Сатук богра хан

КАРАХАНИДЫ, мусульманская тюркская династия. Стояла во главе Караханидского государства, возникшего в 10 веке в Семиречье и на западе Восточного Туркестана (в Кашгарии). Сведения о первых караханидах легендарны. Наибольшую роль в образовании государства караханидов сыграли племена тюрок — карлуков, чигилей и ягма. Название династии условно и основано на употреблении в титулатуре верховных правителей слова «кара» (кара-хан, кара-каган) в значении «главный». Во главе династии караханидов стоял тамгачхан (хан ханов). Термин «караханиды» введён российским востоковедом середины 19 века В. В.

Григорьевым. Есть разные мнения о происхождении караханидов. По одной версии, династия караханидов вышла из среды ягма с Южного Тянь-Шаня, т.к., согласно персидскому источнику начала 12 века, «падишаха ягма именуют «Богра-ханом»». Именно этот титул носил первый караханид. По другой версии, караханиды происходили из племени карлуков. В 960 году в Семиречье 200 шатров тюрок приняли ислам. Этот факт связан с родоначальником династии караханидов — каганом Сатук Богра-ханом, который первым принял новую веру и мусульманское имя Абдул-Керим. Его сын Муса, приняв титул кагана, объявил ислам государственной религией. Столицей государства караханидов стал Каш-гар. Наиболее крупные представители караханидов — Хасан, Наср, Юсуф Кадыр (конец 10 века), Ибрахим (1046/47-68), Арслан (1102-30). Верховная власть караханидов имела патриархальные черты. Все земли считались собственностью правящей династии. Старое сословие крупных землевладельцев дихкан было упразднено. Структура государства караханидов отражала синтез кочевой и оседлой традиций, поскольку в него входили как области кочевого скотоводства, так и оседлого земледелия. Свидетельства культурных достижений эпохи караханидов — письменные памятники на тюркских языках «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») Юсуфа Баласагуни, «Дивану лугат-ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») Махмуда Кашгари и памятники архитектуры (мавзолеи: Айша-Биби, Бабаджи-хатун, Карахана близ города Тараза). В конце 10 века караханиды вели войны с государством Саманидов, оспаривали у них власть в Мавераннахре и захватили их столицу Бухару. К 1005 году караханиды овладели Мавераннахром. Государство было разделено на уделы, в которых правили члены караханидского рода — илекханы. Семиречье и Кашгария вошли в восточное владение, а Мавераннахр — в западное владение с центром в Узгенде, а затем в Самарканде. Со временем эти владения обособились и воевали друг с другом, что предрешило в 1089 захват Самарканда тюрками-сельджуками, чьи войска дошли до Узгенда. Караханиды признали верховную власть Сельджукидов. В 1212 последний К. — Клыч Арслан был убит хорезмшахом Мухаммедом.

Реклама

Лит.: Бартольд В. В. Очерки истории Семиречья // Бартольд В. В. Соч. М., 1963. Т. 2. Ч. 1; Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. Аш., 1969; Караев О. История Караханидского каганата: (Х — начало XIII в.). Фр., 1983.

А. Ш. Кадырбаев.

Сатук Богра-хан (901?, 915?—955) — правитель Кашгара из рода Караханов; в 942 году, захватив столицу Карлукского каганатаБаласагун, объявил себя каганом, основав Караханидское государство.

В исторической литературе устойчиво мнение, что Сатук Богра-хан был первым из тюркских правителей, принявших ислам, хотя «». Обширные сведения о его биографии, содержащиеся в поздних копиях с утерянной рукописи, датируемой предположительно концом XV — началом XVI века, «Тазкира-йи Богра-хан» («Память Богра-хану»), «носят бесспорно легендарный характер».

ни о его правлении вообще, ни о его обращении в ислам нет никаких достоверных известий

Согласно этим легендарным сведениям, Сатук был сыном покойного кагана Базыр Арслан-хана, внуком самопровозглашённого кагана Бильге Кюль Кадыр-хана, возглавлявших борьбу части карлукских племён с исламским государством Саманидов. После смерти отца Сатук жил при дворе своего дяди, Огулчака, в Кашгаре.

В расположенном на торговых путях Кашгаре часто останавливались караваны купцов-мусульман, также в Кашгаре укрывались политические беженцы из саманидской знати, — общение с ними постепенно склонило Сатука к их вере; боясь своего дяди, он принял и исповедовал ислам тайно, до 25 лет, когда, с помощью близких ему единоверцев и при поддержке саманидских проповедников и вельмож, заявил о своих природных правах на кашгарский престол и сверг власть своего дяди.

