Самовоспитание личности

Педагогика Сущность самовоспитания

Этапы работы над собой. Организация самопознания

Приемы самовоспитания воли.

Волевые качества и их развитие

Руководство самовоспитанием учащихся

Методы самовоспитания

Сущность и движущие силы самовоспитания

Самовоспитание личности

Лекция 33.

Жизнь всœегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во всœе века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всœей страны и всœех нас. По этой причине человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде всœего с самого себя, с усовершенствования своей личности. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Вместе с тем, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.

Стремление человека к самовоспитанию, самосо­вершенствованию уходит своими корнями в глубокую историю. Человек стремится подчинить себе небо и недра планеты, на которой обитает, осваивает дно океана, заглядывает в тайны живого мира, пытается понять себя и управлять собой по собственному же­ланию.

Вся жизнь человека — это бесконечная борь­ба с собой. Преодолеть себя, воспитать себя, победить себя — во всœех веках звучали такие требования к че­ловеку разумному.

Отношение человека к природе, к обществу, к дру­гим людям так или иначе есть отношение к себе са­мому.

Самовоспитание — социальное явление, присущее только человеку и ставшее возможным благодаря вы­делœению его из животного мира в результате развития его сознания, обусловленного трудовой деятельностью.

Оно осуществляется под влиянием социальных по­требностей человека обладать профессиональными умениями, личностными качествами, способностями для выполнения конкретной деятельности.

Самовоспитание — естественный процесс адаптации человека к социальным условиям жизни и тем тре­бованиям, которые предъявляет к нему социальная среда, учебная группа, трудовой коллектив. По этой причине цели самовоспитания бывают различными в зави­симости:

· от социальной группы, к которой принадле­жит человек,

· от идеологии и права,

· морали и зако­нов, которые выработало государство.

Путем самовоспитания человек формирует, разви­вает нужные ему для жизни и деятельности личност­ные качества и устраняет те, которые мешают ему жить и действовать в нужном направлении.

Самовоспитание — процесс сложный и подчас весь­ма трудоемкий, особенно тогда, когда нужно побо­роть свои негативные привычки, которые очень цепко держатся и проявляются непрерывно.

Работа над со­бой требует:

· упорства,

· целœеустремленности,

· системати­ческих усилий,

· самоограничения,

· самопринуждения.

Благодаря самовоспитанию, расширяется сфера развития личности. Человек приобретает большую активность в борьбе с негативными факторами. С воз­растом, по мере приобретения опыта͵ с ростом воспи­танности и образованности, работа над собой занима­ет всœе больший удельный вес в моральном и профес­сиональном самосовершенствовании. Самовоспитание состоит в том, что человек целœенаправленно формирует свое самосозна­ние, совершенствует свои положительные качества и преодолевает отрицательные в соответствии со своими устремлениями и требованиями общества.

Самосознание — это умение взгля­нуть на себя чужими глазами, как бы со стороны оценить свои поступки.

Степень самосознания может быть разной — от полного отсутствия мыслей о своей личности, когда человек концентрирует свое внима­ние, к примеру, только на своей работе, до глубокого размышления над самим собой с целью раскрытия смысла своей деятельности, существования.

Самосознание включает в себя сознательность, ко­торая отражает оценку своих возможностей, намере­ний и целœей деятельности. Сознательность проявля­ется и тогда, когда человек способен понять общественные последствия своих поступков и, сообразуясь с этим, управлять своим поведением. Уровень созна­тельности человека зависит от его общей культуры, моральных принципов, социальной значимости моти­вов деятельности. Чем выше уровень сознательности и самосознания человека, тем больше у него потребность к само­воспитанию.

Самовоспитание далеко не всœегда имеет постоян­ный характер и не всœегда осуществляется в заданном направлении. Это зависит от ряда причин. Характер работы над собой во многом определяется окружаю­щими условиями жизни. Особенно ярко это проявля­ется в переходные периоды развития общества. Так, переход к рыночной экономике приводит к формиро­ванию эгоизма и практической сметки, энергичности и способности рисковать.

