на каж­дое из них

— третий принцип призывает устранить все лишние движения

— четвертый принцип: оставшиеся движения последовательно со­единяются так, чтобы работник тратил на них минимум физиче­ских и умственных усилий и, естественно, времени

— пятый принцип: необходимо изменить конструкцию инструмен­тов, используемых работником для выполнения задачи.

Фрэнк Гилбрет много времени уделил факторам, влияющим на производительность рабочих, которые делятся на три группы:

1) переменные факторы рабочих (телосложение, здоровье, образ жизни, квалификация, культура, образование и т.д.);

2) переменные факторы обстановки (отопление, освещение, одежда, количество используемых материалов и оборудования, монотонность и трудность работы и т.д.);

3) переменные факторы движения (скорость, количество выполняемой работы, стоимость работы и.т.д.).

Фрэнк и ЛилианГилбреты для изучения рабочих операций стали применять кинокамеру. С помощью стоп-кадра они смогли выявить и описать семнадцать основных движений кисти руки. Таким образом, было положено начало созданию библиотеки микродвижений, которая в последствии стала широко применяться в нормировании труда.

Большое внимание уделялось не только к повышению производительности труда, но и снижению усталости за счет увеличения перерывов и отпусков, создавая благоприятные условий во внешней среде. С точки зрения Гилбрета в качестве критериев успешности решения проблемы усталости, следует использовать количество “счастливых минут у человека”, что отличалось от рассмотрения человека как одушевленной машины.

Генри Форд (1863-1947) является не только практиком, успешно внедрявшим идею Тейлора в производство, но и крупным теоретиком, внедрившим идею социальной ответственности бизнеса перед обществом.

Форд родился в семье фермера, но его с детства привлекали технические устройства. Он так же являлся талантливым изобретателем. В 1887 г. он самостоятельно создал бензиновый двигатель. В 1895 г. – автомобиль. Работая инженером в различных компаниях, он вынужден был заняться производством гоночных автомобилей, что позволило ему накопить необходимый опыт для создания качественной и недорогой машины, получившей название “модель Т”.

Если в системе Тейлора центральное место занимает ручной труд, то Форд заменил его машинным производством. Впервые основная работа была отделена от обслуживания рабочих мест. Появился конвейер, предполагавший равенство или кратность операций на каждом рабочем месте такту процесса (промежутка между сходом с конвейера двух одинаковых изделий). Появилась возможность использовать низкоквалифицированных работников с высокой производительностью труда за счет закрепления за каждым из них одной из простейших операций. Особое внимание уделялось интеграции предприятия со своими поставщиками вплоть до добычи сырья.

Форд начал платить своим работникам высокую заработную плату тем самым, создавая рынок покупателей автомобилей.

Снижение стоимости позволило повысить объем производства с 18 644 шт. в 1909 г. до 1 250 000 шт. в 1920 году. Для повышения производительности труда значительное внимание уделялось условиям жизни рабочих. Рабочих принуждали к снижению потребления алкоголя, отказу от азартных игр, соблюдению гигиены, обучению в школе.

Фордом были сформированы основные принципы организации массового производства:

¾ максимальное разделение труда и специализации;

¾ широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений;

¾ размещение оборудования по ходу технологического процесса;

¾ регламентированный ритм производства;

¾ механизация транспортных операций;

¾ стандартизация производства.

Научный менеджмент не пренебрегал изучением человеческого фактора, систематически использовалось стимулирование работников с целью заинтересовать их в увеличении производительности труда, формировались новые нормы и формы оплаты, предусматривались перерывы в работе, признавалась важность правильного подбора и обучения людей.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

1. Основные школы менеджмента

1.1 Классическая школа

1.2 Школа научного управления

1.3 Административная школа

1.4 Школа человеческих отношений

1.5 Колличественная школа

2. Два определения власти М. Мескона, и Дж. К. Гэлбрэйта

Заключение

Список литературы

Введение

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями.

При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли сколь либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в начало XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге «Принципы научного управления».

Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход.

Правда, в некоторых источниках литературы взаимосвязь между школами очень сглажена, классическую школу называют административной, а административную — научной.

1. Основные школы менеджмента

Структурная схема терминов

1.1 Классическая школа

Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства. Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент — это искусство. Такое понимание связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей работы. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем успешным руководителям. Поэтому многие исследователи начали изучать личность с точки зрения характера, т.е. установления черт характера, свойственных менеджеру.

Результаты исследований показали, что определить параметры менеджера по чертам характера практически невозможно, т. к. даже такая вещь как ум, может не иметь в менеджменте первостепенного значения. В результате такой неудачи возник вопрос: существует ли менеджмент как наука?

1.2 Школа научного управления

Первый шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан в начале двадцатого столетия Ф. Тейлором (1856-1915). В книге «Принципы научного управления» (1911 г.) он впервые раскрыл научные подходы и принципы построения системы управления. Ф. Тейлор стал основоположником школы научного управления.

Тейлору принадлежит идея расчленения производственного процесса на отдельные элементы, выявления наилучших способов выполнения каждого вида работ и обучение этому персонала. Он считал, что необходимо отбирать наиболее способных рабочих, с которыми целесообразно проводить занятия и тренировки. В результате вклад, сделанный группой таких рабочих превысит вклад каждого отдельно взятого рабочего.

