Шамова активизация учения школьников

Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.

Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.

Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.

Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.

Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Активизация учения есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.

Признаки, характеризующие самостоятельную работу:

— наличие цели самостоятельной работы,

— наличие конкретного задания,

— четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы,

— определение формы проверки результата самостоятельной работы,

— обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:

1. Содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания;

2. содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-познавательную деятельность всех степеней познавательной самостоятельности;

3. в работах должны использоваться все возможности для введения вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельных работ каждого ученика.

Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества.

Задача ученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности.

Н.А. Менчинская различает в управлении процессом учения две формы, которые отличаются степенью активности учащихся.

Первая из них предполагает жесткую регламентацию деятельности учащихся, подается ему в готовом виде.

Сюда относится обучение на основе алгоритмов.

Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед ними задач проблемного типа.

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию.

1.3. Анализ методов активизации познавательной деятельности.

Степень активности школьников является реакцией, методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

На уроках биологии я применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся.

Словесные методы.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы дети могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих (задания в приложении №1).

2. Метод самостоятельной работы с учеником. В старших классах с целью лучшего выявления логической структуры нового материала даю задание самостоятельно составить план рассказа учителя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.

В ходе обсуждения поправляем, исправляем, уточняем, дополняем, убираем все лишнее, несущественное.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение учебника, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой я даю ученикам различные посильные задания.

Например, в 7-м классе при изучении темы: «Кишечнополостные».

Даю задания: сделать сообщение о представителе кишечно-полостных; (представителей выбирают по желанию). Ученикам нужно рассказать об особенностях данного животного, его образе жизни, уметь показать связь строения со средой обитания.

Сообщение формируется на альбомных листах, титульный лист оформляется рисунком животного.

В классе ученик должен постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. Для этого вначале составляются тезисы, а в более старших классах – план ответа.

При таком виде работы ученики учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организую самостоятельную работу следующим образом: даю классу конкретное учебное задание. Пытаюсь довести его до сознания каждого учащегося.

Здесь есть свои требования:

1) текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

2) нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

К сожалению, тетради по курсу «Человек и его здоровье» появились совсем недавно. Пользоваться я ими при своей работе начала лишь с этого года. (В прошлом году у меня не было 9-х классов). В виду того, что в течение прошлого года только один класс приобрел тетради на печатной основе, я имею возможность сравнивать результаты по первым темам. У учащихся в «экспериментальном» классе заметно возрос интерес к предмету, выросли показатели.

К сожалению, я вынуждена, как и многие учителя, пользоваться пока самодельными раздаточными дидактическими материалами.

Их условно делят на три типа (Г.М. Муртазин, 1989 г.):

1. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

1) Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

2) Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.

3) Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.

1) Карточка с вопросами для размышлений.

2) Карточка с расчетной задачей.

Пути активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметнопрактических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только В процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

• готовность выполнять учебные задания;

• стремление к самостоятельной деятельности;

• сознательность выполнения заданий;

• систематичность обучения;

• стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них — разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

· отстаивать свое мнение;

· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

· ставить вопросы своим товарищам и учителям;

· рецензировать ответы товарищей;

· оценивать ответы и письменные работы товарищей;

· заниматься обучением отстающих;

· объяснять более слабым учащимся непонятные места;

· самостоятельно выбирать посильное задание;

· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

· решать познавательные задачи путем комплексного применения

известных им способов решения.

Уровни познавательной активности

Первый уровень — воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень — интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Третий уровень — творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность — проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся.

Принцип проблемности.

учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 1187 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Особенности, которые нужно учитывать:

Уровень умственного развития учащегося.

Скорость усвоения (количество заданий, необходимых для возникновения обобщения, экономность мышления).

Метод диагностики:

Обучающий эксперимент.

Метод тестирования.

Наблюдение, беседа, сочинения, анкеты (для изучения познавательных интересов).

За следующий межаттестационный период я планирую:

1) Изучить методы диагностики индивидуальных особенностей учащихся.

2) Провести диагностику среди учащихся.

3) В связи с индивидуальными особенностями разработать индивидуальные задания и распечатать их.

4) Продолжить работу с тетрадями на печатной основе.

2. Второе направление моей работы – это разработка регионального курса «Наша окружающая среда».

Этот курс охватывает школьников с первого класса и до старших классов. Он рассчитан на 30 учебных часов в год.

Главная особенность предлагаемого курса – осознанное понимание любого явления путем эксперимента.

Примерно 60% учебного времени рекомендуется отводить на практические занятия.

Основная задача курса – развитие познавательных способностей ребенка, понимания и осознанного отношения к окружающей среде, умения оценить свой маленький, но реальный вклад в ее сохранение, осмыслить взаимную зависимость людей и окружающей среды, определяющую качество жизни.

Все это важно и необходимо для формирования фундамента экологической этики любого человека.

По данному курсу с 1 по 6 класс имеются методические пособия, программы и тетради с печатной основой для учеников.

Для 7 класса пока имеется только программа.

На последующие пять лет я планирую:

Составить тематическое и поурочное планирование.

Собрать материал для проведения практической части.

Подобрать дидактический материал.

Заключение.

План внедрения на 2000-2002 г.

Первое направление:

1)Изучить методическую литературу по теме «индивидуализация учебной деятельности».

2)Изучить методику проведения диагностики индивидуальных особенностей личности.

3)Составить индивидуальные задания для 7-х классов.

Второе направление.

1) Продолжить работу по освоению курса «Наша окружающая среда».

2) Разработать поурочное планирование для 6-х классов.

3) Начать работу над созданием материальной базы курса.

Разработать экскурсии для курса 6-го класса.

Подобрать дидактический материал.

Продолжить работу: 1) с учащимися по защите рефератов.

2) составление приложений к экзаменационным билетам по биологии для 9-х классов.

3) разработать внеклассные мероприятия с экологическим направлением.

4) готовить учащихся к участию в олимпиадах и слетах.

5) активно участвовать вместе с учащимися в неделе биологии.

Цель моей работы на ближайшие пять лет:

разнообразить и индивидуализировать методы и приемы активизации познавательной деятельности;

повысить успеваемость, биологическую и экологическую грамотность;

формировать ответственное отношение к природе.

Список литературы.

Анастасова Л.Н. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. –М.: 1989.

Дмитров Г.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения. –Арктоус, 1996.

Леонтьева О.М. Биология. 6 класс. Пособие для учителя. –М.: 1998.

Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.

Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. –М.: Просвещение, 1981.

Константинов В.М., Михеев А.В. Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе. –М.: Академия, 1999.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. –М.: Педагогика, 1980.

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.: Педагогика, 1990.

Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Педагогика, 1982.

Добавить комментарий

Закрыть меню