Сетевое планирование и управление

Сетевое планирование и управление

Сетево́е планирование и управление

(СПУ)

система планирования и управления разработкой крупных народно-хозяйственных комплексов, научными исследованиями, конструкторской и технологической подготовкой производства новых видов изделий, строительством и реконструкцией, капитальным ремонтом основных фондов путём применения сетевых графиков. Система СПУ позволяет устанавливать взаимосвязь планируемых работ и получаемых результатов, более точно рассчитывать план, а также своевременно осуществлять его корректировку. СПУ — основа использования ЭВМ в управлении и создании АСУ (см. Автоматизация производства).

Сущность СПУ состоит в составлении логико-математической модели управляемого объекта в виде сетевого графика (см. рис.) или модели, находящейся в памяти

ЭВМ, в которой отражаются взаимосвязь и длительность определённого комплекса работ (см. Математическая модель). Сетевой график после его оптимизации средствами прикладной математики и вычислительной техники используется для оперативного управления работами.

На график нанесены работы и события. Каждое событие характеризует завершение или начало работы, а работа означает действие, которое нужно совершить, чтобы перейти от предшествующего события к последующему. События на графике обозначаются кружками, а работы — стрелками, показывающими связь между событиями (возможен и другой вариант: работы изображаются кружками, а связи между ними стрелками). Работа должна быть конкретной, четко описанной и иметь ответственного исполнителя; продолжительность её измеряется количеством дней, недель, декад и др., наносимых над стрелкой. Временные оценки даются ответственными исполнителями соответствующих работ. Все работы в графике ведут к конечному событию — цели планирования.

При планировании длительности работ пользуются действующими нормативами и опытными данными, но во многих случаях (в частности, когда рассматриваются программы по освоению новых видов продукции или проблемные научные исследования) время работы не может быть выражено одной достоверной оценкой; ответственный исполнитель обычно даёт 3 оценки. Оптимистическая оценка времени (минимальная продолжительность работы tmin) — минимальный срок, в течение которого будет выполнена работа в наиболее благоприятных условиях, если ничто не помешает её выполнению. Пессимистическая оценка времени (максимальная продолжительность работы tmax) характеризуется продолжительностью времени, необходимого для выполнения работы при наиболее неблагоприятных условиях, если в процессе её выполнения возникнут трудности. Наиболее вероятная продолжительность времени (tнв) показывает время выполнения работы в нормальных условиях.

Ожидаемая продолжительность работы определяется на основании 3 или 2 оценок по одной из следующих формул:

или

Важный элемент разработки сетевого графика — определение продолжительности путей. На рис. пути представлены линиями, образуемыми стрелками взаимосвязанных работ, концы которых указывают на начальные и конечные события.

Различают полные и критические пути: полным называется путь, начало которого совпадает с исходным событием сети, а конец — с её завершающим событием; критическим — путь, имеющий наибольшую продолжительность и характеризующий время выполнения всего комплекса работ, проекта в целом, т. е. время достижения конечной цели (на рис. обозначен жирными стрелками).

Критический путь расценивается как самый важный в системе СПУ, т. к. представляет собой основу для выбора оптимального плана и организации контроля за ходом работ. Отношение продолжительности любого пути к продолжительности критического пути характеризует степень его напряжённости. Если критический путь является наиболее продолжительным по времени от начального до конечного события, то все др. события и работы должны лежать на путях более коротких.

Совершенные формы СПУ содержат информацию относительно движения материальных затрат и наращивания издержек по объекту. СПУ проводится примерно в следующей очерёдности: расчленение комплекса работ на отдельные последовательные этапы, каждый из которых закрепляется за ответственным исполнителем; выявление и описание всех событий и работ, необходимых для достижения неконечной цели; построение сетевого графика; определение времени выполнения каждой работы в сети на основе системы оценок; расчёт критического пути и резервов времени; анализ сети и оптимизация графика, разработка мероприятий по сокращению времени критического пути; управление ходом работ с помощью сетевого графика.

Каждый исполнитель определяет состав и последовательность закрепленного за ним этапа работ. Затем ответственное за проект лицо составляет первичные сетевые графики, которые после их корректировки «сшиваются» в сводный сетевой график. Этот график завершается событием, соответствующим заданной конечной цели. При этом особое внимание уделяется устранению неувязок на стыках между первичными сетевыми графиками, т. е. этапами комплекса работ.

