Семейная политика государства

Содержание

Государственная политика в отношении семьи в РФ

Семья является уникальным социально-правовым институтом. Именно в семье закладываются основы социализации личности; обладая семейно-правовым статусом, лицо вправе рассчитывать на защиту со стороны государства.

Стратегической, рассчитанной на перспективу целью деятельности социального государства, всей системы социальной защиты населения является реальное снижение процента бедности и улучшение качества жизни в тех группах населения, которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения.

Достижение этой цели строится по двум главным направлениям.

Первое — повышение реальных доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки — выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставление установленных законом льгот и т.д.

Второе — развитие и совершенствование системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми.

Одним из условий успешного функционирования семьи и воспитания ребенка, снижения социальной напряженности в обществе является развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.

В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них.

Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

В настоящее время основными направлениями государственной семейной политики являются: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.

Государственная семейная политика исходит из положений о том, что: семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека; семья играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные меры их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; следует учитывать потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мерах государственной семейной политики в современных условиях.

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Лекция 19 Семейная политика в Российской Федерации

⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 44Следующая ⇒

План

1 Сущность семейной политики

2 Принципы семейной политики

3 Правовое обеспечение семейной политики в Российской Федерации

Сущность семейной политики

В условиях социальных изменений в России семья в начале 90-х годов ХХ века стала объектом государственной политики. В Конституции РФ провозглашено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). В отношении семьи была разработана особая семейная политика и созданы соответствующие государственные структуры, проводящие ее в жизнь. Ее предпосылками была научная оценка состояния семьи в России, обозначеная как «кризис семьи», «дезорганизация семьи», «переход к семье постиндустриального общества». За данными понятиями стоит осмысление противоречивых процессов, происходящих в семье, во взаимодействии семьи с другими социальными институтами, в которых также наблюдаются кризисные процессы.

Семейная политика — это целостная система принципов, оценок и практических мер, предоставляющих семье с детьми определенные социальные гарантии материального и социального благополучия и духовного развития. Семейная политика обращена ко всем типам семей, но в зависимости от проблем самой семьи, меры социальной поддержки могут быть различными.

Основными субъектами семейной политики являются государство, неправительственные организации, религиозные и национальные общины, общественные объединения, общественные и частные благотворительные фонды, частные лица, семьи.

Они осуществляют деятельность, направленную на укрепление семьи и обеспечение условий для реализации ее функций. Ведущая роль в разработке и реализации семейной политики принадлежит государству, как органу власти, имеющему в своих руках определенные финансовые, организационные, административные, профессиональные ресурсы. Поэтому термин «государственная семейная политика» подчеркивает ведущую роль государства в организации социальной поддержки семьи. Однако без усилий каждой семьи улучшить свое благополучие, сохранять и соответствовать семейным ценностям, воспитывать своих детей достойными гражданами, образованными и культурными членами общества все меры семейной политики будут лишь частичными.

Государственная семейная политика рассматривает семью как важнейшую часть общества и предоставляет ей полноценный социальный статус, учитывает ее интересы в процессе социально-экономического и культурного развития. Государство гарантирует макроэкономические и социальные стандарты, необходимые для самостоятельного функционирования семей в обществе, осуществляет учет потребностей и проблем семьи, способствует реализации прав и интересов семей в процессе их жизнедеятельности, создает условия для осуществления суверенитета семей и их развития. Если бы государство не вело такую деятельность, то миллионы семей остались бы один на один со своими проблемами.

Существует преемственность в осуществлении помощи семье. В советское время декларировалась ценность брачно-семейных отношений, детей, а трудные условия существования семьи объявлялись временными. С 1917 года до середины 60-х годов ХХ века наблюдалась суперэтатизация (сверхогосударствление) всей социальной жизни, вмешательство в дела семей. С середины 60-х годов стали расти разводы, сожительство, сокращаться рождаемость. Бедные люди, живущие в небольших квартирах и имеющие небольшую зарплату, не могли позволить себе иметь много детей. Меры финансовой поддержки семьи были столь незначительны, что не воздействовали на семью. Растущая социальная дифференциация общества не позволяла большинству семей полноценно отдыхать, лечиться, учить детей в лучших вузах. Каждая семья стремилась обзавестись садово-огородным участком, тем самым обеспечить себе дополнительное питание и отдых. С введением рыночных отношений семья оказалась в трудной ситуации, а негативные тенденции усилились. Население оказалось на грани выживания, появилась конкуренция между разными группами населения, каждая из которых хотела за счет других жить лучше.

