Санология и валеология

Введение

В конце ХХ в. валеологии как научному направлению, поставившему в центр своих научных интересов индивидуальное здоровье, исполнилось 20 лет. В 1980 г. И.И. Брехман впервые высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования, в 1982 г. Пережив период непризнания, сегодня валеология стала популярной. Ей посвящены тысячи публикаций и несколько десятков монографий, термин «валеология» известен врачам, педагогам, психологам и психиатрам, специалистам по физическому воспитанию и др. Появившись в медицине, валеология быстро перешагнула рамки медицинской науки и стала метанаукой, сформировав несколько научных направлений со своими собственными предметами исследования. В медицине – это механизмы индивидуального здоровья, возможности управления этими механизмами, в педагогике – закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. Именно это обстоятельство – наличие своего предмета исследования – явилось основанием для выделения медицинской и педагогической валеологии в самостоятельные научные дисциплины. На стадии оформления находится и психовалеология.

Основные задачи данной работы заключаются в общем рассмотрении таких явлений отечественной науки, как санология и валеология, а также основных подходов к рассмотрению категории здоровья.

1. Санология и валеология

В конце ХХ века Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила некую интегральную концепцию развития медицины, основная идея которой заключается в том, что в XXI веке медицина должна перейти от «защитно-оборонительных» позиций к «социально-констуктивным», связанным с созиданием самого здоровья и активного долголетия людей.

При этом принципиально должна измениться и роль врача. Из «лечащего болезни» он должен стать «конструктором здоровья», а «медицина болезней» должна превратиться в «медицину здоровья».

Реализуя поставленные задачи отечественная медицина уже с 70-х годов ведет разработки в подобном направлении. В эти же годы академик Ю.П. Лисицин, возглавляющий исследования этого направления, предлагает определить его понятием «санология» («санус» – лат. здоровый).

Он пишет: «Санология – наука об общественном здоровье, которое мы рассматриваем с двух позиций: 1) здоровья населения или санитарного состояния, измеряемого медико-статистическими общепринятыми показателями; 2) общеисторической (социологической), отражающей одно из состояний, качество общества, его функцию по охране и улучшению здоровья людей.»

Вряд ли целесообразно оспаривать значение санологии для любого государства, особенно государства демократической ориентации, которое связывает свое существование с решением одной из основных задач – обеспечение здоровья населения с помощью создания государственной общественной системы здравоохранения, призванной проводить санитарно-гигиеническую, профилактическую и лечебную работу. Именно показатели состояния здоровья населения – статистика детской и взрослой смертности, параметры заболеваний, продолжительность жизни, – являются показателями благополучия страны или государства.

Одним из принципиальных достижений санологии является выявление того, что из всего многообразия факторов, определяющих здоровье человека (наследственность, экология, медицинское обслуживание и т.д.) самым значимым, определяющим фактором оказался фактор «образа жизни» человека. Правда само понятие «образ жизни» затем в санологии сводили как правило к показателям экономико-материального уровня (объем жилплощади, характер труда, размер доходов на члена семьи и т.п.).

В.П. Петленко в 1987 году первым дал определение валеологии как науки об индивидуальном здоровье человека. В последующие годы, и особенно в 1990‑е годы, состоялось бурное развитие этого научно-практического направления, обращенного к изучению индивидуального здоровья человека.

Здоровье – это системное образование, что проявляется в зависимостях и связях здоровья общественного и индивидуального. Классическая медицина никогда не выходила на уровень создания теории индивидуального здоровья. И это не случайно. Современные специалисты признают, что «в медицинской науке нет общепринятого определения «здоровья» и его детерминирующих факторов». Имеется ввиду здоровье индивидуальное.

Исключение составляет точка зрения специалистов ВОЗ, которая была принята в 1946 г. в проекте Устава международной организации, который вступил в силу в 1948 году. Здоровье определялось как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов» (Устав ВОЗ). Сам характер этого определения говорит о том, что такое определение здоровья выходит за пределы компетенции медицины, хотя бы по основанию наличия немедицинского фактора составляющего здоровье – «социального благополучия».

Авторы и новаторы от валеологии предпринимают попытку создать теорию индивидуального здоровья.

2. Валеология как наука

Валеология – это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида.

Предмет исследования валеологии: индивидуальное здоровье, его механизмы, возможности управления ими.