По мере движения ко всё более высокому уровню выполнения работ планы-графики укрупняются. Если они предназначены для руководителей предприятий, то в них включаются только сроки свершения граничных событий, являющихся выходными для одних предприятий и входными для других, с указанием времени начала и окончания работ критической зоны. Планы-графики руководителей промежуточных ступеней дополняются сведениями о сроках свершения граничных событий между отдельными ответственными исполнителями.

В процессе выполнения планов-графиков осуществляются непрерывный контроль, корректировка и регулирование сетевой модели. Для устранения расхождений между запланированным и фактическим ходом работ проводятся организационно-технические мероприятия (см. Организационно-технических мероприятий план).

Т. о., СПУ создаёт в конечном счёте условия для выполнения всего комплекса работ в их логической последовательности. С помощью сетевых графиков осуществляется системный подход к вопросам организации управления заданными процессами, поскольку коллективы различных подразделений участвуют в них как звенья единой сложной организационной системы, объединённые общностью задачи.

Лит.: Зуховицкий С. И., Радчик И. А., Математические методы сетевого планирования, М., 1965; Основные положения по разработке и применению систем сетевого планирования и управления, 2 изд., М., 1967; Сетевые графики в планировании, М., 1967; Сетевые модели и задачи управления, М., 1967; Модер Дж., Филлипс С., Метод сетевого планирования в организации работ, пер. с англ., М. — Л., 1966.

А. М. Омаров.

Рис. к ст. Сетевое планирование и управление.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

С чего начинается сеть

В принципе, сеть начинается с открытия второй розничной точки, когда предпринимателю приходится управлять уже двумя и более магазинами, между которыми необходимо наладить связь. Допустим, некий предприниматель Алексей Покров хочет развивать свое дело по продаже газет и журналов, решив открыть еще 2 точки продаж в дополнение к уже имеющейся. Соответственно, встал вопрос о том, как организовать управление будущей сетью, чтобы она работала максимально эффективно.

Для начала Алексей выделил бизнес-процессы (БП) будущей сети, чтобы построить разумную систему управления. Процессы разбивались на основные и обеспечивающие (вспомогательные):

  1. Основные БП:
  • обеспечение товаром;
  • размещение товара;
  • продажа товара.
  1. Обеспечивающие БП:
  • управление поставками (закупка);
  • управление сбытом (продажа);
  • маркетинговое управление;
  • управление финансами;
  • управление стратегическим развитием;
  • административное управление;
  • хозяйственное обеспечение;
  • бухгалтерское и юридическое обслуживание и т.д.

В целях упрощения примера не станем приводить все обеспечивающие процессы. Выделив процессы, Алексей сразу же увидел, что для него существуют два основных способа контроля за точками продаж и участия в их работе:

  • централизованный подход;
  • децентрализованный подход.

В первом случае Алексей взял бы на себя максимальный контроль над работой будущей сети, предоставляя минимум свободы принятия решений продавцам на местах. Во втором случае, наоборот, Алексей стал бы контролировать только общее направление движения, оставляя простор для творчества продавцам торговых точек.

Подходы к управлению сетью будут различаться по роли предпринимателя в основных и обеспечивающих бизнес-процессах, и его участие в деятельности сети отражено в таблице 1.

Таблица 1

Как выбрать подход к управлению сетью

Рассмотрев два варианта управления своей будущей сетью, предприниматель сначала не мог однозначно ответить, какой же из них больше подходит в его случае. Тем не менее он пришел к децентрализованному варианту, поскольку:

  1. Продавцы, которых он хочет нанять для работы на будущих торговых точках, имеют успешный опыт работы, поэтому могут быстро сориентироваться в местных условиях, определить цены, количество журналов, необходимое в торговой точке ежедневно, срок заказа и т.д.
  2. Алексей сам не может контролировать все, так как собирается заниматься дальнейшим развитием сети.
  3. У Алексея несложный бизнес, поэтому вероятность существенной ошибки на местах минимальна.

