Самостоятельная работа студентов методические рекомендации

Методические указания
по организации самостоятельной работы студентов

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материа­ла, быть творческой личностью.

Ориентация учебного процесса на само­развивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предостав­ления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориен­тированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкрет­ной ситуации.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятель­ной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимули­рование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей са­мостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.

1. Функции, цели и виды самостоятельной работы студентов

Необходимость организации со студентами разнообразной самостоя­тельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоре­чие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:

  • Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобще­ние к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуаль­ных способностей студентов);

  • Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

  • Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);

  • Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

  • Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: само­стоятельности, развивающее творческой направленности, целевого плани­рования, личностно-деятельностного подхода.

Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента академического образования:

1)познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;

2) развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

3)воспитательный – формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.

Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:

– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

– углубления и расширения теоретических знаний;

– формирования умений использовать справочную литературу;

– развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организо­ванности;

– формирования самостоятельности мышления, способностей к са­моразвитию, самосовершенствованию и самореализации;

– развития исследовательских умений.

Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоя­тельной работы должны решать следующие задачи:

1. Изучить рекомендуемые литературные источники.

2. Изучить основные понятия, представленные в глоссарии.

  1. Ответить на контрольные вопросы.

  2. Решить предложенные задачи, кейсы, ситуации.

5. Выполнить контрольные работы.

Работа студентов в основном складывается из следующих элементов:

  1. Изучение и усвоение в соответствии с учебным планом программ­ного материала по дисциплине;

  2. Выполнение письменных контрольных работ;

  3. Подготовка и сдача зачетов, итоговых экзаменов, написание итоговой письменной работы.

Самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

  • индивидуальное занятие (домашние занятия) – важный элемент в работе студента по расширению и закреплению знаний;

  • конспектирование первоисточников;

  • получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;

  • подготовка ответов на вопросы тестов;

  • подготовка к экзамену;

  • подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);

  • выполнение контрольных работ;

  • анализ деловых ситуаций (мини-кейсов) и др.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно РУПД. Распределение объема времени на внеауди­торную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентиру­ется расписанием.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содер­жание и характер могут иметь вариативный и дифференциальный харак­тер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, инди­видуальные особенности студента.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

Для овладения знаниями:

  • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литера­туры);

  • составление плана текста;

  • конспектирование текста;

  • выписки из текста;

  • работа со словарями и справочниками;

  • использование аудио- и видеозаписи;

• работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

Для закрепления и систематизации знаний:

  • работа с конспектом лекции (обработка текста);

  • повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточ­ника, дополнительной литературы, аудио-, видеозаписей);

  • составление плана и тезисов ответа;

  • составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;

  • выполнение тестовых заданий;

  • ответы на контрольные вопросы;

  • аннотирование, реферирование, рецензирование текста;

  • написание эссе, писем-размышлений, сочинений;

  • составление глоссария, кроссворда по конкрет­ной теме;

  • работа с компьютерными программами;

  • подготовка к сдаче экзамена;

  • подготовка к написанию итоговой письменной работы;

Для формирования умений:

  • выполнение упражнений по образцу;

  • выполнение вариативных упражнений;

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их сис­тематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повы­шения профессионального уровня.

2. Планирование самостоятельной работы студента

В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по за­данию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Студент должен знать:

– какая форма самостоятельной работы предполагается (чтение ре­комендованной литературы, ее письменное реферирование, выполнение контрольных работ и заданий, письменные ответы на предлагаемые вопросы, тесты, подготовка к выступлениям на практических заняти­ях, подготовка презентаций и т.д.);

– какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена.

Методическими материалами, направляющими самостоятельную ра­боту студентов являются:

  • сборники основной образовательной программы специальности;

  • методические указания к практическим занятиям;

  • часть учебно-методического комплекса по дисциплине (примеры выполнения домашних заданий, оформления рабочих тетрадей, использования электронных информационных ресурсов);

  • методические указания по выполнению контрольных работ;

  • списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисциплины.

Методические указания обращают внимание студента на главное, су­щественное в изучаемой дисциплине, помогают выработать умение анали­зировать явления и факты, связывать теоретические положения с практи­кой, а так же облегчают подготовку к выполнению контрольных работ, сдаче экзаменов и написанию итоговой письменной работы.

Сущность самостоятельной работы студентов как специфической пе­дагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа не есть самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного ма­териала, а есть особая система условий обучения, организуемых препода­вателем.

Организация самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

  1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисцип­лине.