Объект валеологии: индивиды, находящиеся во всем диапазоне здоровья.

Теоретические основы: 1. Валеология рассматривает индивидуальное здоровье как самостоятельную социально-медицинскую категорию, сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями. 2. Между состоянием здоровья и состоянием болезни выделяются переходные состояния, характеристика которых определяется соотношением механизмов здоровья и болезни. 3. Здоровье рассматривается как более широкая категория по сравнению с болезнью. Предболезнь и болезнь – частный случай здоровья, когда уровень его снижен или имеются его дефекты. 4. Уровень структурной организации, исследуемый в валеологии – преимущественно организменный, подход – холистический (целостный).

Основные задачи валеологии: 1. Разработка и реализация представлений о сущности индивидуального здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогнозирования. 2. На основе количественной оценки здоровья индивида разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения. 3. Формирование «психологии здоровья». 4. Разработка методологии и методов формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья. 5. Обеспечение первичной и вторичной профилактики заболеваний путем повышения уровня здоровья. 6. Разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье.

3. Индивидуальное здоровье человека как предмет валеологии

Авторы различных дефиниций здоровья (а их более 100) используют множество критериев, характеризующих, с их точки зрения, сущность здоровья. Это свидетельствует об отсутствии единой точки зрения на эту проблему. В результате, как писал Р. Долл., «несмотря на многие попытки измерить здоровье, не было предложено ни одной шкалы, которая имела бы в этом плане практическую ценность, и критерии положительного здоровья остаются такой же иллюзией, как измерение счастья, красоты и любви».

Таким образом, конкретизация сущности индивидуального здоровья – основная методологическая проблема валеологии.

В основе валеологии – феномен жизни, обеспечиваемый типовыми специализированными структурами.

Деятельность этих структур реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. Именно эти потоки и определяют наличие феномена жизни, являясь основой самообновления, саморегуляции и самовоспроизведения живых систем. Эти потоки, а также особенности возмущающих воздействий на биосистему поддаются научному анализу, что дает возможность характеризовать биосистему, степень ее устойчивости (совершенства) в целом. Данная характеристика и является предпосылкой для оценки количества уровня здоровья.

Говоря о человеке как о высшей форме реализации феномена жизни, следует помнить о его способности познавать и преломлять через себя картину окружающего его мира, ощущать свое место среди себе подобных и самовыражаться через социальную активность. Эти способности характеризуют психические (эмоционально-интеллектуальные) и духовные аспекты здоровья человека как высшие проявления его целостности. Высшие уровни организации личности – психика и духовность – могут выступать в качестве либо стимулятора, либо тормоза биологического субстрата (в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности).

Таким образом, основное отличие живых систем от неживых заключается в способности первых к самоорганизации – саморегулированию, самовосстановлению, самообновлению. Это и есть биологическая сущность здоровья. Она описывается различными сторонами процесса самоорганизации биосистемы – реакциями гомеостаза, адаптации, реактивности, резистентности, репарации, регенерации и т.д., а также процессом онтогенеза.

Но здоровье – категория не только медико-биологическая, но и социальная. Это справедливо, как справедливо и то, что биологическое начало – реализатор всего социального в человеке. Ничто социальное не реализуется без участия биологического субстрата. Таким образом, выполнение индивидом своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявления здоровья. Чем выше способность индивида реализовать свои биологические и социальные функции, тем выше уровень его здоровья. На способность проявить свое здоровье, иными словами реализовать свои биологические и социальные функции, оказывают мощное влияние психические (душевные) и духовные качества личности. Соответствие жизненных установок и притязаний индивида, с одной стороны, и проявлений здоровья – с другой, формирует ту или иную степень «благополучия» – физического, душевного и социального.

Валеология и санология, определение, сущность и предмет их изучения

В конце ХХ века был поставлен вопрос об образовании новой науки о здоровье – валеологии. С самого начала врачебное искусство, а затем и наука в качестве главной цели видели здоровье, его сохранение, а лечение болезней составляло вторую (вторичную) часть медицинской доктрины. По преданию, владыки Древнего Востока платили своим врачам только по тем дням, когда были здоровыми. Корифеи мировой и отечественной медицины предавали особое значение здоровью, как большому дару природы. Однако понятие “здоровье” с древних времен не имело конкретного научного определения. Еще И.П. Павлов говорил на Международном медицинском конгрессе в Мадриде в апреле 1903 г., что “…мы еще не имеем чисто научного термина для определения этого основного принципа организма – внутренней и внешней его уравновешенности”. С тех времен поло-жение не изменилось. В силу ряда причин медицина становится все более лечебной, узкоспе-циализированной, госпитальной и фактически является наукой о болезнях и менее всего – о здоровье.