Ученые — исследователи семьи считают, что помощь семье должна быть всесторонней, одними мерами материальной помощи ситуацию с низкой рождаемостью, детской беспризорностью и социальным сиротством не исправишь. Для оказания социальной помощи семье выбран количественный критерий «малообеспеченность», а семьи, живущие на границе малообеспеченности, не получают помощи. Более того из-за всеобщей платности, инфляции, постоянном росте цен, дороговизне, закрытии предприятий почти все семьи испытывают трудности не только материального, но и социально-психологического характера.

Поэтому по своему содержанию государственная семейная политика является комплексной, обращенной ко всем типам семей, предусматривающей различные меры социальной поддержки, виды социального обслуживания.

Становление семейной политики и ее развитие в цивилизованных странах показывает, что требуется немало времени для формирования социальной инфраструктуры культурного и социального обслуживания семьи, для подготовки кадров по работе с семьей, для проведения систематических исследований по вопросам семьи, материнства и детства.

На данном этапе целями государственной семейной политики являются: 1) обеспечение условий для реализации семьей ее функций; 2)повышение качества жизни российских семей; 3) создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности и семенных обязанностей; 4) обеспечение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В РФ на федеральном и региональном уровнях были сформированы руководящие органы семейной политики. В 1995 г. вступил в действие Семейный кодекс Российской Федерации, в 1996 году были приняты Основные направления государственной семейной политики. Значимым вкладом в семейную политику стала Президентская программа «Дети России», состоящая из ряда целевых подпрограмм, направленных на социальную защиту детства, помощь семье с детьми в решении наиболее актуальных проблем семьи. В условиях нестабильности социально-экономической обстановки в стране законодательные и организационные мероприятия государства позволили обеспечить семье гарантированные Конституцией РФ права.

Основными направлениями семейной политики являются:

— улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактика бедности;

— обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей и личными интересами человека;

— оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей;

— обеспечение здоровья матери и детей;

— защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений;

— внимание к неполным семьям, семьям, имеющих в своем составе лиц с ограниченными возможностями;

— всесторонняя подготовка молодежи к браку;

— профилактика семейного неблагополучия.

Государственная семейная политика как часть социальной политики тесно связана с такими направлениями политики, как жилищная, продовольственная, молодежная, демографическая, образовательная, миграционная, информационная, политика занятости, и т.д.

Принципы семейной политики

Проведение семейной политики основывается на ряде принципов, совокупность который сохраняет ее смысл, реализует цели и задачи. К их числу относят следующие:

1. Принцип самостоятельности, суверенности семьи.

2. Принцип свободы выбора типа семьи и ролевых функций.

3. Принцип равноправия в семье при приоритете интересов детей.

4. Принцип общественного договора с государством с учетом его обязательств в защите семей, нуждающихся в помощи.

5. Принцип единства целей семейной политики на федеральном и региональном уровнях.

6. Принцип социального партнерства в осуществлении семейно политики.

7. Принцип преемственности и стабильности государственных мер в семейной сфере.

Принцип самостоятельности, суверенности семьи означает ее определенную независимость от государства, самостоятельность во внутрисемейной организации. Государство и иные социальные институты не вправе вмешиваться в дела семьи, супружеские, родительские, родственные отношения. Семья и государство имеют взаимный интерес в воспитании детей, как будущего страны. Поэтому государство юридически регулирует те вопросы, которые связаны с равенством супругов, требует ответственного родительства, а так же препятствует криминализации семьи.

Принцип свободы выбора типа семьи и ролевых функций позволяет самостоятельно членам семьи определять число детей, стили семейного поведения, вопросы воспитания и образования детей. Государство обязано открыто заявить о том типе семьи, который она более всего поддерживает.