Распространенное мнение, что самовоспитание — это процесс непременно положительный, который дает общественно ценный результат, может снизить эффективность данного педагогического явления, затормо­зить педагогическое руководство им.

Самовоспитание имеет место независимо от того, формирует ли человек у себя положительные или отрицательные качест­ва личности. Самовоспитанием занимаются и взрослые и дети, но одни работают над собой по специальной програм­ме, а другие — от случая к случаю и только тогда, когда обстоятельства вынуждают исправить свои ка­кие-то качества.

Зачатки самовоспитания можно обнаружить уже в процессе непосредственного приспособления ребен­ка к внешним требованиям, в самоисправлении по­ступков, которые не одобряют родители. В этом слу­чае ребенок, решая исправиться, не изменяет свои качества, а отказывается от некоторых своих дейст­вий: не обижать товарищей, не грубить старшим, не опаздывать на уроки и т. п. По этой причине, исправляя свое поведение, чтобы стать “хорошим”, ребенок по суще­ству побуждается неосознанным желанием измениться.

Достигнутый в подростковом возрасте уровень са­мосознания позволяет школьнику посредством каче­ственной характеристики своих поступков оценить свои возросшие умственные и физические силы, осознать несоответствие возросших возможностей требованиям родителœей и учителœей. Теперь уже подросток нередко совершает поступки только ради того, чтобы подчерк­нуть свою самостоятельность.

Юношеский возраст характеризуется изменением позиции личности во взаимодействии с внешним ми­ром. В случае если для подростка характерна позиция макси­мализма самостоятельности, то позиция юноши ха­рактеризуется стремлением найти и осмыслить свое реальное место в мире. Правда, довольно часто юно­ши и девушки переоценивают или, разочаровавшись в собственных силах, недооценивают свои возмож­ности. По этой причине самовоспитание юношей и девушек пе­реходит на более высокий уровень — уровень осознан­ного самосовершенствования.

Следовательно, каждому возрасту в силу присущих ему уровня осознания личности и позиции во взаимодействии с внешним миром свойственны опре­делœенные возможности и особенности самовоспитания.

Для каждого возраста и для каждой конкретной личности нужна своя индивидуальная программа са­мовоспитания. Главное в ней — цель жизни и цель работы над собой.

Движущие силы и механизм самовоспитания.

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, ᴛ.ᴇ. говорим о биологическом его рождении. При этом дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (к примеру: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, общее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие — “личность”.

О личности мы судим по следующим признакам:

1. Определœенные сформированные социальные качества. К примеру: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.

2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них — существенный и главный признак личности.

А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определœенные противоречия.

Сегодня в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность — в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всœегда противоречия бывают разрешены усилиями самого воспитанника.

В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:

а) направленность, ᴛ.ᴇ. мотивы работы над собой.

б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитанием состоит по сути в том, что нужно сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

(1)Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода. (2)0тец его не удосужился позаботиться о серьёзной подготовке сына и мало обращал внимания на воспитание мальчика. (З)Только природные дарования и неутолимая любознательность помешали Александру сделаться «недорослем» со скудным багажом поверхностных и бессистемных знаний. (4)Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.

(5)Отец не хотел, чтобы Александр стал военным, тем более что ребёнок не отличался ни здоровьем, ни хорошим сложением. (6)Казалось бы, какие тут могли быть мечты о военной службе! (7)Но дело в том, что у отца была неплохая библиотека, и особенный интерес вызывали у мальчика жизнеописания великих полководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря.

8)Проводя целые дни в библиотеке отца, Саша нашёл в этих книгах богатую пищу для своего ума. (9)Он перечитывал их одну за другой и отовсюду выбирал и сохранял в памяти крупицы полезных сведений.

(10)Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов. (11)С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности. (12)Это выражалось в целой системе самовоспитания, которой подверг себя десятилетний мальчик, чтобы осуществить свою мечту. (13)Болезненный и легко подверженный простуде, он поставил себе целью закалиться. (14)Для этого он обливался холодной водой, не надевал тёплого платья, скакал верхом под проливным дождём. (15)Домашние удивлялись странности ребёнка, отец между делом читал ему нотации, пытался отвлечь от чтения военных книг. (16)Но это, напротив, только способствовало ещё большему самоуглублению Александра, усилению его природной замкнутости и заставило его ещё сильнее пристраститься к избранному им поприщу.