Через несколько лет, укрепившись в Кашгаре, Сатук Богра-хан предпринял поход в земли своих предков, карлуков, и захватил их столицу — Баласагун (942). Здесь Сатук объявил своё имя, принятое им при обращении в ислам — Абдулькарим, и принял титул кагана всех тюрков, назвавшись, как и его прадед, Кара-хакан (или Кара-хан, что по-тюркски значит не только «чёрный», но и «сильнейший» хан).

Временно вражда между саманидами и кочевниками Семиречья прекратилась. До своей смерти (955) Сатук Богра-хан успел объединить разрозненные уделы и племена распавшегося карлукского каганата, положив начало просвещению (то есть исламизации) тюрков. Действия Сатука воспринимались мусульманской частью его подданных как «священная война» против «неверных», отчего в некоторых источниках к его имени прилагется эпитет «гази». Его сын и наследник, Муса Байташ Бугра-хан, закончил дело отца, объявив ислам государственной религией. — Так, сверяясь с другими источниками, можно заключить из легендарных сведений, содержащихся в дастане «Тазкира-йи Богра-хан», «».

установить же, лежат ли в основе легенд о Сатуке какие-либо исторические факты, невозможно

Могила Сатука Богра-хана, как верят, находится в Артуше, чуть севернее Кашгара, почитается как святыня и многие столетия служит местом паломничества мусульман.

Государство Караханидов (942-1210)-тюркское раннефеод гос-во на тер-рии Вост Туркестана, Семиречья и Юж. Притяньшанья. Родоначальник династии Караханидов-сатук Богр-хан, который в 942 сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история гос-ва Караханидов. Сначала столицей Караханидов был ᴦ.Баласагун( в долинœе р.Чу), затем ею стал Тараз. Другой столицей караханидов в Вост Туркестане был ᴦ.Кашгао. в конце 30-х гг 11 в. при яибрагима ибн насре госво распалось на 2 части: зап.ханство с центром в бухаре и восточное-столица Баласагун. В вост. Ханство входили Тараз,Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье, Кашгар.
Так произошло юридическое закрепление уже фактического распада гос-ва Караханидов на самостоят. и полусамостоят. Уделы

Важнейшим социально-политич институтом в гос-ве караханидов была военно система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населœения р-на или города налогов, до того взимахшихся в пользу гос-ва. Такое пожалование получило название икта͵ а его держателя наз-ли мукта͵ или иктадар.
Институт икты играл значительную роль в хоз-ной и полит жизни юга и юго-вост К-на.

Главным занятием населœения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе стем в 11-12в в семиречье и Юж.К-не часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре. Одной из форм эксплуатации крестьян феодалами была издольная аренда, или издольщина. При этом крестьянин пашет, сеет, обрабатывает землю, а основную долю урожая отдает феодалу. Многие крестьяне свою землю и скот добровольно сдавали в руки ел-ханов, првителœей городов, чиновников в надежде на то, что они их защитят от посягательств других. Крестьяне за это должны были платить дополнительную дань. По такому пути пошли и кочевые скотоводы. Постепенно опекунские отношения превратились в отношения подчинœения и зависимости.

При господстве караханидов значительное развитие получили земледелие и осœедлость. Расширилось производство ремесленных изделий. От землиделия отделилось ремесло. В окрестностях города стали появляться населœенные пункты, где занимались ремеслом иторговлей. Развивалась обменная торговля между городом и селом, между земледельцами и скотоводами. Караханиды вели оживленную торговлю с Китаем,русью,Ираном,Ср.Азией,Византией,Камской Булгарией. Главный торговый путь на восток в Китай проходил через города Ургенч, Отрар,Тараз, Баласагун и др.
прославились многие торговые крупные города. Тараз наз-ли городом купцов, Исфиджаб-источником ископаемых для торговцев всœего мира.В торговле появились деньги. Для усиления власти караханиды поддерживали исламскую религию. Почти в каждом городе была мечеть. Для их содержания священнослужителям платили специальный налог

В начале второй четверти 12 в многочисленный народ каракитаи завоевал семиречье с Баласагуном, а затем всœе остальные владения вост караханидов, стал угрожать западной ветви.