  2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

  3. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инст­руктаж, письменная инструкция).

  4. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной ра­боты студента.

Ряд тем могут быть полностью отнесены на самостоятельную работу, дру­гие могут содержать минимум самостоятельной работы или вовсе не со­держать ее. Ряд тем может быть переадресовано к изучению самостоятель­ного курса, тем самым выдерживается междисциплинарная связь учебного процесса.

Преподавателем разрабатываются задания для самостоятельной рабо­ты студентов. Это может быть ссылка на конкретный учебник, учебное пособие, справочную литературу.

Подготовка к семинару

Семинар – один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.

Ценность семинара как формы обучения состоит в следующем:

— появляется возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала: подготовленное выступление, высказанное дополнение или вывод «включают» дополнительные механизмы памяти;

— происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на более высоком, методологическом, уровне или через их проблемную постановку;

— немаловажную роль играет обмен знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;

— развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы;

— на семинаре студент приобретает навыки публичного выступления, учится дискутировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих юристов и управленцев;

— возможность выступления в рамках семинарских занятий способствует расширению словарного запаса студента, а также усвоению им соответствующей терминологии.

На практике существует 3 основных вида семинаров:
а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения курса в целом;
б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения основных или наиболее важных тем курса;
в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.

Написание реферата (доклада)

Реферат (доклад) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат (доклад) имеет научно-информационное назначение, это лишь краткое изложение чужих научных выводов. Этим реферат (доклад) отличается от курсовой и выпускной квалификационной работ, которые представляют собой собственное научное исследование студента.

Написание реферата (доклада) начинается с определения темы и подбора литературы.

Подготовка к контролю знаний

Формы контроля знаний по окончании курса – экзамен (зачет), по окончании того или иного раздела дисциплины или в соответствии с РУПД (для очной формы обучения) – аудиторная контрольная работа.

Для успешной сдачи экзамена (зачета) рекомендуется соблюдать несколько правил.

1. Подготовка к экзамену (зачету) должна проводиться систематически, в течение всего семестра.

2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена (зачета): распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

3. Данные 3-4 дня перед экзаменом рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для полного повторения курса).

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Программа курса, представленная в УМК, сопровождается подробным списком нормативных правовых актов и указателем рекомендованной и дополнительной литературы по изучаемым темам, что поможет глубже разобраться в логической структуре курса, определить последовательность освоения дисциплины, сэкономить время при поиске необходимых справочных материалов.

При подготовке к занятиям студенты должны ориентироваться на изучение всех материалов темы, анализ источников муниципального права, изучить терминологию и ответить на все контрольные вопросы по теме занятия. Студентам необходимо обратить внимание на самостоятельное изучение всех нормативных актов муниципального права.

Успешное освоение муниципального права предполагает проведение со студентами различных видов учебных занятий: лекций, семинарских и практических занятий, коллоквиумов, а также самостоятельную работу студентов. Сочетание указанных видов обучения, их взаимосвязь и взаимопроникновение позволит учащимся более глубоко и всесторонне изучить учебную дисциплину «Муниципальное право России». Вместе с тем каждый из этих видов обучения имеет собственные задачи и особенности, обусловленные спецификой форм и целей обучения.

Учебные лекции по курсу призваны дать студентам основные положения по вопросам отдельных тем, определить нормативные акты, учебную и специальную дополнительную литературу, относящиеся к изучаемой теме, заложить базу для углубленного ее освоения на семинарских и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы.

По общему правилу материал в лекциях по указанному курсу освещается отдельными блоками, объединяющими отдельные темы. При этом раскрываются наиболее важные и сложные вопросы. Наряду с раскрытием содержания того или иного блока тем (темы) даются материалы и рекомендации по самостоятельному углубленному их изучению, а также обзор проблем в муниципальном праве, о соответствующем законодательстве и практике его применения, которые произошли за последнее время.

Лекционному курсу по муниципальному праву выделяется достаточное количество учебного времени, которым не следует пренебрегать. Весь лекционный материал имеет свою логику построения и развития. На лекциях студентам тоже необходимо работать, вести конспект. Эта работа включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом.

Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т.п.).

Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту.

Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к экзамену. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции, — прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установит логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя.

При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации.

Это способствует лучшему усвоению, запоминанию проблематики конституционного права, служит средством развития умственных способностей, вырабатывает умение в сжатой форме излагать мысли, развивает навыки литературного изложения, повышает культуру речи. Конспект должен отражать основное содержание лекции, записанной своими словами, кратко, сжато и вместе с тем понятно, дословно следует записывать лишь определения, правила и выводы. При конспектировании целесообразно употреблять сокращения и условные обозначения распространенных слов или терминологических оборотов.