Принцип равноправия в семье при приоритете интересов детей достигается посредством распределения в семье на принципах справедливости обязанностей, обеспечивается законодательно установленными равными правами и обязанностями супругов, обеспечением им равных возможностей для получения образования, рабочего места, условий для воспитания детей.

Принцип общественного договора с государством с учетом его обязательств в защите семей, нуждающихся в помощи, призван защитить семьи в условиях экономического, социально-политического неблагополучия. Государство обязано во всех типах семей видеть своих партнеров независимо от национальной, религиозной, политической, материальной принадлежности и создавать условия для семьи.

Принцип единства целей семейной политики на федеральном и региональном уровнях означает, что в стране в отношении семьи сложились единые цели и независимо от места проживания каждой семье гарантирован пакет льгот и другой поддержки. В то же время он нацелен на активизацию сил местного сообщества, на поиск резервов помощи семье в регионах с учетом его специфики, на поиск адресатов социальной помощи.

Принцип социального партнерства в выработке и осуществлении семейной политики организует вокруг семьи круг единомышленников, заинтересованных и ответственных субъектов. Он нацеливает на сотрудничество во имя интересов благополучия семьи государственные органы, общественные организации, церковь, меценатов и т.д.

Принцип преемственности и стабильности государственных мер в семейной сфере означает сохранение имеющихся льгот, пособий семье, достигнутых социальных гарантий, а также эффективных форм работы с семьей, семейных традиций.

Вышеназванные принципы являются основой для проведения семейной политики всеми органами и организациями на территории РФ.

Похожие главы из других работ:

Анализ особенностей содержания и организации работы с молодежью на предприятии

1. Исследовать меры государственной молодежной политики в Российской Федерации, определяющие положение рабочей молодежи в социально — экономической структуре.

2. Определить основные факторы управления молодежной политикой в отношении рабочей молодежи, занятой в промышленном секторе. 3…

Анализ особенностей содержания и организации работы с молодежью на предприятии

1.1 Меры государственной молодежной политики в Российской Федерации, определяющие положение рабочей молодежи в социально — экономической структуре

В условиях развития современного прогрессивного общества все больше возрастает роль человеческого капитала, поддерживающего конкурентоспособность и национальную безопасность страны в период глобализации…

Государственная молодежная политика в Российской Федерации

2.1 Цели, принципы государственной молодежной политики в Российской Федерации

Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной незащищенностью превращают молодежь в дестабилизирующую общественную силу. Вместе с тем речь идет о формировании пополнения…

Государственная семейная политика в России и за рубежом

2.3 Формирование и реализация государственной семейной политики в России

В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой. Институциональные интересы семьи специально не учитывались. Государство исходило из своих экономических…

Демографическая концепция России и ее роль в преодолении тенденции депопуляции

Цели и задачи Концепции демографической политики РФ до 2025 года

В 2001 году приняли «Концепцию демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», в ней отражается довольно неутешительная демографическая ситуация в России, а также…

Демографическая концепция России и ее роль в преодолении тенденции депопуляции

Пути реализации демографической политики и критика Концепции демографической политики РФ до 2025 года

В первую очередь, для реализации настоящей Концепции необходимы данные государственной статистики, итоги переписей населения и данные социологических исследований. Из этого следует…

Информационное обеспечение реализации государственной молодежной политики

2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации

Миграция как социально-политическая проблема и пути ее решения в современной России

3. Замечания и предложения к проекту Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации

Широко обсуждаемый проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации разработан на период до 2025 года и увязывается с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года…

Молодежная политика в России

1.1.

Основные принципы государственной молодежной политики в Российской Федерации

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан…

Молодежная политика в России

1.2. Цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях: возрождения России, как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие своих граждан; создания правовых, социально-экономических…

Молодежная политика в России

1.3. Приоритетные направления и основные механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации

Определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации государственной молодежной политики строится с учетом: целей и конкретных задач государственной политики…

Молодежная политика в России

1.4. Управление в сфере государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Управление в сфере государственной молодежной политики в Российской Федерации включает: разработку системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы государственной поддержки и защиты прав и интересов молодых граждан…

Региональная молодежная политика в сфере экологического воспитания подросткового поколения в Республике Татарстан

1.1 Цель и задачи Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) разработана на основе положений Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 62/126 от 05.02.2007 г. «Политика и программы…

Совершенствование молодежной политики в Минусинском районе Красноярского края

1.2 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (далее Стратегия) — разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи…

Современный демографический потенциал России

4. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 — 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек…

Семейная политика в России.