2. Духовная культура казахов в XV- XVIII вв.

Казахи называли в XVI-XVII вв. покровителя домашнего очага-От-ана или Огонь. Кочевники-скотоводы верили в то, что у каждого вида скота свой хранитель коровы был Зенги баба. Укажите свадебный головной убор девушки: Саукелœе.Головной убор женщин, одеваемый через год после замужества- Желœек. Кимешек головной убор одеваемый после рождения детей .Казахский мужской плащ из верблюжьей шерсти-Шекпен. Казахи называли Марс в средневековье-ʼʼКызыл жулдызʼʼ (Красная звезда)Звезда Жеты каракшы (Большая Медведица)светила казахам часами в ночное время. Среди казахов сохранился обычай, когда злой дух изгоняют огнем-Отпен аластау. Свирельмузыкальный инструмент, сделанный из камыша и дерева, на котором играли казахские музыканты. Профессионалы-вычислители, занимались эмпирической метеорологией и счетом времени- Есепчи. Охота с ловчими птицами-Саят. На торжествах проводились разнообразные игры. Состязание Кокпар означало скачки с тушей козы. Жамбы ату спортивная игра, в которой вместо золотых слитков нужно было сбить слитки из серебра стрелой из лука. Жених делал подарок матери невесты под названием-Сут акы. Скотоводы определяли: восток, запад, юг и север- Глядя на солнце. Подвижное жилище на колесах- Куйме. Шанырак- основная самая высокая часть юрты..

Зеркалом всœех сторон жизни казахов являлось ʼʼУстное народное творчествоʼʼПерсонажи Аяз би и Жиренше встречаются образцах устного народного творчества-Сказках..

Были распространены эпосы-ʼʼКобланды батырʼʼ, ʼʼЕр Таргынʼʼ, ʼʼКамбар-батырʼʼ. ʼʼКобланды батырʼʼ-эпос ХШ-XIV веков о войне кыпчаков с иранским ханом. ʼʼЕр-Косайʼʼ-дастан, относящийся к героическому эпосу. Социально-бытовые поэмы-ʼʼКозы Корпеш-Баян Сулуʼʼ, ʼʼКыз Жибекʼʼ Представитель казахской устной поэзии-Жырау. Извекстны имена Сыпыра-жырау и Кодана Тайши(XIV в)

В Дешт-и-Кыпчаке в XV-XVI вв были известны имена певцов (жырау) Асан Кайгы и Казтуган. Знаменитый жырау в Дешт-и-Кыпчаке в XV Асан-кайгы. В XV веке жил и творил ʼʼкочевой философʼʼ, мечтавший о ʼʼземле обетованнойʼʼ-Асан Кайгы. Один из знаменитых жырау в Дешт-и-Кыпчаке XV в-Шалкииз. Знаменитый жырау Казахского ханства живший в XVI в-Доспамбет-жырау .Жырау-военачальник, правитель племени Младшего жуза, живший при Есимхане. Жиембет(XVII в).

В XVI-XVII в.письменная литература на казахском языке была распространена в виде книг религиозного и историко-религиозного содержания, исторические сочинœения. Наиболее важным памятником Казахской исторической литературы XVII в является сочинœение Кадыргали Джалаири ʼʼДжами ат-таварихʼʼ.Свой труд К.Жалайыри посвятил Б.Годунову. Казахская правящая элита активно распространяла в степи ислам. Произведение историка XVI века Мухаммед Хайдара Дулати ʼʼТарих-и-Рашидиʼʼ

Введение.

Глава1: Характерные черты и особенности культурного наследия эпохи Караханидов.

1.1 Распространение ислама при Караханидах.

1.2 Значение Великого Шелкового пути в культуре Караханидов.

1.3 Города и городская культура в Х-ХIII веках.

1.4 Памятники материальной культуры эпохи Караханидов.

Глава 2. Наука и литература в Караханидском государстве.

2.1 Влияние Саманидов на культуру Караханидского государства.

2.2Выдающиеся деятели культуры эпохи Караханидов

Заключение

Список используемой литературы.

Введение

Караханидский каганат- первое тюркское государство Средней Азии, возникшее в середине Х века на территории Семиречья и части Восточного Туркестана. Значительные сдвиги и изменения, произошедшие в политической, социально-экономической, культурной, этнической жизни страны, заставляют выделить время Караханидов в особый исторический период.

