Самоуправления в школе

Реферат

«Самоуправление в современной школе»

Выполнила: студентка ИДисО

направление 050700

БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ

психологическое обучение

Новиковой Людмилы Ивановны

2009 г.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Ученическое самоуправление и защита прав учеников 4

2. Структура школьного самоуправление 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

Список использованных источников 12

ВВЕДЕНИЕ

Возможно, слово «самоуправление» уже всем хорошо знакомо. Это значит, что в наших школах работает школьный парламент, школьное правительство, школьный совет или орган ученического самоуправления с каким-нибудь другим названием. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и «выйдут в жизнь». Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников. Школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Делает ли это наша школа? Увы, не всегда. К сожалению, еще не все педагоги поняли, что школа должна меняться. Что ученики приходят в школу не за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И если в школе не будет работать ученическое самоуправление, то вряд ли она сможет идти в ногу со временем.

В настоящее время социально-образовательная сфера во многих ОУ характеризуется самостоятельным поиском пути и механизмов управления развитием. Это порождает параллелизм, часто мало эффективное использование средств и потерю времени — важнейшего ресурса развития детей. Эти издержки, которые терпит образование в период своего преобразования, связаны с тем, что образуется временной разрыв между «сломом» старой системы управления и созданием новой на основе технологических отношений. При этом анализ условий и проблем на уровне ОУ зачастую базируется на разрозненных сведениях, полученных как и в практике прошлого, без системного подхода.

Поэтому именно участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям. По российскому законодательству, управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Это означает, что школа должна выполнять социальный заказ, формируемый из двух источников: с одной стороны, государства, с другой стороны, общественности в лице участников образовательного процесса — учеников, родителей и педагогов. Директор школы должен перестать быть единственным источником власти, а стать хорошим менеджером, который справляется с выполнением заказа государства и органов школьного самоуправления. Многие до сих пор путают качество образования и качество обучения. Уже более десяти лет действует Закон об образовании, который трактует образование как «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Заметьте, слово «воспитание» стоит в законе на первом месте.

Сегодня школьное самоуправление — это способ осуществления права на участие в управлении образовательным учреждением. Самоуправление не может подчиняться школьной администрации, наоборот, оно, в определенной степени, влияет на её работу. Мы говорим о правах человека и самоуправлении в школе не из-за того, что это записано в неких документах, и потому должно выполняться. Мы считаем, что школа сама заинтересована в том, чтобы как можно скорее перестроить свою работу на основе ценностей прав человека.

Школа, в центре внимания которой — ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление — необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.

1. Ученическое самоуправление и защита прав учеников

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику — как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её субъектов.

Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам школьной жизни от имени своих «избирателей» — например, учеников. Такие органы, соответственно, являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестаёт быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев.

Таково самое сжатое описание механики школьного самоуправления, и, конечно же, оно совершенно недостаточно. Но даже из приведенного здесь конспекта становится ясно, что школьная служба примирения может иметь статус органа ученического самоуправления с исполнительными функциями.

Сразу хотелось бы разрушить стереотипы, которые нередко возникают в связи с темой самоуправления и могут помешать дальнейшему восприятию текста.

1. Зачастую ошибочно ставится знак равенства между системой самоуправления и наиболее активным органом самоуправления, например, школьным правительством. Из-за этого вариант интеграции в ученическое самоуправление может быть воспринят как поглощение правительством службы примирения в качестве одного из «штабов». Нет, служба остаётся службой, и ни чем иным. Вхождение в систему органов школьного самоуправления не приводит к потере её самостоятельности, возникновению ситуации подчинения какому-либо другому органу самоуправления. В системе школьного самоуправления вполне нормальной практикой является существование независимых, «автономных» органов.

2. Часто на ученическое самоуправление ошибочно проецируют принципы и методы работы «старой доброй» пионерской организации. В том числе, считают совершенно естественным, что орган ученического самоуправления имеет над учениками власть, как в прежние времена совет дружины над пионерами. Нет, самоуправление — это не пионерская организация. Школьники дают выборным органам самоуправления право представлять свои интересы в управлении школой, но не дают права собою командовать. Следовательно, орган самоуправления не может ученикам ничего приказать.

Таким образом, ученическое самоуправление — это форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.

При развитых системах соучастия обучающихся в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления:

  • общешкольный ученический совет,

  • гимназический (школьный) парламент,

  • ученический комитет (учком),

  • старостат,

  • школьная дума и др.

Следует отличать формы ученического самоуправления от детских и молодёжных общественных объединений, создаваемых самими обучающимися или взрослыми с участием детей в общеобразовательных учреждений, объединившихся на основе общности интересов.

Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

Представительское направление — участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления разрешение конфликтов — посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности (см. описание работы школьных служб примирения во второй главе) информационное направление — информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета шефское направление — организация шефства старших над младшими внешние связи — организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом организаторское направление — поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников правозащитное направление — защита прав учеников в школе Приведенный список не является исчерпывающим. Тем более, он не означает, что в органе ученического самоуправления нужно обязательно создавать структурные подразделения, подобные секторам или штабам в «старых добрых» учкомах. Возможно, ученическое самоуправление в данной конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом делая всю работу единой командой — как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

Правозащитное направление деятельности ученического самоуправления интересно тем, что, в отличие от других направлений, оно подкреплено минимально необходимой законодательной базой. Представительный орган ученического самоуправления не нуждается в том, чтобы школа признала его полномочия по защите прав учеников — они уже есть в действующем законодательстве. Обратимся к тексту Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Из Федерального закона

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (N 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.)