(17)Счастливый случай помог юному Суворову настоять на своём, избежать намеченной для него отцом гражданской деятельности и пойти по военной тропе.

(18) Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». (19)Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына, и, заинтересовавшись, гость прошёл к мальчику.

(20) Сидя в своей комнате, Александр предавался любимому занятию — разыгрывал с помощью игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений.

(21) Ганнибал приоткрыл дверь и стал с интересом наблюдать. (22)Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в тактических сложностях манёвра. (23)Войдя в детскую, генерал стал подавать свои советы. (24)Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил. (25) 3авязалась оживлённая беседа о военных правилах, о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений ребёнка. (26)Он вернулся к Василию Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решён им самим, и притом вполне правильно. 

(27)Александру было дано согласие на военную карьеру. (28)В следующем году отец записал его в гвардию. (29)С этого момента начинается новая, полная трудов и величия жизнь гениального русского полководца.

(По К. Осипову)*

* Осипов К. (Куперман Осип Миронович) (1900-1955) — писатель, один из первых исследователей жизни великого русского полководца — генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.

15.3 Самовоспитание в жизни человека. Сафин Тимур (группа 3 уровня)

Самовоспитание играет важную роль в жизни человека. Конечно, семья, окружающие люди оказывают на нас огромное влияние. Но не менее важно, воспитывать себя самим.
Именно так поступил герой текста К.Осипова. Суворов с детства мечтал о военной карьере. однако он «не отличался ни здоровьем, ни хорошим сложением». Никто и подумать не мог, что он сможет претворить свою мечту в жизнь. Однако упорство, выдержка, работа над собой помогли герою. Он стал знаменитым полководцем.
Хочу рассказать также о своем друге. Он ходит на плавание. Долгое время у него не было больших результатов, но он мечтал попасть в сборную города. Он много тренировался, оставался после занятий, и вот теперь он один из лучших.
Таким образом, самовоспитание необходимо тому, кто мечтает о высоких достижениях и хочет сам творить свою судьбу.

Воробьев Родион, 2 уровень.

Что такое самовоспитание? Каждый ответит по-своему на этот вопрос. На мой взгляд, самовоспитание – это норма правил, которой придерживается человек для достижения своих целей.

В тексте И.И. Осиповой есть яркий пример самовоспитания.

Суворов, благодаря своему упорству и настойчивости, проявившимся ещё в детстве, успешно подготовил себя к военной деятельности. В этом проявилось его самовоспитание, позволившее ему осуществить свою мечту и стать великим полководцем.
Также приведу пример из личной жизни. Мой брат поставил себе цель — стать экономистом. Для этого он начал читать соответствующую литературу, заниматься экономикой, и теперь он — один из лучших экономистов в стране.
Таким образом, самовоспитание необходимо тому, кто мечтает сам творить свою судьбу.

Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция позволяет сдержанно относиться к другим людям и терпимо воспринимать их недостатки, вырабатывая умение не раздражаться в самых критических ситуациях.

В выработке нравственной культуры, мужества, в формировании эрудиции и в умении руководить людьми немалую роль играют приемы самовоспитания: самооценка, самоприказ, самовнушение, самоодобрение, самокорректировка, саморегуляция, самостимуляция и другие.

Самооценка

Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими.

Если результат этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми.

Работая с такими подчиненными, нелишне вспомнить совет В. Гете. Он говорил, что общаясь с ближними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Поэтому многих людей целесообразно авансировать похвалой.

Заниженная самооценка самого руководителя непосредственно влияет на его отношение к подчиненным. Руководитель с низкой самооценкой часто бывает несправедлив к подчиненным, которых считает удачливее, умнее себя. Он, как правило, мнителен и отрицательно относится к тем, кто, как ему кажется, его не любит, не уважает. Он стремится к автократическому стилю управления, к установлению жесткой дисциплины. Считает, что каждый подчиненный старается его обмануть, за глаза посмеяться над ним, а отсюда появляется подозрительность, неверие в честность коллег.