Особый интерес караханидское время представляет в области культуры, науки и искусства. В это время идет процесс взаимослияния, взаимообогащения кочевой тюркской и оседлой таджикской культуры. Причем в масшатабах беспрецедентных.

В эпоху Караханидского государства наибольшего влияния достиг ислам, который впоследствии стал государственной религией Караханидов.

Для Средней Азии Караханидский период — время расцвета градостроительства и городской культуры.

В этом специфика и значение караханидского периода для истории народов Средней Азии и Южного Казахстана.

Караханидский период в истории Средней Азии и Юго-Восточного Казахстана и в наши дни остаётся одной из самых сложных и малоизученных проблем среднеазиатской и казахской медиевистики.

Отдельной монографии, посвященной именно культуре государства Караханидов к сожалению нет. В основном все существующие исследования по истории Караханидов посвящены в частности политической истории этого государства.

Целью данной работы является анализ культурного развития эпохи Караханидского государства.

Достижение этой цели через решение следующих задач:

Изучение историографии проблемы

2. Ознакомление и анализ памятников культуры Караханидов

3. Выявление общего и особенного в культуре Караханидов

Хронологически данная работа охватывает период с сер.Х века до начала ХIII века, когда на территории Семиречья и части Восточного Туркестана существовало Караханидское государство.

Глава 1: Характерные черты и особенности культурного наследия эпохи Караханидов

В середине Х века на территории Семиречья и части Восточного Туркестана возникло государство Караханидов — первое тюркское мусульманское государство в Центральной Азии.

Образование государства Караханидов связано с политическими событиями, происходившими на обширной территории от Семиречья до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке, а так же с распадом Карлукского каганата.

Наибольшую роль в образовании и ранней истории Караханидского государства сыграли племена карлукской конфедерации, куда наряду с карлуками входили чигили и ягма. Именно эти племена составили основное ядро Караханидского государства.

1.1 Распространение ислама при Караханидах

Историческая традиция называет родоначальника Караханидской династии Бильге Кюль Кадир-ханом, который по сообщениям Гардизи, принял в 840 году титул кагана.

Основателем же Караханидского государства считается внук Бильге Кюль Кадир -хана, сын Вазир Арслан — хана Сатук Богра -хан.

Годы правления Сатука Богра -хана (915 — 955) сыграли очень большую роль в истории Караханидского государства, как в политическом, так и в культурном отношении. Так как с его именем связан один из важных моментов в культуре Караханидов — это распространение ислама.

В Х веке связи между «Миром ислама» (особенно его северо-восточным форпостом — государством Саманидов) и тюркской кочевой степью были сложившимися и традиционными. Это и стало одним из следствий того, что ислам начал проникать в кочевую степь.

Ранняя история Караханидов освещена в источниках неполно, и сведения носят в основном полулегендарный характер. Тем не менее, через легенды, переданные поздними мусульманскими авторами, можно восстановить общий ход событий, мотивы и характер исламизации, и её значение.

Сатук, как это видно из преданий, рано осиротел и воспитывался в Кашгаре при дворе своего дяди Огульчака. В свои двенадцать лет Сатук был мальчиком «совершенной красоты, природного ума, чистоты помыслов, здравого разумения и понимания, чего не было у царевичей до него. Однажды он видел, как люди из Бухары совершают намаз и спросил Насра ас-Самани, что они делают. Тот поспешил разъяснить ему основы мусульманства. Проповедь саманида и наблюдения за жизнью мусульман заставили Сатука глубоко задуматься о религии и вынести свое первое суждение: «И как же достойно поклонение это божество, и как прав этот пророк в том, что следовали за ним» .

В распространенных в Восточном Туркестане, Средней Азии и Казахстана дастанах о Сатуке Богра- хане, его личность окружена ореолом святости.

Миссия кагана среди тюрков была предопределена свыше: во время миграджа пророк Мухамед в присутствии ангела Джабраила лично разговаривал с духом будущего Сатука.