Об одностороннем развитии медицины много писали И.В. Давидовский и другие отечественные и зарубежные ученые, но известна лишь одна современная попытка разработать систему средств влияния на защитные силы организма. Это направление, которое получило название “санологии”, наиболее активно развивали в нашей стране в 60-х гг. С.М. Павленко и С.Т. Олейник. Санология определялась как “общее учение о противодействии организма болезни”, в основе которого лежит саногенез – динамический комплекс приспособительных механизмов, возникающих под воздействием чрезвычайного раздражителя. Основатели этого направления утверждали, что многие механизмы саногенеза при тренировке могут быть значительно усовершенствованы с целью повышения стойкости организма и поддержки здоровья вообще.

Но санология– учение о выздоровлении, а не о здоровье, как таковом. Только в начале 80-х гг. была осознана необходимость систематизации знаний медицины, гигиены, физиологии, анатомии и других научных дисциплин с целью создания нового научного направления – валеологии – науки о сохранении здоровья.

Термин “валеология” происходит от латинского “вале”, что значит “быть здоровым” и греческого слова “логос” – “наука, учение”. Следовательно, валеология – это наука о здоровье.

Отцом современной валеологии называют российского ученого И.И. Брехмана, который в 1980 г. впервые предложил этот термин, а в 1982 г.

научно обосновал необходимость охраны здоровья практически здоровых людей. Но, к сожалению, наше общество и медицина тогда не поняли этого, не придали надлежащего значения этому событию, в то время как за рубежом труды профессора И.И. Брехмана вызывали повышенный интерес. Редактор английского издания одной из монографий Брехмана в предисловии писал: “Валеология – наука о здоровье. Почему этого слова нет в нашем словаре? Почему у нас нет отражения понятия патология (болезнь)”?


О том, что эта наука древняя, свидетельствуют труды Гиппократа и Авиценны. Именно они ука-зывали на важность образа жизни, естественной среды и заботливого отношения к себе для сохране-ния и укрепления здоровья. На принципах валеологии основаны многие методы народной медицины. Интересно, что древние римляне часто приветствовали друг друга словом: “Вале!”–“Будь здоровым!”

Таким образом, можно дать следующее определение валеологии:

Валеология – наука о закономерностях и механизмах формирования, сохранения, укрепления, восстановления здоровья людей и передачи его потомкам.

Большой вклад в развитие валеологии сделали украинские ученые.

В начале 60-х годов нашего века львовские медики, профессора С.М. Павленко и С.Т. Олейник сформулировали теорию саногенеза и санологии (от лат. сано – оздоравливать, исцелять и греч. генезис – происхождение, развитие и логос – наука, учение).

В 80-х годах ХХ века киевский ученый, доктор медицинских наук, профессор Г.Л. Апанасенко выдвинул теорию энергетического обеспечения здоровья, которая положена в основу валеологического определения здоровья и многих методов валеологического мониторинга. Его метод определения уровня физического здоровья позволяет каждому узнать о своем “количестве здоровья” на данный момент и спрогнозировать динамику здоровья на будущее.

Воспитание общей культуры здоровья – цель глобальная и отдаленная, решить которую призвано валеологическое образование.


Характеристики основных форм оздоровительной культуры

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две больших группы: упражнения циклического и ациклического характера.

Циклические упражнения — это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бежал, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборство.

Ациклические упражнения оказывают подавляющее влияние на функции опорно-двигательного аппарата, вследствии чего повышаются сила мышц, скорость реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с подавляющим использованием ациклических упражнений можна отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятие в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмичную и атлетичную гимнастику, гимнастику по системе «хатха-йога».

Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержке высокого уровня работоспособности на протяжении трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мускульных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, которая способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Производственная гимнастика используется в разных формах непосредственно на производстве. Гимнастика перед началом работы и во время физкультурных перерывов способствует активизации двигательных нервных центров и усилению кровообращения в рабочих мускульных группах. Она необходима особенно в тех видах производственной деятельности, которые связаны с длительным сохранением сидячей рабочей позы и точностью выполнения мелких механических операций. С помощью выполнения упражнений с музыкальным сопровождением для незадействованных мускульных групп (по механизму активного отдыха) улучшается координация деятельности нервных центров, точность движений, активизируются процессы памяти, мышления и концентрации внимания, которое благотворно влияет на результаты производственного процесса.