Завышенная самооценка отдаляет руководителя от подчиненных, мешает установлению нормальных деловых контактов. Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, не страшна. Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде деятельности.

Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстановку, в которой осуществляется эта работа. В эксперименте студенты ставили себе оценку за каждое из заданных экспериментатором качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый человек с дорогим портфелем в руках. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижалась. Но когда в комнату входил небрежно, неаккуратно одетый, в нечищеной обуви и неглаженных брюках гражданин, самооценка этих показателей становилась значительно более высокой.

Самоприказ

Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.

Среди обязанностей руководителя есть такие, выполнять которые неприятно. Они малоинтересны, заставляют не отвлекаться, держать себя в узде, сдерживать эмоции. Но нравственные требования, профессиональный долг заставляют руководителя неуклонно выполнять эти обязанности. Здесь помощником может стать самоприказ. Важно, чтобы он был разумным и в то же время, чтобы заставлял преодолевать нежелание, заставлял делать что нужно, а не что хочется.

Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой. Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его несколько раз. Если, это возможно, повторить его вслух.

Так, немецкий король Генрих IV, трус с детских лет, идя в бой приказывал: «Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая сволочь!». С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером вдохновлял их.

Самовнушение

Оно помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону помногу раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.

Так, например, много раз повторяя: “Я не чувствую боли”, можно избавиться от болевых ощущений. И наоборот, можно внушить себе ощущение боли, причем даже не произнося каких-либо формул.

Неприятные эмоции, сопутствующие боли, исчезают при переключении внимания. Г. Гейне переставал чувствовать преследовавшую его мучительную боль, когда сочинял стихи. Исследовательская работа помогала избавиться от болевых ощущений философу И. Канту, физику Б. Паскалю, писателю Н. Островскому.

Люди заметили давно, что мысли о боли многократно ее увеличивают. Еще Л. Сенека писал: «Боль легко перенести, если не увеличивать ее мыслями о ней; если, наоборот, ободрять себя, говоря: это ничего, или, по крайней мере, — это не беда, нужно уметь терпеть, это скоро пройдет, — то боль становится легкой постольку, поскольку человек себя в этом уверит». Самовнушение или увлечение каким-то делом создает в мозгу очаг возбуждения, который став доминантным тормозит другие зоны мозга, в том числе и те, которые вызывают ощущение боли.

Академик Кассирский говорил студентам: — Когда вы даете аспирин — это лекарство. А когда я даю лекарство — это сильнейшее исцеляющее средство, потому что это лекарство плюс мой авторитет. На этом принципе основано применение плацебо, которое авторитетный врач называет новым сильнодействующим лекарством.

Особенно действенным самовнушение бывает в тех случаях, когда проводится перед сном и сразу же после утреннего пробуждения, лежа в кровати. Какие-либо усилия, волевые действия здесь не нужны. Все формулы произносятся спокойно, без напряжения.

Мысленно произносимые слова вызывают эффект самовнушения, который приводит к соответствующим изменениям в организме. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими. Слова произносятся в медленном темпе, в такт дыханию.

Самовнушение особенно эффективно при несколько заторможенном состояние коры головного мозга. Именно поэтому оно легче осуществляется в полусонном состоянии или при искусственном расслаблении (релаксации). Его хорошо проводить перед сном или сразу же после пробуждения, еще не вставая с постели. Оно особенно эффективно в процессе аутогенной тренировки. Эффективность самовнушения увеличивается, когда начинающий самовоспитание руководитель узнает о случаях его успешного применения. Вот, например, о таком.

Готовясь переплыть Атлантический океан на надувной лодке, немецкий врач Ханнес Линдеман несколько недель помногу раз в день внушал себе: «Я справлюсь! Я останусь живым!». Как он рассказывал позднее, у него появились чувства «безбрежной уверенности», «космической безопасности», не оставившие места сомнению в успехе, возможности несчастья. И когда во время плаванья лодка перевернулась, Ханнес, выбираясь из холодной воды, продолжал внушать себе: “Я справлюсь!” — и в конце концов добился успеха.

