Школа как объект управления

Школа как педагогическая система и объект управления.

— Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью.

— Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов.

Функционирование педагогической системы направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества.

Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность — направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы.

Системообразующие факторы педагогической системы. — цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоничное развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития.

Цель школы – сформироватьосновы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую культуру личности.

Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогической системы. Под социально-педагогическими условиями функционирования педагогической системы понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие ее состояние и развитие.

В управлении школой принято выделять как минимум две группы условий — общие и специфические.

К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, географические условия.

К специфическим — особенности социально-демографического состава учащихся; местонахождение школы — городская или сельская; материальные возможности школы, оборудование учебно-воспитательного процесса; воспитательные возможности окружающей среды.

— критерий эффективности характер морально-психологической атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогической культуры родителей учащихся.

Временная характеристика педагогической системы из трех ступеней общеобразовательной школы: начальное общее — I-III (IV) классы;

основное общее — IV (V) — IX классы;

среднее (полное) общее образование — X (XI) классы,

Каждая ступень общего образования решает свои специфические задачи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели — развитию личности школьника.

(структура пед системы) деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы.
Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.
Первый уровень — директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень — заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
Третий уровень — учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
Четвертый уровень — учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.

Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе государственных образовательных стандартов,

Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.

Функциональные компоненты — педагогический анализ, целеполага-ние и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование отражают педагогический процесс в движении, изменении, определяя логику его развития и совершенствования.

В управлении образовательной системой важна любая информация, но прежде всего — управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению — директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

§ 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления

Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9-11 лет). Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических условиях.

Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов.

Отражая диалектическую природу педагогических явлений, их целостный характер, компоненты педагогической системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее оптимального функционирования. На этом основании школа как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условиями функционирования, структурными и функциональными компонентами. Системообразующие факторы представлены целями и результатами; условиями функционирования — социально-педагогическими и временными условиями; структурными компонентами — управляющей (педагогическим коллективом) и управляемой (ученическим коллективом) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональными компонентами — педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием.

Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9 — 11 лет). Школа как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов. Системообразующие факторы представлены факторами целей и результатов; условия функционирования — социально-педагогическими и временными условиями; структурные компоненты — управляющей (педагогический коллектив) и управляемой (ученический коллектив) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональные компоненты — педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием. Управление позволяет сохранять целесообразность педагогической системы и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов.

Нормативные документы, определяющие деятельность школы: в практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов явл. исходным документом для финансирования школы.

Базисный учебный план как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной думой, а для полной средней школы — Министерством образования Российской Федерации. Структура учебного плана средней общеобразовательной школы детерминируется теми же факторами, что и содержание общего образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный. национально-региональный и школьный компоненты. Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указание последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теории событий, фактов. В программе обусловлена структура распологания учебного материала по годам обучения и внутри каждой школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения. Учебная программа, таким образом, выполняет ряд основных функций. Первая может быть названа описательной, поскольку программа является средством описания содержания образования на уровне учебного предмета. Вторая — это идейно-мировоззренческая функция. Ее суть заключается в том, что знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности научного мировоззрения у школьников. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования Российской Федерации для всех школ страны. Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др.

8. Педагогическое исследование: сущность, основные этапы. Характеристика методов педагогического исследования.

Пед.иссл-е – это процесс и результат деятельности ,направленный на получение новых знаний, на решение теоретических и практических проблем. Логика пед. исследования: выявление проблемы объекта и предмета исследования, формулировка его целей и задач, разработка гипотезы, выделение основных этапов.

Объект пед. иссл-я — сторона педагогического процесса, подлежащая изучению.

Предмет — это то,что конкретно будет изучаться( формы, условия, методы воспитания и обучения).

Этапы пед. исследования:

1)Эмпирический (получают представления об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образ. практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь существенность явления; формулируют научную проблему. Основным результатом данного этапа является гипотеза — совокупность теоретически- обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

2)Гипотетический ( направлен на разрешение противоречия между фактическим представлением об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность).

3)Теоретический (связан с преодолением противоречий между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью системных представлений о нём.

4) Прочностный ( предполагает предсказать развитие данной системы в новых условиях).

Методы пед. исследования – это способы решения научно — исследовательских задач.

Этапы педагогического исследования:

1. Определение проблемы и постановка цели — раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования.

2. Вычленение точно очерченного круга явлений, составляющих предмет и объект исследования.

3. Построение рабочих гипотез.

4. Выбор методов исследования.

Школа как развивающая система. Школа как функционирующая система. Педагогическая инноватика. Организационная культура школы. Научно-методическая работа в школе. Функциональные обязанности учителя начальных классов и их распределение в течение учебного года. Школьная документация: документация школьного кабинета, работа с журналом, дневниками, тетрадями.

Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9 — 11 лет). Школа как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов. Школа – это целостная социальная организация. Школа – сложная многокомпонентная система.

Школа – открытая система. Главное в школе – процесс и среда.
Основные элементы школы. К.Д.Ушинский «Три элемента школы» — Деятельность всякого учебного заведения, если оно имеет сколько-нибудь воспитательную цель, слагается из трех элементов, представителями которых являются: администраторы заведения, его воспитатели и его учителя. Эти три основных элемента школьной деятельности — административный, учебный и воспитательный — могут находиться и находятся в действительности в самых разнообразных комбинациях между собой. Иногда они соединяются более или менее тесно, иногда совершенно распадаются между отдельными лицами и часто находятся даже во враждебном отношении между собой.
ШКОЛА КАК РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА.

ШКОЛА КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА — школа, в которой сохраняется лучшее из того, что было создано прежде, и его упрочение; демонтируется старое и негодное; незаслуженно забытое возрождается в новых формах; осуществляются инновации во всех направлениях деятельности.

Школа как развивающаяся система — школа, работающая в инновационном режиме, но сохраняющая и укрепляющая лучшее из того, что было создано прежде; отказывающаяся от старого и неэффективного; возрождающая незаслуженно забытое в новых формах. Школа как развивающаяся система может осуществлять постоянный внутришкольный контроль (самоконтроль) на своем уровне, но вместе с тем для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и воспитанности школьников необходима и государственно-общественная экспертиза на диагностической основе.
Управление развивающей­ся школой предназначено для создания более высокого потенци­ала общеобразовательного учреждения, позволяющего ему перейти в новое качественное состояние, которое обеспечивало бы новые результаты.


Объектом управления является инновационный про­цесс, т.е. освоение новшеств в деятельности образовательного уч­реждения (в учебно-воспитательном процессе, в управлении, в со­здании условий для эффективной образовательной деятельности).

Развивающаяся школа требует от руководителей и всех субъек­тов управления смелости, инициативности, решительности как в обновлении самого управления, так и в обновлении управляю­щей системы.

В роли моделей потребного будущего (объектов значительного изменения) для общеобразовательного учреждения, находящего­ся в режиме развития, могут выступать миссия (школы и управле­ния), цели образовательного учреждения. В неразрывной связи с моделями потребного будущего находятся цели становления, вы­живания, функционирования и развития.

В управлении реализуются обновленные функции, содержатель­но базирующиеся на идеях педагогического менеджмента (инфор­мационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-про­гностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная).

Субъектом управления являются все участники инно­вационного процесса: штатные руководители, педагоги (учителя, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, соци­альные педагоги, руководители кружков и т.д.), учащиеся, роди­тели, спонсоры, педагогически грамотная и заинтересованная в делах общеобразовательного учреждения общественность, развет­вленная система органов управления, наделенных широким на­бором функций, полномочий, реальных прав, обеспечивающих активные (субъектные) функции всех участников процесса раз­вития (вплоть до предоставления каким-либо органам учениче­ского, учительского, родительского самоуправления права вето на решения администрации). Субъекты управления в образова­тельном учреждении, работающем в режиме стабильного функ­ционирования, отличаются от субъектов управления в образова­тельном учреждении, работающем в режиме развития прежде всего по целям своей деятельности, функциям, методам работы и т.д.


Организационная структура управления в развиваю­щейся школе нестабильна и может меняться в течение года, так как постоянно в связи с новыми задачами возникают новые субъек­ты, функциональные обязанности и права, связи и отношения. Общеобразовательное учреждение работает в режиме решения не­стандартных задач, и руководителям приходится выращивать (стро­ить) новые структуры, которые существуют только в период ре­шения задач развития. Развитие требует создания более гибких и специализированных структур, в том числе ориентированных на реализацию конкретных инновационных проектов. Многие из них имеют временный характер. Временные субъекты, органы и связи возникают и умирают, что обеспечивает необходимую для разви­тия гибкость организационной структуры. Горизонтальные связи могут быть единичными, даже разовыми. В развивающемся обра­зовательном учреждении организационная структура управления, как правило, включает в себя элементы линейно-функциональ­ного типа, ответственные за поддержание стабильного функцио­нирования, и элементы более гибкие (проектного, программно-целевого типа), способные управлять инновациями. Потому эта структура оказывается более сложной.

В таком учреждении широко используются эффективные совре­менные управленческие технологи и, например, программ­но-целевой подход и связанное с ним педагогическое проектиро­вание, ситуационный подход, современные информационные тех­нологии. Руководители осуществляют системный педагогический анализ явлений и процессов, опираются в работе на знание самых разнообразных теорий и концепций зарубежного и отечественного педагогического менеджмента, основанных на психологии управ­ления, теории мотивации, теории ценностей и т.д.

Добавить комментарий

Закрыть меню