Если бы речь шла о сложном бизнесе, где требуется всеобъемлющий контроль руководства, то столь высокая степень децентрализации была бы невозможна. Одновременно с этим недостаточно квалифицированные сотрудники могли бы также явиться причиной централизации. Наличие же большего количества свободного времени у Алексея тоже могло бы привести к централизованной модели, особенно если это сочеталось бы с его недоверием по отношению к своим будущим сотрудникам.

Пример распределения полномочий по управлению торговой точкой между Алексеем и его продавцом на примере трех бизнес-процессов при децентрализованном подходе

Бизнес-
процесс
Функции Алексея Функции продавца торговой
точки
1 2 3
Управление
поставками
— разработка стратегии работы
с поставщиками;
— поиск новых поставщиков;
— утверждение условий поставки
— формирование заказов
поставщикам;
— контроль запасов каждого
журнала и газеты;
— утверждение нормативов
запасов для своей торговой
точки исходя из специфики
местного рынка
Управление
финансами
— составление и контроль
бюджетов сети;
— консолидация бюджетов сети;
— поиск оптимальных вариантов
привлеченного капитала для сети
— составление и контроль
бюджетов торговой точки
Маркетинговое
управление
— разработка маркетинговой
политики и позиционирование
розничной сети;
— определение мест новых
торговых точек
— проведение маркетингового
анализа местного рынка;
— определение цен исходя из
специфики местного рынка;
— определение перечня газет
и журналов для торговой
точки исходя
из потребностей рынка
и возможностей поставщиков

Аналогичным образом описываются все бизнес-процессы, если, конечно, не появляется такой процесс, за который полностью отвечают только руководитель или только сотрудник точки, и в этом процессе другая сторона в принципе не участвует. Такое бывает крайне редко, поэтому перечень функций, за которые отвечает каждая сторона по каждому процессу, нужно обязательно расписывать подробно.

Построение системы взаимодействия в сети

Когда ответственность за функции внутри бизнес-процессов управления торговыми точками сети понятна, необходимо составить подробное описание каждого процесса. Возьмем для примера процесс «Управление финансами» и опишем взаимодействие Алексея с сотрудниками торговых точек его сети.

Согласно таблице 2 в рамках розничной сети представители торговых точек должны составлять для Алексея бюджеты, а он будет из них сводить воедино, в консолидированный бюджет по всей сети.

Руководитель розничной точки представляет Алексею следующие виды бюджетов:

  • бюджет продаж;
  • бюджет доходов и расходов.

Вместе с этой информацией также представляется потребность в финансировании для каждой торговой точки с приложенным обоснованием необходимой суммы.

Получив бюджеты от каждой торговой точки, Алексей составляет единые бюджеты по всей сети:

  • бюджет доходов и расходов сети;
  • бюджет движения денежных средств сети.

Отдельно планируются привлечение капитала, его источники, сроки и объемы привлечения.

Данную операцию проводит Алексей, используя прогнозы потребности в заемных средствах по каждой торговой точке. Индивидуальный предприниматель утверждает или не утверждает и бюджеты точек, а также их потребности в заемных средствах.

Бюджеты составляются на год с разбиением по месяцам. Плановый пересмотр бюджетов и оценка хода их выполнения производятся не реже чем раз в квартал. Для этих целей раз в квартал сотрудники торговых точек также представляют информацию о фактических расходах, доходах, поступлениях и т.д.

Пример бюджета движения денежных средств приведен в таблице 3.

Таблица 3

Пример консолидированного бюджета движения денежных средств по розничной сети на год (упрощенный вариант)

N Название статьи бюджета Сумма,
рублей
1 Поступления 2 500 000
1.1 Реализация газет 850 000
1.2 Реализация журналов 1 650 000
2 Выбытия 2 290 000
2.1 Расчеты по закупке газет 250 000
2.2 Расчеты по закупке журналов 760 000
2.3 Расчеты по оплате труда 720 000
2.4 Расчеты за услуги сторонних организаций (аренда помещения) 560 000
Денежные средства на начало периода (календарного года) 320 000
Всего поступлений за год 2 500 000
Всего выбытий за год 2 290 000
Изменения в состоянии денежных средств за год (денежный поток,
сальдо)
210 000
Денежные средства на конец периода (календарного года) 530 000

Итак, на конец года ожидается, что денежный поток по всей розничной сети будет положительным. Аналогичным образом составляется и бюджет доходов и расходов.