В современных условиях существует несколько подходов к определению социальной политики в целом. По мнению одних ученых, социальная политика включает в себя решение проблем, связанных с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в совокупности должны служить «народному здоровью». Другие ученые считают, что проблемы «социального благосостояния общества» должны быть центральной проблемой социальной политики. Часть исследователей придерживается позиции, согласно которой «социальная политика – это политика правительства и его действия, имеющие прямое влияние на благосостояние граждан, обеспечение их службами и доходами».

Одним из важнейших направлений социальной политики является семейная политика, направленная на повышение роли и значимости семьи в обществе, поддержании и укреплении ее как социального института.

Главными целями семейной политики являются:

• обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций: экономической, воспроизводственной, воспитательной, культурно-психологической и др.;

• повышение качества жизни российских семей;

• создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;

• обеспечение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

Основными принципами семейной политики являются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия.

1. Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот, который, с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм, рассматривается как девиантный, отклоняющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых). Принцип суверенности означает, что любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства.

2. Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора. В действительности свобода выбора имеет вполне конкретные, исторически определенные границы, которые связаны с определенными периодами. Например, быстрое снижение смертности сделало ненужной высокую рождаемость и, следовательно, обусловило распад системы социокультурных норм многодетности, отмирание запретов на применение контрацепции и аборты. Этот распад нормативной системы многодетного родительства привел в итоге к широкому распространению норм малодетности.

3.Принцип общественного договора развивает и конкретизирует описанные выше принципы суверенитета и свободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе формируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними. Этот принцип особенно важен в условиях нашей страны, в условиях реформирования экономических и политических отношений.

Семья, как социальный институт, обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого «продукта семейного производства» социальная система не может функционировать. Точнее — она просто не существует.

1. Принцип единства целей федеральной и региональной семейной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории — части одного и того же государства. Этот принцип исходит из того, что отмирание многодетности является глобальным процессом, отражающим фундаментальные изменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества. И потому, хотя и существуют территории, где преобладают «традиционные» типы семьи и семейного поведения (многодетность), но и на них необходима политика, ориентированная на укрепление семьи, тех ее моделей и образцов, которые наиболее адекватны целям эффективной реализации специфических функций семьи.

5. Принцип социального участия. В настоящее время, как цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни: 1) семьи как малой группы, осуществляющей свою жизнедеятельность в конкретных социально-экономических условиях и преследующей свои собственные цели и интересы; 2) разного рода социальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных (соседские общины, этнические и социокультурные меньшинства, партии, общественные, политические, религиозные и другие объединения и союзы, группы интересов и т.д); 3) государства в лице его специализированных органов (федеральных, региональных и локальных), в чью компетенцию входят разработка и осуществление социальной политики, в том числе семейной.

Социальное участие:

• это форма реализации прав и свобод личности и семьи.

Оно предполагает право и возможность каждого человека и каждой семьи непосредственно или через свои объединения влиять на решения, имеющие самое прямое и непосредственное отношение к их важнейшим потребностям и интересам;

• обеспечивает улучшение качества решений и программ, касающихся семьи. Семейная политика перестает быть чем-то навязанным сверху, она как бы становится общим достоянием всех соучастников, которые идентифицируют себя с нею;

• это демократический посредник, медиатор между государством и его гражданами. Социальное участие укрепляет и улучшает связи между ними, повышая вероятность реализации программ и решений;

• минимизирует социальную напряженность и уменьшает вероятность социальных конфликтов, конфигураций между гражданами и государством;

• способствует развитию чувства ответственности за собственную судьбу и судьбу семьи, помогает преодолению, с одной стороны, иждивенческих настроений по отношению к государству и обществу, а с другой, — патернализм этого государства по отношению к своим гражданам:

• это первый шаг к социальной активности и реальной политической вовлеченности, к формированию демократической политической культуры.

Добавить комментарий

Закрыть меню