Конспектируя лекции, студент встречается с непонятными для него вопросами. Необходимо отмечать их для себя на полях с тем, чтобы потом разобраться в них в процессе самостоятельной работы, читая первоисточники, консультируясь с преподавателем. В конце конспекта каждой лекции следует оставлять одну страницу для того, чтобы можно было в свободное время дополнить, углубить и пояснить те места, которые записаны неполно или неразборчиво.

Семинарские и практические занятия по муниципальному праву имеют своей целью углубление и закрепление знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самостоятельного изучения рекомендуемой юридической литературы, нормативных актов и материалов практики, помочь им овладеть навыками и правилами публичного выступления, дискуссии, умением аргументировано и последовательно изложить и доказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. На семинарские и практические занятия выносятся лишь узловые вопросы курса.

Теоретическая или практическая направленность занятия определяется характером темы, ее непосредственной связью с деятельностью государства, муниципальных образований, состоянием действующего в рассматриваемой теме законодательства. На семинарских занятиях студенты должны уделять особое внимание рассмотрению и изучению теоретических вопросов той или иной темы во взаимосвязи и значении их в сфере государственного или муниципального управления.

Теоретические семинары могут проводиться по системе докладов, выступлений, в виде «круглых столов», научных диспутов или в иной форме по усмотрению преподавателя. При подготовке к занятиям на каждый теоретический вопрос темы целесообразно составить план-конспект ответа с фиксацией в нем важнейших положений изученных материалов, что будет способствовать более глубокому, полному, логически последовательному и выдержанному ответу студента. Спорные в юридической литературе теоретические вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание при подготовке к семинару, указываются преподавателем в процессе определения домашнего задания. По отдельным вопросам темы, представляющим определенный теоретический и практический интерес, студентами, по согласованию с преподавателем, могут готовиться или обсуждаться на занятиях научные доклады. Это поможет выработке у них навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной практикой судебных органов, поможет в развитии способностей письменного изложения собственных выводов теоретического и практического характера, которые найдут применение в их будущей работе.

Вместе с тем, семинарские занятия не должны сводиться к абстрактным рассуждениям. Необходимо помнить, что теория является основой правотворческой и правоприменительной деятельности, поэтому, изучая теоретические вопросы, студенты должны обращаться к закону, находить подтверждение теоретическим выводам и положениям в нормах законодательства. Надо также помнить о тесной взаимосвязи институтов муниципального права с другими отраслями российского права, что позволит глубже уяснить значение и роль каждого из них в общей системе правовых средств.

Основная задача практических занятий – научить студентов понимать смысл закона, правильного его толкования и применения к конкретным жизненным ситуациям. Это достигается путем решения студентами задач (казусов), большинство которых имеют в своей основе конкретные судебные дела; выполнения заданий, связанных с подготовкой студентами различных юридических документов, схем и графиков; проведения сравнительного анализа определенных норм права, деловых игр, обобщения судебной практики; осуществления кодификации судебной практики и действующего законодательства; посещения судебных заседаний по рассмотрению конкретных дел и т.п. Выполнение указанных видов работы должно способствовать развитию у студентов практических навыков, умения применять свои познания в области регулирования муниципально-правовых отношений, самостоятельно анализировать закон и на его основе разрешать соответствующие судебные дела.

При подготовке к занятиям студенты должны изучить материалы лекции, рекомендованную специальную литературу и относящиеся к данному занятию нормативные акты и материалы практики. Лишь после этого можно приступить к составлению докладов (сообщений), написанию рефератов, решению задач и выполнению заданий. При этом задания, задачи и другие виды работ должны выполняться письменно в отдельной тетрадке в соответствии со сформулированными в них указаниями.

В конце теоретического семинара или практического занятия преподаватель делает соответствующее заключение, в котором определяет общий уровень подготовки присутствующих на занятии, обращает внимание группы на недостаточно проработанные вопросы, подводит итоги рассмотрения теоретических положений темы и решения задач, оценивает выступление отдельных студентов.

К самостоятельной работе вне аудитории относится: работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление лекционного материала; подготовка к семинарам, конференциям, «круглым столам»; работа в научных кружках и обществах.

Известно, что в системе очного, а, в особенности, заочного обучения удельный вес самостоятельной работы достаточно велик. Поэтому для студента крайне важно овладеть методикой самостоятельной работы.