Особенность ритмичной гимнастики заключается в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс разных средств, которые оказывают влияние на организм. Да, серии беговых и пригательных упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, наклоны и приседания — на двигательный аппарат, методы релаксации и самовнушения — на центральную нервную систему. Упражнения в паре развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии — выносливость, танцевальные — пластичность и т.д. В зависимости от выбора употребимых средств занятия ритмичной гимнастикой могут носить преимущественно атлетичный, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений. В зависимости от подбора серий упражнений и темпа движений занятия ритмичной гимнастикой могут иметь спортивную или оздоровительную направленность.

Занятие атлетичной гимнастикой вызывают выраженные морфофункциональные изменения (преимущественно нервно-мышечного аппарата): гипертрофию мускульных волокон и увеличение физиологического поперечника мышц; рост мускульной массы, силы и силовой выносливости. Необходимо подчеркнуть, что эти изменения не способствуют повышению резервных возможностей аппарата кровообращения и — производительности аэроба организма. Занятие атлетичной гимнастикой могут быть рекомендованы здоровым молодым людям при условии оптимизации тренировочного процесса и сочетания атлетичных упражнений с тренировкой на выносливость (бежал и др.). Люди зрелого возраста могут использовать лишь отдельные упражнения атлетичного комплекса, направленные на укрепление основных мускульных групп (мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и др., как дополнение после тренировки на выносливость в циклических упражнениях.

Гимнастика по системе «Хатха-йога». Несмотря на то что эта гимнастика достаточно попу-лярна в нашей стране, ее физиологичное влияние на организм изучено пока недостаточно. Вполне вероятно, что диапазон ее действия весьма широкий в результате многообразия используемых средств.

Хатха-йога — это составная часть индийской йоги, которая включает систему физических упражнений, направленных на совершенствование человеческого тела и функций внутренних органов. Она состоит из статических поз (асан), дыхательных упражнений и элементов психорегуляции. Влияние на организм асан зависит от двух факторов: сильного растягивания нервных стволов и мускульных рецепторов, усиления кровотока в определенном органе (или органах) в результате изменения положения тела. При возбуждении рецепторов возникает могучий поток импульсов в ЦНС, стимулирующий деятельность соответствующих нервных центров и внутренних органов. В последние годы получены новые данные о том, что во время релаксации (так же как и в процессе мускульной деятельности) в кровь выделяются ендорфіни, в результате чего улучшается настроение и снимается психоэмоциональное напряжение — важнейший фактор нейтрализации психологического стресса. Таким образом, система «хатха-йога» может использоваться в оздоровительной физической культуре.

Описаны выше формы оздоровительной физической культуры (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения как оздоровительных программ. Ведущая роль в этом отношении принадлежит циклическим упражнениям, которые обеспечивают развитие аэробних возможностей и общей выносливости.

Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых принимает участие более не малого 2/3 мускульной массы тела. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерные важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дихания: повышение сократительной и «насосной» функции сердца, улучшения утилизации миокардом кислорода и т.д.

В массовой физической культуре широко используется оздоровительная (ускоренная) ходьба. При ежедневных занятиях оздоровительной ходьбой (по 1 г) суммарная затрата энергии за неделю составит около 2000 ккал, что обеспечивает минимальный (пороговый) тренировочный эффект — для компенсации дефицита энергозатрат и роста функциональных возможностей организма. Ускорена ходьба как самостоятельное оздоровительное средство может быть рекомендовано лишь при наличии противопоказаний к бегу (например, на ранних этапах реабилитации после перенесенного инфаркта). При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь как первый (подготовительного) этап тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. В дальнейшем, по мере роста тренированности, занятия оздоровительной ходьбой должны сменяться беговым тренировкам.