Еще в 20-е гг. своеобразную школу внушения создал французский целитель Эмиль Куэ. Основной причиной любого заболевания он считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет. Эта и другие предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли.

Самокорректировка

Трудно переоценить умение контролировать свои действия и поступки, осуществлять самоуправляемое поведение. Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу.

Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал свое поведение Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки: «Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает пути исправления своих недостатков.

Всю свою жизнь настойчиво корректировал свои потребности и душевные состояния М. Ганди. «Человек, — писал он, — является человеком потому, что способен к самоограничению, и остается человеком лишь постольку, поскольку на практике осуществляет его». Самое трудное, по его мнению, — подчинить контролю движение собственной мысли.

Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.

Саморегуляция

Этот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе; заискивающие интонации углубляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в моменты растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, руководитель приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.

Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях.

Если все же контроль над чувствами не удался, срыв произошел, обстановка чрезвычайная и необходимо успокоиться, взять себя в руки, лучшее средство успокоиться — движение. Очень хорошо молча и задумчиво пройти по кабинету, делая, скажем, на два шага вдох и на пять шагов выдох, ведя счет шагов в уме. Движение, дыхание, счет шагов в уме быстро отвлекают руководителя от ситуации, успокаивают.

В саморегуляции большую роль играет рефлексия. Вначале необходимо интенсифицировать самосознание. Это позволяет обнаружить несовместимость своих принципов, мыслей, поступков и сравнительно легко наметить пути закрепления новых элементов поведения. При этом надо иметь в виду, что чем выше интеллект человека, чем точнее самоосознание, тем эффективнее функционирует саморегуляция.

Самостимуляция

Ряду руководителей, в первую очередь, мнительным и самолюбивым людям, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказания. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.

Желательно, чтобы реакции самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним, очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. К сожалению, очень часто человек не получает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишение элементарного внимания без самоподкрепления интенсивной работы — одна из причин повышения нервозности, депрессий.

Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не только словесно. Естественно, лишение себя удовольствия будет действенным средством самонаказания.

Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную энергию, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно.

>Что такое самовоспитание. Что такое самовоспитание и зачем оно нужно человеку

Самовоспитание – зачем оно нам?

Каждый человек мечтает стать лучше. А для чего?

— чтобы добиться какой-либо цели;

— чтобы выглядеть более респектабельно в глазах других людей;

— чтобы быть уверенным в любой ситуации;

— чтобы легче справляться с теми трудностями, негативом, которые встречаются на нашем жизненном пути.

Самовоспитание помогает контролировать свои эмоции, вызывая нужные, оказывая тем самым воздействие на ту или иную черту нашего характера.

Для этого надо четко понимать положительные и отрицательные черты своего характера, поставить перед собой четкую, конкретную цель – чего вы хотите достичь. И анализируя подробно все это, нужно понять, что вам мешает, какие черты характера надо откорректировать, а какие развить.

Работа над собой — это самое сложное. Как правило, мы видим в чужом глазу соринку, а в своем и бревна замечать не хотим. И пока мы не найдем то самое «бревно» в своем характере, поступках, привычках, мы не сможем добиться поставленной цели.

Занимаясь самовоспитанием, постоянно обучаясь, тренируясь вы сможете развить в себе такие черты характера, как самообладание, выдержка, вы сможете управлять своим психологическим состоянием, вызывая необходимое в той или иной ситуации.

Также не надо забывать, что под «лежачий камень» вода не течет. Надо активно действовать в этом направлении. Нужно постоянно осознавать, что вам мешает добиться цели. Анализировать и учится управлять, исправлять теми качествами, которыми мы обладаем.

Нужно научится вовремя успокаиваться, или наоборот, стараться найти те моменты, которые помогут вам войти в возбужденное состояние, и именно это вам поможет в достижении именно этой цели.