Настоятельно советуя студентам при изучении курса «Муниципальное право» использовать следующие виды самостоятельной работы:

работа над лекционным материалом:

работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой:

изучение и конспектирование нормативного материала;

подготовка к семинарам;

написание рефератов;

подготовка к экзамену.

Грамотная работа с книгой, особенно если речь идет о научной литературе, предполагает соблюдение ряда правил, овладению которыми необходимо настойчиво учиться.

Прежде всего, при такой работе невозможен формальный, поверхностный подход. Не механическое заучивание, не простое накопление цитат, выдержек, а сознательное усвоение прочитанного, осмысление его, стремление дойти до сути — вот главное правило. Другое правило — соблюдение при работе над книгой определенной последовательности. Вначале следует ознакомиться с оглавлением, содержанием предисловия или введения. Это дает общую ориентировку, представление о структуре и вопросах, которые рассматриваются в книге. Следующий этап — чтение. Первый раз целесообразно прочитать книгу с начала до конца, чтобы получить о ней цельное представление. При повторном чтении происходит постепенное глубокое осмысление каждой главы, критического материала и позитивного изложения, выделение основных идей, системы аргументов, наиболее ярких примеров и т. д.

Непременным правилом чтения должно быть выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий. Немало студентов с этой целью заводят специальные тетради или блокноты. Важная роль в связи с этим принадлежит библиографической подготовке студентов. Она включает в себя умение активно, быстро пользоваться научным аппаратом книги, справочными изданиями, каталогами, умение вести поиск необходимой информации, обрабатывать и систематизировать ее. Полезно познакомиться с правилами библиографической работы в библиотеках учебного заведения.

Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости и вновь обратиться к ним.

Конспект ускоряет повторение материала, экономит время при повторном, после определенного перерыва, обращении к уже знакомой работе.

Конспектирование — один из самых сложных этапов самостоятельной работы. Каких- либо единых, пригодных для каждого студента методов и приемов конспектирования, видимо, не существует. Однако это не исключает соблюдения некоторых, наиболее оправдавших себя общих правил, с которыми преподаватель и обязан познакомить студентов:

1. Главное в конспекте не его объем, а содержание. В нем должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы. Умение излагать мысли автора сжато, кратко и собственными словами приходит с опытом и знаниями. Но их накоплению помогает соблюдение одного важного правила — не торопиться записывать при первом же чтении, вносить в конспект лишь то, что стало ясным.

2. Форма ведения конспекта может быть самой разнообразной, она может изменяться, совершенствоваться. Но начинаться конспект всегда должен с указания полного наименования работы, фамилии автора, года и места издания; цитаты берутся в кавычки с обязательной ссылкой на страницу книги.

3. Конспект не должен быть «слепым», безликим, состоящим из сплошного текста. Особо важные места, яркие примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамочку, оттененном, пометками на полях специальными знаками, чтобы как можно быстрее найти нужное положение. Дополнительные материалы из других источников можно давать на полях, где записываются свои суждения, мысли, появившиеся уже позже составления конспекта.

При работе над темами, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент должен самостоятельно выделить наиболее важные, узловые проблемы, как это в других темах делалось преподавателем. Здесь не следует с целью экономии времени подходить к работе поверхностно, ибо в таком случае повышается опасность «утонуть» в обилии материала, упустить центральные проблемы. Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление студента об изученных вопросах.

Форма контроля – написание контрольной работы и экзамен.

В результате изучения обязательного минимума содержания дисциплины «Муниципальное право России», предусмотренного Государственным образовательным стандартом:

Студент должен иметь представление в целом об общих принципах организации местного самоуправления, о местном самоуправлении как о форме народовластия, отличной от государственной власти;

Студент должен знать:

— основные теоретические представления о муниципальном праве и местном самоуправлении, имеющиеся в отечественной юридической науке;

— содержание новейшего законодательства о местном самоуправлении, его специфические особенности;

— суть проводимой в России реформы местного самоуправления;

— существо правовых проблем, возникающих при формировании в России системы местного самоуправления;

Студент должен уметь:

— осуществлять комплексный сравнительно-правовой анализ нормативных актов;

— применять нормы законодательства о местном самоуправлении для решения практических задач;

— определять правовой характер проблем, возникающих при формировании в России системы местного самоуправления;

— составлять некоторые документы, для которых необходимо уметь обосновывать правовые позиции.

Добавить комментарий

Закрыть меню