Приводятся и другие мистические сюжеты. Первый урок ислама тюркский принц получил в юном возрасте во время охоты. Сатук отделился от друзей, догоняя зайца. Заяц будто бы обернулся старцем, святым Хизром. Хизр был первым, кто проповедал ему истину ислама. В варианте сказаний, приведенных Чоканом Валихановым, Караханидского хана обратил в мусульманство саманидский проповедник, Ходжа, благочестивый ученый и торговец Абунаср ас-Самани. Самани юыл глубоко верующим человеком, однажды ему принился пророк Мухаммед, сообщивший ему радостную весть о том, что на него возлагается почетная миссия обращения в ислам Сатука в Туркестане, будущего воителя за веру, но «покоя в образе неверного». По приказу Пророка «Восстань. Он родился. Иди и ищи». Абунаср Самани -Ходжа отправляется в Туркестан и находит в Кашгаре Сатука. Вполне возможно, что наряду с саманидским царем на мировоззрение Сатука оказали влияние и другие личности — ученые, суфии.

В мусульманской историографии часто приводится следующий сакральный сюжет из жизни Сатука Богра-хана. Ему приснился вещий сон: с неба спустился человек и сказал ему по — тюркски: «Прими ислам! Ты будешь благополучен в этой жизни и в будущей!». Согласно комментариям среденевековых историков, именно это послужило толчком к принятию судьбоносного для хана и всей страны решения. Описаниями различных предсказаний, сновидений весьма богаты средневековые хроники. «Вера в предопределенность исторических событий была распространена в арабо-мусульманском мире». Правдоподобность необычного сна Сатука Богра-хана нельзя исключать. Вполне естественно, когда монархи, напряженно размышляют в своем «дневном» сознании над судьбами страны, подталкиваемые ходом обстоятельств принятию какого то важного исторического решения, вдруг получает «ответ» в своих сноведениях, либо в какой то другой иррациональной форме.

Обращение в ислам вождя тюрков было подготовлено всем ходом событий, духовных ситуаций, обстоятельств его жизни. Наконец он услышал приказ — откровение своего высшего «я» во сне. Состояние Сатука имело сходство с духовными исканиями русского князя Владимира:’ebадимира:f0 видел превосходство христианства, видел необходимость принять его, хотя по очень естественному чувству медлил, ждал случая, ждал знамения».

Став мусульманином, Сатук, боясь вызвать гнев своего дяди и других соплеменников, скрывал свою веру и изучал религию тайно (до 25 лет). Когда возникли благоприятные обстоятельства он повел борьбу против Огулчака и, став каганом, осноал Караханидское государство. Сатук имел второе мусульманское имя Абд аль-Керим. Во всех легендарных версиях можно выделить реальное ядро: Сатук был первым Караханидским правителем принявшем ислам (примерно после 943 года), исламизация происходила мирным путем через культурное влияние саманидского государства.

В кашгарских преданиях Сатук Богра-хан именуется Сатуком Богра-ханом-гази (т.е. борцом за веру). Естественно, что язычники стремились взять реванш, и кагану приходилось идти газаватом до Турции и Комула, о чем говорят: «обширные места религиозныз побоищ около Хотана, а так же между Яркендом и Янысаром, называемые шайдан (шахидан — место успокоения мучеников).

В дастане «Сатук Богра-хан» тюркский правитель восхваляется за свои подвиги: он поражал «неверных» своим чудесным мечом, удлинявшимся в сорок раз. Умер каган в возрасте 96 лет и был похоронен в селении Артуч (к северу от Кашгара). В Семиречье и Восточном Туркестане его почитали как святого, способного приходить на помощь и благославлять тех, кто посвящает себя религиозному служению. Так, легендарный каган считался духом — покровителем известного суфия Ходжа Мухаммада Шарифа, родом из Сайрама, проповедовавшего ислам в Восточном Туркестане .»Я слышал от дервишей, что обращение к его духу приносит великую благодать», — пишет о Сатуке Богра-хане Мухаммед Хайдар Дулати .

Усилиями потомков Сатука Богра-хана ислам ещё более укрепляется среди тюрков. При сыне Сатука Мусе, унаследовавшем престол в 955 году, ислам был объявлен государственной религией каганата (960 год). Массовый переход населения Семиречья в мусульманство произошел при нем около 960 года. Об этом свидетельствуют слова Бартольда: «Принятие ислама в 960 году… многочисленным (200000 шатров) турецким народом». Это событие стало судьбоносным в истории Центральной Азии.

Муса Арслан хан носил пышный титул «Шихаб ад-дауля ва захир ад-да ва» («Свет державыи опора призыва к вере»). Он вел религиозные войны с язычниками, отголоски которых есть в песнях, собранных в «Диван лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари.

Добавить комментарий

Закрыть меню