Санология-валеология и некоторые концепции формирования здоровья

⇐ Предыдущая12345678910

Определение и оценка индивидуального, группового, популяционного, общественного здоровья в основном идет от противного — его отсутствия степени выраженности и распространения за- болеваний, физических и психических дефектов, т.е. от патологии и ее структуры; подлинных критериев и соответствующих показателей, оценок здоровья практически нет. В 60-х годах был предложен так называемый индекс здоровья, рассчитываемый процентами необращений за медицинской помощью в определенный период (год и др.). Этот показатель был встречен в штыки, как необычный, нетрадиционный, но в дальнейшем его стали применять, хотя его до сих пор нет в официальном списке показателей здоровья. В соответствующих разделах учебника были названы и другие показатели, претендующие на оценку здоровья — потенциал общественного здоровья, индекс здорового образа жизни, количество здоровья, обычно относимые к попыткам измерения здоровья на социологическом уровне. Подобная ситуация не случайна. До сих пор медицина по существу остается наукой о болезнях и практикой их лечения и предупреждения, т.е. наукой патологии и врачеванием.Вместе с тем назначение медицины — не только и даже не столько лечение, сколько недопущение, профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья. На это обстоятельство указывали медики и мыслители в далеком прошлом. Медицина преуспела в выполнении второй обязанности и отстала в исполнении первой, т.е. отстала в создании и развитии санологии.

Термин «санология» (предложенный в 70-х годах Ю.П. Лисицыным) образован от sanitas (лат.) — здоровье.Санология- учение о здоровье, точнее, о здоровье здоровых, его охране, укреплении и умножении (воспроизводстве). К понятию «санология» близко понятие «валеология», предложенное И.И. Брехманом в 80-х годах в его статьях и в книге «Введение в валеологию» (1987). Термин «валеология» распространен больше, чем «санология»; даже первые курсы, кафедры науки о здоровье чаще связывают с этим термином.

Мы рассматривали оба термина как равнозначные, хотя есть семанти- ческое различие между ними. Валеология больше относится к понятию индивидуального здоровья. Это толкование нашло поддержку и развитие, т.е. валеология нередко рассматривается как наука

об индивидуальном здоровье, а санология — как учение об общественном, групповом, популяционном здоровье. Индивидуальное здоровье не может характеризоваться показателями окружающей среды, ведь заболевание может возникнуть не только вследствие воздействия факторов внешней среды, но и по причине снижения резервов здоровья индивида без изменения силы действующего фактора (факторов). Сторонники валеологии как науки об инди- видуальном здоровье считают ее объектом здорового человека и человека в состоянии предболезни — в «третьем состоянии»; назначение валеологии — сохранение и укрепление здоровья индивидуума посредством расширения его возможностей приспособиться к изменяющимся факторам среды, совершенствования механизмов здоровья.

Можно согласиться с указанной трактовкой валеологии, а санологию определить как учение об общественном здоровье, здоровье населения, цель которой — охрана и умножение здоровья здоровых. Более того, можно говорить о трех уровнях санологии — индивидуальном, групповом, популяционном. В последнее время опубликованы критические статьи о валеологии, авторы которых считают ее не наукой, а некой смесью из элементов разных наук об индивидуальном здоровье. В таких суждениях есть резон, так как здоровье человека изучают многие науки. Однако такая дифференциация допустима в методическом, структурном, классификационном аспектах, но в методологическом, общетеоретическом плане «здоровье» должно рассматриваться как диалектическая категория, как комплекс, сплав всех его аспектов и выражений, в конечном счете как именно общественное здоровье, которое нельзя сводить только к индивидуальному, только к групповому, только популяционному, но к новому системному качествуздоровья людей — социальных существ — общественному здоровью. Когда предлагалось наименование «санология», имелся в виду именно этот ракурс: санология- учение об общественном здоровье- совокупном здоровье здоровых, т.е. о потенциале здоровья общества, его сохранении и умножении.В таком толковании она обобщает все сведения, все знания, всю информацию об охране и умножении здоровья людей в индивидуальных, групповых, популяционных аспектах и данные о формировании здоровья под воздействием окружающей среды и внутренних факторов. Кстати, термин «санология» происходит от особенно часто применяемого физиологами и патофизиологами

термина «саногенез». Санология использует знания о примате, эффективности профилактики индивидуальной и общественной, первичной и вторичной (диспансеризация), о непосредственном воздействии на здоровье образа жизни, формировании здорового образа жизни, формулу (модель) обусловленности здоровья, концепцию факторов риска здоровью. По существу, санология — общемедицинский теоретический, методологический синтетический аспект медицины.Если патология — одна сторона, то санология — другая сторона медицины. К числу отправных положений санологии можно отнести изложенные в предыдущих разделах концепции факторов риска здоровью — модели (формулы) обусловленности здоровья, непосредственного влияния на здоровье образа жизни, приоритета профилактики и др.