В этом вы убеждались не раз, когда приходили на экзамен, и от возбуждения не могли ничего вспомнить. Так как ваша память тренировалась тогда, когда вы были в спокойном состоянии. У вас не получается сосредоточится, успокоится.

И соответственно вы не можете извлечь из памяти нужный материал.

Воспитав в себе самообладание человек сможет успокоится, как говорится «взять себя в руки», и соответственно вспомнить ту информацию, которая ему нужна, воспользоваться своей памятью.

Или можно привести другой пример, когда состояние возбуждения очень сильно помогало. В основном это нужно спортсменам. Интересный и поучительный пример по этому поводу приводит А. В. Алексеев в своей книге «Себя преодолеть».

«Шло первенство СССР среди юниоров по стендовой стрельбе. Одна из девушек перед последней серией оказалась на втором месте, проигрывая лидеру 5 мишеней. И вышла стрелять эту последнюю серию, что называется, опустив руки.

Я подошел к ней и посчитал пульс. Как и следовало ожидать, он был 88 ударов в минуту, в то время как при оптимальном боевом состоянии у этой спортсменки сердце должно биться (в этом можно было не раз убедиться раньше) приблизительно 120 раз в мин.

— Дай-ка мне ружье! — как бы с трудом сдерживая гнев, приказал я девушке.

— Зачем? — с недоумением, даже с испугом спросила она.

— Дай! — резко повторил я.

Она нерешительно вручила мне оружие.

— А теперь видишь ту березку? — указал на березку, стоящую метрах в двадцати в стороне от линии огня.

— Вижу… — все еще ничего не понимая, проговорила девушка.

— Так вот, быстро туда и обратно!

— Зачем?

— Быстро!!! — тоном, не терпящим возражения, приказал я.

И девушка побежала. Когда она вернулась, ее пульс был около 130 ударов в мин. Она была возбуждена и даже сердита.

— Вот так и держись! — приказал я, возвращая ей ружье. Только тут она поняла, что к чему. И, сумев удержать на протяжении всей серии это, оптимальное для нее, возбуждение, отыграла проигранные мишени и выиграла золотую медаль».

Вызывая часто то или иное психическое состояние, то это у нас превращается в черту характера, закрепляясь в нашем сознании. Осознанное направление своего развития, четкое осознание своих слабых и сильных черт, конкретные задачи – это очень важная основа для достижения поставленных перед нами целей.

ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО В ГРУППЕ http://vkТОЧКАcom/yourperfectresultпоменяйте ТОЧКА на .))

Зачем это нужно — о самовоспитании, эффективной постановке целей и проблемах при их решении

Самовоспитание — это определенный тип отношения, поступков, действий к самому себе и собственному будущему с точки зрения соответствия определенному идеалу. Самой лучшей стратегией и воспитания, и самовоспитания является стратегия любви.

Поэтому, чтобы заниматься самовоспитанием, человек должен стараться сделать себя лучше, совершенствоваться, не относиться к себе равнодушно, т.е. в конечном счете, любить себя. Если мы не любим себя, то мы не любим и других.

Познание

Познание самого себя нужно не для удовлётворения самосознательности или получения удовольствия от познания. В познании самого себя нет ничего приятного. Оттого что вы осознаете, каковы ваши защитные реакции, например оправдание своего агрессивного поведения к другу, вызванного чувством вины перед ним, как действий, направленных на воспитание в нем добропорядочности или кротости, или действий, которые имеют смысл «устранения в нем недостатков». Оттого что вы это узнаете, вряд ли вам это будет приятно.

Однако эта горечь окажется целительной в том случае, если вы склонны работать над собой в направлении познания механизмов психической защиты с целью их устранения. Следовательно, познание себя имеет целительную горечь и приобретает смысл только в контексте того, с какими целями вы познаете самого себя и как будете использовать это знание. Единственный путь движения самопознания, неприятность от открытий, это самосовершенствование.

Эффективные цели

Любое дело может быть эффективным только тогда, когда точно определены его цели, т. е. результаты, к которым необходимо стремиться, а также имеются необходимые средства и знания. Какими хотят быть подростки и юноши? Один хочет победить всех в беге на сто метров, другой — развить память, третий — научиться управлять самолетом и поступить в летное училище, четвертый решил тренироваться в боксе, чтобы побить обидчика, который его однажды унизил.