Подобным образом описывается взаимодействие между Алексеем и сотрудниками всех торговых точек по каждому бизнес-процессу из таблицы 2. Оно может сопровождаться приложением конкретных форм документов или описанием работы в информационной системе розничной сети. Это будет удобно для дальнейшей координации взаимодействия Алексея и его сотрудников, особенно после того, как он откроет две и более торговых точек. Конечно, данное взаимодействие может пересматриваться и меняться в зависимости от обстоятельств.

Полезные советы

При выборе централизованной и децентрализованной системы управления сетью важно помнить о следующих вещах:

  1. Если руководитель сети будет выполнять только функции стратега, принимая лишь незначительное участие в операционной деятельности торговых точек, есть риск возникновения неразберихи во взаимоотношениях между точками, поставщиками, клиентами, отсутствия единых подходов к сбыту, ценообразованию, ассортименту. Это может привести к потере управляемости созданной сети. Важно быть уверенным в сотрудниках каждой точки, а также предварительно довести до них концепцию розничной сети и стратегию ее развития. Будет оптимально, если они примут участие в обсуждении этой стратегии.
  2. Если на роль ответственных управляющих точками будут назначены просто хорошие продавцы без опыта управленческой работы, есть риск, что они не смогут справиться с задачами, если будет выбрана децентрализованная система управления сетью.
  3. Если же руководителями точек будут опытные менеджеры, как в примере с Алексеем, тогда излишняя централизованность управления приведет к тому, что они будут чувствовать скованность действий, что в итоге может снизить их мотивацию. То же самое может со временем произойти, если менеджеры приобрели необходимые знания и опыт и не могут более работать в жесткой централизованной сети.
  4. Рассматриваемый принцип централизованного или децентрализованного управления можно применять и при принятии решения о передаче части работ на аутсорсинг. Так, при определении взаимодействия руководителя сети с аутсорсерами можно также прописывать разграничение ответственности между ним и внешними компаниями, точно так же описывая схему взаимодействия между ними.

Н.Ю.Смирнова

Консультант по управлению,

независимый финансовый советник

ИНФИНАДО

Ключевые слова. система управления сетью, интегрированная система

управления, управление конфигурацией сети и именованием, обработка ошибок, анализ производительности и надежности, управление безопасностью, учет работы сети, система управления системой, идентификатор общности.

Любая сложная вычислительная сеть требует дополнительных специальных средств управления помимо имеющихся в стандартных сетевых операционных системах. Это связано с большим количеством разнообразного коммуникацион­ного оборудования, работа которого критически важна для выполнения сетью своих основных функций. Распределенный характер крупной сети делает невоз­можным поддержание ее работы без централизованной системы управления, ко­торая бы в автоматическом режиме собирала информацию о состоянии каждого концентратора, коммутатора, мультиплексора и маршрутизатора и предоставля­ла эту информацию оператору сети.

Одной из первых систем сетевого управления, получившей широкое распростра­нение, был программный продукт SunNet Manager, выпущенный в 1989 году компанией SunSoft. Система SunNet Manager была ориентирована на управле­ние коммуникационным оборудованием и контроль трафика сети.

Именно эти функции имеют чаще всего в виду, когда говорят о системе управления сетью (Network Management System, NMS).

Обычно система управления работает в автоматизированном режиме, выполняя наиболее простые действия по управлению сетью автоматически, а сложные ре­шения предоставляя принимать человеку на основе подготовленной системой информации.

Сами системы управления представляют собой сложные программно-аппарат­ные комплексы, поэтому существует граница целесообразности их применения. В небольшой сети можно применять отдельные программы управления наиболее сложными устройствами, например коммутатором, поддерживающим технику VLAN. Обычно каждое устройство, которое требует достаточно сложного кон­фигурирования, производитель сопровождает автономной программой конфигу­рирования и управления. Однако при росте сети может возникнуть проблема объединения разрозненных программ управления устройствами в единую систе­му управления, и для решения этой проблемы придется, возможно, отказаться от этих программ и заменить их интегрированной системой управления.

Добавить комментарий

Закрыть меню