Основная заслуга Тейлора состоит в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал производственные операции, внедрил в практику научные методы подбора, расстановки и стимулирования персонала.

Яркими представителями школы научного управления являются Г. Форд и Г. Эмерсон.

Блестящую реализацию и дальнейшее развитие идеи Тейлора получили в начале нашего века на предприятиях крупнейшего американского капиталиста Генри Форда. Организационно-технические принципы управления Форда сводились к следующему:

1. Строгая, построенная по вертикали организация управления.

2. Массовое производство, обеспечивающее наименьшую стоимость изделия, удовлетворение массового спроса покупателей и наибольшую прибыль.

3. Развитая стандартизация.

Конвейер с глубоким разделением труда, который в процессе членится на сотни и тысячи мелких операций.

5. Постоянное совершенствование управления производством.

Главные идеи Г. Форда — умелое управление предприятиями огромного масштаба, кооперация, массовое производство, стандартизация, конвейерная система разделения труда, постоянное совершенствование управления — актуальны для нас и сегодня.

Существенный вклад в теорию и практику менеджмента был сделан инженером-механиком Харрингтоном Эмерсоном (1853-1931). Ему принадлежит открытие важнейших принципов повышения производительности труда на предприятии.

1.3 Административная школа

Разновидностью классической школы управления является административная школа, которая занималась изучением вопросов роли и функций менеджера.

Одним из наиболее ярких представителей административной школы управления является видный предприниматель и руководитель производства французский инженер Анри Файоль (1841-1925). Он считал, что в инженерном вузе руководителя подготовить нельзя. Управленческому мастерству учит, прежде всего, практическая работа, причем, чем выше положение руководителя на служебной лестнице, тем более важны для него знания и навыки управления.

А. Файоль разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.

Главное внимание А. Файоль уделял управлению персоналом, прежде всего административными кадрами. Работу предприятия, которой должен управлять руководящий персонал, А. Файоль сводил к следующим видам деятельности:

· техническая (технологический процесс);

· коммерческая (закупка, продажа и обмен);

· финансовая (поиски денежных средств и эффективное их использование);

· защитная (защита собственности и личности);

· бухгалтерская (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);

· административная (воздействие на работников).

На базе учения Файоля в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимодействий — функций управления.

1.4 Школа человеческих отношений

Следующий этап развития менеджмента стал называться «неоклассическим», и ознаменован зарождением школы человеческих отношений, развитие которой связано с именами ученых Д. Муни, П. Слоуна, Э. Мейо. Эта школа показала важность неформальных связей, возникающих на производстве.

В рамках данной школы велось изучение влияния на производительность труда условий организации и оплаты работы, а также отношений членов трудового коллектива между собой и с руководством предприятия. Главным выводом было доказательство того, что, создав на предприятии благоприятный социально-психологический климат, можно существенно увеличить производительность труда.

Дальнейшим развитием школы человеческих отношений стала так называемая «школа поведенческих наук», или «бихевиористское направление». Известнейшим представителем поведенческой школы менеджмента является американский психолог Абрамам Маслоу, прославившийся благодаря разработанной им называемой «пирамиде потребностей».

«Школа человеческих отношений» вызвала к жизни важнейшее направление современного менеджмента, известное под названием «персонал-менеджмент», т.е. управление персоналом.

Главная задача управления персоналом — повышение эффективности деятельности организации за счет наиболее рационального использования потенциала руководителей и работников предприятия, налаживания между ними продуманных и наиболее продуктивных с точки зрения достижения целей предприятия отношений. Наиболее ярким представителем данного направления является М Блюмфилд, разработавший концепцию «управления персоналом».

1.5 Количественная школа

управление менеджмент нормирование

Более поздние теории управления разработаны, в основном, представителями количественной школы, часто называемой управленческой. Появление данной школы связано с широким применением математики и ЭВМ в управлении. Её представители рассматривают управление как процесс, который может быть выражен математически.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации. В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях менеджмента.

2. Два определения власти М. Мескона, и Дж. К. Гэлбрэйта

Власть- это функция взаимозависимости. М. Мескон определяет власть в организации как ограниченное право использовать экономические ресурсы организации или его части на выполнение заданий, миссии и достижение целей организации.

Дж. К. Гэлбрэйта так определяет: «Власть, это способность одного человека или целой группах людей навязывать свои цели другим. Наличие власти пораждает три вопроса: кто этой властью обладает? (ибо это не всегда бывает очевидным); Для достижения каких целей ее используют и каким образом добиваются согласия или повиновения всех остальных?»

Заключение

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход «Школа научного управления» может рассматриваться как предтеча к формированию организационной психологии.

Сущность предложенной системы основывается на следующих четырех положениях:

1. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности.

2. Отбор и обучение работников.

3. Сочетание знания о трудовой деятельности с возросшими трудовыми возможностями отобранных работников.

4. Специализация видов трудовой и организационной деятельности в форме распределения ответственности между руководителями и работниками.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

— четкое функциональное разделение труда;

— передача команд и распоряжений сверху вниз;

— единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

— соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Добавить комментарий

Закрыть меню