Многие считают, что целью жизни является не самосовершенствование, а как можно лучшее определение в ней, хорошая специальность и заработок, выбор красивой жены или хорошего мужа, обладание вещами и многое другое. Выбор этих целей прост, так как они навязываются всем образом жизни и средствами массовой коммуникации.

В самом деле, что необходимо, чтобы быстрее всех пробежать стометровку? Ведь для этого парень должен выработать черты, необходимые для любой другой деятельности: силу воли, постоянство в тренировках, режим дня, уверенность в успехе, способность противостоять искушениям к праздному время провождению, контроль своих потребностей и влечений, искусство поддерживать хорошие отношения со старшими, друзьями, владение собой в критических ситуациях и многое другое. Значит, для достижения указанной цели необходимо достижение многих частных целей.

Достижение их может обеспечить не только лучшее время в беге на сто метров, но и реализацию многих других жизненных целей, таких, как поступить в летное училище, научиться хорошо летать на самолете, стать хорошим боксером, овладеть хорошей профессией, зарабатывать достаточно много денег, построить семью и сохранить любовь, быть привлекательной личностью.

Проблемы постановки целей

Кроме того, узкая цель — лучше всех пробежать сто метров — может потерять свою привлекательность, так как со временем может уменьшиться интерес к бегу. А если случится травма, делающая невозможной карьеру бегуна? Когда человек превратился в придаток своей способности к бегу и его сознание полностью поглощено этим, то неудача начинает переживаться как крушение надежд, как кризис.

Смысл этого кризиса состоит в том, что он должен этого человека научить той простой истине, что каждый, ставящий задачу самосовершенствования, должен определять свои цели, так как они в любом случае, при любых стеченьях случайных обстоятельств обеспечили ему успех. Такими целями являются не частные, производные цели вроде упомянутых раньше, а общие цели, которые должны способствовать развитию индивидуальности. Если же эти цели будут достигнуты, то мы можем достичь и любых частных и одновременно жизненно важных целей.

Поэтому постановка целей самосовершенствования с последующим самоопределением в жизни — задача непростая.

Автор публикации

Vanchik (СКИФ, Днепропетровск, Украина)

Что такое самовоспитание. | Психология

Очень часто многие люди сетуют на то, что им не хватает силы духа, силы воли, мотивацию или еще чего-то подобного для развития, движения вперед или просто для совершения каких-то действий. Во всем этом они часто винят свое воспитание. Они считают, что их воспитали, таким образом, и сделать собой они самостоятельно ничего не могут.

В таком случае всем этим людям, и вам, если вы к ним относитесь нужно усвоить две вещи: во-первых, теперь уже вряд ли кто-то возьмется вас воспитывать, а во-вторых, вы всегда можете себя перевоспитать, заняться самовоспитанием.

Что собой являет самовоспитание?

Если вы не знаете, что значит самовоспитание, спешим вам сказать, что воспитать себя можно точно так же, как и любого другого человека. Причем это еще проще дается.

Для того чтобы процесс был наиболее продуктивным вам нужно представить себя в роли вашего родителя. Таким образом, получается, вы одновременно и родитель и ребенок. Вы же и объект воспитания, и его субъект.

Если рассматривать сам воспитательный процесс как некое насилие над ребенком, в хорошем смысле этого слова, ведь такое насилие, принуждение если угодно направлено на благую цель, то получается, что вы будете направлять собственное насилие на себя же. В самовоспитании, как и в воспитании обычном, вы будете говорить себе, что делать нельзя, а что делать можно и даже нужно. Т.е. вы будете оперировать преимущественно двумя категориями, а именно – нельзя и надо.

Многие, сторонники иного, более позитивного подхода могут возразить, и сказать, что процесс воспитания не всегда должен сопровождаться принуждением. Отчасти это так, но в результате такого воспитания, чаще всего, получаются именно такие люди, которые впоследствии и сетуют на свое воспитание. Такие люди, с которых мы начинали, которым без должного толчка извне не могут ничего сделать. А дабы потребности в этих толчках не возникало в будущем, нужно «потолкать» человека изначально, именно этим вы и будете заниматься.