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Приведённые нормы Закона дают органам ученического самоуправления право выступать инициатором проведения дисциплинарного расследования и участвовать в его проведении. В случае несогласия с решением, принятым по результатам расследования, органы ученического самоуправления могут обратиться в вышестоящие органы. Это означает, что органы ученического самоуправления законодательно наделены полномочиями по защите прав ребенка в школе. При этом, данный закон (статья 6) трактует понятие «права ребенка» расширительно, включая в него не только права детей, провозглашённые Конвенцией о правах ребенка, но и весь объём прав человека в целом, закрепленный Конституцией, международными договорами и российским законодательством.

Продолжим текст закона:

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

Школьное самоуправление

Каждый ребенок мечтает поскорее стать взрослым, ведь взрослая жизнь, по мнению ребенка, более насыщенная и яркая. Школа является первым шагом в эту самую взрослую жизнь. И в наше время школа уже давно перестала быть просто местом, где детей пичкают знаниями, словно таблетками. Школа должна подготавливать к будущему, к тому, что ожидает ребенка за стенами школы.

Лучшим способом подготовить ребенка к взрослой жизни является школьное самоуправление. Ученическое самоуправление в современное школе может стать как бы моделью того, что ожидает ребенка в будущем, а, соответственно, эта игра сможет его многому научить.

В действенности этого метода сомневаться не стоит, но давайте все же более подробно разберемся в структуре школьного самоуправления, чтобы лучше понимать, что же это за зверь такой и чем он может помочь детям.

Основные положения ученического самоуправления в школе

Во взрослой жизни есть определенные деления на начальников и подчиненных, которые исполняют определенный круг своих обязанностей. Ученическое самоуправление в школе, по сути, является игровой моделью этой взрослой жизни. То есть, у всех учеников есть свои обязанности, которые они должны исполнять.

Это помогает детям почувствовать себя самостоятельными, найти дело, которым им нравится занимать, возможно, раскрыть новые стороны самого себя. Кто-то из детей поймет, что обладает навыками и качествами руководителя, кто-то сможет открыть в себе творческую жилку, а кто-то узнает, что он ответственный и трудолюбивый исполнитель, который может хорошо исполнять задания. Эта игра во взрослую жизнь будет, словно шаг во взрослый социум, который поможет лучше понять взрослый мир и подготовиться к нему.

Учителя, которые, конечно же, будут следить за детским самоуправлением в школе, не пуская его на самотек, смогут направлять детей в правильном направлении, давая им не только необходимые знания математики и грамматики, но еще и не менее необходимые навыки выживания в социуме.

Вопросы возраста

Возраст, так сказать, значения не имеет. Самоуправление может происходить даже в начальной школе, так как для учеников младших классов оно будет просто интересной и увлекательной игрой. На общие собрания классов малышей можно не приводить, так как для старших самоуправление все же уже будет более серьезной игрой, но при этом и их необходимо включать в общую жизнь школы.

Структура ученического самоуправления в школе

Конечно же, обязательно деление на органы самоуправления в школе, каждый из которых будет заниматься определенным профилем занятий.

Например, может быть вот такой список органов:

  • орган, поддерживающий порядок в школе и дисциплину учащихся;
  • орган, занимающийся дизайном, то есть всякими плакатами, стенгазетами, декорациями для школьных постановок;
  • орган, заботящийся об озеленении школы, следящий за растениями;
  • орган, отвечающий за проведение разнообразных конкурсов и организацию школьных праздников;
  • орган, который следит за школьными новостями, что-то типа школьных журналистов, которые могли бы писать статьи для школьной газеты.

В общем, вариантов очень много – все зависит от желания детей и спектра их возможностей. Если есть ребята, занимающиеся спортом, то можно основать орган, который следит за здоровым образом жизни, если есть музыканты, то какой-то музыкальный орган и т.д. Здесь все зависит уже от фантазии учителей и самих детей. Конечно, на общем собрании выбирается и президент, который будет координировать работу всех органов.

И, конечно же, кроме обязанностей, каждый орган должен получить свое оригинальное название.

Выбор ученического самоуправления в школе

Выборы школьного самоуправления должны проводиться самими детьми, но при этом под чутким руководством учителя. Каждый ребенок должен попасть в тот орган, работа в котором ему интересна, а лидерами школьного самоуправления должны стать те ребята, которых все уважают и любят, ведь в детском возрасте приучать детей ненависти к начальнику все же лишнее.

В принципе, мы разобрались со всеми функциями школьного самоуправления.

Вывод напрашивается сам собой – школьное самоуправление, однозначно очень полезная игра во взрослую жизнь, которая сможет пробудить в ребенке чувство ответственности и, возможно, какие-то скрытые способности и таланты.

Добавить комментарий

Закрыть меню