Отправные концепции санологии:

— факторы риска (первичные, вторичные, большие);

— обусловленность здоровья — формулы (модели);

— непосредственное влияние на здоровье образа жизни;

— здоровый образ жизни и его формирование, роль медицинской активности;

— другие.

Здесь упомянем отношение санологии к гигиене и к обобщающей теории четырех моделей болезней.

Сторонники валеологии как учения об индивидуальном здоровье считают санологию частью гигиены. Однако санология — это учение о сохранении и умножении потенциала здоровья здоровых с использованием всех средств и механизмов (экономических, организационных, социальных, психологических, медицинских и др.), а не вообще о воздействии биологических, химических, физических и других факторов внешней среды на человека, его защите от вредного воздействия среды. Этим занимается гигиена.

Среди общих теорий медицины, о которых речь впереди, большое внимание в связи с санологией привлекаетконцепция четырех моделей болезнейВ.М. Дильмана. Все болезни (и их отсутствие — здоровье) автор объясняет воздействием факторов риска и причин, идущих из внешней среды (экологическая модель), наследственно обусловленных (генетическая модель). Факторы этих моделей поддаются влиянию, управлению, могут быть предотвращены. Кроме этих двух моделей, имеются еще две модели как действие факторов

риска, необратимых, неизбежных в силу онтогенетического и инволюционного развития организма (так называемая онтогенетическая и инволюционная модели), влияние которых возможно лишь затормозить. Именно две последние модели объясняют возможность, по мнению В.М. Дильмана, так называемых нормальных болезней, связанных с процессами индивидуального развития, физиологическими состояниями и старением (инсулинонезависимый диабет, ожирение, депрессия и др.). Если все варианты моделей возникновения и развития заболеваний имеют место, то санология должна иметь отношение не только к первым двум моделям. Во всяком случае формирование здорового образа жизни как один из главных механизмов санологии относится ко всем четырем моделям.

Лекция № 1.

Санология как наука.

Определения понятия здоровье.

Различные состояния человека. Структура здоровья. Структура курса «санология»

Санология как наука

Как указывает академик Ю.П. Лисицын, до сих пор существует тенденция определять здоровье населения, в т.ч. детей и подростков, через понятие «нездоровье». А это значит, что медицина остается во власти патологии.

Санология (от sanitas – здоровье) – тер­мин, предложенный акад. Ю.П. Лисицыным, означает направ­ление медицины (здравоохранения) здоровья, в отличие от традиционной науки и практики врачевания, лечения.

Санология — теория и практика охраны и укрепления, умножения, воспро­изводства здоровья здоровых людей.

В самом общем опреде­лении – это теория и практика об общественном здоровье, именно здоровье, а не патологии (болезнях, заболеваемости и пр.), которой испокон веков в основном занимается медицина с ее теориями и практикой, несмотря на заявления о роли профилактики, достижения в предупреждении заболеваний, прежде всего эпидемических, инфекционных. Санология – концентрация знаний и практических приемов, в том числе используемых медициной (особенно в области индивидуаль­ной профилактики, санэпидмероприятий) на promotion of health, т. е. формировании, сбережении, умножении – вос­производстве здоровья (индивидуального и общественного, группового). Используя научные данные об этиологии, пато­генезе, санология стремится к созданию средств управления здоровьем, к формированию саногенеза. Саноло­гия не только научное направление, но и идео­логия социальной политики в области охраны и укрепления здоровья населения. Санология предлагает теоретические обобщения как векторы практики и методы внедрения наиболее эффективных приемов оздоров­ления в практическую медицину и социальную политику. Сказанное выше относительно обусловленности общест­венного здоровья и санологии можно рассматривать, с одной стороны, как конкретные достижения медицины XX века, претворяемые с успехом на практике в ряде стран, в том чис­ле в России. С другой – как крупное теоретическое обобще­ние, касающееся формулировки и решения основного вопро­са медицины – от чего (кого) непосредственно зависит здо­ровье – приведшее к расчету и доказательству, так сказать, формулы или модели обусловленности здоровья, в которой решающая роль принадлежит факторам образа жизни.

Добавить комментарий

Закрыть меню