Определенный момент принуждения должен присутствовать хотя бы потому, что без должного контроля, человек/ребенок попросту может отказаться от восприятия или усвоения направленной на него информации. Если человека не вынудить, он вовсе и не обязательно станет выслушивать ваши предостережения или рекомендации. Совсем же другое дело заставить человека слушать. Волей неволей что-то да он услышит, другое дело, станет ли он применять на практике теоретические знания, но это уже вопрос другой, но тоже связанный с воспитанием.

Именно таким же образом необходимо постоянно говорить себе, что нужно делать, объяснять чего делать нельзя и обязательно указывать, почему и что за этим последует.

Многие могут усомниться в действенности самовоспитание, но спешим вас заверить, эта методика действительно эффективна. Все дело в том, что людям действительно иногда нужен хороший «пинок» для совершения чего-либо или для воздержания от чего-то другого. Люди слишком часто не способны самостоятельно, без оказанного давления извне что-то менять. В роли такого пинка-толчка можете быть вы сами. Это действительно помогает. Главное отнестись к этому со всей серьезности и не давать себе спуску. Все это можно выразить в следующей формуле: Я родитель + Я ребенок = Я взрослый.

Не стоит бояться насилия над собой. Указывайте себе, приказывайте себе, заставляйте себя и так далее. Удовольствия вам не обещаем, хоть оно и не исключено, но положительный результат не заставит себя ждать, это уж точно.

Если же вам трудно определиться с конкретными техниками или приемами, постарайтесь вспомнить, как воспитывали вас родители и делайте так же, не можете вспомнить – посмотрите, как другие люди воспитывают своих детей и поступайте так же. Изучайте и узнавайте разные методики и техники воспитания и применяйте их по отношению к самому себе.

В качестве заключения стоит отметить, что человек вполне может сам себя воспитать, более того он должен заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Так как, только человек, который может воспитать себя, может должным образом воспитать других, в частности своих детей. Воспитывайте себя, и меняйте свою жизнь к лучшему.

Читайте интересное на сайте!

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития.
Взаимодействие воспитателя с ребенком, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие.
Вторая, внутренняя часть процесса — это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. «Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание» (Л.С.Выготский).
Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.
Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
Для того, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии, необходима организация трех групп условий:
1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.
3. Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности. Создание у учащихся доминантной установки-мотивации на самовоспитание, формирование в школе культа самосовершенствования поможет решить многие сегодняшние проблемы образования, в частности, такие важные, как мотивация учения без внешнего принуждения, самовоспитание.
В самом общем виде современная школа ориентируется на следующие воспитательные модели:
а) модель образованного, интеллектуально развитого выпускника, подготовленного к освоению профессионального этапа обучения;
б) модель физически здорового человека;
в) модель нравственно воспитанного человека и гражданина;
г) модель успешной (продуктивной, творческой) личности;
д) модель адаптирующейся личности, способной приспособиться к наличным социальным условиям и обладающей предприимчивостью, конкурентоспособностью.
Концепция самовоспитания выдвигает еще одну, новую для российской школы модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность .
2.Роль самовоспитания в формировании личности
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества.

В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.
Работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).
Самовоспитание человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности — устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия .
Самовоспитание — целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.
Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения.

Метод разумного самопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это и к работе с корреспонденцией, к составлению ежемесячных отчетов, выполнению домашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).
Непрост в реализации метод самоанализа (самонаблюдения), часто считают его утомительным и малоэффективным. Но постоянный контроль, за своим поведением в обществе и наедине с самим собой необходим, достаточно присмотреться к выражению лица, жестам, манерам окружающих, особенно если они уверены, что за ними никто не наблюдает. Владеющие, методом самоанализа никогда не позволяют себе упиваться собственным красноречием, хамить окружающим, глумиться над подчиненными, помыкать слабым и зависимым.

Добавить комментарий

Закрыть меню